Новости картины врубель с названиями

Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его работы более похожими на витражи или панно. Показ такой творческой кухни разных картин на выставке повторен неоднократно, потому что для Врубеля создание этюдов, многие из которых в итоге лучше финальной версии, было типичным.

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

Посетительница возле картины Михаила Врубеля Демон поверженный (1902 г.) на выставке Михаил Врубель, приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Величие живописного дарования Михаила Александровича Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. одну из самых могучих и узнаваемых своих картин. Картины врубеля с названиями самые знаменитые.

Список картин Михаила Врубеля

Свои чувства Врубель не скрывал даже от Прахова, но, конечно, Эмилия не ответила художнику взаимностью. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались. В это трудное время в работах художника впервые появился образ Демона. Тогда же в Киев приехал Александр Врубель, чтобы проведать сына. Первые наброски «Демона» вызвали у старшего Врубеля ужас. Живописец уничтожил работу, однако позже все-таки вернулся к этой теме. В образе Демона сочетаются мужские и женские черты, поэтому некоторые современники говорили, что в нем можно увидеть сходство с Эмилией Праховой.

Много лет спустя она вспоминала: …на одной из репетиций… я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился. Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде предложение, и в 1896 году пара обвенчалась в Женеве, куда певица отправилась на гастроли. Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой. О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило.

Корпус Бенуа 3 июня 2022—14 ноября 2022 Внимание! Выставка «Михаил Врубель.

К 165-летию со дня рождения» продлевается до 14 ноября 2022 года. В связи с ограничениями по продолжительности непрерывного экспонирования, которые имеют графические работы, с 26 октября экспозиция частично обновлена: некоторые произведения заменены на живописные этюды академического периода, эскизы картин "Сирень" и "Царевна-Лебедь", а также рисунки, акварели и керамику художника из собрания Русского музея.

Он то не покладая рук работал и горел какой-либо навязчивой идеей, то впадал в депрессию и много пил. Общество не принимало его творчеством, называло декадентским или вовсе уродливым. К психическим проблемам добавились физические - в 50 лет Врубель фактически оказался прикован к коляске. Он подолгу лежал в больницах, и после недолгих проблесков улучшения, снова и снова угасал все больше с прочной репутацией сумасшедшего. Врубель умер в 1910 году и на похоронах его поклонник, большой поэт Александр Блок, произнес речь, назвав его «вестником иных миров». Давайте окунемся в эти миры Врубеля. Демон сидящий, 1890 Третьяковская Галерея Идею и образ Демона Врубель вынашивал несколько лет, и это одна из первых работ в типично врубелевском «кристаллическом» стиле. Крупные мазки специальным шпателем привносят ощущение, словно это не живопись, а мозаичное панно - на технику и повлияли мозаики киевских соборов, где он работал.

Работа навеяна романтической поэмой «Демон» Михаила Лермонтова. Падший ангел скитается по свету, нигде не находит себе покоя. У Врубеля было свое понимание образа - не злобного, но страдающего и при этом величавого. К поэме Лермонтова Врубель написал также целую серию акварельных иллюстраций. Суд Париса, 1893 Третьяковская Галерея В 1889 году Врубель переехал жить в Москву, и здесь состоялась его судьбоносное знакомство с крупным промышленником, меценатом и поклонником искусств, Саввой Мамонтовым. Модерниста и новатора Врубеля в обществе еще не принимали, но Мамонтов обладал тонким художественным чутьем и стал заказывать художнику оформление своего особняка в Москве. Вскоре Врубель стал востребован и среди других любителей искусства. Так для дома семейства Дункер в Москве Врубель исполнил невероятный триптих «Суд Париса», который заказчики, однако, почему-то отвергли. Принцесса Грёза, 1896 Третьяковская Галерея Огромное полотно Врубелю заказал Савва Мамонтов для оформления павильона на всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

С другой, мифологизацией Врубеля занимались символисты и романтики. Образ сумасшедшего гения, провидца, которого свела с ума его самая знаменитая работа, очень хорошо ложился в их канон. Вполне конкретное инфекционное заболевание Врубеля, закончившееся среди прочего слепотой художника, описывалось предельно высокопарно — «он сгорел на костре собственного вдохновения», а про его главную картину писали: «Его безумие явилось логичным финалом его демонизма». Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно не подходящее к Демону. Рисунок был восхитителен и так особенен, что я с того времени не видел формы подобной» — так о встрече с Врубелем во время написания «Демона» вспоминает его коллега и друг Константин Коровин. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Стоит заметить, что сам автор от нее, скорее всего, был бы не в восторге. Тут тоже помог Блок, провозглашенный с легкой руки поэта Иннокентия Анненского андрогином «под беломраморным обличьем андрогина». Русские травести начала 20-го века Таким образом, у Врубеля лермонтовский Демон — герой максимально, как сейчас бы сказали, гетеронормативной истории вдруг стал предвестником новых времен: русская травести-сцена, зародившаяся еще при Петре I, в те годы наконец начинала выбираться из подполья.

Один во всей Вселенной: гид по выставке Михаила Врубеля в Русском музее

В 1883 году он участвует в реставрации росписей древней Кирилловской церкви в Киеве. Врубель пишет сцену «Сошествие св. Он плодотворно работает как график иллюстрирует своего любимого поэта — М.

Удивительное мастерство, трагизм, бунтующий дух и редкостный талант делают Михаила Врубеля великим художником. Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в его работах. Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Петербурге и других городах. В 1874 году он начинает учиться на юриста, но скоро бросает университет. Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге.

От Чистякова, идеи которого были близки мастеру, Врубель воспринял интерес к акварели, к чистоте цвета и «мозаичному» письму. С помощью этих средств достиг поразительных эффектов в передаче многоцветности и одухотворенности форм. Знаковые работы этого периода представлены на выставке. В поисках облика героя Врубель создал ряд автопортретов. Киевский период, 1884-1889 Весной 1884 года Врубель по совету Павла Чистякова был приглашен профессором Адрианом Праховым в Киев для реставрации церквей и написания икон. Врубель «Венеция», 1893. Позже обращается к религиозным сюжетам, создает эскизы для Владимирского собора, зажигается ориентальными мотивами и образом Кармен, с лета 1885 года ведет поиски в воплощении образа Демона. Моление о чаше» ГТГ , которые можно увидеть на выставке. Московский период. Расцвет творчества, 1889-1904 С середины 1880-х Врубель искал новые пути в искусстве. Художник становится членом Мамонтовского кружка, активно проявляет себя не только в станковом творчестве, но и в декоративной, театральной живописи, книжной иллюстрации, прикладном искусстве. Картина — первое значительное произведение русского символизма, определившее его главную тему — стремление творческой личности к высшей красоте. Художник творит образ, созвучный духовным исканиям своей эпохи. Он утверждает, что его герой — «это дух, но дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всем этом дух величавый и властный». Работая мастихином, Врубель словно соединил приемы живописца и скульптора, что проявляется в создании форм, похожих на ограненные камни.

На выставке есть и знаменитая «Сирень», созданная по фотографии с Надеждой Забелой, и сценические образы жены, как «Снегурочка» или «Царевна Волхова». Супруга стала не только основной моделью художника, но и верным другом на протяжении всей жизни, разделив в годы болезни судьбу мужа. А когда Врубель ослеп, голос Забелы-Врубель стал для него единственной связью с миром. Еще одним интересным пунктом на выставке стал Ренессансный зал, где кураторы смогли собрать три панно и три плафона, созданные Врубелем для дома инженера К. Дункера и Е. Дункер, дочери известного коллекционера Д. Заказчики хотели, чтобы художник создал «что-нибудь относящиеся к эпохе Ренессанса», а в итоге Врубель выбрал темой триптиха популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса». Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло. К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы. А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом. Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа. Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху. Во время болезни художнику не разрешали использовать масляные краски, поэтому поздний период творчества весь графический.

Михаил Врубель: трагедия гения

Экспрессивно-драматичны и портреты К. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы — в Третьяковской галерее. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон акварель, белила, 1890—1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург , — в картинах Демон 1890 и Демон поверженный 1902; обе работы — Третьяковская галерея. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством Жемчужина, 1904; Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906 , — работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп.

Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки 1896, Третьяковская галерея. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан 1899 , Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень все 1900 , пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны и портреты К.

Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы — в Третьяковской галерее. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон акварель, белила, 1890—1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург , — в картинах Демон 1890 и Демон поверженный 1902; обе работы — Третьяковская галерея. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками.

Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый.

Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Шестикрылый Серафим. Сербского, стала вершиной его творчества. Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела — яркие символы борьбы противоположностей. Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями — «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом».

Портрет Брюсова. Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля. Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов. Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так, на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.

Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счёте, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь. Картина «Демон поверженный» уже висела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново. При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались.

Михаил Врубель в 10 шедеврах

Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Выдающееся дарование Врубеля было замечено, и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви XII в. Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто XV в. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи.

Этот камин на былинный сюжет получил золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Его копия была выполнена для московского дома Бажанова, полностью выдержанного в стиле модерн. Пан, 1899 Третьяковская Галерея В конце XIX века возникает настоящая мода на «русский» стиль читайте подробнее тут - и Врубель был одним из тех, кто возрождал национальный фольклор - и в керамике, и в живописи. И хоть эта картина написана под впечатлением от рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», Врубель переносит древнегреческого мифического персонажа на русскую почву. Его пан - это скорее леший, потусторонний дух леса, и притаился на фоне типично русского пейзажа. Эта сказочная история из русского фольклора вдохновила художника и на создание целой серии майоликовых скульптур - фигуры героев оперы - Садко, Морского царя, царевны и невероятное блюдо со всеми ними и обитателями подводного мира. Царевна-лебедь, 1900 Третьяковская Галерея Подобно пану - царевна-лебедь еще одно сказочное существо, которое существует как будто между мирами. Она то прекрасная девушка, то птица - и художник пытается уловить момент этой метаморфозы. Впрочем, в этом невероятном образе многие угадывают и замужнюю женщину, в которую Врубель был безответно влюблен до женитьбы. Демон поверженный, 1902 Третьяковская Галерея После первого потерянного сидящего демона, Врубель написал еще «Демона летящего», властно парящего над миром - и закончил цикл этим трагически сраженным демоном. Его изломанная фигура на фоне пейзажа Кавказских гор. Работа над этой картиной довела Врубель до очередного срыва и он попал в больницу - он сделал множество эскизов, но и уже готовое полотно бесконечно переделывал. Как вспоминала жена Врубеля, каждый день она с ужасом наблюдала перемены в Демоне - были дни, когда лицо его было страшно, в другие же в нем появлялась «глубокая грусть и новая красота». Шестикрылый серафим, 1904 Русский музей После лермонтовского Демона, столько истерзавшего его, Врубель вновь обращается к сложному существу. Это герой стихотворения А. Пушкина «Пророк» - грозный ангел Серафим - огнеподобный посланник Бога. Он держит в руках меч, которым по Пушкину рассекает грудь герою и вместо сердца вставляет туда огненный уголь, чтобы тот стал пророком и словом жег сердца людей.

О полемике Врубеля с Львом Толстым и природе таланта 1. Михаил Врубель. Пан, 1899 2. Что почитать по теме этого урока. Жизнь и творчество». Книга замечательного искусствоведа Нины Дмитриевой идеально сочетает и действительно профессиональный взгляд на творчество художника, и рассказ об обстоятельствах его жизни — без лишней художественности и мелодраматизма. Книга из серии «Жизнь замечательных людей» — подробная, но с изрядной долей романтизации и авторского взгляда. Трилогия: «Врубель и Лермонтов»; «Врубель. Театр»; «Врубель.

Михаил Врубель

Михаил Врубель: «В сияньи многоцветных крыл» Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин.
Печали и демоны Михаила Врубеля Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего».
Михаил Врубель: «В сияньи многоцветных крыл» Еще один сюрприз – световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины, создавая таким образом эффект перелива драгоценных камней.

Михаил Врубель: трагедия гения

Врубель картины все с названиями это русский художник рубежа 19-20 вв, его творчество принадлежит символическому направлению модерна, основные темы картин - образ демона, сказочный эпос и религиозная тема.
Русский музей собрал известные картины Врубеля на выставке к 165-летию художника - ТАСС -Врубель в роли Волховы в опере го-Корсакова "Садко".
врубель самые известные картины с названиями | Рукоделие и мода Так, например, Врубель в 1894 году написал одноименную картину после своего путешествия по Италии.
Знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия В экспозицию вошли картины Врубеля "Летящий демон", "Богатырь", "Утро", "Шестикрылый Серафим", которые хранятся в Русском музее, а также "Царевна-Лебедь", "Демон (сидящий)", "Пан" из Третьяковки многие другие произведения.
Список картин Михаила Врубеля — Википедия Картины врубеля с названиями. Пан Врубель картина оригинал.

Михаил Врубель

Выставка Михаила Врубеля в Третьяковской галерее. Со всей России (и не только, но без киевской коллекции) на Крымский вал привезли работы великого русского художника, связав их в своеобразный лабиринт, любимую художником раковину. Но если вспомнить слова Юнга о том, что мистика это просто другое название психологии, то и картины Врубеля можно рассматривать именно как глубоко философские и лишённые житейской мелочной конкретики. Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах. Но если вспомнить слова Юнга о том, что мистика это просто другое название психологии, то и картины Врубеля можно рассматривать именно как глубоко философские и лишённые житейской мелочной конкретики.

12 главных шедевров Михаила Врубеля

Михаил Александрович Врубель: известные картины (живопись) с названиями, творчество, стиль живописи художника. Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был невероятно одарен. значение его в истории русской живописи очень велико. В нашем рейтинге представлены самые знаменитые картины Врубеля – блестящего и яркого художника и одного из первооткрывателей символизма, с фотографиями и названиями. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург).

«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника

И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. Демон поверженный и демон сидящий.

Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

Шестикрылый серафим, 1904 г. Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил — но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.

Демон поверженный.

Он был одним из самых ярких художников конца 19 — начала 20 века. В его жизни и творчестве соединились глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года.

Отец женился вторично, мачеха, Елизавета Христиановна была серьезной пианисткой, и маленький Врубель стал ее внимательным слушателем. Отец Врубеля — военный юрист; долг службы требовал частых перемещений: Врубель родился в Омске, закончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе. Во время пребывания в Петербурге отец водил восьмилетнего мальчика в рисовальные классы Общества поощрения художников, годом позже в Саратове он занимался у частного педагога, потом посещал рисовальную школу в Одессе.

При этом искусствовед понимал всю ценность акварелей — как-то он сказал, что для них надо бы построить храм в «особом стиле». Киевский «узел» развязал случай. В 1889 году Михаил Врубель поехал в Москву — повидать знакомых — и в результате остался там на полтора десятка лет. Однако с собой он увез навязчивую идею о создании «Демонов», к которым уже не раз обращался. Все иллюстрации к поэме художник делал чёрной акварелью. Заметим, что еще раньше, в Киеве, он писал «Демона» серым маслом.

За этим обесцвечиванием красок стоил глубокая философия — стирание грани между добром и злом, между черным и белым. Однако не только это. Недавние исследования дали почву для предположения, что Врубель был дальтоником, оттого в его картинах с какого-то момента начала преобладать серо-жемчужная гамма. Причем, дефект зрения, если и был, то появился уже в зрелом возрасте, он мог стать следствием заболевания сифилисом. Впрочем, это лишь гипотеза. Факт в том, что тогда же художник создает первое большое полотно, которое сегодня украшает Врубелевский зал Третьяковской галереи, — «Демон сидящий» 1890 г. Перед нами красивый юноша с женскими чертами и глазами Эмилии. Ничего пугающего в нем нет, это дух мятежный, страдающий, ищущий и не находящим места в этом мире. Неслучайно с греческого слово «демон» переводится как «душа».

Работа появилась благодаря жене художника — Надежды Забеле, в которую он влюбился, когда работал над театральными декорациями и костюмами для сказки-оперы «Гензель и Гретель». Свою роль здесь тоже сыграла судьба: заказ должен был исполнить Константин Коровин, однако он заболел, и попросил друга подменить его. Во время репетиции художник услышал прекрасное сопрано Забелы, бросил все и побежал к певице, чтобы выразить свое восхищение. Он сделал предложение спустя несколько дней, и — о, чудо — она согласилась. Надежда Ивановна оставалась с супругом до конца его дней, несмотря на болезнь и смерть сына Саввы, родившегося с заячьей губой в 1901 году и умершего спустя два года. Впрочем, картину «Царевна-Лебедь» можно отнести к счастливой поре в жизни художника: рядом была любящая супруга, были заказы, выставки, хотя он продолжал пить, беспорядочно сорить деньгами, к тому же усиливались постоянные мигрени. Вроде бы дух мятежный нашел приют. Или нет? Удивительно, но картина «Царевна-Лебедь», по идее, изображающая Забелу в этом образе, сыгранным ей в сказке-опере «О царе Салтане», далека от внешности жены.

От нее здесь только костюм. Черты лица и огромные глаза — все тот же Демон, та же Эмилия, тот же Дух изгнанья… Кажется, образ Демона не оставлял его ни на минуту: художник рисовал его везде — на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. В тот же период, на излете «золотого века», рождается его один шедевр — «Демон летящий» 1899 г. Дух парит над заснеженными горами Кавказа «Под ним Казбек, как грань алмаза» и бурная река. Лик его черен и печален, тело облачено в коричневую тунику, перевязанную изящным поясом. Краски тусклые, перекликаются и почти сливаются в единый лейтмотив печали… Самый страшный Дух — «Демон поверженный» — появился в сложный час для четы Врубелей. В 1901 году у Надежды и Михаила рождается сын Савва — с большими синими глазами, так похожими на его демонические образы. Несмотря на врожденный дефект — заячью губу — ребенок был так мил, что она поражала лишь в первый миг и потом про неё забывали. В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске.

Синеватый отблеск красок, белые покрова, напоминающие крылья, огромные синие глаза — кажется, перед нами снова врубелевский Дух, только в обличье ребенка. Его черты лица и сам образ чем-то напоминает уже свершенные картины из демонической серии и холодную «Царевну-Лебедь». Вместе с этим полотном он пытается закончить и главное — «Демона повершенного», к которому уже пытался приступить несколькими годами ранее. Врубель до последнего менял не только лик Демона, но и усиливал краски, делая их все ярче и ярче, кислотность, невозможность, потустороннесть читалась в них. Говорят, он добавлял в них бронзовый порошок, чтобы придать блеска. И со временем оттого они начали разрушать картину, стирать цвет и яркость, как стирались грани между мирами — реальным и потусторонним — в сознании и творчестве мастера. А исход мы уже знаем — даже на выставке художник продолжал дописывать полотно, и в итоге оказался в психиатрической клинике. Спустя полтора года его выписали и супруги приняли решение поехать в Киев — на реабилитацию. Перед отъездом двухлетний Саввочка захворал, по приезду болезнь обострилась и 3 мая ребенок умер.

Тогда Врубель вдруг вышел из апатии, в которой пребывал после выписки он не мог работать, хотя прежде, даже в самые сложные времена, мог трудиться по 12-14 часов в день.

Он был одним из самых ярких художников конца 19 — начала 20 века. В его жизни и творчестве соединились глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года.

Отец женился вторично, мачеха, Елизавета Христиановна была серьезной пианисткой, и маленький Врубель стал ее внимательным слушателем. Отец Врубеля — военный юрист; долг службы требовал частых перемещений: Врубель родился в Омске, закончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе. Во время пребывания в Петербурге отец водил восьмилетнего мальчика в рисовальные классы Общества поощрения художников, годом позже в Саратове он занимался у частного педагога, потом посещал рисовальную школу в Одессе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий