Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Н. Каразина, Д. Шмаринова, И. Грабаря. Признаки романа произведения «Преступление и наказание» Наличие большого числа персонажей Всестороннее изображение жизни в её взаимосвязях Значительный объём произведения Постановка общественно значимых проблем. 29 января 1866 года «Русский вестник» начал публиковать первые главы нового романа Федора Достоевского "Преступление и наказание". «Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Ф.М Достоевского как в России, так и за рубежом.
История создания «Преступление и наказание»
Впервые «Преступление и наказание» было опубликовано по частям, в журнале «Русский вестник». Впервые «Преступление и наказание» было опубликовано по частям, в журнале «Русский вестник». Аудиокнига «Преступление и наказание» Федора Достоевского — несравненное произведение великого русского писателя, известная и любимая во всем мире.
Ф. М. Достоевский. Роман Преступление и наказание
В романе писатель расширил образ города до значения одного из равноправных героев. Достоевский считал Петербург и «самым умышленным», и «самым фантастическим городом в мире». Мысли о том, как он влияет на внутренний мир человека, писатель доверил Свидригайлову, который в разговоре с Раскольниковым замечает: «Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге! Чего стоят одни климатические влияния! Шемякина к роману «Преступление и наказание» Заглавие романа подчеркивает одну из основных идей Федора Михайловича: нравственную необходимость наказания для преступника.
На протяжении всего романа Раскольников говорит, что сущность его преступления заключалась в том, чтобы переступить через нравственность: «... Старуха была только болезнь... Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Шемякина к роману «Преступление и наказание» Первое сценическое исполнение отрывков романа состоялось в марте 1866 года на вечере Литературного фонда в Петербурге, на котором Федор Михайлович прочел вторую главу первой части романа - беседу в распивочной между Мармеладовым и Раскольниковым.
Позднее роман многократно ставился на театральной сцене - в России и за рубежом. Среди отечественных театральных постановок следует отметить спектакли Ю. Любимова в Театре на Таганке с В. Высоцким в роли Свидригайлова, Л.
Эренбурга в МХТ им. Чехова, известного венгерского режиссера А. Виднянского в Александринском театре. Сцена из спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф.
Александринский театр.
Срок, отпущенный на создание романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы удовлетворить требования заказчика и избежать творческой кабалы, Ф.
Достоевский прерывает работу на 21 день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания». Изучение криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. Газеты рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые образованные люди, подобные Родиону Раскольникову.
Напечатанные части романа пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его творческой энергией. Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры. К концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике».
Дневник кропотливой работы Изучение истории создания романа «Преступление и наказание» невозможно без черновых записей писателя. Они дают возможность понять, сколько труда и кропотливой работы над словом было вложено в произведение. Менялся творческий замысел, расширялся круг проблем, перестраивалась композиция. Чтобы лучше разобраться в характере героя, в мотивах его поступков Достоевский изменяет форму повествования.
Социально-философский роман «Преступление и наказание» и нравственно-философская концепция романа. В 1866 году издан роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Это роман о современной писателю России, переживающей эпоху глубочайших противоречий и социальных сдвигов «разложения общества», связанных с резким изменением всего уклада российской жизни, роман о герое, в груди которого собраны все боли и страдания, нравственные потрясения времени. Роман как бы продолжает тему трагедии «петербургских углов» и маленьких людей, их населяющих. История Родиона Раскольникова, его преступления разворачивается на фоне реальной жизни столицы империи середины 60-х годов XIX века. Жизнь Петербурга писатель рисует во многих своих произведениях, но в романе столица показана как яркое, резко контрастное и фантастическое воплощение всех противоречий российской жизни, проявляющихся в столице наиболее отчётливо.
Жизненные тупики приводят персонажей романа на самый низ социальной лестницы, где пьянство, разврат и преступление как обязательные атрибуты существования, куда ведёт сама лестница жизни, поэтому этот образ в произведении постоянен и всеобъемлющ, являясь по сути лейтмотивом повествования, образом-символом. По Достоевскому, в романе жизнь — это грязная, тёмная, заплёванная лестница, на которой и живут, и действуют его герои, спускаясь по ней же всё ниже и ниже… Образ столичного города — это обобщение всей капитализирующейся России, показанной с её дворцами, церквями, проспектами, мостами и витринами, с кабаками, лестничными площадками и лестницами, ведущими в зловонные дворы-колодцы. Роман, как и город, населён людьми низа, что и присутствовало на улицах реального Петербурга: чиновники низших классов, их жёны и домочадцы, бедные студенты, мелкие торговцы и ростовщики, полицейские, сводни, проститутки и слоняющиеся люмпены — и все пьяны. По сути, капитализирующийся город выступает подстрекателем и соучастником преступления Раскольникова. Достоевский, хорошо зная Петербург, понимал, на чём покоится блеск аристократического и буржуазного города: на грязи и несчастьях обитателей подвалов, подворотен, ночлежек, трактиров и доходных домов, поэтому он так точно и подолгу выписывает места действия своих персонажей: Сенную площадь, дом Раскольникова и дом старухи-процентщицы, Екатерининский канал… Раскольников трактуется автором, как порождение социального зла, собравшего в своей душе все раны социальных болезней окружающих его людей. Все невзгоды и удары нищеты, её проявления в других толкают Раскольникова к соответствующей оценке прочувствованного им происходящего в реальности, к поискам выхода из многомерного социального, нравственного и психологического тупика.
Именно это поставило судьбу полунищего студента в центр повествования, когда он додумался до идеи, что ради великой цели можно переступить через законы человечности.
Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения — «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять — влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова. Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее — на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге.
В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре.
Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием. Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман.
Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием».
В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания». Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.
Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму — рассказ от имени автора — и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения. В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него.
Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно... Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора.
В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей.
Кратко об истории создания романа «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» неоднократно адаптировали для сцены: первый спектакль по роману был поставлен в Париже в 1888 году. История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского Фёдора Михайловича: рождение замысла, между мечтой и реальностью, начало, психология творчества, дневник работы над романом. В черновиках к «Преступлению и наказанию» автор писал о будущем герое: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. В январском номере журнала «Русский вестник» (1866) опубликовано начало романа «Преступление и наказание», а работа над ним продолжится уже в Петербурге в течение всего 1866 года (роман в журнале печатается частями). Краткая история создания Ф.М. Достоевским романа «Преступление и наказание» — от родившегося на каторге замысла, до современной книжной редакции. «Преступление и наказание» написан в жанре социально-психологического и философского романа.
«Перелистывая роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”…»
Преступление и наказание Преступление и наказание Манн, Иванов и Фербер Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был вдохновлен жизнью самого писателя: идея произведения зародилась, когда он отбывал наказание на каторге в Омске. После добровольного признания герой отбывает наказание на каторге, где происходит его духовное перерождение. Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья. В черновиках к «Преступлению и наказанию» автор писал о будущем герое: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Замысел романа «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский вынашивал 6 лет.
«Перелистывая роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”…»
О режиссере: Мотои Миура — театральный режиссер из Киото, известный далеко за пределами Японии прежде всего постановками чеховских пьес. Российские зрители могли видеть его «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню» и «Три сестры» во время гастролей японского театра «Читен». И первая в истории БДТ постановка японского режиссера. В сотрудничестве с театром «Читэн» Миура отошел от японской традиции самостоятельного написания пьес режиссером, обратившись к европейской и русской драматургии и литературе — к текстам Йона Фоссе, Дэвида Хэрроуара, Франца Кафки, Антона Чехова, Федора Достоевского. Отзывы зрителей: «Это оригинальный микс японского театра и русского. Где русские актеры существуют по правилам японского, в жестком рисунке, четком ритме и достаточно активном темпе.
Вообще, это был интересный опыт, слияние театральных культур, систем, приемов, философии. Очень интересное получилось звуковое сопровождение, где текст, слово и есть музыка спектакля». Майя Королева «Это вызов нашему, встроенному в ДНК, восприятию романа из школьной программы по литературе. Здесь японец, носитель тонической системы языка, работает с тоном и посылом, каждая фраза как эмоциональный взрыв». Елена Ы-Слова «Выкрики, экспрессивные жесты не отпускают внимание зрителя ни на секунду.
Каждый звук, каждый жест задают особый ритм спектакля. Отсутствие хронологической связи между событиями, разворачивающимися на сцене и в голове спящего Раскольникова, заставляет зрителя не столько понимать сюжет, сколько прочувствовать новые смыслы романа».
В это же время Тургенев и Толстой за аналогичные объемы текста получают в разы больше. Вот как сам Достоевский отзывается о скупости редакторов "Русского вестника": "Дело в том, что они страшные скряги.
Роман им казался велик. Платить за 25 листов а может быть и за 30 по 125 р. К июню 1866 г. Достоевский создает около половины произведения.
Тем временем уже напечатанные главы романа имеют успех у публики. Вот что об этом пишет сам Достоевский: "Надо заметить, что роман мой удался чрезвычайно и поднял мою репутацию как писателя. Вся моя будущность в том, чтоб кончить его... Летом 1866 г.
Федор Михалович пишет 5-ую часть "Преступления и наказания". Осенью 1866 г. Достоевский полностью погружается в новый роман "Игрок". Это произведение занимает все его время и силы, а работа над романом "Преступление и наказание" отходит на второй план.
Наконец в начале января 1867 г. Достоевский отдает в печать две последние главы романа "Преступление и наказание" и эпилог. В итоге в журнале "Русский вестник" роман печатается в 3 частях с эпилогом, хотя изначально писатель задумывал роман в 6 частях. Отдельное, исправленное издание После того как роман был напечатан в "Русском вестнике", Достоевский решил опубликовать роман отдельным, самостоятельным изданием.
Заметив лежащий на столе у «блудницы» Новый Завет, он просит прочесть ему о воскресении Лазаря. Соня читает. Их разговор не остается в тайне: за перегородкой в соседней комнате живет Свидригайлов, который слышит каждое слово. Глава 5 День спустя Раскольников вновь оказывается у Порфирия: он пришел за вещами.
Следователь опять затевает с ним игру. Утомленный и раздраженный, не в силах противиться подвохам допроса, Раскольников требует либо официально обвинить его в убийстве, либо прекратить это все. Порфирий Петрович неожиданно сообщает Родиону, что у него есть для него «сюрприз», причем не очень понятно, какой: хороший или плохой. Раскольников с расстроенными нервами собирается уйти.
Глава 6 Внезапно в комнату вводят Миколу, одного из маляров. В присутствии Порфирия и Раскольникова он признается в убийстве старушки-процентщицы. Студент идет домой, но возле своей квартиры встречает того незнакомца, который уже однажды называл его «убивцем». Оказывается, он пришел извиниться: вообще-то он и был тем самым «сюрпризом», обещанным Родиону Порфирием.
Теперь же, когда известен настоящий убивец-Микола, мещанин признает, что ошибался и жалеет об этом. Раскольников ненадолго успокаивается. Часть пятая Глава 1 Лужин досадует на ссору с невестой. Убежденный, что во всем виноват Раскольников, он решает ему отомстить хитрым способом.
Он также полагает, что в ситуации могли бы помочь деньги, если бы он их дал Раскольниковым до свадьбы, это помогло избежать трудностей. Теперь же приходится действовать иначе. Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню Мармеладову, пригласить ее зайти. Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье.
Он дает ей 10 рублей. Лебезятников в сомнении: он чувствует, что что-то неладно, но что именно, не понимает. Глава 2 Катерина Ивановна справляет поминки по мужу. В числе гостей — Соня, Раскольников, Лужин хотя он отказывался изначально и Лебезятников.
Глава 3 Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность. Из кармана девушки выпадает сторублевая купюра.
Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, чем выводит его из себя, и Петр Петрович устраивает скандал. Раскольников также защищает Соню. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей.
Глава 4 Раскольников идет к Соне: он хочет признаться ей, как и обещал, но колеблется. Они вновь говорят о религии и страдании, и признание само вырывается. Он говорит, что не хотел убивать невинную Лизавету. Соня сочувствует ему, понимая, как сильно грех должен тяготить душу преступника частично она ошибается.
Она хочет последовать за ним в Сибирь. Раскольников также объясняет Соне, почему решился на поступок: ограбление с целью помочь ближнему было фактически предлогом.
История создания Страница из тетради Достоевского, где изложена идея романа В 1850 году Достоевский был осуждён на 4 года каторги и отправлен в ссылку в Омск. Там он столкнулся с жизнью каторжников, узнал их истории и задумал роман, в котором хотел показать искупление. Роман был задуман в форме исповеди каторжанина. Исполнить задумку немедленно помешали обстоятельства — тяжёлая каторжная жизнь скудный быт и постоянное физическое утомление не располагает к творчеству, так что идею пришлось отложить до лучших времён. При этом сюжет произведения был достаточно подробно обдуман именно в этот период [1] [2] [3].
Летом 1862 года писатель уехал путешествовать в Европу, посетил множество городов, а в следующем году вторично уехал туда и познакомился с Апполинарией Сусловой, отношения с которой нашли отражение в его дальнейших произведениях. В Европе, с 1962 по 1971 год он пережил «игорное десятилетие» — серьёзно увлёкся игрой в рулетку. Примерно в 1863 году, в Италии у него родилась идея главного героя, человека маленького, и одновременно большого. Попутно он не прекращал работу над другими произведениями. В 1865 году он предложил к публикации роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественные записки», где впервые появилась семья Мармеладовых. Писатель получил отказ, потому остро нуждаясь в деньгах, он заключил с другим издателем договор о передаче прав на три тома собрания сочинений и обязался к ноябрю написать новый роман [1] [2] [3] [4]. После сделки писатель рассчитался с кредиторами и уехал за границу, в Висбаден , где снова достаточно быстро проиграл все деньги.
Хозяева гостиницы ввиду неплатёжеспособности постояльца сначала отказали ему в еде, а потом и в освещении. В таких условиях, в спешке, Достоевский и написал роман об «истории одного преступления», пытаясь успеть к сроку. Считается, что конкретный сюжет был подсказан реальным преступлением: 25 января 1865 года в Москве двадцатисемилетний Герман Чистов убил двух пожилых женщин топором и украл ценности и деньги.
Краткое содержание: «Преступление и наказание»
Тварь или право имею? Как Достоевский писал Раскольникова с реальных убийц | АиФ Санкт-Петербург | Первое отдельное издание «Преступления и наказания» в двух томах выходит в 1867 году, Достоевский вносит в него существенные поправки. |
Тварь или право имею? Как Достоевский писал Раскольникова с реальных убийц | АиФ Санкт-Петербург | В творчестве Достоевского — и «Преступление и наказание» тому яркое подтверждение — без преображения внутреннего мира личности подвигом жертвенного самоотречения нет и подлинной любви. |
«Преступление и наказание»: истоки сюжета | Читать бесплатно онлайн книгу «Преступление и наказание» полностью, автора Федора Достоевского, ISBN: 9785170438556, в электронной библиотеке |
Третье произведение писателя! "Преступление и наказание"
Ф. М. Достоевский. Роман Преступление и наказание | Впервые «Преступление и наказание» было опубликовано по частям, в журнале «Русский вестник». |
"Преступление и наказание": история создания романа | «Преступление и наказание»: истоки сюжета. |
«Преступление и наказание», краткое содержание | Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья. |
Преступление и наказание. Федор Достоевский 2020 слушать онлайн
Кадр из фильма «Преступление и наказание» (1969). Замысел романа «Преступление и наказание» возник у Достоевского еще на каторге, но опубликовано произведение было только в 1866 году в журнале «Русский вестник». «Преступление и наказание» — читайте и скачивайте книгу (epub) онлайн бесплатно и без регистрации, автор Федор Достоевский. Аудиокнига «Преступление и наказание» Федора Достоевского — несравненное произведение великого русского писателя, известная и любимая во всем мире.
Тварь или право имею? Как Достоевский писал Раскольникова с реальных убийц
"Преступление и наказание" (1866) Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881) – это социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. преступление и наказание Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. О компании Раскрытие информации Вакансии Новости Программа обновления сети Для бизнеса Дерево добра. Преступление и наказание», напротив, прямо увязывал поведение «честного убийцы» Раскольникова с нигилистской блажью: «Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти.
История создания романа "Преступление и наказание": от замысла до публикации
Когда Лужин приезжает к Раскольникову в Петербург, Родион вспыхивает от гнева и бросает оскорбления своему будущему шурину. Раскольников поднимается с больничной койки и тайком уходит. Каждый день после убийства он лихорадочно читает газеты. Когда он, прибыв по повестке в отделение, встречается с полицейским, он почти признаётся в преступлениях — и его безумные разглагольствования вызывают подозрения в полицейском управлении. В полицию его вызвали из-за долгов за квартиру. Раскольников выбегает из полицейского участка и видит, что его собутыльник, приказчик Мармеладов, лежит на улице, раздавленный экипажем.
Родион Раскольников познакомился с Семёном Захаровичем Мармеладовым ранее в трактире. Мармеладова несут в маленькую квартиру, которую он делит с семьёй. Сочувствуя скорбящей семье, особенно дочери-подростку Мармеладова Соне, Раскольников оставляет все свои деньги, чтобы оплатить похороны. Раскольников с удивлением обнаруживает на пороге дома мать Пульхерию Александровну Раскольникову и сестру Авдотью Романовну. Они приехали, чтобы подготовить свадьбу Дуни с Лужиным.
Разгневанный, Родион запрещает сестре выходить замуж за Лужина. Его внебрачная связь с Дуней вызвала скандал, который едва не разрушил её репутацию в провинции. Теперь, когда жена Свидригайлова мертва, он приехал в Петербург в надежде соблазнить Дуню. Воспоминания об убийствах мучают Раскольникова. Узнав, что местный полицейский судья Порфирий Петрович начал допрашивать всех клиентов скупки, Раскольников просит вернуть ему его собственные заложенные вещи.
Его странный разговор с Порфирием только усиливает подозрения. После этого, готовясь к похоронам Мармеладова, Раскольников и Соня Мармеладова готовят разговор о религии и нравственности. Раскольников жалеет Софью Семёновну, которую бедность заставила заниматься проституцией. Раскольников решает рассказать ей, кто убил двух женщин, обещая вернуться на следующий день. Порфирий снова допрашивает Раскольникова и хотя он уверен, что Раскольников — убийца, он пока не может предоставить доказательств.
Раскольников приходит к Соне и рассказывает ей о том, что он сделал. В соседней комнате Свидригайлов подслушивает разговор и узнаёт правду. Позже Свидригайлов пытается использовать свои знания о признании, чтобы шантажом заставить Дуню выйти замуж. Она отказывает ему, обвиняет его в убийстве жены и пытается выстрелить ему в голову. Она промахивается, но Свидригайлов понимает, что Дуня никогда не полюбит его.
Он отпускает её и на следующий день кончает жизнь самоубийством. Дуня позже выходит замуж за приятеля Родиона, Дмитрия Прокофьевича Разумихина. После ареста маляра, ложно признавшегося в убийствах, к Раскольникову приходит Порфирий Петрович и рассказывает, что знает правду. Однако он хочет дать Раскольникову время, чтобы сделать чистосердечное признание. После тревожной ночи и при поддержке Сони, Раскольников приходит в полицейский участок и даёт признательные показания.
Его приговаривают к каторге в Сибири на 8 лет, где к нему присоединяется Соня. Там он вновь собирает свою жизнь по кусочкам.
Роман как бы продолжает тему трагедии «петербургских углов» и маленьких людей, их населяющих. История Родиона Раскольникова, его преступления разворачивается на фоне реальной жизни столицы империи середины 60-х годов XIX века. Жизнь Петербурга писатель рисует во многих своих произведениях, но в романе столица показана как яркое, резко контрастное и фантастическое воплощение всех противоречий российской жизни, проявляющихся в столице наиболее отчётливо.
Жизненные тупики приводят персонажей романа на самый низ социальной лестницы, где пьянство, разврат и преступление как обязательные атрибуты существования, куда ведёт сама лестница жизни, поэтому этот образ в произведении постоянен и всеобъемлющ, являясь по сути лейтмотивом повествования, образом-символом. По Достоевскому, в романе жизнь — это грязная, тёмная, заплёванная лестница, на которой и живут, и действуют его герои, спускаясь по ней же всё ниже и ниже… Образ столичного города — это обобщение всей капитализирующейся России, показанной с её дворцами, церквями, проспектами, мостами и витринами, с кабаками, лестничными площадками и лестницами, ведущими в зловонные дворы-колодцы. Роман, как и город, населён людьми низа, что и присутствовало на улицах реального Петербурга: чиновники низших классов, их жёны и домочадцы, бедные студенты, мелкие торговцы и ростовщики, полицейские, сводни, проститутки и слоняющиеся люмпены — и все пьяны. По сути, капитализирующийся город выступает подстрекателем и соучастником преступления Раскольникова. Достоевский, хорошо зная Петербург, понимал, на чём покоится блеск аристократического и буржуазного города: на грязи и несчастьях обитателей подвалов, подворотен, ночлежек, трактиров и доходных домов, поэтому он так точно и подолгу выписывает места действия своих персонажей: Сенную площадь, дом Раскольникова и дом старухи-процентщицы, Екатерининский канал… Раскольников трактуется автором, как порождение социального зла, собравшего в своей душе все раны социальных болезней окружающих его людей.
Все невзгоды и удары нищеты, её проявления в других толкают Раскольникова к соответствующей оценке прочувствованного им происходящего в реальности, к поискам выхода из многомерного социального, нравственного и психологического тупика. Именно это поставило судьбу полунищего студента в центр повествования, когда он додумался до идеи, что ради великой цели можно переступить через законы человечности. На своём герое Достоевский олицетворяет и психологически достоверно проверяет идею избранничества и кажущейся безнаказанности за преступления во имя великих целей. Писатель изображает Раскольникова духовно значимым человеком, и тут же показывает, к чему может приводить невозможность воплощения этой значимости. Герой постоянно сталкивается с судьбами подобных себе горемык, словно бы убеждаясь в правильности своего выбора, в собственной идее.
Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. У укладок всё такие ключи… А впрочем, как это подло все…» Старуха воротилась. Да за два прежних рубля с вас еще причитается по сему же счету вперед двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с. Молодой человек спорить не стал и взял деньги. Он смотрел на старуху и не спешил уходить, точно ему еще хотелось что-то сказать или сделать, но как будто он и сам не знал, что именно… — Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу… серебряную… хорошую… папиросочницу одну… вот как от приятеля ворочу… — Он смутился и замолчал. Я так спросил.
Уж вы сейчас… Прощайте, Алена Ивановна! Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это все более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И, наконец, уже на улице, он воскликнул: «О боже! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…» Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей.
Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же все отлегло, и мысли его прояснели. Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения!
Преступление и наказание. Одна моя читающая одноклассница уговаривала прочитать, соответственно я и настроилась позитивно. Но когда все начали спрашивать: "что ты сейчас читаешь? А теперь хочу сказать: читалось на одном дыхании. Меня захватил вихрь мыслей, событий, чувств.