Фашизм против нацизма Фашизм и нацизм нередко считаются одинаковыми или, по крайней мере, относятся к одним и тем же идеологиям.
Разница между Фашизмом и Нацизмом: Понимание Истории
Ключевое отличие нацизма (германского) от фашизма (итальянского) – в том, что фашисты просто хотели создать «единообразное общество» и возродить некое подобие Римской империи (абсолютно интернациональной, замечу). Многие не понимают разницу между фашизмом и нацизмом, и думают что это одно и тоже или рассматривают одну идеологию как частный случай другой. Главная отличительная особенность нацизма по отношению к национализму – это то обстоятельство, что представители второго направления более терпимы к прочим этносам, таковые просто желают существовать отдельной группой и не сближаться с ними. Разница между фашизмом и нацизмом.
Фашизм и нацизм - определение, разница и идеология
Главная отличительная особенность нацизма по отношению к национализму – это то обстоятельство, что представители второго направления более терпимы к прочим этносам, таковые просто желают существовать отдельной группой и не сближаться с ними. Разница фашизма и нацизма также кроется в том, что второй сформировался на базе идеологических воззрений первого. Многие отождествляют фашизм и нацизм, несмотря на то, что это два довольно разных движения. Фашизм против нацизма Фашизм и нацизм нередко считаются одинаковыми или, по крайней мере, относятся к одним и тем же идеологиям. Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы.
Фашизм и нацизм: историческая разница понятий
Для меня нацистские идеи неприемлемы. Я знаю, чем заканчивается нацизм. И вы знаете. И многие другие знают. Что касается национальных интересов нашего государства, то здесь ясно, что ими занимаются только лишь те организации, которым положено это делать - например, ФСБ РФ и СовБез РФ, но никак не сонмище националистических нацистских банд и шаек.
Администрация Бенито никогда не применяла официальные доктрины для чистки искусств, литературы и университетов, за исключением случаев, когда она хотела контролировать своих противников. Таким образом, большинство самых плодовитых итальянских писателей и художников остались в стране.. Нацизм, с другой стороны, вынудил немецких художников и писателей изгнаться или замолчать. Однажды у администрации было большое мероприятие по сжиганию книг, которое посчитало библиотеки культуры бесполезными. Европейские скульптуры, картины и другие произведения искусства были конфискованы, проданы, уничтожены, доставлены на выставку декадентского искусства или спрятаны в частных нацистских коллекциях.. База поддержки Нацизм имел большее идеологическое проникновение, что означало, что он был глубоко укоренился, шире и намного сильнее. Фашизм, с другой стороны, имел менее экспансионистские идеологии, что означало, что он не был таким широким, как нацизм Адольфа.
А поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм. Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой. В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т. Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым. Часть 2. Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве». Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию» 1 , то для национал-социалистов государство — «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества коммунизма.
Магистрат мог приказать своим стражникам — ликторам — выпороть любого встречного человека. Магистрат — должность административного управления в Древнем Риме. Уже исходя из этимологии слова можно предположить, что данная идеология подразумевает под собой жёсткий контроль общества и единовластие. Но нигде в фашистской идеологии не делается акцент на превосходстве одной нации над другой. Это его главное отличие от нацизма. Главные признаки фашизма Контроль всех сфер общественной жизни Отсутствие политического плюрализма Господство одной идеологии, запрет альтернативных Преследование инакомыслящих и несогласных Государственная пропаганда на каждом этапе жизни Что такое нацизм? В первой половине XX века фашизм был модной формой политического устройства, как сейчас демократия.
Что такое нацизм и чем он отличается от национализма
В этой связи справедливо замечено, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамёна… разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации… У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала» [20, c. Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой». А ещё эта борьба должна быть честной. Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов. Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности. В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории. Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция. Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М. Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности. В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор. Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных.
История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне. Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др. Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории? Собственно сказанное относится ко всему советскому периоду отечественной истории. История есть единый, неразрывный процесс. Наше дальнейшее движение вперёд невозможно без адекватного освоения опыта прошлого, что включает как знание ошибок, так и опору на достижения, среди которых важнейшее место занимает выстраданное понимание того, что общественный интерес выше личного, а все люди равны в главном — в своём праве на достойную и счастливую жизнь. Без этого нам не защитить себя и других от фашистской заразы, без этого невозможно победить фашизм. Примечания В данном контексте фашизм рассматривается как идеология, общественное движение и форма политического режима. Подробнее см.
Антироссийская Украина: от марионетки Германии и Австро-Венгрии до американской оккупации и войны против России. Украинский фронт войны против России. Интересно, что термин «тоталитаризм» от позднелатинского totalitas — целостный , причем в позитивном ключе — как характеристика сильного государства, был впервые использован Б. Муссолини вскоре после его прихода к власти в Италии, в середине 1920-х годов. Однако уже через несколько лет это понятие взяли на вооружение антифашисты, которые стали применять его в выраженном негативном контексте, резко критикуя порядки, установленные в гитлеровской Германии. Например: «Фашизм — социально-политические движения, идеологии и политические режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии, так называемый новый порядок и предельно жёсткие средства его утверждения. Опирается на массовую тоталитарную партию и непререкаемый авторитет вождя» Современная энциклопедия. Минск, 1999 ; «Фашизм — крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой диаметрально противоположные демократии и либерализму» Политология. Толковый словарь.
Аналогичные и близкие определения даны в Большом юридическом словаре М. В этой связи необходимо подчеркнуть одно важное обстоятельство. Практически во всех определениях нацизма акцент делается на такую его характерную черту, как расизм, под которым, прежде всего, понимается антисемитизм, действительно занимающий в «теории» и практике германского нацизма весьма заметное место. Однако не только евреи рассматривались в Третьем рейхе как «недочеловеки». В эту категорию, со всеми соответствующими последствиями, были включены и славянские народы, которых в «новом мире» ожидала трагическая судьба. Показательно, что юридическая база для проведения расистской политики была создана уже в первые годы нахождения нацистов у власти. В 1935 г. Согласно этим правовым актам, на германское гражданство, а значит даже на относительную безопасность, не могли претендовать все, кто не относился к немцам или родственным им «нордическим народам». Программные книги нацистских идеологов А. Гитлера «Майн кампф» и А.
Розенберга «Будущий путь германской внешней политики» и «Миф XX века» буквально пронизаны духом расизма и агрессии. Основное внимание в них уделено определению путей укрепления мощи Германии «посредством завоевания новых земель в Европе». Мы прекращаем вечное германское движение на юг и запад Европы и обращаем взор на земли на востоке… И если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то думаем в первую очередь только о России и подвластных ей окраинных государствах». Сталин говорил: «Немецких захватчиков, то есть гитлеровцев, у нас обычно называют фашистами. Следовательно, немцы хотят уверить нас, что партия гитлеровцев, партия немецких захватчиков, грабящая Европу и организовавшая злодейское нападение на наше социалистическое государство, является партией социалистической. Возможно ли это? Что может быть общего между социализмом и гитлеровскими озверелыми захватчиками, грабящими и угнетающими народы Европы? Можно ли считать гитлеровцев националистами? Нет, нельзя. На самом деле гитлеровцы являются теперь не националистами, а империалистами.
Пока гитлеровцы занимались собиранием немецких земель и воссоединением Рейнской области, Австрии и т. Но после того как они захватили чужие территории и поработили европейские нации — чехов, словаков, поляков, норвежцев, датчан, голландцев, бельгийцев, французов, сербов, греков, украинцев, белорусов, прибалтов и т. Вороны, рядящиеся в павлиньи перья. Но как бы вороны ни рядились в павлиньи перья, они не перестанут быть воронами» [8]. Широко известно на сей счёт высказывание министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха Й. Варварскую суть фашистской идеологии отражают и слова приказа командующего гитлеровской 6-й армией генерал-фельдмаршала В. Federal Register: 6 Fed. August 2, Saturday. Список литературы «О сущности и признаках фашизма». По материалам Международного форума «Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе: идейные основы, социальная база, политическая активность».
Москва, 20-22 января 1995 г. Аверченко С. Багдасарян В. Современный фашизм: новые облики и проявления. Беляев В. Война без вооружённого насилия. Галкин А. Германский фашизм. Головко Л. Денацификация Украины: необходимость формирования правового механизма.
Игнатов В.
Что же до вооруженных действий? Милитаризмом интересуются и фашисты, и нацисты, только в разной степени: первые следуют идее проявления силы и жестокости в отношении врага; вторые выступают не столь прямолинейно. Они, скорее, используют военные действия как очередной инструмент насаждения своих интересов. Касательно шовинизма тоже не все столь однозначно. Фашисты отличаются чрезмерным, радикальным шовинизмом - чуждое и неправильное для них они стремятся уничтожить.
Под этим понятием понимается та форма общественного устройства государства, при которой социализм объединяется с крайней степенью расизма и национализма. Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков.
По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией. По мнению высокопоставленных лиц Третьего рейха, именно их предки впервые начали использовать земли сообща, старательно развивая идею о всеобщем благе. Коммунизм, по их словам, не являлся социализмом, а был лишь замаскированным марксизмом. Основными идеями национал-социализма являлись: Расизм. Таким образом, можно понять, что такое фашизм и нацизм, а также национализм. Это три совершенно разных понятия, которые, несмотря на некоторое сходство, не являются синонимами.
Без их решения невозможно определить эффективные пути антифашистской деятельности и добиться окончательной победы над фашизмом. Поэтому национализм, фашизм, тоталитаризм, коммунизм, проблема их идентификации и соотношения предметно рассмотрены в данной статье. По мнению авторов, адепты мифического кровного родства фашизма и коммунизма не желают считаться с фундаментальными сущностными различиями между этими явлениями, но зато абсолютизируют форму. Среди частных, но значимых аспектов проблемы, в статье представлены: феномен украинского нацизма; факторы ненависти и насилия в идеологии фашизма и нацизма; как фашизм овладевает массами в том числе роль образования, позиция Церкви ; фашизация современного Запада. В этой связи авторы поднимают актуальные вопросы: действительно ли в самих США, Великобритании, Германии, Франции проходят настоящие выборы, а права и свободы граждан надёжно защищены? Как понимать масштабное наступление на социально-экономические, личные и политические права граждан западных стран, которое приобретает уже системный характер? Что есть практика безнравственных и анти-правовых коллективных наказаний Западом целых стран и народов как не открытое проявление фашизма? Как оценивать в этой связи русофобию, дискриминацию российских граждан, запрет на произведения русской культуры? Авторы пришли к выводам о том, что в последние годы на Западе оформилась тенденция к проведению смысловой демаркации между фашизмом и нацизмом; при этом фашизм — это родовое понятие, а итальянский, немецкий, португальский, украинский и другие виды фашизма — его частные случаи, разновидности. В своих оценках будущего авторы предостерегают, что большое влияние открыто профашистские силы на Западе могут получить в результате резкого падения качества жизни основных групп населения своих стран. Формулируя предложения для практической антифашистской деятельности, авторы считают, что подлинная борьба с фашизмом может быть только бескомпромиссной, и ставят вопрос о том, как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории? По их мнению, история может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Важно понимать, что необходимый задел для этого создаётся государством. И дело здесь не только в том, что лишь оно обладает соответствующими ресурсами и является основным бенефициаром. Обеспечение духовного здоровья общества есть одна из главных задач государства, его обязательная функция, предназначение. Гитлер, Б. Муссолини, С. Бандера, Р. Шухевич, И. В немалой степени это объясняется тем, что в XXI веке семена фашизма дали новые опасные всходы. В целом ряде государств, в том числе и на постсоветском пространстве, заметно возросло влияние политических сил, в открытой или латентной форме связанных с фашистской идеологией и практикой. При этом, фашизм, умело маскируясь под знамёнами толерантности, либерализма, демократии, обретает сегодня своё второе дыхание и вновь становится глобальной угрозой. События Украинского кризиса подтверждают это со всей ясностью. Демонстративный отказ Запада от принципа равной безопасности в ущерб России; его постоянная военно-политическая и экономическая экспансия; попытки пересмотра истории и итогов Второй мировой войны; русофобия, активно разжигаемая США и их сателлитами; массовые нацистские практики бандеровцев и их пособников; разжигание и стимулирование западными государствами конфликта на Украине — всё это звенья одной цепи. Генеральная Ассамблея ООН 120-ю голосами приняла внесённую Россией резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В документе, соавторами которого выступило ещё 16 государств, осуждаются «случаи осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в честь тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумации или переноса их останков»; выражается обеспокоенность по поводу «героизации в любой форме нацистского движения и неонацизма»; содержится призыв «разработать и осуществлять национальные планы действий по ликвидации расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Казалось бы, что из этого может вызвать возражения со стороны «демократических сил»? Однако, 50 государств выступили против. Кузьмин по этому поводу справедливо заметил: «Выступившие против резолюции государства, в первую очередь Германия, Япония, Италия, проявили откровенное кощунство в отношении памяти жертв германского нацизма, итальянского фашизма и японского милитаризма» и особо подчеркнул: «Голосуя против, вы думаете вы тем самым осудили СВО России на Украине? На самом деле вы показали свою истинную сущность и господствующие воззрения в правящих элитах» [5]. Однако они сделали прямо противоположное. Они предали своих предков, которые должны восстать из могил, чтобы покарать своих детей и внуков за это зло», — заявил в связи с итогами голосования в ООН американский политолог С. По его мнению, США и их союзники тем самым говорят: «Мы за нацизм, мы его поддерживаем, мы поощряем его, мы спонсируем его, мы забираем деньги из могил своих предков и отдаем их нацистам и Украине» [12]. Исследование генезиса фашизма, изучение механизмов его влияния на массы, выяснение взаимосвязей с нацизмом и тоталитаризмом — по-прежнему остаются важнейшими научными задачами. А тот факт, что это жизненно необходимо сделать, не вызывает никаких сомнений. Не заглядывая далеко вглубь веков, отметим, что даже учение Чарльза Дарвина о естественном отборе и философия сверхчеловека Фридриха Ницше, весьма вольно толкуемые и ловко препарированные идеологами фашизма, были использованы ими в качестве интеллектуальной базы своего «учения». В советских энциклопедических изданиях фашизм характеризовался как политическое течение и режим, основанные на крайнем национализме и насилии [21, с. В документе Российской академии наук [1], подготовленном по указанию Президента Российской Федерации в 1995 г. И здесь сразу следует отметить существующую разницу трактовок понятия «национализм». Если на Западе этот термин широко используется почти в том же самом значении, что и патриотизм, то в отечественной культуре понятия «национализм» и «патриотизм» имеют принципиально разное содержание и различную оценочную окраску. Понятно, что данное обстоятельство необходимо учитывать в том числе в контексте проведения специальной военной операции Вооружённых Сил Российской Федерации спецоперация, СВО на Украине и заявленного стремления к её денацификации. Патриотизм многонационального российского народа, как осознанное социальное чувство любви к Родине и поведенческий принцип, традиционно сочетается с уважением интересов, культуры и патриотических чувств народов других стран, а национализм, особенно в его крайних, радикальных формах — шовинизма, фашизма, нацизма осуждается как идеология и практика, противопоставляющие друг другу народы и государства, сеющие вражду и служащие агрессивной политике 2. Эти негативные черты присущи, например, радикальному украинскому национализму — в своей основе не столько идеалистическому, сколько расчётливому и своекорыстному. Мы отнюдь не исключаем наличия искренних патриотических мотивов у отдельных членов украинских националистических организаций, но не они определяли реальную политическую линию. Например, лидеры организации украинских националистов ОУН в начале 1930-х годов декларировали своей главной целью — создание «самостiйного» украинского государства. Но, поняв, что эти вожделения недостижимы, поскольку не получили поддержки Третьего рейха, ограничили свои желания статусом украинской колонии Германии, в надежде выслужить для себя у будущих хозяев роль подручных. Запад купил Украину вместе с продавцами. Ради борьбы против России и её уничтожения… 3 В наше время многие отечественные учёные и публицисты справедливо трактуют фашизм как явление не только прошлого, но и настоящего. В числе примеров тому — две коллективные работы, вышедшие в последние годы: «Современный фашизм: новые облики и проявления» [3] и «Современный фашизм» [17]. Их отличают яркий публицистический стиль изложения и оригинальность выводов. Незаурядной попыткой исследования фашизма во всём его многообразии стал сборник «Фашизм, неофашизм и их преступная практика» [20], вышедший в свет в 2021 году. Его основу составили материалы одноимённой Всероссийской научно-теоретической конференции, прошедшей в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина» Воронеж. Появление сборника работ специалистов по проблематике фашизма, на наш взгляд, стало заметным событием современной российской историографии. Подробнее с его содержанием можно ознакомиться на страницах «Военно-исторического журнала» [2]. В западной историографии при определении фашизма выраженный акцент традиционно делается на его тоталитарную природу 4 , что имея под собой определённые основания, вольно или невольно способствует упрощению, примитивизации как термина, так и самого явления, поскольку «приглушает» значение специфических характеристик фашизма. Есть в этой практике и определённый спекулятивный момент: избыточное внимание к недемократической составляющей фашизма даёт возможность на том же основании «пристегивать» к нему иные авторитарные тоталитарные политические режимы, даже включая антиподов. Вместе с тем, для лучших образцов современной зарубежной историографии, как и для историографии отечественной, характерно разделение всей совокупности признаков фашизма на две группы: отличительных именно для фашизма, и черт, присущих всем разновидностям тоталитаризма. К первой группе относятся: расизм, в своих практических проявлениях доходящий до геноцида других народов; диктатура «национальной элиты» во главе с вождём; создание военизированной партии с жёсткой дисциплиной; определение внутренних и внешних «врагов нации»; абсолютная идеологическая монополия; идея построения тоталитарного государства на основе принципа корпоративности; имперская идея, экспансионизм, глобализм; особый политический стиль лексика; специальные приветствия, символика, униформа и др. Группа признаков, характерных не только для фашизма, но и для других видов тоталитаризма включает: культ вождя; отрицание демократии, подавление оппозиции, репрессивная политика; политическая и социальная демагогия; милитаризация экономики и общественной жизни и др. Надо сказать, что хотя эта классификация далеко не безупречна и содержит в себе определённые пересечения, она, тем не менее, позволяет составить достаточно полное и объёмное представление о феномене фашизма. Тем не менее, постоянно появляются всё новые его определения и трактовки, причём в большинстве случаев, они носят весьма общий и размытый в смысловом отношении характер. Если опираться на них, то к фашизму можно отнести едва ли не всё, что не отвечает либеральным представлениям о демократии 5. В последние годы на Западе оформилась тенденция к проведению смысловой демаркации между фашизмом и нацизмом. Предпринимаются такие попытки и в нашей стране. В общественное сознание настойчиво внедряется мысль, что фашизм является де всего лишь одной из многочисленных форм национализма. Утверждается, что он далеко не столь опасен, как нацизм, с неизбежностью порождающий расизм, геноцид и войну 6. Сегодня даже нередки заявления о большем различии, нежели сходстве между фашизмом и нацизмом. При этом авторы подобных воззрений апеллируют как к генезису этих явлений, так и к соответствующей практике конкретных фашистских режимов [22]. Проблема соотношения понятий «фашизм» и «нацизм» действительно существует. Никто не спорит: это не синонимы.
Что такое фашизм — когда он зародился и чем отличался от нацизма
Чем отличается нацизм от фашизма: объяснение разницы простыми словами. На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга. Фашизм и нацизм разница История. Разница между диктаторскими режимами фашизма и нацизма. Фашизм не был популярен, тогда как нацизм приобрел популярность в 1933-1945 годах. Фашизм и нацизм, в чем разница.
Чем отличается нацизм от фашизма?
Что касается нацистов, то основной упор они делали именно на народе, а государство использовали в качестве средства защиты и обеспечения помощи народу. Лозунгом фашизма было: «Народ для государства». В этом же время, нацисты воспринимали другой тезис: «Государство для народа». К примеру, в Австрии, до присоединения к Третьему Рейху был фашистский режим, в котором не было места расизму. Режим Виши во Франции, который опирался на традиционные ценности, тоже был фашистским.
Да и в Испании, Аргентине, Бразилии и Румынии, были свои разновидности фашизма. К примеру, в Италии и Испании проповедовался католицизм. В свою очередь, нацисты относились к религии по-своему.
Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений и прежде всего фашистских режимов. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне националистического направления.
Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также — отчасти произвольно выбранных — меньшинств [39]. Фашизм и расизм По вопросам взаимоотношения фашизма и расизма в науке существуют разные мнения. Сторонники одной точки зрения полагают, что идея биологического расизма была прерогативой нацистского режима, тогда как в фашизме упор делается на нацию, а не расу. Последователи этой теории в целом склонны выделять нацизм как особый исторический феномен, не считая его одной из разновидностей фашизма [64] [65] [66]. Так, по мнению американского историка Джона Лукача, между немецким национал-социализмом и итальянским фашизмом существовало больше различий, чем сходства [67].
Согласно другой точке зрения, представленной прежде всего Роджером Гриффином и его школой «нового консенсуса», биологический расизм органично вплетается в теорию и особенно практику фашизма, основанную на идее необходимости революционного «возрождения» и «очищения» нации или расы палингенезиса. Сторонники этой точки зрения, в частности, полагают, что «классический» итальянский фашизм имел более расистский характер, чем было принято признавать в историографии до конца 1980-х годов. Тем не менее, и эти учёные считают биологический расизм лишь одной хоть и весьма распространённой из возможных исторически обусловленных разновидностей такого непременного признака фашизма, как ультранационализм, и не считают идею расы неотъемлемым компонентом фашистской идеологии [68] [69]. Место в политическом спектре Основная статья: Фашизм в политическом спектре Большинство учёных помещает фашизм в крайнюю правую часть политического спектра [70]. Это направление исследований акцентируется на социальном консерватизме фашизма и его авторитарных средствах противодействия эгалитаризму [71] [72].
Родерик Штакельберг относит фашизм — включая нацизм , который, по его словам, является «радикальным вариантом фашизма» — к правым идеологиям, объясняя: «Чем в большей степени человек считает абсолютное равенство между всеми людьми желательным условием, тем левее он будет в идеологическом спектре. Чем в большей степени человек считает неравенство неизбежным или даже желательным, тем правее он будет» [73]. Большинство учёных идентифицирует национал-социализм нацизм как форму ультраправой идеологии и политики, фашизма [74] [51] [75] [76] и крайнюю форму политического этнического национализма [77] в рамках немецкого националистического движения фёлькише [76] или находившийся под сильным влиянием последнего [78]. Крайне правая идеология в нацизме включают идею, что существуют люди « высшей расы », которые имеют право доминировать над другими людьми и очищать общество от предполагаемых «низших элементов» [75]. Эта тема была основана на противостоянии материализму , рационализму , позитивизму , буржуазному обществу и демократии.
Данная интеллектуальная школа считала человека частью более крупной общности и осуждала рационалистический индивидуализм либеральной общественности и распад социальных связей в буржуазном обществе. Социальный дарвинизм , который получил широкое признание к тому времени, не делал различия между физической и общественной жизнью и рассматривал существование человека как непрекращающуюся борьбу за выживание. Акцент социального дарвинизма на идентичность биогруппы и роль органических отношений в обществе способствовали легитимности и привлекательности национализма [80]. Новые теории социальной и политической психологии также отвергали понятие рационального поведения человека и утверждали, что влияние эмоций в политических вопросах гораздо больше, чем влияние разума. Гаэтано Моска в своей работе «Правящий класс» 1896 разработал теорию, которая утверждает, что во всех обществах «организованное меньшинство» будет доминировать и властвовать над «неорганизованным большинством» [81].
Моска утверждал, что есть только два класса в обществе: «управляющих» организованного меньшинства и «управляемых» неорганизованное большинство. Он также утверждал, что организованный характер организованного меньшинства делает его привлекательным для любого человека в неорганизованном большинстве [82]. Шарль Моррас Французский националист и реакционный монархист Шарль Моррас также оказал влияние на развитие фашизма. Он пропагандировал интегральный национализм, призывающий к органическому единству нации. Моррас утверждал, что могущественный монарх является идеальным лидером нации.
Моррас не доверял «демократической мистификации народной воли», которая, по его словам, привела к созданию безличного коллективного субъекта. Он утверждал, что могущественный монарх — это персонифицированный властитель, который может использовать свой авторитет для объединения людей внутри страны. Интегральный национализм Морраса был идеализирован фашистами и изменён в модернизированную революционную форму, лишённую монархизма [83]. Французский революционный синдикалист Жорж Сорель в своих работах выступал за легитимность политического насилия и пропагандировал радикальные меры для достижения революции и свержения капитализма и буржуазии через всеобщую забастовку. В своей самой известной работе «Размышления о насилии» 1908 , Сорель подчёркивал необходимость новой политической религии [84].
Под этим подразумевалось единство всех народов и этносов на территории суверена. Национализм должен был объединять и препятствовать этническим конфликтам, а не порождать их. Но фашистская идеология радикализирует и извращает суть национализма.
Идея единства становится объектом политической манипуляции будущих диктаторов, поскольку на фоне затянувшегося кризиса она обеспечивает народную поддержку. Массы в условиях кризиса уже не ценят свою свободу, поскольку, пребывая в бедности и нужде, не могут воспользоваться теми благами, которые она приносит. Либерализм с его защитой прав, свобод и частной собственности, когда эта собственность ничего не стоит, представляется издевкой и становится нежизнеспособным.
Именно поэтому народ сам отдает остатки своих прав и свобод в руки фашистской власти, пребывая в вере, что только так и можно преодолеть сегодняшние беды: сплотившись всем вместе и отбросив личный эгоизм. Фашистские же лидеры своими пламенными пропагандистскими речами раздувают этот уголек народной надежды, обещая скорый подъем, рассвет и процветание. Таким образом, национализм становится навязчивой и, по сути, единственной политической программой фашизма.
Но обеспечение единства широких и во многом разобщенных социальных слоев — это долгий и тернистый путь. Основа же фашизма — популизм, обещание скорейших преобразований. Единение нужно здесь и сейчас, а для этого необходим стимул, необходим толчок, который поможет преодолеть разногласия.
Для фашизма подобным стимулом становится образ врага, крайняя форма которого — расизм. Как раз в этом контексте отмечают разницу между итальянским и немецким фашизмом. Сходства и различия фашизма в Италии и Германии В Италии так и не случилось перехода ко второй стадии развития фашистской идеологии и установления тоталитаризма.
Во многом это было обусловлено незрелостью итальянской доктрины, включавшей в себя множество противоречивых положений и лозунгов, да так и не сложившейся в целостный политический проект. Ханна Арендт в «Истоках тоталитаризма» отмечает, что, по сути, цель итальянского фашизма «сводилась только к захвату власти и установлению в стране прочного правления фашистской "элиты"». Тоталитаризм же, по ее мнению, «…никогда не довольствуется правлением с помощью внешних средств, а именно государства и машины насилия.
Благодаря своей необыкновенной идеологии и роли, назначенной ему в этом аппарате принуждения, тоталитаризм открыл способ господства над людьми и устрашения их внутри». Масса с ее верой в фашистскую идеологию и фашистского лидера, фигура которого становится практически сакральной, — вот реальный фундамент фашистского режима. Еще в 1930 году испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет опубликовал свой трактат «Восстание масс», в котором выражал серьезные опасения в отношении становления национальных государств, социальной основой которых является массовое общество.
Он утверждал, что главную угрозу времени представляет «сокрушительный и свирепый бунт массовой морали, неотвратимый, неодолимый и темный, как сама судьба». Восстание масс же ведет к «полностью огосударствленной жизни, экспансии власти, поглощении государством всякой социальной самостоятельности». Таким образом, Ортега-и-Гассет пророчески увидел в массе и массовом сознании главную опору набирающих силу тоталитарных режимов.
Бенито Муссолини удалось прийти к власти в Италии, убедив народ в том, что единство может обеспечить только сила. Введенное им понятие фашизма в самом своем названии отражает эту идею. Эмблема Национальной фашистской партии Фашизм происходит от слова «фасции», что буквально означает «пучок прутьев» — единство во множестве.
Но фасции — это также розги, которые в Риме за магистратами носили ликторы. Именно эти розги были помещены на эмблему Националистической фашистской партии, в чем можно увидеть особую символичность: цена единства — право власти на насилие. Таковы основные сходства и различия фашизма в Италии и Германии.
Во-первых, фашизм просуществовал очень недолго и был насильственным образом уничтожен или по крайней мере загнан в подполье. В результате идеология не успела наработать широкую и глубокую теоретическую базу, обрасти опытом, разобраться сама в себе и толком очертить свои рамки. Во-вторых, фашизм — конкурент двум другим большим идеологиям: коммунизму и либерализму. Лекарства разные, но от этого конкурирующие ещё больше. Поэтому левые стараются всем объяснить, что фашизм как средство противникам неограниченного капитализма не поможет, а либералы твердят о сходстве. Их в фашизме и коммунизме больше всего волнует именно тот аспект, где обе идеологии едины — стремление покончить с миром торжествующего либерализма.
Так что же всё-таки такое этот ваш фашизм? Мы не возьмёмся давать фашизму своё определение.
Разница между Фашизмом и Нацизмом: Понимание Истории
Последователи этой теории в целом склонны выделять нацизм как особый исторический феномен, не считая его одной из разновидностей фашизма[62][63][64]. В чем разница между фашизмом и нацизмом? Фашизм и нацизм, в чем разница. Подписаться. В чем отличие идеологии фашизма и нацизма? отличия фашизма от нацизма, фашизм разница — нацизм, расизм, религиозный и антикоммунистический фашизм, чем отличается фашизм, фашизм Муссолини. Фашизм и нацизм преследуют единую цель – высшее общество, но разница в их методах и позициях по многим вопросам не позволяет отождествлять эти понятия.
Фашизм и нацизм - определение, разница и идеология
Основа философии — приоритет интересов нации и государства над личными интересами. Появился в Италии благодаря Бенито Муссолини. Данная идеология обладает характерными основными чертами: принудительное подавление еретичества, разнообразных меньшинств; система направлена на увеличение нации и объединение народа под единым строем; присутствие вождизма — государством управляет единственный человек; не признание либеральной демократии и прочих видов идеологии, способных развалить государственный строй и общество; религия является глубоким духовным проявлением. Определение нацизма Политические убеждения появились в 1930-40-х годов в Германии. Является разновидностью фашизма с более расширенными взглядами на расизм и антисемитизм. Основа идеологии — превосходство одной расы над остальными. Истоки данной идеологии заложены в учениях о многочисленном антисемитизме 19 века. Единомышленники создавали авторитарные организации, одна из которых призывала евреев лишать гражданских прав. Популярным движением нацизма в начале 20 годов стала Фелькише, развивавшее идею о немецком превосходстве над общей Европой. Они объединили идеи социал-дарвинизма и популярные теории Гобино и Чемберлена. Участниками движения становились молодежь, интеллигенция, рабочие и крестьяне.
Из двух представленных определений уже можно назвать первые отличия нацизма и фашизма.
Лидер итальянским фашистов Бенито Муссолини мыслил иначе, в 1927 году он провозгласил принципы: Все для государства. Ничего вне государства.
Ничего против государства. Фашисты и нацисты по-разному смотрят на национальный вопрос. В нацизме расовый вопрос является одним из ключевых.
Его не было заметно у таких фашистских режимов, как франкистский в Испании и пиночетовский в Чили. Тем более, последнюю страну населяют метисы, креолы и различные мигранты из Европы. Для итальянских фашистов до конца 1930-ых не был характерен и антисемитизм.
Даже в Национальной фашистской партии было немало евреев, как и в руководстве страной. Среди них следует отметить: Фульвио Сувич — министр иностранных дел с 1932 по 1936 год.
Полученная смесь стала более извращенной. Немецкий предводитель сформировал нацизм, вдохновляясь деятельностью Муссолини. Позаимствовав множество его мыслей, он старался воссоздать собственные планы. Благодаря Гитлеру основа фашизма дополнилась антисемитизмом и превосходством арийской расы. Он ввел определение «неарийцев» — людей, подлежащих истреблению.
Главные идеологи Какая еще существует разница между фашизмом и нацизмом? Как было сказано ранее, идеологами двух представленных направлений были Гитлер и Муссолини. Бенито являлся деятелем общественности, ветераном Первой Мировой и журналистом, а также главой чернорубашечников. Полноценным лидером народа Италии стал после организации похода на Рим. Нацизм появился благодаря Адольфу Гитлеру. Но само развитие осуществлялось лидерами движения нацистов — Генрихом Гиммлером и Йозефом Геббельсом. Один из них являлся руководителем СС, а другой пропагандистским аппаратом.
Создание государственного института промышленной реконструкции, организация общественных работ, активная тарифная политика, финансовая помощь национальным монополиям, образование смешанных частно-государственных предприятий и другие меры были нацелены на преодоление последствий мирового экономического кризиса , больно ударившего и по Италии. На основе этих мер сложилась тоталитарная модель регулирования экономики и социальных отношений. В одобренной БФС «Хартии труда» 1927 содержалось определение нации как «морального, политического и экономического единства» итальянцев, реализованного в фашистском государстве, якобы выражавшем совокупную волю нации и каждого индивида.
В Италии именно государство стало главным инструментом в руках фашистов в достижении основной цели — тотальной фашизации общества и индивида. Курс на полное подчинение общества выражался ёмкой формулой: «Всё — в государстве, ничего — вне государства, ничего — против государства». Вопреки устоявшемуся в Новое время либеральному идеалу свободы и равенства «доктрина фашизма» утверждала некую «свободу» через её отрицание, ибо её гарантом выступало само тоталитарное государство.
Его характерными чертами стали: унитарная идеология — фашистская, корпоративная; культ дуче — харизматичного вождя, обожествление которого достигает пика в середине 1930-х гг. Члены детской фашистской организации проходят строем перед Бенито Муссолини. На это была нацелена многопрофильная система фашистского воспитания в стране, включавшая присягу на верность преподавателей высшей школы и обязательное членство в партии школьных учителей, насаждение «фашистской культуры» и новых правил поведения «фашистские субботы», «фашистские свадьбы», разные «битвы», фашистский стиль, атрибутика Древнего Рима , массовая военно-спортивная подготовка и милитаризация быта.
Под нажимом нацистской Германии в Италии были приняты расовые законы 1938 , ущемлявшие права еврейского населения страны. Фашистская пропаганда и репрессии не сломили, однако, демократические силы Италии, подтачивавшие режим изнутри. Осенью 1943 г.
Итальянское движение Сопротивления и созданная им партизанская армия в значительной степени способствовали поражению фашизма, вступившего в тесный союз с германским нацизмом и отважившегося на внешнеполитические авантюры. После окончания Второй мировой войны в Италии была принята демократическая Конституция 1947 , запретившая восстановление в стране «в какой бы то ни было форме фашистской партии». Фашизм как идеология основан на воинствующем национализме , социальном дарвинизме , корпоративизме , расизме , милитаризме , решительном неприятии либерализма , социал-демократии и коммунизма.
Фашизм как форма государственного правления предстаёт в виде тоталитарной системы, использующей для поддержания своего господства методы насилия и принудительный консенсус, опирающейся на силовые структуры и многопрофильные массовые организации, активно насаждающей ненависть к внутренним и внешним врагам и культ вождя, претендующей на формирование нового типа отношений в обществе и воспитание «нового человека», жёстко регулирующей экономику и социальные отношения, стремящейся к территориальной экспансии и мировому господству. На этапе зарождения фашизм опирается преимущественно на средние слои населения, а также часть рабочего класса и крестьянства, черпает резервы в маргинальной среде, получает поддержку части консервативной элиты и некоторых финансово-промышленных кругов. Существует множество определений фашизма и подходов к его изучению.
Среди наиболее распространённых определений следует отметить «нравственную болезнь» общества Б. Кроче , «правоконсервативный революционаризм» А. Галкин , «палингенетическую форму популистского ультранационализма» Р.
Гриффин , «террористическую диктатуру» реакционных кругов финансового капитала Г. Димитров , «форму тоталитаризма» Х. Арендт , З.
Бжезинский и др. Идейная питательная среда фашизма сформировалась на рубеже 19—20 вв. От синдикалистов Ж.
Сорель фашисты унаследовали идею прямого революционного действия и легитимности политического насилия; у радикальных националистов Э. Коррадини заимствовали учение о «пролетарской нации» и необходимости борьбы с плутократическими режимами; социал-дарвинизм дал представление о борьбе индивидов за выживание, подкреплявшееся концепцией «сверхчеловека» Ф. Ницше ; «теория элит» Г.
Моска , В.
фашизм, нацизм, национализм?
Нацисты, таким образом, отличаются от других фашистов в основном лишь выбором своих жертв и ситуационными, исходящими из немецких обстоятельств политическими тактиками и государственным устройством. Нацисты, таким образом, отличаются от других фашистов в основном лишь выбором своих жертв и ситуационными, исходящими из немецких обстоятельств политическими тактиками и государственным устройством. Сегодня для меня понимание РАЗНИЦЫ между фашизмом и нацизмом, стало "лакмусовой бумажкой" интеллектуального уровня развития. Фашизм, 1) праворадикальное политическое движение тоталитарного типа в Италии в 1919–1945 гг. Б. Муссолини в 1919 г. начал объединять бывших.
Определение нацизма
- Фашизм. Большая российская энциклопедия
- Чем национализм отличается от нацизма - ВОЙНА и МИР
- Фашизм и нацизм. Есть ли разница?
- Нацизм: корни и характеристики
Что такое нацизм?
- Report Page
- Национализм, нацизм, фашизм — что это такое?
- «НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА»
- Фашизм — Википедия
- Разница между фашизмом и нацизмом: кратко об особенностях режимов, их сходства и отличия
Вы точно человек?
Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма. Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма. В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «... К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой...
Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы... Антисемитизм в Италии не существует. Итальянские евреи всегда вели себя как настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны». Как видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма, но и даже с симпатией говорит о евреях. И это были не просто слова - в то время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев.
Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал: «Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в то время как Муссолини по сути дела не был расистом». Русский социолог Н. Устрялов 1890-1937 : «Необходимо... Иначе говоря, расизм отнюдь не есть необходимый элемент фашистской идеологии». Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера, и были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма, но и его лидера.
Следовательно, основываясь на приведенных высказываниях Бенито Муссолини, проявления расизма и антисемитизма, имевшие место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер. Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и, следовательно, не соответствовали доктрине фашизма. В связи с этим не может не вызывать сомнение утверждение, встречающееся в средствах массовой информации и широкой литературе, что, «важнейшим признаком фашизма является крайний национализм… насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения».
В своей расовой доктрине нацисты одну из самых низких позиций отвели славянам, особенно, восточным. Фашисты же, наоборот, стремились восстановить некий аналог Римской империи с включением в ее состав части югославских земель. Бенито Муссолини. Разница фашизма и нацизма заметна в отношении к религии. В фашистских режимах отношение к ней было положительное. Религией, как правило, был католицизм. В 1920-ые годы влияние католической церкви на итальянское общество только выросло, а оскорбление Папы Римского было включено в состав уголовных преступлений. Нацизм порицал религию в некоторых документах, например, в меморандуме Бормана от декабря 1941 года четко было зафиксировано, что нацистские и христианские идеи несовместимы. В Третьем Рейхе преследовали Свидетелей Иеговы, а также увлекались оккультизмом, что несовместимо с христианством. В итальянской фашистской пропаганде четко прослеживалась идея восстановления былого величия Римской империи.
То есть до 1936 года Муссолини мог бороться с антисемитизмом внутри фашистского движения. Конечно, после начала Второй Мировой войны Гитлер сильно давил на Муссолини, стараясь привить итальянскому диктатору свои взгляды. Но Бенито сопротивлялся. Муссолини в этот период отклонил биологический расизм, по крайней мере в нацистском виде, а вместо этого выделил усиленное «италианизирование» частей итальянской империи, которую он хотел построить», — пишет «Википедия». И только после оккупации части итальянской территории вермахтом и создания марионеточной Итальянской социальной республики в 1943 году немцы приступили к массовому уничтожению евреев в Италии. Сегодня историки в большинстве своем сходятся во мнении: если бы Муссолини не вышел со своим фашизмом за пределы Италии, если бы не влез в войну, не заключил союз с Гитлером, то жил бы долго и счастливо и умер своей смертью. Как Франко или Салазар. Потому что Муссолини провел в Италии очень разумные экономические и социальные преобразования. Например, Италия при нем стала первой страной в Европе, в которой женщины получили право голоса. Быть может, и сегодня итальянцы считали бы его эксцентричным, но эффективным главой государства. Но Муссолини был дурак дураком, когда дело касалось внешней политики. Одержимый дурацкой манией возрождения Римской империи, он ввязался в войны в Ливии, Эфиопии, напал на Грецию. Потом заключил союз с Гитлером и ввязался во Вторую Мировую. А потому неудивительно, что плохо кончил. Нацизм Когда читаешь «Майн кампф» Гитлера — видишь тяжелый бред психически больного человека. Нацизм, в отличие от фашизма, был расистским движением, и нацисты использовали свастику как символ арийской расы, чтобы показать свое превосходство», — резонно поясняет «Википедия». Гитлер называл себя «учеником» Муссолини, но сам Муссолини презирал фюрера. Ключевое отличие нацизма германского от фашизма итальянского — в том, что фашисты просто хотели создать «единообразное общество» и возродить некое подобие Римской империи абсолютно интернациональной, замечу.
Главная отличительная особенность нацизма по отношению к национализму — это то обстоятельство, что представители второго направления более терпимы к прочим этносам, таковые просто желают существовать отдельной группой и не сближаться с ними. Они могут быть сформированы по различным признакам. Среди наиболее популярных можно выделить территориальные либо религиозные. Национализм очень редко противоречит свободомыслию, экономике и свободе слова. Это движение более гибкое, оно способно существовать в рамках правового поля, созданного государством и нормально реагировать на поступающую извне конструктивную критику. Нацизм же в полной мере исключает инакомыслие. Его сторонники готовы существовать только в тоталитарных условиях. Именно Вторая мировая война в полной мере показала нам, что же собой представляет нацизм.