Гротеск — архитектурный декор и жанр в литературе: что такое гротеск, особенности, история возникновения. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Гротеск в зарубежной литературе. гротеск в литературе. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость. В позапрошлом году вышла книга Ю. Манна «О гротеске в литературе», содержащая теоретическое рассмотрение проблемы литературного гротеска, характеризующая место гротеска в реализме.
Гротеск что это в литературе
Гротеск в искусстве. Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок. В художественном универсуме эмоционалистов гротеск присутствует и в качестве стилеобразующих примет, маркирующих различные периоды культуры, которые формировали гротеск как явление — от гротескной архаики, античного гротеска. Значение слова гротеск – что это такое в литературе. Художественные элементы в литературе, использующиеся для красочного описания эмоция и явлений, примеры гротеска, как используется в литературе. Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. В литературе — одна из разновидностей комических приёмов, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Понимание гротеска в литературоведении находится в определенном диапа-зоне смыслов — от интерпретации как проекции мировосприятия до трактовки гротеска как приема.
Что такое гротеск и история этого термина
- «Гротéск» — происхождение и значение слова
- Гротеск — психология
- Значение слова гротеск – что это такое в литературе
- Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова -
Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"
Основная статья: Гротеск орнамент Ренессансные гротески коллаж Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента , в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы, имеющие, как правило, причудливый либо фантастический характер. Подобные мотивы разрабатывались в искусстве итальянского Возрождения на основе античных орнаментов [2]. Так, гротески присутствуют в многочисленных росписях, созданных Рафаэлем и его учениками Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце , римские виллы Фарнезина и Мадама [3]. За пределами Италии гротеск также стал излюбленным жанром художников маньеризма. Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты , экспрессионисты , сюрреалисты [4]. В литературе[ править править код ] Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; обычно образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.
Пожаловаться Гротеск в литературе: что это и для чего используется? В литературе гротеск — это художественный прием, основанный на преувеличении, заострении и контрасте образов, ситуаций и характеристик персонажей. Цель гротеска — создание выразительных образов, привлечение внимания к определенным идеям и проблемам.
Гротескный образ стремится к крайнему обобщению, выявлению квинтэссенции времени, истории, явления, человеческого бытия. В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов».
Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия. По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною». Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела у Рабле , сказочного и реального у Гофмана , фантастики и быта у Гоголя. Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени. В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение. В реалистическом же гротеске контраст социален. В рассказе Достоевского «Бобок» сближаются социальные верх и низ.
Комична в рассказе память могильного «общества» о прошлой реальной, «домогильной» иерархии. Гротескный контраст проникает в саму ткань произведения, выражаясь в резких перебивах авторской речи и речи героев. Реалистическое искусство приносит невиданную ранее «психологизацию гротеска» Ю. В реалистическом гротеске расщепляются не только явления внешнего мира, но и само человеческое сознание, в литературе возникает тема двойничества, начатая еще гоголевским «Носом» ведь статский советник Нос - это двойник глупого, пошлого майора Ковалева. Развивается тема Достоевским в повести «Двойник» и в сцене «встречи» Ивана Карамазова с чертом. В гротескном произведении писатель многообразными способами «убеждает» читателя в возможности сосуществования самого невероятного, фантастического с реальным, привычным. Фантастическое в нем - это максимально заостренная реальность. Отсюда подчеркнутая пластическая достоверность в описании носа и переплетение невероятного со сценами обыденной пошлости в гоголевской повести.
Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определённого художественного эффекта. Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению.
Например, сон Татьяны Лариной А. Пушкин «Евгений Онегин» наполнен гротескными образами чудовищ: Один в рогах с собачьей мордой.
Литература Гротеска
Булгаков, в его сатирических повестях гротеск, то есть фантастическое преувеличение, тоже смешивается с абсурдом окружающей действительности. Замятина, — излюбленный приём писателя. Но гротесковые образы у Булгакова создаются не только на фантастической основе, многие из них легко соотнести с реальностью, ведь окружающая действительность настолько абсурдна, что сама порождает удивительные гротескные формы. Гипербола — это образное выражение, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении, употребляемая для большей выразительности. В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т.
В литературе гипербола — средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф. Достоевский , и дольше века длится день Б.
Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления. Всё необычное, странное, выходящее за рамки обыденного, преувеличенное, искаженное, несочетаемое, парадоксальное привычно описывается этим термином. Однако само понятие возникло в XV веке и имело вполне конкретное значение: так называли сложный орнамент, которым были покрыты своды и стены случайно обнаруженного под землёй дворца римского императора Нерона. В нём растительные мотивы причудливо переплетались с изображениями людей и животных.
Усилителем этого образа представляет собой сочетание обыденных явлений. Повесть «Нос» Гоголя также считается ярким примером использования стиля в сюжете. Нос главного героя приобретает самостоятельную жизнь и отделяется от хозяина. Читайте также: Житейский подход - психология В живописи В Средние века был характерен для народной культуры, выражавшей самобытный способ мышления. Стиль достиг пика своей популярности в эпоху Возрождения. Он наделяет работы великих художников того времени драматизмом и противоречивостью. Сатира Это проявление комического стиля в искусстве в самом резком его понимании. При помощи иронии, гротеска, аллегории, доли гиперболы, она раскрывает унизительные и ужасные явления, придавая свою поэтическую форму. Многие поэты используют такой художественный стиль для высмеивания каких-либо явлений. Характерным для сатиры будет являться негативное отношение к предмету осмеяния.
Гипербола Элемент, использующийся многими авторами и поэтами для преувеличения. Художественная фигура помогает усилить красноречивость мыслей. Данный приём удачно может сочетаться и с другими стилистическими оборотами. Преувеличение совмещается с метафорой и сравнением, предавая им необычную окраску. Гиперболу можно найти в разных художественных стилях, таких как ораторский, романтический и многих других для усиления чувственного восприятия. Ирония Приём, который используется для противопоставления скрытого смысла явному. При употреблении этой художественной фигуры, возникает ощущение, что предмет иронии не такой, каким кажется на самом деле. Формы иронии Прямая. Употребляется для принижения и усиления отрицательных черт предмета обсуждения; Антиирония. Используется для того, чтобы показать, что объект недооценён; Самоирония.
Высмеивается собственная персона; Ироническое мировоззрение. Неприятие близко к сердцу общественные ценности и стереотипы; Сократова ирония. Предмет обсуждения сам должен прийти к скрытому смыслу высказывания, обдумывая всю сказанную информацию субъекта. В первом случае перед нами гротеск, во втором — аллегория и символ. В гротесковом изображении не просто сопрягается реальное и фантастическое, ведь то и другое могут быть рассредоточены по разным образным структурам. Во множестве произведений сосуществуют персонажи реальные и фантастические, но тут и в помине нет ничего гротескового. Гротеск в литературе возникает тогда, когда реальное и фантастическое сталкиваются в едином образе чаще всего это гротесковый персонаж. Нужно, чтобы по художественной ткани персонажа прошла как бы «трещина», взламывающая его реальную природу, и в этот зазор хлынула фантастика. Нужно, чтобы у гоголевского майора Ковалева вдруг по неизвестной причине исчез нос, чтобы он облачился в генеральский мундир и стал разгуливать по проспекту «северной нашей столицы». Или чтобы добронравно послушный кот гофмановского музыканта Крейслера, как бы отчасти пародируя поступки своего хозяина, начал безумствовать в любовном угаре, точь-в-точь как это делали студиозусы и бурши гофмановских времен, да еще и заполнять макулатурные листы крейслеровской рукописи образчиками своей «кошачьей» прозы.
С другой стороны, гротеск условен не потому только, что он демонстративно разрушает жизнеподобную логику реальности. Он условен и вследствие особой природы своей фантастики. Фантастическое, заключенное в гротеске, не должно всерьез претендовать на представительство иной, запредельной «реальности». Вот почему полотна Иеронима Босха не гротесковы. Эсхатологический ужас, разлитый на них, не принадлежит уже действительности: он из мира апокалипсических пророчеств. Точно так же не принадлежат сфере гротеска фантастические образы средневекового рыцарского романа, его духи, феи, волшебники и двойники белокурая Изольда и темноволосая Изольда в «Тристане и Изольде» — за ними наивно живое ощущение «второго» бытия. Вполне прозаический гофмановский архивариус Линдгорст «Золотой горшок» в своей фантастической ипостаси может оказаться всесильным волшебником, но этот его второй лик условен ровно настолько, насколько условна иронически двойственная природа гофмановского золотого горшка: то ли он атрибут из страны грез «Джиннистана», то ли просто пикантная деталь бюргерского быта. Словом, гротеск открывает простор для иронии, простирающейся и на «запредельное». Гротеск нимало не стремится выдать себя за феномен «иного бытия». У Гофмана он, правда, словно бы колеблется между двумя мирами, но это колебание чаще всего насквозь иронично.
Там же, где у Гофмана действительно возникают провалы в «иной мир» «Майорат» , гам ему уже не до гротесковой веселости хотя бы и нераздельной с подспудным трагизмом — там как, например, в его «ночных» новеллах царит романтически ужасное, и оно вполне однородно, то есть оно именно «запредельной» природы. Отказываясь от жизнеподобной логики, гротеск, естественно, отказывается и от каких-либо внешне жизнеподобных мотивировок. В черновом варианте гоголевской повести «Нос» мы встречаем следующее объяснение: «Впрочем, все это, что ни описано здесь, виделось майору во сне». Гоголь снял эту фразу в окончательном автографе, снял, повинуясь безошибочному чутью художественной истины. Оставь он это разъяснение в тексте повести, и вся фантасмагория ее была бы мотивирована вполне жизнеподобно, психологически естественною, хотя бы и нелогичною «логикою» сна. Между тем Гоголю важно было сохранить ощущение абсурдности изображенной реальности, абсурдности, проникающей во все «клетки» ее и составляющей общий фон жизни, в которой возможно все что угодно. Фантастическая условность гротеска здесь не может быть поставлена под сомнение никакими психологическими мотивировками: она нужна Гоголю для того, чтобы подчеркнуть сущность, закон реальности, в силу которого она, так сказать, имманентно безумна. Условность гротеска всегда нацелена именно на сущность, во имя ее она и взрывает логику жизнеподобия. Кафке нужно было превратить своего героя Грегора Замзу в фантастическое насекомое рассказ «Превращение» для того, чтобы сильнее оттенить абсолютность отчуждения, неизбывность которого тем очевиднее, что оно простирается и на семейный клан, казалось бы, призванный противостоять разобщению, раскалывающему мир. Гротеск предполагает особую, едва ли не максимальную степень художественной свободы в обращении с материалом реальности.
Кажется, эта свобода уже на грани своеволия, и кажется, она могла бы вылиться в жизнерадостное ощущение полного господства над сковывающей, а часто и трагически абсурдной действительностью. В самом деле, дерзко сталкивая разнородное, расшатывая причинно-следственные связи бытия и покушаясь на господство необходимости, играя случайностями, не вправе ли создатель гротеска чувствовать себя в этом мире веселого художественного «своеволия» демиургом, заново перекраивающим карту вселенной? Но при очевидном как будто бы всевластии свобода гротеска небеспредельна, а «своеволие» художника — не более чем кажимость. Дерзновенность фантазии соединяется в гротеске с цепкою зоркостью мысли. Ведь и то и другое направлены здесь на обнажение жизненного закона. Гофмановский Крошка Цахес «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — всего лишь смешной уродец, стараниями сердобольной феи Розабельвайде наделенный способностью переносить на себя чужие достоинства, талант и красоту. Проделки его коварны, он вносит горе и смятение в мир влюбленных, в котором еще живы и достоинство и добро. Но как будто и козни гофмановского фантастического выродка небеспредельны, и завершает он по воле автора проделки свои самым комическим образом, утонув в кринке с молоком. А это ли, кажется, не подтверждение того, что вольный дух гротесковой фантазии, сгущая атмосферу жизненного абсурда, всегда в состоянии разрядить ее, ибо вызванные им к жизни духи зла как будто бы всегда в его власти. Если бы… Если бы не «состав» жизненной почвы, в которую глубоко уходит корнями гофмановский образ.
Почва эта —«век железный», «век-торгаш», по выражению Пушкина, и ее не отменить капризным порывом воображения. Жажда обесценивать все, что отмечено жизнью духа, заменяя и компенсируя отсутствие собственных духовных сил нивелирующим эквивалентом богатства «золотой волосок» Циннобера и есть знак этой хищной и нивелирующей силы ; дерзость и напор ничтожества, сметающего на своем пути истину, добро и красоту, — все это, что утвердится в буржуазном отношении к миру, было схвачено Гофманом у самых истоков рождения. Ироническое веселье гротеска не только не исключает трагизма, но и предполагает его. В этом смысле гротеск располагается в эстетической области серьезно-смешного. Гротеск полон неожиданностей, быстрых переходов от смешного к серьезному и наоборот. Самая грань между комическим и трагическим здесь стирается, одно незаметно перетекает в другое. Всеобъемлющая трагикомедия бытия. Торжество бездушной цивилизации над культурой создало неисчерпаемую питательную среду для гротеска. Вытеснение из жизни всего, что обязано полнотою своего цветения органическим началам бытия, умножение обезличенно-механических форм во всем, в том числе и в психологии человека, преобладание его стадных инстинктов над индивидуальными, этический релятивизм, размывающий границу между добром и злом,— такова реальность, питающая многообразие гротесковых форм в литературе XX столетия. Гротеск в этих условиях все чаще приобретает трагическую окраску.
В романе Кафки «Замок» мертвящая бюрократическая автоматизация жизни, подобно чуме, расползается окрест замка, этого гнездилища абсурда, обретая демоническую силу и власть над людьми. Власть тем более неотвратимую, что, по мысли Кафки, «в человеке живет подсознательное влечение к отказу от свободы». Восторжествовать над абсурдом одной лишь очистительною силою смеха гротеску XX века уже не удается. Гротеск, выдвинутый художником в центр произведения, создает своего рода «заражающее» излучение, захватывающее едва ли не все сферы изображения и прежде всего стиль. Гротесковый стиль часто насыщен ироническими гримасами слова, демонстративно алогическими «конструкциями», комическим притворством автора. Таков гоголевский стиль в повести «Нос», стиль, на который падает густая «тень» гротескового персонажа. Имитация неописуемого легкомыслия, обнаженная непоследовательность суждений, комические восторги по поводу мелочей — это ведь все как бы исходит от персонажа. Это его психологическое «поле» отсвечивает в повествовании Гоголя, и самый слог автора оборачивается зеркалом, отражающим гротесковый объект. Стало быть, и в стиль по воле Гоголя проникает абсурдность мира и человека. Гротеск инициирует особую подвижность стиля: беглые переходы от патетики к иронии, подключение в авторскую речевую ткань имитируемого голоса и интонации персонажа, а иногда и читателя повествовательный пассаж, завершающий повесть «Нос».
Логика гротеска подталкивает автора к таким сюжетным ходам, которые естественно вытекают из «полуфантастической» природы персонажа. Если у одного из щедринских градоначальников «История одного города» фаршированная голова, источающая соблазнительный гастрономический аромат, то неудивительно, что однажды на нее набрасываются с ножами и вилками и пожирают. Если уродливый гофмановский Циннобер — жалкий карлик, то нет ничего невероятного в том, что в конце концов он попадает в кринку и тонет в молоке. Источник: Грехнев В.
Писателя привлекала фантастическая основа сказки, позволяющая в гротесковом заострении изобразить общественные и нравственный пороки. В произведениях Щедрина масса условностей и бытовых несообразностей: от чудесного разрешения конфликтов до волшебных превращений и перемещений, придания животным и предметам необыкновенных свойств. Любая сюжетная ситуация у Щедрина доводится до полного неправдоподобия или абсурда. Подобное совмещение реального и гротескного планов создаёт неожиданный эффект: в привычном обнаруживаются страшные, пугающие несоответствия. Однако фантастичность, нереальность происходящего не всегда играет ключевую роль при создании гротесковых образов. Так, в "Петербургских повестях" Н. Гоголя, в отличие от "Вечеров на хуторе близ Диканьки", фантастический элемент отодвигается на второй план. И если в повести "Портрет" он ещё силён, то в "Шинели", "Невском проспекте" и даже "Носе" уже носит характер анекдота, недостоверного слуха, городской легенды. Фантастика растворяется в городской реальности и, обрастая многочисленными вещественными деталями и подробностями, обретает правдоподобие. Продолжателем гоголевской традиции стал М. Булгаков, в его сатирических повестях гротеск, то есть фантастическое преувеличение, тоже смешивается с абсурдом окружающей действительности. Замятина, - излюбленный приём писателя. Но гротесковые образы у Булгакова создаются не только на фантастической основе, многие из них легко соотнести с реальностью, ведь окружающая действительность настолько абсурдна, что сама порождает удивительные гротескные формы.
Образы, созданные с преувеличением, чрезмерно впечатляют читателей, поэтому нередко являются в сновидениях персонажей отечественных писателей. В таких моментах часто применяется гротеск. Наиболее ярким примером причудливых сновидений считаются сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Здесь задействован гротеск. Чего стоят череп, подвешенный на гусиной шее, или танцующая вприсядку мельница. Будоражащее зрелище героиня наблюдает в убогом шалаше, где пляшут фантасмагорические субъекты. Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» также включают гротескный образ. Герой страдает бредовыми видениями, которые составляют психологическую часть всего происходящего. Он борется со злом, которое для него сосредоточено в старухе-процентщице. Ее жуткий смех одолевает парня в сновидениях. В итоге эпическая борьба становится такой же нелепой, как между Дон-Кихотом и ветряными мельницами. Раскольников не в состоянии одолеть зло.
Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором
Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б.
Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают. Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н. Именно на почве реализма гротеск расцвёл и показал свои возможности [5] :32.
В свою очередь, китайский писатель Мо Янь высмеивает политическую идеологию страны. Гротеск может носить скатологический характер: когда значок с изображением Мао случайно падает в уборную, его злосчастный владелец лишается своего поста [6]. Ещё одной особенностью гротеска является амбивалентность - то есть наличие взаимоисключающих явлений, не имеющего общего сходного признака, объекты, существующие в составе разных семантических парадигм: отрицания, старое и новое, верх и низ, рождение и смерть.
Якобсону и Ю. Лотману [2, стр. К этой особенности можно отнести и пример с «живыми мертвецами».
Вообще, гротескный образ смерти и мертвецов является наиболее распространенными в творчестве Маркеса. В рассказе «Самый красивый утопленник в мире» писатель пишет, как на берег одного селения море выбросило мертвеца. Здесь присутствует и трагическое, и комическое, и красивое, и ужасное.
Женщины селения ухаживают за мертвецом, а мужчины ревнуют их к нему - «ибо их страшила мысль о том, что женам наскучит мечтать о них и они начнут мечтать об утопленниках» [7]. Следующей особенностью гротеска является демоническое и комическое начало - то есть наличие мистического, ужасного или причудливого, смешного [1]. Кажется смешным и удивительным, что ссора из-за петушиного боя привела Пруденсио к смерти.
Но, Пруденсио продолжает и мёртвым являться к Буэндиа - «Смертельно бледный и очень печальный, он пытался заткнуть куском пакли кровавую рану в горле» [7]. Мо Янь в романе «Страна вина» приоткрывает перед нами завесу Китая, его обитателей и культуры. В повествовании присутствуют легенды, сказания, различные истории будь то о собирателях ласточкиных гнезд или о профессоре ушедшим жить в лес, чтобы узнать секрет изготовления лучшего вина у обезьян.
Важное место в романе занимает описание вина, его полезных качеств, видов, наименований, тончайших ароматов. Описание самих яств и трапез, банкетов с экзотическими блюдами, закусками и центральным блюдом, на котором зажаренный человеческий ребенок - важные эпизоды произведения [6]. Одной из главных особенностей гротеска является наличие материально-телесного начала, что значит перевод всего высокого, духовного, идеального, отвлеченного в материально-телесный план, в план земли и тела в их неразрывном единстве.
Этим является изображение самого тела, еды, питья, половой жизни. Ведущий момент в гротескных образах - плодородие, рост, бьющий через край, избыток [1, с. В романе «Сто лет одиночества» описывая род Буэндиа, Маркес насмешливо говорит о трагических последствиях изолированности селения Макондо.
Многие годы жители селения не догадываются о том, что почти все они являются друг другу родственниками, братья женятся на двоюродных сестрах, племянницы выходят замуж за двоюродных братьев. Чтобы показать всю серьёзность этой проблемы, писатель использует самые мрачные гротескные тона - «родился и рос с хвостом — хрящеватым крючком с кисточкой на конце. Настоящим поросячьим хвостиком,...
Ещё ужаснее Маркес пишет о младенце, которого съели муравьи - «И тут он увидел ребенка — сморщенную, изъеденную оболочку, которую собравшиеся со всего света муравьи старательно волокли к своим жилищам по выложенной камнями дорожке сада» [7]. Здесь отчетливо видны проявления трагического и комического, фантастического и реального. Роман посвящен важной для Китая теме планирования рождаемости.
Прототипом главной героини стала тетушка Мо Яня, деревенская акушерка, которая помогла родиться как самому писателю, так и тысячам других детей, а потом была вынуждена проводить в жизнь политику государства. В романе Мо Яня присутствует гротескный образ тела, плодородия, так как лягушка, являясь воплощением материально-телесного начала, символизирует жизнь и её преумножение. Другая коннотация лягушки — то, что по-китайски «лягушка» «ва» звучит так же, как и имя богини Нюйва из китайской мифологии, создательницы человечества [6].
Заключая вышесказанное, следует сказать, что творчество Маркеса и Мо Яня относится к направлению магического реализма, важным компонентом которого является гротеск.
Гротеск часто используется в сатирических произведениях, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны общества и людей. Но он также может быть использован и в серьезных произведениях, чтобы передать глубину переживаний героев или отразить сложные социальные проблемы. В этой повести гротескное изображение мира позволяет Гоголю создать комический эффект и показать абсурдность социальных норм и предрассудков Итак, гротеск в литературе — это мощный художественный прием, который позволяет авторам создавать выразительные образы и передавать глубину переживаний героев.
Маяковский «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др. Использует гротеск А. Твардовский «Тёркин на том свете» , А. Вознесенский «Оза».
Прием в литературе
- Этапы развития гротеска
- Содержание
- Раскрытие понятия слова гротеск в словаре
- «Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём
- Литература. 10 класс
Комментарии
- Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
- Гротеск. Большая российская энциклопедия
- Развитие традиций гоголевского гротеска в прозаическом наследии эмоционалистов
- Значение слова «гротеск»
Литература. 10 класс
Гротеск в литературе используется для абсурдизации пространства произведения. Разновидности гротеска В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска: Карнавальный, основанный на противоречиях бытия. Юмор в литературе — это любое словесное выражение (или событие), в основе которого лежит обман ожиданий.
"Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём
Гротеск понимался как нечто неупорядоченно-фантастическое, как беспричинная игра форм (наподобие терминов «барокко», «барочный» в 18 в.) и в качестве такового подвергался критике. Что такое гротеск в литературе. Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье.
Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе)
Тернера, автор принципиально уточняет восходящее к М. Бахтину базовое для теории гротеска понятие амбивалентности. Современная литературная ситуация в России характеризуется чрезвычайным многообразием, даже пестротой творческих манер, стилевых систем, жанровых форм, к которым прибегают русские писатели. Мозаичность литературного процесса - серьезная проблема для литературоведа, который должен найти надежную интегральную схему, которая охватила бы и «уложила» в стройную сетку теории все это многообразие, всю эту новизну. Подчас современная литература кажется столь далекой от классической традиции, что возникает ощущение: схемы классической поэтики уже не «работают» на этом материале; новый, принципиально нетрадиционный материал, казалось бы, взывает к созданию новых же, нетрадиционных методов исследования, новых аналитических конструктов. Еще более усложняет ситуацию то, что и многие классические категории поэтики, которые могли бы быть наложены на современный материал, до сих пор не получили исчерпывающего теоретического осмысления. К каким решениям приведет эта задача с двумя неизвестными и что в этой ситуации может сделать теория литературы?
Очевидно, чтобы адекватно оценить то новое и нетрадиционное, что несет в себе современная литературная ситуация, нужно в первую очередь все-таки попытаться уточнить представление о базовых категориях поэтики, о классических «поэтизмах» -с тем, чтобы попытаться наложить их на современный литературный процесс. Тогда его принципиальная нетрадиционность могла бы выстроиться как продолжение и развитие традиции. Одним из таких «поэтизмов», которые, к сожалению, так и не получили окончательной разработки на примере классической литературы, является гротеск - как прием, как форма художественного мышления, как принцип осмысливания и художественного воплощения жизненного материала. И это при том, что современная литература проза Т. Толстой, Л. Петру-шевской, Д.
Липскерова, Ю. Мамлеева и др. Лотман , восходящей еще к древнейшей литературе и получившей, с движением литературы во времени, многократное и многообразное воплощение. Каждая из существующих на настоящий момент концепций гротеска построена на своем и «для своего» материала, что не добавляет отчетливости в определениях, провоцирует подмену термина «гротеск» другими, близкими по смыслу литературоведческими понятиями и обусловливает вполне объективные трудности при анализе «гротескового» художественного произведения. В связи с этим справедливо замечание Д. Козловой о достаточно сильной «тенденциозности» и «ограниченности» многих исследований, «когда теорию гротеска стремятся построить на материале какой-либо эпохи или одного яв-ления»1.
В литературоведении существует два подхода к изучению гротеска: 1 гротеск определяется как форма или компонент мировоззрения М. Бахтин, Л. Пинский, Д. Лихачев ; 2 гротеск определяется как художественный прием Ю. Манн, Б. Эйхенбаум, Д.
Николаев, А.
Нагнетание комического или трагикомического эффекта, сцена в которой герой закалывает себя огурцом в «Истории одного города» Салтыкова —Щедрина. Иногда целые романы являются неповторимым сочетанием гротескных образов: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова погоня Бездомного за Воландом и его свитой, встреча Мастера и Маргариты, описание бала Воланда , «Мертвые души» Н Гоголя образы героев, с которыми встречается Чичиков , «Замок» Кафки, поэзия Маяковского телесность земли, работающие половинки людей, оживающее оружие.
Рейтинг 3 оценки, среднее 3.
И трепещет, повиснув, рука: Жест, как я догадался, покинул ее пятипалость. Кальпиди в своих стихотворениях с помощью гротеска подробно описывает части тела, и эта детальность в описании, по мнению М.
Абашевой, «заслоняет эротичность его поэзии» [2]. По веселой лужайке неплотно задраенной плоти бродят прутики пульса с морзянкой венозного дна; мне смешно наблюдать разноцветное нёбо в зевоте, на котором в отличье от неба темнеет одна, но двойная звезда… Наслюненный катыш не хлеба — соска губами ты тискаешь между, но вместо желанья вползает тоска быстрей, чем рука под одежду. Телесность напрямую соотносится с гротескными женскими образами. Можно говорить об отрицательной коннотации в их представлении.
Часто женщина предстает перед читателем в образе мужчины, либо с мужскими чертами. Поэт показывает женщину, утрируя ее телесные особенности. В данных образах чаще всего отражена эстетика безобразного, женщина как нечто уродливое, пошлое, безобразное: Не жизнь тобою насладилась, а ты ею наслаждалась, идиотка, и трогала себя за все места — от щиколки до слюнок подбородка. Я верностью с тобой дружил, а ты со мной — какой-то детородной слизью, которая из центра наготы безумно перемигивалась с жизнью.
Очевидно для гротеска столкновение сакрального и профанного. Эти миры могут быть поняты и определены один через другой. Образ Бога у Кальпиди также связан с гротескной эстетикой.
Определение и основные черты Главной чертой гротеска является его деконструктивный характер, который нарушает привычные каноны и правила. В текстах этого жанра соседствуют наивность и цинизм, комедия и трагедия, реальность и фантастика. Оттого, гротеск оказывает на читателя сильное воздействие, заставляя задуматься и вызывая смех.
Одной из основных черт гротеска является метаморфоза и трансформация, которые распространяются и на персонажей, и на события. Необычные изменения и неожиданные ситуации являются ключевыми элементами гротескной литературы. Еще одной важной особенностью гротескного стиля является использование сатиры и иронии для критики представлений о реальности. Через поиск абсурда и комические ситуации гротеск показывает двузначность жизни и подвергает сомнению существующий порядок вещей. Таким образом, основные черты гротеска в литературе — это деконструкция, неожиданность, метаморфоза и использования сатиры для воздействия на читателя и критики социальных норм. История развития гротеска в литературе Возникновение гротеска в литературе связано с желанием художников и писателей выразить критику существующего общественного порядка и поведения людей.