В самом начале видео вам будет предложена аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Парус». Публикация «Анализ стихотворения „Парус“ Лермонтов М, Ю» размещена в разделах. Презентация 6 класса по предмету "Русский язык, Литература, Чтение" на тему: "Анализ стихотворения това «Парус». это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус"
В свое время он дополнил звено великих гениев классической русской литературы, творчество которых преподают на уроках. Произведения Лермонтова в школьной программе знакомят детей с тем, что волновало людей того времени, что их вдохновляло и что убивало. Поэзия Лермонтова была написана очень самобытным, прекрасным и оригинальным языком. Многие до сих пор помнят наизусть поэму «Бородино» и хорошо знакомы с такими известными произведениями, как «Хаджи-Абрек», «Мцыри», «Демон», «Смерть поэта», «Парус», «Кинжал», «Дума» и т. В шестом классе школьники приступают к изучению знаменитого стихотворения «Парус». Анализ стихотворения я предваряю небольшим вступлением, - рассказываю о том, когда и как оно было написано. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, однако учиться в столичном университете поэту не пришлось: ему не зачли годы учебы в Москве. Лермонтов написал его еще в студенчестве на пороге важных для него перемен и испытаний, во время прогулки по берегу Финского залива в 1832 году.
Тогда ему было всего 17 лет. И поэтому в основу стихотворения «Парус» Лермонтов вложил все свои волнения и размышления о своем неуверенном прошлом и пока непонятном будущем. Близость моря всегда волнует человека,чем обычно порожает человека море? Да, красота моря, его своенравный характер, его стихийная сила всегда поражают и покоряют. Возле моря хочется поразмышлять о чем-то серезном, сокровенном. Любуясь морем и парусом, Лермонтов написал стихотворение и назвал его не «Море» или «К Морю» в отличие от других поэтов, а назвал «Парус». Такая беседа помогает перейти к первому этапу анализа -лингвистическому комментированию, которое осуществляется на разных уровнях —лексическом,фонетическом,грамматическом.
Лексический анализ предпологает обьяснение прямых и переносных значений слов, определение стилистической окраски и др. После этого читаю стихотворение выразительно наизусть, а потом предлагаю ученикам еще раз почитать его и ответить на вопросы, которые помогают выявить их читательскую реакцию, передать впечатления, вызванные зрительным образом, возникшим в их сознании: 1. Что вы представляли, когда слушали и читали стихотворения? Если бы вам нужно было нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению , что бы вы изобразили? Какие краски использовали бы? Так мало слов, и так много сказано и о море, и о судьбе паруса, и чем-то еще, неуловимом пока. Очень важно, чтобы ученики поняли особенности поэтической интонации, то есть в процессе анализа они должны почувствовать, какое настроение, состояние души поэта передано в этом лирическом произведении.
Поэтому анализ «Паруса» надо строить так, чтобы помочь им постичь поэтическое слово и образ картина моря и паруса , через которые автор передает свои жизненные впечатления. Анализируя «Парус», можно отметить, что в нем использованы в основном простые и понятные слова, причем в большинстве случаев в прямом значений, если же они употреблены в переносном, то оно доступно пониманию учащихся: волны играют,ветер свищет. Изобразительные средства стихотворения просты, но именно с их помощью поэт создает выразительный художественный образ. Особо останавливаемся на эпитетах. Вспоминаем, что известно учащимся из уроков литературы: эпитеты определяют предмет или понятие, обязательно подчеркивая в нем такое его свойство, которое в первую очередь воздействует на чувства, воображение, мысль человека: они всегда окрашены чувством самого автора, показывают его отношение к тому или иному понятию, предмету.
Лермонтов Михаил Юрьевич родился в 1814. Правда 2. Родился в Петербурге. Неправда встать 3. Родился в Москве. Правда 4. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Правда 5. Неправда встают 6. Мальчик получил столичное домашнее образование.
Критики признали иллюстрацию полноценным художественным комментарием стихотворной версии. Главная тема и идея Главный вопрос, который задает себе герой в строках, отражает вечный поиск самого себя: «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном? Измученный неопределенностью и желанием обрести стабильность, поэт выражает в теме произведения основные особенности человеческой натуры — страсть, тяга к опасному, любовь к приключениям и романтика. Всего этого нет в жизни молодого человека, а юность проходит безмятежно и однообразно. Все это и привело к внутренней мятежности и недовольству. Краткий анализ стихотворения «Парус» Лермонтова отражает его идею: человеку свойственно рваться вперед, искать свое место, рисковать, любить, но обострение этих чувств особенно сильно в период жизненных невзгод. Молодой автор делает особенное ударение на том, что людям никогда не известно, что дано им во благо, а что — нет. Ключевой мыслью является неугасающая надежда, что все еще получится изменить. Большинство литературных критиков сошлись во мнении, что такое легкое, на первый взгляд, непринужденное и воздушное стихотворение передает очень пронзительный смысл и вызывает глубокие чувства. Наряду с изяществом и тонким слогом, присутствует поразительная сила, а в основу текста легли переживания, выраженные в личном дневнике Лермонтова, который он вел много лет. Жанр и композиция Произведение образовано тремя строфами, их объединяет единый пейзажный мотив и внутренние волнения главного героя. В каждом четверостишии соблюдается строгая структура: первые две строчки кратко посвящены описанию картины, а вторые — душевному состоянию автора.
Жанр произведения 5. Способ стихосложения, рифмы История создания Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение. Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)
Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус. История создания — стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге. Тема — одиночество, неизвестность, душевный мятеж. Композиция — три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. Жанр — лирическое стихотворение.
Образец романтического стиля в поэзии. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. История создания Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.
Он так же, как и герой произведения М. Лермонтова находится в поисках: он «мечтатель, перстень счастья ищущий во мгле». Оба героя ищут свое место в неизвестности, однако, у них разное отношение к жизни. Герой М. Лермонтова сравнивает ее с морем, которое может быть и спокойным, и бурным, и светлым, и темным, а С.
Есенина — с мглой, которая всегда темна и беспросветна. В стихотворении А. Пушкина так же, как и у М. Лермонтова мысли героя передаются с помощью описания окружающего мира. Лермонтов описывает море, а А.
Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия. Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта. Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым.
Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение. Краткий анализ История создания — стихотворение было написано в 1828 году на берегу Невы в Петербурге.
Тема — одиночество, неизвестность, душевный мятеж.
Тема одиночества является главной в этом стихотворении. Тема — одиночество, неизвестность, душевный мятеж.
Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями. Оно в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье.
В образе паруса виден сам поэт, его душа. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Статья автора «Анализ стихотворений» в Дзене: Период времени, когда было создано стихотворение “Парус”, был для молодого Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно сложным. Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Одним из них является стихотворение «Парус», строки которого знакомы любому человеку, знакомому с творчеством данного поэта. «Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания. Художественный анализ стихотворения" 6 класс. Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни.
М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты
Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» носит лирический характер. Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» носит лирический характер. «Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания. В анализе стихотворения «Парус» Лермонтова за 4 класс стоит кратко описать, что хотел донести в своем произведении автор до читателей.
Анализ стихотворения «Парус» М. Лермонтова
Семейные распри. Тарханы - бабушка. Пансион при Московском университете. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель.
Чтобы был понятен контраст, он применил выражения, противоположные по значению стране далёкой — краю родном, кинул — ищет. Только чуткое ухо может уловить твёрдые звуки л, н, м, р. Это сделано специально, чтобы у читателя было ощущение покачивания на волнах во время штиля. Но вот налетает шторм, добавляются твёрдые и шипящие звуки с, т, щ, ч. Эти строки мы учим в школе и помним потом всю жизнь. Анализ стихотворения Парус Лермонтова Знаменитое и многими любимое произведение «Парус» появилось на свет в 1832 году. Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. Сразу же нужно отметить, что данное произведение является очень сильным и характеризует самого поэта.
Михаил Юрьевич был очень нежным, мягким и тонким человеком, все его произведения были наполнены именно этими особенностями. В каждое из них он вкладывал свою душу, и данное произведение, безусловно, не является исключением. Парус он сравнивал с самим собой, как бы это странно не звучало. Он не зря упомянул, что парус выглядел одиноко и грустно на фоне моря. Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни. Анализ данного произведения показывает тот факт, что поэт не совсем доволен своей жизнью, считая, что он мог бы прожить её намного лучше, однако различные обстоятельства помешали ему это сделать. Многие критики и специалисты в области литературы, а так же читатели удивляются тому, что само по себе легкое, воздушное и простое произведение несет в себе очень глубокий и пронзительный смысл. Этому произведению очень характерна тонкость, изящество, красота, и в тоже время удивительная сила.
По своему строению произведение состоит всего из 12 строк. Однако в них поэт смог выразить все свои чувства, эмоции, переживания и так далее. Так же в данном произведение выражается надежда на то, что не все ещё потеряно, что все еще можно изменить. В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко многим так как в течении жизни, абсолютно каждый человек пытается что-то менять, улучшать. Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства. Продолжатель реформы русской поэзии Лермонтов явился перед публикой, по мнению большинства современников, преемником Пушкина. Одним из первых стихотворений, широко известных, стало «На смерть поэта». Читайте также: Сочинение по произведению Бедная Лиза 8, 9 класс В русской литературе после Пушкина сформировался пушкинский канон.
Одна из его характерных черт — речь, которая связывается плавным литературным потоком. Истоки Пушкина — «дней александровых прекрасное начало», героическая пора русской истории, эпоха всенародного патриотизма, света и время надежд. Пушкинский канон — канон ясного твердого мужского солнечного отношения к жизни. Данное произведение написано в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодой поэт меняет свою жизнь. Лермонтов уезжает из Москвы в Петербург с целью перевестись в столичный университет, а в результате поступает в Школу прапорщиков. Стихотворение «Парус» — это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний. Это произведение о самом поэте. Жанр стихотворения — лирическая новелла с философским подтекстом.
Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Произведение состоит из трёх строф — трёх четверостиший. Каждое четверостишие можно разделить на два двустишия, где первое двустишие — описание пейзажа, а второе — размышления поэта. В первом четверостишии автор рисует плывущий парус, используя эпитеты «парус одинокий» и «тумане голубом». Лермонтов сравнивает себя с этим парусом. Он задаёт риторические вопросы, на которые пока не знает ответов. Как парус плывёт по морю в тумане, так поэт меняет свою жизнь, не зная, что ждёт впереди. Во второй строфе поэт изображает картину шторма, используя глаголы «играют», «свищет», «гнётся», «скрипит».
Звуки [с], [т], [щ] помогают читателю услышать мощь водной стихии. Буря не останавливает парус, который продолжает двигаться вперёд. Автор сопоставляет бурю с поворотом судьбы, который произошел в его жизни. Не поступив в столичный университет, Лермонтов был расстроен, однако это его не сломило. Он продолжил жизненный путь, но не так, как представлял себе изначально. В третьей строфе автор рисует штиль, употребляя метафору «струя светлей лазури» и эпитет «луч солнца золотой». Но покой не радует поэта. Он называет себя «мятежным» и «просит бури», потому что только в бурях он находит удовлетворение.
В стихотворении несколько раз встречается многоточие. Так поэт обозначает некоторую недосказанность, а также переходы от описания пейзажа к размышлениям о жизни. Множество восклицательных знаков усиливают эмоциональную окраску произведения. Инверсии придают стихотворению большую выразительность. В стихотворении Лермонтов передал свои мысли и переживания относительно изменений, которые произошли в его жизни. А также показал, что он не ищет счастья и гармонии, а жаждет бурь, потому что таков его «одинокий» и «мятежный» нрав. Выразительные средства Лермонтов употребляет разнообразные эпитеты «одинокой», «родном», «золотой» , олицетворение «играют волны» , метафоры. Центральные символы стихотворения — парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути.
Сравниваются и противопоставляются страна далекая с родным краем, буря со штилем. Завершается стихотворение оксюмороном — сопоставлением несопоставимого: «…в бурях есть покой». Хотите прокачать речь и мысли? Не изобретайте велосипед. Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты. Подпишитесь на наш телеграмм-канал Эпитеты В поэтическом творчестве описание стихии, душевных порывов, мечтаний всегда сопровождается эпитетами.
Использует их и Лермонтов. Парус у него «одинокий» и «мятежный», туман — «голубой», солнечный луч — «золотой», а ветер «свищет» совсем как человек.
Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились. Образы и символы Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь — это море, то человек в ней — парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение.
Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года. Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте. Темы и мотив Одиночество. Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения — белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией.
Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова. Цель лирического героя — обрести свободу. Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам.
М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты
В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, то есть динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он — в противоположность —пронизан стремлением к не покою, движению. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики.
Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». В каждой строфе обозначьте главные, опорные, на ваш взгляд, слова, без которых разрушается поэтический образ. Исследуйте роль повторов, инверсий, глаголов, вопросительных и восклицательных предложений, метафор. Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом.
Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой. Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм.
Первый стих «Белеет парус одинокой» поэт заимствовал из поэмы А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Лермонтов отразил не только свое мироощущение, взгляд на поэтику, но и настроения передовой интеллигенции 30-х годов XIX века — ее революционные порывы и духовную разобщенность в обстановке последекабрьской реакции. История создания стихотворения Слайд 5 Мачта - вертикально стоящая конструкция на судне корабле , обычно поддерживаемая растяжками часть парусного сооружения на яхтах и парусниках. Мятежный - тревожный, неспокойный, бурный.
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита, цвет неба в ясный день. Цвет моря. Буря - сильное волнение на море. Словарная работа Слайд 6 Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба.
Порядок слов в предложении инверсия. Стихотворение Парус. Анализ стиха Парус. Язык художественного произведения.
Язык художественногопроизведение. Язык художественног опроизведени. Язык художественного произведения в литературе это. Одиночество основной мотив лирики Лермонтова. Мотивы и образы в стихотворении. Лирика Лермонтова основные темы мотивы образы. Назовите основные мотивы в творчестве м. Стихотворение м ю Лермонтова Парус.
Парус Лермонтов тема. Основная мысль стихотворения Парус Лермонтова. Идея стихотворения Парус. Идея стихотворения это. Основная мысль стихотворения Парус. Стихотворения Парус Лермонтова 4. Лермонтов Парус презентация. Парус Лермонтов слайд.
Презентация Лермонтов Парус стихотворение. Лермонтов Парус тучи. Стихотворение Лермонтова. Стихи Лермонтова. Парус Лермонтов. Тема стихотворения Парус. Стих Лермонтова Парус. Парус Лермонтов стих.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова 4 класс. Парус Лермонтов главные герои. Михаил Юрьевич Лермонтов Парус. Парус Лермонтов тема стихотворения.
Парус всегда приковывает внимание тех, кто на берегу. Он зовёт за собой, так и хочется оказаться на этом судне, которое, подняв паруса, уходит в море и постепенно тает где-то у горизонта. Куда оно плывёт? Кто стоит у штурвала? Что его ждёт? Целый рой мыслей и фантазий проносится в голове у того, кто следит за парусом в море, и невольный вздох сожаления вырывается из груди, когда парус исчезает «в тумане моря, голубом» … Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько? В стихотворении описана не одна картина. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. В синеве неба и моря ярко белеет парус, он движется вдаль, становясь всё меньше и меньше, и скоро растает вдали: Белеет парус одинокий Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется: Играют волны, ветер свищет, И мачта гнётся и скрипит … И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой … Можно ли видеть эти картины одновременно? Тогда что из этого следует? Можно предположить, что поэт реально видит первую картину, а остальное дорисовывает в своём воображении. Как вы считаете, всё ли можно увидеть с берега? Нет, с берега виден только парус «в тумане моря голубом». Две другие картины мы будто видим с борта корабля, куда переносит нас воображение поэта. Кстати, какое слово нам подсказывает, что парус очень далеко? Это слово белеет, которое помогает понять, что очертания паруса постепенно сливаются с морской далью и он исчезает за горизонтом. Есть ли что- то общее в этих картинах? Да, их объединяет романтическое начало. Какое чувство вызывает каждая из них? Первая зовёт нас в дальние страны, увлекает мечтой о путешествиях, вторая тревожит, третья дарит умиротворение. Какие краски преобладают в описаниях моря? Голубые, синие, лазурные, золотые. Но мы не только видим, но и слышим шум моря. Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра? Какие звуки этому способствуют? В строфе И мачта гнётся и скрипит. Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит — отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч. Здесь использован художественный приём аллитерации. А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его? Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой … В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные носовые звуки n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды. Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения? Море и парус Как они связаны между собой? Они неразделимы и гармоничны: без моря не может быть и паруса, он повинуется морскому ветру, следует за струёй «светлей лазури» и золотым лучом солнца. Но с другой стороны, парус будто «спорит» с морем, противостоит стихии, противопоставляя ей свои цели и желания. И парус немыслим без … человека. Парус в его руках!
Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)
Но ему не засчитывают два года обучения в Москве. Поэтому он колеблется: надо ли ему связывать свою жизнь с армией. Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников. Гуляя на берегу Финского залива , он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли. Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М. Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали. Тематика стихотворения Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж. В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус.
Пейзаж в стихотворении - это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения. Тема, идея стихотворения Что значит море для поэта? Бурные житейские волны. А парус - это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, - это главная мысль, которая занимает молодого человека.
Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает. В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору. Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их. То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель , ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути. Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус». Композиционное построение В стихотворении всего три строфы.
Каждая из них начинается описанием пейзажа, который постоянно меняется: он то спокоен, то разыгрывается ветер и под ним гнётся мачта, то вновь море успокаивается, сияет лазурью, и пробивается луч солнца. В каждой строфе мы видим автора, с волнением наблюдающего за парусом. Он задаётся вопросами, которые связаны с психологически неустойчивым состоянием поэта. Образы Автор в своём произведении использовал аллегорию. Жизнь обозначена, как образ моря, то спокойного, то бурного. Оно символизирует тернистые, запутанные, суровые пути. Парус - это символ человека с его проблемами, поисками, устремлениями.
Так возникает конфликт между человеком и жизнью, в которую он брошен, и смыслом, который он хочет найти. Художественные средства автора Продолжая анализ стихотворения М. Лермонтова «Парус», мы рассмотрим художественные приёмы автора. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой. Поэт применяет инверсию парус - одинокий, море - голубое , антитезу кинул - ищет, страна - далёкая, край - родной , олицетворение волны играют, ветер свищет , обилие глаголов. Все это усиливает впечатление от стихотворения. Лингвистический анализ текста стихотворения Лермонтова «Парус» Мы уже упоминали, что всё стихотворение построено на противопоставлениях.
Пейзажные двустишия сталкиваются с психологическими. Антитезой также служит пара море бытийное и парус, под которым понимается человек, который борется с препонами жизни. Для усиления выразительности применена, кроме уже упомянутых средств, анафора «что ищет», «что кинул». Большое количество глаголов выражают динамику, изменчивость природы и паруса.
Не может его парус найти тихую гавань. Жанр стихотворения — лирическая новелла с глубоким философским смыслом. Через описание моря, паруса поэт передаёт свой внутренний мир. А бушующее море — это как наш суматошный мир. Стихотворение написано ямбом, строки рифмуются через одну.
Как всё-таки был талантлив Лермонтов! Не зря же он учился на филолога, хоть потом и бросил учёбу. Он насытил стихотворение глаголами, чтобы придать ему некий динамизм. Чтобы был понятен контраст, он применил выражения, противоположные по значению стране далёкой — краю родном, кинул — ищет. Только чуткое ухо может уловить твёрдые звуки л, н, м, р. Это сделано специально, чтобы у читателя было ощущение покачивания на волнах во время штиля. Но вот налетает шторм, добавляются твёрдые и шипящие звуки с, т, щ, ч. Эти строки мы учим в школе и помним потом всю жизнь. Анализ стихотворения Парус Лермонтова Знаменитое и многими любимое произведение «Парус» появилось на свет в 1832 году.
Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. Сразу же нужно отметить, что данное произведение является очень сильным и характеризует самого поэта. Михаил Юрьевич был очень нежным, мягким и тонким человеком, все его произведения были наполнены именно этими особенностями. В каждое из них он вкладывал свою душу, и данное произведение, безусловно, не является исключением. Парус он сравнивал с самим собой, как бы это странно не звучало. Он не зря упомянул, что парус выглядел одиноко и грустно на фоне моря. Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни. Анализ данного произведения показывает тот факт, что поэт не совсем доволен своей жизнью, считая, что он мог бы прожить её намного лучше, однако различные обстоятельства помешали ему это сделать. Многие критики и специалисты в области литературы, а так же читатели удивляются тому, что само по себе легкое, воздушное и простое произведение несет в себе очень глубокий и пронзительный смысл.
Этому произведению очень характерна тонкость, изящество, красота, и в тоже время удивительная сила. По своему строению произведение состоит всего из 12 строк. Однако в них поэт смог выразить все свои чувства, эмоции, переживания и так далее. Так же в данном произведение выражается надежда на то, что не все ещё потеряно, что все еще можно изменить. В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко многим так как в течении жизни, абсолютно каждый человек пытается что-то менять, улучшать. Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства. Продолжатель реформы русской поэзии Лермонтов явился перед публикой, по мнению большинства современников, преемником Пушкина. Одним из первых стихотворений, широко известных, стало «На смерть поэта». Читайте также: Сочинение по произведению Бедная Лиза 8, 9 класс В русской литературе после Пушкина сформировался пушкинский канон.
Одна из его характерных черт — речь, которая связывается плавным литературным потоком. Истоки Пушкина — «дней александровых прекрасное начало», героическая пора русской истории, эпоха всенародного патриотизма, света и время надежд. Пушкинский канон — канон ясного твердого мужского солнечного отношения к жизни. Данное произведение написано в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодой поэт меняет свою жизнь. Лермонтов уезжает из Москвы в Петербург с целью перевестись в столичный университет, а в результате поступает в Школу прапорщиков. Стихотворение «Парус» — это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний. Это произведение о самом поэте. Жанр стихотворения — лирическая новелла с философским подтекстом. Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Произведение состоит из трёх строф — трёх четверостиший. Каждое четверостишие можно разделить на два двустишия, где первое двустишие — описание пейзажа, а второе — размышления поэта. В первом четверостишии автор рисует плывущий парус, используя эпитеты «парус одинокий» и «тумане голубом». Лермонтов сравнивает себя с этим парусом. Он задаёт риторические вопросы, на которые пока не знает ответов. Как парус плывёт по морю в тумане, так поэт меняет свою жизнь, не зная, что ждёт впереди. Во второй строфе поэт изображает картину шторма, используя глаголы «играют», «свищет», «гнётся», «скрипит». Звуки [с], [т], [щ] помогают читателю услышать мощь водной стихии. Буря не останавливает парус, который продолжает двигаться вперёд.
Автор сопоставляет бурю с поворотом судьбы, который произошел в его жизни. Не поступив в столичный университет, Лермонтов был расстроен, однако это его не сломило. Он продолжил жизненный путь, но не так, как представлял себе изначально. В третьей строфе автор рисует штиль, употребляя метафору «струя светлей лазури» и эпитет «луч солнца золотой». Но покой не радует поэта. Он называет себя «мятежным» и «просит бури», потому что только в бурях он находит удовлетворение.
Даже в психологической половине стихотворения оно лишь угадывается. Местоимения я в тексте нет вовсе. Зато местоимение он употребляется шесть раз, постоянно отсылая нас к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли и раздумья поэта. Шанский [11] «Парус» состоит из трёх четверостиший и одновременно — из шести «перемежающихся двустиший». Произведение построено таким образом, что две первые строчки каждой строфы представляют собой «пейзажную половину», в которую включено описание моря и паруса; две следующие строки каждого стиха — это поток раздумий поэта [12]. В число основных художественных приёмов, используемых Лермонтовым в «Парусе», входит антитеза. Так, буре противопоставлен штиль «Под ним струя светлей лазури» ; далее идёт ряд антонимов: ищет — кинул, далёкой — родной, ищет — бежит. При этом «буря» имеет не только буквальное значение; поэт подразумевает под этим словом ещё и «жизненные повороты», «изменения в судьбе» [13]. Стихотворение завершается оксюмороном [14] : Именно поэтому такой выразительной, сильной и в смысловом отношении очень ёмкой и натруженной оказывается заключительная строчка «Как будто в бурях есть покой». С помощью оксюморона поэт ставит последнюю заключительную точку в размышлениях о своей судьбе [14]. Адаптации[ править править код ] Один из наиболее известных романсов «Белеет парус одинокий» был написан в 1848 году композитором Александром Варламовым.
Но вчитываясь, ты понимаешь — это призыв к действию. Читаешь и представляешь «парус одинокий тумане моря голубом». А дальше ищешь ответ на вопрос: «Что ищет он в стране далекой? Ему не сидится на месте, его не манит спокойное море, голубое небо и «луч солнца золотой».
Анализ стихотворения «Парус» М. Лермонтова
«Парус» («Белеет парус одинокой») — стихотворение, написанное 18-летним Михаилом Лермонтовым в Петербурге. Хрестоматийный пример поэзии романтизма. В анализе стихотворения Лермонтова «Парус» нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения — это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. В анализе стихотворения Лермонтова «Парус» нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения — это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. Создание стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" связано с переездом поэта из гостеприимной Москвы в холодный Петербург в 1832 году.
Презентация на тему "«Парус» М.Ю. Лермонтов - анализ"
Презентация 6 класса по предмету "Русский язык, Литература, Чтение" на тему: "Анализ стихотворения това «Парус». Публикация «Анализ стихотворения „Парус“ Лермонтов М, Ю» размещена в разделах. В анализе стихотворения Лермонтова следует отметить, что главный герой – парус – это не просто средство передвижения по морю. Выбранный для просмотра документ Анализ стихотворения Лермонтова