В Москве десятки тысяч верующих пришли совершить праздничный намаз к Соборной мечети. Этот праздник, по словам мусульман, — символ духовного и нравственного обновления. На следующий день после Пасхи, 29 апреля, татары Крыма отмечают свой национальный праздник — Хидирне айы. Из чего состоит главный фольклорный праздник татар. Сабантуй – это древний архаичный праздник, сохранивший и в наше время множество языческих представлений татар, основной хозяйственной деятельностью которых испокон.
«Без барана Сабантуй не сделать». Из чего состоит главный фольклорный праздник татар
Бракосочетание у татар тоже сопровождается строгими традициями. Например, каждая девушка с юных лет начинает учиться шитью, чтобы обеспечить себя приданым. Будущего мужа татарка может не знать практически до последнего: о заключении брака часто договариваются родители. А ещё свадьба обязательно сопровождается интересным обрядом никях.
Невеста готовит для всей семьи будущего супруга мини-пельмени кияу — если они достаточно маленькие, чтобы пройти через обручальное кольцо, то девушка считается отличной хозяйкой. Что касается праздников, у татар их два вида: мусульманские религиозные гает и народные байрам. Конкретные даты проведения и тех и других были связаны с хозяйственным циклом: началом или окончанием полевых работ, посевов и так далее.
Также на точное время празднования могла влиять погода и решение совета старейшин. К религиозным праздникам относится Ураза-гаете — мужчины всех возрастов отправляются на утренний намаз, а женщины готовят завтрак, — и ритуал жертвоприношения Корбан-гаете, после которого старались угостить мясом всех вокруг. Народные праздники, как правило, отмечаются весной и летом.
Главный из них — Сабантуй, или «Праздник плуга». В старину он сопровождал начало посевных работ. Крестьяне мылись в бане, чтобы очиститься перед выходом в поле, а в пашню бросали яйцо, чтобы зёрна были такими же крупными.
Сабантуй отмечался песнями, конными и беговыми состязаниями, борьбой. Победители народных игрищ получали награды: полотенца, украшенные национальной вышивкой, над которыми девушки трудились зимними вечерами. Сегодня многие традиции сохранились, а в современную программу празднований добавлены концерты и ярмарки.
Праздник в наши дни стал общим для татар по всей стране. Правда, сейчас им отмечают не начало посевных работ, а их окончание. Празднование Сабантуя.
В старину праздник отмечался чуть раньше поздней осенью и заключался в коллективном ощипывании гусей, чтобы заготовить птицу, пух и перо на зиму.
Милостыня может быть отдана в виде продуктов или денег в пользу наименее обеспеченных и обделенных семей. Главным атрибутом Ураза-байрам выступает переполненный от блюд стол. После тяжелого месяца запретов и воздержаний, люди получают возможность пить, есть все что захочется и когда захочется, исключая запрещенные в исламе продукты и алкоголь.
Приступать к трапезе можно после прочтения коллективной молитвы. Жыен Старинный праздник в честь завершения полевых работ и начала сенокоса. Этот праздник идёт ещё из древности. Тогда праздник жыен отмечали в день приезда старшин с курултаев.
Со временем же традиция поменялась. В течение 3-5 дней каждая семья устраивала праздничные торжества с приемом гостей из соседних селений, деревень, округов. Гостей встречали богатым столом, при этом для каждых гостей стол накрывался заново. Гости в свою очередь приезжали с подарками.
Когда все гости собирались начинался общий ужин. Для дорогих гостей топили баню. Праздник позволяет сплотить тёплые и дружеские отношения между селами и округами. У татар не принято, чтобы на празднествах молодые люди и девушки свободно общались между собой, однако праздник жыен является исключением.
Здесь молодые люди и девушки могли свободно общаться и веселится друг с другими. Каждый старался показать себя, присмотреться к другим. Родители старались найти достойную партию для своего чада. Многие считают, что данный праздник является вторым сабантуем, потому на данный момент празднуется не так массово и повсеместно.
В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды. Трудным соревнованием, требующим большой ловкости и силы, было влезание на гладкое бревно, установленное вертикально. Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху. Это был желанный для многих и очень дорогой подарок, только самый ловкий из мужчин мог взобраться на самый верх. Национальная борьба «куреш» проходила очень ритуально, по своим правилам. Борьбу на кушаках начинали дети, малыши 6-7 лет.
Это было своеобразным зачином и подготовкой для остальных участников борьбы. После малышей борются мальчики постарше, подростки, потом юноши, потом уже взрослые мужчины. В качестве кушака используется полотенце, каждый борец, раздевшись до пояса, обхватывает своим полотенцем противника за талию и старается вывести его из состояния равновесия, повалить. Тот, кто сумеет уложить противника на лопатки, становится победителем. Победители в каждом круге в конце состязаний боролись между собой, это было кульминационным моментом праздника, собиравшим всех участников Сабантуя возле майдана.
Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая Скопировать ссылку Руководство Татарстана решило не отменять массовые мероприятия, приуроченные к 9 Мая. Видео опубликовано на сайте руководителя республики. Есть решение некоторых регионов, что не время. Ну как не время?
Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая
Религиозные Праздники и Обряды Татары отмечают все ключевые мусульманские праздники, включая Рамадан, Ураза-байрам и Курбан-байрам. Глава Татарстана Рустам Минниханов утвердил даты проведения Уразы-байрам и Курбан-байрам в этом году. Указ опубликован на портале раиса республики. Республиканский праздник мордовской культуры «Валда шинясь» (с. Кильдюшево Тетюшского муниципального района). Сегодня на телеканале ТНВ состоится прямая трансляция праздника поэзии, посвященного 138-летию со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, которое пройдет в Казани.
В Татарстане назначили даты празднования Сабантуя
Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; 23 февраля - День. Сабантуй — это уникальный праздник, который объединяет татар во всем мире и демонстрирует их богатую и разнообразную культуру.
8 традиций татарского народа, которые соблюдаются по сей день
По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира. Также в эти дни татары принято посещать родственников и друзей, поздравлять их с праздником и обмениваться подарками. Сегодняшний праздник в культуре татар Сабантуй — древний татарский праздник, который символизирует начало сельскохозяйственного года и покровительство божества Земли Айгыра. У татар есть два основных слова, которые означают какое-то торжество. Свои религиозные праздники они называют словом «гает», а все народные праздники. Город - 18 июня 2023 - Новости Ханты-Мансийска - Все новости. В Татарстане утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2023 году.
Национальные праздники
Победа она бывает после войны. Если мы праздник не будем проводить, значит, мы не совсем победили. Мы не согласны с этим. Обязательно проведем», — сказал руководитель республики.
По традиции именно в этот день Раис Республики Татарстан Р. В сквере Тукая состоится возложение цветов к памятнику поэта. В Казанском государственном цирке представят первый национальный театрально-цирковой спектакль по сказкам и стихам Габдуллы Тукая «На Сенном базаре». Постановка пройдет в рамках Года семьи и посвящена национальному символу и гордости Татарстана — Габдулле Тукаю.
Рядом с памятником великому татарскому поэту Г.
Также участники балансировали на подвешенном в воздухе бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине которого устанавливали приз, например клетку с петухом. На сабантуе можно было показать не только физическую силу. Там выступали певцы, чтецы и танцоры — а принимали участие в творческой части праздника все желающие. В завершающий вечер проводили игрища для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы, танцевали. Согласно старинной примете, первая встреча на сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь. До XX века сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными сроками проведения и традициями. В наши дни в России его отмечают с тем же размахом и по тем же правилам, что и в старину, в период с конца мая по июль.
Национальная борьба на поясах на празднике Сабантуй. Томина, Троицк, Челябинская область.
Навруз - один из самых древних праздников земледельцев отмечается как начало нового хозяйственного года и весны.
В Крыму чаще отмечают Навруз как праздник первой борозды. Этот праздник олицетворяет рождение нового дня, солнца, природы, уважение и любовь к земле, её дарам. В этот день в своих молитвах люди просят Бога о хорошем урожае, умножении стада, достатке и здоровья для всего живого на земле.
30 августа 2023 года, среда: День Республики Татарстан, День Мирона, Вдовьи помочи, Томатина
Праздники и события Республики Татарстан 2024: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Республике Татарстан (Россия). План работы всемирного конгресса татар на 2023 год. Сегодня во время праздника татары устраивают гулянья, посиделки, общаются и исполняют народные песни. ИА Татар-информ.
Татарский народ. Культура, традиции и обычаи
О том, что суббота будет рабочей напомнили и в пресс-службе минтруда РТ в связи с обращениями сотрудников различных предприятий и компаний. В ведомстве объяснили, что шестидневная рабочая неделя стала из-за «рационального использования выходных». Так, отдых был назначен с 27 на 29 апреля, а с субботы 2 ноября на 30 апреля.
И всё детство я видела, как дети ходят славить Пасху. В день праздника моя подруга из русской семьи просыпалась, брала пакет и тащила меня славить вместе с ней. Мы ходили по домам, она рассказывала стихотворение про Пасху и получала яйцо. Мне тоже иногда перепадало, хотя я ни стихотворений, ни православных молитв, разумеется, не знала. Причем никто из моих родителей меня не ругал, когда я приносила домой эти яйца, конфеты и куличи, хотя мой отец всю жизнь держал уразу. И я очень благодарна им, что воспитали меня именно так — с принятием любой веры и уважением к любой религии. А потом сестра моей мамы Аниса апа вышла замуж за русского мужчину и Пасха пробралась уже к нам в дом.
Чтобы не обижать семью и традиции своего мужа, тетя никогда не отказывалась отмечать православные праздники, которые было принято отмечать в его семье. В итоге на Пасху мы все вместе ели куличи, а на окончание хаджа кололи барашка. Думаю, это была больше дань традициям.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Сетевое издание «МК - Поволжье» kazan.
Первое упоминание сабантуя относится к 921 году. Праздник в городе Булгар, который находился на территории современного Татарстана, описывал арабский путешественник и посол Ибн Фадлан. Немецкий ученый Готлиб Георги писал: Народный праздник сабантуй у татар и башкир появился в глубокой древности.
В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди.
Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год.
Национальные праздники Татарстана
Дети уже начали собирать конфеты — ходят, стучат в дома, квартиры, поздравляют верующих с праздником и в ответ получают угощения. Три дня люди будут ездить в села к своим знакомым и близким», — рассказал корреспондент «Известий» Мурад Магомедов из центральной мечети Махачкалы. Во всех мечетях РФ сейчас собираются тысячи прихожан, так как Ураза-байрам — это второй по значимости праздник для мусульман. Стараемся отмечать.
Хороший праздник.
После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. Дети весело обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Обойдя село, участники процессии вновь водят хоровод вокруг «медведей», затем «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею соседа со словами «шумбра чи», желая ему тем самым здоровья и счастья. Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов из Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского, Тетюшского, Камско-Устьинского и других районов РТ, городов Казань и Набережные Челны, а также из Мордовии и Самарской области. Удмуртский Гырдон Быдтон Название праздника происходит от удмуртского «завершение пахоты», иногда название переводят как «праздник каши». Он восходит к одному из праздников весенне-летнего цикла молений удмуртов о предстоящем урожае. Празднуется Гырдон Быдтдон в удмуртских селах издревле, обычно проводится после завершения весенней пахоты и сева яровых, в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом.
По поверьям язычников-удмуртов, их божок Вось поселяется в эту пору на лугах, и они молятся ему с просьбой ниспослать хороший урожай, готовят для него ритуальную кашу с мясом жертвенного бычка. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. В Республике Татарстан на республиканском уровне Гырон быдтон проводится с 1998 года: 1-й Гырон быдтон состоялся 13 июня в селе Кит-Озеро Бавлинского района. Постоянными местами проведения сельских и республиканских Гырон быдтон являются удмуртские села и деревни Агрызского, Балтасинского, Бавлинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского районов, места компактного проживания удмуртов в Татарстане. Обычно место проведения праздника делится на площадки: «Куно корка» для угощения приезжих гостей блюдами удмуртской национальной кухни; «Шулдыряськон» центральная площадка для выступления фольклорных и театральных коллективов; «Жук сион» для угощения желающих обрядовой кашей; «Усточикар» - «Город мастеров», для удмуртских мастеров национального декоративноприкладного искусства; «Гырон быдтон шудонъес» для детских аттракционов, спортивных соревнований, национальных игр и конкурсов и др. Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы: «Чеберина-чеберай», «Инвожо чеберай», «Айкай кизили» и другие среди девушек и «Усточи пияш» среди юношей. Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Гырон быдтон, народная кухня, национальные песни и инструментальная музыка удмуртов и других народов Республики Татарстан. Впервые в 2023 году на празднике в Кукморском районе Татарстана состоялся республиканский конкурс удмуртских семей «Шудо-буро удмурт семья», раньше в конкурсах выбирали самую яркую красавицу или молодца.
Мордовский Валда Шинясь Праздник мордовской культуры солнцестояния был известен многим народам мира. Отмечали его примерно в одно и то же время. Многие народы издревле почитали в этот день богов плодородия, совершали ритуалы для защиты своих родных, обращали к высшим силам просьбы об урожае, приплоде скота, здоровье. Солнце в течение нескольких дней до и после солнцестояния, с 20 по 23 июня склонения почти не меняет, его полуденные высоты в небе чуть ли неизменны. Отсюда и название - солнцестояние. С языческих времен этот день отмечается многими народами: славянскими, финно-угорскими, романскими и т. С распространением христианства у многих славянских народов ко дню солнцестояния и связанным с ним ритуалам был приурочен день рождения Иоанна Крестителя, откуда закрепились названия Иванов день, Иван-купальник, Иван Купала, Ян Купальны. И сегодня празднование этого дня приходится в ночь с 6 на 7 июля по православному и 24 июня по католическому календарю, а не в день астрономической даты солнцестояния.
Однако истинный день солнцестояния продолжает оставаться значимым для людей, которые верят в чудодейственную силу солнца. Считается, что это время максимального расцвета всех жизненных сил природы. Поклонение Солнцу являлось одной из важнейших составляющих и мордовского мировоззрения. В традиционных мифах эрзи и мокши Солнце представляется Верховным Богом. Культ Солнца отразился во многих обрядовых ритуалах свадебных, календарных праздниках , в бытовой традиции, украшениях. В фольклоре Солнце персонифицируется, представляется в образе девушки Солнце Шись , наделяется эпитетами «мазы», красное , «лямбе» теплое. Свое почтительное отношение Солнцу как Верховному божеству народ выражал через поклон небесному светилу. По словам жителей села Кильдюшево Тетюшского района Татарстана, в котором проживают мордва-мокша, в прошлом люди каждое свое утро начинали с поклона солнцу, а в день летнего солнцестояния выходили для этого в центр села.
Каждый житель села старался принять участие в этом мероприятии, чтобы засвидетельствовать свое почтение и уважение Солнцу — вечному источнику света, тепла и благоденствия. Кланяясь, благодарили его за те блага, которые преподносит жизнь, за его бесценные дары и обращались с просьбой о покровительстве в будущем. Свое начало Республиканский фестиваль мордовской культуры «Валда шинясь» берет с 2014 года, когда был разработан проект на получение гранта Правительства Республики Татарстан. С тех пор ежегодно на проведение данного мероприятия район получает финансовую поддержку правительства в виде гранта, благодаря чему имеет возможность организовывать яркий и самобытный праздник мордовской национальной культуры. Реализация проекта дала возможность организаторам создать этноплощадку, позволяющую максимально ярко и красочно раскрыть мордовскую национальную культуру — быт, обряды, национальную кухню. Фестиваль традиционно проходит на большой поляне, расположенной в центре села Кильдюшево, что является особенно важным фактором в вовлечении в мероприятие всех возрастных категорий села, особенно старшее поколение.
Также бегают с полными водой ведрами, где целью есть не разлить воду. Бегают в мешках. Увлекательной есть борьба наполненными соломой мешками. Еще одно забавное состязание — это попытка первым с завязанными глазами разбить палкой горшок, который находиться на земле Еще одно забавное состязание — это попытка первым с завязанными глазами разбить палкой горшок, который находиться на земле.
Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами. После празднования начинался посев разнообразных культур. Его празднуют после того, как собрали урожай. Этот праздник имеет очень древний корень, еще давние предки праздновали его, радуясь, что закончились все полевые работы. В праздник Сэмбеле люди отдыхали после длительных сложных работ на полях. Этот праздник передовал свадебной поре, поэтому он частично служил для того, чтобы молодые девушки и парни собирались и присматривались друг к другу. Они пели, танцевали и общались. Татары верят, что благодаря этому празднику воспитывается любовь к труду, к родине, к земле, к традициям и обрядам. Сэмбеле — это показатель того, как народ трудится на родной земле, любит ее и уважает.
Он служит наглядным примером детям, которые позже должны освоить все тонкости сельскохозяйственных работ. Название этого праздника переводиться как «гусиная помощь». Это означает, что необходимо помочь в обработке гусей. Каз Омясы еще достаточно давно праздновала татарская молодежь. Обычно его праздновали в ноябре или декабре, когда наступает время боя гусей. Во время этого праздника молодежь собиралась для совместной работы — для ощипывания гусей.
Дети надевали вывернутые мехом наружу овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, и одновременно сообщая о начале праздника.
Женщины готовили национальные угощения, обязательным среди которых было «кобете». Мужчины состязались в бросании камней вдаль, приговаривая: «Къара куньлер таш къайткъанда къайтып кельсинлер» — «Пусть черные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень» то есть — никогда. Непременным элементом праздника была национальная борьба «куреш». Для девушек на ветви высокого дерева подвешивали качели, перевивая их цветами. В этот день подводились итоги сельскохозяйственного труда в пределах дней весеннего и осеннего солнцестояния — от Хыдырлеза праздник окончания весенних полевых работ до Дервизы, завершающей посев озимых, прием овец от спустившихся с яйлы чабанов. С этого праздничного дня начинается сезон свадеб, за которыми следует тщательная подготовка к зиме.