Вещественными доказательствами изобретения клинового затвора на Руси служат пищаль "Три аспида", и другая русская пищаль датированная 1661-1673 гг.
Великое княжество Московское. Пищальники
Пищаль XVI века «Три аспида» имела ствол до 100 калибров и являлась казнозарядным орудием; в стволе казенной части находилось гнездо для клинового затвора. Англичанин Флетчер видел в конце XVI века в Кремле множество тяжелых, дальнобойных, богато изукрашенных пушек – «пищалей», имевших свои имена – «Лев», «Единорог». Сначала пищалью называли только артиллерийские орудия, а в XVII—ХVIII вв. с различными уточнениями (ручная, винтовальная, пищаль «недомерок», пищаль «малая пулька» и др.) стали именовать ручное огнестрельное оружие типа «ружье». Ствол ручной пищали, по мнению экспертов, датируется второй третью XVI века.
Производство проломных пищалей
Огнестрельное оружие средних веков Фэнтези-авторы нередко обходят стороной возможности «дымного порошка», предпочитая ему старые добрые меч и магию. Пищали, появившиеся в последней четверти XIV века, использовались для прицельной стрельбы по живой силе и укреплениям. Казнозарядные крепостные пищали XVI века: "Три аспида" (три змеи), пищаль калибром 45 мм, с клиновым затвором (!) и длиной почти 5 метров.
В Орле при раскопках обнаружена пищаль первой половины XVII века
Оснащались они, как правило, фитильным замком. Затинная пищаль из собрания Смоленского музея имеет ряд особенностей конструкции. Ее ствол крепится к ложу при помощи металлических колец, что характерно для ранних образцов этого оружия. Это говорит о том, что данный образец затинной пищали изготовлен еще в XVI веке, и, вполне вероятно, местными мастерами. Можно с большой долей уверенности считать, что этот экспонат имеет прямое отношение к Смоленской крепости и периоду ее героической обороны в 1609—1611 годах. В августе 1609 года Речь Посполитая перешла к открытой агрессии против Российского царства. Пятитысячный гарнизон города под руководством воеводы Михаила Борисовича Шеина сдерживал более чем двадцатитысячную армию завоевателей.
Существовал даже «синий» порох, в котором уголь заменяли цветами васильков. Сера также присутствовала в порохе далеко не всегда. Для пушек, заряд в которых воспламенялся не искрами, а факелом или раскаленным прутом, мог изготовляться порох, состоящий только из селитры и бурого угля.
При стрельбе же из ружей сера могла не подмешиваться в порох, а насыпаться сразу на полку. Изобретатель пороха Изобрел? Ну и отойди в сторону, не стой, как осел В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, наконец, «изобрел» порох. Теперь невозможно установить, сколько людей в разных странах изобретали порох до Шварца, зато с уверенностью можно сказать, что после него это не удавалось уже никому! Бертольд Шварц которого, кстати, звали Бертольд Нигер конечно же, ничего не изобретал. Но в своем трактате «О пользе пороха» он дал ясные практические рекомендации по изготовлению и использованию пороха и пушек. Именно благодаря его труду в течение второй половины 14 века искусство огненной стрельбы стало стремительно распространяться в Европе. Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. Вскоре после этого развернулось производство селитры и пороха и в России.
Точная дата этого события не известна, но уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха. Огнестрельные трубы Первое изображение европейской пушки, 1326 год Простейшее ручное огнестрельное оружие — ручница — появилось в Китае уже в середине 12 века. Этим же периодом датируются и древнейшие самопалы испанских мавров. А с начала 14 века «огнебойные трубы» стали постреливать и в Европе. В летописях ручницы фигурируют под множеством названий. Китайцы называли такое оружие пао, мавры — модфа или караб отсюда пошло «карабин» , а европейцы — ручная бомбарда, хандканона, склопетта, петриналь или кулеврина. Ручница весила от 4 до 6 килограммов и представляла собой высверленную изнутри болванку из мягкого железа, меди или бронзы. Длина ствола составляла от 25 до 40 сантиметров, калибр мог быть 30 миллиметров и больше. Снарядом обычно служила круглая свинцовая пуля.
В Европе, впрочем, до начала 15 века свинец был редок, и самопалы часто заряжали небольшими камнями. Шведская ручная пушка 14 века Как правило, петриналь насаживали на древко, конец которого зажимали под мышкой или вставляли в ток кирасы. Реже приклад мог охватывать плечо стрелка сверху. На такие хитрости приходилось идти потому, что упереть приклад ручницы в плечо было невозможно: ведь стрелок мог поддержать оружие только одной рукой, второй он подносил огонь к запалу. Заряд поджигался «палительной свечкой» — пропитанной селитрой деревянной палочкой. Палочку упирали в запальное отверстие и поворачивали, перекатывая в пальцах. Искры и кусочки тлеющего дерева сыпались внутрь ствола и рано или поздно поджигали порох. Голландские ручные кулеврины 15 века Крайне низкая точность оружия позволяла вести эффективную стрельбу только с дистанции «в упор». А сам выстрел происходил с большой и непредсказуемой задержкой.
Уважение вызывала только убойная сила этого оружия. Хотя пуля из камня или мягкого свинца в то время еще уступала арбалетному болту в пробивной силе, но уж дыру выпущенный в упор 30-миллиметровый шарик оставлял такую, что любо-дорого было посмотреть. Дыра-дырой, но попасть все-таки было надо. А удручающе низкая точность петринали не позволяла рассчитывать на то, что выстрел будет иметь какие-либо иные последствия, кроме огня и шума. Может показаться странным, но этого было достаточно! Ручные бомбарды ценились именно за сопровождающие выстрел грохот, вспышку и облако воняющего серой дыма. Заряжать их еще и пулей далеко не всегда считали целесообразным. Петринали-склопетты даже не снабжалась прикладом и предназначалась исключительно для холостой стрельбы. Французский стрелок 15 века Рыцарский конь не боялся огня.
Но если его, вместо того, чтобы честно колоть пиками, ослепляли вспышкой, оглушали грохотом, да еще и оскорбляли смрадом горящей серы, он все-таки терял бодрость духа и сбрасывал всадника. Против лошадей, не приученных к выстрелам и взрывам, этот метод работал безотказно. А рыцари сумели познакомить своих коней с порохом далеко не сразу. В 14 веке «дымный порошок» в Европе был товаром дорогим и редким. А главное, по первому времени страх он вызывал не только у коней, но и у всадников. Запах «адской серы» повергал суеверных людей в трепет. К запаху, впрочем, в Европе быстро привыкли. Но громкость выстрела значилась в числе достоинств огнестрельного оружия вплоть до 17 века. Аркебуза В начале 15 века самопалы еще были слишком примитивными для того, чтобы составить серьезную конкуренцию лукам и арбалетам.
Но огнестрельные трубы быстро совершенствовались. Уже в 30-х годах 15 века запальное отверстие перенесли вбок, а рядом с ним стали приваривать полку для затравочного пороха.
Однако пока ученые осторожно говорят, что найденная в Орле пищаль "может быть сделана в Устюжне Железнопольской". Для точного определения места производства пушки необходимо провести исследования металла и сравнить их с другими находками. Даниил Афанасьев также пояснил, что детинец Орловской области - историческая часть Орла, где располагалась крепость и поселение, заложенное Иваном Грозным в 1555 году.
Железные артиллерийские орудия в начале XVII века были крайне редкими и дорогими. Делали их исключительно на заказ, партиями в количестве трех-пяти штук.
Скорее всего, сведения о нем попали в Европу через мусульманскую Испанию. Самое раннее свидетельство об огнестрельном оружии, содержащееся в хрониках итальянского города Флоренции, датируется XIV в.
Первые образцы уже обладают теми внешними признаками, которые будут прослеживаться на всем пути развития огнестрельного оружия. Роджер Бэкон, естествоиспытатель, философ и францисканский монах. В его манускрипте XIII в. Такие ученые, как Бэкон, получили немало информации с Востока через мусульманскую Испанию Ранняя история пороха и запутана, и интересна.
О том, где именно изобрели порох, спорят Индия, Китай, арабский мир и Западная Европа. Во всяком случае давно известно, что порох состоит из селитры, древесного угля и серы. Внимательное изучение источников показывает, что хотя китайские алхимики уже в XI в. Хотя алхимики многих стран и культур вполне могли знать о порохе, они, вероятно, не представляли, в каком именно соотношении следует смешать составные части, чтобы получить взрывчатое вещество.
Орудие Милемете Многие ранние упоминания об огнестрельном оружии связаны с военными кампаниями. Армия английского короля Эдуарда III во время кампании в Шотландии вполне могла иметь на вооружении пушки. Ученый Вальтер де Милемете включил в свою рукопись, датированную 1326 г. Пушки такого рода постепенно приобретали все большее распространение.
Из кувшина торчит большая металлическая стрела. Вероятно, древко стрелы обматывали каким-то подобием пыжа, чтобы максимально использовать метательную силу пороха. Сам кувшин мог быть отлит из чугуна или бронзы. Чтобы воспламенить порох, к затравочному отверстию прикладывали раскаленный металлический прут или что-то подобное.
Со временем огнестрельные орудия стали использовать все чаще и чаще. Самое раннее изображение огнестрельного орудия из манускрипта Вальтера де Милемете «Ое Notabilitatibus, Sapientis et Prudentia», датированного 1326 г. Вскоре были изобретены более совершенные орудия Аркебуза против лука Аркебуза не могла сравниться с точностью лука в руках высококвалифицированного лучника. Впрочем, у аркебуз была большая скорострельность, чем у самого мощного арбалета, и большая сила выстрела.
Обучение стрельбе из аркебузы занимало меньше времени. Аркебузир мог нести больше боеприпасов и пороха, чем арбалетчик или лучник болтов и стрел. Легче наладить массовое производство пороха и пуль, в то время как изготовление стрел — подлинное ремесло. Пройдут годы, прежде чем ученик научится делать стрелы товарного качества без помощи или надзора наставника.
Оружие также имело дополнительное преимущество, пугая врага и лошадей шумом. Ветер мог снизить точность стрельбы из лука, но на точность стрельбы из аркебузы он имел меньшее влияние. Пожалуй, самое главное, обучить аркебузира требовало гораздо меньше времени, чем искусного лучника. Во время осады было легче стрелять аркебузой из бойниц, чем луком и стрелами.
Негативным фактором в использовании аркебузы было то, что уже отстрелянные боеприпасы не могли быть повторно использованы, в отличие от болтов и стрел, которые позволяли снизить стоимость практики или пополнить запасы, если сохранялся контроль над полем боя после окончания сражения. Аркебуза был более чувствительна к влажной погоде. Порох сыреет гораздо быстрее, чем стрела или болт, особенно при неправильном хранении. Кроме того, ресурсы, необходимые для производства пороха, были менее доступны, чем ресурсы, необходимые для изготовления болтов и стрел.
Пуля должна соответствовать стволу гораздо точнее, чем стрела или болт должны соответствовать луку, поэтому производство аркебуз требовало большей стандартизации. Порох оказался гораздо опаснее, чем стрелы. Аркебуза также была значительно более опасна. Аркебузир нес на себе много пороха и постоянно горящий прут в одной руке.
На фоне растерянности, стресса и неразберихи боя, аркебузиры становились потенциально опасными для себя и окружающих. Ранние аркебузы, как правило, имели резкую отдачу. Намокшее оружие было практически бесполезно. Аркебузы также часто перегревались.
Во время повторной стрельбы оружие могло засориться и взорваться. Разорвавшиеся куски металла и дерева представляли опасность для самого стрелка и находящихся рядом солдат. Кроме того, дым от сгорания черного пороха затруднял видимость противника после нескольких залпов, если быстро не рассеивался ветром. До изобретения колесцового замка, потребность в постоянно горящем пруте делала почти невозможной скрытность, в частности ночью.
Количество дыма, испускаемого при одном единственном выстреле аркебузы, и шума от выстрела, было достаточно, чтобы демаскировать стрелка. В то время, как арбалет или лук позволял стрелять бесшумно и без демаскировки. Шум аркебуз и звон в ушах, который он вызывал, могли затруднить восприятие голосовых команд.
Великое княжество Московское. Пищальники
Первые пушки на Руси | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | Подобные пищали производили в Устюжне Железопольской, получившей свое имя в связи с тем, что там был крупный центр металлообработки и оружейного дела в Русском государстве в XVI–XVII веках. |
С чего все начиналось — ОРУЖЕЙНЫЙ КЛУБ (ОК) (Павел Беляков) — NewsLand | Кроме того, в середине XVI века при изготовлении пищалей начали использовать «кружала» – шаблоны, что позволило унифицировать пушки и боеприпасы к ним. |
Оружие и снаряжение 15-16 веков
«Вооружение и снаряжение стрельцов»! К концу XV века. Русское огнестрельное оружие в ХVI и ХVII столетиях. Пищаль с топором и пистоли с топорками «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древнейших времён», составленное по высочайшему повелению: 1841—1862) Висковатов В.В. Датирована. В 16 веке колесцовое оружие было по карману только очень богатым людям и имело скорее престижное, чем боевое значение. Первое огнестрельное оружие появилось на Руси только в конце XIV века. В XVI веке ядра стали лить из чугуна – это заметно уменьшило трудоемкость изготовления боеприпасов. Последовавший за средним веками XVI век стал эпохой расцвета огнестрельного оружия.
6. Война Ливонская, пищаль затинная
Михайловым и Б. Федоровым, и пищаль Р. Евсеева [150]. Так, орудия последнего мастера с надписями «лета 7098 здела л пищаль полуторную литец Русин Евсеев» строги в своем оформлении, какие-либо украшения на них отсутствуют, за исключением фризов, которые делили ствол на дульную, среднюю и казенную части [151]. Одну из таких полуторных пищалей захватили шведы в Польше 4 октября 1703 г. А в Польшу она попала, очевидно, во время Смуты или Смоленской войны 1632—1634 гг. Цифра 24 — это порядковый номер в арсенале, а далее идет маркировка массы ствола: VI скеппспунда 816 кг , VII лиспундов 47,6 кг и XIIII пундов 4,76 кг — всего 868,36 кг 54 пуда , что немного больше массы полуторных пищалей. На пищали С. Дубинина автограф «Семенка Дубинин» , второго после А.
Чохова мастера, отсутствуют какие-либо украшения. На одной полуторной пищали чоховского ученика Б.
Это первая треть XVII века.
Это очень большая редкость, потому что он был найден археологами непосредственно на территории детинца Орловской крепости. И он целиковый, то есть сохранился полностью, на нем есть орнамент. Подобные пищали производили в Устюжне Железопольской, получившей свое имя в связи с тем, что там был крупный центр металлообработки и оружейного дела в Русском государстве в XVI—XVII веках.
Устюжна Железнопольская располагалась на территории современной Вологодской области.
Это ружье с длинным железным стволом, на ложе с прикладом, с фитильным замком азиатского типа, очень простой конструкции, с одной качающейся на оси деталью - длинным изогнутым рычагом с расщепом или зажимом в верхней части - и одной пружиной, отжимавшей верхнюю часть рычага от ствола. В расщеп зажим при заряжании оружия вставлялся тлеющий фитиль. В момент выстрела стрелок прижимал нижнюю часть рычага к прикладу преодолевая сопротивление пружины , горящий конец фитиля опускался на затравочную полку и поджигал на ней порох.
Такой замок изготавливался достаточно просто, чтобы наладить его массовое производство, и к середине XVI века практически вся русская пехота была вооружена пищалями, более того - налажен массовый экспорт этого оружия в другие страны, не обладавшие развитым литейным и кузнечным производством. Пищали, состоявшие на вооружении у пеших стрельцов, имели калибр 18-23 мм, длину ствола около 800 мм и массу порядка 8 кг полпуда , скорострельность при заряжании пороховой мякотью не превышала одного выстрела в 3-4 минуты из-за длительной забивки заряда в длинный ствол.
Этот новый вид огнестрельного оружия тех времен назвали так от слова «пищать», из-за издаваемого при выстреле звука. Первые упоминания с таким названием датируются 1399 годом, а до этого их называли просто «дудка» или «труба» — из-за внешнего вида. В первую очередь пищали делились на два класса: ручные и крепостные. Ручное стрелковое оружие — ручницы, самопалы, недомерки — в основном переносились самими стрелками. Крепостные перемещались на повозках или на деревянный лафетах с колесами, либо неподвижно крепились за брустверами оборонительных укрытий или на стенах укреплений. Пищали-орудия, в свою очередь, делились на два вида: по своим тактическим назначениям: для обороны крепости, устанавливаемые на стенах; для осады и разрушения укреплений, вплоть до стен и башен крепостей; полковые и полевые, предназначенные для уничтожения живой силы во время сражений на открытой местности; по материалу, из которого изготавливались: из железа, стали, бронзы, меди и чугуна. Изначально калибр и длина пищалей никак не систематизировались, и было создано много разнообразного такого огнестрельного оружия, некоторые были аж 28 калибра.
Но в XVI веке производство уже подверглось рационализации, и калибр уже не превышал четырнадцатого.
Великое княжество Московское. Пищальники
Вещественными доказательствами изобретения клинового затвора на Руси служат пищаль "Три аспида", и другая русская пищаль датированная 1661-1673 гг. Новости о находках старинного оружия во время археологических раскопок появляются в СМИ достаточно регулярно. Пищали, появившиеся в последней четверти XIV века, использовались для прицельной стрельбы по живой силе и укреплениям. Колесцовые пистолеты конца XVI века. С конца 15-го, и в течение всего 16-го века оружием русских стрелков была пищаль. Разделение пищалей произошло в конце XV века, когда был изобретен фитильный замок и появились переносные – ручные пищали.
Огнестрельное оружие 16 века
Ручное орудие в период монгольской Династии Юань около 1271—1368 годов. Европейский образец ручного орудия, около 1380 года. Ручная бомбарда 1390—1400 , «Музей Армии», Париж. В старину на Руси России пищаль — огневое орудие; некогда пушка с прозваньями то есть именная : пищаль Соловей, пищаль Чеглик, или певец. История Пищали, появившиеся в последней четверти XIV века, использовались для прицельной стрельбы по живой силе и укреплениям.
Кузьмина 1572 г. По рисунку Я.
Телотта В 1550-х гг. Трофейные немецкие «шланги» в источниках именовались также «змеями», но с привязкой к месту их захвата, например ливонские «Змей Юрьевский», «Змей Перновский» и т. В арсенале Казани в 1566 г. Пищаль «Ястреб» 1573 г. Телотта Помимо «шлангов» существуют данные о производстве в России «шарфметцов», аналогов немецких тяжелых орудий, упоминаемых в большинстве немецких военных трактатов XVI столетия[308]. Солдатский юмор позволил сравнить «норов» тяжелого орудия с характером женщины легкого поведения.
Metze — девка, Scharfmetze — дословно «острая девка», но более подходит «решительная девка», «крутая девка». Существует версия исследователя из Белоруссии Ю. Тарасовича, что шарфмеца могла означать «точный стенолом»[309]. Пищаль «Лисица» А. Телотта Русский аналог шарфмецы, 185-пудовая «Острая панна» калибром в 35 фунтов, был создан Кашпиром в 1564 г. На ней подпись русским письмом: «Божиею милостию Иоан, царь и великий князь, государь всея Руси; сия пищаль сделана в лето семь тысяч семьдесят второго, мастер Кашпир Ганусов».
Причем чтобы подчеркнуть пагубность блудниц, Ганус сделал соответствующее украшение: «…к дулу вылиты две ехидны человекообразии до пояса, а от пояса хоботы змеиные, у дула ранена, за казною вылит репей…»[310] Вслед за «Острой панной» немцем были отлиты однотипные пищали «Гладкая», «Стрела» и «Вепрь», — они все имели калибр по 12 фунтов и вес по 150 пудов, а со станком по 230 пудов [311]. В третьем томе альбома Телотта зарисована пищаль «Язь» или «Язъ». Судя по изображению, ее калибр не менее 110 мм, дульная часть украшена 12 глубокими продольными желобами. На торели прямоугольная скоба, запальное отверстие без крышки. Орудие было захвачено шведским королем Густавом Адольфом в годы Смуты. Пищаль «Барс» 1576 г.
Телотта До конца 1560-х гг. Каспар Ганус оставался главным специалистом Пушечного двора, после него место руководителя пушечного литья занял лучший «кашпиров ученик» Андрей Чохов[313]. Ее калибр был ок. На стволе три пояса с растительным орнаментом, дельфины в виде канатов, запальное отверстие без крышки. На казенной части была вылита поперечная надпись: «Божиею милостию повелешемъ государя, царя и великого князя Ивана Васильевичя всея Руси», на средней части литая поперечная надпись: «Зделана сия пищаль беркут в лето 7080, шестаго июня, делал мастер Первой Кузмин»[314]. На дульной части ближе к дульному срезу с правой стороны вылитая фигурка птицы, сидящей на жерди, с надписью «беркут».
В 1612 г. Судя по сохранившемуся изображению, дульная часть орудия была украшена пояском с травами и изображением ястреба, схватившего за горло левой лапой утку или лебедя. Пояс в окончании дульной части включает антропоморфные фигуры — по-видимому, символизировавшие борьбу архангела с дьяволом. Правая часть казенной части разорвана вследствие детонации заряда, читается фрагмент надписи: «Гсдрь црь и ве ликий князь всея Руси з делана сия пищаль Ястре б в лето 7082 делал…….
Роль артиллерии во взятии этой крепости, безусловно, была огромной. Русские имели превосходство в количестве артиллерии, в ее качестве и использовали ее умело. Это и обеспечило успех в занятии крепости. На пути движения русских войск было большое количество крепостей. Поэтому война сразу же приняла характер борьбы за эти крепости. Главной силой в завоевании крепостей была русская осадная артиллерия, которая в большом количестве сопровождала русскую армию. Пушкари Ивана Грозного уже имели хороший опыт использования осадной артиллерии, полученный под Казанью. В Ливонской войне этот опыт пригодился русским пушкарям. Первой крепостью, с которой пришлось начать борьбу войскам Ивана IV, была Нарва. Обстрел Нарвы был начат с русской крепости Ивангорода, отделенной от Нарвы рекой. Первые же артиллерийские выстрелы вызвали в крепости панику. Жители Нарвы прислали в русскую армию делегацию с просьбой о перемирии. Пока велись переговоры, немцы спровоцировали новый конфликт между гарнизоном Нарвы и гарнизоном Ивангорода. На этот раз русские войска ворвались в город. Гарнизон крепости начал было отстреливаться из орудий, находившихся в кремле. Русская артиллерия быстро привела к молчанию артиллерию противника. При этом интересно отметить такой факт. Ворвавшиеся в город русские захватили несколько вражеских орудий. Эти орудия немедленно были обращены против неприятеля и помогли уничтожить гарнизон крепости. А ровно через два месяца русские войска появились уже под стенами города Дерпта и приступили к его осаде. Здесь опять на долю русской осадной артиллерии выпала большая задача в разрушении крепостных стен и поражении гарнизона крепости. Дерпт был сильно укреплен и имел на вооружении около 500 орудий. Брать штурмом такую крепость было рискованно, поэтому решено было приступить к осаде. Артиллерийский огонь был метким. Русскими ядрами были разрушены некоторые башни, уничтожены амбразуры и бойницы. Под прикрытием артиллерийского огня часть орудий была подвезена вплотную к крепостной стене. Так, в ночь на 13 июля одна батарея была установлена против Андреевских ворот, а в ночь на 14 июля другая батарея была сооружена против Немецких ворот. Разрушения крепостной стены еще больше увеличились, когда русские орудия начали стрелять в упор. Одновременно велась стрельба навесным огнем по защитникам крепости. Для большей меткости стрельбы часть орудий была втянута на земляной вал, который был насыпан у самой крепостной стены. Бомбардировка крепости продолжалась непрерывно 7 дней. За это время крепостная стена была почти полностью разрушена, а гарнизон понес большие потери от артиллерийского огня. Дальнейшее сопротивление было бесполезным, и 18 июля Дерпт капитулировал. В начале 1560 года русские войска осадили считавшуюся неприступной крепость Мариенбург. Защитники крепости в первую очередь надеялись на крепостные стены, которые были довольно прочными. Но эти стены не выдержали огня русской артиллерии. Русская артиллерия была подтянута к крепости по льду озера. Началась бомбардировка. Ядра, метко направленные русскими пушкарями, сделали свое дело. В первый же день в крепостной стене были пробиты бреши, и гарнизон крепости поспешил сдаться. В том же году русской артиллерии пришлось не только испробовать свою мощь на довольно прочных стенах крепости Феллин, но и помериться силами с многочисленной артиллерией этой крепости. Крепость Феллин считалась самой сильной в восточной Ливонии. На ее вооружении состояло 18 тяжелых и 450 легких орудий. Крепость была опоясана крепкой стеной, а подступы к стене прикрывались с двух сторон озерами и с двух— глубоким рвом. В крепости имелось большое количество боевых запасов, что позволяло выдержать длительную осаду. На самом же деле ни крепкие стены, ни многочисленная артиллерия крепости не выдержали ожесточенного огня русской артиллерии. Русская осадная артиллерия в течение трех недель вела непрерывный огонь по крепости. Тяжелые орудия прицельной стрельбой разрушали крепостные стены. По городу велась стрельба зажигательными снарядами.
Одним из крупных центров производства таких орудий была Устюжна Железнопольская, где благодаря богатым залежам железной руды, находившимся в грунте болот и озер, развивалась металлообработка. Эта руда была известна как «болотная», а места, где она находилась, получили название «Железного поля». С начала XVI века в Устюжне начали активно развиваться оружейные промыслы, и исторические документы свидетельствуют о том, что устюжанским оружейникам поступало много заказов на изготовление пищалей, пушек, самопалов и ядер, особенно во время русско-польской войны 1608-1618 годов. Алексей Лобин объясняет, что, исходя из анализа размеров, техники и морфологических особенностей ствола, можно предположить, что найденное орудие относится к разряду массово произведенных в первой трети XVII века «волконеек» — кованых фальконетов. Хотя центром их производства была Устюжна Железнопольская, нельзя утверждать, что пищаль из Орла была произведена именно там.
Огнестрельное оружие 16 века
Странным словом «пищаль» на Руси обозначали многие виды огнестрельного длинноствольного оружия, ручного и стационарного. В XVI веке ядра стали лить из чугуна – это заметно уменьшило трудоемкость изготовления боеприпасов. С середины XVI века основой русской армии было стрелецкое войско – особый род пехоты, вооруженный холодным и огнестрельным оружием. Огнестрельное привозное оружие XVI–XVII веков. Значение слова «пищаль» произошло от понятия «дудка» и впервые упоминается в старославянских источниках с одиннадцатого века, а применимо к оружию — ориентировочно с 1400 года. Пищаль подняли из земли сотрудники Сейминско-Суджинской экспедиции института, выполнявшие данные работы.
XVII век: От ремесленного производства к промышленному
С чего все начиналось — ОРУЖЕЙНЫЙ КЛУБ (ОК) (Павел Беляков) — NewsLand | К середине 19 века относится и утверждение в России термина "винтовка" применительно к индивидуальному стрелковому оружию солдата. |
Артиллерия в России в XVI веке | от бомбард и мортир до пищалей. |
В Орле нашли пищаль XVII века | Гуситские пищали использовались по тем же правилам, что и все ручное огнестрельное оружие того времени. |
В Орле впервые увидят найденную археологами пищаль XVII века | от бомбард и мортир до пищалей. |
Пищаль — Википедия | Русское огнестрельное оружие в ХVI и ХVII столетиях. Пищаль с топором и пистоли с топорками «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древнейших времён», составленное по высочайшему повелению: 1841—1862) Висковатов В.В. Датирована. |
В Орле впервые увидят найденную археологами пищаль XVII века
Пищаль — Википедия | К середине 19 века относится и утверждение в России термина "винтовка" применительно к индивидуальному стрелковому оружию солдата. |
Что такое пищаль, размеры, устройство и значения слова | Пищали появились на Руси в XIV веке. |
Первое огнестрельное оружие появилось в XV веке
Одну из таких полуторных пищалей захватили шведы в Польше 4 октября 1703 г. А в Польшу она попала, очевидно, во время Смуты или Смоленской войны 1632—1634 гг. Цифра 24 — это порядковый номер в арсенале, а далее идет маркировка массы ствола: VI скеппспунда 816 кг , VII лиспундов 47,6 кг и XIIII пундов 4,76 кг — всего 868,36 кг 54 пуда , что немного больше массы полуторных пищалей. На пищали С. Дубинина автограф «Семенка Дубинин» , второго после А. Чохова мастера, отсутствуют какие-либо украшения. На одной полуторной пищали чоховского ученика Б. Федорова мы видим в трех поясах 9-листные цветки и «травы» на дульной, средней и казенной частях, а на другой — цветок из семейства астровых, похожий на василек, с таким же «травяным» орнаментом [152].
А совместно отлитая Б. Федоровым и К. Михайловым пищаль не содержит «травяных» украшений [153].
Ручница весила от 4 до 6 килограммов и представляла собой высверленную изнутри болванку из мягкого железа, меди или бронзы. Длина ствола составляла от 25 до 40 сантиметров, калибр мог быть 30 миллиметров и больше. Снарядом обычно служила круглая свинцовая пуля.
В Европе, впрочем, до начала 15 века свинец был редок, и самопалы часто заряжали небольшими камнями. Шведская ручная пушка 14 века Как правило, петриналь насаживали на древко, конец которого зажимали под мышкой или вставляли в ток кирасы. Реже приклад мог охватывать плечо стрелка сверху. На такие хитрости приходилось идти потому, что упереть приклад ручницы в плечо было невозможно: ведь стрелок мог поддержать оружие только одной рукой, второй он подносил огонь к запалу. Заряд поджигался «палительной свечкой» — пропитанной селитрой деревянной палочкой. Палочку упирали в запальное отверстие и поворачивали, перекатывая в пальцах.
Искры и кусочки тлеющего дерева сыпались внутрь ствола и рано или поздно поджигали порох. Голландские ручные кулеврины 15 века Крайне низкая точность оружия позволяла вести эффективную стрельбу только с дистанции «в упор». А сам выстрел происходил с большой и непредсказуемой задержкой. Уважение вызывала только убойная сила этого оружия. Хотя пуля из камня или мягкого свинца в то время еще уступала арбалетному болту в пробивной силе, но уж дыру выпущенный в упор 30-миллиметровый шарик оставлял такую, что любо-дорого было посмотреть. Дыра-дырой, но попасть все-таки было надо.
А удручающе низкая точность петринали не позволяла рассчитывать на то, что выстрел будет иметь какие-либо иные последствия, кроме огня и шума. Может показаться странным, но этого было достаточно! Ручные бомбарды ценились именно за сопровождающие выстрел грохот, вспышку и облако воняющего серой дыма. Заряжать их еще и пулей далеко не всегда считали целесообразным. Петринали-склопетты даже не снабжалась прикладом и предназначалась исключительно для холостой стрельбы. Французский стрелок 15 века Рыцарский конь не боялся огня.
Но если его, вместо того, чтобы честно колоть пиками, ослепляли вспышкой, оглушали грохотом, да еще и оскорбляли смрадом горящей серы, он все-таки терял бодрость духа и сбрасывал всадника. Против лошадей, не приученных к выстрелам и взрывам, этот метод работал безотказно. А рыцари сумели познакомить своих коней с порохом далеко не сразу. В 14 веке «дымный порошок» в Европе был товаром дорогим и редким. А главное, по первому времени страх он вызывал не только у коней, но и у всадников. Запах «адской серы» повергал суеверных людей в трепет.
К запаху, впрочем, в Европе быстро привыкли. Но громкость выстрела значилась в числе достоинств огнестрельного оружия вплоть до 17 века. Аркебуза В начале 15 века самопалы еще были слишком примитивными для того, чтобы составить серьезную конкуренцию лукам и арбалетам. Но огнестрельные трубы быстро совершенствовались. Уже в 30-х годах 15 века запальное отверстие перенесли вбок, а рядом с ним стали приваривать полку для затравочного пороха. Этот порох при соприкосновении с огнем вспыхивал мгновенно, и всего через долю секунды раскаленные газы воспламеняли заряд и в стволе.
Ружье стало срабатывать быстро и надежно, а главное, появилась возможность механизировать процесс опускания фитиля. Во второй половине 15 века огнестрельные трубы приобрели заимствованные у арбалета замок и приклад. Японская кремневая аркебуза, 16 век Одновременно совершенствовались и технологии металлообработки. Стволы теперь уже изготавливались только из самого чистого и мягкого железа. Это позволяло свести к минимуму вероятность разрыва при выстреле. С другой стороны, освоение техники глубокого сверления позволило делать ружейные стволы легче и длиннее.
Так появилась аркебуза — оружие калибром 13—18 миллиметров, весом 3—4 килограмма и длиной ствола 50—70 сантиметров. Обычная 16-миллиметровая аркебуза выбрасывала 20-граммовую пулю с начальной скоростью около 300 метров в секунду. Отрывать людям головы такие пули уже не могли, зато с 30 метров дырявили стальные доспехи. Точность стрельбы возросла, но все еще оставалась недостаточной. В человека аркебузир попадал лишь с 20—25 метров, а на 120 метрах стрельба даже по такой цели, как баталия пикинеров, превращалась в пустую трату боеприпасов. Впрочем, приблизительно такие же характеристики сохраняли легкие ружья до середины 19 века — менялся только замок.
Да и в наше время стрельба пулей из гладкоствольных ружей эффективна не далее чем на 50 метрах. Даже современные пули для гладкоствольных ружей конструируются в расчете не на точность, а на силу попадания. Аркебузир, 1585 год Заряжение аркебузы представляло собой довольно-таки сложную процедуру. Для начала стрелок отсоединял тлеющий фитиль и убирал его в прикрепленный к поясу или шляпе металлический футляр с прорезями для доступа воздуха. Затем откупоривал одну из нескольких имевшихся у него деревянных или жестяных гильз — «зарядцев», или «газырей» — и высыпал из нее в ствол заранее отмеренное количество пороха.
Об этом сообщает Институт археологии РАН. Раскопки на территории мемориального парка «Орловская крепость». Орудие было, вероятно, изготовлено в первой трети XVII века в русских мастерских. Такие пищали в допетровской Руси назывались «волконея, волконейка» — это переогласовка западноевропейского названия оружия этого типа «фалконет». Несмотря на недостаток точных доказательств, специалисты полагают, что пищаль могла быть использована для обороны Орла во время похода Лисовского в 1615 году или привезена в Орловскую крепость после пожара 1636 года. Дальнейшие исследования могут дать более точную информацию о связи этой пищали с историей города. Изготовление пищалей, орудий для прицельной огневой стрельбы, началось на Руси в XIV веке. Один из важных центров производства таких орудий был расположен в Устюжне Железнопольской современная Вологодская область.
В казенной части часто изображался двуглавый орел под короной — как государственный символ. Замочные доски золотились, курки и огнива делали в виде фантастических чудовищ или звериных голов. На ложи шло первоклассное дерево. Они также богато украшались в разной технике — резьбой, инкрустацией, насечкой. В первую неделю после праздника Пасхи существовала традиция представлять к царскому двору лучшие изделия мастеров. Если вещи нравились, мастеров Оружейной палаты ждали награды — пожалования сукном, тафтой, другим товаром или деньгами. В документах Оружейной палаты Расходной книге 1625 г. Находясь в Персии, Лучанинов воочию увидел лучшие работы придворных оружейников шаха Аббаса I. Наверняка русский мастер дотошно изучил все — стволы пищалей, декор лож и замков, холодное оружие, технические приемы и инструменты. После поездки в Персию Тимофей Лучанинов сработал дивной красоты кремневую пищаль. Стальной ствол по всей длине украшен резной змеей, чешуя которой посеребрена и вызолочена. Замок поставлен англо-голландского типа, который, как отмечалось выше, часто использовали русские мастера. Его украшает S-образный курок, полка имеет закрывающуюся крышку. Все детали замка украшены пышно и разнообразно: здесь и растительный орнамент из «трав», головы зверей, морская раковина. Особенно сложно и эффектно оформлена ложа пищали. Мастер использовал технику инкрустации разными материалами — перламутром, серебряной проволокой, гвоздиками и звездочками. Большая редкость, если на оружии этого времени можно увидеть фамилию мастера и дату изготовления. На кремневой пищали, о которой пойдет речь, указаны два мастера-оружейника — ствольщик Василий Титов, замочник Андрон Дементьев и дата 1673 г. Василий Титов был учеником первостатейного мастера Григория Вяткина, работавшего в Оружейной палате. Он писал челобитную государю, где просил взять в самопальные мастера его талантливого ученика. Кремневая пищаль, над которой трудились Василий Титов и Андрон Дементьев, была изготовлена в качестве «подносного» оружия государю как раз после Пасхи. Среди охотничьих кремневых пищалей, которые принадлежали непосредственно царской особе, выделяются пищаль «малая пулька» и пищаль охотничья, датированная 1692 г. Первая пищаль имеет насеченную золотом надпись на верхней грани ствола, где указывается принадлежность царю Петру Алексеевичу и дата 1688 г. Пищаль сделана для охоты на птицу с нарезным каналом ствола 6-миллиметрового калибра. Размеры ее небольшие — общая длина около 115 мм, а длина ствола 83 мм. Вторая пищаль снабжена посеребренной надписью на верхней грани ствола. В ней указан владелец — царь Петр Алексеевич и дата 1692 г. У этой пищали гораздо большие размеры, чем у первой, — общая длина почти 138 мм, а калибр 9 мм. В украшении ствола и ложи соседствуют заимствованные из западноевропейских орнаментов маскароны, фигуры людей в европейском платье и русские двуглавые орлы, единороги и сирены. Очень интересно было бы знать о боевых возможностях кремневых пищалей. Практических опытов с музейными образцами никто не производил и с новоделами тоже. Попробуем провести некоторые аналогии. В конце ХIХ в. Они были дульнозарядными, шомпольными, с длинными стволами небольшого калибра — 6-8 мм.