Майя Плисецкая была замужем за Марисом Лиепой всего три месяца — развод не помешал им впоследствии танцевать вместе. это все всегда интересовало ее поклонников. Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Великолепная балерина Майя Плисецкая прожила долгую, интересную, сложную и успешную жизнь. Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, прожив длинную, невероятно насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории балета.
Плисецкая Майя Михайловна
Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года от обширного инфаркта миокарда. Именно пьянство стало причиной того, что личная жизнь Майи Плисецкой и Славы Голубина не сложилась. Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Именно пьянство стало причиной того, что личная жизнь Майи Плисецкой и Славы Голубина не сложилась. Именно тогда она и написала две книги воспоминаний (» Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» – Правила жизни), снабдив их фотографиями рукописи, — чтобы никто не усомнился в авторстве.
Большая семья талантов
- Детство балерины: не сдаваться никогда!
- «Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм
- Майя Плисецкая: биография, фото - «Кино »
- ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ. Сильные женщины. Их боялись мужчины
Преследование КГБ, вражда с Григоровичем и другие конфликты Майи Плисецкой
Майя Плисецкая родилась в 1925 году. Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Краткую биографию Майи Плисецкой, а также интересные факты о балерине читайте на нашей странице. В этом году легенде отечественного балета, великой Майе Плисецкой исполнилось бы.
Майя Плисецкая - биография, личная жизнь, фото, балет, причина смерти и последние новости
Накануне Первомая 1937 года Михаилу вручили билеты на кремлевскую трибуну, и он принес домой радостную весть: «Майечка, 1 мая мы идем на демонстрацию». С этого момента прошло всего каких-то 12 часов, когда на рассвете Плисецкого пришли арестовывать. Ревущая, цепляющаяся, беременная мать. Одевающийся дрожащими руками, белый как снег отец. И я, 11-летняя, напуганная, плохо понимающая, что происходит, с арабесками и аттитюдами в детской башке», — писала Майя. Пока дочь ходила на репетиции и разучивала новые партии, Рахиль, которая должна была вот-вот родить третьего ребенка, судорожно искала, что бы еще продать, чтобы купить еды.
Потом арестовали и ее. Когда Рахиль сидела в Бутырской тюрьме с грудным сыном, Михаила уже не было в живых: его расстреляли 7 января 1938 года. Женщина этого не знала и твердо стояла на своем — ничего не признала и не подписала. Ей дали восемь лет тюрьмы. Суламифь и Асаф всеми силами пытались помочь сестре, обошли не один десяток кабинетов.
В итоге в 1941 году Рахиль удалось освободить. Мать его прогнала. Она ждала отца всю жизнь, вздрагивала на каждый нежданный звонок в дверь. Не дождалась», — писала Плисецкая. Майе оставался год в училище, когда началась война.
Немцы ночами бомбили Москву, город погрузился в кромешную темень. В небе плавали заградительные цеппелины — ловушки для германских бомбардировщиков. Следующий год она провела в Свердловске, куда, как мать и дочь ошибочно считали, должен был перебраться театр. На самом деле Большой эвакуировали в Куйбышев, а школу — в городок на Волге, и эта промашка стоила Майе целого года без балета. Затем она узнала, что часть учащихся остались в Москве, и, рискуя из-за отсутствия пропуска загреметь в тюрьму, вернулась в столицу.
В училище Майя стала работать за троих и сдала выпускной экзамен на пятерку. Оставшаяся в Москве часть труппы нуждалась в пополнении», — вспоминала Плисецкая. Зарплату начинающей балерине назначили самую низкую — 600 рублей, которые после первой девальвации превратились в 60 рублей. Художественным руководителем тогда был Асаф Мессерер , но продвигать племянницу он считал делом недостойным. Девушка стала танцевать в кордебалете.
Так она дотянулась до мечты. Вскоре Майе дали десятиметровую комнату в коммуналке в Щепкинском проезде, где жили 22 человека. Его насильно и мучительно учили музыке.
В частности, когда шла подготовка к постановке «Спящей красавицы» на музыку Петра Чайковского.
Главную роль Авроры, по словам собеседницы, в этом балете обычно исполняют более субтильные балерины, поэтому многие выступали против того, чтобы роль досталась Плисецкой. Но Семёнова была уверена, что «у Майки», как она называла коллегу, всё получится. Чутье не подвело — спектакль вышел уникальным. После премьеры у Ольги Ковалик родилась идея, которой она поделилась с Мариной Тимофеевной: «У Анатоля Франса есть поразительная новелла о том, что произошло со Спящей красавицей после того, как все проснулись вместе с ней через сто лет.
Что если сделать такой телевизионный фильм с Майей Михайловной? Семёнова предложила обсудить эту идею с Майей Михайловной, которая жила в соседнем подъезде. Мне она не перезвонила, поэтому я ей позвонила сама. Без звёздной примы этот проект так и не был реализован, но, десятки лет спустя, история получила неожиданное продолжение.
В 2012 году, за три года до ухода Майи Плисецкой из жизни, в большом зале Московской консерватории юбилей её мужа Родиона Щедрина праздновался концертом. По чистой случайности место Ольги Ковалик оказалось прямо позади Плисецкой и Щедрина.
Именно Ваганова предложила Майе поставить «Лебединое озеро», да еще и сделать это так, чтоб «чертям тошно стало». Майя исполняла роль Одилии в «Лебедином озере» 30 лет. Со своим будущим мужем Майя познакомилась на балете «Золушка». Композитор Родион Щедрин был очарован Майей и ходил практически на все ее постановки. Они познакомились, и в 1958 году пара сыграла свадьбу. Яркий образ Майи Плисецкой, её неповторимость, женственность и грация сводили с ума не только Щедрина. Майя стала музой, источником вдохновения для многих дизайнеров и художников по костюму. Детей у Щедрина и Плисецкой не было, поскольку Майя сделала выбор в пользу карьеры.
Щедрин сопровождал Майю на гастроли, посвящал жене множество балетов и всегда был рядом. Родион Щедрин и Майя Плисецкая полвека прожили в браке.
Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне. Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере».
Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову. Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям. Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме.
Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец. Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли.
Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам. Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось. Карьера в Большом театре Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства.
Майю Плисецкую звездой сделала любовница Маяковского
В 1943 году Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. Сразу принята в труппу Большого театра. Начинала в кордебалете, вскоре перешла на сольные партии. В 1948 году впервые танцевала партию Жизели в одноименном балете. С этого времени Плисецкая утвердилась в статусе прима-балерины. В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой балета Большого театра.
Люди делятся на плохих и хороших. Только так.
Хорошие всегда исключение, подарок Неба. Про других не знаю. А про себя скажу.
Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее.
Клетки, пусть даже платиновой, не хочу. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны.
Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго.
Помню, восхитилась — вот это устойчивость... Самое важное — как. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало, — тогда это настоящее, иначе никак.
Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» — а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…».
В 1961 году Плисецкая в Баку принимает участие в балете «Легенда о любви», написанном известным азербайджанским композитором Арифом Меликовым.
Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде. Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах.
На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя». Лауреат Императорской Премии Японии.
Майю Михайловну знали не только ценители балета. Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. В 1953 году на киностудии "Ленфильм" был снят фильм "Мастера русского балета". Майя Плисецкая исполнила в этом фильме одну из главных партий. Плисецкая и Щедрин жили преимущественно в Мюнхене, время от времени приезжали в Москву или Санкт-Петербург, а также часто проводили лето в собственном доме в Литве. Она умерла в Германии от сердечного приступа.
Интересные факты В честь Майи Плисецкой назван астероид 4626 Plisetskaya, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной. Астероиду 4625 тем же первооткрывателем дано имя 4625 Shchedrin. Портрет длина - 16 метров, ширина - 18 метров находится на стене дома по адресу: г. Москва, ул.
«Маленький Сталин»: что известно о вражде Плисецкой и Григоровича
- Как Крым вплетён в судьбу великой Плисецкой
- Ранний дебют и позднее прощание
- Майя Плисецкая : земная и космическая - МК
- Лебедь Майя
Родители и национальность Майи Плисецкой
- Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, фото ::
- Майя Плисецкая: муж и дети. Личная жизнь балерины
- Майя Плисецкая: Биография, образование, семья |
- СЕМЬЯ И ДЕТСТВО МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
- «Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм
- Читайте также:
Плисецкая Майя Михайловна
Силаев Николай: Россия в себе и Россия в мире: жизнь в эпоху меняющегося миропорядка. Краткую биографию Майи Плисецкой, а также интересные факты о балерине читайте на нашей странице. 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни Майя Плисецкая скончалась от обширного инфаркта миокарда. Рассказываем о самых значимых ролях Майи Плисецкой, как появились «Умирающий лебедь» и «Кармен», и интересных фактах биографии балерины.
История Майи Плисецкой: продолжительная карьера, неудачный брак и Кеннеди
Однако жизнь Майи Плисецкой не всегда была безоблачной. Майя Михайловна Плисецкая — чем известна, биография, творческие достижения и награды — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. P.S. Ещё при жизни прима-балерина Майя Плисецкая сделала в завещании указания относительно своих похорон. Майя Плисецкая — советская и российская балерина, которую знают во всём мире, балетмейстер, хореограф, киноактриса, прима-балерина Большого театра СССР. Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни».
Майя плисецкая
Так распалась первая семья Майи Плисецкой. После развода артисты постарались забыть о неудачном союзе, а сама Майя ни разу не упоминала неудачный союз в своей биографии. Брак с танцором продержался несколько месяцев После разрыва со звездой балета, её бывший муж вступал в брак ещё три раза. Последней женой артиста стала Евгения Шульц, работавшая художником по костюмам. Второй муж балерины Родион Щедрин Знакомство звезды балета и её будущего супруга произошло в 1955 году. Оба были приглашены на творческий вечер общей знакомой. В тот вечер композитор и балерина не испытали друг к другу особых чувств. Плисецкая и Щедрин прекрасно провели вечер, много разговаривали и шутили, но дальше общения дело не дошло. Как признавалась звезда балета, она сразу отметила яркую внешность и элегантность мужчины. Молодой Родион Щедрин В 1956 году балерина вышла замуж за коллегу Мариса Лиепу, но брак просуществовал всего пару месяцев. Разочарованная неудачами в личной жизни молодая женщина полностью погрузилась в работу.
Плисецкая и Щедрин Отношения с Щедриным вернули в жизнь артистки радость и смысл. Прежде чем узаконить союз, звезда балета и композитор встречались полгода. На браке настояла сама Плисецкая. Всё это время женщина находилась под пристальным вниманием спецслужб и надеялась, что замужество сделает её жизнь спокойнее. КГБ подозревал танцовщицу в шпионаже. Композитор в свою очередь не хотел заключать брак, но согласился ради благополучия любимой. Он уникальный творческий человек. Композитор и балерина прожили вместе пятьдесят семь лет. Их брак можно назвать примером счастливого союза. Плисецкая и Щедрин прожили счастливую совместную жизнь Несмотря на известность обоих, супруги никогда не конкурировали.
Муж Майи Плисецкой всегда находился в тени знаменитой супруги, но его это не огорчало. Родион Щедрин — русский по национальности. Щедрин родился в семье музыкантов: родители будущего композитора не представляли жизни без музыки. Его отец обладал феноменальными музыкальными способностями, позволившими ему сделать успешную карьеру композитора, мать — играла на нескольких музыкальных инструментах, но профессионального образования не имела.
Они сумели добиться смягчения участи своей сестры Рахили: в 1941 году ей удалось вернуться в Москву [ 11 ]. В июне 1934 года [ 13 ] Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище педагоги Елизавета Гердт, Мария Леонтьева [ 24 ], Евгения Долинская [ 13 ] , которое окончила в 1943 году [ 12 ]. Еще в 1942 году Плисецкая станцевала миниатюру Михаила Фокина "Умирающий лебедь" на музыку Камиля Сен-Санса, которая прославила ее на весь мир [ 11 ], [ 24 ], [ 14 ]. В апреле 1943 года она была принята в труппу Большого театра, где встретила Агриппину Ваганову, которую позднее Плисецкая называла лучшим своим педагогом [ 13 ], [ 8 ]. В Большом Плисецкая числилась в составе кордебалета, однако вскоре стало понятно, что она вправе претендовать на право называться ведущей балериной театра. Уже тогда начал проявляться присущий ей редкий талант трагедийной балетной актрисы. Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 года она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Ильича Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане". Между тем ее творческая судьба складывалась не всегда гладко: в 1956 году, когда основная часть балетной труппы отправилась в Англию на первые в истории Большого театра зарубежные гастроли, Плисецкую не выпустили из страны. Оставшись в Москве, балерина много и успешно выступала - никто бы и не поверил, что ее не взяли на гастроли из-за болезни. Вызывающий успех балерины был расценен как акт гражданского неповиновения и ее самой, и ее публики. После этого Плисецкая на шесть лет она стала "невыездной", а ее саму пытались даже обвинить в шпионаже СМИ писали о том, что председатель КГБ Иван Серов объявил Плисецкую английской шпионкой [ 15 ], [ 11 ], [ 8 ]. Однако на карьеру великой балерины это в итоге не повлияло [ 11 ]: в 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР [ 13 ]. В 1960-е годы Плисецкая официально считалась прима-балериной Большого театра. Однако она, не желая останавливаться на достигнутом, хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное. В апреле 1967 года была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии [ 12 ], [ 13 ], [ 24 ]. В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка" [ 13 ], [ 24 ]. В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы Рим она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены [ 13 ], [ 12 ].
Семейные хроники Плисецких и Мессереров» брат балерины и хореограф Азарий Плисецкий рассказал о причинах конфликта его сестры и Григоровича. Он отметил, что изначально Плисецкая приветствовала переход балетмейстера из Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова ныне Мариинский театр в Большой. Но вскоре, по словам Плисецкого, Григорович «в ущерб Майе выдвигал на центральные роли обожаемую им Наталью Бессмертнову , на которой женился в 1968 году». Этого она не могла простить. Конфронтация началась с банальной истории, а закончилась настоящей войной. Обиды росли как снежный ком. Он ссорился с людьми, принесшими ему славу», — написал Плисецкий. Он подчеркнул, что каждый новый балет Григоровича был слабее предыдущего — хореографу не удалось повторить успех «Каменного цветка» и «Легенды о любви», которые позволили ему стать балетмейстером Большого. Визитными карточками театра надолго стали соцреалистские «Спартак» и « Иван Грозный ». Последней постановкой Григоровича на сцене Большого стал «Золотой век». В последние годы партии балетов на музыку мужа Плисецкой Родиона Щедрина состояли преимущественно из адажио, во время которых балерину носили на руках и почти не ставили на пол.
Тетя, отметив интерес племянницы к балету, немедленно отвела ее в хореографическое училище, куда Майю приняли, несмотря на возраст, по причине особого таланта и природных данных. Видео: Майя Плисецкая Крутой вираж судьбы: «дочь врага народа» и начало карьеры… 37-й год стал для Майи годом расстрела ее отца, который был обвинен в измене Родине. Вскоре и мама с младшим братом были сосланы в Акмолинский лагерь. Второй брат Майи и сама девочка попали к тете Суламифь, что и спасло детей от детского дома. Майя Плисецкая — юность Именно тетя помогла девочке не упасть духом и справиться с трагедией: Майя не только продолжила учиться, но и завоевала благосклонность большинства педагогов. За день до Великой Отечественной Войны Майя впервые выступила на концерте в училище — это был ее профессиональный дебют и начало большого пути. Помнить о мечте даже во время войны Начало войны снова помешало планам молодой балерины. Семейство Плисецких было вынуждено эвакуироваться в Свердловск, но возможностей заниматься балетом там просто не было. Поддерживать форму и «тонус» Майе снова помогала тетя Суламифь. Именно тогда вместе с тетей они создали партию того самого умирающего лебедя. В этой постановке тетя подчеркнула все лучшее, что было в начинающей балерине — от ее потрясающей грации до пластики рук. И именно тетя придумала знакомство публики с «Умирающим лебедем» начинать со спины танцовщицы, чего прежде никогда не было. Возвращение из эвакуации пришлось на 1942-й год. Майя с отличием закончила учебу — и тут же стала частью кордебалетной группы Большого театра. Благодаря своему таланту, Майя довольно быстро перешла в ряды ведущих артисток театра, а со временем была утверждена и в звании Примы, которое до нее гордо носила другая величайшая русская балерина — Галина Уланова. Столицу Майя покорила с «Умирающим лебедем» тети Суламифь, который навсегда стал ее «визитной карточкой». Видео: Майя Плисецкая. Умирающий лебедь «Балет — это каторга» Обладательница огромного числа наград, орденов и премий разных государств, будучи балериной самого высокого ранга, Майя сумела создать собственный стиль даже в этом классическом виде искусства, и приемы Плисецкой стали перенимать все молодые балерины. Майя не боялась экспериментов, и всегда достигала максимальной гармоничности в своей тяжелейшей работе, каковой и был для нее балет — несмотря на то, что она не мыслила без него своей жизни. Балет — это не только искусство. Это — добровольная каторга, на которую балерины отправляются ежедневно.