9 марта Русская Православная Церковь празднует Первое и Второе обретение главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи
Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8 марта в 2024 году вспоминалось первое и второе обретение его честной главы. Так произошло Первое обретение главы Крестителя Господня Иоанна. После усекновения честную главу святого Иоанна Предтечи из непотребного места забрала жена домоправителя Хузы, Иоанна. 9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, а 7 июня — третье обретение.
Проповедь в день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения. В монастыре прошла божественная литургия посвященная празднованию первому и второму обретению главы Пророка Иоанна Предтечи. В православном календаре это день первого и второго обретения главы святого Иоанна Предтечи. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения.
Первое и второе Обретения, Главы Иоанна Предтечи
Божие Царство — это такой порядок бытия, когда царствует не какая-то иная сила, но Сам Бог, когда в полной мере осуществляется Его замысел о творении. Мы знаем, что злая воля вступила в борьбу с Богом. У Бога была и есть возможность в любой момент остановить эту борьбу. Об этом говорил Сам Спаситель, когда Его допрашивали, когда требовали, чтобы Он явил Свою Божественную силу: в любое мгновение на Его защиту могли выступить тьмы ангелов Мф.
Но этого не произошло, потому что Бог, создав человека по образу Своему, предоставляет ему возможность до конца пройти тем путем, какой сам человек пожелает избрать. Но в Царствии Небесном пути человеческие заканчиваются, и тот, кто поставляет себя под власть Бога, и достигает блаженной вечности, как говорит Василий Великий. Как замечательно сказано!
Мы должны предоставить Богу царствовать над нами. Не Бог Своим могуществом, употребляя Свою безграничную силу, подчиняет нас Своей воле, а мы своей волей подчиняем самих себя Богу. Когда Господь в другом месте произнес хорошо известные всем слова «Царствие Божие внутрь вас есть» Лк.
Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие начинается здесь, на земле. Нельзя здесь жить в аду, а там наследовать Божие Царство. Нельзя здесь совершать дела, противные воле Божией: умножать грех, ложь, неправду, работать не на Бога, а на диавола; а там обрести Царствие Божие.
Мы должны поставлять себя под власть Бога здесь, на земле, ведь так и учит нас святитель Василий. Это поставление себя под власть Бога является результатом нашего свободного произволения. Мы просто должны стремиться исполнять, насколько это возможно, Божии заповеди — такие простые и такие ясные.
Через исполнение этих простых и ясных заповедей мы и будем предоставлять Богу царствовать над нами, и тогда лучи этого Царства, принадлежащего вечности, будут уже сейчас касаться нас через всю толщу человеческой неправды и злобы, через все горы человеческого греха. Ведь если Бог будет царствовать над нами, то и мы будем жить в Его Царстве; и даже если вокруг нас не будет этого Царства, то, по слову Божиему, оно будет внутри нас. Что же это за Царство?
Чего хотел Бог, творя мир? Сам Бог есть абсолютная правда, абсолютная любовь, абсолютная красота; и Он возжелал, чтобы мир стал таким же. Он возжелал, чтобы эти абсолюты Его бытия разделялись людьми — свободными и сознательными существами.
И если мы поставляем себя под власть Бога, то мы входим в этот мир правды, любви и красоты. У нас не хватит слов, чтобы описать то, что Бог приуготовил любящим Его. Апостол Павел в видении, будучи восхищен на небо, слышал ангельские глаголы, но не нашлось у него слов передать нам эти глаголы, чтобы мы могли хоть что-то понять, — он лишь свидетельствовал о той реальности, недоступной нашему сознанию 2Кор.
Креститель Господень Иоанн вел очень строгую жизнь в пустыне Иудеи, где питался буквально на подножном корму. Он носил колючую одежду из верблюжьей шерсти, чтобы усмирить плоть, и никогда не прикасался к алкоголю Святослав Шевченко иерей, православный блогер После тридцатилетия Иоанна Господь повелел ему покинуть пустыню и проповедовать пришествие Христа. Тогда Иоанн отправился к берегам Иордана, где традиционно проходили религиозные омовения иудеев, — в честь праздника у реки было много людей. Там Предтеча стал исполнять свое священническое служение: он говорил иудеям о покаянии и крещении во оставление грехов. Обряд крещения людей в Иордане стал прототипом таинства крещения в церкви. Как прошло крещение Христа? Народ поверил Иоанну, и многие приняли от него крещение в Иордане. В один день к берегам реки, где проповедовал Предтеча, пришел Иисус Христос.
Он попросил Иоанна покрестить и его, но Иоанн удивился и заявил, что это ему нужно креститься у Иисуса. Христос ответил ему словами «надлежит нам исполнить всякую правду». Вскоре после крещения Иисуса Иоанну предстояла мученическая кончина. В то время в Галилее правил царь Ирод Антипа — сын царя Ирода Великого, повелевшего после рождения Христа истребить младенцев в Вифлееме. Ирод послал стражников, чтобы они заключили Иоанна в темницу. Поводом для этого стали слова Предтечи, который обличал греховную связь царя с Иродиадой, женой его единокровного брата Филиппа. Ирод отнял Иродиаду у брата и женился на ней, — поступок царя был серьезным нарушением еврейских обычаев. В благодарность Ирод пообещал девушке, что выполнит любую ее просьбу.
По совету своей матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя на подносе», — рассказал Тимофей Башлыков. Предтече отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Он отмечается каждый год 11 сентября.
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел.
Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого.
9 МАРТА — ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
День был будний, но к началу службы народ подтянулся. Когда из алтаря раздалось басовитым, сильным диаконским голосом "Благослови Владыко" - стало ясно, что на праздник приехали друзья отца Георгия. Сослужили ему протоиерей Вячеслав и диакон Александр. А в алтаре молился Игорь Александрович - благотворитель и друг о.
По преданию сам Иоанн Креститель указал архимандриту где она сокрыта. Оба места обретения сейчас находятся на территории русского православного Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря. В честь этих событий там воздвигнута часовня Обретения Честной главы Иоанна Предтечи. Внутри сохранились остатки мозаики древней часовни, построенной еще в третьем веке.
Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.
В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах близ Сухуми , городе, в котором некогда преставился свт. Иоанн Златоуст. После утверждения православия на Константинопольском соборе 842 честную главу около 850 года возвратили в византийскую столицу. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы святого Иоанна Крестителя. Глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала была положена в царских палатах, а потом часть ее хранилась в Студийском Предтеченском монастыре.
В этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 году. Другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амьен во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра.
Церковный календарь 9 марта. Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи
Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предтечи, в честь каждого установлено празднование. 9 марта Православная Церковь молитвенно вспоминает первое и второе обретение главы святого Иоанна Предтечи. честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. 08.03.2012 Новости.
9 МАРТА — ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
По преданию, они поместили голову пророка в мешок и отправились домой. Однако в дороге они проявили нерадение, передав свою ношу случайному попутчику — обычному горшечнику. Тот не подозревал, что находится в мешке, и спокойно продолжал путь. Вдруг ему явился сам Иоанн Предтеча и велел бежать от безалаберных иноков вместе с тем, что он держит в руках. Уже дома ремесленник осознал, что обрел нечто невероятно важное. Так глава Иоанна была обретена в первый раз. С тех пор реликвия передавалась от одного верующего к другому, пока не попала в руки священника-еретика Евстафия, который использовал ее для распространения своего ложного учения. Около мощей Иоанна совершалось множество чудес, каждое из которых отступник приписывал себе, набирая всё больше последователей. Однако обман раскрылся и еретик бежал, закопав святыню в пещере рядом с городом Эфесом.
Около 100 лет реликвия никак себя не проявляла. На место ее захоронения пришли иноки, основавшие в бывшей пещере Евстафия монастырь. Во второй половине V века игумену обители Меркелю во сне явился Иоанн и указал, где покоится его голова. Так святыню обнаружили во второй раз. В 761 году ее торжественно поместили в специально построенном храме в Эфесе. Через некоторое время главу Иоанна перевезли в Константинополь. Однако вскоре по столице Византийской империи прошла волна иконоборческой смуты, во время которой уничтожали не только образы, но и другие святыни. Мощи Крестителя спешно перевезли в город Команды, откуда они вернулись только в 850 году.
Так случилось третье обретение главы Предтечи.
Так, есть несколько дней памяти Иоанна Предтечи. В Иоанно-Предтеченском храме Рязанского кремля праздничное утро началось с Божественной литургии. На богослужении побывала съемочная группа Рязанской епархиальной телестудии "Логосъ":.
И подобное знание отрезвляет. Достойные хранители Чрезвычайно вредно смотреть на историю Церкви, как на непрестанный праздник и торжество святости. Тогда, по необходимости, будешь искать в церковной повседневности той самой беспримесной святости, какую себе придумал или восторженно вычитал.
А ее нет! Вернее, она есть, но она не беспримесна, она требует переплавки и очищения, иногда — огненного. Так вот, нужно знать, что кроме злобы Иродиады есть много других «человеческих факторов», приводящих к тому, что святыни пропадают, обретаются, продаются, крадутся, исчезают навеки. По сути, святой Иоанн долгими годами и столетиями не мог! Отсюда и череда утрат и обретений. Господи помилуй! Предтечевы праздники Но Предтечевы праздники, независимо от исторических нюансов, имеют одну непреходящую черту — они возвещают покаяние.
Что есть язык человеческий, если не подобие ударного музыкального инструмента, если не тимпан, о котором сказано: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему» Пс. Предтечев язык, как набатный колокол, не знал иных мелодий, кроме призыва к покаянию. За это Иродиада, как говорит предание, после отсечения главы исколола язык пророка многократно острой иглой. За это и большевики лишали колокола голоса, отрывая язык. Так бес не любит призыва к покаянию и молитве; бес ищет людей, могущих исполнить его злую волю и голос сей заставить замолчать. Но глава это не только язык.
История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После того как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда в 1453 году Константинополь захватили турки, реликвия отправилась на остров Родос. После нападения турок на Родос в 1522 году святыню перевезли на Мальту. Спустя почти три века, в 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя России. В своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году он пишет: "Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать... Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды". В годы революции десницу святого Иоанна удалось спасти от уничтожения большевиками — ее переправили сначала в Данию, где тогда находились уцелевшие представители дома Романовых, а затем в Сербию. Здесь некоторое время располагался центр Русской православной церкви заграницей — церковного сообщества, созданного русскими эмигрантами.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи
8 марта в 2024 году вспоминалось первое и второе обретение его честной главы. После чего, отец наместник поздравил с праздником обретения главы Иоанна Предтечи и обратился с пастырским словом к собравшимся богомольцам. История честной главы Иоанна Предтечи — на ее счету было три обретения — очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная.
9 марта – день Первого и Второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа Лк. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну.
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте.
Со страхом и трепетом я последним вошел чрез особые двери, совершил земной поклон пред Крестителем и прикоснулся к его ногам. Он же, повелев встать, с любовью обнял меня, касаясь моего лица, взял сосуд, наполненный медом, и подал его мне со словами: "Приими благословение! Сказав сие, он удалился. Когда я пошел было вслед за ним, я заметил огненный столп, предшествующий святому. В ужасе от такого видения я проснулся.
Когда наступил следующий вечер, я повелел братии петь стихи псалмов, положенные в обычном правиле. Во время сего пения, один брат по имени Исаакий, взглянув вверх, увидел чрез окно, что в пещерной церкви, где была скрыта честная глава святого Иоанна, горит огонь. Видя сие, он воскликнул: "Отче! После этого прошло пять дней. Ночью на шестой день, когда я заснул, то некая рука трижды толкнула меня в правый бок и раздался голос: "Вот, я дарован вам; восстав, следуй за звездою, которая пойдет пред тобою, раскопай то место, куда она приведет тебя, и обрящешь меня". С трепетом и страхом я восстал от сна, сел на своем одре и - вижу: пред дверями моей кельи сияет звезда.
Ужаснулся я, но, сотворив крестное знамение, я вышел; звезда шла предо мною; следуя за ней, я вошел в пещеру; когда я дошел до места, где находилась честная глава Предтечи, звезда вдруг стала невидима. Я упал на землю и воздал хвалу Господу. После долгой молитвы я возжег свечу, воскурил фимиам и начал копать, призывая имя Господне. Когда я копал, был слышен великий шум и стук, земля же была тверда, словно медь. Долго я трудился; наконец я нашел кирпичи; отняв их я увидел каменную доску; с большим трудом я мог вынуть ее из ямы - и там-то нашел священный сосуд, где почивала честная глава Предтечи: радуясь, но в то же время и ужасаясь, я взял свечу и фимиам, дерзнул взять сосуд, поклонился и, закрыв его снова, вышел из пещеры. В дверях меня встретил архимандрит Геннадий, пришедший в нашу обитель.
Он ввел меня в пещеру и, сотворив молитву, начал рассказывать мне о своем видении. Здесь было множество ячменного хлеба, который был чище и светлее солнца. В пещеру входило множество народа, который воспринимал из наших рук этот хлеб. Однако количество его не только не умалилось, но наоборот, все возрастало". Сие поведал мне Геннадий. Тогда я уразумел, что сие видение было ему от Бога, и что оно обозначало неоскудеваемую благодать Крестителя Христова, которая изобильно будет подаваться всем на том месте.
Посему и я рассказал ему о своем видении и показал бесценное сокровище, обретенное мною. Увидев сие, он возрадовался и мы стали совещаться, как нам лучше поступить. Я посоветовал сначала о сем никому не говорить, даже главному пастырю церкви - Емесскому епископу Уратию, но прежде всего известить о сем блаженного старца Стефана, который, пребывая в Даромийском монастыре, подвизался постническим подвигом. Он же должен сообщить о сем и епископу, с которым был в большой дружбе. Но, придя в Даромийский монастырь, мы не застали там Стефана, который отправился обозревать другие свои монастыри. Тогда мы послали за диаконом Кириаком, который занимал первое место в соборном храме того города.
Пришедши к нам, Кириак приветствовал нас во Христе и рассказал нам о своем видении. Оно было во всем подобно тому, какое видел Геннадий. Тогда мы рассказали ему нашу тайну. Оба они, Геннадий и Кириак, стали говорить, что о сем следует сказать епископу, но я стал дожидаться возвращения Стефана. Уже прошло 5 дней. На шестой - то была суббота - мы вместе все сидели и беседовали.
Вдруг я упал на колена: какая-то болезнь внезапно поразила меня. Я даже не мог ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа. Окончив молитву, они сказали мне: "Не говорили ли мы тебе, что надо было рассказать епископу о тайне? Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали: - Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца. Я же отвечал им: - Хорошо решение ваше; пусть будет так, как вы сказали.
В то самое время, как я согласился с ними, я почувствовал себя совершенно здоровым: болезнь моя прошла. На утро мы все вместе отправились в город и нашли епископа в то самое время, когда он выходил из церкви после утрени, и рассказали ему все об обретении честной главы Крестителя Христова Иоанна. Епископ сильно возрадовался при таком известии. Однако он запретил нам пока рассказывать другим о сем и приказал нам возвратиться в нашу обитель. Утром же он и сам пришел туда с пресвитерами и диаконами. Совершив соборне божественную литургию, он приступил к тому месту, где находился сосуд с честною главою.
Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию. Он использовал ее для исцеления больных, убеждая их в том, что помощь оказывает его благочестие, а не благодать, исходящая от спрятанной главы. Очень скоро обман Евстратия был раскрыт и его изгнали из города, а вокруг пещеры, где жил иеромонах и была закопана голова, образовался монастырь.
Второе обретение главы Иоанна Предтечи Второе обретение главы святого Иоанна произошло спустя много лет. Об этом известно по описанию обители Маркелла. Согласно ему, глава была найдена 18 февраля 452 года.
Спустя неделю епископ Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Строго соблюдаемые запреты и важные дела праздника Как и у любого другого церковного праздника, у дня Обретения главы Иоанна предтечи существуют свои важные дела. Наши предки верили, что возвращающиеся на родину птицы имеют большое влияния, поэтому в этот день их подкармливали, а также строили для пернатых скворечники, помогая им обрести новый дом и вывести хорошее потомство.
Также в этот день люди занимались рыбным промыслом. По древним традициям 9 марта всегда был хороший клев, потому рыбаки с уверенностью приступали к рыбалке, возвращаясь домой с богатым уловом. Особо внимательно люди относились в этот день к погодным приметам.
Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел.
По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
Первое и второе обретения честной главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Второе обретение главы Иоанна Предтечи. Это событие стало праздноваться как второе обретение главы святого Иоанна Предтечи. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу.
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи?
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи | Второе обретение главы святого пророка Иоанна Предтечи. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». |
Первое и второе Обретения, Главы Иоанна Предтечи | В православии Усекновение главы Иоанна Предтечи ежегодно отмечают 11 сентября (по новому стилю) или 29 августа (по старому стилю) [5]. |
Первое (IV) и второе (452) обре́тение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна | После усекновения честную главу святого Иоанна Предтечи из непотребного места забрала жена домоправителя Хузы, Иоанна. |
Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи | Правмир | Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предтечи, в честь каждого установлено празднование. |
Обретенье в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | 8 марта в 2024 году вспоминалось первое и второе обретение его честной главы. |
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи + Православный Церковный календарь | 9 марта Церковь празднует память первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. |
Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи | Правмир | 9 марта, в день первого (IV) и второго (452) обретения главы Иоанна Крестителя, ключарь собора протоиерей Роман Вылуск возглавил Вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора. |
Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предотечи — Русская вера | Кондак первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи, глас 6. |
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи
В 452 г. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем.
Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное.
И как бы в завершение этого покаянного поприща святая Церковь предлагает нам вспомнить святого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, которого Она именует учителем покаяния. Святой Иоанн начал свою проповедь призывом: «Покайтесь! И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем.
Святое Предание говорит о том, что после усекновения главы св. Но жена царского домоправителя Иоанна, о которой упоминает евангелист Лука, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской. Когда до Ирода дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, он приказал проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, он стал думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом его заблуждении повествует Евангелие от Матфея Мф. Через много лет поместье, где была захоронена глава Предтечи, перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который захотел построить там церковь.
Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с главой Крестителя, от которой совершились многие благодатные знамения. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий перед смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, снова скрыл ее.
И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Этим оканчивается повествование блаженного Маркелла. Другой писатель, святой Симеон Метафраст [10], в житии преподобной Матроны [11] повествует еще следующее об обретении честной главы Предтечи. Не один раз видел он это: в течение многих дней огонь непрестанно исходил из земли.
В воскресный день, именно в тот, когда Маркелл вместе с Геннадием и Кириаком прибыли к епископу, этот человек также приехал в город Емесу и рассказал епископу Уранию о чудесном огне. Епископ вместе с духовными лицами направился к тому месту - это была та пещера, где некогда жил еретик Евстафий. Сотворив молитву, епископ повелел копать на том месте. Когда его приказание было исполнено, нашли на том месте сосуд. Не золото и не серебро было в нем, но в нем хранилось сокровище, гораздо более драгоценное, чем все земные сокровища, - глава святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Слух об этом распространился повсюду: не только жители Емесы, но и обитатели всех окрестных городов и сел стали собираться сюда. Пришла сюда из своего монастыря на поклонение честной главе и преподобная Матрона вместе со всеми сестрами. Честная глава Крестителя Христова источала благовонное миро, коим священники помазывали крестообразно главы собравшихся людей. Преподобная Матрона взяла в маленький ковчег некую часть того мира, желая отнести его в свой монастырь на благословение.
Но множество народа теснилось вокруг нее: все хотели получить благословение от священников и быть помазанными миром. Некоторые, заметив, что преподобная Матрона несет в ковчеге миро, просили ее, чтобы она помазала их миром, ибо сами они никак не могли дойти до священников, и она исполнила их прошение. Среди народа находился некий слепец, который от рождения не видал дневного света. И он обратился к преподобной Матроне, чтобы она ознаменовала его священным миром. Она помазала ему очи, и он тотчас прозрел. Так передает святой Симеон Метафраст об обретении главы Предтечи. Через некоторое время святая глава Иоанна Крестителя была перенесена из Емесы в Константинополь. Здесь на месте, называемом Евдом, по царскому повелению, был построен прекрасный храм, в котором и положили честную главу. Во время ереси иконоборцев, когда много святых икон сжигали, другие бросали в море и реки, попирали ногами и различно бесчестили, тогда некоторые благочестивые христиане, убегая из наполненного еретиками Константинополя, взяли тайно вместе с собою главу Крестителя и принесли ее в Команы [12], где преставился некогда святой Иоанн Златоустый.
Здесь они снова скрыли ее в земных недрах, положив в серебряный сосуд. Эта драгоценная святыня здесь в неизвестности хранилась до времен царя Михаила, сына Феофила, и матери его царицы Феодоры, которая вновь утвердила православие [13]. В царствование Михаила эта святыня была вновь обретена [14] по Божественному изволению и перенесена в Царьград патриархом Игнатием, в честь и славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Севастия - главный город Самарии, подаренный Августом Ироду Великому, который совершенно восстановил его и украсил и, в благодарность Августу, назвал его Севаста или Севастия, что значит - город Августа. По преданию, святой евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, выпросил у жителей десную руку Иоанна Крестителя и перенес ее в Антиохию. В X веке десница Крестителя перенесена в Константинополь, а в 1798 г. Подробнее об этом повествуется 12 октября. Скудельный - глиняный; скудельник - горшечник, гончар. Елеонская, или Масличная гора - одна из иудейских гор к востоку от Иерусалима; наименование свое получила по множеству произраставших на ней масличных деревьев.
Константин Великий - святой и равноапостольный - был провозглашен императором в 306 году; в 312 году объявил христианскую веру господствующею в Римской империи; в 325 году созвал I Вселенский Собор; скончался в 337 году. Святая Елена, мать Константина Великого, прославилась ревностно к распространению Христовой веры и благолепию храмов Божьих, в 326 г. Память святых равноапостольных Константина и Елены празднуется 21 мая. Емеса - город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. Вретище - мешок из дерюги или веретья, рубище, власяница. Средопостная седмица - так называется в Церковном Уставе средняя четвертая неделя Великого поста; эта же седмица называется и крестопоклонной. Диаконник - южное отделение алтаря, в котором устрояется место для хранения священных вещей, состоящих под ведением диакона, как-то: риз, священных сосудов, напрестольных евангелий и крестов, дарохранительницы и проч. Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году. По показанию архимандрита Маркелла, св.
Симеон Метафраст - известный церковный писатель X в. Димитрия Ростовского. Преподобная Матрона скончалась около 492 года; память ее празднуется 9 ноября. Команы - город в провинции Понте, на северо-востоке Малой Азии. Феодора - супруга византийского императора Феофила иконоборца. По смерти последнего она правила государством совместно с сыном своим Михаилом. Император Михаил III царствовал с 842 по 867 год; вступил на престол 4-х лет, а потому государством до 855 г. На Константинопольском соборе 842 г.