Как отмечают специалисты, Запад косвенно признал «независимые» либеральные медиа в качестве своего оружия против России.
Аргументы и факты в соцсетях
Информационный портал Sm News. Конгресс США одобрил пакет военной помощи для Украины, а Джо Байден молниеносно подписал этот документ. Скоро новое вооружение проявит себя на фронте. Читайте последние новости на тему информационное оружие в ленте новостей на сайте Аргументы недели.
СПЕЦОПЕРАЦИЯ ДОНБАСС: РУССКИЕ МЕДВЕДИ!
- Владимир Путин напомнил, что интернет используют как оружие информационной борьбы
- Анатолий Выборный: Фейки являются оружием информационной войны
- Путин заявил, что мощность информационного оружия будет возрастать
- Информационное оружие. Большая российская энциклопедия
В Генштабе предложили приравнять использование информационного оружия к агрессии
Информационное оружие против России, Свежие политические события России и мира. Подобные «черные мифы» служат информационным оружием в «войнах памяти» против России — правопреемницы СССР — и ее статуса в Совете Безопасности ООН как. Президент России Владимир Путин заявил на встрече с матерями военнослужащих — участников СВО, что информация, частности, в Сети — это оружие борьбы.
News Front | Последние новости: России, Украины, Сирии и Мира. Новости Новороссии (ЛНР, ДНР)
Информационное оружие — это специальные средства, технологии и методы, которые применяются с целью нанесения негативного воздействия на политическую, экономическую. В ходе проведения по местам их жительства обысков следователями СКР обнаружены и изъяты огнестрельное оружие и боеприпасы, СВУ с поражающими элементами, пиротехническая смесь. Как отмечают специалисты, Запад косвенно признал «независимые» либеральные медиа в качестве своего оружия против России.
Информационное оружие - многоцелевой инструмент настоящего и будущего. Введение в тему
Не могу поверить, что ФБР следит за шутками в Twitter. Это безумие», — переписывались сотрудники между собой, но выполняли все указания ФБР. Столь же активно и эффективно с точки зрения зомбирования сознания пользователей используются и другие онлайн—ресурсы, подконтрольные американским спецслужбам. Информационная война во многом схожа с войной настоящей, где в последнее время стали доминировать дистанционно управляемые дроны. На подходе и полностью автономные дроны, сами выбирающие свою цель. В Интернете правят бал психологической войны не дроны, а боты.
Бот сокращение от робот — это программа, автоматически выполняющая заранее настроенные повторяющиеся задачи. Боты имитируют поведение пользователя и работают намного быстрее, чем реальные пользователи. Группа ученых из Network Science Institute Университета штата Индиана опубликовала в авторитетном научном журнале Nature исследование под названием «Распространение контента с низким уровнем доверия с помощью социальных ботов» The spread of low-credibility content by social bots. Боты распространяют такой контент на ранних этапах его распространения, еще до того, как статья станет вирусной. Они также нацелены на пользователей с большим количеством подписчиков посредством ответов и упоминаний.
Люди уязвимы для этих манипуляций, распространяя контент, опубликованный ботами. Успешные источники с низким уровнем доверия активно поддерживаются социальными ботами. Эти результаты показывают, что сдерживание социальных ботов может быть эффективной стратегией смягчения распространения дезинформации в Интернете», — пишут исследователи.
Средства сбора информации позволяют производить несанкционированный доступ к компьютерным системам, определять коды доступа, ключи к шифрам или другую информацию о зашифрованных данных и по каналам обмена передавать полученные сведения заинтересованным организациям. В настоящее время разработаны специальные программные продукты, так называемые «ноуботы» Knowbot - Knowledge Robot , которые способны перемещаться в информационной сети от компьютера к компьютеру и при этом размножаться, создавая копии. С целью исключения обнаружения в «ноуботе» могут быть предусмотрены функции самоперемещения и самоуничтожения. Задачи сбора информации решаются и с помощью программных продуктов «Демон» Demon , «Вынюхиватели» Sniffers , «Дверь-ловушка» Trap Door. Программный продукт «Демон», введенный в систему, записывает все команды, вводимые в нее, и в определенное время передает информацию об этих командах. Аналогично действуют и «Вынюхиватели», которые считывают и передают первые 128 битов информации, необходимых для входа в систему.
Программы используются для вскрытия кодов доступа и шифров. При этом система и элементы защиты его не распознают. Созданы и постоянно модернизируются специальные технические устройства, позволяющие считывать информацию с мониторов компьютеров. Перспективным является также создание миниатюрных специализированных комплексов сбора, обработки и передачи информации, которые могут внедряться под видом обычных микросхем в состав самых различных радиоэлектронных устройств. Средства искажения и уничтожения информации включают программные продукты «Троянский конь» Trojan Horse , «Червь» Worm , а также многочисленные компьютерные вирусы, количество которых превышает 60 тысяч. Он активируется по команде и используется для изменения или разрушения информации, а также замедлять выполнение различных функций системы. Он способен изменять рабочие файлы, уменьшать ресурсы памяти, а также перемещать и изменять определенную информацию. К средствам воздействия на функционирование информационных систем относятся «Логические бомбы», «Бомбы электронной почты» и т. Логическая бомба представляет собой инструкцию, находящуюся в неактивном состоянии до получения команды на выполнение определенных действий на изменение или разрушение данных, а также нарушение работоспособности информационно-вычислительных систем.
Так, в ходе войны в Персидском заливе Ирак не смог применить против многонациональных сил закупленные во Франции системы ПВО, так как их программное обеспечение содержало логические бомбы, активизированные с началом боевых действий. Бомбы электронной почты - это большой объем несанкционированных сообщений с целью увеличения нагрузки на сервер, чтобы он стал недоступен или его ресурсы стали недостаточными для нормальной работы. Именно таким образом был заблокирован в марте 1999 г. Неизвестный адресат регулярно присылал на адрес Североатлантического блока около 2000 телеграмм в день, которые переполнили электронный «почтовый ящик». Радиоэлектронные методы воздействия предполагают использования средств радиоэлектронного подавления, радиоэлектронной разведки и некоторые другие. Основным предназначением такого оружия является контроль информационных ресурсов потенциального противника и скрытое или явное вмешательство в работу его систем управления и связи в целях дезорганизации, нарушения нормального функционирования или вывода их из строя как в мирное, так и в военное время при действиях самостоятельно либо в сочетании с другими средствами воздействия на противника. Таким образом, практически все вышеперечисленные средства ведения информационного противоборства используются для поражения объектов целей противника , в основном с целью их подавления. Вопрос вызывает лишь причисление к оружию средств массовой информации, включая глобальную информационную сеть Интернет, а также программно-технические и радиоэлектронные средства сбора информации. Что касается средств массовой информации, то использование их с целью оказания активного информационно-психологического воздействия может снизить или даже лишить личный состав противника на определенный период боеспособности, заставив его уклоняться различными путями от участия в боевых действиях.
В этом случае СМИ выступают в качестве средства подавления, то есть относятся к оружию. Программно-технические и радиоэлектронные средства сбора информации не попадают под классическое определение оружия, так как они не участвуют в непосредственном поражении противника, а лишь обеспечивают условия для эффективного ведения вооруженного и, в частности, информационного противоборства. Но если принять за основу сформулированное выше определение информационного оружия, то средства сбора информации, несомненно, обеспечивают контроль над информационными ресурсами противника и могут быть причислены к этому виду оружия. Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например, интеллектуальной собственности; оно позволяет даже вести наступательные действия анонимно, без объявления войны. Нормальная жизнедеятельность общественного организма целиком определяется уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной среды. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации - все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности информации. Именно информационная инфраструктура общества - мишень информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации структур государственного управления российской экономикой может привести к гибельным последствиям в результате информационной агрессии.
Темпы совершенствования информационного оружия как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации информационного оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны [4]. Пару лет назад Центральное разведывательное управление ЦРУ упоминало только Россию и Китай в качестве основных источников угрозы из киберпространства. Сегодня американские эксперты отмечают, что уже более 20 стран планируют и осуществляют различные виды информационных операций, направленных против Соединенных Штатов. ЦРУ отмечает, что ряд противостоящих США государств, включают информационную войну как часть их новых военных доктрин.
Как следовало из документа, информационные операции представляют собой комплекс мероприятий по воздействию на людские и материальные ресурсы противника для того, чтобы затруднить или сделать невозможным принятие верного решения с одновременной защитой своих информационно-коммуникационных сетей и компьютерных систем. Такие операции включали в себя пять основных составляющих: радиоэлектронную борьбу electronic warfare , психологические операции psychological operations , операции в информационно-коммуникационных сетях computer network operations , военную дезинформацию military deception , оперативную безопасность operations security. Были определены и вспомогательные элементы информационных операций, необходимые для достижения успеха операции в мирное и в военное время, в том числе: информационная устойчивость information assurance , физическое воздействие physical attack , контрразведка counterintelligence , физическая безопасность physical security , сбор и использование данных видовой разведки combat camera , связь с общественностью public affairs , гражданско-военные операции civil-military operations , поддержка структурами Минобороны публичной дипломатии defense support to public diplomacy.
Директива Министерства обороны D 3600. В документе отмечалось, что информационные операции проводятся «в целях информационного воздействия, введения в заблуждение, нарушения работы компьютерных систем, искажения информации, дезорганизации баз данных и лишения противника возможности их использования, извлечения информации из компьютерных систем и баз данных противника при одновременном обеспечении защиты своей информации и информационной инфраструктуры». Документ вводил в действие принцип разделения информационных операций на три категории: атака на компьютерные сети computer network attack , защита компьютерных сетей computer network defense , обеспечение доступа к компьютерным сетям противника и их использование в своих интересах computer network exploitation. Аналогичные директивы были изданы всеми видами вооруженных сил. Пришедшая к власти в начале 2009 г. Сразу же после вступления в должность президент Б. Обама отдал распоряжение о проведении тщательного анализа мероприятий федеральных ведомств по организации комплексной эффективной защиты национальных информационно-коммуникационных сетей, а также о разработке стратегии борьбы в информационном пространстве. Как следовало из официального заявления президента Б.
Обамы, «кибершпионаж и преступления в информационно-коммуникационных сетях стали нарастающей тенденцией. Поэтому кибербезопасность - высший приоритет национальной безопасности страны в XXI веке... Эта речь совпала по времени с выходом в свет «Обзора политики в киберпространстве», представленного президенту специальной комиссией, проводившей анализ состояния дел в области защиты информационного пространства. В обзоре содержались рекомендации по совершенствованию безопасности национальной информационной инфраструктуры. В частности, утверждалось, что федеральные ведомства слишком забюрократизированы и разобщены в своих действиях в области кибербезопасности. Особо подчеркивалось, что требуется незамедлительно выработать приемлемые правовые нормы в области кибербезопасности для национальной юрисдикции, суверенной ответственности государств и порядка силового реагирования на киберугрозы. Из доклада также следовало, что подходы США к обеспечению кибербезопасности не соответствуют темпам возрастания угрозы. Отмечалось, что национальная безопасность практически полностью зависит от функционирования информационно-коммуникационных сетей, которые обеспечивают жизнедеятельность всей национальной инфраструктуры, в первую очередь федеральных ведомств, отвечающих за оборону и безопасность.
В соответствии с рекомендациями американских специалистов, предлагалось создать пост координатора по кибербезопасности, который отчитывался бы непосредственно перед президентом. Эти предложения практически полностью совпали с рекомендациями экспертов из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, сделанными ими в декабре 2008 г. В марте 2010 г. К ее выполнению привлечены все федеральные ведомства США, а также структуры правительств штатов, ответственные за обеспечение безопасности информационного пространства. Следует отметить, что в нее вошли документы, разработанные еще при предшествующей республиканской администрации. Это изданные в январе 2008 г. Предполагаемые расходы на реализацию данной «Инициативы» могут составить от 40 до 100 млрд. Всего в ней предусматривается 12 основных направлений работ, связанных со всесторонней защитой национального информационного пространства и фиксированием всех попыток несанкционированного проникновения.
Специалисты намерены, прежде всего, четко определить допустимые границы в борьбе с киберугрозами, а также создать условия для полной информированности военно-политического руководства об уязвимости компьютерных систем, обеспечивающих жизнедеятельность национальной информационной инфраструктуры, а также для закрытия технологических брешей в компьютерных системах и своевременно предпринять необходимые меры для парирования возможных кибератак. Другая важнейшая задача, обозначенная в «Инициативе», - защита баз данных от всего спектра вероятных киберугроз. Ее предлагается решать путем расширения технических и оперативных возможностей федеральных ведомств, ответственных за национальную безопасность. Кроме того, планируется обеспечить более тщательный контроль каналов поставок новейших информационных технологий федеральным структурам, отвечающим за национальную оборону и безопасность. Предполагается, что это полностью исключит возможность приобретения ими технических средств, способных нанести ущерб национальной безопасности. Еще одно масштабное направление реализуемой «Инициативы» - комплекс мероприятий по качественному улучшению системы подготовки специалистов в области информационной безопасности. Предлагается также повысить эффективность координации финансируемых из федерального бюджета НИОКР в этой сфере и внедрить действенные механизмы их своевременной переориентации, чтобы исключить неоправданные расходы на проведение дублирующих исследований. Планируется разработка стратегических подходов для эффективного противодействия всем видам киберугроз.
Для этого предлагается провести комплекс мероприятий, начиная с модернизации государственных структур, отвечающих за информационную безопасность, и заканчивая определением места и роли федерального правительства в этом процессе, с тем, чтобы обеспечить непрерывный контроль над функционированием национальных информационно-коммуникационных сетей и управление ими как единым комплексом. Это, по мнению компетентных специалистов, только первый шаг на пути к обеспечению надежной кибербезопасности. Все действующие центры быстрого реагирования на киберугрозы должны быть объединены в единую структуру, что позволит контролировать ситуацию в компьютерных системах в режиме реального времени и существенно повысить качество анализа предпринимаемых противником кибератак. Предлагается провести мероприятия, направленные на создание структур киберконтрразведки, их оснащение новейшими техническими средствами с внедрением самых современных технологий, предназначенных для повышения информационной безопасности закрытых каналов связи и передачи данных. В мае 2011 г. Обама утвердил «Международную стратегию для киберпространства», которая декларирует комплексный подход военно-политического руководства к политике в глобальном информационном пространстве [14]. Документ подтверждает, что информация и национальная информационная инфраструктура в целом - это стратегический ресурс. Подчеркивается, что в XXI в.
Другой пример. Как убедительно показал американский журнал Foreign Affairs на примере фальшивых видеозаписей, вброс «глубоких фейков» может иметь резонансный эффект вроде взрыва «информационной бомбы»: методом фейковой видеоимитации были воссозданы не имевшие места в действительности «частные разговоры» премьер-министра Израиля о якобы планируемой серии политических убийств в Тегеране [22]. Безусловно, подобные политические фейки могут взорвать мир и без того в неспокойном регионе Ближнего Востока. Как видим, «глубокие фейки» как новейший вид усовершенствованного информационного оружия заслуживают особенно пристального внимания специалистов. Роль видеофейков в информационном сопровождении боевых операций. Феномен «Белых касок» Технология фейковых видеоимитаций многократно была апробирована в Сирии. В книге директора Фонда исследования проблем демократии М. На основе большого количества свидетельств в книге показано, что «Белые каски» на самом деле были не общественной и добровольной, а, по существу, военизированной структурой, подразделением террористических организаций, часть членов которого рекрутировалась туда как добровольным, так и принудительным путем. Для фабрикации инсценировок действовали специальные группы, которые привозили раненых из больниц, часть из них гримировали под «убитых»; зажигали шины и мусор; вовлекали в свое преступное «действо» голодающих детей за обещание хорошо накормить; здоровых людей принуждали изображать погибших или пострадавших, имитировать применение против них химического оружия.
Для фейковых съемок «Белые каски» «использовали привезенные ими мины и разрушали здания, а затем, вместе с западными журналистами, снимали сфальсифицированные сцены использования химического оружия якобы со стороны сирийской армии» [24]. Постановочные сюжеты «Белых касок» имели тяжелые последствия. Такую роль сыграла, в частности, известная инсценировка якобы имевшей место химической атаки в г. Дума Восточная Гута в апреле 2018 г. Несмотря на последовавшие вскоре признания снятых в видеосюжете мнимых «жертв», что никакой химической атаки не было, тем не менее Великобритания и США использовали этот фейковый повод для нанесения 14 апреля 2018 г. О том, что «Белые каски» были «проектом» западных держав, свидетельствуют многие факты. Так, режиссеры и авторы фото- и видеоматериалов получали поддержку организаторов престижных международных конкурсов. Например, фильм «Белые каски» был отмечен премией «Оскар». За другой фейковый материал — о мнимой атаке хлора — журнал «Тайм» назвал в 2016 г.
Политические элиты Запада несут безусловную ответственность за финансирование «Белых касок». Авторы упоминавшейся выше книги приводят высказывания европейских лидеров, однозначно свидетельствующие об этом. Так, «в ноябре 2018 г. Приводится также заявление бывшего министра иностранных дел, ныне премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, о том, что его страна выделила десятки миллионов на организацию «Белых касок» [25]. Известно, что эти средства были направлены в конечном итоге не только на «гуманитарные» цели, но и на оплату боевиков террористических групп и незаконных вооруженных формирований, а также на работы по фортификации их боевых позиций. Анализ показывает, что практика применения видеофейков как инструмента фальсифицированной информации о ситуации в Сирии несет в себе серьезные военные и политические угрозы. Дезинформируя мировое сообщество, эти видеофейки играют на руку террористам. Отсутствие норм международного права, позволяющее видеопровокаторам уходить от ответственности, является серьезной проблемой, требующей своего безусловного разрешения. Фейки как инструмент информационного противоборства Анализируя феномен «фейковой журналистики», С.
Ильченко справедливо называет ее неотъемлемой частью современной «шоу-цивилизации»: «Фейк как явление современной информационной сферы имеет прямое отношение к такому глобальному явлению, как шоу-цивилизация, имитирующая действительность путем создания виртуальной реальности в электронных СМИ, а также в Сети» [26]. Механизм распространения фейков связан, по мнению В. Дорофеевой, с новыми тенденциями в функционировании современной медиасферы. Функции фейков многообразны. Они выступают не только средством имитации несуществующего события, инструментом провокации неадекватных военных и политических решений, но и, как убедительно показал А. Манойло, служат методом перехвата информационной повестки дня [28] в целях отвлечения и переключения внимания массовой аудитории от реальных проблем, ослабления либо, напротив, усиления протестной активности. Исследователи выделяют и другие функции фейков: дезинформация аудитории, пропаганда определенных политических позиций, возбуждение паники, запугивание, введение в заблуждение с целью вызвать агрессию против действующей власти. Примером может служить ситуация с нагнетанием общественного резонанса вокруг пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», произошедшего 25 марта 2018 г. В первые сутки после трагедии украинский пранкер Никита Кувиков, известный в Сети как Евгений Вольнов, стал звонить в морги г.
"РГ: русское оружие": бронемашина на базе танка Abrams стала российским трофеем
- Курсы валюты:
- Эксперты: Россия столкнулась с использованием сразу двух типов информационного оружия
- Над ним смеялись. Необычное российское оружие поразило немецкого журналиста
- Информация как оружие — Газета «Калужская неделя»
Короли вирусного видео
- Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ
- Что-то пошло не так!
- Хищники на улицах
- Военная хроника сообщила о ракетном ударе по Харьковской области
- Информационное оружие всегда особо ценилось в период военных конфликтов
- Прошу удалить мой номер
Мировое обозрение
Разнообразие информационного оружия, форм и способов его воздействия, особенности появления и применения породили сложнейшие задачи защиты от него. Дуда заявил, что решения о размещении ядерного оружия в Польше пока не приняты. Молдавская оппозиция, оружие США в Польше и политика ЕС. Фактически информационное оружие превращается в оружие массового поражения – с учетом того, что главные мiровые СМИ (агентства новостей и телеканалы) подконтрольны мiровой. Информационное оружие — это специальные средства, технологии и методы, которые применяются с целью нанесения негативного воздействия на политическую, экономическую.
Правда как оружие информационной войны
СМИ не только предоставляют обществу доступ к информации о событиях, ситуациях, организациях, государстве, но и обеспечивают информационную прозрачность. Информационное оружие может включать в себя различные методы манипулирования информацией, такие как дезинформация, пропаганда, фейковые новости, кибербуллинг. Что такое информационное поле и по каким законам оно существует?
Более 120 стран создают информационное оружие, способное создать массовую панику — Генштаб
В разведке это называется провести операцию под чужим флагом. Более того, после 2016 года стало отчётливо видно, что все спецоперации, как правило, реализуются по одной схеме, но из двух центров: Совет национальной безопасности США, который определяет идеологию таких операций и реализует их в содружестве с ЦРУ, и Государственный департамент. А в качестве модератора выступает Конгресс Соединённых Штатов, который определяет, кому какую задачу поручить. Что нас в бой ведёт? Как вы считаете, мы достаточно убедительны в информационной войне? Его обращение к согражданам, когда надо было объяснить, почему необходима частичная мобилизация, вопросов не оставило: если мы воюем не с Украиной, а со всем Западом, война действительно должна быть другой. Что не всегда следует из той укороченной информации, которая поступает по другим информационным каналам. Нередко недосказанность становится питательной средой для всевозможных слухов и домыслов. У него совершенно другие задачи в масштабах государства.
А киевский режим, который, как теперь понятно, заранее готовился к противостоянию, всё предусмотрел. При этом Центр информационно-психологических операций ВСУ чётко встроен в американскую систему информационной войны. Так что и на информационном поле боя мы напрямую имеем дело с американцами. А это совершенно другой противник. Американцам давно внушили, что они лучшие люди Земли. И самое примечательное, что этой же точки зрения стали придерживаться и украинцы, когда их обработали бандеровской идеологией. А нас кто в бой ведёт - какие идеи? Например, в наших Вооружённых силах ведущую идею заменяет патриотизм, корпоративная солидарность «Кто, если не мы!
В оперативном порядке будете готовить бойцов идеологического фронта?
Обсуждаются возможности человека по восприятию информации и влияние информационного оружия на его сознание и подсознание. Приведены информативные признаки человека. Настоящее, третье издание дополнено главой, посвященной сценариям информационных войн.
Концепция применения информационного оружия носит преимущественно наступательный характер. При этом учитывается уязвимость информационной инфраструктуры от воздействия наступательных средств ведения информационной борьбы, которое всё более связывается со значительным увеличением масштабов применения государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, осуществлением действий, направленных на подрыв суверенитета и территориальной целостности, а также стабильности политической и социально-экономической систем потенциального противника. В результате появления новых средств ведения информационно-технической борьбы подходы к содержанию понятия «информационное оружие» и основам его применения в информационной войне меняются. В частности, развиваются методы и способы т. Главной задачей информационного противодействия является обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов посредством физической защиты критически важных объектов, скрытого наружного наблюдения, технической оснащённости, оперативной маскировки, дезинформации в сочетании с оперативными комбинациями, контрпропагандой в комплексе с радиоэлектронной борьбой.
Представляет собой достаточно широкий диапазон приёмов и способов — от дезинформации и пропаганды до применения средств радиоэлектронной борьбы РЭБ.
В силу многоплановости информационное оружие характеризуется также как средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним официальных пользователей, а также дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всего высокотехнологичного жизнеобеспечения общества и функционирования государства. Для информационного оружия характерны: а скрытность достижение поставленных целей без видимой и фиксируемой подготовки и объявления войны ; б масштабность нанесение критического ущерба в различных сферах жизнедеятельности общества и государства без пространственных и временных ограничений ; в универсальность многовариантность и инвариантность использования информационных структур двойного назначения для достижения поставленных целей. Наиболее существенными структурными и содержательными составляющими информационного оружия являются: 1 средства деструктивных дезориентирующих, дезинформирующих, дезорганизующих, дестабилизирующих, разрушающих, подавляющих и др. В соответствии со сферами, в которых ведётся информационное противоборство, информационное оружие может классифицироваться по основным видам воздействия: информационно-психологическое и информационно-техническое.