Новости подготовительные недели перед великим постом

в этом году 25 февраля; о блудном сыне - 3 марта; о Страшном суде или мясопустная - 10 марта. "сыра отпуст", прекращение вкушения сыра и молочной пищи). Подготовка к Великому посту начинается за три недели до него (начиная с 26 февраля 2024 года). Во время первой подготовительной недели, которая носит название «сплошной седмицы», соблюдать пост не нужно. Зачем перед Великим постом устраивать подготовительные недели.

4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту

Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника. Страстная седмица — это важная для любого христианина последняя неделя перед Пасхой: рассказываем о ней по дням, выясняем ее суть, перечисляем, что можно и что нельзя есть в этот период. Великий пост предваряют подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде, воспоминание Адамова изгнания. Подготовительные недели к Великому посту 2019, суть и даты, название. Великий Пост: подготовительные недели. Подготовка к Великому посту начинается за три седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы – 40 дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой.

Страстной понедельник. Что можно и что нельзя делать 29 апреля 2024 года

Каждая подготовительная Неделя Великого поста призывает к добродетели, без которой пост невозможен. Неделя о мытаре и фарисее показывает, что пост невозможен без смирения. Последняя неделя Великого поста, называемая Страстной (или Чистой) неделей, считается самой строгой. Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Великий пост предваряют четыре подготовительные недели (воскресных дня) и последующие за ними седмицы. Великий пост в 2024 году начинается 18 марта и заканчивается 4 мая. Его предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними три седмицы, две из к.

Неделя перед Великим Постом 2023

Но настроение, мы действительно чувствуем этот настрой. Ведь по натуре своей любой человек очень аудиовосприимчив, и как это читается, и полумрак храма, и мерцание свечей и лампад, и приглушённый звук — всё это к нам приходит и, действительно, настраивает нас на определённый лад, и ведёт нас внутрь себя, и через это мы как-то начинаем задумываться о себе, о своих недостатках и своей жизни. Филарет Пряшников : —Я хотел бы вернуться к тому, что сам пост, поклоны, постовые богослужения — это всего лишь инструменты, которые помогают мне, грешному человеку настроиться на нужный лад, которые помогают мне в моём непростом пути. Как сказал кто-то из Святых Отцов, духовная жизнь — это наука из наук, и познавать свой внутренний мир можно без конца, совершенствовать себя можно без конца. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный — говорится в Писании.

Понятно, что после постного времени, в конце будет Пасха, понятно, что в конце будет и великая потеря, и великое приобретение, но мы к Голгофе должны подготовиться, как и к тому, чтобы взяться за раны Христа, как апостол Фома. Почему мы говорим, что пост — это древнее установление, не просто так Церковь его придумала зачем-то, это древнее установление, которая помогает нам, людям, через эту суету, через всю ту информацию, которую мы получаем из новостных источников и социальных сетей, через всё это посмотреть на себя и ответить на вопросы: кто я такой, человек? Что я принесу к Воскресению и Голгофе? Поэтому, мы и сами меняемся, и призываем с амвона, беседуем с коллективами и с какими-то людьми и стараемся, безусловно, направлять людей на такой покаянный лад, на изменение своего внутреннего мира.

Пичугин: —Друзья, напоминаем, что в гостях у Светлого радио сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Свято-Никольского монастыря в Старой Ладоге в Ленинградской области. Буквально через минуту мы вернёмся в нашу программу. Пичугин: —Возвращаемся в студию Светлого радио. Дорогие слушатели, напомним, что сегодня мы с отцом Филаретом Пряшниковым , игуменом Староладожского Свято-Никольского монастыря, что в Старой Ладоге в Ленинградской области говорим о подготовительных неделях к Великому посту и о самом уже Великом посте — пост не за горами — тоже сегодня говорим.

Я так думаю, может быть это, конечно, и не очень хорошо связано с Уставом, но, в принципе, то, что мы часто обсуждаем какие-то моменты восприятия нашей церковной жизни и богослужения с каким-то изначальным замыслом в Уставе не очень вяжется. Но, всё-таки, я думаю, что пост, как таковой — он о человеке, когда человек сам о себе размышляет. И, когда мы подходим к Страстной, то эти дни, конечно, уже не о человеке, они о страданиях Господних, но о человеке были все предыдущие недели, когда Церковь давала возможность человеку остаться наедине с собой. Насколько мы психологически, может быть, иной раз не совсем верно настраиваем себя на пост: надо отказаться от мяса, от одного, другого и третьего, кто-то отказывается от телевизора, и прочее.

Но насколько это менее важно по сравнению с тем, что человек имеет возможность, даже находясь в обществе — на своей работе, в семье, в кругу близких людей все равно в какой-то момент хотя бы на секунду остановиться и задуматься о том, кто он, что он и почему он, как соизмеряется с Богом вся его жизнь. Именно так в последние годы я вижу для себя пост. Филарет Пряшников : —Вы знаете, мне сейчас вспоминаются слова Христа, которые Он говорил: для этого Я пришёл в этот мир, для того Я и пришёл. И всегда есть ответ на этот вопрос: для чего же Господь приходил?

Наверное, для того, чтобы совершить то дело, о котором мечтали и которого ждали. Помните, как Он говорил: блаженны уши ваши, что слышите и глаза, что видите, те, которые жили до вас, они мечтали об этом. Господь приносит Себя в жертву. Вот эта Жертва Любви, которую до сего момента понять, принять и привести аналогию нельзя было.

Когда Бог становится человеком, Он не просто становится человеком, но и приносит Себя в жертву за меня, Он снисходит до меня, я ещё раз хочу сказать, становится таким же, и прочее. Поэтому, что делает современный мир? Даже если мы берём отвлечённые вопросы. Современный мир пытается отвлечь человека от Бога различными способами: развлечениями, гаджетами, новостями, ещё раз повторюсь, и всем прочим.

Поэтому мы и говорим о том, что в пост нужно сократить не только пищу, потому что, как говорит апостол Павел, пища не приближает нас к Богу и не удаляет меня от Бога. Если бы всё заключалось в пище, как пошутил кто-то, то коровы первыми попали бы в рай, потому что мяса вообще не едят. То есть, традиции могут трансформироваться со временем, но внутренняя составляющая очень важна, когда меня ничто не должно отвлекать от той идеи, которую я уже обозначил, потому что в конце поста будет Голгофа и будет эта Жертва. И знаете, интересно то, что раньше, когда мы выносим Евангелие, особенно на полиелее, люди целуют его.

Вы видите центральный медальон — там нарисован воскресший Христос, но в древней традиции там было нарисовано Распятие. То есть, Евангелие о чём? О Распятии, Евангелие о принесении в жертву Сына Божиего. Понятно, что Он воскрес, но, всё равно, в центре — Крест.

И я к этому Кресту должен подготовиться. Поэтому, мы постоянно говорим другим людям и ограждаем самих себя: ну, выключи ты этот телевизор, сядь и почитай Евангелие, просто побудь наедине с собой. Вот это самое главное — побыть в тишине, а в этой тишине услышать Бога. Вот это очень важно.

Пичугин: —Я думаю, что тот мир, который нас отвлекает, по идее, ему много лет, это не мир 21-го века или 20-го. Я думаю, что жителей Константинополя 10-го века отвлекали свои вещи, свои развлечения, своя праздность. Жителей Рима 14-го века отвлекали свои вещи. То есть, гаджеты — это не то, что нас отвлекает в абсолютном смысле.

Филарет Пряшников : —Конские ристалища были. Люди находили для себя, безусловно, разного рода развлечения, которые отвлекали, ещё раз подчеркну, от мысли и от идеи верующего человека и христианина. Такое было утверждение — наверное, так. Но знаете, что ещё я хочу сказать: помимо покаяния, помимо изменения сознания Господь в эти дни призывает нас с вами оказывать милосердие и снисхождение другим людям, делать больше добрых дел.

В этом смысл христианской жизни — делать больше добрых дел. Всегда спрашивают: а на кого направлять доброе дело? На своих, которые рядом с тобой, на твою семью, на твоих детей, то есть, вот эти дела милосердия начинаются с тех, кто находится рядом с тобой. Бывает так, что мы стараемся помогать чужим, кому-то, кто требует от нас какого-то внимания, но забываем о тех, кто находится рядом.

Можно неделями быть волонтёром в больнице, но не замечать, что у тебя дети болеют и в школу не ходят. Вот это самое важное. Мы говорили об этом, когда несколько лет назад была пандемия, людей всех закрыли в домах, и даже в Церковь ходить не разрешалось. Мы поняли, что это такое.

Но знаете, что интересно? Выступали многие психологи и священники вели беседы, но знаете, что меня радовало? Когда семья побыла вместе даже вот в этих четырёх стенах, когда члены семьи узнали друг друга. Потому что современный мир настолько разобщает людей, супругов, детей, они встречаются только вечером, и то — одни уже спят, другие ещё не спят.

Наверное, для нас, верующих людей во время подготовки к Великому посту нужно набросать небольшой план: а что я должен сделать в этот пост по отношению к своим близким и, конечно же, по отношению к себе. Я всегда обращаюсь к людям, которые идут на исповедь и покаяние, я всегда говорю: вот, закончится пост — обязательно вычеркните из своего списка грехов что-то одно, победите что-то одно, тогда постное время будет для вас с пользой. Пичугин: —А может человек задумается по прошествии Пасхи о том, как прошёл этот пост, и можно ли его не то чтобы занести себе в актив, не то чтобы поставить оценку — мне кажется, плохо ставить оценку себе в данном случае, но как-то: зря прошёл пост или не зря? Мне кажется, что совершенно незаметно, по сравнению с другими постами, как-то однажды я себе сказал, что вот этот, наверное, прошёл не зря, хотя он ничем не отличался от других постов.

Мне кажется, для каждого человека важно в какой-то момент сказать себе, что ты не так уж и плох, что ты не хуже всех, что ты где-то старался, что всё не зря. Почему-то многие люди, придя в Церковь, начинают думать или их учат думать, что они хуже всех, что они — самые последние грешники, самые невнимательные и самые плохие, что они больше всего проблем создают. Но на самом деле, мне кажется, человеку очень важно иной раз подумать о себе хорошо, ведь с любви к себе начинается любовь к ближнему. Мне так кажется, по крайней мере.

Филарет Пряшников : —Вот, молитва Ефрема Сирина, которую христиане услышат в храмах, которую будут читать дома, там есть замечательные слова: даруй мне зрети моя прегрешения. Вот, в любом случае, важнейшая часть любой духовной жизни — это самоанализ, когда я анализирую себя и свои поступки. У меня есть критерий — Евангелие и Святоотеческое предание, как поступали люди в той или иной ситуации, поэтому, наверное, знаете, нельзя предаваться такому самоуспокоению, что всё нормально, я же никого не осуждаю, не обижаю, я не убийца. Как, помните, говорил тот же фарисей: я не убийца и не прелюбодей, я столько дел хороших делаю, и проценты отдаю, и прочее.

Здесь очень важно понимать, что Великий пост дан Господом человеку для того, чтобы одуматься и провести анализ своих поступков. И, всё-таки, в конце — понятно, что Светлое Христово Воскресенье всё сгладит, и слёзы утрёт, и какие-то моменты разрешит, но об этом мы будем думать на Пасхальной службе. Пасха — это обновление жизни, но для того, чтобы это обновление произошло, нужно понять глубину своего падения и своего несовершенства, а из-за этого несовершенства, к сожалению, страдают наши близкие, когда мы не учимся смирению, а развиваем в себе гордость, когда мы не можем уступить. А как порой бывает сложно простить человека, который тебя обидел!

Очень сложно простить — я это знаю по себе — но простить- то надо.

На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Заговенье на любую пищу животного происхождения — последний день перед постом. Пост для христианина не должен быть показным, лицемерным. Главное условие этого подвига — прощение обид, именно поэтому, после вечернего богослужения последней подготовительной Недели в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем. Святая Церковь, как любящая мать, постепенно готовит своих верующих чад к Великопостным седмицам. Постепенность эта связана с нашей телесной и душевной немощью и, вместе с тем, указывает на милосердие Божие. При этом Церковь призывает решительно отвергнуть фарисейскую гордыню, напоминает о смирении и покаянии, показывает пример неисчерпаемого Божия милосердия ко всем покаявшимся грешникам, побуждает молиться и за всех усопших сродников. Все это должно послужить духовным примером для нас и поддержать во время великопостного пути. Примечания: Седмица: церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла, причем отсчет начинается с воскресенья.

Неделя: в церковнославянском языке, который является богослужебном языком Русской православной церкви, название воскресного дня: первого а не последнего! Предыдущая публикация Слово митрофорного протоиерея Николая Малеты на Божественной литургии в Неделю о мытаре и фарисее 25 февраля 2024 года Свято-Троицкий кафедральный собор Местная православная религиозная организация Приход Свято-Троицкого кафедрального собора г.

Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу. На Всенощной в Неделю о блудном сыне к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма "На реках Вавилонских". Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом.

В этом псалме изображаются все подвиги поста, с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, "разбивая младенцы", - греховные помыслы, - "о камень" веры и молитвы. Седмица после Недели о блудном сыне называется мясопусной, потому что после нее уже прекращается вкушение мяса "мясопуст" - мяса "отпуст", прекращение вкушения мяса. Суббота мясопустной седмицы называется Субботой мясопустной и посвящена сугубому поминовению усопших, не только наших сродников, но и всех прежде почивших православных христиан. В эту субботу Церковь особенно молится о тех православных христианах, которые по каким-то причинам не получили христианского погребения.

Это люди, которые скончались внезапно на море, в горах, на войне, при пожарах, несчастных случаях или нищие и бедные. Также, поскольку в следующий за этой субботой воскресный день воспоминается Страшный Суд, то мы молимся об усопших, чтобы и они сподобились милости Божией на Страшном Суде. Утреня этого дня заупокойная, на ней вместо "Бог Господь" поется "Аллилуия" с заупокойными стихами. Также поются "Непорочны" 17-я кафизма на две статии, а после них заупокойные тропари. В этот день также положено служить великую панихиду. Особо примечателен по своему содержанию и составу канон утрени. В отличие от большинства канонов, он содержит Вторую песнь.

Хочется обратить внимание и на четвертую из стихир, которые поются на хвалитех.

То есть разрешены любые овощи, крупы, хлеб, макаронные изделия, грибы, морепродукты кроме рыбы и икры , фрукты, орехи, мед. Кто-то ест горячую пищу и салаты без растительного масла, кто-то делает послабление и включает его в свой рацион.

Жестких рекомендаций Церковь в отличии от некоторых СМИ! Напротив, снисходя к немощи больных или тех, кто много работает, Церковь допускает для них послабления. Как учат святые, "мы не телоубийцы, то есть не убийцы тела, мы убийцы греха".

В Страстную пятницу миряне обычно не едят до двух часов дня, когда в центр храма выносят плащаницу, символизирующую погребение Христа. После этого можно и подкрепиться. Понятно, что в сам праздник Пасхи, то есть после праздничного богослужения в ночь с 15 на 16 апреля пост отменяется.

Нет поста и всю следующую неделю за днем Пасхи, называемую Светлой с 17 по 22 апреля. Когда перед Пасхой красить яйца, готовить куличи и творожные пасхи? В какое время приходить в храм на освящение всего этого?

Красить яйца, печь куличи, готовить творожные пасхи можно в любой день Страстной недели, наши предки занимались этим в Великие вторник и среду - потому что с четверга все старались обязательно прийти на богослужение в храм. Сейчас такими приготовлениями занимаются обычно вечером в пятницу, когда закончилась рабочая неделя. Главное надо помнить: хозяйственные хлопоты не должны затмевать духовное, богослужения Страстной недели.

Теперь про освящение непостной праздничной снеди, и тут стоит разобраться с терминологией. Если быть точными, то говорить надо не "освящать яйца или святить куличи, мясо, молочное", а "получить благословение на непостную пищу - яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное". Слова "освящать" или "святить" в данном случае употребляются неточно: ни яйца, ни буженина, ни кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник.

Но в быту используется именно слово "освящение". Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, после богослужения, начиная с 11-12 часов дня и до 7-8, а то и 9 часов вечера. Для тех, кто не успел освятить непостную еду в субботу, освящение проходит в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром.

Что происходит в церкви на Страстной неделе - по дням? Когда на Страстной можно исповедаться? Когда причаститься?

Когда принято убираться в доме? Страстные понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с учениками.

Страстная неделя в 2024 году: даты, правила питания, значения дней и запреты

Но как-то неудобно, всё-таки, храм. И тут храм просто озаряется свечением экранов смартфонов. Филарет Пряшников : —Да, время бессмыслия и бессмысленного слушания прошло. Мы всегда говорим о том, что чтение и пение должно быть внятным. А в монастыре это сделать очень удобно, когда неспешно, когда мы совершенно ни за чем не гонимся. Вы говорите, что людям это дает? Это погружение в иной мир, это погружение в иную жизнь. Мы часто видим, когда фотографируют богослужения, люди пишут в комментариях: почему там все такие грустные и такие напряжённые? Потому что нужно понимать, какое таинство происходит в Церкви даже во время молитвы человека, когда человек напряжённо думает о своей жизни, о своих грехах, об изменении своего бытия. Поэтому, постовые монастырские богослужения, безусловно, помогают человеку переключиться на другой лад. Пичугин: —Как один мудрый священник сказал, даже если мы сейчас переведём всё на русский язык, это не значит, что смыслы, заложенные тысячу лет назад, к нам придут.

Но настроение, мы действительно чувствуем этот настрой. Ведь по натуре своей любой человек очень аудиовосприимчив, и как это читается, и полумрак храма, и мерцание свечей и лампад, и приглушённый звук — всё это к нам приходит и, действительно, настраивает нас на определённый лад, и ведёт нас внутрь себя, и через это мы как-то начинаем задумываться о себе, о своих недостатках и своей жизни. Филарет Пряшников : —Я хотел бы вернуться к тому, что сам пост, поклоны, постовые богослужения — это всего лишь инструменты, которые помогают мне, грешному человеку настроиться на нужный лад, которые помогают мне в моём непростом пути. Как сказал кто-то из Святых Отцов, духовная жизнь — это наука из наук, и познавать свой внутренний мир можно без конца, совершенствовать себя можно без конца. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный — говорится в Писании. Понятно, что после постного времени, в конце будет Пасха, понятно, что в конце будет и великая потеря, и великое приобретение, но мы к Голгофе должны подготовиться, как и к тому, чтобы взяться за раны Христа, как апостол Фома. Почему мы говорим, что пост — это древнее установление, не просто так Церковь его придумала зачем-то, это древнее установление, которая помогает нам, людям, через эту суету, через всю ту информацию, которую мы получаем из новостных источников и социальных сетей, через всё это посмотреть на себя и ответить на вопросы: кто я такой, человек? Что я принесу к Воскресению и Голгофе? Поэтому, мы и сами меняемся, и призываем с амвона, беседуем с коллективами и с какими-то людьми и стараемся, безусловно, направлять людей на такой покаянный лад, на изменение своего внутреннего мира. Пичугин: —Друзья, напоминаем, что в гостях у Светлого радио сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Свято-Никольского монастыря в Старой Ладоге в Ленинградской области.

Буквально через минуту мы вернёмся в нашу программу. Пичугин: —Возвращаемся в студию Светлого радио. Дорогие слушатели, напомним, что сегодня мы с отцом Филаретом Пряшниковым , игуменом Староладожского Свято-Никольского монастыря, что в Старой Ладоге в Ленинградской области говорим о подготовительных неделях к Великому посту и о самом уже Великом посте — пост не за горами — тоже сегодня говорим. Я так думаю, может быть это, конечно, и не очень хорошо связано с Уставом, но, в принципе, то, что мы часто обсуждаем какие-то моменты восприятия нашей церковной жизни и богослужения с каким-то изначальным замыслом в Уставе не очень вяжется. Но, всё-таки, я думаю, что пост, как таковой — он о человеке, когда человек сам о себе размышляет. И, когда мы подходим к Страстной, то эти дни, конечно, уже не о человеке, они о страданиях Господних, но о человеке были все предыдущие недели, когда Церковь давала возможность человеку остаться наедине с собой. Насколько мы психологически, может быть, иной раз не совсем верно настраиваем себя на пост: надо отказаться от мяса, от одного, другого и третьего, кто-то отказывается от телевизора, и прочее. Но насколько это менее важно по сравнению с тем, что человек имеет возможность, даже находясь в обществе — на своей работе, в семье, в кругу близких людей все равно в какой-то момент хотя бы на секунду остановиться и задуматься о том, кто он, что он и почему он, как соизмеряется с Богом вся его жизнь. Именно так в последние годы я вижу для себя пост. Филарет Пряшников : —Вы знаете, мне сейчас вспоминаются слова Христа, которые Он говорил: для этого Я пришёл в этот мир, для того Я и пришёл.

И всегда есть ответ на этот вопрос: для чего же Господь приходил? Наверное, для того, чтобы совершить то дело, о котором мечтали и которого ждали. Помните, как Он говорил: блаженны уши ваши, что слышите и глаза, что видите, те, которые жили до вас, они мечтали об этом. Господь приносит Себя в жертву. Вот эта Жертва Любви, которую до сего момента понять, принять и привести аналогию нельзя было. Когда Бог становится человеком, Он не просто становится человеком, но и приносит Себя в жертву за меня, Он снисходит до меня, я ещё раз хочу сказать, становится таким же, и прочее. Поэтому, что делает современный мир? Даже если мы берём отвлечённые вопросы. Современный мир пытается отвлечь человека от Бога различными способами: развлечениями, гаджетами, новостями, ещё раз повторюсь, и всем прочим. Поэтому мы и говорим о том, что в пост нужно сократить не только пищу, потому что, как говорит апостол Павел, пища не приближает нас к Богу и не удаляет меня от Бога.

Если бы всё заключалось в пище, как пошутил кто-то, то коровы первыми попали бы в рай, потому что мяса вообще не едят. То есть, традиции могут трансформироваться со временем, но внутренняя составляющая очень важна, когда меня ничто не должно отвлекать от той идеи, которую я уже обозначил, потому что в конце поста будет Голгофа и будет эта Жертва. И знаете, интересно то, что раньше, когда мы выносим Евангелие, особенно на полиелее, люди целуют его. Вы видите центральный медальон — там нарисован воскресший Христос, но в древней традиции там было нарисовано Распятие. То есть, Евангелие о чём? О Распятии, Евангелие о принесении в жертву Сына Божиего. Понятно, что Он воскрес, но, всё равно, в центре — Крест. И я к этому Кресту должен подготовиться. Поэтому, мы постоянно говорим другим людям и ограждаем самих себя: ну, выключи ты этот телевизор, сядь и почитай Евангелие, просто побудь наедине с собой. Вот это самое главное — побыть в тишине, а в этой тишине услышать Бога.

Вот это очень важно. Пичугин: —Я думаю, что тот мир, который нас отвлекает, по идее, ему много лет, это не мир 21-го века или 20-го. Я думаю, что жителей Константинополя 10-го века отвлекали свои вещи, свои развлечения, своя праздность. Жителей Рима 14-го века отвлекали свои вещи. То есть, гаджеты — это не то, что нас отвлекает в абсолютном смысле. Филарет Пряшников : —Конские ристалища были. Люди находили для себя, безусловно, разного рода развлечения, которые отвлекали, ещё раз подчеркну, от мысли и от идеи верующего человека и христианина. Такое было утверждение — наверное, так. Но знаете, что ещё я хочу сказать: помимо покаяния, помимо изменения сознания Господь в эти дни призывает нас с вами оказывать милосердие и снисхождение другим людям, делать больше добрых дел. В этом смысл христианской жизни — делать больше добрых дел.

Всегда спрашивают: а на кого направлять доброе дело? На своих, которые рядом с тобой, на твою семью, на твоих детей, то есть, вот эти дела милосердия начинаются с тех, кто находится рядом с тобой. Бывает так, что мы стараемся помогать чужим, кому-то, кто требует от нас какого-то внимания, но забываем о тех, кто находится рядом. Можно неделями быть волонтёром в больнице, но не замечать, что у тебя дети болеют и в школу не ходят. Вот это самое важное. Мы говорили об этом, когда несколько лет назад была пандемия, людей всех закрыли в домах, и даже в Церковь ходить не разрешалось. Мы поняли, что это такое. Но знаете, что интересно? Выступали многие психологи и священники вели беседы, но знаете, что меня радовало? Когда семья побыла вместе даже вот в этих четырёх стенах, когда члены семьи узнали друг друга.

Потому что современный мир настолько разобщает людей, супругов, детей, они встречаются только вечером, и то — одни уже спят, другие ещё не спят. Наверное, для нас, верующих людей во время подготовки к Великому посту нужно набросать небольшой план: а что я должен сделать в этот пост по отношению к своим близким и, конечно же, по отношению к себе. Я всегда обращаюсь к людям, которые идут на исповедь и покаяние, я всегда говорю: вот, закончится пост — обязательно вычеркните из своего списка грехов что-то одно, победите что-то одно, тогда постное время будет для вас с пользой. Пичугин: —А может человек задумается по прошествии Пасхи о том, как прошёл этот пост, и можно ли его не то чтобы занести себе в актив, не то чтобы поставить оценку — мне кажется, плохо ставить оценку себе в данном случае, но как-то: зря прошёл пост или не зря? Мне кажется, что совершенно незаметно, по сравнению с другими постами, как-то однажды я себе сказал, что вот этот, наверное, прошёл не зря, хотя он ничем не отличался от других постов. Мне кажется, для каждого человека важно в какой-то момент сказать себе, что ты не так уж и плох, что ты не хуже всех, что ты где-то старался, что всё не зря. Почему-то многие люди, придя в Церковь, начинают думать или их учат думать, что они хуже всех, что они — самые последние грешники, самые невнимательные и самые плохие, что они больше всего проблем создают.

Традиция печь блины пошла от восхваления на этот праздник Солнца и Природы. Кусочек блина, символа солнца, по поверьям, давал тому, кто его съест, частичку солнечной силы, тепла и радости. После крещения Руси в IX веке изменился и сам праздник, и обряд его празднования, но название осталось. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом. В это время разрешается вкушать сливочное масло, молочные продукты и рыбу. В среду и пятницу во время Сырной седмицы не совершается Божественная литургия и полагается лишь одна вечерняя трапеза. Во вторник же, во время вечернего богослужения, читается молитва святого Ефрема Сирина «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой — Бог не примет тебя». Сырная седмица — преддверие Великого поста, а потому Церковь называет ее Неделей умиления и покаяние, призывает к смирению и отказу от мирских забав и утех. В Православной церкви время Масленицы — это время примирения со своими близкими, смысл Сырной седмицы — доброе общение с друзьями, близкими, родственниками, это время, когда нужно посвятить себя добрым делам и намерениям. Для этого в народе каждый день Масленицы посвящен свиданиям с родными и близкими и имеет свое название: Понедельник — встреча. В этот день родственники посещают друг друга, чтобы договориться о том, как именно они будут проводить Сырную седмицу. Иногда сохраняется традиция наряжать чучело, строить снежные городки. В этот день начинают печь блины. Вторник — заигрыши. С самого утра молодых парней приглашают кататься с горы, угощаться блинами. Этот день — день приглашений родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Среда — лакомки. По средам теща зовет зятя и других гостей «на блины». Четверг — широкий разгул. Этот день считается кульминацией Масленицы. В древности в четверг Масленица разворачивалась во всей своей красе: балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои. Пятница — тещины вечерки. По пятницам зятья в ответ зовут тещ полакомиться блинами. Суббота — золовкины посиделки. В этот день невестки одаривают золовок сестер мужа подарками и сувенирами. Также суббота была днем, когда сжигали заранее заготовленное соломенное чучело Масленицы — символа зимы. В православной же Церкви в сырную субботу вспоминаются все преподобные отцы, напоминая о предстоящем подвиге в виде Великого поста и указывая на примеры добродетели в лице великих постников. И, наконец, воскресенье. Это — Неделя Сыропустная, более известная как Прощеное воскресенье, последнее воскресенье перед Великим постом и 7-е воскресенье перед Пасхой, последний день Масленицы и употребления молочных продуктов. В Сыропустную Неделю верующие вспоминают об изгнании из рая Адама и Евы за нарушение заповеди Божьей. После вечерней службы в этот день принято совершать обряд взаимного прощения, отвечая на просьбу о прощении «Бог простит».

Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий до вечера. Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам. Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание наименование : «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.

Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. Начинается сырная седмица Неделей мясопустной 27 февраля , о Страшном Суде, и завершается перед Прощёным воскресением Неделя сыропустная - 6 марта. Седмица является сплошной без поста в среду и пятницу , но мясо уже не вкушают. В этом — последняя ступень подготовительного воздержания. Смысл этой седмицы — в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостному воздержанию, степень которого, конечно же, у каждого христианина своя. На сырной седмице уже не совершается Таинства брака венчание. В среду и пятницу не служится Литургия в знак покаянной скорби. На часах со среды начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Все это, согласно замечательному выражению свт. Тихона Задонского — «светлые предпутия поста»! Сырную седмицу 27 февраля - 5 марта полезно посвятить осмыслению предстоящего поста, определению его меры для себя в этом году, подготовке к Прощёному воскресению, душеполезному общению.

Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста

Братья и сестры, с сегодняшнего дня мы начинаем готовиться ко времени Великого поста и наступающая Неделя, наступающая седмица, тоже будет смирящая нас в быту. Подготовительный период к Великому посту в 2024 году длится с 25 февраля по 17 марта. Перед Великим постом православные христиане отмечают три подготовительные недели. Первая из них – неделя о мытаре и фарисее (с 13 по 19 февраля). Подготовка к Великому посту начинается за три недели до него (начиная с 26 февраля 2024 года). Во время первой подготовительной недели, которая носит название «сплошной седмицы», соблюдать пост не нужно.

Подготовительные Недели и седмицы

Подготовительные недели перед Великим постом. Великий пост в 2024 году начнётся 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. Заговенье на любую пищу животного происхождения — последний день перед постом. Подготовительные недели перед Великим постом. Великий пост предваряют четыре подготовительные недели (воскресных дня) и последующие за ними седмицы. Великий пост предваряют подготовительные недели (неделя – древнерусское названия воскресенья) и седмицы (церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла). Перед Великим постом православные христиане отмечают три подготовительные недели. Первая из них – неделя о мытаре и фарисее (с 13 по 19 февраля).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий