Когда празднуют Песах. Еврейский праздник Песах начинают праздновать в сумерках 14 Нисана (первый месяц у евреев). Иудеи всего мира отмечают Песах – праздник избавления от египетского рабства. Часто Песах называют еврейской Пасхой, однако это совсем разные и никак не связанные друг с другом праздники.
Песах в 2024 году: Что это за праздник и как приготовить мацу
Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе обычно по книге Агада. Главное на праздничном столе — пасхальная кеара на иврите — блюдо. Кладут на неё символические продукты: куриное крылышко зроа , варёное яйцо бейца , зелёный салат марор , сладкий салат из яблок харосет , кусочки любого овоща или веточки зелени карпас , тёртый хрен хазерет. А рядом с кеарой всегда, конечно же, лежит маца.
Евреи отмечают Песах, а на седер едят мацу. Фото: www.
Так, например, стоит знакомиться с традициями праздников. Стоит сказать, что Песах важен для евреев. Важно погрузиться в атмосферу праздника, чтобы понять его смысл. Стоит сказать, что начало праздника в текущем году будет 15 апреля, а завершится он уже 23 числа. Важно рассказать о традициях, чтобы понять саму суть.
Например, начать стоит с самого названия. В переводе оно означает «прошел». Однако, так не совсем понятно, о чем же идет речь. Стоит уточнить, что говорится об эпизоде из Библии. Расскажем подробнее.
Эти заповеди стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы мировых религиозных и этических учений. Дата проведения Песаха по светскому календарю каждый год меняется.
Пасха же символизирует воскрешение Иисуса Христа, сына Господня, принявшего смерть за грехи всего человечества. В Песах на столе полностью отсутствуют блюда, при приготовлении которых используются процессы брожения. Квасные продукты хамец не только строжайше запрещено есть и пить, но и даже просто держать дома. И даже посуду стараются использовать новую или же тщательно отмывают старую. Вечером 14 нисана семьи собираются на ужин седер после захода солнца.
На него могут позвать бедняков и тех знакомых, кто семьи не имеет или почему-то не может праздновать с близкими.
Пасха в 2024 году
центральный иудейский 7-дневный праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте Несмотря на непростую историю Песаха, во время него нельзя предаваться унынию — ведь в итоге он символизирует освобождение от страданий. исходе евреев из Египта, когда освобожденный от рабства народ был вынужден 40 лет скитаться по пустыне в поисках земли обетованной.
Песах в 2024 году: Что это за праздник и как приготовить мацу
В ходе традиционного обряда седер, который проводится вечером, участники произносят особые молитвы, читают Песах-Хагаду — священный текст, который описывает историю еврейского народа, выход из Египта и освобождение от рабства. Главный символ праздника Главным символом Песах шени является мацот — бесдрожжевой хлебец, который едят в этот день в знак памяти о том, как израильский народ спешил уйти из Египта и не успел подготовить закваски для хлеба. Также едят гороховый рагу — блюдо, которое символизирует скромные условия жизни во время выхода из Египта. Как поздравляют В Песах Шени нет каких-то специальных поздравлений, которые были бы свойственны только этому празднику.
Пост первенцев Основная статья: Пост первенцев В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься.
Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста. Согласно Пятикнижию [8] , каждая семья или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка должна отведать одного ягнёнка вечером до полуночи на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное [9]. Нельзя было ломать у жертвы кости [12]. Нутряной жир от жертвы должен был быть сожжен на жертвеннике до утра.
Седер Песах.
Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов : съесть мацу, выпить четыре бокала вина, съесть марор обычно между двумя кусочками мацы , прочесть Агаду, петь или прочесть хвалебные псалмы. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы афикоман , чтобы увлечь детей его поисками.
Найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году — в Иерусалиме!
Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хотя галаха требует устранения квасного размером крупнее оливки, многие вычищают дом от квасного до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы квасного хлеб, макароны, печенье, суповые смеси. Продажа квасного[ править править код ] Хамец, который представляет материальную ценность например, спиртные напитки , изготовляемые из злаков , разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа квасного организуется местным раввином, который становится «агентом» всех религиозных евреев общины, через процедуру, называемую мехират хамец «продажа квасного». Как агент, раввин «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха.
Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить хамец общины обратно [6]. Такая «продажа» считается обязательной согласно галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь хамец, который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи-владельцы магазинов продают хамец нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают хамец соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно [7]. Поиск квасного бдикат хамец [ править править код ] После наступления темноты 14 нисана проводится поиск квасного бдикат хамец. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку, свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с квасным. Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь хамец, и его благословение не пропадёт даром.
Сжигание квасного биур хамец [ править править код ] Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются биур хамец.
Что такое Песах
- Евреи празднуют Песах!
- Что такое Песах, в чем суть праздника и когда его будут отмечать в 2021 году
- Традиции праздника: квасное нельзя
- Еврейский Песах: что это за праздник, что нельзя есть | ОТР
- Песах 2024: какого числа, что это за праздник, поздравления и традиции | Вестник Кавказа
- Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции еврейского праздника
Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
22 апреля президент России Владимир Путин выразил свои поздравления российским евреям с этим знаменательным событием. Владимир Путин подчеркнул, что традиционное поздравление с Песахом стало уже устоявшейся практикой. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Еврейский праздник Песах. В статье рассмотрим какому событию посвящен Песах, сколько длится и когда начинается в 2024 году. Что можно и нельзя есть по традиции? Что такое марор и харос? Суть праздника Песах у евреев.
Пасха в 2024 году
Тогда фараон ужаснулся и отпустил евреев из рабства. Теперь же Песах — это Исход из Египта. Так, становится понятно, почему и насколько важен праздник для еврейского народа. Стоит также рассмотреть, каким образом люди отмечают этот день. Традиции праздника Стоит сказать, что есть определенный регламент празднования. Особенно стоит отметить уже первый день.
В это время люди устраивают седер. Что же это такое? Простыми словами, это семейный ужин. А делают его уже после заката солнца. Важно, что присутствовать во время седера будет не только семья, но и неимущие люди.
Евреи приглашают их на праздник, а также зовут и тех, у кого нет возможности провести это время со своей семьей.
В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.
Павел Сиркес, «Труба исхода», 1999 г. Источник: Викисловарь Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.
Отмечать Песах будут до 30 апреля. Подробнее о традициях и обычаях еврейской пасхи программе «Доброе утро» рассказали главный раввин Российской Федерации Берл Лазар и руководитель молодежного клуба в Московском еврейском общинном центре Михоэль Ставропольский.
Считается, что еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…».
Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха Илии , который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». В конце трапезы съедается небольшой кусочек мацы, который взрослые прячут от детей, а те должны его найти. Во время седера также читают молитвы и благословения. Где купить и заказать на дом куличи в Ставрополе для христианской Пасхи, читайте в материале АТВмедиа.
Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции праздника
Смысл Песаха в том, чтобы снова воспользоваться энергией силы Света Творца, доступной в 15-й день месяца Овна, чтобы помешать господству тьмы и хаоса над нашими жизнями. Согласно каббалистическому принципу «ничто не исчезает», то есть когда в метафизической реальности происходит какое-то событие, оно становится доступным для нас каждый год. Теперь мы понимаем, почему хаос всегда присутствовал в жизни всех людей в нашем мире. Потому что истинный смысл Песаха был абсолютно неверно истолкован. Традиция собираться в семейном кругу, чтобы праздновать освобождение израильтян от физического рабства, затмила собой более значимую возможность, доступную нам в этот праздник. Кстати, в каббале не существует понятия "праздники" прим. Эти дни не для того, чтобы праздновать события, произошедшие когда-то в истории. В каббале они скорее как "абсолютные дни" прим.
Их нужно рассматривать не как ношу или заповедь, которую нужно соблюдать, а как возможность. Из объяснения Зоара можно сделать вывод, что народ Исраэль абсолютно не хотел уходить из Египта. Там им было комфортно, были доступны все наслаждения жизни. Но так как народ Исраэль еще не достиг высокого уровня сознания, они, как и многие люди в наши дни, были рабами убеждения, что хаос — это неотъемлемая и неизменная составляющая жизни. Именно по этой причине Песах считается чудом. Наша жизнь могла навсегда остаться в реальности боли и страдания, потому что мы были абсолютно не способны и не готовы подключиться к этому невероятному сознанию свободы от хаоса. Естественная природа народа Исраэль к тому моменту еще не подверглась значимым изменениям.
Моисею пришлось уговаривать их покинуть Египет. Чудом являлось то, что сила Света взяла на себя инициативу покончить с хаосом. Хотя мы еще не достигли уровня сознания Желания Даровать, тем не менее, мы можем с помощью инструментов каббалы подключиться к этой мощной энергии — к той самой энергии, которая устранила хаос из народа Исраэль в Египте. Это был необычный период в истории. Закон Хлеба Стыда, не допускающий помощь Творца в момент нужды, боли и страдания, не действовал. Впервые в истории человечество получило милосердие Света, несмотря на то, что человек еще не заработал это милосердие Света. Эта возможность была доступна только один раз за всю историю человечества, и это было время пребывания народа Исраэль в Египте.
Теперь можно ответить на вопросы, поставленные в начале нашего разговора. Период времени между Песахом и Откровением на горе Синай был дан израильтянам специально для того, чтобы они изменили свою природу.
В конце концов Бог истребил всех первенцев в египетских семьях. Евреям было сказано зарезать ягнят, испечь их мясо на костре, а кровь помазать дверные косяки: ангелы, увидев такие метки, проходили мимо. В остальных же домах все первенцы погибли. Вот почему еврейская Пасха называется Песах: в переводе с иврита это означает «мимо прошёл». Но история на этом не заканчивается.
Фараон, смирившись с неизбежностью, разрешил Моисею вывести евреев из Египта. В эти дни обычный хлеб в пищу не употребляют, едят только пресные лепёшки: мацу. Путь евреев к Земле Обетованной лежал через Синайскую пустыню и был очень трудным. Бог ежедневно посылал им манну с неба, чтобы они могли утолить голод, и помогал найти источники питьевой воды. На горе Синай Бог дал им откровение, вручив Моисею каменные скрижали с десятью заповедями. Это событие стало символом договора, или завета, между Всевышним и богоизбранным народом иудеев. Спустя сорок лет скитаний по пустыне Моисей привёл евреев к берегам реки Иордан и указал им на земли ханаанские, которые должны были стать новым домом для сынов израилевых.
Как решить любую проблему в Израиле? Собрали все советы в одном журнале Скачать справочник Традиции иудеев в Песах Приближение Песаха в Израиле ощущается задолго до самого праздника. На улицах и в каждом доме начинается тщательная уборка.
Источник: Викисловарь Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.
Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Подготовка к еврейской пасхе Особое место отведено субботе накануне праздника. Ее называют Великой Субботой или Шабат а-гадоль. В давние времена, именно в субботу, 10-й день нисана, иудеями был выбран ягненок без изъянов, его кровь спасла первенцев в еврейских семьях от смерти. Одна из традиций дня — приготовить немного «хамец» и раздать его беднякам. Мудрецы говорят, когда стали пренебрегать этим обычаем, на урожай пало проклятье.
Прежде чем начать праздновать еврейскую пасху, нужно раздать деньги нуждающимся, чтобы они тоже могли отпраздновать Песах. Важно сжечь, съесть или отдать остатки всего хлеба, приготовленного на закваске. Накануне праздника первенцы-мужчины еврейских семей должны соблюдать строгий пост. Если старший сын не достиг совершеннолетия, то пост должен соблюдать глава семьи. Такая традиция введена в память о всех египетских первенцах, умерших во время 10-ти египетских казней. Женщины стараются убрать и украсить дом, приготовить еду, так как с наступлением праздника хозяйственными делами заниматься запрещено. Российско-Израильский консультационный центр «РИКЦ» — эксперт по израильскому миграционному законодательству.
Наша задача — помочь людям, имеющим родственную связь с еврейским народом, стать частью израильского общества. С помощью наших специалистов по гражданству можно пройти весь процесс без нервов и лишней суеты. Итог сотрудничества — переезд в Израиль на ПМЖ и получение израильских документов. Традиции праздника Многие традиции праздника связаны с событиями тысячелетней давности. Например, в день, когда фараон Египта позволил евреям покинуть его страну, иудеям пришлось очень быстро собираться в дорогу, было взято сырое тесто, так как выпечь хлеб не успели. В жаркой пустыне тесто запеклось. Его назвали «мацой».
В честь этого события на протяжении всей еврейской пасхи запрещено употреблять «хамец» — хлеб, полученный на основе закваски, с использованием дрожжей. Согласно Торе, кушать можно только мацу, пресный хлеб. Праздничный ужин Как уже говорилось, Песах длится 7 дней. В первую ночь праздника принято всей семьей собираться за праздничным столом. Важно позвать в гости всех родственников, особенно тех, кто может остаться в одиночестве в эти праздничные дни, и нуждающихся. В иудейских общинах Седер праздничный ужин проводится в начале праздника еврейской Пасхи. Обычаи начала праздника и Седера священны.
Каждый иудей, где бы не находился, обязан их выполнять. В еврейской Пасхальной Агаде можно найти, как правильно проводить торжественный ужин, какие блюда и напитки подавать, в какой очередности и какие при этом произносить слова благословения. Кратко основные традиции и заповеди пасхального ужина сводятся к следующему: Обязательно за столом рассказывать об исходе евреев из египетского рабства.
Песах: даты и традиции еврейской Пасхи
Значение слова «Песах» | В 2022 году на период с вечера 15 апреля до ночи 23 апреля выпадают праздничные дни еврейского праздника Песах. |
Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции праздника | Интересно, что в канун Песаха (утром и днём 14-го нисана) запрещено есть даже мацу: это делается для того, чтобы не смешивать ту мацу, которую евреи едят в обычные дни, от особенной мацы седера. |
Песах 2023: когда наступит, традиции иудейского праздника, что можно и нельзя делать | Заканчивается Песах на седьмой день. Он тоже отмечается торжественно, потому что символизируют кульминацию обретения свободы еврейским интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. |
Песах 2024: какого числа, что это за праздник, поздравления и традиции
Когда отмечают Песах — центральный иудейский праздник в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. Во время празднования Песаха евреи берут веточки зелени, которые макают в солёную воду. Иудейский праздник Песах, безусловно, известен в мире и в современной массовой культуре гораздо в меньшей степени, чем христианская Пасха. Пе́сах — иудейский праздник в память об исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Начинается вечером с 14 на 15 Нисана. это праздник надежды на избавление даже от самых мрачных событий в истории, праздник победы над смертью.
Что такое Исход евреев из Египта
- Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции еврейского праздника
- Песах в 2024 году: Что это за праздник и как приготовить мацу
- Значение слова «Песах»
- Зачем Воскресение Христово называть еврейским словом «пейсах»? - Православный журнал «Фома»
Традиции праздника: квасное нельзя
- Песах — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Песах: как иудеи празднуют "день рождения еврейского народа"
- Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме
- ᐉ Интересные факты о празднике Песах в Израиле | ElenaRuvel
Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции праздника
В Песах на столе полностью отсутствуют блюда, при приготовлении которых используются процессы брожения. Квасные продукты хамец не только строжайше запрещено есть и пить, но и даже просто держать дома. И даже посуду стараются использовать новую или же тщательно отмывают старую. Вечером 14 нисана семьи собираются на ужин седер после захода солнца.
На него могут позвать бедняков и тех знакомых, кто семьи не имеет или почему-то не может праздновать с близкими. Среди блюд обязательно присутствует маца пресный хлеб , марор горькая зелень , харосет смесь из тертых яблок, орехов и фиников.
Значение Песаха Евреи начали отмечать Песах после Исхода, то есть более трех тысяч лет назад. Этот праздник для народа считался самым почитаемым: он символизировал свободу от рабства, а также благодарность Богу за его помощь и защиту. В современном мире Песах остается одним важнейших праздников в еврейской культуре.
Он напоминает не только о физическом, но и о духовном освобождении. История выхода из Египта служит напоминанием о том, что борьба за свободу и справедливость — это вечные ценности, которые актуальны во все времена. Песах — это не просто праздник. Это мост между прошлым и настоящим, символ свободы и непокорности духа Торжество также подчеркивает важность семьи, общности и традиций, которые сохраняют историю и культурные ценности через поколения. Важно сделать полную уборку помещения, вычистить каждый угол.
Также в канун праздника первенцы в семье держат малый пост, отказываясь от еды и воды от восхода и до заката. При этом традиция затрагивает только мужчин: перворожденные дочери от поста освобождаются. Если же мальчик еще ребенок, постится должен его отец. Традиции Песаха В первый день праздника в синагогах проводят праздничные службы, во время которых поют специальные молитвы и псалмы и благодарят Бога за спасение от рабства. А в последний день принято идти к водоему и петь там стих из Торы.
Кроме того, вечером первого дня Песаха израильтяне традиционно собираются за праздничным столом на Седер. При этом иудеи из других стран устраивают его во второй день торжества. Что такое Пасхальный Седер «Седер» с иврита переводится как «порядок». То есть Пасхальный Седер — это заведенный порядок действий во время праздничного ужина, чтения молитв, а также особенности приготовления блюд во время Песаха. С помощью этого иудеи воссоздают историю освобождения евреев из египетского рабства.
Праздничный ужин — Седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме Ужин делится на две части. А вторая часть — это просто еда. Обычный праздничный стол», — пояснил «Ленте. По преданию, во время Исхода из Египта евреи не успели приготовить закваску для хлеба и поэтому взяли в дорогу пресные лепешки. В память об этом событии евреи продолжают готовить их на праздник каждый год.
Зроа — жареная куриная ножка или крылышко.
Утром накануне праздника все мужчины-первенцы соблюдают пост. Первые сутки вне Израиля два дня праздника называются Йом-Тов. В это время в синагогах поют псалмы о благодарности Богу, специальные молитвы, проводят праздничные богослужения. Вечер накануне праздника — время сбора каждой семьи за праздничной трапезой. Она называется «седер» и отмечается чтением особой молитвы об исходе из Египта. К концу седера принято отворять входную дверь, что символизирует начало исхода.
Последний день еврейского праздника Песах знаменует переход Красного моря. На него принято отправляться к водоему и петь «Песнь на море» — особый стих из Торы в память обо всех погибших. Что готовят? Знаковое блюдо праздника — маца. Обычно на стол кладут 2-3 пресных лепешки, одну на другую. Другие обязательные блюда: — куриное яйцо и крыло как сожаление о жертвенных ягнятах, — соленая вода как память о еврейских слезах в период рабства у египтян, — горькое растение, чаще сельдерей или хрен, — каша из фруктов, орехов и прочего, — вино по 4 бокала на каждого. Седер каждый год проходит в семьях евреев по всему миру с соблюдением обычаев и традиций.
Эта трапеза уверенно подтверждает, что евреям удалось сохранить единство своего народа, несмотря на многочисленные беды и гонения.
Это ограничение введено потому, что в облачный день можно спутать пятый час с шестым. Мы уже подчеркивали, что речь идет не об обычных часах, состоящих из 60 минут, а о солнечных часах, продолжительность которых зависит от длины солнечного дня. Тот, кто преднамеренно съедает кезайит хамеца в Песах — начиная с вечера 15-го Нисана и до конца дня 21-го Нисана, — подлежит тягчайшему наказанию — карету духовному смертному приговору, вынесенному Небесами — исключению души провинившегося из еврейской общины. Об этом прямо сказано в Торе: «Всякий, кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из среды Израиля» Шмот, 12,15.
Хамец, «переживший» Песах во владении еврея, запрещен к любому использованию навсегда. Этот «штраф» наложен нашими мудрецами на тех, кто нарушил заповеди Торы «да не будет видно» и «да не будет находиться». Он накладывается и на тех, кто оставил неуничтоженный или непроданный хамец по ошибке или по не зависящим от него причинам — чтобы никому не пришло в голову оставить в своем владении хамец в Песах для того, чтобы воспользоваться им после праздника. Она наложила на него особые запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться», запретила не только есть хамец, но и использовать его любым другим способом, а того, кто ест его в Песах, наказывает каретом. Кроме того, наши мудрецы наложили запрет на любое, сколь угодно малое количество или долю хамеца не распространяющийся на другие запрещенные продукты.
Поэтому еврейский народ, трепетно исполняющий заповеди, наложил на себя дополнительные запреты в Песах для того, чтобы избежать любого намека или подозрения на хамец. Не следует пренебрегать дополнительными запретами, связанными с законами праздника Песах, которые накладывает на себя та или иная еврейская община, даже если эти запреты не относятся непосредственно к запрещенному Торой хамецу, поскольку еврейский обычай — это неотъемлемая часть Торы. Даже если кто-то наложит лично на себя особые ограничения, связанные с Песах, к этому следует относиться с уважением. Необходимо позволить таким людям исполнять свои обычаи, даже если вытекающие из них ограничения весьма далеки от того, чтобы предотвратить реальное нарушение заповеди. Несмотря на то, что наши мудрецы заповедали нам любовь к ближнему, как самое высокое человеческое качество, и учат, что нет благословения тому, кто лишает своего ближнего малейшей радости, в Песах многие замечательные люди ведут себя как бы вразрез с этими правилами.
Они устраивают каждый для себя отдельные трапезы, едят отдельно друг от друга и даже не обмениваются посудой — несмотря на то, что все они Б-гобоязненные люди, тщательно исполняющие заповеди. Наши мудрецы постановили, что не следует осуждать тех, кто ведет себя таким образом в Песах, ибо они поступают так не из высокомерия. Почему наши мудрецы столь снисходительны? Из-за особой строгости запретов, связанных с законами праздника Песах. Великий Ари писал, что каждому, кому удастся избежать наималейшего нарушения, связанного с ничтожнейшим количеством или долей хамеца в Песах, Небеса обещают, что он избежит и всех других грехов в течение всего года.
Но заповеди, относящиеся к Песаху, Тора определила так, что они накладывают на нас определенные обязательства и до, и после праздника. Какая именно заповедь, относящаяся к Песах, должна быть исполнена до наступления праздника, а связанный с ней запрет действует и после его окончания? Это заповедь об уничтожении хамеца. Даже если еврей выполнит все остальные пасхальные законы и предписания, принесет в Храме пасхальную жертву 14-го Нисана и съест свою долю ее с мацой и марором горькими овощами , расскажет в пасхальную ночь об Исходе из Египта, благословит и прославит освобождение, не будет есть в Песах запрещенный хамец, воздержится от работы в первый и седьмой день праздника и так далее, — если он при этом не уничтожил весь имевшийся в его распоряжении хамец перед наступлением праздника, он наружил множество заповедей и предупреждений, содержащихся в Торе, и его ждет суровое наказание. Более того, даже после окончания праздника хамец, переживший Песах, запрещен к какому-либо употреблению.
Он должен быть уничтожен, чтобы кто-нибудь не воспользовался им по ошибке. К уничтожению — биюр — хамеца приступают за тридцать дней до наступления праздника. Последнего срока для этого уничтожения нет и быть не может — «уцелевший» и переживший Песах хамец должен быть уничтожен, когда бы он ни был обнаружен. Однако основной, установленный мудрецами срок уничтожения хамеца, который обязывает каждого из нас — это конец дня 13-го Нисана. Еще точнее: за полчаса до появления звезд в ночь 14-го Нисана мы обязаны оставить любое занятие, любую работу, даже изучение Торы, и приступить к бдикат хамец — поиску хамеца в доме с тем, чтобы затем его уничтожить.
Запрещено не только есть его или использовать любым другим образом. Кроме того, Тора обязала нас уничтожить хамец, находящийся во владении всех евреев, — так, чтобы они вообще не видели его в своем доме, так, чтобы он не находился в их владении. В Торе сказано: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» Шмот, 12,19. Там же говорится: «Да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих» Шмот, 13,7. Оба эти предупреждения — отдельные запретительные заповеди, обязывающие уничтожать хамец, — дополняют «позитивную» заповедь, сформулированную Торой: «В первый же день устраните закваску из домов ваших» Шмот, 12,15.
Таким образом, уничтожение хамеца предписано нам одной «позитивной» заповедью и двумя запретительными. Таким образом, каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец, находящийся в доме или просто ему принадлежащий но находящийся в другом месте. Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы. Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает принадлежащий ему хамец, каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски…» и «не должна находиться у тебя закваска». Правда, большинство еврейских мудрецов считает, что нарушение этих запретов наступает позже, чем невыполнение заповеди об «устранении» хамеца: нарушение запретов начинается только после наступления праздника, то есть в ночь на 15-е Нисана, в то время, как «позитивная» заповедь должна быть исполнена до полудня 14-го Нисана, и тот, кто не ликвидирует хамец к этому моменту, виновен в нарушении «позитивной» заповеди.
Этот срок определен словами Торы «В первый же день устраните закваску из домов ваших». Еврейская традиция установила, что этот «первый день» — 14-е Нисана, названный так потому, что он непосредственно предшествует семи дням праздника Песах. Доказательство тому содержится в других словах Торы: «Не изливай при квасном кровь жертвы Моей» Шмот, 34,25 , означающих, что пасхальная жертва не может быть принесена до тех пор, пока хамец полностью не ликвидирован — а ведь она приносится после полудня 14-го Нисана! Что называет Тора аннулированием хамеца? Аннулирование — это бесповоротное решение о полном отказе от хамеца, приравнивающее его к обычной пыли.
Тот, кто принимает это решение, постановляет, что отныне в его владении вообще нет хамеца, а если он случайно и остался, то представляет собой простую пыль, не приносящую никакой пользы. Наши мудрецы обязали нас искать хамец даже в самых сокрытых местах и щелях и ликвидировать весь хамец, найденный в своих владениях. Они постановили также, что поиски хамеца — бдикат хамец — и аннулирование — битуль хамец — осуществляются вечером. Эти процедуры начинаются в самом конце дня 13-го Нисана и заканчиваются уже 14-го Нисана и производятся при свете свечи, — потому что по вечерам все люди возвращаются домой, а свет свечи благоприятствует поискам. Поэтому не назначают никаких встреч на послеполуденные часы 13-го Нисана, и даже выдающиеся раввины не выступают в это время в синагогах — из опасения, что выступление затянется и слушатели пропустят время поисков хамеца Рамбам.
Как было указано выше, человек, мысленно аннулировавший весь принадлежащий ему хамец и приравнявший его к пыли, которая никому не принадлежит, выполнил тем самым позитивную заповедь об «устранении» хамеца и более не нарушает запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться» — даже если хамец все еще физически находится в его доме. Дело в том, что запрет Торы «видеть» и «владеть» относится только к принадлежащему нам хамецу, поскольку именно так следует понимать слова «да не будет видно у тебя квасного» — то есть запрещено видеть свой хамец, но нет никакого запрета видеть чужой или никому не принадлежащий хамец. Но если это так, для чего мудрецы обязали нас специально разыскивать хамец даже в самых скрытых щелях? На то существуют две причины. Первая состоит в том, что аннулирование хамеца, сознательный отказ от него совершается мысленно, а не физически.
Оно должно носить абсолютный характер, характер абсолютного отказа. Однако разные люди мыслят по-разному и можно предположить, что некоторые из них отнесутся к мысленному аннулированию без достаточной серьезности, или их отказ от хамеца не будет абсолютным. Поэтому мудрецы и постановили, что мысленное аннулирование не будет признаваться действенным до тех пор, пока хамец не устранен физически. Другая причина: в течение всего года мы непрерывно пользуемся хамецем и привыкаем к нему; в силу привычки мы можем забыть о запрете и воспользоваться аннулированным хамецем, если физически он будет находится в дни Песаха в нашем доме. Поэтому мы обязаны тщательнейшим образом искать хамец во всех своих владениях и ликвидировать его физически до того, как наступит момент, когда его запрещено будет есть.
Однако несмотря на то, что мудрецы обязали нас искать и устранять хамец из всех своих владений, они не освободили нас от обязанности аннулировать его. Поэтому после окончания поисков мы должны произвести аннулирование — на случай, если искали недостаточно тщательно, и в доме остался батон хлеба, из-за которого мы можем нарушить законы Песаха, или же, напротив, небольшое количество хамеца, о котором мы забыли и потому не уничтожили. Мы опасаемся, что хамец обнаружится в праздничную субботу или в йом-тов, когда мы не сможем его сжечь, или даже просто того, что, обнаружив его в хол гамоэд, мы не сразу его уничтожим и таким образом в течение какого-то времени будем нарушать заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Хотя, как уже было отмечено, поиск и физическое уничтожение хамеца — постановление еврейских мудрецов, решивших не полагаться на мысленное аннулирование, которого, согласно Торе, обычно вполне достаточно, в некоторых случаях мы непосредственно по требованию Торы обязаны искать и уничтожать его, поскольку в этих случаях даже самого абсолютного аннулирования недостаточно. В каких именно случаях?
Если мы по не зависящей от нас причине или просто по забывчивости не уничтожили хамец до полудня 14-го Нисана — потому что после этого момента мысленное аннулирование уже не действует. Дело в том, что с этого момента хамец уже запрещен для какого бы то ни было использования и, таким образом, нам уже не принадлежит — поэтому мы уже не можем от него отказаться,» как не можем отказаться от чужой вещи. Точнее, хамец уже настолько не наш, что мы не можем его аннулировать, однако Тора считает его нашим настолько, что, сохраняя его, мы нарушаем заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться» — до тех пор, пока не уничтожим его физически. Поэтому в таком случае у нас нет другого способа «ликвидировать» хамец и прекратить нарушать заповеди, кроме как найти его и физически уничтожить. А поскольку днем свеча дает очень слабый свет, было решено производить эти поиски вечером.
Поэтому поиски откладываются вплоть до момента появления звезд, и к ним не относится правило «праведники не откладывают исполнение заповедей» — их не начинают сразу же после захода солнца. Однако сразу же после появления звезд необходимо приступить к поискам, потому что в это время дневной свет еще не полностью поблек; запрещено откладывать их на более позднее время. Уже за полчаса до появления звезд, вскоре после захода солнца 13-го Нисана, следует закончить все дела и не приступать к новым вплоть до завершения поисков. Даже если на этот час назначен постоянный урок Торы, он должен быть отложен. Даже если человек приступил к изучению Торы или к работе раньше, в дозволенное время, он должен прервать то, чем занимается.
Принято присоединяться к ранней вечерней молитве Маарив в синагоге из опасения, что в более поздний час там не соберется миньян, и завершать ее до начала поисков, исходя из общего правила: часто исполняемая заповедь предшествует редко исполняемой. Поскольку молитва совершается ежедневно, а поиски хамеца — раз в год, молитва в миньяне предшествует поискам. Однако тот, кто намеревается молиться в одиночестве, должен сначала произвести поиски хамеца, поскольку ежедневная молитва является привычной частью его жизни и нет опасения, что из-за поисков он забудет о ней. Тот, кто по какой-либо причине не произвел поиски в установленное время, то есть вечером 14-го Нисана, должен сделать это днем 14-го Нисана, однако и в этом случае искать хамец следует при свете свечи, а не при солнечном свете. Если комната, в которой происходят поиски, днем ярко освещена например, если это веранда, имеющая только три стены , разрешается искать и при солнечном свете.
Это же относится и к другим комнатам, имеющим большие окна и хороший доступ света. В таких комнатах территория, примыкающая к окнам, изучается при солнечном свете — однако лишь при условии, что все окна распахнуты настежь и не покрыты даже стеклом. Тот, кто не произвел поиски днем 14-го Нисана вплоть до момента, когда уже запрещается есть хамец, то есть до полудня, должен произвести их позже, когда владение хамецем уже запрещено, или даже непосредственно праздничным вечером при свете свечи. Весь найденный хамец в таком случае должен быть уничтожен и аннулирован. Тот, кто не произвел поиски до Песах или в Песах, должен сделать это после окончания праздника; весь хамец, оставшийся с предпасхального времени, должен быть сожжен или уничтожен другим способом, чтобы ни один человек не мог использовать его каким бы то ни было образом — поскольку любое использование хамеца, «пережившего» Песах, запрещено.
Тот, кто отправляется в далекое плавание или путешествие, не планируя вернуться до окончания праздника Песах и не оставив дома никого, кто мог бы произвести поиски хамеца, должен произвести их сам при свете свечи в вечер, предшествующий отъезду, — если этот отъезд состоится менее, чем за 30 дней до Песаха. Если отъезд происходит более, чем за 30 дней до Песаха, он не обязан искать хамец. Если он планирует вернуться до Песаха, то обязан произвести поиски хамеца даже если уезжает более, чем за 30 дней до начала праздника, поскольку существует опасение, что он вернется незадолго до его начала, и у него не будет времени произвести поиски. Если же он не планирует вернуться до конца праздника, то если он уезжает более, чем за 30 дней до него, он не обязан производить поиски — хотя по мнению некоторых законоучителей он все-таки обязан уничтожить хамец, о существовании которого в доме ему известно. Тот, кто съезжает с квартиры менее, чем за 30 дней до Песаха, и не убежден, что в эту квартиру еще до Песаха вселится другой еврей, который произведет поиски хамеца, должен произвести их сам накануне отъезда.
Естественно спросить, почему поиски хамеца ограничены сроком в 30 дней до начала праздника? Галаха утверждает: «Уяснение законов Песаха начинается за 30 дней до праздника». Поэтому заповедь искать хамец обязывает нас именно с этого момента. Если 14-е Нисана приходится на субботу, поиски хамеца сдвигаются на день раньше — на ранний вечер 13-го Нисана. Потому что невозможно ввести факел в узкую щель; кроме того, использование факела может стать причиной пожара, и тот, кто ищет хамец при его свете, будет более всего опасаться пожара и потому искать менее тщательно.
Поэтому тот, кто все-таки искал хамец при свете факела, должен еще раз произвести поиски при свете свечи, но уже без благословения. Поиски не производятся при свете сальной свечи, поскольку в таком случае ищущий боится капнуть салом на кашерную посуду сало, скорее всего, некашерно , равно как и при свете жировой свечи — из-за опасения капнуть жиром на молочную посуду, или при свете масляного светильника — из-за опасения запачкать одежду. Это опасение может помешать произвести тщательные поиски кроме того, невозможно подобраться с такими свечами к узким щелям и отверстиям. Поэтому поиски следует осуществлять при свете восковой или парафиновой свечи, дающей яркий свет. Воск или парафин, капающий с такой свечи, не пачкает и не портит вещи.
Однако тот, кто произвел поиски при свете сальной, жировой или масляной свечи, не должен начинать все сначала. Тот, у кого нет восковой или парафиновой свечи, должен производить поиски при помощи той свечи, которая у него есть — но ни в коем случае не при помощи факела. Масляный светильник с несколькими фитилями приравнивается к факелу. Это же относится к двум восковым свечам, соединенным или даже слепленным вместе — поскольку у них два горящих фитиля, они приравниваются к факелу, поиски при свете которого не решают проблемы и не засчитываются как уже было отмечено, их нужно произвести заново — но без благословения. Многие перед этим совершают ритуальное омовение рук — нетилат ядаим.
Тот, кто приступил к поискам, забыв произнести благословение, произносит его во время поисков — вплоть до самого их окончания. Вот какова формула благословения: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, царь Вселенной, который освятил нас своими заповедями и повелел уничтожать хамец». Хотя в ходе поисков хамец еще не уничтожается — не только определенное его количество оставляется для утренней трапезы, но и обнаруженный в ходе поисков ненужный хамец откладывается для сжигания назавтра, — поиски считаются первым этапом уничтожения. Ведь сразу после окончания поисков хозяин аннулирует и объявляет никому не принадлежащим весь не обнаруженный хамец, находящийся во его владении. Это аннулирование и именуется «уничтожением» — поэтому и произносится упомянутое благословение на «уничтожение хамеца».
Это благословение распространяется и на завтрашнее уничтожение — сожжение — хамеца, в ходе которого вновь аннулируется весь хамец, который, быть может, остался в его владении. Почему перед поисками хамеца мы не произносим благословение Шегехеяну произносимое тогда, когда мы исполняем заповедь первый раз в году? Потому, что эти поиски — часть подготовки к празднику Песах, и мы ограничиваемся благословением Шегехеяну, произносимым перед Кидушем в праздничную ночь. Это благословение распространяется на все заповеди, связанные с подготовкой к празднику Тур. Есть и другое объяснение: Шегехеяну произносится только перед исполнением заповедей, приносящих радость и физическое удовлетворение.
Поиски хамеца к ним не относятся — ведь они связаны с материальными потерями — уничтожением найденного хамеца Абудрагам. Запрещено разговаривать на какую бы то ни было тему после произнесения благословения и до начала поисков — так как запрещается делать перерыв между благословением и началом исполнения заповеди. Тот, кто, в нарушение этого правила, заговорил после произнесения благословения и до начала поисков на тему, связанную с ними то есть непосредственно с исполнением заповеди , не должен повторять благословение. Однако тот, кто заговорил на постороннюю тему, должен произнести благословение еще раз. Следует остерегаться любых разговоров во время поисков.
Однако тот, кто разговаривал во время поисков даже на постороннюю тему , не должен повторять благословение. Если в поисках участвуют несколько человек, они должны собраться вместе, выслушать произносимое главой семьи благословение и произнести Амен, рассматривая это благословение как произнесенное и за них. Соответственно, благословляющий должен иметь в виду, что он произносит благословение за всех присутствующих. Так должно обстоять дело лехатхила — то есть изначально. Однако если некоторые из участвующие в поисках бедиавад — ввиду сложившихся обстоятельств — не слышали благословения, они не должны произносить его сами.
Поскольку обязанность искать хамец возложена на хозяина дома, а прочие домочадцы свободны от этой заповеди в случае, если хозяин присутствует и исполняет ее, им не остается ничего другого, кроме как помогать ему. Однако если сам хозяин дома не осуществляет поиски, а поручает их кому-то другому, тот становится его представителем, исполняющим заповедь, и обязан произнести благословение. Не имеет значение, живет представитель в этом доме или нет — в любом случае он представляет хозяина дома. Тот, кому принадлежат много домов или любых иных помещений, например, офисы или магазины , обязан осуществить поиски хамеца во всех них. Он произносит благословение в одном из домов, и оно распространяется на поиски во всех остальных.
Если же он сам намеревается выполнить заповедь только в одном месте, а во все другие послать своих представителей, то он произносит благословение в их присутствии там, где собирается искать хамец сам, распространяя это благословение на их поиски в других домах, после чего представители расходятся каждый в тот дом, где им предстоит исполнить заповедь. Когда бы ни производились поиски — в начале вечера 14-го Нисана, с опозданием, то есть утром 14-го Нисана, после полудня этого дня или даже непосредственно в Песах, — перед их началом необходимо произнести благословение. Исключением является случай с человеком, отправляющимся в дальнее плавание или в далекое путешествие или съезжающим с квартиры, не будучи уверенным, что в нее вселится еврей, который произведет там поиски хамеца, менее, чем за 30 дней до Песаха. Как мы уже упоминали, он обязан произвести эти поиски перед отъездом — но без благословения. Не произносит его и тот, кто производит поиски хамеца уже после окончания праздника Песах.
Даже если известно, что хамеца там нет, поиски все равно должны быть произведены. Где следует искать? Везде, где есть хотя бы опасение, что кто-либо мог принести сюда хамец, в том числе и в комнатах, куда хамец обычно не вносят — поскольку его могли принести туда случайно. Поэтому должны быть обследованы все помещения в доме, даже чердаки — потому что иногда люди заходят сюда с куском хлеба в руках. Дырки в стенах, расположенные очень высоко, так, что нет никакой возможности их использовать для какой-либо цели, обследовать не обязательно.
Это же относится и к дыркам, расположенным слишком низко и потому неудобно — ниже, чем в трех тефахах по мнению многих авторитетов — около 24 сантиметров от пола. Однако если известно, что этими дырками безразлично, низкими или высокими все же пользовались, они должны быть обследованы. Если в доме есть маленькие дети, низкие дырки должны быть обследованы, поскольку дети могли занести туда хамец. Верхняя часть шкафов, которую в наше время иногда используют, необходимо обследовать. Хлев, в котором живут коровы, так же как и курятник, должны быть обследованы в случае, если в них вносили хамец в последние тридцать дней перед Песахом, несмотря на то, что этот хамец, по всей вероятности, был съеден животными — поскольку возможное но не вполне достоверное уничтожение вполне достоверного хамеца не освобождает нас от обязанности произвести поиски.
Однако если хамец не вносился туда в последние тридцать дней, нет необходимости обследовать эти помещения, поскольку в таком случае у нас есть сразу два смягчающих обстоятельства: во-первых, животные или птицы могли съесть этот хамец, во-вторых, даже если он остался цел, он мог заплесневеть и стать негодным до такой степени, что от него отказалась бы собака это критерий непригодности хамеца — и в таком случае нет необходимости его уничтожать. Тот, кто в ходе поисков в хлеве или курятнике обнаружил хамец и решил скормить его животным, должен наблюдать за ними до тех пор, пока они съедят его полностью, и проследить, чтобы они не выбросили часть хамеца в укромное место, где он мог бы пролежать до начала праздника Песах — ведь в таком случае хозяин нарушил бы запреты Торы. Синагоги и ешивы должны быть обследованы. Служитель, следящий за ними, обследует их и произносит благословение на поиски, однако он не произносит формулу аннулирования после завершения поисков, так как не является владельцем помещения и не может аннулировать хамец, который никогда ему не принадлежал. Хамец, заваленный землей или камнями, считается уничтоженным и должен быть только аннулирован в случае, если высота слоя земли или камней над ним — более трех тефахов.
Но если этот слой тоньше, необходимо разгрести его и уничтожить хамец. Необходимо обследовать пространство под шкафами, кроватями и всеми другими предметами в доме, поскольку под ними случайно может оказаться хамец. То место в доме, которое было выделено для хамеца, проданного нееврею или для хамеца, который будет продан ему наутро , нет необходимости обследовать. Необходимо вывернуть и тщательно проверить все карманы на своей одежде и одежде детей, поскольку иногда хамец попадает в карманы. Однако эту проверку следует проводить позже, утром 14-го Нисана, после последней трапезы, в ходе которой едят хамец, из опасения, что он может попасть в карман после вечерней проверки.
Существует точка зрения, согласно которой карманы должны быть проверены дважды — сначала во время общих поисков хамеца вечером 14-го Нисана, а потом еще раз утром, перед уничтожением остатков хамеца. Не следует стирать одежду с крахмалом, содержащим хамец, в последние тридцать дней перед Песахом. Следует помнить, что заповедью является поиск хамеца, а не его обнаружение. Поэтому тот, кто искал его в соответствии с правилами и ничего не нашел, выполнил заповедь. Несмотря на это, существует обычай раскладывать куски хамеца в различных местах в доме и собирать их в процессе поисков.
Необходимо следить за тем, чтобы «подложенный» хамец был твердым и не крошился, и чтобы его раскладывали в местах, где он не попадет в руки детей, которые могут перенести его в любое другое место. Необходимо тщательно пересчитать раскладываемые куски хамеца, чтобы быть уверенным, что в ходе поисков все они были подобраны. По мнению великого Ари, следует разложить десять кусков хамеца. Принято использовать в ходе поисков нож или перо, которые можно ввести в любую дыру или щель. Он произносит следующую формулу: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».
Некоторые повторяют эту формулу трижды. Тот, кто производил поиски хамеца как представитель хозяина дома, произносит эту формулу в третьем лице: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся во владении такого-то — и т. Все это потому, что представитель назначается лишь для исполнения заповеди, однако право собственности в любом случае сохраняется исключительно за владельцем, так что если в итоге в доме в Песах останется хамец, именно хозяин нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поскольку согласно еврейскому закону право собственности принадлежит мужу, именно муж, а не жена может оказаться нарушителем заповеди, стало быть, она может аннулировать хамец только от его имени. Хамец, найденный в ходе поисков, равно как и хамец, оставленный для утренней трапезы, сохраняется в надежном месте, куда не могут добраться дети, равно как и нежелательные гости — крысы, мыши и другие животные, которые могут оказаться в доме.
Остатки этого хамеца сжигаются утром 14-го Нисана не позже конца пятого солнечного часа то есть пяти двенадцатых солнечного дня. Упомянутый пятый солнечный час — это не пять часов утра или дня, к которым мы привыкли в обиходе. Солнечный час — это одна двенадцатая солнечного дня, поэтому он может составлять меньше 60 минут в год, когда солнечный день 14-е Нисана продолжается менее 12 обычных часов. Крайний срок сжигания хамеца можно установить только если известно время восхода и захода солнца е этот день.