так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово происходит от арабского "совет" - " شورى", произносится как «шура», а также созвучно персидскому "شوروی, šouravī", тоже имеющему значение "советский". Правда Шурави. Украинцы в Польше учат курв. 2.4K views14:23.
"Когда вернутся «шурави»?". К 30-летию вывода войск из Афганистана
Произошло от афганского названия советских гражданских и военных специалистов, в большом количестве работавших в Афганистане с 1956 года. Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика тадж. Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» и другие приветствия адресованные советским гостям. Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг.
Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидских и арабских слов шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам».
Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ. Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал. Шурави — это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты.
И они лучше, чем спесивые американцы и англичане, которые не считают другие народы равными себе. Новое в блогах «Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которые, в свою очередь, поддерживал Советский союз. Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло свой негативный оттенок, став более нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный окрас. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами.
Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу.
Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами. О нем всегда говорят только с использованием мужского рода. С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности — природу не обманешь, в отличие от соседей которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош». К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками. И меняют свойственную мужчинам свободу на девичью незаметность, стыдливость и скромность. В самом буквальном переводе «бача» с ударением на последнем слоге означает просто «парень», «пацан». В русском языке смысл слова «бача» был коренным образом изменен, оно получило самостоятельное значение. Оно значило что-то вроде «родной», «брат», «друг».
Всего за время вооружённого конфликта погибло около 15 тыс. Кроме этого Музей Победы располагает не только большой коллекцией военной техники и вооружения периода Великой Отечественной войны, но и войн и локальных конфликтов 50-х — 80-х годов ХХ века. На экспозиции под открытым небом представлена вся номенклатура боевой техники, применявшаяся в ходе боевых действий 1979—1989 годов на территории ДРА. Жемчужиной данной выставки является военно-транспортный самолет Ан-12, который по средствам расположенной внутри его фюзеляжа выставки рассказывает об участии СССР и России в антитеррористической борьбе ХХ и XXI века, в том числе в Афганистане, и боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики.
"Шурави – это слово еще не забыто"
Так за один рейд в декабре 1985 года они уничтожили более 80 и ранили 60 моджахедов. А операция в мае 1987 года аукнулась душманам уже 187 убитыми. При этом сам спецназ потерь почти не нес. А случай 30 ноября 1984 года был и вовсе поразительный. Тогда один из отрядов «Каскад» атаковал пакистанский спецназ — «Черные аисты» — под командованием будущего террориста номер один Усамы бен Ладена. Попавшие в засаду 23 «каскадера» отбивались всю ночь — до прихода авиаподдержки. Итогом боя стали 372 убитых «аиста» и захваченный арсенал с оружием. Нестандартные решения в нестандартных ситуациях Советские спецназовцы оказались хорошо подготовленными к антипартизанской войне в горных условиях.
Бойцов не пугали жара или холод, голод и лишения.
В культуре О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы, написаны песни, книги, патриотические клубы создают музеи. Юрий Шкитун, группа «Каскад» — «Виват, шурави!
Артур Саянов — «Военный пилот Вертолётчик » Это здесь я зовусь генерал, за рекой звался я шурави…. Группа «Голубые береты» — альбом «Вот и кончилась война», песня «Синяя река» Ну что, шурави, вот и к нам ты попал!
А потом жизнь молодого бойца закрутилась-завертелась и стало как-то не до того.
Лишь тридцать лет спустя ему удалось осуществить ту давнюю мечту. История в телеграмме У каждой официальной истории есть обратная сторона медали. Фактов о войне в Афганистане немало, но Николай не ставил себе задачу говорить о том, что и так давно написано и опубликовано.
Его главная идея - объединить воинов-интернационалистов и дать им слово: пусть расскажут, какой та война была для простых солдат. В ноябре 2020 года он создал площадку - канал в Телеграмме, назвав его «Правда шурави». Сегодня его читают и дополняют своими материалами свыше тысячи человек, в числе которых не только россияне.
Интерес проявляют арабы, немцы, турки, французы, украинцы, англоязычные подписчики. Не имея никакого опыта, Гавриленко удалось реализовать интересный, толковый проект, который цепляет не только ветеранов боевых действий. К тому же этот формат стирает все границы, возраст, вероисповедание - несмотря на расстояния мы рядом.
Ваша родина — Вологодская область, а что связывает с Орлом? Супруга моя отсюда Солдат, побывавших в Афганистане, называют сейчас «воинами — интернационалистами». А чем для вас был интернациональный долг? Каким образом вы разъясняли это понятие солдатам?
В длинных речах смысла не было. Объясняли просто. Мы помогаем дружественной нам нации в борьбе с внутренними и внешними противниками. Одновременно с этим, говорили, что в нашу задачу входит защита южных рубежей.
И если бы не мы, то в Афган пришли бы другие. Кто знает, пошли ли бы они дальше, уже к нам. И сами так понимали, и другим объясняли. Вы, так или иначе, должны были взаимодействовать с местными жителями.
Как афганцы воспринимали «шурави» диалектическое прозвище русских? Крестьяне относились к нам нормально. Еще до начала войны в Афганистане было много русских. Они строили дороги, школы, больницы.
Местные знали, что мы помогали, помогаем и будем помогать. С детьми наши солдаты тоже хорошо общались. Малышей привлекало наше вооружение, машины. Часто можно было наблюдать, как стайка полуголых, голодных маленьких афганцев бежала за машиной, пытаясь вспрыгнуть на подножку.
И как все дети, они были всегда безмерно рады сладкому. Мы их часто угощали сгущенкой или печеньями. А что скажете о взрослых? Как Вы к ним относились?
Сложно ответить однозначно задумался. Те, что в полях трудятся и моджахеды из банд — это, конечно, совершенно разные люди. И всегда было сложно понять, кто перед тобой. Может он улыбается, а в кармане пистолет, заряженный пулей, которая предназначена для тебя.
Мы пытались быть дружелюбными. В тоже время, каждый советский солдат держал автомат наготове. Что до афганских солдат, так те вообще были нам как братья. Помню, как несколько раз получал приглашение выступить на митингах.
Потом и цветы дарили, на приемы приглашали. Вся опасность ситуации в Афганистане состояла в расколе общества. Часть жителей принимала действующую власть, часть была ею недовольна. И вот именно недовольные были особо интересны для Запада.
Чувствовалось влияние американской пропаганды? Америка трубила, что СССР — страна оккупант. Беда в том, что многие афганцы верили в это, в то, что мы пришли насильно обратить их в свою веру. Религия — фундамент мировоззрения исламиста.
Именно на религиозной почве и начинались многие военные конфликты. Только потом афганцы поняли, как ошибались. И вот что интересно: даже спустя 25 лет те, против кого мы воевали, вспоминают то время с улыбкой. Они повторяли, что советские солдаты, в отличие от американцев, воевали честно.
Мы воевали с бандитами, а вот что там делали американцы — непонятно. Вы упомянули религию.
За что сражались «шурави»
Сегодня «шурави» называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Афганцы все чаще стали говорить о «шурави», как о доблестных воинах, исповедующих принципы чести и достоинства, и противопоставлять их корыстным американцам. Изучим получше, кто такие «шурави». Правда Шурави. Украинцы в Польше учат курв. 2.4K views14:23.
Что означают слова - Шурави, бача, дукан, кишмишевка.
Домен ваш? Срок регистрации вашего домена истек 09.04.2024. Для восстановления работы сайта необходимо продлить срок регистрации домена. Домен не ваш? Вы можете оформить предзаказ на регистрацию этого домена. В случае его освобождения будет произведена. «советский») - разговорное название наших солдат среди местных жителей, часто использовавшееся с уважительной интонацией. Шурави это солдаты советских оккупационных войск в Афганистане,а про "Бача" впервое слышу. Домен ваш? Срок регистрации вашего домена истек 09.04.2024. Для восстановления работы сайта необходимо продлить срок регистрации домена. Домен не ваш? Вы можете оформить предзаказ на регистрацию этого домена. В случае его освобождения будет произведена. Шурави всерьез обозлились на духов, терзающих колонны, и начали крупномасштабные операции вдоль всей дороги, ведущей в Союз. Статья рассказывает о происхождении и значениях слова "шурави", которым в Афганистане называли советских солдат.
Салам шурави перевод с афганского
В каких условиях приходилось жить? Жили в Кабуле мы в утепленной палатке. Первая ассоциация — землянка времен Великой Отечественной, приспособленная под другой климат. Водой нас обеспечивали, привозили на специальной машине. Песчаные бури летом доставляли много неудобств. Бывали случаи, когда моджахеды закладывали в пыль мину и устанавливали взрыватель так, чтобы взорвалась не первая машина, а любая из последующих. Вы постоянно работали с ребятами 18-19 лет, самому было уже за 30. Была ли у Вас семья и как поддерживали связь с ней во время службы в Афганистане? На тот момент, я еще не был женат. Мама — вот и вся моя семья.
Она, конечно же, сильно переживала. Общаться можно было только за счет писем, каждое из которых шло минимум 2 недели. Когда я был в отпуске на родине, в Вологодской области, то перед самым отъездом, я заболел желтухой. Только со второго письма в части появилась информация, о моей болезни и мне надо остаться. Ваша родина — Вологодская область, а что связывает с Орлом? Супруга моя отсюда Солдат, побывавших в Афганистане, называют сейчас «воинами — интернационалистами». А чем для вас был интернациональный долг? Каким образом вы разъясняли это понятие солдатам? В длинных речах смысла не было.
Объясняли просто. Мы помогаем дружественной нам нации в борьбе с внутренними и внешними противниками. Одновременно с этим, говорили, что в нашу задачу входит защита южных рубежей. И если бы не мы, то в Афган пришли бы другие. Кто знает, пошли ли бы они дальше, уже к нам. И сами так понимали, и другим объясняли. Вы, так или иначе, должны были взаимодействовать с местными жителями. Как афганцы воспринимали «шурави» диалектическое прозвище русских? Крестьяне относились к нам нормально.
Еще до начала войны в Афганистане было много русских. Они строили дороги, школы, больницы. Местные знали, что мы помогали, помогаем и будем помогать. С детьми наши солдаты тоже хорошо общались. Малышей привлекало наше вооружение, машины. Часто можно было наблюдать, как стайка полуголых, голодных маленьких афганцев бежала за машиной, пытаясь вспрыгнуть на подножку. И как все дети, они были всегда безмерно рады сладкому. Мы их часто угощали сгущенкой или печеньями. А что скажете о взрослых?
Как Вы к ним относились? Сложно ответить однозначно задумался. Те, что в полях трудятся и моджахеды из банд — это, конечно, совершенно разные люди. И всегда было сложно понять, кто перед тобой. Может он улыбается, а в кармане пистолет, заряженный пулей, которая предназначена для тебя. Мы пытались быть дружелюбными. В тоже время, каждый советский солдат держал автомат наготове. Что до афганских солдат, так те вообще были нам как братья. Помню, как несколько раз получал приглашение выступить на митингах.
Каким должен быть настоящий боевой командир? Как советские вертолетчики спасались от стингеров? Что чувствовал пилот в падающем самолете? Чему радовались музыканты Иосифа Кобзона? Почему запах «груза-200» невозможно забыть?
Как потеря памяти спасала от посттравматического синдрома? За что ветераны до сих пор благодарны медсестрам? И можно ли считать 15 февраля 1989 года праздником? Музыка Афганский мир Шестой и последний эпизод — о мире после войны. Герои рассказывают, как они заново учились жить, переживая посттравматический синдром, названный в народе «афганским», встретились с безразличием общества и потеряли страну, за которую воевали.
Как ветераны-«афганцы» стали строить гражданское общество в постсоветской России? Почему им удалось стать влиятельным сообществом? Зачем они пошли в криминал? Была ли Афганская война «лучше» Чеченской? Почему «афганцы» не верили в успех США в Афганистане?
Какие песни они поют, когда собираются вместе?
Шурави, считают афганцы, никогда ничего не боятся. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. Тувинский драматург Чылгычы Ондар в 2017 г.
Итак, объективными причинами переворота стал крах экономического и политического курса режима Дауда. Попытка ускоренного внедрения капитализма с западной помощью привела к тому, что, как всегда, богатые стали ещё богаче, бедные — ещё беднее. Последнее в условиях Афганистана зачастую означало голодную смерть. Поэтому из страны двинулись потоки беженцев.
С субъективной же стороны, НДАП, которая, кстати, перед революцией, в 1977 году вновь объединилась, несмотря на противоречия занималась неустанной пропагандой и имела сторонников не только в широких слоях населения, но и в органах управления, среди силовиков. Вкратце о событиях революции. Тараки, Кармаль и Амин оказались за решёткой. Однако Амин с помощью своего сына передал верным партии воинским частям заготовленный ещё в марте приказ о начале вооружённого восстания. После этого сторонники НДПА в армии начали действовать. Скоротечные, но ожесточённые бои прошли 27-28 апреля с применением авиации, артиллерии и танков. Надо отметить, что, наверное, в начале 1960-х и Кармаль, и Амин, и Тараки были милыми интеллигентными людьми. Но партия — это не клуб по интересам. Люди очень меняются, занимаясь реальной политикой, где вход — рубль, а выход — вперёд ногами.
Уже через некоторое время революционеры, как водится, стали расправляться друг с другом. Но перед этим НДПА приступила к реформам и обратилась за помощью к СССР, с просьбой значительно увеличить её масштаб — как экономической, так и силовой составляющих. События развивались стремительно, поскольку даже достаточно умеренные действия Дауда в отношении сторонников ислама вызвали уже упоминавшееся восстание. А социалисты действовали куда радикальнее, стала набирать обороты репрессивная машина. Кроме того, социалистические реформы не устроили тех, кто уже чувствовал при капитализме как рыба в воде. Взять того же Бурханутддина Раббани, который до Апрельской революции был одним из крупнейших торговцев-экспортеров ковров и занимался контрабандой. А действия НДАП в сельской местности, вроде освобождения бедных дехкан от долгового рабства, сделали её врагом сельских богачей. Другая реформа восстановила против новой власти уже «середняков», если пользоваться нашей терминологией. Суть реформы сводилось к тому, что у крупных собственников конфисковывались излишки земли в размере 30 джарибов 6 гектаров и безвозмездно передавались крестьянам.
А в итоге «под раздачу» попали именно средние землевладельцы. Издевались представители новой власти, как и положено леворадикалам, и над исламским духовенством. Самое важное, судя по всему в том, что именно левацкие замашки «хальковцев», которых в партии было большинство, быстро настроили против неё основную массу афганцев, которых НДАП, вроде бы, собиралась освободить от феодального и капиталистического гнёта. На пороге гражданской войны Что касается Союза, то Саурская революция, как говорят осведомлённые очевидцы, стала для его руководства неприятным сюрпризом, несмотря на то, что Дауд больше дружил с Западом, чем с СССР. Но, по крайней мере, при нём события, как виделось из Москвы, развивались предсказуемым путём. Ничего не оставалось делать, как откликаться на просьбы Кабула о том, чтобы срочно направить в Афганистан советских советников — партийных, военных, хозяйственных, а также сотрудников КГБ СССР для оказания помощи в организации органов безопасности ДРА. Формально новый уровень отношений между двумя странами был зафиксирован 5 декабря 1978 год, когда в Москве был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан. А теперь главное — почему всё же советники из СССР так и не остались в ДРА «тихими русскими», почему возникла необходимость для ввода войск? Начнём с того, что вторая половина семидесятых годов был очень бурным временем и международная обстановка на границах Союза складывалась для него крайне негативно.
Вот лишь небольшой перечень событий. В Западной Европе готовится размещение американских ракет средней дальности, знаменитых «Першинг-2». Их подлётное время до Москвы составляет считанные минуты. В 1979 году в Иране после Исламской революции к власти приходит аятолла Хомейни. Местная «Народная партия Ирана» социалистической ориентации разгромлена, тысячи её членов были убиты, десятки тысяч брошены в тюрьмы. Идём дальше. Немногим ранее, в 1977 году, там происходит военный переворот и генерал Зия-уль-Хак, в отличие от Хомейни, одновременно внедряет исламские порядки и тесно сотрудничает со Штатами. Опять же в 1979 году отношения СССР с Китаем и так более десяти лет к тому времени балансировавшие на грани крупномасштабной войны за десятилетие до этого произошли события на острове Даманский вновь обострились. Огромный вал внешнеполитических проблем требовал чёткой и быстрой реакции.
Следовало ли её ждать от брежневского Политбюро, большинству ключевых членов которого было далеко за 70? В последствии все вышеупомянутые страны — США, Иран, Пакистан, Китай, кто в большей, кто в меньшей степени, но приложили руку к финансированию моджахедов, к их подготовке, снабжению оружием, боеприпасами, связью, медикаментами. Во многих из эти стран душманы отдыхали от боёв, лечились, тренировались, спасались от преследования. Тем временем темп событий в Афганистане начинает ещё более ускоряться. Погибли более двух тысяч человек. На фоне этих событий афганской руководство начинает бомбардировать Москву телеграммами о помощи и введении наших войск. Председателю Совета министров Алексею Косыгину поручили выяснить положение в Афганистане, который переговорил по телефону с Тараки. После анализа обстановки следует отказ. Мне думается, что… нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну.
Надо объяснить… афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо… Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им», — сказал 19 марта на заседании Политбюро Л. Но в это же время к активным действиям приступают американцы. Впоследствии эта тайная помощь выросла в беспрецедентную по масштабам операцию ЦРУ «Циклон». Ежегодное ее финансирование программы с 20—30 миллионов долларов к 1987 году возросло до 630 миллионов. Но обстановка в ДРА дестабилизировалась не только извне, но и изнутри. И здесь в верхушке НДАП начались разборки. Они оставляют тяжёлое впечатление. Вот представьте, чтобы Троцкий, Сталин, Зиновьев и Каменев, противоречия между которыми были задолго до революции, начали биться друг с другом где-нибудь в 1919 году, когда, как в то время говорилось, «Советская Республика в огненном кольце фронтов»? Нет, они отложили выяснение отношений до тех пор, пока власть большевиков не укрепится в достаточной мере.
Но, похоже, что НДАП всего через год после её прихода к власти оказалась в цугцванге, когда каждое её действие только ухудшало ситуацию. Но афганские революционеры не послушали старших советских товарищей. До сих пор доподлинно неизвестно, почему Амин начал готовить покушение на Тараки. Ведь они были друг другу больше, чем братья. Оба были единомышленниками, долгие годы вели борьбу с монархическим строем, происходили из второго по величине союза пуштунских племён «гильзаи». Уже после прихода социалистов к власти на пленумах ЦК и заседаниях правительства Амин пышно называл Тараки «звездой Востока, великим мыслителем, великим вождём, гением Востока, телом и душой партии» и так далее. При этом у Нур Мохаммада Тараки сложились доверительные отношения с Л. И когда афганский лидер 1 сентября 1979 года возвращался из Гаваны с VI Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, он сделал короткую остановку в Москве. На встрече с генсеком КПСС до него в частном порядке была доведена информация о готовящемся покушении.
Афганистан: шурави «слабого пола» в горах Гиндукуша покоряли ханов и полевых командиров
С целью разложения контингента советских войск в Афганистане моджахеды наладили поставки наркотиков и алкоголя в боевые подразделения «шурави». Кто такие шурави. Здания пережили и крах «промосковского режима» президента Наджибуллы, и бои между фракциями моджахедов в 1993–1994 гг., и даже власть талибов, уничтожавших любые следы пребывания «шурави» в Афганистане. Зарубежные аналитики считали, что после ухода советского воинского контингента из Афганистана правительство Мохаммада. Смотрите онлайн видео «Кто такие «Шурави»?» на канале «Секреты Умелых Рук» в. О шурави, о советских солдатах, воевавших в Афганистане, сняты фильмы «Шурави». Кто такой шурави в Афганистане: история и значение. Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело.
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат?
Из них 44 чеченца, 24 русских и один украинец. Еще трое погибших чеченцев призывались за пределами республики. В настоящее время в базе данных Чеченского отделения Союза ветеранов Афганистана членами организации состоят 670 человек. Необходимо отметить, что за всю десятилетнюю афганскую войну ни один наш земляк не попал в плен, не стал дезертиром и не пропал без вести. Свои печальные коррективы внесли военные события в Чечне. После Афганистана погибли и умерли 170 человек. Десять человек до сих пор числятся без вести пропавшими не в той далекой стране, а у себя на родине, дома, в период военных действий. Теперь афганцев становится все меньше и меньше из года в год. До сих пор единственным Героем Советского Союза из числа уроженцев Чеченской Республики считался Георгий Демченко, удостоенный этой высшей награды посмертно.
Я не был с ним знаком, хотя мы оба были ровесниками, жили в Грозном всего в нескольких кварталах друг от друга. Выполняя свой интернациональный долг в Афганистане, старший лейтенант Г. Демченко погиб в 1983 году. При выполнении боевого задания он оказался в окружении превосходящих сил противника и, прикрывая отход своих товарищей, чтобы не попасть в плен, подорвал себя гранатой. Тогда ему было 23 года. Он был захоронен на центральном городском кладбище города Грозного. Спустя 24 года после его смерти, в апреле 2007-го, я присутствовал при эксгумации его останков. Во время военных действий в Грозном один из артиллерийских снарядов попал прямо в могилу Г.
Демченко, расколов мраморный памятник надвое. Городская администрация привела могилу в надлежащий вид, склеили памятник… Эксгумация произошла по просьбе родителей Героя, которые с началом чеченской войны переехали в Волгоград. Родители, будучи в преклонном возрасте, по состоянию здоровья не могли посещать могилу сына в Грозном. Они обратились с просьбой к Главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, который пошел навстречу пожеланию родителей героя. По его указанию были проведены все необходимые мероприятия по эксгумации и транспортировке останков Г. Демченко до места нового захоронения. Особо запомнилось, что спустя столько лет поверх цинкового гроба оказались совершенно не тронутыми коррозией кокарда и флажок с берета десантника. Присутствовавший на траурной церемонии Саламу Асуев сказал тогда, что на примере «таких земляков, как Георгий Демченко, воспитывалась молодежь Чеченской Республики».
Чеченские ветераны Афганистана выразили сожаление, что один из их боевых товарищей, спустя долгие годы после смерти, покидает свою родину. Однако, по их словам, «желание его родителей для бывших братьев по оружию, свято». Герою Советского Союза Г. Демченко были отданы воинские почести. После этого траурный эскорт отправился в Волгоград… Друзья и однополчане говорят, что еще одним Героем должен был стать Сулейман Хачукаев. Он также ценою своей жизни спас целую разведроту. Не дали. Его посмертно наградили орденом Ленина, который обычно вручался вместе с Золотой звездой.
Спустя год, после того как Герой Советского Союза Г. Демченко нашел место последнего упокоения на волгоградской земле, неожиданно стало известно, что среди уроженцев нашей республики есть еще один Герой Советского Союза. Им оказался ныне здравствующий Руслан Зайпулаев.
Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились. СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства. Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию. Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло. Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет.
Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ.
Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал. Шурави — это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты. И они лучше, чем спесивые американцы и англичане, которые не считают другие народы равными себе.
Откуда берутся такие безжалостные «универсальные солдаты»? Мир Украина. Поле химических экспериментов Российское казачество веками стояло на охране рубежей страны, сегодня оно опять объединилось для службы в зоне СВО. Авторы фильма побывали в расположении батальона «Крым», костяк которого составляют крымские казаки, но есть в нём также бойцы из Краснодарского и Ставропольского краёв и других регионов России. Россия Казаки С 2014 года Донбасс живёт двумя жизнями — военной и мирной. Особенно хорошо это заметно в Донецке. Один квартал — под украинским обстрелом, а в другом, по соседству, люди гуляют с детьми, идут в магазин или ещё куда-то по делам. Фильмы о Донбассе Война и Мир 22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь была уничтожена фашистами. Жестокую расправу учинили гитлеровцы из штурм-бригады СС «Дирлевангер» и каратели из 118-го батальона вспомогательной охранной полиции, сформированного в Киеве. В советские годы участие украинских националистов в этой операции не предавалось широкой огласке, но сегодня, как говорят эксперты, в этом деле белых пятен нет.
Некоторые советы были подвергнуты критике за непрозрачность и коррупцию. Также разные политические фракции использовали шурави в своих интересах, что привело к конфликтам на местном уровне. В результате, шурави стали одной из причин обострения политической ситуации в Афганистане и негативно повлияли на стабильность страны. С распадом Советского Союза и отходом от социалистической модели развития, шурави потеряли свою значимость и практическую ценность. Роль шурави во время советской интервенции в Афганистане Шурави были широко задействованы в боевых действиях на стороне советских войск и считались ключевым инструментом советской стратегии стабилизации Афганистана. Они сражались с афганскими муджахединами, которые боролись за независимость своей страны от советского влияния. Шурави были особенно полезны для советской армии благодаря своему знанию местного языка, культуры и территории. Они предоставляли советским силам ценную информацию о местонахождении муджахединов, их тайных базах и маршрутах передвижения.
Евгений Сатановский: «Шурави» были лучшими врагами Афгана
Но будут приправлены они мельканием на экранах телевизоров смуглых, зло косящих настороженными прищуренными взглядами мужских лиц. Поголовно - небритых и с огромными тюрбанами на макушках голов. Заросших курчаво-густыми, годами не стриженными волосами. Люди — загадки. Живописно одетые суровые мужчины, на ногах - широкие шаровары, на плечах — свисающие до щиколоток бесцветные безразмерные робы. У некоторых, в огромных, покрытых навсегда не смываемым коричневым загаром, лапищах, потёртые, много раз стрелявшие карабины. Аборигены притаившейся глубокими горными ущельями земли.
Многие местные — босые. Но все - себе на уме. Народ — мало известной Азиатской страны. Живущей бедно. По законам другого вероисповедания. Страны, прозябающей, и по сей день, в меридианах и амплитудах приторможенного средневековья.
С цепко удерживаемыми металлическими дужками дырочками, по окружности головы, для вентиляции. И с широкими, простроченными по кругу грубыми нитками, полями… И автоматы. Калаши, как их называют наши. Ребята поверили, так им сказали, что их помощь — очень нужна стране. В которой они оказались… Солнце в Афганистане палит каждый день нещадно. Выжигает лица и шеи.
Постоянно хочется пить. И леденит сковывающим насквозь безволием уставшие за день тела. В температуре — до -10. Замерзали до смерти солдаты в тентовых палатках, на горных стоянках. Засыпая, беспробудно, распаренными афганским пеклом, в кинутых прямо на землю спальных мешках. Именно там, в горах, будут происходит многочасовые изматывающие бои советских с племенами.
Воинственно-враждебно настроенными против русских. Полномасштабная гражданская война, которая уже вовсю пылала в Афганистане, до прибытия советских войск, означала только одно: начинался период затяжного военного конфликта. На своих плечах, вещмешками, весом до 40 килограмм, тащили на себе, рты- на замках молчания, глыбы афганского синдрома, в горы, с гор, молодые ребята. Для которых, мужество отчаянно смелых и рано постаревших первыми сединами на висках, не стали тогда разменными монетами. В понятиях Родина, Отчизна, солдатский долг, патриотизм. Честь бойца.
Советский Союз. О геройстве служивых, из того опально-дымного времени, не принято, в общем-то, много говорить. Темя —специфическая. И больше она - для людей, проявляющих к ней свой личный интерес. Но, если зацепит она каким-то шальным образом — разорвёт в хлам мысли. Достаточно только поинтересоваться героизмом солдатских будней.
Озадачиться состоянием афганских дорог, связующих и сегодня между собой горные кишлаки-деревни. Зигзагами огромной жирной змеи анаконды петляют серые ленты, эти рукотворные безасфальтовые прямолинейсти, среди отвесных, недоступных пешим восхождением на них, на горные вершины. Внизу, с обратной от серпантиновых скал дорог — отвесные, под прямым углом к дорогам, пропасти. Не один, подбитый смертельным дождём льющегося из невидимых горных щелей артобстрела советский бронетранспортёр, со всем экипажем машины, рухнул в бездонную афганскую пропасть. И такие поражения так болезненно переживались… Невозможность собрать останки переломанных вживую тел. Заторможенность осмысленности.
Неспособной вообразить мгновенную трагичность внезапно оборвавшихся молодых жизней. На последнем своём издыхании пролетевших над проклятой пропастью. Язык не поворачивается озвучить, сколько тысяч километров вдали от родного дома. Который в Сибири. Или на Урале. А, может, и в Киеве был.
Перевал Саланг. Стратегически важная отметка в георафии Афганистана. Советские посторили здесь туннель, длиной 2, 7 километров. Всемирно известным он стал после разыгравшейся здесь печальной трагедии. Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты.
Всех советских, погибших в Афганистане. Дорога-высотка — в узком трубообразном тоннели. Голова колонны медленно вошла в туннель. Внутри машина-бензовоз подорвалась на минах.
С пожилым швейцаром кабульской гостиницы «Интерконтиненталь» Мухаммадом мы познакомились осенью 2011 года. Он подошел ко мне в фойе гостиницы и спросил, не знаю ли я, когда вернутся в Афганистан «шурави». Такой вопрос ошеломил меня, я начал разъяснять ему, что «шурави» больше нет, и никто с того берега Амударьи не собирается вводить войска в Афганистан. Мухаммад выслушал меня, а потом начал свой длинный монолог. Он рассказал, что тогда воевал против «шурави», о чем сегодня сильно жалеет. Прошли годы и я понял, что меня обманули, ведь именно тогда в советских госпиталях мои соплеменники узнали, что в мире есть бесплатная медицинская помощь, а бедным раздают продукты питания бесплатно, и дети начали получать бесплатное образование», - говорил Мухаммад.
Душанбе, февраль 1989 года По его словам, однажды колонна советских бронемашин проезжала через их кишлак, и было решено напасть на них. Посмотрев на проезжающий перед гостиницей патруль войск НАТО, он вдруг заявил: «Они не считают афганцев за людей».
Термин «шурави» может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции у афганского населения в зависимости от конкретного контекста и личного опыта.
Исторический контекст появления шурави в Афганистане Понятие «шурави» возникло в Афганистане в период социалистических реформ, проводимых в стране в 1970-х годах. В те годы афганское общество переживало существенные перемены, связанные с модернизацией экономики и введением новых политических структур. Шурави — это наименование для советов, созданных с целью организации управления на местном уровне.
Введение шурави было связано с идеями социалистической революции, которую провела Демократическая Республика Афганистан под руководством НУДР в 1978 году. Создание шурави было направлено на повышение участия обычного населения в принятии важных решений и управлении жизнью в стране. Советы объединяли представителей различных слоев общества, включая крестьян, рабочих и представителей местных сообществ.
Шурави играли важную роль в формировании новой политической системы Афганистана и считались одним из инструментов, способствующих построению социалистического государства.
Вывод советских войск из Афганистана Зачем я сражался против русских?.. Сегодня это довольно частый мотив в воспоминаниях пожилых афганцев. Да и молодое поколение, недовольное ни американцами, ни талибами, нередко жалеет о том времени, в котором им жить не пришлось. Напоминает синдром ностальгии по СССР, который все ярче проявляется и у нас в стране. Действительно, с советскими солдатами в Афган как его тогда стали называть у нас в стране пришли и гражданские специалисты: архитекторы, строители, инженеры, учителя, специалисты по сельскому хозяйству… Советский Союз, поддерживающий левые режимы по всему миру, всерьез взялся за построение социализма в Афганистане. Благо опыт был — на примерах соседних Туркмении, Узбекистана и Таджикистана, где также пришлось ломать феодальные устои, строить города и разбивать поля посреди пустынь.
Шурави — значит неверный, враг Вообще «шурави» переводится с арабского как «советский». Сам термин появился еще в 1920-х гг. Изначально никакого негативного контекста это прозвище не несло. Уже на рубеже 70-80-х гг.