В воскресенье, 29 января, в Янтарном прошёл ежегодный «Марш жизни», посвящённый памяти жертв холокоста. В Янтарном участники международной научной конференции центра «Холокост» почтили память жертв «Марша смерти». Памятник жертвам Марша смерти расположен на берегу Балтийского моря в посёлке Янтарный Калининградской области.
70-летие Марша смерти
Там же указано, что мероприятие проводится при поддержке еврейской общины Калининграда, однако её представители поспешили заявить, что никак не связаны с готовящимся событием. Её участники повторяют десятикилометровый путь, которым когда-то шли узники концлагеря Штуттгоф. Традиционно к маршруту присоединяются представители не только еврейской общины, но и все желающие почтить память жертв Холокоста. Участвуют в ней и официальные лица — представители регионального правительства, консулы Польши, Германии, Литвы. Руководитель новой акции Анна Симонова считает, что такой формат себя изжил. Мы провели мониторинг — уже много лет это никому не интересно, просто это не озвучивают. А почему неинтересно? Потому что это не касается конкретно каждого человека, а событие очень важное. Оно касается не только еврейской истории, это история отношений человека с человеком. Это может случиться с любой нацией, когда вдруг возникает ненависть, отторжение, которые приводят к таким последствиям.
Вот на это мы бы хотели обратить внимание», — заявила она «Новому Калининграду». По её словам, воссоздание событий позволит людям погрузиться в историю и пропустить её через себя, однако как именно будет устроена реконструкция и что за сцены будут воссоздавать, Анна Симонова отвечать отказалась.
Крысы шелестели в соломе и носились по хлеву.
Но девушки уже спали… На следующий день советские войска отступили от города, и старик хотел выгнать беглянок. Он даже дал им носки и чулки, только бы ушли. Регина Цельникер покинула убежище.
По дороге она выдала себя за польку, которую забрали в лагерь. А Анна Клиновска стала упрашивать старика, что будет делать всё по хозяйству, только бы не выгонял. Тот посоветовался с женой, и они решили оставить несчастную.
Анна доила коров, ухаживала за курами, стирала. Спала всё ещё в хлеву. Анна принесла полный чемодан.
Оделась, отросли волосы, теперь она уже имела постель и спала на кухне… Ей выдали удостоверение на имя Анна Клиновски. Так она продержалась у них до прихода русских. Сходную историю рассказывает и упоминавшаяся выше Гелина Маленцевич.
Наконец, поздно ночью мы пришли к берегу моря. Мы находились на возвышенности, перед которой был отвесный обрыв прямо к воде… По обе стороны колонны стояли автоматчики, которые стреляли в подходящих людей. Те, в кого попадали, теряли равновесие и падали вниз.
Увидев, что происходит, мы естественно подались назад. Эсэсовский командир обершарффюрер Шток, схватил оружие и, злобно бранясь, закричал на нас: «Почему не хотите идти дальше? Всё равно вас пристрелят, как собак!
Придя в себя после падения с обрыва, Гелина и ещё несколько женщин с большими усилиями начали карабкаться вверх по склону горы. Наконец взобрались на возвышенность, Стоял 25-градусный мороз. Они были покрыты ледяной коркой и еле двигались.
И вот, после часа блужданий в снегу, они увидели дома какого-то селения. Было ранее утро, стояла полная тишина. Постучали в дверь первого дома.
Дверь открыла женщина. Увидев их, насмерть перепугалась, бросилась обратно в дом и вернулась со своим мужем. Он спросил: «Что вам здесь нужно?
Потом он заколебался и велел подождать снаружи. Через какое-то время он вернулся и сказал, что согласен спрятать на чердаке. Там они оставались 8 суток.
Через восемь дней крестьянин позвал их с чердака вниз.
А людей, кому это нужно, оказалось больше, чем мы ожидали. Потому что вот это хождение в пилотках и гимнастерках в День Победы — это возмутительно с нашей точки зрения». На вопрос о переодевании в нацистов и узников концлагерей Анна Симонова ответила следующее: «Такого плана погружение имеет образовательный момент. Человек очень быстро включается. Это плохо запоминается, не откликается внутри и ничему не учит.
То, что человек не прожил, он из этого выводов никаких для себя не делает, он на этом не строит причинно-следственную связь и морально-этическую основу, с которой он дальше будет жить», — уверена организатор реконструкции. Спонсор акции, которого Анна Симонова отказалась называть, сославшись на коммерческую тайну, предлагал растянуть реконструкцию на несколько дней. Как выяснилось, понимания нет, — говорит она. Он не несет информационной нагрузки, это протокольное мероприятие. Мы перестали быть людьми, мы стали чиновниками, какими-то неодушевленными. Они что-то почувствуют?
Они зачем туда пошли?
Тогда погибли более семи тысяч человек. Участники акции возложили цветы и камни к мемориалу, воздвигнутому на месте трагедии, рассказала корреспондент ОТР Жанна Мейлер.
Участники марша жизни прошли пешком 12 километров - от поселка Круголово до мемориала жертвам Пальмникенского расстрела. Это всего лишь часть пути, который 75 лет назад пришлось преодолеть узникам фашистских концлагерей во время марша смерти. Тогда фашисты заметали следы своих преступлений и, собрав оставшихся в концлагерях Восточной Пруссии евреев, - в основном женщин и стариков - погнали их в лютый мороз полураздетых, голодных и больных маршем смерти из Кенигсберга в Пальмникен.
Галина Карпенко, участник Марша жизни: «Я пришла почтить память и отдать дань уважения погибшим людям и осудить фашистов паршивых, которые напали на нашу страну и столько людей уничтожили». Из семи тысяч человек через несколько суток марша до шахты Анна в Пальмникене дошли о силы половина.
Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном
Даже не верится, что такое могло кому-то в голову прийти»; «Мне хочется спросить — кто конкретно эту мерзость придумал? Фамилии, должности? Не организации, а имена? Страна должна знать своих идиотов»; «Уберите на странице вашего странного мероприятия ссылку на Еврейскую общину города Калининграда. Она не имеет к организации этого мрака никакого отношения»; «Вас надо арестовать и завести на вас уголовное дело, за глумление над памятью погибших». Историк Константин Пахалюк проанализировал сведения, которые приводят организаторы акции «Марш Пальмникен 2022»: «Про какую достоверность вы вообще пишите? Вы у себя на сайте не разобрались, сколько погибло в Штутгофе лагере смерти — прим. На самом деле 65 тыс из зарегистрированных, и ещё 15 тыс незарегистрированных.
Что за глупости про устройство — «Лагерь Штуттхоф имел несколько лагерей-подразделений» — нет, всего было 66 филиалов. Нет, на запад ушли 11 колонн по 1 тыс человек , а вот оставшиеся остались там. Под Пальмникен эвакуировали узников из лагерей в Хайлигенбайле, Есау и Кёнигсберга. А вот филиал из Гердауэна в это время отправляли в сам Штутгоф. Вам географию напомнить региона? Самое забавное, мы не знаем точно состав колонны, что шла в Пальмникен, и были ли там помимо евреев, например, военнопленные. Равным образом еще момент: про охранников из числа прибалтийских коллаборационистов нет ни слова у вас».
В администрации Янтарного журналистам заявили, что разрешения на проведения марша 29 января не выдавалось.
Но в темноте, в спешке, несмотря на использование сигнальных ракет, уничтожить всех сразу немцам и их прислужникам не удалось. Анни Аудерш вспоминает: «На следующий день беглые евреи, которых в ту ночь пытались застрелить, были пойманы и расстреляны у старой заброшенной шахты «Анна». Несчастных беглецов, уцелевших в ту роковую ночь, в основном женщин, которых осталось порядка 300 человек, под охраной Гитлерюгенда колонной пригнали к шахте «Анна».
Сначала их попарно уводили за здание шахты на расстрел, а затем начали расстреливать массово — ставили на обрыв, обстреливая из пулемётов. Трупы падали с обрыва в море. Спастись тогда чудом удалось лишь единицам. Их насчитывают в общей сложности 13 человек.
Тяжело раненная, она приподнялась и крикнула конвойному: «Герр конвоир, я ещё жива! Он прицелился и застрелил её… Вдруг меня ущипнула Геня, пришедшая в сознание от ледяной воды: «Не высовывайся! Появились эсэсовцы, кричавшие: «Поднять головы! Потом эсэсовцы ушли.
Мы начали карабкаться верх по склону горы. Нас тошнило, так как мы наглотались морской воды. Стоял двадцатиградусный мороз. Мы были покрыты ледяной коркой и не могли двигаться…».
Хана Клиновска продолжает: «Вся наша группа оказалась уже в море. Я лежала на льдине, на меня бросили убитую, они думали, что я мертва. Позже всё затихло. Недалеко от меня лежала Регина Цельникер из Лодзи.
Она, услышав мой голос, отозвалась и спросила: «Ханка, ты жива? Сознание моё работало, я решила не поддаваться смерти, хотя в первые минуты хотела утопиться, чтобы больше не мучиться. Поднялась, ступала по трупам. Впереди меня было огромное нагромождение льда, через которое я с трудом перебралась.
Со мной шла Регина и Циля Мошкович. Вместе мы вышли из моря и забрались на высокий берег. Кругом всё было покрыто снегом, и мы руками засыпали его, маскируя наши следы, боясь быть обнаруженными. Издалека я видела, как из моря пытаются выбраться другие, но из-за ранений не могут перебраться через нагромождения льда.
Вскоре мы услышали скрип саней. Это подъехали эсэсовцы. Были слышны выстрелы, потом стоны со стороны моря прекратились. Вскоре послышалась немецкая речь: «Здесь люди в воде!
Это евреи! Мы должны об этом заявить бургомистру». Это были жители окрестных деревень, которые услышав крики и стрельбу в ночи, оказались здесь». На другой день после расстрела, подчиняясь приказу командования СС и по доносам местных жителей, бургомистр Пальмникена Курт Фридрихс, за пристрастие к алкоголю прозванный жителями посёлка «Синяком», набрал поисковые группы, из числа членов Гитлерюгенда.
Раздав карабины и налив по стакану шнапса, он отправил их на «настоящее мужское дело» — убивать женщин-евреек, не успевших уйти далеко. Отправил для того, чтобы разделаться с ними, безоружными, голодными и замёрзшими в ледяной воде. Эти 15-летние мальчишки, прочёсывали близлежащие лесные массивы и деревни, ходили по домам в поисках спрятавшихся. Расстреливать безоружных женщин было легко, и многие «зухкомандос» делали это с удовольствием.
Местные жители очень опасались пускать к себе в дом евреек, уцелевших при расстреле. Некоторые спасали из «шкурных» соображений, ожидая благодарности от приближающейся Красной Армии. Об этом свидетельствует Ружа Крайковска-Айзенберг: «Я убежала во время ночного марша. Перешла шоссе, покрытое трупами.
На другой стороне шоссе стояло несколько домов. Вошла в один из них. Приняла меня к себе женщина с двумя детьми. Она просила меня, чтобы я рассказала русским, когда придут, что она меня спасла».
Однако, находились и те, кто спасал их, рискуя собственной жизнью, проявляя мужество и человечность.
Морис Беккер со своим сыном Бено, получившего великолепное образование в Италии и любившего путешествовать, украсили парк редкими растениями, что добавили элегантности усадьбе и местности. За знаменитым престижным и великолепным парком на 12 гектарах недалеко от дюн с прогулочными дорожками и со множеством деревьев, достойных внимания, тщательно ухаживала администрация шахты Пальмникена. Парк был заложен 21 мая 1881 года из старинного усадебного сада, где росли краснолистные буки, клёны яворы, дубы, каштаны, серебристые тополя, вязы и ясени. С незапамятных времен тут росли роскошные липы, одна из которых была обхватом 7 м. Сын Беккера привёз редкие деревья из Японии и Америки: багряник японский, лиственницу, ситхинскую ель, псевдотсугу Мензиса, сосны Веймутова, а также уникальное по своей красоте североамериканское Тюльпанное дерево, ставшее символом парка. Незаметно мы вышли по дорожке из парка на улицу Советская и оказались среди домов, построенные знаменитым янтарным королём. Морис Беккер не был бы успешным, если бы не учитывал хитрости ведения бизнеса.
Дома по обе стороны, построенные для сотрудников янтарной фабрики накрыли собой богатейший янтареносный пласт, законсервировав на несколько столетий добычу янтаря с поверхности. В 1869—1899 годах фирма «Штантиен и Беккер» организовала массовую добычу при помощи мощных паровых экскаваторов. За год ей удавалось выбрать с мелководья до 75 тонн янтаря, перепахивая побережье. Привлекались водолазы, их численность достигала более 160 человек. Янтарь поначалу извлекали из неглубоких ям — шурфов, позднее — из расчисток в береговых обрывах, а уже в XVIII веке — из открытых карьеров и шахт. XIX век в Восточной Пруссии считается временем становления современной добычи янтаря и его обработки. Морису Беккеру тогда срочно требовались рабочие руки в большом количестве — Пальмникен не мог дать столько людей и рабочие набирались отовсюду, в том числе из русских подданных, приезжавших в Пруссию на заработки в качестве рудокопов. В 1877 году в шахте трудились до 400 человек, позднее — ещё больше, в общей сложности более тысячи.
По улице Советской напротив детского садика нам удалось установить, что служебное здание находилось как раз на его территории и построено, возможно, на фундаменте разыскиваемого путешественниками дома управляющего горнодобывающего предприятия. Мы решили не оставлять в стороне хозяйственного поместья и заглянули во двор мастерской «Янтарной лагуны», где у очаровательного макета посёлка разворачивается рассказ. Из истории Пальмникена известно, что в 1780 году поместье было передано в служебное пользование объездчику побережья, старшему смотрителю пляжа. Годом позже охотничий дом, о котором скажем отдельно, числился в документах как "пребывающий в плохом состоянии", но при этом отмечалось отличное состояние его подвалов. Тем временем наследница Гамильтонов, владельцев поместья Пальмникен с середины 18 века вместе с поместьями Дорбникен и Варшкен Warschken — пос. Вершково и соседних имений Нодема Nodems — пос. Окунёво и Хайлигенкройц Hl. Kreuz — пос.
Красноторовка , вышла замуж за военного советника Порша Porsch , а их дочь в 1805 году вышла замуж за судебного чиновника Густава Теодора Штайна GustavTheodorStein , который впоследствии в 1824 году пытался восстановить строение с хорошими подвалами, надо отметить, что побережье и деревня ему не принадлежали. Штайн был успешным землевладельцем и приобрел ещё несколько поместий, в том числе Тиренберг Thierenberg — пос. В поместье Пальмникен он соорудил пивоварню и создал сеть трактиров в окрестных населенных пунктах. С 1844 года поместье снова продаётся и в 1861 году Пальмникен перешёл барону фон дер Гольц-Каллен vonderGoltz-Kallen — представителю одного из древнейших прусских родов профессиональных военных. Один из представителей рода — барон фон дер Гольц, нам интересен, как официальное лицо, поставившее подпись на Мирном договоре в Санкт-Петербурге в мае 1763 года, согласно которому провинция Пруссия со столицей Кёнигсберг отходит обратно государству Пруссия. Узаконенные разработки янтаря в прибрежных залежах начались еще при Штайне, затем это право Штайн передал Гольцу, а от того оно перешло горнодобывающему предприятию «Штантин и Беккер». Вплоть до 1860-х годов добыча янтаря здесь велась в крайне скромных объемах. В 1871 году Морис Беккер выкупил имение Пальмникен площадью 16 хуфенов у разорившегося барона фон дер Гольц-Каллен за 170 тысяч талеров.
В последующие годы он скупил и другие владения, благодаря чему многие крестьяне и рыбаки стали состоятельными людьми, а Беккеру досталась необходимая земля для горных разработок. Услышав об этом, Мориц Беккер выкупил несколько участков земли в Кракстепеллене и заложил там подземный рудник «Генриетта», галереи которого достигали глубины ниже Гросс Хубникена. Позже в 1883 году была добавлена шахта «Анна». Первая шахта «Генриетта» находилась на юге Пальмникена вблизи моря, схем выработок её не сохранилось, полностью свою деятельность она прекратила в 1896 году, истощив запасы на этом месте за 20 лет. В 1899 году Мориц Беккер продал все свои предприятия, включая поместье Пальмникен. Горнодобывающей компании по добыче янтаря, которая в 1899 году стала государственным предприятием, для обеспечения рабочей силой были подчинены 3 поместья, которыми управлял администратор, а затем арендатор: Пальмникен площадью 350 га, Хубникен площадью 475 га и Дорбникен площадью 575 га. На рубеже столетий Прусское государство национализирует стратегические предприятия, выкупает у частных лиц железные дороги, конезаводы, сталелитейные цеха и янтарную фабрику. После 1890 года государство отозвало лицензию у фирмы «Штатиен и Беккер» для работ у Шварцорта, в 1899 — расторгло договор аренды на промышленную добычу и выплатило неустойку Беккеру в размере 9,75 миллиона марок — по тем временам колоссальная была сумма.
Некогда еврейский мальчик со школьным образованием был удостоен звания коммерческого советника и становится богатейшим человеком в Кёнигсберге. За 34 года работы и жизни в Пальмникене Беккер оказался одним из самых богатых людей Пруссии и единственным в мире янтарным королём. Продав в 1899 году все свои владения вместе с Пальмникеном и фабриками янтаря в Кёнигсберге и Паланге на общую сумму 14,5 миллионов марок. В 1905 году уже усилиями государства в Пальмникене открылось местное отделение сберегательной кассы, рядом — здание почты, улицы освещались, однако, канализация была не во всех домах. В 1907 году, заботясь о ветеранах труда, открыли небольшой Дом для престарелых одиноких людей, построили удобную больницу. Вторая шахта «Анна» работала долго. В глубину она имела 18 метров. Её штреки располагались на семь метров ниже уровня моря.
По некоторым данным, они проходят сейчас под посёлком Янтарный — причём, представить, как именно они пролегают, в принципе невозможно. Немецкие планы, на которые нанесены районы расположения подземных выработок, в 1946 году были утрачены. А побережье Балтийского моря в районах Янтарного, Покровского и Синявино являет собой сложнейший, практически неисследованный подземный лабиринт горизонтальных и наклонных штреков и вертикальных, частично затопленных транспортных коммуникаций. Кроме того, в лабиринт «вписаны» малоизвестные шахты конца XVIII века, когда предпринимались неудачные попытки добывать янтарь из-под земли. Вот где «разгадка века»! Ещё одна остановка на холме, на перекрёстке дорог со стороны бывших имений с сельскохозяйственными дворами. Имение Пальмникен практически постоянно находилось в собственности государства. На самом красивом месте ещё курфюрст Георг Вильгельм 1595 — 1640 построил здесь охотничий домик.
Он давно любил охоту в богатых дичью окрестных лесах, поэтому и приказал построить для своих забав и отдыха охотничий замок. При строительстве фундамента охотничьего замка были использованы валуны из частей разрушенного орденского замка Гермау. Несколько мыслей об эпохе Георга Вильгельма, сбежавшего в Кёнигсберг во время 30-летней войны, так называемой «войны религий». Не станем спорить с утверждением, что историю творят великие люди, но как им, так и отдельным личностям, также суждено было влиять на ход истории. Познакомимся с курфюрстом, не Великим, но не менее интересным — Георгом Вильгельмом, отцом строителя Фридрихсбургской крепости. К началу правления Георга Вильгельма в 1619 году, Пруссия уже была присоединена к Бранденбургу, резиденция курфюрстов была перенесена из Кёнигсберга в Берлин, а заодно бранденбургские курфюрсты вместе с объединением двух территориально разрозненных государств получили великолепный центр торговли в Прибалтике. Через порты Кёнигсберга на запад шли многие товары, в том числе и русское зерно. Герцогу Георгу Вильгельму, внуку второго герцога Пруссии Альбрехта Фридриха от его старшей дочери Анны, удалось после первых трудностей получить признания сословий и наделение леном Польским королевством.
Наследство, которое принял Георг Вильгельм, оказалось ему не по силам. Без участия Георга Вильгельма приняли городской устав «Трансакция 1620 года», которое целое столетие определяло внутреннюю жизнь Кёнигсберга. Таким образом Кёнигсберг разросся, стал богаче. Башни и церкви строились с размахом, дома стояли тесно друг к другу фронтоном на улицу. Мосты Кремербрюке и Шмидебрюке с обеих сторон были усеяны будками, лишь к середине мостов были свободные для подъёма разводные платформы, которые открывались, чтобы пропустить корабли с мачтами. В 1623 году была построена первая биржа в Кёнигсберге, она возвышалась на сваях, вбитых в реку, возле Грюне Тор. Место под биржу было выбрано не случайно — оно определено было купцами, которые встречали регулярно прибывающих верховых вестовых, чтобы взять свою корреспонденцию у въезжающего в город конного почтальона, заодно удобно было и заключить сделку. Специальное здание должно было служить всем купцам и нельзя его быть построить на землях Кнайпхофа.
Торговля процветала, не смотря на политическую ситуацию. В порт Кёнигсберга в 1608 году вошло 643 голландских торговых корабля, а в 1625 году — в три с половиной раза больше, чем в 1550 году, транспортные мощности возросли почти в 7,5 раз. Четыре пятых всего тоннажа приходилось на долю голландцев. В 1636 году из 492 кораблей из Кёнигсберга 163 шли курсом на Амстердам. Это были большие корабли, на борту которых половина грузов вывозилась из Кёнигсберга. Англичане увеличили долю в морской торговле Кёнигсберга и занимали второе место после голландцев. Кёнигсбергские судовладельцы имели лишь небольшое количество кораблей, и то — маленьких. Сто лет Пруссия находилась в тени большой политики и не касалась войн.
Бурное развитие торговли в Кёнигсберге приостановила война между двумя враждующими религиозными течениями за господство в Европе. Во времена правления курфюрста Георга Вильгельма Пруссия была превращена в поле сражения. Прусские дворянские сословия боролись за самостоятельность в созданном с Бранденбургом союзе. Их оппозиционная деятельность была столь успешной, что к концу правления Георга Вильгельма государство грозило распасться. Бранденбургские правители в подавлении прусской оппозиции уповали на военную силу. А между тем в 1618 году уже началась первая общеевропейская война между протестантами и католиками, так называемая Тридцатилетняя война, которая поначалу принесла много бедствий Пруссии. Апатия прусских бюргеров к политическим событиям европейского масштаба, помноженная на бездействие Георга Вильгельма, привела к возможности соблюдения Пруссией нейтралитета в войне. Да, слабый Георг Вильгельм не принимал должного участия в управлении герцогством, все значительные события произошли если не вопреки его воле, то и не благодаря ей.
Строительство современных укреплений в Пиллау и Кёнигсберге в эти годы велись либо по инициативе шведского короля, либо по замыслам местных властей. Да и решение о нейтралитете в общеевропейской бойне муниципалитеты принимали самостоятельно, правда, под давлением того же Густава II Адольфа. Пруссия была втянута в войну, которую шведский король Густав Адольф вёл против Польши. Эта война была борьбой за господство над Балтикой и одновременно походом контрреформации против протестантства. Герцогство в военном отношении было слабым, а политически находилось в вассальной зависимости от Польши. В вопросах веры Пруссия имела больше общего со Швецией, чем с католическим сюзереном и реформатским правителем, которому не доверяли. К тому же курфюрст находился в Берлине, когда Густав Адольф летом 1626 года перенёс военные действия из Лифляндии в Пруссию, заняв 6 июля Пиллау. От прусских сословий, которым принадлежала власть, и особенно от Кёнигсберга он потребовал нейтралитета, намереваясь обезопасить себя с тыла, чтобы успешно выступить против Эльбинга и Данцига.
В военном плане город к боевым действиям не был готов. Средневековые укрепления находились в таком же упадке, как и желание горожан обороняться. Для приготовлений и не было времени, так как утром 11 июля альтштадскому муниципалитету передали письмо Густава Адольфа с ультимативным требованием в течение трёх дней объявить нейтралитет. Отсрочки Густав Адольф не дал, настаивая на том, чтобы горожане быстрее приняли решение о том, хотят ли они нейтралитета или же выступят на стороне Польши. Четыре дня миссия вела переговоры с Густавом Адольфом, пока тот, наконец, не подтвердил права города на свободную торговлю и безопасность. Шведы своё слово сдержали. Ни один шведский солдат не вошёл в Кёнигсберг. Курфюрст согласился со статусом нейтралитета.
Король Владислав IV, сменивший в 1632 году на польском троне своего отца Сигизмунда, пытался путём уступок и дружелюбных актов завоевать доверие Кёнигсберга. Король признал за городом право взимать налоги и нанимать войска, против чего тщетно протестовал из Берлина курфюрст, обосновывая свою точку зрения тем, что Кёнигсберг принадлежит ему и поэтому не обладает ни финансовой, ни военной самостоятельностью. Кёнигсберг стремился получить признание в качестве договаривающейся стороны по образцу Данцига. Бранденбургские посланцы решительно воспротивились этому и добились того, что в мирном договоре не было учтено ни одного требования Кёнигсберга. Это было очень важное решение. Вторая попытка придать Кёнигсбергу статус свободного города наподобие Данцига вновь потерпела неудачу. Однако самостоятельная политика военных лет привела к возросшему самосознанию горожан, как по отношению к курфюрсту, так и по отношению к польскому королю. Это почувствовали оба.
Сильнее стало и общественное сознание. И хотя ещё долго между тремя городами, равно как и между городами и их слободами существовали разногласия, основанные на защите своих мелких интересов, но всё же постепенно они осознавали, что все вместе составляют единый город. Этому способствовало и совместное возведение укреплений вокруг Кёнигсберга. Эти укрепления на 200 лет определили топографическое развитие города. За несколько десятилетий в окружённых валом пригородах возникло пять новых приходов с пятью новыми большими церквами. Элементом прогресса в области экономики стали зарождавшиеся в то время мануфактуры — предшественники меркантильной хозяйственной политики. В предместьях появились мыловарни, маслобойни, стеклозаводы и красильни. Земельное правительство поддерживало предпринимателей, строивших фабрики, чтобы сэкономить деньги, которые тратились на ввоз продуктов из-за границы.
Новые предприятия имели такие же привилегии, как и с давних пор мельницы, купальни и аптеки. С ростом числа горожан и их благосостояния более разнообразной становилась и общественная жизнь. Кроме старых юнкерхофов и гемайнгартенов имелось множество трактиров. Многие являлись простыми постоялыми дворами и местом отдыха сельских жителей, посещающих рынок; другие, видимо, были обыкновенными питейными заведениями с сомнительной репутацией. Сохранилась одна из средневековых бюргерских забав — стрельба. Так как с конца XIV столетия от арбалета перешли к огнестрельному оружию, старые стрельбища стали малы. Потому и народные праздники — стрельбы по деревянным птицам — здесь больше не проводились. Стрельба по мишеням поначалу не пользовалась признанием, но только до тех пор, пока курфюрст Георг Вильгельм в 1634 году не перенёс все привилегии со стрельбы по птицам на стрельбу по мишеням.
Таким образом, постепенно исчезла связь между стрельбой и цехами ремесленников с их гемайнгартенами. Праздники стрелков оставались популярными, но участие в них постепенно становилось более или менее добровольным, и в итоге образовалась гильдия стрелков как самостоятельное общество. Нередко Георг Вильгельм предавался разгульным развлечениям и любимой охоте, что не могло не сказаться на состоянии дел в государстве. Принуждённый заключить с Швецией союз в 1631 году, он неохотно вёл войну и уже в 1635 году заключил с императором Священной Римской империи Фердинандом II союз, вследствие чего шведы опустошили его земли. В августе 1638 года Георг Вильгельм вместе со всем своим двором и семьёй с очаровательными дочерьми-курфюрстинами перебрался в Кёнигсберг, где, предаваясь любимому своему развлечению — стрельбе, и превратил в «охотничью столицу» свою летнюю резиденцию в замке Нойхаузен. В эпоху правления Георга Вильгельма в Кёнигсберге происходили события, свойственные эпохе барокко. В середине XVII века возник Кёнигсбергский кружок — круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. У этих незаурядных бюргеров не было никаких организационных признаков «поэтического цеха» — ни уставов, ни списков участников, ни собственного архива и т.
Они не проводили собраний. То есть в строгом смысле говорить о поэтическом объединении, видимо, не следует. Однако не подлежит сомнению, что этот круг поэтов и музыкантов, учителей и студентов, юристов и чиновников, живших в Кёнигсберге в середине XVII века, оставил глубокий след в истории немецкой лирики. В это время публично польскому королевскому двору, а вместе с тем — кёнигсбергскому дворянству и бюргерству был представлен поэт Симон Дах. Спустя три года Даху открывается доступ к высшим авторитетам respublica literaria и прусскому правящему дому: в 1638 году в Кёнигсберг приезжает Мартин Опиц, а затем курфюрст Георг Вильгельм со своим двором и семьей. По поводу каждого из этих событий Дах вместе с композитором и органистом Генрихом Альбертом создает приличествующие случаю хвалебные песни. С 1 ноября 1639 года, заняв должность профессора в Альбертине без защиты диссертации, он приступает к исполнению своих новых служебных обязанностей. Магистерскую защищает в 1640 году.
Диссертация Даха не имеет большой научной ценности, но отражает определенный этап мировоззренческого становления поэта-профессора. Будучи профессором поэзии, Дах, согласно должностному предписанию, отвечал за поэтическое оформление всех академических и религиозных праздников в университете. Большинство праздничных произведений было написано на латыни, и объем этой поэтической продукции Даха весьма впечатляет. В числе университетских произведений на немецком языке следует упомянуть: «Радость христианского Рождества», сочиненную в 1648 году, в год наступления мира после подписания Вестфальского мирного договора; «Похвала Иисусу Христу, восставшему из мертвых», состоящую из более чем 1000 «александрин» тип средневекового стиха и другие. В 1644 году Кёнигсбергский университет праздновал 100-летие со дня основания. По поводу этого праздника профессор поэзии Симон Дах был призван сочинить торжественное представление, приличествующее случаю. Университетская карьера Даха была в целом блестящей. Он пять раз избирался деканом, а зимой 1656 года без соблюдения формальностей единодушно был избран ректором университета.
Следует отметить, что в глазах общественного мнения Дах, начиная примерно с 1638 года, скорее всего, представал именно как поэт правящего дома курфюршества Бранденбург-Пруссия, поскольку после визита в Кёнигсберг осенью 1638 года Георга Вильгельма его жизнь значительно изменилась к лучшему благодаря протекции со стороны курфюрста. И сам Дах стал активным поэтическим летописцем судьбы правящей семьи: он сочинял многочисленные стихи по разным многочисленным поводам в истории жизни и смерти правящей династии. Вместе с заслуженной славой к Даху пришло и материальное благополучие: кроме профессорского жалования постоянным и надежным источником дополнительных доходов было возрастающее число заказов. Дах возводит поэтическое творчество в ремесло, в ранг равноправного источника доходов. Дах сочинял за деньги, чем заслужил упреки многих потомков — историков литературы и поэтов, игнорирующих исторические обстоятельства художественного поэсиса XVII века в Германии. Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества. Однако остановимся на этом и предложим прочитать более внимательно текст легендарной песни «Анхен фон Тарау», окутанной в тайны смысловых анаграмм. Язык эпохи барокко представлял собой не менее вычурный стиль в литературе, такой же, как и известный своим множеством деталей стиль в архитектуре.
Каждый элемент поэзии барокко нёс в себе символы, знаки, тайные послания, понятные тем, кто был гоним и не мог открыто изъясняться с единоверцами — в разгар 30-летней войны религий в Европе чревато было протестантам вслух рассуждать в католическом европейском обществе. Пруссию обошла война, и те, кто в те времена искал духовную свободу, кто хотел избежать нужды, бедствий и притеснений, связанных с войной, тот отправлялся в толерантное герцогство Прусское — «пристанище Германское», прежнее государство Тевтонского ордена, которое не подчинялось императору из рода Габсбургов. Таким образом, протестантам удавалось в какой-то мере избежать жестокого преследования и ужасов войны. Студенты стремились попасть в «Альма матер Альбертина», в Кёнигсбергский университет. В XVII веке Кёнигсбергский университет являлся центром продвижения Реформации, здесь создавались поэтические кружки любителями стихотворных посланий и посвящений, в основе которых анаграммы. Процесс творческой интеграции поэтов и музыкантов в Кёнигсберге XVII века, объединившихся в дружеское сообщество, оставил заметный след в истории европейской литературы. Кёнигсбергский поэтический кружок XVII века — это круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. Таким образом Кёнигсберг становится колыбелью языка анаграмм — иронично-барочного отражения новой поэзии «скрытой теологии», парадигма тайн барокко.
С октября 1640 года курфюрст Георг Вильгельм постоянно находился в постели. Помимо своей хронической болезни ног он также страдал водянкой. Георг Вильгельм умер после продолжительной болезни в возрасте 45 лет 1 декабря 1640 года. Причиной смерти была указана водянка и удар. Георг Вильгельм Бранденбургский является единственным представителем Гогенцоллернов, похороненным в Кёнигсберге, в местном Кафедральном соборе. Первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский был представителем династии Ансбах, его отец Фридрих I, будучи маркграфом Бранденбург-Ансбаха являлся представителем Гогенцоллернов. Король Фридрих I, внук курфюрста Георга Вильгельма и сын Великого курфюрста, расширил замок в Пальмникене в качестве также одной их своих охотничьих резиденций, побывав здесь в 1703 году и выделив на его перестройку из казны 1023 талера, — привёз шведский кафель, особый отделочный камень в количестве 66 тысяч штук по цене 5 талеров за тысячу. Примерно в 1690 году сюда из Гермау пос.
Русское Зеленоградского района перенесли управление береговой службы das Strandamt и янтарную палату die Bernsteinkammer , а в подземельях дома содержали расхитителей янтаря в темнице под названием «Кустоди» дьячок или побережье или «Клауссе» келья или ущелье. Возвращаясь к машинам, обратим внимание, что имя Беккера в Янтарном сохранили, благодаря внучатому племяннику янтарного фабриканта, в честь которого назван отель «HotelBecker» через дорогу от церкви в бывшем здании государственных служащих, открывшегося в 2008 году.
Майор запаса первой мировой, он также являлся комендантом пальмникенского фольксштурма. Файерабенд представлял собой непреодолимое препятствие для планов убийц, поэтому его нужно было убрать. В адрес Файерабенда поступили угрозы от СД из Кёнигсберга и приказ, следуя которому, он должен был собрать сотню фольксштурмовцев и укрепить позиции вермахта под Кумененом. Во вторник 30 января собравшиеся ополченцы отправились в путь, но встретились с армейским подразделением, которое не только не просило подкрепления, но и не знало, что с ним делать.
Файерабенд понял, что попал в ловушку, и у него не осталось выхода. Товарищи по оружию нашли его тело. Все выглядело так, как будто он сам выстрелил из ружья себе в рот. Было ли это действительное самоубийство или только его инсценировка, никто не проверял. Ночь расправы Когда на следующее утро, 31 января 1945 года, в Пальмникен привезли на телеге тело Файерабенда, его сотрудники, которым он перед отъездом поручил снабжать евреев всем необходимым, потеряли всякое мужество. Судьба трех тысяч пленных снова была в руках СС.
Той же ночью, с 31 января на 1 февраля, под предлогом перехода на корабли, которые доставят всех в безопасное место, СС вывели свои жертвы через северные заводские ворота вниз по склону к морю. Там их направили к югу, по обленедевшему балтийскому берегу. Стрелки-эсэсовцы окружили далеко растянувшуюся колонну, отсекли от хвоста небольшую группу людей и автоматными очередями погнали их в сторону моря, на лед и в воду. В темноте, в спешке, несмотря на использование сигнальных ракет, убить всех сразу не получалось. Некоторые были только ранены или вообще остались целы. Кто-то падал без чувств, кто-то замерз, утонул, кого-то затерло между льдинами.
Другие скончались после многодневных мучений. Местные жители позднее видели трупы, которые прибой выносил на западный берег Земландского полуострова. Воспоминания очевидцев Одна жительница Пальмникена показала следующее: «Мы возвращались в Пальмникен пешком, не по дороге, а вдоль пляжа. Это был очень тяжелый пеший марш, он занял несколько часов... Поблизости от Пальмникена, мы внезапно увидели на пляже множество трупов и услышали отчаянные крики, доносившиеся со стороны моря. По моим наблюдениям, все, кто лежал на пляже, были мертвы, но иногда из воды слышался зов...
Вода у берега образовала небольшую ледяную кромку, между льдинами плавали тяжелораненые или мертвые. Многие из них были одеты в полосатые лохмотья. Среди них было много женщин... Это было так ужасно, что я закрыла глаза руками...
Мемориал жертв МАРША СМЕРТИ в Янтарном
В Янтарном в память о трагедии, произошедшей в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года, провели митинг у памятника «Жертвам марша смерти под Кёнигсбергом». image Траурный митинг по традиции состоялся в Янтарном поселке у мемориала «Жертвам марша смерти под Кёнигсбергом. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945.
Марш памяти в Янтарном
Тем студентам, которые выберут тему «Марша смерти» для своего диплома и наиболее полно раскроют её с помощью документов из архива, обещана именная стипендия. В пос. Янтарный Калининградской области сегодня, 1 февраля, состоялся траурный митинг, посвящённый 70-летию годовщины жертв марша смерти, во время. Скачай это Премиум Фото на тему Светлогорск Калининградская область Россия 07012022 Памятник жертвам Холокоста мемориал жертвам марша смерти в поселке Янтарный и открой для себя более 1 миллионов профессиональных стоковых фото на Freepik.
Власти Янтарного предупредили о незаконности реконструкции «Марша смерти»
Руководитель Янтарного также принял участие в этом марше, собравшем 80 человек. В Янтарном участники международной научной конференции центра «Холокост» почтили память жертв «Марша смерти». и их убивали на месте.
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает»
Ту кровавую трагедию смогли пережить только 13 человек из семи тысяч. Они и поведали миру о злодеяниях фашистов в поселке Пальмникен. Пять лет назад в память о жертвах «марша смерти» родилась новая традиция — проходить «маршем жизни» последние 12 километров от поселка Круглово до Янтарного. В нынешнем году в колонне тех, кто повторил маршрут узников фашистских концлагерей, были люди разных возрастов, родители с детьми, участники военно-патриотических клубов, представители власти. Вместе с участниками «марш жизни» прошли врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов и глава Янтарного городского округа Алексей Заливатский. Ирина Кириллова вместе с мамой также шла в колонне участников акции памяти. Ирине 25 лет, но вот так, пешком пройти 12 километров решилась впервые. Признается, что ей, как спортсменке а она занимается боксом более двух лет не тяжело было идти. Труднее было маме, но они все-таки дошли!
И погода стояла относительно теплая, солнечная. Страшно даже мысленно представить себе ту колонну узников — замерзших, голодных и обессилевших, в оцеплении конвойных с автоматами, идущих без всякой надежды на жизнь… Мы прошли всего 12 километров, укрепили свою волю и таким образом почтили память жертв войны. Участие в «марше жизни» делает нас сильнее и добрее.
Ответа на него, несмотря на все попытки объяснить, быть не может. Остаётся только стыд, скорбь и возмущение. Скорбь о сотнях тысяч невинных людей, которые были намеренно, без наличия каких-либо причин, намеренно лишены жизней.
Стыд, потому что это преступление было совершено немцами. И возмущение от того, насколько люди себя замарали». Генконсул Германии продолжил: «В последние дни в Калининграде мы вместе со многими партнёрами в Калининграде интенсивно занимались трудами философа еврейского происхождения Ханны Арендт, которая ходила в школу в Кёнигсберге. В своё время она по заказу американской газеты наблюдала за процессом над Адольфом Эйхманом в Иерусалиме и сделала об этом репортаж. Они, что очень удобно, подчинились господствующей идеологии». Рольф Краузе прокомментировал Иммануила Канта: «Просвещение — это освобождение человека от собственного несовершеннолетия».
Пример массового убийства в бывшем Пальмникине показывает, куда может привести путь, когда идеология вытесняет собственное мышление. Это место должно стать местом надежды. Мы возлагаем надежду на то, что сможем сделать урок, чтобы добрая воля человека стала всё же сильнее изоляции, социальной дискриминации и дискриминации по политическим и другим мотивам. Мы со скорбью и почтением жертв резни, произошедшей 70 лет назад», — заключил руководитель немецкой дипмиссии в Калининграде. Мы вспоминаем то, что произошло 70 лет назад. И, к большому сожалению, таких мест как это много во всей Европе и в моей Литве.
В конце января 1945 года эсэсовцы погнали из Кенигсберга в сторону моря не менее пяти тысяч точное число не установлено заключенных концлагерей. В растянувшейся на километры колонне в основном были женщины-еврейки. Стоял лютый холод. Узники же — голодные, больные, полураздетые. Многие падали, не в силах больше идти. Охранники добивали несчастных, так и бросая у дороги.
И самое страшное, что до сих пор нет полного списка погибших в этой трагедии. У нас есть коллега, который занимается установлением и идентификацией имен, чтобы мы могли как можно больше установить жертв трагедии. Обращу ваше внимание на две нижние таблички. Махча и Рухча Мильнер. Это две сестры, их сестра Хения Пташник выжила и продолжила путь от Пальмикена до Пиллау. Освенцим, Бабий Яр, Пальмникен — это не просто географические названия. Каждое из них до сих пор заставляет сжиматься сердце любого человека. Сотни людей в траурную дату приезжают в Янтарный, чтобы принять участие в марше жизни, вспомнить безвинно погибших, зажечь свечу в память о тех, чьей кровью пропитан песок балтийского побережья. Это еврейская традиция — приносить их на могилы умерших. Ведь камень символизирует вечность. Выездные конференции научно-просветительского центра «Холокост» проводятся в Калининградской области уже 25 лет накануне каждой годовщины Хрустальной ночи. В этом году она проводятся в режиме онлайн и офлайн. На будущее они ставят перед собой задачу найти имена тех жителей Восточной Пруссии, которые несколько месяцев укрывали у себя 13 выживших в Пальмикенской резне, чтобы присвоить им звание праведников народов мира. Константин Морозов, Максим Вернер.
Пальмникенский холокост
Он принял участие в мероприятии. В конце января 1945 года на побережье Балтийского моря в районе Пальмникена была устроена расправа над узниками лагерей и гетто Восточной Пруссии. Изможденных и больных женщин, детей и стариков в 20-градусный мороз прогнали пешком из Кенигсберга к побережью Балтийского моря. Оставшихся в живых загоняли в ледяную морскую воду и расстреливали. Это факт.
Калининграда» Плитман Леонид Зямович, категорически запрещаем делать фарс из тех страшных событий! Каждый год члены Общины, представители власти, руководители консульств и неравнодушные граждане приезжают к месту расстрела. Начало мероприятия запланировано на 30 января 2022 года в 12 часов. Мероприятие начнется с зажигания памятных свечей и минуты молчания. Никакие гудки завода мы не приветствуем! Проведение реконструкции, по словам г-жи Симоновой А. Проведение каких-либо мероприятий, связанных с иудеями, в Святой день противоречат законам Торы и любым нравственным людским понятиям.
Расстрел 7000 евреев не может стать хайпом для кого бы там ни было. Просим Вас не допустить распространение пропаганды фашизма, глумления над последним Маршем Смерти и внесение корректив в проведение траурного мероприятия, организованного ИРО «Еврейская община Калининграда» и администрацией МО «Янтарный городской округ». На официальной странице мероприятия в фейсбуке жители региона призывают организаторов воздержаться от проведения своего марша. Вот лишь некоторые высказывания: «Опомнитесь, пока не поздно, и прикройте это мракобесие. Даже не верится, что такое могло кому-то в голову прийти»; «Мне хочется спросить — кто конкретно эту мерзость придумал? Фамилии, должности? Не организации, а имена?
Страна должна знать своих идиотов»; «Уберите на странице вашего странного мероприятия ссылку на Еврейскую общину города Калининграда. Она не имеет к организации этого мрака никакого отношения»; «Вас надо арестовать и завести на вас уголовное дело, за глумление над памятью погибших».
Услышав об этом, Мориц Беккер выкупил несколько участков земли в Кракстепеллене и заложил там подземный рудник «Генриетта», галереи которого достигали глубины ниже Гросс Хубникена. Позже в 1883 году была добавлена шахта «Анна». Первая шахта «Генриетта» находилась на юге Пальмникена вблизи моря, схем выработок её не сохранилось, полностью свою деятельность она прекратила в 1896 году, истощив запасы на этом месте за 20 лет.
В 1899 году Мориц Беккер продал все свои предприятия, включая поместье Пальмникен. Горнодобывающей компании по добыче янтаря, которая в 1899 году стала государственным предприятием, для обеспечения рабочей силой были подчинены 3 поместья, которыми управлял администратор, а затем арендатор: Пальмникен площадью 350 га, Хубникен площадью 475 га и Дорбникен площадью 575 га. На рубеже столетий Прусское государство национализирует стратегические предприятия, выкупает у частных лиц железные дороги, конезаводы, сталелитейные цеха и янтарную фабрику. После 1890 года государство отозвало лицензию у фирмы «Штатиен и Беккер» для работ у Шварцорта, в 1899 — расторгло договор аренды на промышленную добычу и выплатило неустойку Беккеру в размере 9,75 миллиона марок — по тем временам колоссальная была сумма. Некогда еврейский мальчик со школьным образованием был удостоен звания коммерческого советника и становится богатейшим человеком в Кёнигсберге.
За 34 года работы и жизни в Пальмникене Беккер оказался одним из самых богатых людей Пруссии и единственным в мире янтарным королём. Продав в 1899 году все свои владения вместе с Пальмникеном и фабриками янтаря в Кёнигсберге и Паланге на общую сумму 14,5 миллионов марок. В 1905 году уже усилиями государства в Пальмникене открылось местное отделение сберегательной кассы, рядом — здание почты, улицы освещались, однако, канализация была не во всех домах. В 1907 году, заботясь о ветеранах труда, открыли небольшой Дом для престарелых одиноких людей, построили удобную больницу. Вторая шахта «Анна» работала долго.
В глубину она имела 18 метров. Её штреки располагались на семь метров ниже уровня моря. По некоторым данным, они проходят сейчас под посёлком Янтарный — причём, представить, как именно они пролегают, в принципе невозможно. Немецкие планы, на которые нанесены районы расположения подземных выработок, в 1946 году были утрачены. А побережье Балтийского моря в районах Янтарного, Покровского и Синявино являет собой сложнейший, практически неисследованный подземный лабиринт горизонтальных и наклонных штреков и вертикальных, частично затопленных транспортных коммуникаций.
Кроме того, в лабиринт «вписаны» малоизвестные шахты конца XVIII века, когда предпринимались неудачные попытки добывать янтарь из-под земли. Вот где «разгадка века»! Ещё одна остановка на холме, на перекрёстке дорог со стороны бывших имений с сельскохозяйственными дворами. Имение Пальмникен практически постоянно находилось в собственности государства. На самом красивом месте ещё курфюрст Георг Вильгельм 1595 — 1640 построил здесь охотничий домик.
Он давно любил охоту в богатых дичью окрестных лесах, поэтому и приказал построить для своих забав и отдыха охотничий замок. При строительстве фундамента охотничьего замка были использованы валуны из частей разрушенного орденского замка Гермау. Несколько мыслей об эпохе Георга Вильгельма, сбежавшего в Кёнигсберг во время 30-летней войны, так называемой «войны религий». Не станем спорить с утверждением, что историю творят великие люди, но как им, так и отдельным личностям, также суждено было влиять на ход истории. Познакомимся с курфюрстом, не Великим, но не менее интересным — Георгом Вильгельмом, отцом строителя Фридрихсбургской крепости.
К началу правления Георга Вильгельма в 1619 году, Пруссия уже была присоединена к Бранденбургу, резиденция курфюрстов была перенесена из Кёнигсберга в Берлин, а заодно бранденбургские курфюрсты вместе с объединением двух территориально разрозненных государств получили великолепный центр торговли в Прибалтике. Через порты Кёнигсберга на запад шли многие товары, в том числе и русское зерно. Герцогу Георгу Вильгельму, внуку второго герцога Пруссии Альбрехта Фридриха от его старшей дочери Анны, удалось после первых трудностей получить признания сословий и наделение леном Польским королевством. Наследство, которое принял Георг Вильгельм, оказалось ему не по силам. Без участия Георга Вильгельма приняли городской устав «Трансакция 1620 года», которое целое столетие определяло внутреннюю жизнь Кёнигсберга.
Таким образом Кёнигсберг разросся, стал богаче. Башни и церкви строились с размахом, дома стояли тесно друг к другу фронтоном на улицу. Мосты Кремербрюке и Шмидебрюке с обеих сторон были усеяны будками, лишь к середине мостов были свободные для подъёма разводные платформы, которые открывались, чтобы пропустить корабли с мачтами. В 1623 году была построена первая биржа в Кёнигсберге, она возвышалась на сваях, вбитых в реку, возле Грюне Тор. Место под биржу было выбрано не случайно — оно определено было купцами, которые встречали регулярно прибывающих верховых вестовых, чтобы взять свою корреспонденцию у въезжающего в город конного почтальона, заодно удобно было и заключить сделку.
Специальное здание должно было служить всем купцам и нельзя его быть построить на землях Кнайпхофа. Торговля процветала, не смотря на политическую ситуацию. В порт Кёнигсберга в 1608 году вошло 643 голландских торговых корабля, а в 1625 году — в три с половиной раза больше, чем в 1550 году, транспортные мощности возросли почти в 7,5 раз. Четыре пятых всего тоннажа приходилось на долю голландцев. В 1636 году из 492 кораблей из Кёнигсберга 163 шли курсом на Амстердам.
Это были большие корабли, на борту которых половина грузов вывозилась из Кёнигсберга. Англичане увеличили долю в морской торговле Кёнигсберга и занимали второе место после голландцев. Кёнигсбергские судовладельцы имели лишь небольшое количество кораблей, и то — маленьких. Сто лет Пруссия находилась в тени большой политики и не касалась войн. Бурное развитие торговли в Кёнигсберге приостановила война между двумя враждующими религиозными течениями за господство в Европе.
Во времена правления курфюрста Георга Вильгельма Пруссия была превращена в поле сражения. Прусские дворянские сословия боролись за самостоятельность в созданном с Бранденбургом союзе. Их оппозиционная деятельность была столь успешной, что к концу правления Георга Вильгельма государство грозило распасться. Бранденбургские правители в подавлении прусской оппозиции уповали на военную силу. А между тем в 1618 году уже началась первая общеевропейская война между протестантами и католиками, так называемая Тридцатилетняя война, которая поначалу принесла много бедствий Пруссии.
Апатия прусских бюргеров к политическим событиям европейского масштаба, помноженная на бездействие Георга Вильгельма, привела к возможности соблюдения Пруссией нейтралитета в войне. Да, слабый Георг Вильгельм не принимал должного участия в управлении герцогством, все значительные события произошли если не вопреки его воле, то и не благодаря ей. Строительство современных укреплений в Пиллау и Кёнигсберге в эти годы велись либо по инициативе шведского короля, либо по замыслам местных властей. Да и решение о нейтралитете в общеевропейской бойне муниципалитеты принимали самостоятельно, правда, под давлением того же Густава II Адольфа. Пруссия была втянута в войну, которую шведский король Густав Адольф вёл против Польши.
Эта война была борьбой за господство над Балтикой и одновременно походом контрреформации против протестантства. Герцогство в военном отношении было слабым, а политически находилось в вассальной зависимости от Польши. В вопросах веры Пруссия имела больше общего со Швецией, чем с католическим сюзереном и реформатским правителем, которому не доверяли. К тому же курфюрст находился в Берлине, когда Густав Адольф летом 1626 года перенёс военные действия из Лифляндии в Пруссию, заняв 6 июля Пиллау. От прусских сословий, которым принадлежала власть, и особенно от Кёнигсберга он потребовал нейтралитета, намереваясь обезопасить себя с тыла, чтобы успешно выступить против Эльбинга и Данцига.
В военном плане город к боевым действиям не был готов. Средневековые укрепления находились в таком же упадке, как и желание горожан обороняться. Для приготовлений и не было времени, так как утром 11 июля альтштадскому муниципалитету передали письмо Густава Адольфа с ультимативным требованием в течение трёх дней объявить нейтралитет. Отсрочки Густав Адольф не дал, настаивая на том, чтобы горожане быстрее приняли решение о том, хотят ли они нейтралитета или же выступят на стороне Польши. Четыре дня миссия вела переговоры с Густавом Адольфом, пока тот, наконец, не подтвердил права города на свободную торговлю и безопасность.
Шведы своё слово сдержали. Ни один шведский солдат не вошёл в Кёнигсберг. Курфюрст согласился со статусом нейтралитета. Король Владислав IV, сменивший в 1632 году на польском троне своего отца Сигизмунда, пытался путём уступок и дружелюбных актов завоевать доверие Кёнигсберга. Король признал за городом право взимать налоги и нанимать войска, против чего тщетно протестовал из Берлина курфюрст, обосновывая свою точку зрения тем, что Кёнигсберг принадлежит ему и поэтому не обладает ни финансовой, ни военной самостоятельностью.
Кёнигсберг стремился получить признание в качестве договаривающейся стороны по образцу Данцига. Бранденбургские посланцы решительно воспротивились этому и добились того, что в мирном договоре не было учтено ни одного требования Кёнигсберга. Это было очень важное решение. Вторая попытка придать Кёнигсбергу статус свободного города наподобие Данцига вновь потерпела неудачу. Однако самостоятельная политика военных лет привела к возросшему самосознанию горожан, как по отношению к курфюрсту, так и по отношению к польскому королю.
Это почувствовали оба. Сильнее стало и общественное сознание. И хотя ещё долго между тремя городами, равно как и между городами и их слободами существовали разногласия, основанные на защите своих мелких интересов, но всё же постепенно они осознавали, что все вместе составляют единый город. Этому способствовало и совместное возведение укреплений вокруг Кёнигсберга. Эти укрепления на 200 лет определили топографическое развитие города.
За несколько десятилетий в окружённых валом пригородах возникло пять новых приходов с пятью новыми большими церквами. Элементом прогресса в области экономики стали зарождавшиеся в то время мануфактуры — предшественники меркантильной хозяйственной политики. В предместьях появились мыловарни, маслобойни, стеклозаводы и красильни. Земельное правительство поддерживало предпринимателей, строивших фабрики, чтобы сэкономить деньги, которые тратились на ввоз продуктов из-за границы. Новые предприятия имели такие же привилегии, как и с давних пор мельницы, купальни и аптеки.
С ростом числа горожан и их благосостояния более разнообразной становилась и общественная жизнь. Кроме старых юнкерхофов и гемайнгартенов имелось множество трактиров. Многие являлись простыми постоялыми дворами и местом отдыха сельских жителей, посещающих рынок; другие, видимо, были обыкновенными питейными заведениями с сомнительной репутацией. Сохранилась одна из средневековых бюргерских забав — стрельба. Так как с конца XIV столетия от арбалета перешли к огнестрельному оружию, старые стрельбища стали малы.
Потому и народные праздники — стрельбы по деревянным птицам — здесь больше не проводились. Стрельба по мишеням поначалу не пользовалась признанием, но только до тех пор, пока курфюрст Георг Вильгельм в 1634 году не перенёс все привилегии со стрельбы по птицам на стрельбу по мишеням. Таким образом, постепенно исчезла связь между стрельбой и цехами ремесленников с их гемайнгартенами. Праздники стрелков оставались популярными, но участие в них постепенно становилось более или менее добровольным, и в итоге образовалась гильдия стрелков как самостоятельное общество. Нередко Георг Вильгельм предавался разгульным развлечениям и любимой охоте, что не могло не сказаться на состоянии дел в государстве.
Принуждённый заключить с Швецией союз в 1631 году, он неохотно вёл войну и уже в 1635 году заключил с императором Священной Римской империи Фердинандом II союз, вследствие чего шведы опустошили его земли. В августе 1638 года Георг Вильгельм вместе со всем своим двором и семьёй с очаровательными дочерьми-курфюрстинами перебрался в Кёнигсберг, где, предаваясь любимому своему развлечению — стрельбе, и превратил в «охотничью столицу» свою летнюю резиденцию в замке Нойхаузен. В эпоху правления Георга Вильгельма в Кёнигсберге происходили события, свойственные эпохе барокко. В середине XVII века возник Кёнигсбергский кружок — круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. У этих незаурядных бюргеров не было никаких организационных признаков «поэтического цеха» — ни уставов, ни списков участников, ни собственного архива и т.
Они не проводили собраний. То есть в строгом смысле говорить о поэтическом объединении, видимо, не следует. Однако не подлежит сомнению, что этот круг поэтов и музыкантов, учителей и студентов, юристов и чиновников, живших в Кёнигсберге в середине XVII века, оставил глубокий след в истории немецкой лирики. В это время публично польскому королевскому двору, а вместе с тем — кёнигсбергскому дворянству и бюргерству был представлен поэт Симон Дах. Спустя три года Даху открывается доступ к высшим авторитетам respublica literaria и прусскому правящему дому: в 1638 году в Кёнигсберг приезжает Мартин Опиц, а затем курфюрст Георг Вильгельм со своим двором и семьей.
По поводу каждого из этих событий Дах вместе с композитором и органистом Генрихом Альбертом создает приличествующие случаю хвалебные песни. С 1 ноября 1639 года, заняв должность профессора в Альбертине без защиты диссертации, он приступает к исполнению своих новых служебных обязанностей. Магистерскую защищает в 1640 году. Диссертация Даха не имеет большой научной ценности, но отражает определенный этап мировоззренческого становления поэта-профессора. Будучи профессором поэзии, Дах, согласно должностному предписанию, отвечал за поэтическое оформление всех академических и религиозных праздников в университете.
Большинство праздничных произведений было написано на латыни, и объем этой поэтической продукции Даха весьма впечатляет. В числе университетских произведений на немецком языке следует упомянуть: «Радость христианского Рождества», сочиненную в 1648 году, в год наступления мира после подписания Вестфальского мирного договора; «Похвала Иисусу Христу, восставшему из мертвых», состоящую из более чем 1000 «александрин» тип средневекового стиха и другие. В 1644 году Кёнигсбергский университет праздновал 100-летие со дня основания. По поводу этого праздника профессор поэзии Симон Дах был призван сочинить торжественное представление, приличествующее случаю. Университетская карьера Даха была в целом блестящей.
Он пять раз избирался деканом, а зимой 1656 года без соблюдения формальностей единодушно был избран ректором университета. Следует отметить, что в глазах общественного мнения Дах, начиная примерно с 1638 года, скорее всего, представал именно как поэт правящего дома курфюршества Бранденбург-Пруссия, поскольку после визита в Кёнигсберг осенью 1638 года Георга Вильгельма его жизнь значительно изменилась к лучшему благодаря протекции со стороны курфюрста. И сам Дах стал активным поэтическим летописцем судьбы правящей семьи: он сочинял многочисленные стихи по разным многочисленным поводам в истории жизни и смерти правящей династии. Вместе с заслуженной славой к Даху пришло и материальное благополучие: кроме профессорского жалования постоянным и надежным источником дополнительных доходов было возрастающее число заказов. Дах возводит поэтическое творчество в ремесло, в ранг равноправного источника доходов.
Дах сочинял за деньги, чем заслужил упреки многих потомков — историков литературы и поэтов, игнорирующих исторические обстоятельства художественного поэсиса XVII века в Германии. Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества. Однако остановимся на этом и предложим прочитать более внимательно текст легендарной песни «Анхен фон Тарау», окутанной в тайны смысловых анаграмм. Язык эпохи барокко представлял собой не менее вычурный стиль в литературе, такой же, как и известный своим множеством деталей стиль в архитектуре. Каждый элемент поэзии барокко нёс в себе символы, знаки, тайные послания, понятные тем, кто был гоним и не мог открыто изъясняться с единоверцами — в разгар 30-летней войны религий в Европе чревато было протестантам вслух рассуждать в католическом европейском обществе.
Пруссию обошла война, и те, кто в те времена искал духовную свободу, кто хотел избежать нужды, бедствий и притеснений, связанных с войной, тот отправлялся в толерантное герцогство Прусское — «пристанище Германское», прежнее государство Тевтонского ордена, которое не подчинялось императору из рода Габсбургов. Таким образом, протестантам удавалось в какой-то мере избежать жестокого преследования и ужасов войны. Студенты стремились попасть в «Альма матер Альбертина», в Кёнигсбергский университет. В XVII веке Кёнигсбергский университет являлся центром продвижения Реформации, здесь создавались поэтические кружки любителями стихотворных посланий и посвящений, в основе которых анаграммы. Процесс творческой интеграции поэтов и музыкантов в Кёнигсберге XVII века, объединившихся в дружеское сообщество, оставил заметный след в истории европейской литературы.
Кёнигсбергский поэтический кружок XVII века — это круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. Таким образом Кёнигсберг становится колыбелью языка анаграмм — иронично-барочного отражения новой поэзии «скрытой теологии», парадигма тайн барокко. С октября 1640 года курфюрст Георг Вильгельм постоянно находился в постели. Помимо своей хронической болезни ног он также страдал водянкой. Георг Вильгельм умер после продолжительной болезни в возрасте 45 лет 1 декабря 1640 года.
Причиной смерти была указана водянка и удар. Георг Вильгельм Бранденбургский является единственным представителем Гогенцоллернов, похороненным в Кёнигсберге, в местном Кафедральном соборе. Первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский был представителем династии Ансбах, его отец Фридрих I, будучи маркграфом Бранденбург-Ансбаха являлся представителем Гогенцоллернов. Король Фридрих I, внук курфюрста Георга Вильгельма и сын Великого курфюрста, расширил замок в Пальмникене в качестве также одной их своих охотничьих резиденций, побывав здесь в 1703 году и выделив на его перестройку из казны 1023 талера, — привёз шведский кафель, особый отделочный камень в количестве 66 тысяч штук по цене 5 талеров за тысячу. Примерно в 1690 году сюда из Гермау пос.
Русское Зеленоградского района перенесли управление береговой службы das Strandamt и янтарную палату die Bernsteinkammer , а в подземельях дома содержали расхитителей янтаря в темнице под названием «Кустоди» дьячок или побережье или «Клауссе» келья или ущелье. Возвращаясь к машинам, обратим внимание, что имя Беккера в Янтарном сохранили, благодаря внучатому племяннику янтарного фабриканта, в честь которого назван отель «HotelBecker» через дорогу от церкви в бывшем здании государственных служащих, открывшегося в 2008 году. Держим путь в сторону озера Синявино, бывшего карьера, красивейшего водоёма на территории Калининградской области. Мысль о том, что янтарь можно добывать и открытым способом, давно бродила в головах немецких специалистов. Попыткам создания карьеров мешало отсутствие техники нужного уровня, но добыча в шахте становилась всё более проблематичной.
Во-первых, штольни стали многокилометровыми, квалифицированных горняков становилось всё меньше. А второй причиной для перехода к карьерному способу можно считать значительное подорожание древесины, которая в огромном количестве шла на крепёж в шахте. Требовалась именно лиственница, которая во влажной среде не поддавалась гниению, наоборот, приобретала крепость. Ежегодно перерабатывалась почти тысяча вагонов досок и брёвен. Суточная потребность в лесоматериалах до Первой мировой войны обуславливала расходы до одной тысячи марок.
Немецкие специалисты подсчитали, что кубометр горной массы, добытой в шахте подземным способом, стоит 15 марок, а при открытой разработке оценивается в 60 пфеннигов. Всё говорило в пользу нового способа и шли поиски территории с большим содержанием янтаря. Такое место было найдено на расстоянии 500 метров от моря на том же Пальмникенском месторождении, вблизи посёлка Гросс-Хубникен. В 1912 году был заложен крупный карьер глубиной 50 м — карьер «Вальтер», эксплуатировавшийся около 60 лет. В 1913 году приступили к вскрышным работам — «вскрышей» специалисты называют снятие верхнего слоя горных пород, покрывающих «голубую землю».
Чтобы добраться до глины, содержащей солнечный камень, надо снять 30-40 метров породы, не имеющей ничего полезного для добытчиков. Началась большая выборка янтаря из «голубой земли» открытых карьеров. Эту работу производили многоковшовые экскаваторы, которые работали в двух уровнях — первые производили разработку пустой породы, вторые загружали вагонетки обнажившуюся глауконитовую «голубую землю» и загружали ее в открытые вагоны электропоезда, который следовал к обогатительной фабрике. Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъёма вагонов с янтароносной породой на поверхность. Теперь горнодобывающее предприятие представляло из себя промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами, слесарными, кузнечными и столярными мастерскими, цехами по переработке янтаря и т.
Для вывода янтарного производства из кризиса был взят курс на техническое перевооружение: обновилось оборудование карьера в Пальмникине; внедрялась механизация на всех этапах добычи, обогащения и обработки янтаря. Оснащение карьера «Вальтер» и экскавация выемка грунта экскаватором до начала выемки янтаря были оценены почти в три миллиона марок, но позднее потребовались дополнительные расходы в 600 000 марок. Правительство вернулось к промышленной добыче янтаря, лежавшей в основе успеха компаньонов фирмы «Штатиен и Беккер» во второй половине XIX века и полностью работавшего на экспорт, лишь в 1923 году. Созданный «Данцигский коридор» отделял Восточную Пруссию от Германии, вся торговля янтарём шла через Данциг, польские купцы желали торговать по «мировым ценам», что привело к увеличению пошлин. Ситуация усложнилась, когда США представили на рынок сотни тонн прессованного синтетического материала «БАКЕЛИТ» торговая марка по имени американского химика и изобретателя Лео Бекеланда нерастворимого негорючего сверхлёгкого пластика для изготовления курительных принадлежностей.
Рынок янтаря «обрушился», прусское акционерное общество терпело огромные потери и тогда руководство впервые приняло решение заняться переработкой янтаря. В ней подробно говорится об упадке искусств: «…все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис». Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штутгартский скульптор Герман Брахерт. В 1919 году Герман Брахерт получил приглашение на профессорскую должность в Школу искусств и ремесел Кёнигсберга. В течение семи лет работы в школе Брахерт вел класс скульптуры, класс ювелирного искусства, руководил мастерской по архитектуре интерьера и мебели.
Мануфактура требовала повысить художественный уровень изделий янтаря. С этой целью в 1930 году на должность художественного консультанта был приглашен известный скульптор Германн Брахерт. Его изделия сочетали в себе стройное благородство и конструктивную рациональность школы дизайна Баухаус. В дальнейшем, в связи с ухудшением экономической ситуации, права на добычу неоднократно перекупались, но в результате контрольным пакетом акций в 1933 году завладела компания «Пройсаг» Preussag AG.
В числе своих партнеров реконструкторы «марша смерти» назвали еврейскую общину Калининграда — тем самым оклеветав местное еврейство. Еврейская община опровергла свое соучастие в действии, осудила действие как кощунство над памятью жертв нацизма.
Администрация Янтарного заявила, что осуждает реконструкцию, не давала и никогда не даст разрешения на ее проведение. Наличие в качестве «коменданта» историка-архивиста не сказалось на исторической достоверности справки о реальном «марше смерти». Справка изобилует грубейшими фактологическими ошибками, за которые на истфаке отправляют на пересдачу. К примеру, в справке указывается, как немецкий мальчик из Пальмникена, выйдя во двор своего дома, видит, как эсэсовец во дворе убивает случайно забежавшую во двор заключенную. Шаг в сторону из колонны карался расстрелом на месте. Как «клюква» смотрится извещение, что покончивший с собой впоследствии командир кенигбергского фольксштурма — ополчения из гражданских немцев, якобы, мог предотвратить массовый расстрел узников Штутхофа в Янтарном.
Этот командир, майор вермахта в отставке, не имел полной власти и над своим подразделением. Все, что касалось концлагерей, решалось на уровнях командования СС и местных властей. Решение о ликвидации в Пальмникене узников из Штутхофа и его филиалов принимал, в частности, обер-президент Восточной Пруссии Эрих Кох, местный царек. Фольксштурм в Пальмникене, как и в других городах Германии, подчинялся гауляйтеру региона и командованию местных СС. Что мог сделать для спасения узников какой-то отдельный командир фольксштурма? Прикажи он своим подчиненным напасть на эсэсовский конвой «марша смерти» и освобождать заключенных, мог бы сам после этого получить пулю от кого-то из фольксштурмовцев.
В фольксштурм нацисты призывали подростков, которые были готовы слепо выполнять любые преступные приказы, так как в силу возраста не знали никакой Германии, кроме гитлеровской. В справке говорится, что Штутхоф был «лагерем для гражданских военных и заключенных». Кто находился в концлагере за колючей проволокой, под охраной, тот и есть заключенный, не заключенные в концлагере — только охранники и комендатура. Что за зверь такой «гражданские военные», пусть объясняют псевдоисторики-реконструкторы. Руководитель «Холокост-шоу» Симонова, хоть и называет себя кандидатом исторических наук, не знает, что у Штутхофа было 66 филиалов по всему Данцигскому району и Восточной Пруссии. В описании Симоновой и ее камерадов Штутхоф — место, где да, были жестокие условия содержания, на узниках ставились медицинские опыты, но ничего страшного в остальном якобы не происходило… Этим калининградцам стыдно не знать, что Штутхоф был крупнейшим центром рабского труда заключенных, местом казней «врагов рейха» по всей Померании и Восточной Пруссии.
С лета 1944 года в Штутхоф стали пригонять узников из концлагерей в республиках Прибалтики, восточной Польши, граждан других стран Европы.
Памятник жертвам Марша смерти
Тех, кто после "марша смерти" остался в живых, загоняли в ледяные воды Балтийского моря и расстреливали. В пос. Янтарный Калининградской области сегодня, 1 февраля, состоялся траурный митинг, посвящённый 70-летию годовщины жертв марша смерти, во время. Тех, кто после многокилометрового “марша смерти” остался в живых, загнали в ледяные воды Балтийского моря и расстреляли.
В Янтарном прошло траурное мероприятие в память о жертвах Марша смерти 1945 года
Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был торжественно открыт в Янтарном 30 января 2011 года. Этот последний «Марш смерти» удалось выдержать лишь половине заключенных. В воскресенье, 29 января, в Янтарном прошёл ежегодный «Марш жизни», посвящённый памяти жертв холокоста. 120 бандитов из отрядов Тодт и Хивис, а также 25 эсэсовцев вдоволь поиздевались над беззащитными женщинами в этом жестоком марше смерти. губернатор Антон Алиханов, прошли путь 12 километров от развилки в поселке Круглово до поселка Янтарный, следуя маршруту.