В православной Церкви родительскими субботами считаются дни, когда живые поминают усопших и молятся за них. В Родительскую субботу важно побывать в храме, так как пост — время добрых дел, а забота о покойных — одно из таких. Что значит Мясопустная родительская суббота, когда она отмечается, кого поминают в этот день, какие традиции и запреты с ней связаны. Священник Николай Савченко объяснил, как правильно поминать усопших близких в родительскую субботу и какие дни для этого не подходят. на какое число она выпадает в 2024 году? Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви?
Что кладут в церковь на поминальный стол
Родительская суббота 6 апреля 2024: Как нельзя поминать усопших? | В Родительскую субботу важно побывать в храме, так как пост — время добрых дел, а забота о покойных — одно из таких. |
Родительские субботы - Православный журнал «Фома» | Какие молитвы нужно читать на родительскую субботу: особенности и правила поминовения усопших. |
Что нужно приносить в церковь на родительскую субботу
Родительские субботы 2024: даты и поминальные традиции | В родительскую субботу в церковь несут не только деньги. |
Что нужно приносить в церковь на родительскую субботу | Рассказываем, когда будут родительские субботы в 2024 году, что принято делать в родительскую субботу 13 апреля, какие есть запреты в этот день и как правильно поминать усопших. |
ТРЕБЫ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ | В родительскую субботу принято посещать могилы своих родных и близких для приведения их в порядок. |
Троицкая родительская суббота в 2022 году: как поминать умерших и обязательно ли ездить на кладбище | Перед Неделей (мясопустной) о Страшном суде Святой Церковью установлена Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершаем заупокойные службы о всех почивших отныне и до века православных христианах. |
Разговор со священником
В 2024 году родительские субботы Великого поста приходятся на 30 марта и 13 апреля. Священник Николай Савченко объяснил, как правильно поминать усопших близких в родительскую субботу и какие дни для этого не подходят. В родительскую субботу в церковь несут не только деньги для милостыни.
Вселенская родительская суббота 2023: какого числа, 10 суровых запретов особого дня
Что нужно приносить в церковь на родительскую субботу | По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. |
Родительская суббота — что нельзя делать в этот день? | полезные статьи | Священник Николай Савченко объяснил, как правильно поминать усопших близких в родительскую субботу и какие дни для этого не подходят. |
Что нужно приносить в церковь на родительскую субботу | Суббота 27 апреля 2024 года выпадает на последнюю шестую седмицу в цикле 40-дневного поста или Святой Четыредесятницы, когда осуществляется покаяние верующих. |
13 апреля – родительская суббота. 5 советов: как помянуть усопших | — Как ещё мы можем помочь нашим близким в родительскую субботу, помимо участия в богослужении и принятии Святых Христовых Тайн? |
Димитриевская родительская суббота 28 октября 2023: что нельзя делать, а что можно | Рассказываем, когда будут родительские субботы в 2024 году, что принято делать в родительскую субботу 13 апреля, какие есть запреты в этот день и как правильно поминать усопших. |
Что можно и чего нельзя делать на Покровскую родительскую субботу 12 октября 2024 года
В родительскую субботу православные, помолившись в храме, идут на кладбище – убирают могилки и молятся за упокой души покойных. Рассказываем про православные Родительские субботы: зачем они нужны, какого числа их проводят и как церковь советует поминать покойных. На Троицкую родительскую субботу нельзя поминать некрещеных и самоубийц. В Церкви не молятся за людей не крещенных и за самоубийц. Несмотря на то, что в родительские субботы принято за усопших просить, то есть подавать об упокоении записки, например, все равно можно и о здравии того или иного живого человека попросить. В какие числа будут Родительские субботы в 2024 году по православному календарю?
Вселенская родительская суббота — 2024: когда и как поминать усопших, запреты и традиции
Это еще ветхозаветная традиция, так как суббота — день покоя, а усопшие уже упокоились в покое Господнем. Но почему же именно перед Неделей о Страшном суде мы вспоминаем всех отныне и до века усопших православных христиан? Ответ на это дается в синаксаре с греческого — «сборник»; в данном случае сборник поучений на тему подготовки христианина к Великому посту субботы мясопустной: «В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине. Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это церковное поминовение приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ усопших. Но только не церковное поминовение самоубийц. Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам всех некогда живших , умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства. С другой стороны, святые отцы, желая в следующую неделю изложить историю Адамова изгнания, прежде помышляют о неком упокоении, чтобы, закончив сегодня этим завершающим историю, окончательным упокоением, начать потом как бы с начала от Адама , а тем последним испытанием от неподкупного Судии, которое будет в конце веков, устрашив людей, побуждать их к подвигам поста.
В субботу же мы всегда поминаем души усопших , потому что суббота означает у евреев покой. И за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот, мы творим молитвы в день покоя. Сложилась традиция творить это каждую субботу, а в нынешнюю, вселенскую, — молиться соборно, поминая всех православных». Почему же так важно нам, живым, молиться об усопших? Ведь их участь почти решена. По смерти для человека нет покаяния, он не может изменить свою участь: вчем Господь застал, в том и будет судить.
Сейчас, к сожалению, часто случается, что в родительскую субботу очень мало народу приходит в храм.
Нам с вами предстоит восстанавливать все то, что было разрушено, утрачено, возрождать нашу православную богослужебную культуру и беречь ее. Итак, во время Великого поста есть службы обязательные, которые соборно совершаются всей Церковью. К ним относятся службы поминальные: пятничные парастасы и субботние литургии. Во время этих служб великую пользу для своей души получают и живые, и мертвые. Во-вторых, необходима милостыня за усопших. Святые отцы говорят, что, подавая ее, мы не сами ее подаем, но нашими руками ее подают сами усопшие. Тем самым, подавая милостыню нашими руками, они получают милость от Бога.
И если усопший находится в юдоли мучений, в юдоли страданий, он получает от Бога помилование, послабление в муках. А если этот человек праведник, то тогда ликует он и душа его возвеселяется об умножении добродетели на земле, хотя сам он уже давным-давно на Небе. Вот такие две простые вещи. Их каждый из нас может сотворить: прийти на соборную службу и вместе со всей Церковью вознести молитвы к Небу; небольшую денежку, сухарик, пряничек или что-то сделанное своими руками принести на канон или подать нищим, которые сидят у церкви или встретятся нам на перепутье. Ничего в этом нет сверхъестественного, все Господь устроил просто для нашего спасения и для того, чтобы в душах наших усопших близких воцарились покой, тишина и благость. Поэтому давайте возрождать и беречь нашу православную богослужебную культуру и в родительские субботы Великого Поста поминать дорогих нам людей по обычаю Православной Церкви. Общение с близкими нельзя переоценить Дни особого поминовения усопших всегда наполнены глубоким содержанием.
В такие дни открыта дорога от земли на Небо и все усопшие смотрят на нас. Когда я был ребенком, родители отправляли меня в разные лагеря спортивные, пионерские , и я всегда ждал, когда они приедут. Понятно, что ребенок, отрываясь от родителей скучает по ним. Мои сверстники, с которыми я играл в волейбол и другие игры, такие же юные отроки, как я, тоже ждали приезда своих близких. Как же радостно было, когда после встречи с родными кто-то из ребят делился привезенными ему гостинцами — не прятал, не ел втихаря. Щедрость друзей была приятна. Но конфеты друга не могли заменить встречи со своими родными.
Как мы ждали этих встреч — не ради гостинцев, а ради общения, как мы скучали по близким, как радовались им! Если мы с вами лежим в больнице и нас лечат: колют, режут, вскрывают наши гнойники — нам тоже хочется, чтобы к нам пришел кто-то из близких и родных. Он ничем не может нам помочь; он не зашьет наши раны, не снимет наши швы — но нам так хочется, чтобы кто-то из наших родных и близких пришел, просто посидел с нами, помолчал или сказал два-три ласковых слова, погладил по руке… Вот придут нас навестить, и будет нам утешение.
Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канон можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канон мясную пищу и спиртное кроме церковного вина. Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Поддержи «Татьянин день» Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы. Поддержите нас!
На кладбище запрещено громко разговаривать, кричать, плакать — вести себя нужно смиренно, и обязательно оставить на убранной могилке угощение. Дома, поминая усопших, зажигают свечи, читают молитвы. Уборка, домашние хлопоты в родительские субботы не запрещены, если они не мешают пойти в церковь на литургию. В такой особый день запрещено: пить алкоголь; говорить что-то плохое о покойнике; вспоминать плохие события, связанные с покойником; шумно себя вести — кричать, петь, смеяться, веселиться; танцевать. Дмитриевскую родительскую субботу приурочили к событиям 1380 года, когда с Золотой Ордой шла кровопролитная война. На Куликовском поле намечалось жестокое сражение, и на него Сергий Радонежский благослови Дмитрия Донского, приставив к князю иноков. Битва была выиграна, но многие воины погибли.
В память о них в Троицкой обители устроили панихиду. С тех пор в ноябре в храмах поминают усопшим, при этом не только погибших в сражении на войне, но и всех — родственников, знакомых, а в первую очередь — родителей.
Великая родительская суббота: что можно и нельзя делать 19 марта
Когда в 2024 году Родительские субботы и поминальные дни, как нужно поминать родственников и когда ближайший родительский день, читайте на ФедералПресс. В родительскую субботу принято посещать могилы усопших, чтобы произнести молитву. Что можно и чего нельзя делать на Покровскую родительскую субботу 12 октября 2024 года.
ТРЕБЫ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
Во-вторых, Вселенские субботы связаны с важнейшими христианскими праздниками — Пасхой и днем Святой Троицы», — подчеркнул Алексей Бессонов. То есть в Мясопустную родительскую субботу верующие молятся о покое усопших близких, вспоминая, что в будущем, согласно писанию, будет Страшный Суд, на котором перед Богом предстанут все души, когда-либо жившие на земле и живущие в настоящее время. Так что в эту субботу по христианской традиции усопших вспоминают как равных живым. Главная особенность Вселенских суббот в том, что в эти дни принято молиться за весь свой род, даже за тех родственников, о которых человек не знает, а также за всех православных христиан до самого Адама Алексей Бессоновсвященник Священнослужитель добавил, что Вселенскими эти субботы называются еще и потому, что их отмечают все православные церкви. В отличие, например, от Димитриевской субботы 2 ноября, которая напрямую связана с российской историей — в этот день читают молитву за всех погибших в Куликовской битве. Что такое Родительские субботы Великого поста После Вселенских суббот следующими по значимости считаются три субботы Великого поста, завершающие вторую, третью и четвертую недели. Как сложилась традиция Родительских суббот в дни Великого поста? В будние дни Великого поста обычная литургия не совершается, за исключением праздника Благовещения. Из этого следует, что главное литургическое поминовение усопших также проводится реже. Поэтому, чтобы не лишать почивших молитвенного упоминания, Церковь специально установила три особых дня Великого поста. Следует подчеркнуть, что раньше заупокойные службы во вторую и четвертую субботы Великого поста совершались на требном основании, то есть по просьбе самих прихожан.
Для верующих действовало правило: если христианин умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные дни особого поминовения: третий, девятый и 40-й не совершали посреди недели, а переносили на ближайшую субботу. Делалось это потому, что поминовение новопреставленного на литургии имеет особую важность, вот верующим и пришлось переносить дни поминовения на ближайший день служения полной литургии, то есть на одну из суббот первых 40 дней поста. Со временем новопреставленных стали поминать вместе с их усопшими родственникам, а потом и вместе со всеми покойными христианами. Таким образом и оформилась традиция совершать заупокойные службы во вторую, третью и четвертую субботы поста. В 2024 году это суббота 30 марта, а также 6 и 13 апреля. Что касается последней недели поста, Алексей Бессонов подчеркнул, что в Страстную субботу непосредственно перед Пасхой верующие вспоминают только Иисуса Христа , как и на всей пасхальной неделе. Ее отмечают на девятый день после Пасхи. Название этого праздника происходит от слова «радость» — ведь христиане верят, что воскресению Христа радуются и живые, и усопшие. Обычно на Радоницу совершается панихида, в которую включены пасхальные песнопения.
В христианстве считается, что человек в загробном мире сохраняется как личность, теряя свои биологические потребности. Ведь тела больше нет, остается только душа. Что же тогда подразумевает в себе данная традиция в православной религии? Многие покидают этот мир с тяжелым грузом грехов, накопившимся в течение жизни, не успев раскаяться на земле. И только близкие своими молитвами, милостыней и добрыми делами способны помочь усопшему. Милостыня окажется более действенной, если после нее мы сами сделаемся добрее. Что приносят в церковь на родительскую субботу В православной Церкви родительскими субботами считаются дни, когда живые поминают усопших и молятся за них. Они не имеют определенных дат, каждая суббота привязана к определенному религиозному празднику. В канун проводится панихида. Приходить следует заранее, чтобы не мешать молящимся и заказать все, что нужно для помина.
Перед началом службы принесенные продукты следует расположить на приставном столике. Во время прочтения заупокойного чина, батюшка окропляет пожертвования святой водой. После богослужения принесенные дары раздают священникам, служителям храма, нуждающимся, а также нищим и бездомным, блуждающим возле храма. Помощь в организации похорон в Киеве — ритуальные услуги в Киеве Зачем в церковь приносить продукты на помин Отдельная религия придерживается своего мнения по этому вопросу. Например, язычники считают, что поминальные дары переходят на тот свет, и покойный сможет их вкусить. Индуизм рассматривает подношение как плату богам за прощение грехов покойного. Православная Церковь иначе относится к такому ритуалу. В христианстве считается, что человек в загробном мире сохраняется как личность, теряя свои биологические потребности. Ведь тела больше нет, остается только душа. Что же тогда подразумевает в себе данная традиция в православной религии?
Несмотря на то, что дни считаются родительскими, они все равно для священников обычные, ведь в Литургии читаются записки как о здравии, так и об упокоении. Могут крестины, и отпевание проводить и все в один день. Так мне батюшка пояснил. Поэтому если вам нужно записку подать о здравии кого-то в родительскую субботу, то подайте. Девять раз в году в нашей церкви особые дни поминовения усопших. Это и есть родительские субботы. Хотя мы ежедневно молимся за наших усопших, но родительские субботы это особые дни. В эти дни христиане массово приходят в храм, почтить своих близких, которых уже нет с нами.
Вселенская родительская суббота. Ее значение, смысл, и за кого в этот день можно молиться?
Если не удается попасть в храм в Родительскую субботу, не следует расстраиваться. У Дмитриевской родительской субботы нет точной даты в календаре – она выпадает на последнюю субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечают 8 ноября. Будет читаться 17 кафизма Псалтири, которая считается заупокойной в традиции Православной Церкви, также будет совершаться Лития по усопшим по окончании вечернего богослужения, а утром после литургии будет совершаться Панихида.
Как правильно подать записку в церкви для поминовения усопших в родительскую субботу
Именно родительскую субботу, а не Пасху, Церковь рекомендует для того, чтобы посетить могилу усопшего родственника и помолиться на ней. В родительскую субботу церковь запрещает поминать усопших крепкими алкогольными напитками. традиции и обычаи.
Родительская суббота: что нужно делать?
В древнем календаре славян 18 февраля отмечается еще и Агафья Коровница или «Коровья смерть», так что православные традиции в этот день тесно переплетаются с народными. Вселенская родительская суббота 2023: традиции В Родительскую субботу по традиции верующие посещают церкви, а затем — могилы усопших родственников. После вся семья собирается за поминальным столом. Основным блюдом его является кутья — каша с добавлением орехов, фруктов и меда. Для умерших родных ставится отдельная посуда. В народе этот день называли еще и Агафьиным.
Считалось, что 18 февраля из леса выходят лихорадки, лихоманки и Коровья смерть — уродливая старуха, которая насылает на людей и животных недуги и хвори. Чтобы защитить село от нечистой силы и болезней, было принято проводить обряд опахивания. Женщины ходили по улицам с ухватами, серпами и палками. А одна из них впрягалась в соху и вспахивала вокруг поселения борозду. От нечисти и зла защищали и дома.
Накануне вечером закрывали наглухо печные трубы и окуривали комнаты чертополохом.
Накануне в храмах проходит великая панихида, а вот уже утром проводится Божественная литургия за упокой и общая панихида. Люди, приходящие в церковь, имеют возможность подать записочки с именами умерших и читают поминальные молитвы. Многих интересует, что нести в церковь на родительскую субботу, так вот согласно старым церковным традициям брать из дома можно продукты, но только постные, и вино для литургии. После освящения продукты раздаются всем желающим. Уходя из церкви, необходимо подать милостыню неимущим, чтобы они помолились за усопших. Как поминать в родительскую субботу? Все чаще поминки для современных людей превращаются в застолье, где люди наслаждаются угощениями и разговаривают на разные темы, а на самом деле в православных традициях за поминальным столом необходимо молиться. Перед тем как сесть за стол принято совершать литию, ну или, в крайнем случае, следует прочитать молитву «Живые помощи» и «Отче наш».
Великая родительская суббота — время для того, чтобы посетить церковную службу и помолиться, вспомнив о близких. Нельзя поминать усопших вином, поскольку этот напиток является символом земной радости. Что приготовить на Вселенскую родительскую субботу? В этот день родственники собираются за столом, чтобы вспомнить о своих родственниках. На стол ставят постные блюда , и обязательным угощением является кутья — блюдо, предназначенное для поминовения умерших. Считают его символом захоронения всех людей, которые не были преданы земле, поэтому их дух мечется и не знает, как ему покинуть землю. Если впереди мясопустная родительская суббота, тогда обязательно подготовьте зерна пшеницы, которые сначала следует замочить на несколько часов. В качестве заправки используются сухофрукты, орехи, семечки, мак, мед, сироп или мармелад. Что нельзя делать в родительскую субботу?
Многие запреты, касающиеся этого дня, являются выдуманными.
В этот день принято посетить могилы близких, где также можно помолиться, зажечь свечи и немного прибраться вокруг места погребения. Помянуть усопших можно за домашним столом. Традиционно, принято ставить пустой прибор на столе для усопшего и разместить его фотографию. При этом следует помнить, что продолжается Великий пост и употреблять алкоголь, запрещено. Допускается ли уборка в доме и стирка в Лазареву субботу 27 апреля 2024 года?
Как сказано выше, в этот день принято молиться и поминать усопших близких. Поэтому, не стоит проводить масштабные работы по уборке своего жилища. Между тем, если первую половину дня посвятить памяти близких, ушедших из жизни, то во второй половине дня, не возбраняется наведение легкого порядка. Стирка также не запрещена официально, однако церковь не рекомендует посвящать этот день сугубо бытовым вопросам.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь Надо ли ездить на кладбище в родительскую субботу? Нашим умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы. Так что попробуйте проникнуться богослужением, вслушайтесь в песнопения в храме, обратите ваше сердце к Господу. Если же это удастся совместить с поездкой на кладбище — тоже хорошо, но необязательно. Посетить кладбище можно и в какой-то другой день, более удобный по погодному сезону и т. Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани 11 сентября 1969 г. Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас. Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь. Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне... Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной. И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос... Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!. И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась... Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак. И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет? И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну... И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка... Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий. Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии? И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца! О смерти У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней. Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление конечно, не сразу, а много спустя — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть! Какая это ложь! Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа... Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим. Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении.