Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь. В Челкаше вспыхнула злоба — его «самолюбие бесшабашного удальца» было задето тем, кто не имел в его глазах никакой цены.
Челкаш. Краткое содержание
Он сможет на них наладить хозяйство. Гришка был удивлен тем, насколько жаден оказался этот «безобидный» на первый взгляд паренек. Со злобой он достает деньги из кармана и бросает в Гаврилу бумажки. Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. Челкаш отметил, что и сам хотел дать Гавриле больше, так как он его разжалобил. Гаврила не мог нарадоваться исходу — он теперь богат. На радостях парень признается, что подумывал избавиться от Челкаша, ударить его веслом и утопить в море, а всю прибыль забрать себе. Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!..
Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать? Тот хотел вырваться и убежать. Между ними завязывается ожесточенная драка. Вор отобрал у Гаврилы награбленное и двинулся прочь. Гаврила бросил ему вслед увесистый камень, угодив прямо в голову.
Поняв, что он мог погубить Челкаша, Гаврила перепугался и решил удрать с места преступления. Пошел дождь, смывая оставшиеся на песке следы драки. Раскаянье охватило Гаврилу, он вернулся. Слава богу, Челкаш жив. Парень стал просить у вора прощения. Челкаш сжалился над ним, отдав ему все вырученные деньги, оставив у себя лишь одну радужную бумажку. Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил!
За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают. На, бери! На сем герои разошлись в разные стороны. Каждый пошел своей дорогой. На пустынном берегу не осталось ничего, что бы напоминало о «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Анализ произведения Как появился рассказ Горького «Челкаш», какие темы он поднимает, и каковы литературные особенности. Ниже представлена информация по истории создания и краткий анализ рассказа. История создания Сюжет рассказа взят Горьким из реальной жизни.
В его основу положена история, которую рассказал ему одессит, лежавший с ним в одной палате в больнице города Николаева. Николаев — город на территории современной Украины, стоит на реке Южный Буг, недалеко от Черноморского побережья. Во времена, когда Горький писал свой рассказ, входил в состав Российской империи. На больничную койку Горький угодил после того, как вступился за девушку, был избит и чуть не погиб. Его посчитали мертвым и спрятали в кустах. На счастье, он был случайно обнаружен проезжающими. Этот драматичный эпизод найдет отражение в творчестве Горького в другом его рассказе «Вывод». Однако на атмосферу и содержание «Челкаша» эта история тоже могла оказать некоторое влияние. О своём соседе по палате Алексей Максимович вспоминал: «…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».
Об этой истории автор вспоминал спустя три года, в 1894 году, когда он проживал в Нижнем Новгороде. Рассказ обрел законченную форму всего за 2 дня, так как Горькому, в раннем возрасте ушедшему «в люди» и жившему в бедности, было понятно и близко то, о чем он писал. Считается, что воплотить на бумаге историю, «привезенную с Юга», Горького побудил его приятель и коллега — известный писатель В. Он высоко оценил произведение Алексея Максимовича и способствовал тому, чтобы оно вышло в печати. В некотором смысле Короленко можно считать «крёстным отцом» «Челкаша». Публикация состоялась на страницах журнала «Русское богатство» в номере 6 за 1895 год. Жанр и направление «Челкаш» — небольшое по объему прозаическое произведение с одной сюжетной линией и малым количеством центральных персонажей, его жанр определяется как рассказ. Ранее творчество Максима Горького являет собой пример сочетания романтизма и реализма в русской литературе конца XIX столетия. В рассказе «Челкаш» присутствуют черты обоих литературных направлений.
Сюжет описывает эпизод реальной жизни, важное место в контексте повествования занимают социальные аспекты. Подобно писателям-реалистам, Горький описывает действительность без прикрас. В то же время в рассказе присутствуют романтические мотивы: образ моря, играющий важную роль в повествовании, приключенческая составляющая в сюжете, колоритная атмосфера южного края, представленная в ярких и образных описаниях. Композиция Рассказ написан в соответствии с канонами традиционной композиции. В структуре повествования выделяются следующие элементы: Экспозиция — вводная часть, предшествующее первой главе — описание морского пейзажа, порта и побережья гавани. Завязка — появление Челкаша в порту, знакомство главных героев, Гришки и Гаврилы, их договоренность о совместном предприятии. Развитие событий, по ходу которых раскрываются образы и характеры героев, описываются во второй главе Кульминация — дележка добычи и драка героев Развязка — Челкаш бросает Гавриле деньги, герои расходятся. Концовка — описание морских волн, смывших следы «маленькой драмы», конфликта, разыгравшегося между героями. Особенность композиции рассказа — обрамление.
В начале и в конце повествования описание морской стихии. Тематика Жизнь городских низов «Босяки», то есть обездоленные, нищие, оказавшиеся по тем или иным причинам на дне жизни, — частые герои произведений Максима Горького. Эта тема очень волновала автора, она была актуальна для того времени и того общества, в котором жил и творил Горький, не утратила она свой актуальности и в наши дни. Тема жизни городских низов занимает важное место в творчестве писателя и является одной из центральных в рассказе «Челкаш». Судьба человека Отталкиваясь от «босяцкой тематики», на примере одного крошечного эпизода Горький затрагивает такую глобальную, общефилософскую тему, как судьба человека. Как известно, пути Господни неисповедимы, но многое в жизни зависит и от самого человека. Почему тот или иной персонаж оказывается на дне жизни? Был ли это его осознанный выбор или необходимость? Человек-функция Семеныч, крепкий парень грузчик, чью повседневность составляет адский труд и портовые драки, свободолюбивый «честный вор» Челкаш и жадный, безвольный и жалкий крестьянин Гаврила — за каждым образом просматривается непростая судьба, и у каждого из героев своё отношение к тому положению, которое он занимает в обществе.
О дальнейшей судьбе центральных персонажей — Гришки и Гаврилы — читатель может только догадываться. Горький не дает ответов, а дает лишь почву для размышлений. Проблематика Рассказ Горького охватывает обширное проблемное поле, сквозь повествование автор поднимает как вечные, так и злободневные проблемы. Свобода и рабство Проблема свободы — одна из основных в мировой литературе, к ней нередко обращались писатели-романтики. В произведении «Челкаш» она занимает центральное место, что сближает этот рассказ с романтизмом. Что такое свобода и несвобода — эти вопросы поднимает Горький в своем рассказе. Он противопоставляет стремление к свободе Челкаша и рабскую психологию Гаврилы. Гаврила — свободный человек, но он не способен сам построить свою жизнь, вырваться из нищеты. Возможным выходом из бедственного материального положения ему видится удачная женитьба, он говорит о том, что ему придется «пойти в зятья».
Сама эта формулировка очень четко расставляет акценты и приоритеты персонажа. Женитьба представляется не как жизнь с любимой женщиной, а как опека богатого родственника, то есть зависимость от тестя. Согласившись работать на Челкаша, Гаврила оказывается в состоянии раба, что подчеркивается в тексте рассказа. Сам Челкаш выходец из крестьянской среды.
Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя. У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность.
Челкаш вошел в роль. Идем в трактир! Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважением к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда. Он ушел.
Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого. Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле. Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Он был, очевидно, не русский. Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами.
Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные... Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю... Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру... Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая.
С третьей рюмки Гаврила опьянел. Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего. Э-эх, тюря! Я тебе уважу!.. Дай поцелую тебя!.. На, еще клюкни!
Гаврила пил и дошел наконец до того, что у него в глазах все стало колебаться ровными, волнообразными движениями. Это было неприятно, и от этого тошнило. Лицо у него сделалось глупо восторженное. Пытаясь сказать что-нибудь, он смешно шлепал губами и мычал. Челкаш, пристально поглядывая на него, точно вспоминал что-то, крутил свои усы и все улыбался хмуро. А трактир ревел пьяным шумом.
Рыжий матрос спал, облокотясь на стол. Гаврила попробовал подняться, но не смог и, крепко обругавшись, засмеялся бессмысленным смехом пьяного. Гаврила все хохотал, тупыми глазами поглядывая на хозяина. И тот смотрел на него пристально, зорко и задумчиво. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак.
Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... Малого было жалко, и малый был нужен. Тогда Челкаш взял Гаврилу под мышки и, легонько толкая его сзади коленом, вывел на двор трактира, где сложил на землю в тень от поленницы дров, а сам сел около него и закурил трубку. Гаврила немного повозился, помычал и заснул.
Сталь вольным. Стал заниматься воровским делом. Ему нравится, так как в подобной жизни много приключений и опасностей, которые будоражат кровь. Задумывает новое дело, но теряет напарника. Приглашает случайно встреченного крестьянина. Григорий готов с ним поделиться. Но меняет о нем мнение, когда Гаврила пытается его убить ради денег. Хотя Гришка и вор, но у него есть свой кодекс чести.
Обычный крестьянин, который мечтает найти хорошее место для заработка. Это поможет ему заиметь состроенное хозяйство. Имеет чистый и немного наивный взгляд. Наивный и легко поддается чужому влиянию. Парень боится идти на воровское дело, но не может отказать Гришке, которого опасается.
Сохранить свободу и индивидуальность можно, только освободившись от социума и его норм. Качество и само содержащее этой новинки в его глазах имели второстепенное значение. Горький любуется героем, похожим на степного ястреба, окружает его романтическим ореолом. Напряжение создает контраст между криминальным образом жизни героя и поэтичностью, возвышенностью его натуры. Полной противоположностью главному герою является случайный подельник Гришки. Участвуя в краже, Гаврила дрожит от страха, после ее удачного завершения вспоминает о боге. Деньги, вырученные от продажи краденого, нужны Гавриле для исполнения заветного желания — он хочет стать хозяином собственного надела земли. Сюжет рассказа выстроен таким образом, чтобы подчеркнуть привлекательные качества Челкаша и ничтожность Гаврилы. Ради выгодной наживы жадный и трусливый Гаврила готов на унижение и преступление: он едва не убил Челкаша. Гаврила все просчитал: Челкаш — босяк, которого никто не будет искать. У Челкаша и автора Гаврила вызывает презрение, отвращение. Сцена расставания героев на морском берегу глубоко символична. Челкаш, шатаясь, уходит, а Гаврила, взглянув на деньги и облегченно вздыхает, и отправляется в другую сторону. Образы Горьковские босяков оказываются нравственно выше денежной власти, они — люди свободные в обществе несвободных. Обратите внимание Катализатором, проявляющим духовную силу одного и ничтожество другого, становится морская стихия. Цели урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Горького; 2. Развить представление о романтическом герое; 3. Продолжить выявление особенностей идеала личности в раннем творчестве Горького поэтизация гордых и сильных людей ; 4. Учить аналитически и синтетически работать с художественным текстом; 5. Повторить понятие экспозиции и композиции; 6. Показать особенную роль пейзажа в раннем творчестве Горького; 7. Выявить особенности роли фигуры умолчания в рассказе; 8. Познакомить с таким понятием, как слово- лейтмотив; 9. Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами текста; 10. Воспитывать любовь к слову и чувство патриотической гордости за мастеров родного слова. Эпиграфы урока: «Люблю человека. Горький — В. Смирнова Л. Ход урока: 1 Вступительное слово учителя. Хотя стоит рассказать, что и до Горького босяки становились персонажами литературных произведений. Но главное, конечно, в том, что писатель под наслоением тех же классовых черт видит в персонаже то, что гово-рит о его принадлежности к роду человеческому,- живую душу. А рассказ, с которым Горький вошёл в большую литературу, был написан о босяке и воре со странной кличкой Челкаш. Между ними возникают почти родственные связи. Важно Челкаш, например, испыты-вает к Гавриле «отцовское» чувство, Гаврила постоянно обращается к своему хозяину со словом «брат». Да и нельзя не сказать о том, что за короткое время знакомства они пе-реживают ненависть, страх, презрение, любовь, жалость. А Портрет Челкаша: стр. Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зор-кая, как лёт хищной птицы. Б Портрет Гаврилы: стр. Какой художественный приём положен в основу портретов героев? А Жизнь Гаврилы: стр. Жить — надо. А как? Пойду я в зя-тья в хороший дом. Кабы выделили дочь — то!.. Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится. Б Жизнь Челкаша: стр. Жена — черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле.
«Челкаш» анализ произведения М. Горького
Образ и характеристика Челкаша в рассказе Максима Горького «Челкаш»: внешность, характер, положительные и негативные качества персонажа, отведенная роль в произведении. Термин «челкаш» может быть использован для обозначения кого-либо, кто не владеет определенными навыками или знаниями в определенной области. Челкаш очень любит море, которое дарит ему ощущение свободы. Кто окажется благороднее и честнее: вор и пьяница Челкаш или простой деревенский парень, возвращавшийся домой с Кубани? Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился.
Челкаш: значение и особенности сленга
Значение слова ЧЕЛКАШ. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Кто такой Челкаш? Челкаш — это персонаж фольклора и литературы, часто упоминаемый в русских народных сказках и загадках. Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь. Кто такой Челкаш? Челкаш — это персонаж фольклора и литературы, часто упоминаемый в русских народных сказках и загадках. Кто такой Челкаш? Челкаш — это литературный персонаж, придуманный писателем Антоном Чеховым.
Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш»
Yutaka Sakamoto. Челкаш, Чт. 4. Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. I. Совершенно бесплатно и без регистрации! Образ и характеристика Челкаша из рассказа Максима Горького «Челкаш» с цитатами помогут читателю понять, насколько неординарным человеком являлся главный герой произведения. Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максим Горький. Впервые напечатано, при содействии Короленко, в журнале «Русское богатство», 1895, номер 6. Первое произведение Горького, напечатанное в журнале.
Челкаш: что это такое и откуда пошло?
- Литература
- Второстепенные персонажи
- Челкаш: миф или реальность?
- Анализ произведения Горького «Челкаш»: история создания и проблематика, описание героев рассказа
- Кто такой челкаш в рассказе горького - Граматика и образование на
Краткое содержание: «Челкаш»
Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе "Челкаш" Горького: описание внешности и характера героя. Кто такой Челкаш? Кто окажется благороднее и честнее: вор и пьяница Челкаш или простой деревенский парень, возвращавшийся домой с Кубани? это история о бывалом воре, поданная на фоне будней прибрежного города и размышлений о превратностях человеческой судьбы.
"Челкаш", Максима Горького. Краткий пересказ
Гаврила глядел на него с любопытством и тоже воодушевлялся. Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание. Ах, как верно! Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго. Слайд 21 А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни.
Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца - рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем... Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда... Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо... Отец-то был из первых богатеев в селе...
Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струёй родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими... Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах. Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью… Слайд 22 Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне, желая немного ободрить и успокоить его. Сначала он говорил, посмеиваясь себе в усы, но потом, подавая реплики собеседнику и напоминая ему о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался, забыл о них и вспоминал только теперь, - он постепенно увлекся и вместо того, чтобы расспрашивать парня о деревне и ее делах, незаметно для себя стал сам рассказывать ему: - Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода!
Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом - грош ему цена - да он твой. У тебя земля своя - и того ее горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо...
Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась…На море в нем всегда поднималась широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской сквер-ны. Он ценит это и любит видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук влива-ется в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могу-чие мечты…». Мне кажется, что даже неопытный читатель видит насколько гармоничны морской пейзаж и душевное состояние Челкаша.
Они медленно двигались…» Здесь нет гармонии, но нет и Челкаша. Гаврила чужой этому миру, ему нет здесь места. Создается буквально ощущение скорой его гибели. И если под ду-ховным понимать небесное, а под телесным — земное, то не понятно, чему суждено уме-реть: телу Гаврилы или душе?
А море стало ещё спокойней, черней, сильнее пахло тёплым, солёным запахом и уже не казалось таким широким, как раньше». Важно Эта зарисовка, на мой взгляд, как бы «упрочивает» материальность Гаврилы и скрывает от него возможность увидеть небо. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но всё небо было об-ложено ими. Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую — то серую, скучную думу».
Которая как бы отражает тоску в душе героя, вялое передвижение его «испуганных мыслей» по замкнутому кругу. Жизнь как бы идет не здесь, она отделена от происходящего. Ей нет дела до тех, кто не занят работой, — И после того, как Гаврила ранит Челкаша, стр. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху».
Одухо-творенная природа у Горького протестует против происходящего. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды — сеть, сразу закрыв-шую собой даль степи и даль моря». Она природа как бы защищается от происходящего между этими людьми сетью дождя.
Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел…Все кругом наполнялось воем, рёвом, гулом…За дождем не видно было ни моря, ни неба». Мне кажется, что это не только реакция природы на злодеяние, это и протест авто-ра, который очень любил людей и хотел, чтобы они стали лучше, чище, совершеннее. Какое произведение вы вспомнили, почему? По крайней мере, 8 достаточно полных пейзажных зарисовок, не считая отдельных упо-минаний о море, небе и т.
И я считаю, что вполне можно сказать, что море, небо, тучи, ветер, дождь — это особые действующие лица у Горького «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о буревестнике»…. Совет Мастерство писателя выражается не в одном лишь открытии поразительных переливов света и цвета: не менее разнообразна реакция на них и героев, и читателей. Подведем итоги о роли пейзажа в рассказе. Что дает для понимания героев пейзаж?
Прежде всего, пейзаж у Горького одухотворен — все живет своей особенной жизнью. Но пейзаж также является средством выражения авторской оценки происходящего голоса автора мы напрямую не слышим , наверное, уместнее воспринимать его не только как «горизонтальное» измерение художественного пространства, но и как своеобразную «вертикаль» мировоззрения, вечности. Ведь не зря же так переживает за непрощение своей души Гаврила?! Также мы не можем не сказать сегодня о том, что Горький в качестве синтаксического средства выразительности на протяжении всего рассказа использует фигуру умолчания.
С какой целью мастер слова использует намеренный обрыв высказывания, предполагая, что читатель догадается о недосказанном? Вашему вниманию мы хотим представить мини-инсценировку той части рассказа, где практически после каждой фразы героев «читается» фигура умолчания инсценировка. Попробуйте объяснить, почему ребята сыграли именно так? Подведение итогов урока.
Итак, перед нами 2 персонажа. Как вы думаете, почему тема нашего урока сформулирова-на следующим образом: «две правды»? Да, мы чувствуем, что симпатия автора на стороне босяка Челкаша, но можем ли мы проиллюстрировать и мнение А. Блока: « Сердце Горь-кого тревожится и любит, не обожествляя, требовательно и сурово».
И как вы сей-час понимаете эпиграф урока? Изменилось ли ваше восприятие этих слов? Да, вы совершенно правы. В рассказе Горького воплощена мечта о красоте, которая за-давлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ.
Но автор верит в человека, в его воз-можность к самосовершенствованию. Он верит в нас, читателей, которым необходимо «взглянуть в свой внутренний мир, задуматься — еще раз — о цели и смысле бытия». Как вы думаете, какие слова-лейтмотивы сопровождают героев? Докажите свою точку зре-ния.
Для Челкаша — это слово «хищный», он вор, босяк — хищник. Обратите внимание Для Гаврилы — это слово «хозяин», так как не может он пока, во всяком случае, жить са-мостоятельно, — раб. И еще одна интересная смысловая параллель: очень часто «хищник» Челкаш называет Гаврилу «теленком».
Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его. Отношение к жизни и свободе - А что тебе - свобода?.. Ты разве любишь свободу? Сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай - что хошь...
Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, - первое дело! Гуляй знай, как хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня. Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, - за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Каково отношение к жизни Челкаша и Гаврилы?
Каковы их идеалы? Что значит для каждого из них свобода?
Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузовиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают всё кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный знойный воздух.
Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — всё дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали.
Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка.
Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно… Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише.
История создания челкаш кратко
Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей. В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше. Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его. Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки. На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен. Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие.
Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать. Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить. Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти. Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения. Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону. Характеристика главных героев Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.
У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным. Челкаш — босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей. Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне.
Созданное людьми их же «поработило и обезличило».
В экспозиции автор подводит к главной теме рассказа: «Человек — это творец, ставший рабом». К полудню, когда работавшие с раннего утра грузчики собрались обедать, в порт приходит еще заспанный Гришка Челкаш, разыскивая своего напарника Мишку. Всему портовому люду известно, что Челкаш — вор. Он этого не скрывает, его же не только побаиваются, но и уважают. Даже таможенный сторож, который пугается обещания вора зайти к нему «в гости». Подельник Челкаша угодил в больницу, и он озабочен, где найти нового.
Тут он заметил пришлого крестьянского парнишку. Они разговорились, и тот поведал, что батрачил на покосах [3] , потому что после смерти отца хозяйство его запустело. Он пытался к зажиточному крестьянину пристроиться в зятья, но тот, прежде чем дочь выдать, хотел вынудить долго пахать на себя. Гришка предлагает пареньку Гавриле подработать. Хотя Челкаш назвался рыбаком, Гаврила смекнул, что он тот рыбак, что сети не в море, а по чужим амбарам закидывает. Но все же соглашается.
Гришка приводит нового приятеля в трактир, заказывает еду и выпивку в долг. Трактирщик, ничего не говоря, кивнул и все подал. Гаврила заметил, что тот, кто показался ему темной личностью, всем известен, и ему доверяют. Он почувствовал в этом босоногом оборванце «хозяина» и проникся к нему уважением. Гришка, глядя на захмелевшего парня, ощущал себя его господином, помышляя, что властен сделать с жизнью этого человека все, что угодно. После обеда Челкаш подвыпившего парня уложил в тенечке отсыпаться до вечера.
Ночью на лодке они направились на дело. Челкаш любовался красотой ночного моря. Оно вызывало в нем возвышенные желания, очищало душу от налета обыденной скверны, наполняя ее спокойствием. Он, не сумев сдержать своих чувств, обратился к напарнику с вопросом: «Хорошо море? А тот ответил, что «боязно в нем». Вору, любившему море, показался такой ответ глупым и обидным.
Гаврила, сидящий на веслах, шептал молитву,трясясь от страха. После, когда их чуть не заметили, и вовсе стал плакать и молить отпустить его. Челкаша забавлял страх Гаврилы. Приплыв в гавань, Челкаш отнял паспорт у Гаврилы, чтобы тот не удрал, и исчез в темноте. Оставшись в одиночестве, Гаврила испытал еще больший, почти смертельный страх. Он искренне обрадовался вернувшемуся хозяину, который стал спускать в лодку со стены пристани что-то тяжелое.
Возвращаясь с добычей, они плыли мимо кордонов [4]. Вдруг луч прожектора с таможенного крейсера, осветивший море, показался Гавриле огненно-голубым карающим мечом. От страха он бросил весла, закрыв лицо руками, лег на дно лодки. Только ругань и удары Челкаша заставили его снова грести. Глядя на удалявшийся луч, разрубавший мечом тьму, Гаврила словно был под гипнозом «тоскливого страха», чувствовал опустошение и подавленность. Челкаш, привычный к потрясениям, радовался добыче.
Пожалев Гаврилу, он заговорил о его вознаграждении. Но тот равнодушно сказал, что ему ничего не нужно. Тогда Гришка завел разговор о жизни в деревне, о том, как Гаврила вернется домой и будет до смерти «из кожи лезть», чтобы прокормить себя и семью. А он только за сегодняшнюю ночь «полтысячи тяпнул». На такие деньги в деревне можно стать хозяином, уважаемым человеком, обрести свой дом, землю, скотину. Челкаш вспомнил и «свое гнездо», брошенное им в деревне.
Гаврила, слушая, заметил, что без земли человек ничто, много таких несчастных, «шатающихся», как Челкаш. Говоря это, он невольно задел самолюбие вора, считавшего себя «бесшабашным удальцом». Но все же Григорий стал вспоминать себя в детстве, отца и мать, красавицу жену, свою службу гвардейским солдатом, почувствовав себя одиноким, «выброшенным» из прошлой жизни. Приплыв к какой-то барке, Челкаш сбыл краденое, и они устроились на ночлег в трюме [5]. Рано утром Челкаш, проснувшись первым, успел куда-то сходить и вернулся, приодевшись в ношеные, но крепкие кожаные штаны и куртку, добротные сапоги. Он разбудил подельника, и они отплыли на берег.
Гаврила нетерпеливо поинтересовался, сколько дали за товар. Челкаш достал из кармана кучу пестрых бумажек и дал несколько напарнику. Гаврила взял их трясущимися руками, заговорил о деревенской жизни «с деньгами и без денег». На берегу возбужденный Гаврила странно смеялся, его смех был похож на рыдание. Челкаш, шелестя рукой в кармане деньгами, стал прощаться. Внезапно Гаврила, бросившись к Челкашу, стал обнимать его ноги и просить отдать ему деньги, общая за него всю жизнь молиться.
Ведь ему самому, чтобы такие деньжищи заработать, надо много лет вкалывать.
Анализ рассказа «Челкаш»: тема и проблематика Главная тема произведения — это судьба человека. На ее фоне автор рассматривает проблему человеческих взаимоотношений. Проблематика построена на вопросах моральных ценностей. Система образов позволяет читателю осмыслить основные моральные коллизии на примере историй Челкаша и Гаврилы: Рассказ начинается с описания шумного утра южного порта. Автор описывает людей, сравнивая их и «железных колоссов», из-за чего люди кажутся ничтожно маленькими.
Человек выглядит в этих условиях как жалкий раб, вынужденный каждый день тяжело трудиться. Именно здесь происходит знакомство читателя с вором и пьяницей. Челкаш находится в поисках помощника для сомнительных дел. Встретив крестьянина и узнав о его нужде в деньгах, Гришка обманывает его и уговаривает стать соучастником кражи. Гаврила недолго сопротивляется, его привлекают легкие деньги. Челкашу кажется, что он превратил парня в своего раба.
Но концовка показывает, что Гаврила — раб собственных желаний: из-за денег готов пойти даже на убийство. Челкаш демонстрирует достоинство и благородство, которые сохранились в нем, несмотря на воровскую жизнь. Отметим, что сам вор родился в крестьянской семье, у него была собственная семья, он когда-то служил гвардейцем. Вспоминая о прошлом, Челкаш тоскует, но все же не желает возвращаться к той былой рабской жизни. Ему дорога свобода, пусть и добытая преступным путем. Внешний проявляется в драматическом противостоянии героев.
Основная идея автора проявляется в желании показать, как важно оставаться свободным, быть над обстоятельствами, независимым от денег, как находить достойный выход из сложной ситуации. Основную мысль, которую хотел выразить автор, можно сформулировать так: «Мы сами превращаем себя в рабов». Особенности композиции и жанра В рассказе есть три главы.
Грубый, неумный, нетактичный человек 8. Находясь в равном положении, Челкаш нравственно выше Гаврилы. Он швыряет деньги Гавриле в лицо и "плюёт в его чистые глаза". Гаврила униженно просит прощения, но деньги всё равно отбирает, жадность его давит. Просьба о прощении уже не воспринимается как нравственный поступок.