Вернувшись в Россию, Менделеев после небольших испытаний создал «пироколлодий» или отечественный аналог бездымного пороха.
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
В медико-хирургической академии не было вступительных экзаменов, зато было испытание: пребывание в анатомическом театре. И когда Менделеев увидел труп, то упал в обморок. Вообще, в этом здоровом мужике было много женского характера. На врача его, конечно, не взяли.
Как говорится, нет дороги — иди в педагогику. Он находился под одной крышей с университетом, и профессура в вузах была общая. Можно было получить хорошее образование за государственный счет.
Менделеев поступает еле-еле: отчасти по блату, отчасти сам постарался Как Менделееву повезло? Вскоре после поступления у Менделеева умирает мать, а за ней и сестра. Молодой человек понимает: с этого момента все зависит только от него, ждать помощи не откуда.
Он совсем один в холодном и дорогом Петербурге. Интересно, что вместе с Менделеевым учился Николай Добролюбов, поэт и критик, представитель той самой разночинной интеллигенции. И у двух студентов складываются совершенно разные впечатления об институте.
Менделеев пишет в мемуарах: «Всем своим развитием я обязан Главному педагогическому институту». Добролюбов: «Все отнял этот проклятый институт, даже воспоминания детства». Сначала я думал, что это связано с особенностями юношеской биографии: у Менделеева было много романов в ту пору.
Но потом я заметил, что Добролюбов жаловался на то, как плохо кормили. Чая и сахара можно было брать сколько хочешь, а мяса, белка, явно не хватало. Менделеев как-то спокойно к этому относился, только сначала очень сильно болел.
Вот представьте его настроение: знания не очень, мать умерла, сестра умерла, у самого началось кровохарканье. Он лежит в госпитале совсем один, в железной кровати. Но Менделеев живет дальше, начинает постепенно поправляться и хорошо учиться.
В итоге главный педагогический институт он оканчивает с золотой медалью. А в царское время обладатели золотой медали получали право за казенный счет поехать за границу для совершенствования в науках. Обычно направлялись в Германию.
Лекция Игоря Дмитриева Но это не значит, что получил диплом и поехал на вокзал. В министерстве деньги выделялись порциями, и своей очереди нужно было дождаться. А пока — где государство даст, там и возьмет.
Тебя учили четыре года за государственный счет с супчиком? А теперь соизволь восемь лет проработать учителем, куда пошлют. И послали Менделеева в Крым.
А там в 1855-ом в самом разгаре идет Крымская война. Все гимназии переоборудовали под госпитали. В итоге, Менделееву повезло — он устроился преподавателем в Ришельевском лицее в Одессе, через год защитил диссертацию и вскоре начал преподавать в Императорском Санкт-Петербургском университете.
Чем Менделеев занимался в Германии? Менделеев приехал в Гейдельбергский университет в 1859 году изучать взаимосвязи химических и физических свойств веществ на основе свойства жидкостей под названием капиллярность. Но в Германии работа сразу не задалась.
Во-первых, ученому не понравилось оборудование в университете. Как привыкли работать химики в Петербурге? Если колба разбивалась, работали в черепках битой посуды.
Менделеев не привык работать по другим немецким обычаям и потому оборудовал собственную лабораторию на кухне снимаемой квартиры. Во-вторых, денег у Менделеева с лишком хватало на путешествия по Европе. Он брал друзей-соотечественников и оттягивался по полной в соседнем Париже.
Дмитрий Иванович пишет невесте про этот период так: занимаюсь деликатными опытами в Германии. Послание можно понимать двояко. С одной стороны, проводимые им опыты и правда были сложными.
С другой, у химика завязалась любовная история.
Она ежегодно присуждается двум представителям естественно-научного сообщества в знак признания их вклада в науку. Профессор Оганесян из лаборатория ядерных реакций им. Флерова Объединенного института ядерных исследований Дубна был премирован за прорывные открытия и продвижение фундаментальных наук в глобальном масштабе.
Его работа сыграла ведущую роль в синтезе и изучении новых химических элементов периодической таблицы.
Но в Московском университете их ждал неприятный сюрприз — оказывается, туда не брали выпускников сибирских гимназий. Мать с сыном поехали дальше — в Петербург, где Дмитрий Менделеев поступил в Главный педагогический институт.
В том же году Мария Дмитриевна умерла. Выпускника к его немалому огорчению отправили преподавать естественные науки в Симферопольскую гимназию. Но Дмитрий Иванович уже не представлял себя без науки, поэтому вскоре вернулся в Петербург.
В 22 года он защитил магистерскую диссертацию и спустя год стал доцентом Санкт-Петербургского университета. Чтением курса химии Менделеев не ограничился — слишком деятельной была его натура. Он продолжал научные исследования и в 25 лет, как перспективный молодой ученый, отправился в Германию на стажировку.
Здесь он попал к известному химику Бунзену, однако царящая в лаборатории суета и нехватка оборудования раздражали Дмитрия Ивановича. Русский ученый с непростым характером предпочитал работать в домашней лаборатории, которую оборудовал со всей тщательностью в съемной квартире. Он заказал термометры, катетометры и микроскопы у знаменитых европейских мастеров, провел в помещение газ, выделил отдельные комнаты для синтеза и наблюдений.
Менделеев в 1855 году. Источник: wikimedia. Его увлекающаяся натура жаждала впечатлений, и физической химии для этого было явно недостаточно.
Сформулированные им же правила говорят сами за себя: «…Знакомых много не иметь. Работать и гулять. От женщин подальше».
Последний пункт был обречен на провал — молодой человек страстно влюбился в актрису Агнессу Фойгтман, вскоре стал отцом незаконнорожденной дочери. Сложно сказать, как складывались отношения влюбленных, но спустя два года стажировки Дмитрий Иванович поспешил вернуться домой. В России он женился.
Сначала на падчерице писателя Ершова автора «Конька-Горбунка». Женщина с необычным именем Феозва Феосевия была старше супруга на 8 лет, однако обладала приятной внешностью. Она родила Менделееву троих детей, но привыкнуть к вспыльчивому характеру ученого так и не смогла.
О мире и согласии в этой семье речь не шла. Менделеев сбежал от жены в квартиру при университете. Пылкое сердце не смогло долго жить без любви, и когда Дмитрий Иванович повстречал 16-летнюю художницу Анну из Урюпинска, не смог остаться равнодушным к ее красоте, молодости и прочим талантам.
Менделееву к тому времени исполнилось 42 года. Несмотря на то что формально ученый был женат, отношения с художницей развивались страстно. Она забеременела, и только тогда Феозва дала разрешение на развод.
По церковному закону венчаться можно было лишь через семь лет, но для напористого Менделеева это не было помехой. Он подкупил священника и таки женился на юной возлюбленной. В новом браке родилось четверо детей.
Одной из дочерей, Любови, суждено было стать супругой поэта Александра Блока. Мастер чемоданных дел Энергии Дмитрия Ивановича хватало на все.
Портрет, 1878—1879 годы. Главархив Москвы Великий ученый также занимался вопросами сельского хозяйства и нефтяной промышленности. Дмитрий Менделеев — один из самых значимых ученых в мировой истории.
Разработанная им периодическая система химических элементов стала величайшим открытием XIX века и была признана фундаментальным законом мироздания. Сохранившиеся в Главархиве документы лишний раз подтверждают как авторитет, так и известность русского исследователя. В круг научных интересов ученого, кроме органической и физической химии, входили биология, теоретическое воздухоплавание и мореходство.
Please wait while your request is being verified...
Внучки и правнук Если не задаваться вопросом о будущем японской жены Владимира Дмитриевича Менделеева Таки Хидесима и их дочери Офудзи, судьба которых покрыта тайной, и детей, возможно, родившихся у Розамунды, у Менделеева были две внучки, дожившие до взрослого возраста: Наташа — дочь Ольги, и Катя — дочь Марии. О взрослых годах Натальи Дмитриевны Трироговой, которую дед успел подержать на руках и побаловать, неизвестно почти ничего, кроме того, что замуж она не выходила, детей не имела и умерла через год после матери, в 1951-м. Мать и дочь похоронены на Новодевичьем кладбище рядом с тремя могилами Кублицких — родственников Александра Блока. О Екатерине Дмитриевне Менделеевой-Каменской, родившейся в 1925 году и дожившей до девяностых годов XX века, и ее сыне Александре Евгеньевиче Каменском благодаря публикации их друга, доктора химических наук Д. Мустафина 1 сентября.
Сначала Екатерина Дмитриевна училась в Ленинградской академии художеств, потом поступила в театральную студию Большого драматического театра имени А. Горького, где училась на одном курсе вместе с известными впоследствии ленинградскими актерами Н. Ольхиной и В. Затем окончила исторический факультет Ленинградского университета.
Судя по описанию автора статьи, Е. Каменская имела чрезвычайно выразительную внешность: «Высокая, статная, яркая, она всегда была в центре внимания, окруженная поклонниками и подружками. В юности она обладала большой физической силой и могла на спор поднять руками автомобиль. Студенты Академии художеств заключали пари и пропускали лекции, чтобы посмотреть, как внучка Менделеева Катя будет поднимать огромную машину… Меня сразу же потрясло удивительное сходство Екатерины Дмитриевны с ее великим дедом.
Одета она была довольно просто и даже, наверное, бедно, но вся ее монументальная фигура, открытое улыбающееся лицо с большим чувственным ртом, неторопливая правильная речь говорили о благородном происхождении и о врожденном интеллекте, который нельзя приобрести, даже читая самые умные книги. Она была открытой, веселой и шумной, с ярко-рыжими волосами. Любила рассказывать о себе, о своей маме и о деде, которого никогда не видела». Несмотря на способности и разностороннее образование, Екатерина Дмитриевна не смогла добиться успеха в жизни.
Научные степени и высокооплачиваемые должности обошли ее стороной. Внучка Д. Менделеева всю жизнь проработала рядовым научно-техническим сотрудником в знаменитой Кунсткамере, Музее антропологии и этнографии, изучала историю и культуру народов Полинезии. Мустафин, — часами рассказывать о генезисе культуры, об особенностях мифологического сознания, которое, как она утверждала, представляет собой не низшее сознание, предсознание, а иную форму сознания, по-своему не менее высокую, чем научное… Когда она увлекалась… ее речь становилась особенно красивой, манеры — изысканными, а выражение лица — покровительственным и царственным…» После войны она вышла замуж за горного инженера Евгения Каменского, родила сына Александра, но затем супруги разошлись.
Вскоре мужа надолго посадили. Саша воспитывался у бабушки и дедушки по отцовской линии, с матерью виделся нечасто, поэтому особой душевной близости между ними так и не возникло. Екатерина Дмитриевна занимала одну комнату в многонаселенной коммунальной квартире с длинными коридорами, темными чуланами и очень высокими потолками. Комната была выгорожена из огромной залы, имела непропорционально вытянутую форму и упиралась в постоянно разбитое окно.
По существовавшему тогда обычаю, если несколько братьев становились священниками, только один из них оставался с прежней фамилией. Другим же приходилось брать иную. С отцом связаны истоки научной и образовательной ипостасей в личности Д. Иван Павлович был высокообразованным человеком. Он окончил Петербургский педагогический институт, работал в гимназиях Саратова и Пензы учителем философии, изящных наук и политической экономии. А в 1827 году Иван Павлович стал директором Тобольской классической гимназии.
Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И. Менделеева из окружавшей его среды учителей. Мать будущего великого ученого — Мария Дмитриевна — происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Менделеев был всегда благодарен своей матери: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами, Вы подняли на ноги, научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость.
Приняв от Вас так много, Вашу память почитаю». Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения, как просвещение и промышленность. Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу.
В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года.
Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности.
Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И.
Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д.
Мы с сожалением вздохнули: а где информационный повод для публикации -150-летний юбилей со дня создания знаменитым русским ученым периодической таблицы элементов уже прошел… Почему он так и не был избран академиком, знают все умники и умницы: даже в приемной президента РАН висит портрет Менделеева кисти Репина как вечное покаяние… Но ведь Менделеев был не просто химиком - ученым-энциклопедистом, нефтяником и воздухоплавателем, а, что немаловажно, социологом и философом, мыслителем, для которого его время - всегда актуально. Менделеев жил в эпоху, когда в России шла ожесточенная полемика между сторонниками различных путей развития России: западниками и славянофилами, монархистами и социалистами, патриотами и космополитами. Вот почему мы решились предложить читателям "РГ" этот труд: подумать вместе. Ядвига Юферова Когда в 1880 г. Менделеева в академики, С. Витте писал президенту академии К.
Романову о Менделееве как о человеке, представляющем тип удивительного русского ученого: "Будь он француз, немец, англичанин - он уже давно был бы членом высшего ученого национального учреждения. Его имя известно всему миру…Но я знаю, что всегда наступит момент, когда высшие чувства, высшие промыслы отодвигают низкие и воздается дань справедливости каждому по его заслугам. Но наступит ли уже этот момент для старика Дмитрия Ивановича Менделеева? Романова: "В заседании физико-математического отделения академик Овсянников прочел Записку об ученых трудах профессора Александра Онуфриевича Ковалевского А. Ковалевский - известный русский ученый, основатель эволюционной палеонтологии. Одним русским будет больше, а там при счастии проведу и Менделеева".
Прогрессивные взгляды Менделеева, его ярко выраженный патриотизм, широта его интересов - все это повлияло на результаты выборов. Инцидент, связанный с неизбранием Менделеева в академики, всколыхнул весь научный мир. Император Александр III всегда интересовался делами академии, и в частности составом избираемых в Академию ученых. Он недвусмысленно давал понять своему брату, президенту академии великому князю К. Романову, что необходимо как можно скорее покончить с засильем иностранцев. В 1893 г.
Витте назначил Менделеева управляющим Главной палаты мер и весов Министерства финансов, учрежденной по инициативе ученого. Но все старания президента Академии наук ни к чему не привели. Великий ученый так и скончался в 1907 г. Менделеев трижды выдвигался и на соискание Нобелевской премии, однако русофобские круги на Западе всячески культивировали в научных кругах Европы неприязненное отношение к великому русскому ученому-патриоту. Кандидатура Менделеева трижды была отклонена. Не последнюю роль в этом деле сыграл и сам Нобель, для которого позиция Менделеева в отношении бакинской нефти, в прибылях от эксплуатации которой он был прямо заинтересован, была для него неприемлема.
Тема патриотизма стала одной из центральных, ключевых тем философских обобщений ученого. Понятие патриотизма и понятие национализма ученый рассматривал как тождественные. Он писал: "Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационализмом его из меня не вытравить". Отвечая сторонникам либерального направления, приверженцам антипатриотических настроений, Менделеев заявлял: "Любовь к Отечеству, или патриотизм, как вероятно, небезызвестно читателям, некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стараются представить в худом виде, говоря, что ее пора заменить совокупностью общей любви ко всему человечеству с участием в делах узкого кружка лиц, образующих общину коммуну , город или вообще физически обособленную группу. Такое, очевидно, недомысленное учение приписывает патриотизму многие худые явления общественности и похваляются тем, что к этому клонится уже всеобщее сознание, а в будущем перейдет будто бы все человечество. Лживость такого учения становится, на мой взгляд, ясною не столько со стороны одних важных исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающие само происхождение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в каком будущем нельзя представить слияние материков и стран, уничтожение различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главнейшую причину соревнования и прогресса, не упоминая уже о том, что внутреннее чувство ясно говорит, что любовь к отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий общежитного состояния людей от их первоначального дикого или полуживотного состояния".
В возрасте 21 года Менделеев блестяще выдержал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма была признана кандидатской диссертацией. В 1857 году Менделеев стал приват-доцентом при Петербургском Университете. В 1859 году он сконструировал пикнометр — прибор для определения плотности жидкости, в 1860 году открыл критическую температуру абсолютного кипения жидкостей. В 1863 году вышел его учебник «Органическая химия», который был удостоен Демидовской премии. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета.
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев (27.01.1834–20.01.1907)родился в Тобольске в семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева и был последним, семнадцатым (!) ребенком. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель. В год 190-летия Дмитрия Ивановича Менделеева это показывает мощь отечественной научной школы, преемственность поколений ученых, сохранение лучших традиций в подготовке кадров.
От ледоколов до периодической системы: Главархив — о достижениях Дмитрия Менделеева
Большое значение работы этого периода имеют для понимания методики масштабного теоретического обобщения, чему подчинены хорошо подготовленные и построенные тончайшие частные исследования, и что явится характерной чертой его универсума. Это теоретический опыт «молекулярной механики», исходными величинами которой предполагались масса, объём и сила взаимодействия частиц молекул. Рабочие тетради учёного показывают, что он последовательно искал аналитическое выражение, демонстрирующее связь состава вещества с тремя этими параметрами. Предположение Д. Менделеева о функции поверхностного натяжения, связанной со структурой и составом вещества позволяет говорить о предвидении им «парахора», но данные середины XIX века не способны были стать основой для логического завершения этого исследования - Д. Менделееву пришлось отказаться от теоретического обобщения.
В настоящее время «молекулярная механика», основные положения которой пытался сформулировать Д. Менделеев, имеет лишь историческое значение, между тем, эти исследования учёного позволяют наблюдать актуальность его взглядов, соответствовавших передовым представлениям эпохи, и обретшим общее распространение только после Международного химического конгресса в Карлсруэ. В Гейдельберге у Менделеева был роман с актрисой Агнессой Фойхтманн, которой он впоследствии посылал деньги на ребёнка, хотя в своём отцовстве уверен не был. Декабрь 1868 года - февраль 1869 года - по поручению Вольного экономического общества проводил обследование артельных сыроварен Тверской и других губерний. Принимал участие в разработке технологий запущенного в 1879 году первого в России завода по производству машинных масел в посёлке Константиновский в Ярославской губернии, который ныне носит его имя.
Планировался как первый ректор этого университета, но в силу ряда семейных причин в 1888 году в Томск не поехал. Через несколько лет он активно помогал в создании Томского технологического института и становления в нём химической науки. Ушкова впоследствии - имени Л. Карпова; п. Бондюжский, ныне г.
Менделеевск использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха пироколлодия. Впоследствии он отмечал, что посетив «немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное». О посещении Д. Менделеевым института в дни защиты первых дипломных работ, в числе других воспоминал через 60 лет Иван Фёдорович Пономарёв 1882-1982. Член многих академий наук и научных обществ.
Один из основателей Русского физико-химического общества 1868 год - химического, и 1872 - физического и третий его президент с 1932 года преобразовано во Всесоюзное химическое общество, которое тогда же было названо его именем, ныне - Российское химическое общество имени Д. Умер Д. Менделеев 20 января 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких. Похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Оставил более 1500 трудов, среди которых классические «Основы химии» ч.
Именем Менделеева назван 101-й химический элемент - менделевий. Менделеев о демографическом росте в России: Учёный со всей определённостью показывает отношение к настоящему вопросу в контексте своих убеждений в целом следующими словами: «Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского». В начале XX века, Менделеев, отмечая, что население Российской империи за последние сорок лет удвоилось, вычислил, что к 2050 году её численность при сохранении существующего роста достигнет 800 млн человек. Объективные исторические обстоятельства в первую очередь - войны, революции и их последствия внесли коррективы в расчёты учёного, тем не менее, показатели, к которым он пришёл относительно регионов и народов, по тем или иным причинам в меньшей степени затронутых названными непредсказуемыми факторами, подтверждают справедливость его прогнозов. Нобелевская эпопея Менделеева: Гриф секретности, который позволяет предавать гласности обстоятельства выдвижения и рассмотрения кандидатур, подразумевает полувековой срок, то есть о том, что происходило в первом десятилетии XX века в Нобелевском комитете было известно уже в 1960-е годы.
Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах соотечественники - никогда. Статус премии подразумевал ценз: давность открытия - не более 30 лет. Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов. В 1905 году кандидатура Д. Менделеева оказалась в «малом списке» — с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом.
В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д.
Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности?
Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук.
Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности.
До революции либерально настроенная З. Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции». Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает.
У него есть всё». Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников. Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий. На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость».
Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение». При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности. Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом. Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству».
Особенно это характерно для Урала, «где многие металлургические дела ведутся издавна артельными приёмами». По мнению мыслителя, «сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным» поможет сочетание сельской общины с заводами и фабриками летом община ведёт земледельческую работу, зимой — промышленную на заводе или фабрике, находящейся в коллективной собственности , то есть преодоление разделения города и деревни. Концентрацию населения в городах он считал неизбежным для того времени процессом, который закончится тогда, когда и в сельской местности «будет скопляться такое количество жителей, что и там придётся строить многоэтажные дома и вызовется потребность в водопроводах, уличном освещении» и т. Учёный подчёркивал, что «только независимость экономическая есть независимость настоящая, всякая прочая — фиктивная… Мы живём в эпоху, когда богатство и сила народов определяются преимущественно индустриею, а наши дети и внуки, вероятно, доживут до того, что богатства и вся сила народная будут определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством». Он категорически возражал тем авторам, которые настаивали на том, что Россия — традиционно аграрная страна и должна оставаться в этом качестве и впредь. Ясно, что такая позиция была на руку западному капиталу, который стремился предотвратить индустриализацию России и её выход тем самым из экономической зависимости от Европы.
В отличие от западных стран, где впервые произошла промышленная революция, Россия не имела колоний и могла в своём экономическом развитии опираться только на собственные ресурсы. Проект индустриализации страны, генетически связанный с менделеевским, был воплощён в жизнь уже следующим поколением — теми, кто пришёл к власти после Октябрьской революции. Территориально-производственные комплексы ТПК , созданные в советское время, — это тоже идея Менделеева. На основе некапиталистических принципов Менделеев решал и земельный вопрос: «Страны, подобные России, где и поныне лишь малая доля… земли находится в частной собственности, а большая доля удерживается самим государством, имеют впереди возможность распорядиться этою собственностью к наилучшей выгоде своего народа». Учёный писал: «наступит время, когда будет полезно для блага народного выкупить всю частную земельную собственность в пользу общегосударственного владения». Ещё более важной он считал общенародную собственность на земные недра с содержащимися в них полезными ископаемыми.
Таким образом, на словах Д. Менделеев выступал против социалистов и их идей, но фактически взгляды учёного развивались в том же направлении, что вообще типично для русской общественной мысли, включая религиозную. Она направляла свою критику не против социалистической идеи как таковой, а лишь против тех форм, которые последняя принимала в конкретный период «прогрессистский» атеистический социализм прозападного толка. Это было правильно оценено в советское время. Менделеев и уже упомянутый Н. Фёдоров, наряду с С.
Подолинским, в одно и то же время стали говорить о перспективе «автотрофности» — получения продуктов питания из солнечной энергии и неорганических элементов. В 1903 г. Менделеев писал: «Как химик, я убеждён в возможности получения питательных веществ из сочетания элементов воздуха, воды и земли, помимо обычной культуры». В качестве подступа к решению этой задачи он видел выращивание сельскохозяйственных растений «без прикосновения к земле», потому что «растениям, по существу, сама земля не надобна, а нужны вода и соли, в земле находящиеся». Менделеев считал, что человек не должен как слепо подчиняться природе, так и воспринимать себя как её неограниченного владыку. Таким образом, он, как и Фёдоров, приблизился к мировоззрению, которое в середине XX в.
Одной из важнейших работ Менделеева стал труд «К познанию России», в котором учёный подробно проанализировал результаты первой и единственной в Российской империи переписи населения 1897 года. Кстати, М. Горький, создавая через несколько десятилетий свой роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», писал, что был бы счастлив, если бы его произведение можно было бы назвать так, как Менделеев назвал свою книгу. В этом сочинении Менделеев создал собственную систему районирования России, разделив её на 19 «краёв» и «земель», а также дал новую картографическую проекцию, более адекватно отражающую географическое строение нашей страны в её тогдашних границах, причём за нулевой меридиан предлагал взять не Гринвичский, а Пулковский. Говоря об оценках плотности населения, учёный предлагал заменить показатель числа жителей на единицу площади на обратный — число десятин на человека. Русский учёный резко выступал против западных мальтузианских идей об исчерпании ресурсов, необходимости ограничения рождаемости и сокращения населения — даже через войны и другие бедствия.
Здесь же Менделеев дал свой знаменитый демографический прогноз, который на самом деле может быть назван «прогнозом» лишь условно, потому что основан на экстраполяции существовавшего в начале XX в. На 1950 г. Либералы-западники, абсолютно чуждые взглядам русского учёного, тем не менее ссылаются на него для дискредитации Советского периода якобы революция привела к тому, что в России сейчас гораздо меньше населения, чем могло быть без неё. Нетрудно заметить, что цифра на 1950 г. Естественный же прирост в СССР 1920-30 и 1950-х годов не уступал тому, что был в Российской империи, поскольку снижение рождаемости компенсировалось ещё большим снижением смертности и ростом продолжительности жизни. По прогнозам Менделеева, население всей Земли уже к 1980 г.
В эпоху Менделеева признаков демографического перехода не было не только в России, но и в странах Европы и на других континентах, за исключением разве что Франции которая могла восприниматься как «особый случай» , и такая перспектива наукой практически не рассматривалась. Считая неизбежным продолжение роста населения в мировом масштабе, Менделеев приходил к мысли о постепенном усреднении плотности населения в разных странах и их регионах на уровне «китайской или английской» и, соответственно, к прекращению массовых переселений, характерных для его времени: «будут переселяться единицы, но не народы». Сибиряк по рождению, Менделеев прекрасно понимал роль Сибири и Севера в будущем развитии страны. Побережье Северного Ледовитого океана он называл «фасадом России», и естественно, что Северный морской путь стал одной из наиболее интересующих его тем. Учёный полагал, что достижение Северного полюса обеспечит «великий и мирный успех России» как в экономическом, так и в военно-стратегическом отношении.
К 1917 году количество участников Русского химического общества достигло 565 человек. Освещал деятельность организации и химические открытия журнал Русского химического общества. Выпуски выходили в печать каждый месяц, кроме летних, то есть девять раз в год. Дмитрий Менделеев добился всемирного призвания еще при жизни, в его научный титул входило более ста наименований. Он имел огромный авторитет в научной области, являлся почетным доктором многих университетов и почетным членом академий наук и научных обществ ведущих стран мира. В 1880 году за «славную ученую деятельность» Дмитрий Менделеев был избран почетным членом Московского университета и Императорского Московского технического училища сегодня — Московский государственный технический университет имени Н.
Что общего между хоккейной клюшкой и «чёрным крылом» современного истребителя? Будут ли востребованы новые отечественные технологии выделения лития и для чего нужны аккумуляторы водорода? А в том, чтобы воссоздать производство материалов по технологиям, которые уже имелись, но по известным причинам были утеряны.
Предсказал великое будущее России. Оптимист и мечтатель Дмитрий Менделеев
В усадьбе Боблово близ столицы с удовольствием занимался сельским хозяйством. Здесь жили с десяток коров, молоко которых продавали горожанам. Кроме того, Менделеев по примеру матери выращивал хлеб, попутно проводя опыты по повышению урожая зерновых. Активно интересовался первыми сырными производствами России. И даже представил о них доклад Императорскому вольному экономическому обществу.
В последние годы жизни Менделеев строил два доходных дома, чтобы сдавать их в аренду. После смерти химика сотрудники из Палаты мер и весов, где он работал в последнее время, попросили его жену Анну покинуть служебную квартиру вместе с детьми. Семья была вынуждена переехать в дом Академии наук. Кстати, в академию Менделеева так и не приняли из-за его характера.
Ученый все время спорил, выдвигал новые идеи и проекты, одним словом, активно старался что-то делать, нарушая размеренную жизнь академиков. Мифы Никакого отношения к водке Великому химику приписывают изобретение водки - смеси из 40 частей спирта и 60 частей воды. Это миф: к «беленькой» Дмитрий Иванович не имеет никакого отношения. Действительно, он защитил диссертацию «О соединении спирта с водою».
Но в этом труде не было ни слова о том, что именно в такой пропорции водка получается оптимальной. Ученый систематизировал физико-химические явления, происходящие в процессе растворения. Периодическая таблица элементов - не сон Собственно, это главный миф, связанный с Менделеевым: якобы свое главное открытие - Периодическую систему химических элементов - он увидел во сне. Затем проснулся и все записал на бумаге.
Эти нелепые слухи начали ходить еще при жизни гения. На что он со скепсисом и некой обидой отвечал: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы полагаете: сидел и вдруг... Но, когда положительное решение комитетом было наконец принято, ученый умер, - рассказывает историк Софронов.
Рады Вас приветствовать на официальном Учебно-познавательном портале Д. Менделеева это единственный портал города Твери Ниже можно ознакомиться с порталом Конкурсы На нашем портале, Вы можете выбрать любой конкурс. Конкурсы доступны для всех: для детей и родителей, для воспитателей и педагогов, для дошкольников, школьников и студентов, для людей различных профессий и даже пенсионеров.
Спустя несколько лет ученый вернулся в Россию, где как раз нагрянули большие перемены — отмена крепостного права.
Поддавшись настроениям Менделеев даже думал переквалифицироваться в фотографа, так как для науки ситуация оказалась не самой благоприятной, но бросить химию он не смог. Его слишком увлекали процессы, происходящие с химическими элементами. В 1861 году он издал знаменитый учебник «Органическая химия». В личной жизни Менделеева тоже произошли перемены, в 1862 году он женился на падчерице своего учителя Ершова Феозве Лещевой. У Дмитрия и Феозвы Менделеевых родилось трое детей. В то время Дмитрий Иванович развивался как химик-технолог, он написал значимые работы о технологиях производства сахара, муки, спирта и стекла. Существует миф о том, что Менделеев изобрел водку, и он действительно изучал производство спиртных напитков, но авторство водки ему все же не принадлежит.
Он лишь изучал химические аспекты сочетания спирта и воды. Знаменитая таблица Менделеева В дальнейшем Менделеев сосредоточился на изучении свойств химических элементов, в то время были открыты 63 из них. Дмитрий Иванович пытался выработать основной отличительный признак элементов и постепенно пришел к выводу, что это — их атомная масса. Говорят, что гениальное открытие пришло к ученому во сне. Систематизировать накопленные знания о химических элементах было удобнее в виде таблицы. Так и появилась знаменитая таблица Менделеева. Хотя, он работал над ней не один, немецкий Лотар Мейер внес немалый вклад в создание таблицы, в некоторых странах его даже называют соавтором Менделеева.
Россия, по его словам, «лакомый кусок для соседей Запада и Востока потому именно, что многоземельна, и оберегать её целостность всеми народными средствами необходимо». Мысли Менделеева о разоружении в чём-то перекликаются с мыслями его современника — основоположника русского космизма Н. Фёдорова, который считал необходимым не отказ от армий и оружия, а обращение их от борьбы с себе подобными к борьбе с хаосом природы. Одним из важнейших дел Менделеева стала работа над проектом таможенного тарифа. Его убеждением было, что для развития отечественной экономики необходим протекционистский тариф, защищающий страну от проникновения иностранных товаров, разоряющих местного производителя.
Царствование Александра II он подвергал резкой критике именно за насаждение фритредерства по английскому образцу. Мыслитель говорил, что отождествление «свободной торговли» со «свободой вообще» сбивает многих с толку. Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий». Как и его старший современник Н.
Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным. Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа. Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л. Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом».
Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства». Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова. Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов». Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну.
О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов.
В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку».
Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни.
Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная».
Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности. До революции либерально настроенная З.
Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции». Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает.
У него есть всё». Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников. Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий.
На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость». Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение». При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности. Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом.
Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству». Особенно это характерно для Урала, «где многие металлургические дела ведутся издавна артельными приёмами». По мнению мыслителя, «сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным» поможет сочетание сельской общины с заводами и фабриками летом община ведёт земледельческую работу, зимой — промышленную на заводе или фабрике, находящейся в коллективной собственности , то есть преодоление разделения города и деревни. Концентрацию населения в городах он считал неизбежным для того времени процессом, который закончится тогда, когда и в сельской местности «будет скопляться такое количество жителей, что и там придётся строить многоэтажные дома и вызовется потребность в водопроводах, уличном освещении» и т.
Учёный подчёркивал, что «только независимость экономическая есть независимость настоящая, всякая прочая — фиктивная… Мы живём в эпоху, когда богатство и сила народов определяются преимущественно индустриею, а наши дети и внуки, вероятно, доживут до того, что богатства и вся сила народная будут определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством». Он категорически возражал тем авторам, которые настаивали на том, что Россия — традиционно аграрная страна и должна оставаться в этом качестве и впредь. Ясно, что такая позиция была на руку западному капиталу, который стремился предотвратить индустриализацию России и её выход тем самым из экономической зависимости от Европы. В отличие от западных стран, где впервые произошла промышленная революция, Россия не имела колоний и могла в своём экономическом развитии опираться только на собственные ресурсы. Проект индустриализации страны, генетически связанный с менделеевским, был воплощён в жизнь уже следующим поколением — теми, кто пришёл к власти после Октябрьской революции.
Территориально-производственные комплексы ТПК , созданные в советское время, — это тоже идея Менделеева. На основе некапиталистических принципов Менделеев решал и земельный вопрос: «Страны, подобные России, где и поныне лишь малая доля… земли находится в частной собственности, а большая доля удерживается самим государством, имеют впереди возможность распорядиться этою собственностью к наилучшей выгоде своего народа». Учёный писал: «наступит время, когда будет полезно для блага народного выкупить всю частную земельную собственность в пользу общегосударственного владения». Ещё более важной он считал общенародную собственность на земные недра с содержащимися в них полезными ископаемыми. Таким образом, на словах Д.
Содержание
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Что известно о великом земляке.
- 110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
- Женщины и дети Менделеева
- Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь
- One moment, please...
Научная деятельность
- Читайте также
- Менделеевские Новости
- В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
- чПКФЙ ОБ УБКФ
- Сообщить об опечатке
Судьба потомков Д. И. Менделеева в XX веке
Владимир Мединский: Это не только в Америке, во многих странах таблицу Менделеева называют без его фамилии. Предки Менделеева – выходцы из духовенства Тверской губернии, а сама эта фамилия – семинарского происхождения. Практически сразу Менделеев добился права читать лекции по органической химии в Петербургском университете и работать в лаборатории, став приват-доцентом. Это масштабное событие посвящено 150-летию открытия Периодического закона химических элементов великим русским ученым Д. И. Менделеевым.
Женщины и дети Д.И. Менделеева
учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки. 2 февраля исполняется 107 лет со дня смерти выдающегося российского ученого, чье имя известно во всем мире – Дмитрия Ивановича Менделеева. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель. 8 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Сегодня каждый знает имя автора периодической таблицы химических элементов. Группа Менделеевские Новости. Районная газета основана в 1935 году как орган райкома партии и райсовета депутатов трудящихся. Дмитрий Иванович Менделеев — востребованный своим временем гений, один из тех ученых, чьи научные интересы не ограничивались узкой специализацией и которых называли.