Новости в москве храм василия блаженного

Храма Василия Блаженного в Москве посвящен нескольким локальным победам войск Ивана Грозного над Казанским ханством и его окончательному покорению. В храме Василия Блаженного нашли икону Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Храм Василия Блаженного, официально собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (также Покровский собор, собор Покрова на Рву) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры.

Храм Василия Блаженного будет закрыт для посещения с 13:00

Храм Василия Блаженного освятили 459 лет назад - Парламентская газета Службы проходят в храме Василия Блаженного по воскресеньям, а также в дни памяти святых, во имя которых освящены храмы и приделы собора.
Собор Василия Блаженного: режим работы 2024 и цена билета, как добраться и официальный сайт Теперь храм Василия Блаженного вновь заработал.
Храм Василия Блаженного – купить билеты в Москве на Яндекс Афише Интерфакс: В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного (Покровского собора), которая была закрыта на протяжении 90 лет.
В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви - МК Он родился в Москве, бывал на Красной площади и любовался храмом Василия Блаженного — Покровским собором.

Музей «Покровский собор» Храм Василия Блаженного

В завершение митрополит Феогност поздравил всех с праздником и обратился к собравшимся с архипастырским словом.

На территории храма была размещена первая в центре Москвы металлическая тактильная модель для незрячих людей. Внутри здания появилась разборная тактильная модель из пластика. Проект позволит незрячим и слабовидящим туристам и жителям столицы насладиться архитектурным богатством здания и изучить его во всех деталях.

Поддерживая культурные символы нашей страны, делая их доступными для миллионов людей как в нашей стране, так и за рубежом, мы столкнулись с проблемой их доступности для людей с ограниченными возможностями. Эта проблема требует системного решения и именно для этого мы запустили программу "Особый взгляд", призванную содействовать развитию инклюзии в нашей стране и обеспечивать равный доступ для слепых и слабовидящих. Презентация тактильных моделей Покровского собора — очень значимая и символичная, так как посвящена главному символу нашей страны. Фонд сейчас работает над тем, чтобы все главные архитектурные памятники страны стали доступными для жителей и туристов», — рассказала директор фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан.

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого. Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, а возможно, это был один мастер — Иван Яковлевич Барма. Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо.

Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу! Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным. Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский.

Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название — собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему. Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима — Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова Апокалипсисе.

В нем не только молились — он сам был иконой, запечатленной в камне. Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» или «осьмое царство» , которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима.

Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Накануне вспоминают чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря через четыре дня после его смерти. На иконе показано, как люди отодвигают плиту от пещеры, в которой стоит Лазарь. Христос благословляет воскресшего.

В Москве открылся храм Василия Блаженного после режима КТО

Только после того, как была постороена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. Храму Василия Блаженного исполнилось 462 года / Автор. Царские врата иконостаса в церкви Василия Блаженного Покровского собора. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма Василия Блаженного, затем было совершено славление блаженному Василию Московскому, Христа ради юродивому. Теперь храм Василия Блаженного вновь заработал. Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади — главный храм столицы России.

Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году

Музей «Покровский собор» Храм Василия Блаженного В Москве Храм Василия Блаженного вновь открылся для посещений.
Храм Василия Блаженного Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве Храм Василия Блаженного столкнулся с подделкой билетов.
Музей «Покровский собор» Храм Василия Блаженного 2024 | ВКонтакте Московский Собор Покрова на Рву (а точнее Покрова Пресвятой Богородицы) более известен под названием Храма Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного отсканируют в 3D для потомков - Hi-Tech Благодаря книге «Храм Василия Блаженного» читатель узнает, как развивалась и воплощалась идея строительства знаменитого собора, познакомится с жизнью Ивана Грозного и увидит, как росла вместе с храмом страна, превращаясь из маленькой Московии в большую Россию.

В храме Василия Блаженного в Москве отреставрировали церковь, закрытую 90 лет назад

По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма Василия Блаженного, затем было совершено славление блаженному Василию Московскому, Христа ради юродивому. Царские врата иконостаса в церкви Василия Блаженного Покровского собора. Службы проходят в храме Василия Блаженного по воскресеньям, а также в дни памяти святых, во имя которых освящены храмы и приделы собора. Подпорную стену Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной Площади в столице отреставрируют. Говорят,в 1930-х храм Василия Блаженного хотели взорвать, и его удалось сохранить лишь благодаря Сталину.

Новости по тегу: Храм Василия Блаженного

Депутаты предложили сделать 25 декабря последним днем в 2023 году, когда можно будет сдать зимнюю сессию. До этого Государственная Третьяковская галерея опубликовала свой режим работы в новогодние праздники. Так, 31 декабря и 1 января все музеи галереи будут закрыты.

Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу». Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести.

Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место! Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов. Читайте также — Храм Воскресения Христова Спас на крови и узел русской истории Храм Василия Блаженного — архитектура Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием. Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх.

Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Согласно первому плану центральных храм должны были украсить семь церквей, однако для симметрии число строений увеличили до восьми. Так, на одном основании были возведены девять самостоятельных храмов и одна звонница. Каждый храм венчал купол с уникальным рисунком. Грандиозное 65-метровое сооружение было построено всего за шесть лет. Вплоть до начала XVII столетия храм был самым высоким столичным строением. Экстерьер храма. Фото: Несмотря на официальное название — собор Покрова на Рву, в народе он известен прежде всего как Храм Василия Блаженного. Согласно преданию, московский юродивый Василий Блаженный, известный своим даром прорицательства и чудотворными делами, собирал пожертвования на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Сын Ивана Грозного распорядился о строительстве церкви в честь святого, которая также стала частью композиции Покровского собора. Эта церковь была единственной открытой для прихожан на протяжении всего дня. Именно по названию обители весь собор стали называть Храмом Василия Блаженного. До настоящего времени доподлинно не известно, кто же построил легендарный храм — русские зодчие или иностранные мастера.

Кстати, повреждения от осколков на стене видны даже сегодня. В 1920-е годы архитекторы предлагали новые планы устройства Москвы, но на всех этих планах Покровский собор сохранялся. Музей продолжал работать и в советское время, его сотрудники устраивали антирелигиозные выставки, выставки, приуроченные к памятным датам молодого советского государства. Во многом такая политика в угоду действовавшей тогда власти помогла сберечь Покровский собор. Собор находится в совместном пользовании Министерства культуры и Русской православной церкви с 1991 года. В частности, посетители часто трогают стены с орнаментами, что загрязняет их и негативно влияет на красочные слои. В связи с этим реставрация собора не прекращается никогда, это закономерный процесс. Думаю, это связано с их желанием посетить знаковые постройки во время путешествия за рубеж. Также собор пользуется популярностью у внутренних туристов, которые проезжают через Москву транзитом. К сожалению, не могу сказать, что наша основная аудитория — это москвичи, как ни странно. Я часто встречаю людей, которые говорят, что посещают собор впервые. Так что призываю всех, кто уже дошёл до собора, зайти и внутрь, потому что наш музей стоит того, чтобы посетить его хотя бы раз в жизни. Так, в 2015 году у нас была реставрация интерьера центральной церкви, и, к счастью, строительные леса были установлены на 47 м высоты. Тогда у нас впервые появился шанс изучить голосники керамические сосуды в кладке стен или сводов. Голосники находятся на разной высоте. Долгое время никто не знал, какие именно керамические сосуды использовали строители, чтобы обеспечить храм такой замечательной акустикой. Так, нам удалось выяснить, что в стены замуровали не специальные голосники, а самые обычные белоглиняные кувшины, которые имеют ручки и носики. Убранство Покровского собора Gettyimages. Они купили там обычную бытовую керамику, голосники высотой 56 см. Они были сделаны в Гжели в XVI веке. Некоторые голосники находятся не только внутри храма, но и снаружи. Подобные находки всегда будут появляться в ходе реставрации, не надо думать, что о соборе уже всё известно.

Сделано в Москве: Храм Василия Блаженного

Я был крещен с именем Василий в честь святого Василия Блаженного и носил его до принятия монашества, поэтому я сегодня с радостью нахожусь здесь. Господь судил, что именно из русского народа вышло много молитвенников и угодников Божиих, которые свою жизнь посвятили служению Спасителю и молитвам за родную землю. Именно они созидали то духовное богатство, которое стало нравственным фундаментом великой Святой Руси. И мы знаем период в истории, в прошлом столетии, когда это богатство пытались отвергнуть, знаем с какими тяжелейшими испытаниями пришлось столкнуться людям тогда, и к чему это привело. Сегодня мы вновь обращаемся к созиданию духовности на нашей родной земле, и наше Отечество можно сравнить с огромным древом, с мощным стволом и раскидистой кроной, а корнями оно уходит в глубокую древность, и в ту эпоху, когда процветала Святая Русь.

Во время службы там могло поместиться немного людей.

Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы — создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его». Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном — Лобное место, наосом — само пространство площади, входом — Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо. В пользу этой теории, предложенной М. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим Вербное Воскресенье.

Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь — в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери — Вратарницы и Заступницы через Казанский собор — образ Церкви Воинствующей к Лобному месту — московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору — в Небесный Иерусалим. Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля.

Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского.

Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом. Храма сохранился по особому Промыслу Божиему — не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем.

Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

До этого Государственная Третьяковская галерея опубликовала свой режим работы в новогодние праздники. Так, 31 декабря и 1 января все музеи галереи будут закрыты.

А 2, 3, 4, 5, 6 и 7 января с 10:00 до 21:00 москвичи смогут посетить постоянные экспозиции и выставки в основном здании галереи, Инженерном корпусе и в здании Новой Третьяковки.

Ранее на месте здания Земского приказа появился Исторический музей. Кстати, "в техзадании", как теперь бы сказали, особо прописывалось, что Исторический музей должен "гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором". Архитекторы Владимир Шервуд англичанин по происхождению и Анатолий Семенов с задачей великолепно справились. И сам храм могли разрушить. По неподтвержденной информации, в 1936 году реставратору Петру Барановскому предписали сделать обмеры собора он после революции стал музеем - так обычно делали перед сносом памятников. Барановский отказался это делать, будто бы объявив, что если дойдет до сноса, он покончит с собой. Храм Василия Блаженного и сейчас музей. Правда, по воскресеньям сюда можно прийти на службу если не перекрыта Красная площадь , она совершается в приделе Василия Блаженного - одного из самых почитаемых московских святых.

В храме Василия Блаженного в Москве открылась после реставрации 11-я церковь

Название «храм Василия Блаженного», напомнили в ведомстве, было дано собору по приделу в нижней части собора, посвященного известному московскому юродивому, канонизированному в 1588 году. При этом в описи имущества собора, составленного в 1921 году Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомата по просвещению, говорилось, что «стиль храма национально-русский, с влиянием итальянского ренессанса в обработке». Другой представленный Главархивом документ — ведомость учета приделов собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву 1768 года — сообщает, что в то время в его причте состояло более 40 священно- и церковнослужителей, не считая сторожей. Помимо денежного жалования — от 4 руб. Фото: Сергей Милов Главархив также представил опись имущества придельной соборной церкви во имя преподобного Александра Свирского за 1769 год и прошение протопопа собора Иоанна митрополиту Московскому и Калужскому Платону об окончании ремонта этой придельной церкви в 1790 году.

Благодаря обретению и реставрации иконы на Спасской башне появилась возможность провести сравнительный анализ надвратного образа и иконы из часовни, которая являлась его копией списком. Иконография иконы из часовни весьма точно повторяет надвратный образ, напоминая о чудесном видении праведным московским подвижникам», — цитирует пресс-служба заведующую музеем «Покровский собор» Татьяну Сарачеву. По ее словам, когда летом 1521 года Москву осаждали войска крымского хана Магмет-Гирея, митрополиты Петр, Алексий, Иона и другие святые покровители Москвы покидали Кремль через Фроловские Спасские ворота, унося с собой икону Владимирской Богоматери и другие святыни.

Увидев народную любовь к Христу, иудейское священники испугались и «c этого дня положили убить Его». Воскрешение Лазаря - символ того, что Господу подвластно всё: и жизнь, и смерть человека.

Это стало первым событием, которое прославило Христ.

В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви Завершилась реставрация старинных предметов Поделиться Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, пополнился обновленными экспонатами. После сложнейшей реставрации в экспозиции музея, где проходят богослужения, появились две хоругви, которые никто не видел сто лет. Хоругви с иконой XVI века. Фото: Мария Москвичева Еще в прошлом году там были заменены два иконостаса, в которых теперь установлены восемь отреставрированных икон. Сложность «операции» была не только в самой работе реставраторов по восстановлению памятников древнерусской иконописи, но и в том, чтобы выбрать нужный момент и вставить их в специальный подвижный иконостас. Дело в том, что в соборе XVI века нет системы температурно-влажностного режима. В такой ситуации экспонаты можно беспокоить только в периоды стабильной температуры. В момент смены времени года, когда шкала термометра прыгает туда-сюда, когда за окном сильные дожди или жара, экспонаты лучше не трогать.

Одно из главных событий — появление в Покровском соборе отреставрированной иконы Богоматери Владимирской XVI века, которая когда-то находилась в другом храме, расположенном по соседству.

В соборе Василия Блаженного состоялась презентация тактильных моделей его здания

это не одна церковь, а много разных приходов, объединённых одним зданием. На Красной площади 26 июня будет закрыт для посещения храм Василия Блаженного. С утра под сводами храма Василия Блаженного звучат церковные песнопения. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. В Москве временно закроют храм Василия Блаженного. Рассказываем, когда посетителей не пустят в Покровский собор.

В соборе Василия Блаженного состоялась презентация тактильных моделей его здания

21 мая 2023 года исполняется 100 лет музею «Покровский собор» (Храм Василия Блаженного). Храма Василия Блаженного в Москве посвящен нескольким локальным победам войск Ивана Грозного над Казанским ханством и его окончательному покорению. Только после того, как была постороена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны.

Храм Василия Блаженного закроют для посещения 14 декабря

День памяти - 12 июня. Близнецы-братья: церкви, наиболее похожие на московский храм Спас на Крови, Санкт-Петербург Построен в1883 - 1907 гг. Храм венчают девять глав. Изнутри почти полностью покрыт мозаикой. Пять глав покрыты цветной черепицей. Два крыльца, богато убранные фасады. Церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Саратов. Фото: Depositphotos. Наполеоновские планы В сентябре 1812 г. Покровский собор разграбила французская армия. Наполеон пожелал перевезти московское чудо в Париж.

Но как сделать это, не сообразил. По указу Бонапарта храм должен был взлететь на воздух. Однако, по преданию, пошел дождь, и взрывчатка не сработала. Факты При строительстве мастера использовали деревянную модель в натуральную величину. В храме уникальная акустика. В стены вмонтированы резонаторы - глиняные кувшины. Второй этаж и сейчас не отапливается.

В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».

Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство. Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121].

Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121].

Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114]. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом.

Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения.

В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом.

По словам министра, в рамках предстоящих работ также запланировано устройство лестницы со стороны Васильевского спуска. Это позволит улучшить доступность собора для туристов и паломников, а также свяжет территорию храма с парком «Зарядье», добавила глава ведомства. Согласно программе предполагаемых работ, это займет около трех лет. Также Ольга Любимова ознакомилась с ходом реставрационных работ внутри Покровского собора.

Она посетила галереи храма, центральную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и придел Иоанна Блаженного, сообщили в пресс-службе Минкультуры России.

Если говорить о предметном мире, внимание привлекает вклад первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича. Это серебряный потир сосуд для богослужения. Священное писание, представленное на выставке «Сокровища Покровского собора» в храме Василия Блаженного АГН «Москва» — Храм, несмотря на свою монументальность, не производит впечатления грузной постройки, наоборот, он кажется воздушным, невесомым. Его первоначальный облик в плане архитектурных решений имел тот же вид, что и сегодня? Такое свойство собору прежде всего придавали три открытые галереи. Первая шла по нижнему ярусу, вторая — на уровне церквей второго яруса, а третья — вокруг центральной церкви. Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора.

Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей.

Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий