Съёмочной группе настолько понравилось в Озёрках, что именно здесь решили снимать кино о Кощее Бессмертном – первую часть. Новости из сказок 001. А сказка -то нас обманула Как стало известно Из верных источников.
Сектор Газа (Ария Кощея) listen online
Какое послание передали нам наши Предки, через сказку о Кощее Бессмертном? Какой русский человек, принесет смерть сатанизму на Земле и кто ему в этом поможет. Кощей Бессмертный (научное) в нашей онлайн библиотеке современной литературы с телефона или компьютера. Вот и историк Виктор Болдак считает, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Премудрой – это адаптированный пересказ событий, происходивших на Руси в IV веке. Кощей Бессмертный считается одним из столпов русских народных сказок и славянского фольклора.
Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
Ведущая Екатерина Куликова рассказала присутствующим сказку «Кощей бессмертный» и объяснила, что врусских народных сказках рассказывается о том, что существует добро и зло. Выставка «День рождения Кощея» с 26 февраля по 4 марта 2022, Осколищенский сельский библиотечный филиал № 9 в Волоконовском районе — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Кощей Бессмертный (научное) в нашей онлайн библиотеке современной литературы с телефона или компьютера. Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки. Коллекции и спецпроекты. Новости.
Электронная книга «Кощей Бессмертный. Русские сказки (ил. Ек. и Ел. Здорновых)»
Все потому, что здесь работает выставка говорящих движущихся восковых фигур «Лукоморье». Благодаря компьютерной «магии», которая управляет фигурами, посетители смогут полностью погрузиться в сюжет сказок и почувствовать атмосферу волшебства. Рассказываем, как это работает. Экспонаты здесь двигаются и даже говорят с посетителями.
Если мы вспомним последнюю седьмую книгу Джоан Роулинг про Гарри Поттера , то в главе Кингс-Кросс мы обнаруживаем после смерти героев — самого Гарри Поттера, доброго волшебника, и главного злодея Волан-де-Морта. И вот там, в посмертии, злодей оказывается карликом, который ничего не видит и не слышит. Ему там очень плохо. А Гарри Поттеру хорошо.
И Гарри пытается ему помочь, он хочет совершить что-то доброе и не может. Потому что это невозможно — двери ада заперты изнутри. И здесь мы видим очень точный глубокий образ я не знаю, как он попал в эту книгу — человек должен вырасти. Внутри себя.
Он должен научиться любить. Если он отказывается от этого — он оказывается и неспособным к любви в вечности. Это не наказание, Бог никого не наказывает, Он всем желает спастись. Но человек, который добровольно сам себя отлучил от Бога, от людей, в этой вечной пустоте сам может сделать этот выбор и умереть этой второй смертью.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
При этом сам Кощей — положительный герой. Добрый, отзывчивый и мечтающий о потомстве: «Здоровье у Кощея железное, да житьё бесполезное». Хороша ли такая трактовка?
С другой, если разобраться в системе архаичных обрядов, Кощей сам по себе не был злом во плоти. Скорее, он выполнял функцию посвятителя в свадебном обряде: похищал невесту в загробное царство, где она переживала символическую смерть перед женитьбой. Но с распространением сказок и мифов о Кощее такая версия стёрлась, уступив место негативному образу демонического существа. Его слуги вырывают страницы из детских сказок, а всех, кто узнал его тайну, Кащей прячет у себя. Сам антагонист не похож на каноничного Кащея: это скорее бандит из девяностых, контролирующий район, воплощение жажды власти и денег. Довольно странно смотрятся герои сказок в современном мире — но почему-то кинопроизводители безумно любят такие истории. В самом начале он вроде бы противник Ивана, но проходит немного времени, и герой уже становится на сторону добра без обоснований. Пусть внешне он похож на каноничного Кощея — жилистый и старый мужчина, но вот с намерениями и логикой у героя явно беда.
Если вы в это верите, не стоит начинать 2021-й в кинотеатре на сиквеле «Последнего богатыря». Иначе ближайшие двенадцать месяцев пройдут нелогично, скучновато и под песню Стаса Михайлова. По инерции он крадёт невесту, но в течение мультфильма превращается из злого чёрта в доблестного рыцаря. Насколько героя смогут раскрыть и доказать зрителю, что такая интерпретация имеет право на существование — узнаем в скором времени. Мультфильм должен выйти уже в этом году. Часто это просто знакомый персонаж. Он главный антагонист третьей игры. В карточной игре Mythgard Кощей появляется в виде мифического миньона, а в Shadowrun: Hong Kong его вообще превратили в дрон.
После апгрейда он становится неубиваемым или бессмертным. А в артах художника Романа Папсуева Кощей выглядит скорее как воин тьмы, а не злодей, похищающий невест. Визуально это довольно упитанный дядька, одиноко живущий в ледяном дворце и падкий на разговоры: «Я люблю историю и люблю рассказывать разные истории».
Описание документа
- Олег Рой напишет новые сказки про Кощея и Бабу-ягу
- Иеромонах Димитрий Першин. О Кощее Бессмертном и победе над смертью.
- Сказка «Кощей Бессмертный»
- Характеристики
- About the creator
А мне Кощея жалко, или О неоднозначности сказки
И в июле 1944 года в газете «Алтайская правда» было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Нам ближе всего Кощей Бессмертный из фильмов-сказок Александра Роу: «Кощей Бессмертный», «Огонь, вода и медные трубы», в которых роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги сыграл замечательный русский актер Георгий Милляр. В Нижем Новгороде создали ролик, в котором герой народных сказок Кощей Бессмертный призвал к вакцинации против коронавирусной инфекции. Какое послание передали нам наши Предки, через сказку о Кощее Бессмертном? Текст научной работы на тему «Функциональное значение мифологического образа Кощея бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках». Следовательно, сказку о Кощее Бессмертном надо рассказывать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времён.
Разгадка тайны долголетия: гипотеза от Кощея
Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» словен. Образ Кощея[ править править код ] В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц; в сказке «Иван Быкович» он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третий, в ряде сказок « Зорька, Вечорка и Полуночка », «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня» предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках , и хозяином Подземного царства; наконец, в одном из вариантов «Ивана Сосновича» он предстаёт сначала в третьем выше описанном облике, а затем и в первом. В литературной « Сказке о царе Берендее » Жуковского говорится, что Кощей имеет клешни , а глаза его подобны изумрудам. Появляется он из колодца и требует у пьющего Берендея , чтобы царь отдал то, чего в своём доме не знает. Правда, в данном сюжете эквивалентом Кощея может быть Царь-Медведь или Морской царь см. Морской царь и Василиса Премудрая в сборнике А. Кощей обладает сверхъестественной силой, но слабеет от обезвоживания: висящий десять по другой версии, триста лет на цепях без еды и воды Кощей-пленник, выпив три ведра, принесённые ему Иваном-царевичем, разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны [11]. Кощей является весьма могущественным чародеем: в сказке «Иван Соснович» превращает в камень целое царство; в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех; в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею; в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, отказавшуюся выйти за него замуж, надевая на неё лягушачью кожу. Сам Кощей имеет обыкновение превращаться в ворона [12].
Кощей не может быть побеждён подобно прочим врагам, а только путём выполнения определённых манипуляций: …нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.
Авторы проекта будут защищать свое детище в четверг, 19 апреля в Москве. Об этом сообщает Министерство культуры России. Накануне директор киностудии им. Горького Сергей Зернов встретился с с главой Минкультуры Владимиром Мединским и поделился с ним всеми подробностями. Оказалось, что это будет полнометражный трехмерный анимационный фильм по сказкам Александра Афанасьева, адаптированным к сегодняшнему дню и в современной эстетике.
Кощей считался не просто отрицательным божеством, а покровителем мира мертвых. Он вызывал только страх и ассоциировался со смертью, горестями и болезнями, из которых нет пути возврата к нормальной и полноценной жизни. Конечно, как и любому богу, Кощею требовались жертвы, причем, чем более кровавой будет эта жертва, тем лучше. В основном в этот день жрецы и волхвы для задабривания божества забивали какое-либо животное на специальном ритуале, после чего мертвое и обескровленное животное дарилось Чернобогу.
Древние славяне в ночь празднования в руках обязательно держали сырое куриное яйцо и, считалось, что если яйцо разбить ровно в полночь 29 февраля, то Кощей уберется в свой темный мир и заберет с собой все несчастья и невзгоды, которые преследовали человека. Было поверье, что в эту ночь можно избавиться от всех своих самых серьезных проблем, если глубоко в душе раскаяться. Иначе придется отвечать за все свои дурные помыслы и грязные дела за все четыре года перед Кощеем, а он щадить не станет. Но была и позитивная сторона этого праздника, для наших прародителей он был символом стремительно приближающейся весны и тепла, природа снова оживет и подарит новую жизнь всему, что окружает.
Наши предки описывали внешность Кощея всегда примерно одинаково, что он до болезненности худой, и при этом чрезмерно высокий пожилой мужчина со впалыми щеками, губы его чернее ночи, а дополнением столь ужасающего образа являются длинные волосы и серебристые усы.
Было поверье, что в эту ночь можно избавиться от всех своих самых серьезных проблем, если глубоко в душе раскаяться. Иначе придется отвечать за все свои дурные помыслы и грязные дела за все четыре года перед Кощеем, а он щадить не станет. Но была и позитивная сторона этого праздника. Для наших прародителей он был символом стремительно приближающейся весны и тепла, природа снова оживет и подарит новую жизнь всему, что их окружает. С приходом христианства Кощей постепенно стал всего лишь сказочным персонажем.
Живет Кощей в Тридевятом царстве, куда живой человек может войти только через избушку Бабы-Яги. В русских народных сказках он появляется в трёх основных обличьях: царя подземного царства, колдуна сверхъестественной силы на говорящем коне и в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках. Немало хлопот и забот приносит сказочным героям Кощей Бессмертный. Стоит лишь влюбиться царевичу в девицу-красавицу, задуматься о женитьбе, как злобный и коварный Кощей прямо из-под венца крадет суженую, уносит ее за тридевять земель, в неведомые страны.
Электронная книга «Кощей Бессмертный. Русские сказки (ил. Ек. и Ел. Здорновых)»
Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга. В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном.
Нижегородский Минздрав создал новую сказку про бессмертного привитого Кощея
Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей. Кощей Галантный Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея.
Тогда также показали геймплей и продемонстрировали умения двух главных героинь. Сказки Старой Руси» выйдет в 2024 году. По сюжету геймерам нужно собирать колоду для победы над злом и Кощеем Бессмертным. Подробнее об игре можно узнать на официальном сайте.
И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на психику ребёнка чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.
Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься — сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё — ещё одна и т. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни. Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других — более сложных, например: Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания Указывать на цикличность бытия Служить астрономическим или природным календарём Быть хранилищем истории Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т. Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести. И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных русских народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут. Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».
Сказка «Репка» Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.
Но иногда яйцо вовсе и не на острове. В сказке «Царевна-лягушка» читаем: «Кощеева смерть — на конце иглы, та игла - в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц - в сундуке, а сундук висит на высоком дубу, а то дерево Кощей как глаз бережет». Сначала Иван узнает, где именно спрятана смерть, а потом с трудом и при помощи волшебных животных или царевны добывает яйцо со смертью своего врага. Но убить Кощея можно и в открытом бою, хотя это сложно — Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. Он может просто дунуть на богатырей — и те, «как комары, летят».
Кощей — Бессмертный, а потому ему неведома усталость, и биться он может целый день. Но часто Ивану на подмогу приходит его волшебный конь, выкормленный из «паршивенького» жеребенка. Он разбегается и бьет Кощея копытом в лоб — и тот помирает. Иногда же Кощея сбрасывает во время полета в небесах его собственный волшебный скакун, который поддается на уговоры своего брата — того самого «паршивенького» жеребенка. Кощей падает оземь и разбивается вдребезги. Иногда поверженного конем Кощея герой еще рубит на куски. Вот что не говорите, а жалко мне Кощея.
Отрывок из книги Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки» Иллюстрации — из свободного доступа в интернете.
Кощей Бессмертный призвал нижегородцев вакцинироваться от ковида
Сказка о Кощее Бессмертном: [Рус. нар. сказка: Для дошк. и мл. шк. возраста / Худож. смотреть онлайн в хорошем качестве на РЕН ТВ. «Кощей Бессмертный» – яркая, запоминающаяся сказка. Ее герои и героини знакомы всем с детства, но в спектакле П. Сергеева акценты смещены, и представители нечистой силы: Баба-яга, Леший и Кикимора Болотная, видимо, не поделив с Кощеем Бессмертным власть над. Кощей Бессмертный (научное) в нашей онлайн библиотеке современной литературы с телефона или компьютера. В Ноябрьском городском театре 14 февраля состоялась премьера спектакля «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился». Таким образом, Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж в русских народных сказках.
Лента новостей
- Мифологическое предсказание сказки о Кощее Бессмертном от пращуров.до наших дней.
- Премьера сказки «Кощей Бессмертный». Объявлен дополнительный показ спектакля
- Кощей Бессмертный, оказывается, живет в интернете
- Сказка «Кощей Бессмертный» | Путеводитель Подмосковья
- Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян? (Геннадий Дергачев) / Проза.ру
- Кощей Бессмертный и Царевна Лебедь прочитают пушкинские сказки
Всеядная рептилия
- Сектор Газа (Ария Кощея) listen online
- Вместо предисловия.
- Разгадка тайны долголетия: гипотеза от Кощея - Странности - - Паранормальные новости
- Легенды и мифы — Кощей (14.04.2024) - смотреть онлайн в хорошем качестве на РЕН ТВ
- Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
- Тайна имени
Олег Рой напишет новые сказки про Кощея и Бабу-ягу
Малый сын, Иван-царевич, говорит отцу: «Батюшка! Благословляй меня искать матушку». Отец не отпускает, говорит: «Тех нет братовей, да и ты уедешь: я с кручины умру! Отец благословил. Иван-царевич пошел выбирать себе коня: на которого руку положит, тот и падет; не мог выбрать себе коня, идет дорогой по городу, повесил голову. Неоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван-царевич, повесил голову? На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет». Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?
Не поможет ли мне она? Привела его к горе, указала место: «Скапывай эту землю». Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал. Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал: «Благословляй и прощай, баушка! Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет. Старшие братовья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница. Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит: «Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит — я умру!
Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы! Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царска дочь, утащена Кошом Бессмертным. Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему: «Тут, смотри, у ограды есть щель, потронь ее мизинцем, и будут двери». Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом.
Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Коша Бессмертного. Девица говорит ему на это: «Трудно доступать мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его?
И снова в мире восторжествует Свет, Доброта и Любовь. Предыдущая статья«Море профессий откроет нам тайны». Следующая статья Международный фестиваль-конкурс «Star Кратко Учреждение создано в целях: организации досуга и приобщения жителей района к народному творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам. Контакты Юридический адрес: 652992, Кемеровская область - Кузбасс, г.
Таштагол, ул.
Давайте её для начала сами отыщем: для этого нам нужен дуб. На дубе висит сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — игла, на конце которой — смерть Кощеева. Дуб отрезан от поселений море-океаном вода , расположен на острове земля , в сундуке сидит заяц животные , в котором спряталась утка птицы. Игла же — одновременно оберег и орудие порчи, которую следовало сломать и выбросить после ритуала. По сюжету Баба Яга прячет козла у себя в заложниках, дабы раз за разом подчинять себе Кощея. С одной стороны, добавление именно козла не случайно: животное напоминает Бафомета — дьявола с головой козла.
Именно козёл в комиксах пробирается в ад через корни мирового древа. За ним позже и отправится Кощей, дабы освободить душу и умереть — он попросту устаёт от вечной жизни. Баба Яга символизировала матриархат, часто помогала добрым молодцам пройти границу миров избу в поисках невест. Кощей же — владыка подземного царства, противоположность всему живому, символ конца. Яга не побеждает его, а лишь подсказывает героям, что Кощея может погубить. Сам же герой выглядит потрясающе: этакий скелет в богатом облачении, укравший в свои владения невесту-красавицу. Он сжигает деревни, летает чёрным вихрем в сопровождении демонических всадников, при этом бережно относится к украденной им самим Марье Моревне.
Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унёс его в царство мёртвых для брака». Хотя Пропп говорит о змее, описание также подходит и Кощею. Герои взаимозаменяемы в сказках: полёты обоих вызывают бурные перемены погоды, оба летают и сжигают деревни. Но поп-культура знает и другие роли Кощея. При этом сам Кощей — положительный герой. Добрый, отзывчивый и мечтающий о потомстве: «Здоровье у Кощея железное, да житьё бесполезное». Хороша ли такая трактовка?
С другой, если разобраться в системе архаичных обрядов, Кощей сам по себе не был злом во плоти. Скорее, он выполнял функцию посвятителя в свадебном обряде: похищал невесту в загробное царство, где она переживала символическую смерть перед женитьбой.
При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества волхвов. Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».
То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях.
Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида. Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце.
Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее. Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя.
Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами. Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках. И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать?