Дистанционное электронное голосование — это голосование без посещения избирательного участка. Дистанционное электронное голосование дает избирателю возможность голосовать на выборах и референдумах без посещения избирательного участка, используя цифровое устройство с доступом в интернет. Дистанционное электронное голосование проводится с 8.00 часов 15 марта 2024 года до 20.00 часов по местному времени субъекта Российской Федерации, в котором проводится дистанционное электронное голосование, 17 марта 2024 года. Дистанционное электронное голосование проводится с применением специального программного обеспечения, без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. Для участия в голосовании не нужно находиться в дни выборов на территории своего избирательного.
Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации
В нём можно принять участие онлайн — с помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ), подав заявление на Госуслугах. Онлайн можно проголосовать при помощи дистанционного электронного голосования (ДЭГ) из 28 регионов России. отмечается в законопроекте. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это система, которая позволяет избирателям принимать участие в выборах и при этом не посещать избирательный участок. Закон устанавливает, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям.
Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки
Обе платформы имеют разные «внутренности», поэтому с технической точки зрения процесс учета и расшифровки бюллетеней будет происходить по-разному. Единственным заметным отличием для избирателя будет возможность переголосовать — она будет доступна только москвичам. Жители столицы смогут вернуться к бюллетеню и изменить выбор в течение 24 часов или до 20:00 19 сентября после первого голосования. Исправлять бюллетень можно раз в три часа, то есть изменить свой выбор можно максимум восемь раз. Система засчитает только последний по времени вариант.
Есть ли риски? Может ли кто-то узнать, как я голосовал? Власти уверяют, что система электронного голосования хорошо защищена. И, похоже, это утверждение близко к реальности: блокчейн действительно сложно взломать, а специалисты до сих пор проверяют ДЭГ на возможные уязвимости.
По утверждению ЦИК, отследить персональные данные пользователя по бюллетеню также будет невозможно, поскольку голосование проходит в изначально анонимной среде. У специалистов нет единого мнения на этот счет, но во время предыдущих тестирований электронного голосования не было фактов деанонимизации пользователей. Значит, у онлайн-голосования нет проблем? Вовсе нет.
Общероссийская тренировка — это уникальный эксперимент, который позволит избирателям протестировать новый способ участия в выборах. В ходе тренировки будет проверена готовность системы ДЭГ к внедрению и использованию. Принять участие в общероссийской тренировке может любой гражданин Российской Федерации, который достиг возраста 18 лет и имеет подтвержденную до 14 апреля 2021 года учетную запись на портале Госуслуг. Подтверждённая учетная запись — это статус Вашего профиля на Госуслугах, который дает право пользоваться всеми услугами портала. Способ получения данной записи следующий: после регистрации на портале гражданин получает статус простой учетной записи, а при прохождении процедуры идентификации личности в центрах обслуживания или через личные кабинеты банков, указанных на портале Госуслуг, учетная запись становится подтвержденной.
Статус учетной записи можно увидеть в личном кабинете портала Госуслуг. Для участия в общероссийской тренировке необходимо совершить несколько простых действий, не выходя из дома и используя компьютер или смартфон. Во-первых, необходимо в период с 21 апреля по 7 мая 2021 года подать заявку на портале Госуслуг — gosuslugi. В личном кабинете будет доступен информационный баннер, посвященный организации дистанционного электронного голосования.
Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком. Изображение: пресс-служба Госдумы.
Наблюдателем может быть любой человек в возрасте от 18 лет». По его словам, процесс происходит как и обычное наблюдение, только в электронном формате. Как технически это происходит: у каждой Общественной палаты каждого региона есть квота по наблюдателям за дистанционным электронным голосованием. И в данном случае у нас имеют право быть наблюдателями три человека. От желающих стать общественным наблюдателем за ДЭГ собирают заявки, это люди от 18 лет, которые не должны состоять в политических партиях или религиозных организациях. То есть они видят, как идут транзакции, они видят, как идет явка.
Соответственно, происходит то самое наблюдение. Если они лично сами голосовали через ДЭГ, то они могут вбить свой идентификатор и проверить бюллетень: был он принят или нет. В целом все происходит, как обычное наблюдение, только в электронном формате». По словам уполномоченного по правам человека в Псковской области Дмитрия Шахова, достоверность результатов выборов с использованием ДЭГ до сих пор остается спорной для некоторых граждан. Но существуют инструменты, которые должны обеспечивать прозрачность электронного формата выборов. Наверное, оно интересно определенной группе населения — скорее всего, более молодым избирателям, поскольку ДЭГ позволяет проголосовать в любом месте, где бы они находились.
Даже несмотря на то, что выборы проходят в Псковской области, а они находятся на Дальнем Востоке, электронная система позволит проголосовать. Вопросы, касающиеся достоверности подсчета голосов по электронной системе, действительно, сегодня являются камнем преткновения. Это должны обеспечить в настоящее время независимые члены избирательной комиссии от политических партий и сама избирательная комиссия, которая должна доказать избирателям, что голосование, которое проходит в электронной системе, достоверно отражает голоса избирателей, которые приняли участие в такой форме голосования». Опыт прошлого года показал, что ДЭГ эффективно и безопасно, утверждает председатель Общественной палаты Псковской области Наталья Горбачева. К тому же для проведения дистанционного электронного голосования в Псковской области созданы все условия. Я считаю, это большая честь для нашей небольшой области, что нам доверено проводить ДЭГ на территории всего региона.
Это большая заслуга всей команды, которая работала на выборах в том году, хотя это был только город Псков, но команда показала, что все возможно, показала хорошие проценты. Для ДЭГ на участках будут созданы все условия. На каждом участке будет находиться ноутбук.
Как проголосовать онлайн
Граждане смогут голосовать через интернет или с использованием специального мобильного приложения, указано в тексте. Также вносятся изменения в избирательное законодательство и в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов. Ранее сообщалось , что электронное голосование на выборах президента планируют ввести по всей стране.
Поучаствовать в выборах можно даже с телефона или компьютера. С 15 по 17 марта 2024 года в России пройдут выборы президента. Впервые на выборах такого уровня будет применяться дистанционное электронное голосование — ДЭГ. Жители труднодоступных регионов начнут голосование досрочно — с 25 февраля по 14 марта. Списки таких мест формируют региональные власти, обычно туда входят поселения Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Те, кто проживает за границей, тоже голосуют с 1 по 14 марта, для них в Тинькофф Журнале есть отдельная инструкция. ДЭГ доступно жителям 29 регионов. Остальным придется по-прежнему идти на избирательный участок и ставить галочку в бумажном бюллетене. Расскажем, кому и как можно проголосовать дистанционно и что надо сделать уже сейчас, чтобы в нужный день все работало. Рассылка с разбором новых законов Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Временная регистрация не подойдет. В день голосования избиратели могут находиться где угодно в России, не обязательно в субъекте прописки.
Вдобавок к регистрации по месту жительства в нужном регионе гражданин должен быть совершеннолетним или стать им не позднее дня выборов — 17 марта 2024 года. А еще — выполнить ряд условий. О них расскажем дальше.
Мы просто стараемся идти в ногу со временем. Учитывая, что и тысячу лет назад Псковская область была одним из законодателей электоральной моды в России вместе с Новгородской , мы стараемся оставаться в этом же ключе». За процессом ДЭГ возможно общественное и партийное наблюдение, рассказал председатель Избирательной комиссии Псковской области Игорь Сопов.
Для этого создана специальная электронная система, а наблюдателям дается уникальный код для входа в нее. А наблюдение и общественное, и от партии возможно. Общественное наблюдение происходит таким же образом, как и партийное: вы подаете заявку на наблюдение за ДЭГ в избирательную комиссию, которая организует выборы, и получаете код доступа как наблюдатель. Входите в систему и наблюдаете со своего рабочего компьютера. Никакого специального образования не нужно. Наблюдателем может быть любой человек в возрасте от 18 лет».
По его словам, процесс происходит как и обычное наблюдение, только в электронном формате. Как технически это происходит: у каждой Общественной палаты каждого региона есть квота по наблюдателям за дистанционным электронным голосованием. И в данном случае у нас имеют право быть наблюдателями три человека. От желающих стать общественным наблюдателем за ДЭГ собирают заявки, это люди от 18 лет, которые не должны состоять в политических партиях или религиозных организациях. То есть они видят, как идут транзакции, они видят, как идет явка. Соответственно, происходит то самое наблюдение.
Если они лично сами голосовали через ДЭГ, то они могут вбить свой идентификатор и проверить бюллетень: был он принят или нет. В целом все происходит, как обычное наблюдение, только в электронном формате». По словам уполномоченного по правам человека в Псковской области Дмитрия Шахова, достоверность результатов выборов с использованием ДЭГ до сих пор остается спорной для некоторых граждан. Но существуют инструменты, которые должны обеспечивать прозрачность электронного формата выборов. Наверное, оно интересно определенной группе населения — скорее всего, более молодым избирателям, поскольку ДЭГ позволяет проголосовать в любом месте, где бы они находились. Даже несмотря на то, что выборы проходят в Псковской области, а они находятся на Дальнем Востоке, электронная система позволит проголосовать.
Граждане смогут голосовать через интернет или с использованием специального мобильного приложения, указано в тексте. Также вносится ряд изменений в избирательное законодательство в целом. Так, лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. По действующему законодательству ограничения распространяются только на срок судимости. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Кроме того, права быть избранным президентом лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда.
Госдума приняла закон об электронном голосовании
Эволюция внедрения дистанционного электронного голосования в избирательный процесс Российской Федерации Опыт проведения интернет-голосования в России начал складываться с 2008 года, когда на выборах Собрания депутатов г. Новомосковск Тульская область был проведен эксперимент по электронному опросу избирателей не имеющему юридически важного значения , в рамках которого в день проведения выборов участники опроса получали компакт-диск со специальным программным обеспечением и, установив программу на компьютер, могли дистанционно отдать голос за кандидата на выборах [13, с. Данный эксперимент имел положительный результат, по оценкам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации далее — ЦИК РФ , которая отметила: «позитивное отношение избирателей города Новомосковска к проведенному эксперименту и возможности введения дистанционного электронного голосования», а также существен- но возросшую явку избирателей и «высокую степень корреляции официальных итогов голосования с результатами опроса», и постановила: «Образовать постоянно действующую рабочую группу по изучению и разработке процедур электронного голосования избирателей с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет на выборах различного уровня» [10]. Этот и подобные эксперименты, проводимые в последующем, имели своей целью выявление проблем, которые стояли на пути к внедрению дистанционного электронного голосования далее — ДЭГ в политический процесс. Всего было выявлено 3 группы проблем: технические — слабая защищенность системы от хакерских атак, уязвимость к вирусным программам; психологические — недоверие избирателей к данному способу голосования; правовые — несоблюдение тайны голосования, отсутствие нормативно-правовой основы ДЭГ. Тем не менее, в процессе проведения данных экспериментов осуществлялся поиск путей решения вышеуказанных проблем и к 2019 года было решено впервые применить дистанционное электронное голосование на реальных выборах. Согласно Федеральному закону от 29 мая 2019 г. Платформой для проведения голосования стал «Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы» далее — Портал города Москвы , с помощью которого избиратели трех избирательных округов, решившие проголосовать дистанционно, через личный кабинет могли подать как подать заявление, так и отозвать его а также подать повторно.
Из числа подавших заявление формировались списки избирателей. ДЭГ проходило одновременно с «традиционным» голосованием, в указанный период времени избиратели, пройдя процедуру подтверждения личности через полученный по СМС код, имели доступ к бюллетеням в «Личном кабинете» Портала города Москвы и возможность проголосовать. Далее данные шифровались по технологии блок-чейн , дабы «разделить» персональные данные избирателя и результат его выбора и тем самым обеспечить тайну голосования. По результатам голосования, сформированным автоматически, участковая избирательная комиссия выносит протокол. По данным ТАСС, «на выборах в Мосгордуму возможностью электронного голосования воспользовались 10,2 тыс. Данный эксперимент не обошелся без сложностей. С другой стороны, ряд 1Т-специалистов, экспертов и политик Роман Юнеман отмечают наличие юридических, организационных и технических проблем при разработке и проведении ДЭГ, в частности ряд недоработок при построении системы, непрозрачность технологии шифрования данных, а также утверждают, что на самом деле в процессе голосования произошло несколько технических сбоев, которые в общей сложности длились около четырех часов и из-за которых более 1000 человек испытывали трудности с голосованием, а некоторые избиратели так и не смогли проголосовать или не уверены в том, что отдали свой голос [15].
Политолог Р. Алексеев, изучающий вопросы применения технологии блокчейн при ДЭГ, отметил, что использование технологии блокчейн имеет высокий потенциал и «уже в ближайшем будущем может кардинально изменить процедуру голосования», «позволит обеспечить максимальную прозрачность выборов», «может позитивно отразиться на сокращении числа абсентеистов» но она нуждается в модификации [1, с. С 23 мая 2020 г. Это ознаменовало применение ДЭГ на федеральном уровне, что впервые про- изошло в ходе общероссийского голосования по поправке в Конституцию РФ. В этот раз территория проведения ДЭГ охватывала город федерального значения Москву и Нижегородскую область. Избиратели, зарегистрированные в этих субъектах, имели возможность посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг функций » далее — ЕПГУ либо Портала города Москвы подать заявление на участие в ДЭГ, обработка заявлений производилась посредством ГАС «Выборы». По итогам голосования также были выявлены нарушения и технические сбои при голосовании с использованием дистанционных технологий.
По данным РБК: «В течение 12 часов в файлах-выписках из блокчейн-системы не появлялись новые данные, хотя это должно происходить каждые полчаса» [2]. Общественный резонанс вызвал случай, когда журналисту удалось проголосовать дважды: дистанционно и на избирательном участке. Это стало возможным из-за еще одного технического сбоя, так как вычеркивание из списков производится автоматизировано на основании данных ГАС «Выборы». В результате проверки списков были выявлены еще более 12 тысяч невычеркнутых участников. В ходе голосования также отмечались попытки двойного голосования, но в этот раз они успешно пресекались. В 2021 году накануне выборов в Государственную думу Российской Федерации федеральная платформа дистанционного голосования, разработанная совместно Минцифры и ПАО «Ростелеком» прошла общероссийское тестирование, в ходе которого была апробирована новая архитектура программно-технического комплекса ДЭГ ПТК ДЭГ , испытаны средства шифрования и защиты информации. Предполагалось, что обновленная система позволит избежать технических сбоев при высоком трафике и возможных атаках.
В 2021 году ДЭГ применялось на выборах уже в семи субъектах: городах федерального значения Москве и Севастополе, Нижегородской, Мурманской, Ростовской, Курской и Ярос- лавских областях. Голосование проходило по решению ЦИК в течение 3-х дней. Оно включало выборы депутатов Государственной думы РФ, глав 9 субъектов федерации, депутатов законодательных органов в 39 субъектах, а также муниципальных органов власти. Голосование проходило на специальном портале vybory. В шести регионах за исключением Москвы, использовавшей собственную платформу , в целом, значительных проблем при проведении ДЭГ выявлено не было, несмотря на ежедневные атаки на систему. Проблем технических не было. Те DDoS-атаки, которые были, значимого эффекта не оказали, хотя тренировали нас ежедневно» [3].
Много вопросов вызвало дистанционное голосование в Москве. Во-первых, критике подвергся эксперимент по введению «отложенного голосования», при котором уже проголосовавший на платформе избиратель мог в течение суток переголосовать неограниченное количество раз не чаще, чем 1 раз в 3 часа. С учетом того, что возможность переголосовать законом не предусмотрена, что в результате применения технологии блокчейн результаты волеизъявления избирателей анонимизируются и шифруются, а процедура подсчета таких голосов остается неясной, такой эксперимент критиковался многими избирателями, СМИ и политиками. В итоге ЦИК РФ, проанализировав горький опыт столицы, приняла решение не выносить механизм «отложенного голосования» на федеральный уровень. Во-вторых, результат дистанционного голосования в Москве был опубликован с задержкой, уже после подсчета и публикации результатов электронного голосования в других регионах.
Однако динамика изменения общественного мнения показывает, что число граждан, считающих важным предоставление возможности проголосовать удаленно, будет расти.
Дистанционное голосование имеет технологические и репутационные барьеры. Они сокращают потенциальную аудиторию тех, кто мог бы им воспользоваться, а также создают потенциальные риски в процессе его внедрения. В рамках электронного голосования необходимо обеспечить технологическое разнообразие. Чем проще — тем лучше. В первое время в качестве инструментов информирования в процессе электронного голосования максимально эффективными будут проверенные временем технологии, понятные широким слоям населения. Так, смс-уведомления предпочтительнее пуш-оповещений в приложении, стабильно работающий сайт предпочтительнее мобильного приложения.
Поправки вводят понятие «дистанционное электронное голосование» голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения и прописывают основные правила организации голосования через интернет. Новый вид голосования может быть апробирован уже в 2020 году.
Документом унифицируются правила и процедуры при проведении выборов разных уровней с использованием системы дистанционного электронного голосования, говорится в сообщении. Михаил Григорьев Михаил Григорьев Госдума приняла в третьем чтении поправки по совершенствованию законодательства в части дистанционного электронного голосования. Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных.
Результаты и выводы. Автором выявлены преимущества и недостатки дистанционного электронного голосования, а также проблемы его применения на современном этапе развития избирательного процесса в Российской Федерации. Предложены пути решения проблем, связанных с применением дистанционного электронного голосования, отмечен высокий потенциал данной формы политического участия при должном институциональном регулировании и обеспечении информационной безопасности.
Область применения. Избирательный процесс в Российской Федерации. Ключевые слова: дистанционное электронное голосование, избирательный процесс, выборы, избиратель, голосование, интернет-голосование.
Keywords: remote electronic voting, electoral process, elections, voter, voting, internet voting. DOI: 10. В настоящее время под влиянием цифро-визации трансформируется мир вокруг нас: изменяется качество социальных связей, появляются новые формы коммуникации, виды деятельности.
Эти изменения, безусловно, сказываются и на политической сфере жизни общества, которая, в отличии от других, является наиболее стабильной и тяжелее подвергается изменениям. В связи с этим избирательный процесс как один из основных элементов политического процесса в Российской Федерации также претерпевает качественные изменения, чтобы удовлетворять социальные потребности. Внедрение цифровых технологий в избирательный процесс, в частности электронного голосования, с начала XXI века происходит во многих странах мира.
Повышенный интерес политологов вызывает исследование проблем электронного голосования, влияния электронного голосования на политическое участие и легитимность выборов. Особенности электронного голосования исследовали Р. Альварес, Р.
Криммер, К. Рибон, Т. Холл, Ш.
Энгугард и другие. Следует выделить работы Р. Альвареса, Т.
Холла, которые убеждены в том, что изменения форм и голосования будут неизбежно происходить под влиянием цифровизации, но они должны отвечать интересам общества в целом [16]. Исследователи отмечают, что электронное голосование дает новые возможности, отвечает удобству и, следовательно, повышает их активность. В России исследованием проблем электронного голосования озаботились несколько позже, чем за рубежом, так как внедрять данную форму политического участия в России начали только в 2008 году.
Следует отметить таких ученых, как Р. Алексеев, А. Абрамов, А.
Вешняков, А. Тедеев и др. На данный момент складывается неоднозначное мнение политиков, ученых-политологов, юристов, избирателей о применении дистанционного электронного голосования в Российской Федерации, которое с 2023 года используется на выборах всех уровней.
В данном исследовании проводится анализ практики применения дистанционного электронного голосования в Российской Федерации с 2008 года, исследование различных мнений относительно успешности его применения, а также выявляются преимущества и недостатки данной формы голосования, а также проблемы, возникающие при использовании дистанционного электронного голосования и пути их решения. Эволюция внедрения дистанционного электронного голосования в избирательный процесс Российской Федерации Опыт проведения интернет-голосования в России начал складываться с 2008 года, когда на выборах Собрания депутатов г. Новомосковск Тульская область был проведен эксперимент по электронному опросу избирателей не имеющему юридически важного значения , в рамках которого в день проведения выборов участники опроса получали компакт-диск со специальным программным обеспечением и, установив программу на компьютер, могли дистанционно отдать голос за кандидата на выборах [13, с.
Данный эксперимент имел положительный результат, по оценкам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации далее — ЦИК РФ , которая отметила: «позитивное отношение избирателей города Новомосковска к проведенному эксперименту и возможности введения дистанционного электронного голосования», а также существен- но возросшую явку избирателей и «высокую степень корреляции официальных итогов голосования с результатами опроса», и постановила: «Образовать постоянно действующую рабочую группу по изучению и разработке процедур электронного голосования избирателей с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет на выборах различного уровня» [10]. Этот и подобные эксперименты, проводимые в последующем, имели своей целью выявление проблем, которые стояли на пути к внедрению дистанционного электронного голосования далее — ДЭГ в политический процесс. Всего было выявлено 3 группы проблем: технические — слабая защищенность системы от хакерских атак, уязвимость к вирусным программам; психологические — недоверие избирателей к данному способу голосования; правовые — несоблюдение тайны голосования, отсутствие нормативно-правовой основы ДЭГ.
Тем не менее, в процессе проведения данных экспериментов осуществлялся поиск путей решения вышеуказанных проблем и к 2019 года было решено впервые применить дистанционное электронное голосование на реальных выборах. Согласно Федеральному закону от 29 мая 2019 г. Платформой для проведения голосования стал «Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы» далее — Портал города Москвы , с помощью которого избиратели трех избирательных округов, решившие проголосовать дистанционно, через личный кабинет могли подать как подать заявление, так и отозвать его а также подать повторно.
Из числа подавших заявление формировались списки избирателей. ДЭГ проходило одновременно с «традиционным» голосованием, в указанный период времени избиратели, пройдя процедуру подтверждения личности через полученный по СМС код, имели доступ к бюллетеням в «Личном кабинете» Портала города Москвы и возможность проголосовать.
Урегулирована процедура подготовки и проведения дистанционного электронного голосования
Согласно законопроекту, решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы госвласти и на референдуме России будет принимать ЦИК. Ошибка в тексте?
Тем более что сейчас зацвела интернет-торговля, многие люди и в магазины-то не ходят. Так что это веление времени и большой плюс. Но я понимаю позицию КПРФ, которой надо народ шевелить, чтобы люди приходили на участки, общались и голосовали бы воочию. КПРФ со своей стороны права.
Однозначного ответа нет. Но я смотрю на эту проблему проще. Дистанционное голосование допустимо в сегодняшних условиях. Но, с другой стороны, когда народ дома сидит, общаясь в гаджетах, — пропадает, в хорошем смысле, патриотичность. Ведь не зря же ходят люди на митинги, на массовые мероприятия.
Однако дистанционное голосование в данный момент допустимо, и, скорее всего, это не самый худший случай. Другое дело, что тут необходимо технически держать контроль. Так что весь этот вопрос — пакетный, где есть несколько оттенков. Для того, чтобы пойти на избирательный участок, людям действительно надо сделать над собой усилие. Представьте, что на улице непогода, а вам надо кусок мыла купить, и люди думают, что делать.
А тут не просто надо мыло купить. Поэтому убедить людей сходить на избирательный участок — достаточно сложная задача. Надо, чтобы человек созрел для такого волеизъявления. И вообще — личная явка говорит о человеке, что он все-таки проявил характер. Что касается электронного голосования, то сегодня много таких функций, которые вообще можно выполнять, не выходя из дома.
После поступления анонимного голоса в систему данные должны зашифровываться и сохраняться в таком виде в базе до завершения голосования. Для зашифрования и расшифрования предназначены отдельные ключи. Всё это позволит обеспечить невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления, полагают авторы. В документе также говорится о необходимости сохранять результаты выборов неизменными. Думский комитет поддержал поправки в законопроект о единых правилах онлайн-голосования При подготовке ко второму чтению, как сообщал Вяткин, были внесены корреспондирующие изменения в целый ряд законодательных актов, которые напрямую вытекают как из опыта проведения ДЭГ, так и иных форм голосования во время избирательных кампаний 2021 года и предыдущих лет. Изменился порядок назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Выдвигаемые по спискам кандидаты или партии при проведении федеральных выборов смогут назначать только одного члена ЦИК и одного члена регионального избиркома с правом совещательного голоса.
Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком. Наконец, меняется структура избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов федерации. В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях их может не быть. При этом число наблюдателей, которых партия может выставить на участок, увеличивается с двух до трех.
Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году
Принят закон о дистанционном электронном голосовании | Согласно законопроекту, дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информсистем. |
Прокурор разъясняет - Прокуратура Ярославской области | «Тогда Москва как субъект РФ создала свою региональную платформу дистанционного электронного голосования. |
ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ | Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. |
Защита документов | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это система, которая позволяет избирателям принимать участие в выборах и при этом не посещать избирательный участок. |
Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки
Госдума приняла закон о распространении электронного голосования на все выборы в РФ | отмечается в законопроекте. |
Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки | Дистанционное электронное голосование со стороны пользователя. |
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей | Чтобы проголосовать дистанционно, избирателю нужно через портал Госуслуг подать заявление о включении в список электронного дистанционного голосования. Для этого нужна подтвержденная учетная запись на ЕПГУ. |
О проведении общероссийской тернировки по участию в дистанционном электронном голосовании | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это один из современных способов голосования, который не требует посещения избирательного участка, а проводится онлайн на специальном портале, доступном для избирателей с компьютера или мобильного устройства. |
Дистанционное электронное голосование: доступно ли наблюдателям?
Центризбирком рассматривает заявки на проведение дистанционного электронного голосования в ЕДГ-2023. Заявление для дистанционного электронного голосования (ДЭГ) уже подали более 600 тыс. человек. При дистанционном электронном голосовании остро становится вопрос доверия избирателей к процедуре и результатам выборов, от которого зависит легитимность выборов в любом государстве. В законе сказано, что дистанционное электронное голосование – это голосование с использованием специального программного обеспечения, без использования бумажного бюллетеня.
Госдума приняла закон о дистанционном электронном голосовании
говорится в сообщении, где уточняется, что граждане смогут голосовать через. говорится в сообщении, где уточняется, что граждане смогут голосовать через. сказал депутат. Использование электронного голосования на выборах — новая жизнь административного ресурса.
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
То есть на них, как утверждается, не может повлиять никто — ни сам разработчик, ни киберпреступник. Информация о результатах голосования шифруется с помощью специального ключа. Его загружают в блокчейн во время специальной процедуры, проходящей в территориальной избирательной комиссии ТИК ДЭГ ещё до начала голосования. По итогу результаты нужно расшифровать. Для этого создают другой специальный ключ и разделяют его на несколько частей.
Эти части записывают на защищённые носители информации. Их передают на хранение независимым держателям до окончания голосования. Наблюдатели за выборами обычно присутствуют при создании ключей шифрования и дешифровки.
Принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, правом на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, являющийся пользователем федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций " далее - ЕПГУ с действующей подтвержденной учетной записью пользователя этой системы, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на комплексе средств автоматизации далее - КСА ЦИК России, и зарегистрированный по месту жительства на территории, где проводится дистанционное электронное голосование. ТИК ДЭГ формируется ЦИК России на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений, Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации, в которых проводится дистанционное электронное голосование. Срок приема предложений - десять дней. Вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума по отношению к ТИК ДЭГ на соответствующих выборах, референдуме является комиссия, организующая указанные выборы, референдум. Срок полномочий ТИК ДЭГ истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, на которых проводилось дистанционное электронное голосование.
В случае обжалования итогов дистанционного электронного голосования полномочия ТИК ДЭГ прекращаются со дня, следующего за днем исполнения ТИК ДЭГ решения вышестоящей комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При принятии соответствующей комиссией решения о проведении дистанционного электронного голосования в случае совмещения дней голосования на выборах и или референдумах разных уровней проведение дистанционного электронного голосования является обязательным на всей территории, на которой проводятся указанные выборы и или референдумы. Порядок подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании 2. Для участия в дистанционном электронном голосовании избирателем, участником референдума подается заявление об участии в дистанционном электронном голосовании далее - заявление ДЭГ. Избирателем, участником референдума подается одно заявление ДЭГ по всем выборам, референдумам, на которых он обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. При подаче заявления ДЭГ избирателю, участнику референдума, имеющему действующую подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" на КСА ЦИК России, необходимо подтвердить свою личность, для чего следует ввести код подтверждения в соответствующем поле экранной формы. Избиратель, участник референдума, не прошедший проверку данных по результатам межведомственного запроса, вправе подать заявление ДЭГ после корректировки соответствующих данных при условии, что не истек срок подачи заявлений ДЭГ. Заявление ДЭГ содержит следующую информацию об избирателе, участнике референдума: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации , номер мобильного телефона, идентификатор, серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации, а также дату и время подачи заявления ДЭГ.
Информация, содержащаяся в заявлениях ДЭГ, ежедневно передается в базу обработки заявлений в целях формирования данных для составления списков участников дистанционного электронного голосования далее - список участников ДЭГ. Если по результатам обработки в ГАС "Выборы" адрес места жительства гражданина Российской Федерации, указанный в заявлении ДЭГ, находится в границах избирательного участка, участка референдума, соответствующего данным, содержащимся в Регистре избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", то избиратель, участник референдума подлежит включению в списки участников ДЭГ. В противном случае избиратель, участник референдума не подлежит включению в списки участников ДЭГ. В случае если по результатам обработки в ГАС "Выборы" выявлено, что помимо заявления ДЭГ избирателем, участником референдума также подано заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, действительным считается заявление ДЭГ, а заявление избирателя, участника референдума о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не учитывается. Сведения о таких избирателях, участниках референдума включаются в реестр избирателей, участников референдума, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения с пометкой в поле "Примечание" - "подано заявление ДЭГ" , формируемый в установленном ЦИК России порядке. Порядок составления списков участников дистанционного электронного голосования 3. Внешний носитель информации помещается в запечатываемый конверт, позволяющий сохранить конфиденциальность и неприкосновенность вложения, и направляется в ТИК ДЭГ. Списки участников ДЭГ составляются отдельно по каждому избирательному округу соответствующей территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума.
После составления списка участников ДЭГ дополнительное включение в него избирателей, участников референдума не осуществляется. Списки участников ДЭГ уточняются с момента завершения их составления и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в ТИК ДЭГ из комиссий, организующих выборы, референдум, при наличии официальных документов уполномоченных органов об утрате избирателем, участником референдума активного избирательного права, права на участие в референдуме на соответствующих выборах, референдуме либо о невыполнении условий пункта 1. Избиратели, участники референдума, включенные в список участников ДЭГ, исключаются из списка избирателей, участников референдума по месту жительства на избирательном участке, участке референдума в порядке, установленном решениями соответствующих комиссий, определяющими порядок составления, уточнения и использования списков избирателей, участников референдума. С этой целью не позднее чем в 10.
Тогда они ссылались на результаты электронного голосования на отдельных участках в Москве. При этом именно ДЭГ помог достичь хороших результатов некоторым оппозиционным партиям. На примере опыта прошлого года, мы решили выяснить: насколько система электронного голосования удобна и прозрачна?
Есть ли доверие к этой системе? Возможно ли общественное наблюдение за ДЭГ? Поговорим об этом в программе «Дневной дозор». Внедрение ДЭГ существенно экономит бюджетные средства, утверждает заместитель губернатора Псковской области Александр Серавин. Но количество УИКов в будущем, через 3-5 лет, будет сокращаться, как это сегодня происходит в Москве. Это очень большие бюджетные расходы, которые, соответственно, можно направить на более нужное и необходимое. Мы просто стараемся идти в ногу со временем.
Учитывая, что и тысячу лет назад Псковская область была одним из законодателей электоральной моды в России вместе с Новгородской , мы стараемся оставаться в этом же ключе». За процессом ДЭГ возможно общественное и партийное наблюдение, рассказал председатель Избирательной комиссии Псковской области Игорь Сопов. Для этого создана специальная электронная система, а наблюдателям дается уникальный код для входа в нее. А наблюдение и общественное, и от партии возможно. Общественное наблюдение происходит таким же образом, как и партийное: вы подаете заявку на наблюдение за ДЭГ в избирательную комиссию, которая организует выборы, и получаете код доступа как наблюдатель. Входите в систему и наблюдаете со своего рабочего компьютера. Никакого специального образования не нужно.
Наблюдателем может быть любой человек в возрасте от 18 лет». По его словам, процесс происходит как и обычное наблюдение, только в электронном формате. Как технически это происходит: у каждой Общественной палаты каждого региона есть квота по наблюдателям за дистанционным электронным голосованием. И в данном случае у нас имеют право быть наблюдателями три человека.
Общие положения 1.
Порядок дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем далее - Порядок в соответствии со статьей 64. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования далее - ПТК ДЭГ , доступ к которому избирателю, участнику референдума предоставляется на специальном портале в сети Интернет vybory. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателя, участника референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления. Принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, правом на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, являющийся пользователем федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций " далее - ЕПГУ с действующей подтвержденной учетной записью пользователя этой системы, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на комплексе средств автоматизации далее - КСА ЦИК России, и зарегистрированный по месту жительства на территории, где проводится дистанционное электронное голосование. ТИК ДЭГ формируется ЦИК России на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений, Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации, в которых проводится дистанционное электронное голосование.
Срок приема предложений - десять дней. Вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума по отношению к ТИК ДЭГ на соответствующих выборах, референдуме является комиссия, организующая указанные выборы, референдум. Срок полномочий ТИК ДЭГ истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, на которых проводилось дистанционное электронное голосование. В случае обжалования итогов дистанционного электронного голосования полномочия ТИК ДЭГ прекращаются со дня, следующего за днем исполнения ТИК ДЭГ решения вышестоящей комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При принятии соответствующей комиссией решения о проведении дистанционного электронного голосования в случае совмещения дней голосования на выборах и или референдумах разных уровней проведение дистанционного электронного голосования является обязательным на всей территории, на которой проводятся указанные выборы и или референдумы.
Порядок подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании 2. Для участия в дистанционном электронном голосовании избирателем, участником референдума подается заявление об участии в дистанционном электронном голосовании далее - заявление ДЭГ. Избирателем, участником референдума подается одно заявление ДЭГ по всем выборам, референдумам, на которых он обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. При подаче заявления ДЭГ избирателю, участнику референдума, имеющему действующую подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" на КСА ЦИК России, необходимо подтвердить свою личность, для чего следует ввести код подтверждения в соответствующем поле экранной формы. Избиратель, участник референдума, не прошедший проверку данных по результатам межведомственного запроса, вправе подать заявление ДЭГ после корректировки соответствующих данных при условии, что не истек срок подачи заявлений ДЭГ.
Заявление ДЭГ содержит следующую информацию об избирателе, участнике референдума: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации , номер мобильного телефона, идентификатор, серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации, а также дату и время подачи заявления ДЭГ. Информация, содержащаяся в заявлениях ДЭГ, ежедневно передается в базу обработки заявлений в целях формирования данных для составления списков участников дистанционного электронного голосования далее - список участников ДЭГ. Если по результатам обработки в ГАС "Выборы" адрес места жительства гражданина Российской Федерации, указанный в заявлении ДЭГ, находится в границах избирательного участка, участка референдума, соответствующего данным, содержащимся в Регистре избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", то избиратель, участник референдума подлежит включению в списки участников ДЭГ. В противном случае избиратель, участник референдума не подлежит включению в списки участников ДЭГ. В случае если по результатам обработки в ГАС "Выборы" выявлено, что помимо заявления ДЭГ избирателем, участником референдума также подано заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, действительным считается заявление ДЭГ, а заявление избирателя, участника референдума о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не учитывается.
Сведения о таких избирателях, участниках референдума включаются в реестр избирателей, участников референдума, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения с пометкой в поле "Примечание" - "подано заявление ДЭГ" , формируемый в установленном ЦИК России порядке. Порядок составления списков участников дистанционного электронного голосования 3. Внешний носитель информации помещается в запечатываемый конверт, позволяющий сохранить конфиденциальность и неприкосновенность вложения, и направляется в ТИК ДЭГ. Списки участников ДЭГ составляются отдельно по каждому избирательному округу соответствующей территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума.