Старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина — является наследницей традиций Императорской Академии художеств, основанной во второй половине XVIII века. Организаторы выставки подчеркивают, что собрать в едином пространстве работы учеников и самого Репина было непросто.
ЕМИИ представил масштабную выставку работ Репина и его учеников
Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. Картина была похищена, а в 1990-е гг. Ни один из музеев не смог купить её — так много запросили «владельцы». Тогда полотно попросту изъяли до выяснения обстоятельств, потому что оно было заказано Репину государством. Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. С кем-то — например, с теми, кто позировал затылком, — и вовсе за раз управились.
По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений», — делился своими впечатлениями от полотна Игорь Грабарь. Контекст Репин получил заказ в апреле 1901 года. К тому времени у него были серьёзные проблемы со здоровьем, в одиночку осилить такой масштаб в столь сжатые сроки художник не смог бы, потому потребовал себе помощников. Первый писал левую часть картины, второй — правую. Репин взял на себя центр.
К работе они приступили за несколько дней до юбилея, начав с интерьера.
А незаконченный портрет М. Бенуа кисти Репина дает уникальную возможность увидеть работу Мастера в процессе.
Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой. Здесь ранние работы Мастера соседствуют с полотнами Щербиновского, Шмарова и Грабаря, а поздние — с творчеством Малявина, Явленского и Савинова. Отдельные истории посвящены личным и творческим взаимоотношениям Мастера и трех его прославленных учеников — Валентина Серова, Исаака Бродского и Филиппа Малявина.
Так, выставка предоставляет исключительную возможность увидеть рядом два портрета Софьи Драгомировой, написанных учителем Репиным и учеником Серовым в ходе одной постановки. Илья Репин: «"Будь я молод, сам бы пошел воевать с немцами. Ведь абсолютист Вильгельм нарушил всякие человеческие права.
Я плакал, когда узнал о варварском разрушении Лувена и об уничтожении художественных сокровищ, являющихся достоянием Бельгии" Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году. Илья Репин 1914 Вскоре после Сараевского убийства, 3 июля 1914 в личном письме императору Германии Вильгельму Альберт известил его о нейтралитете своей страны. Однако германские войска нарушили нейтралитет Бельгии и вторглись на ее территорию.
Альберт стал, согласно 68-й статье Конституции, главнокомандующим бельгийской армией. При большом превосходстве противника бельгийцам пришлось отступить и оставить Брюссель. Однако Альберту удалось перегруппировать свою армию и затопить низменный берег Изера водой, открыв шлюзы дамбы.
Картину заказала для своего художественного салона Клара Лемерсье. Она была вдовой бельгийского подданного, которому принадлежала художественная галерея в Москве. После смерти супруга Клара Лемерсье занялась устройством выставок.
В свой салон она приглашала известных художников и критиков. Клара Лемерсье дала Илье Репину фотографию короля Альберта I с просьбой сделать набросок для портрета.
Большая золотая медаль дала Репину право в качестве пенсионера Пенсионер — выпускник Императорской Академии художеств, получивший денежное пособие — пенсион аналог современного гранта. Академии художеств уехать за границу на срок до шести лет. Весной 1873 года Репин вместе с женой и дочерью отправился в Вену, Флоренцию, Неаполь и Рим, а осенью того же года — в Париж. Там они пробыли до июля 1876 года. Художник давно мечтал посетить Европу и в письме к другу Стасову от 1872 года признавался: «Скорей, скорей в Европу, Париж, Рим… Все равно… Где только есть солнце, где горит этот светоч! И мы будем спица в колеснице — это большое утешение! А здесь признаться Вам по совести мне совестно, что я художник, мне кажется, что это дармоед, обманщик, приживалка» И. Избранные письма.
Однако еще в Риме Репин разочаровался в загранице. В письме к тому же Стасову он рассуждал: «Нет, я теперь гораздо больше уважаю Россию! Вообще поездка принесет мне так много пользы, как я не ожидал: но я здесь долго не пробуду, дай бог пробыть два года, и то едва ли, надо работать на родной почве. Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия с ее условной до рвоты красотой» Там же.. Неожиданно для Репина Стасов опубликовал отрывки из заграничных писем художника. Какая гадость тут в галереях! Эта публикация Стасова вызвала шквал негативных отзывов в сторону Репина. В сатирических журналах появились издевательские стишки и карикатуры. Некоторые деятели искусства и культуры также осуждали художника. Полное собрание сочинений и писем.
В 30 томах. Письма в 18 т. Парижское кафе. Последняя принесла Репину звание академика. Не правда ли, нахальный приступ? Что ни говорите, а искусство не наука. Оно только тогда сильно, когда национально» Цит. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка. Об усердном ученике Тоне Серове «Когда В.
Они поселились недалеко от нас на бульваре Клиши , и Валентин не пропускал ни одного дня занятия в моей мастерской. Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить ее и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело». Валентин Серов. Как рос мой сын. После этой парижской встречи Репин в течение многих лет постоянно занимался с мальчиком то в Европе, то в Петербурге и Москве. Когда Репин по каким-то причинам не мог проводить с Серовым занятия, он доверял ученика талантливым педагогам. Репин впоследствии опекал Серова: помогал в экспонировании его работ на выставках, содействовал в присвоении ученику звания академика и избрании его действительным членом Академии художеств. Что же касается похвальбы, то Серов ее совершенно не воспринимал.
Репин жаловался на это в одном из писем к дочери Льва Толстого Татьяне Сухотиной-Толстой: «Серова испортить нельзя; он любит искусство, кладет в него свою душу и делает что может. Похвалы ему как об стену горох. Впрочем, годы спустя в их многолетней дружбе случился разлад: художники по-разному оценивали связь Академии художеств с событиями Кровавого воскресенья Кровавое воскресенье — расстрел мирной демонстрации рабочих в январе 1905 года.. Серов из окон Академии видел, как отряды пехоты и кавалерии стреляли в безоружную толпу. Со слов Репина, после этих событий «он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим». Серов не мог смириться с увиденным и искал у своего наставника поддержки: «Никому и ничем не смыть этого пятна. Владимир Александрович был начальником князя Сергея Васильчикова, которого назначили ответственным за подавление беспорядков. Ответьте мне, прошу Вас, Илья Ефимович, на мое глупое письмо. С своей стороны готов выходить хоть отовсюду кажется, это единственное право российского обывателя » Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?
Рисунок Валентина Серова.
Мы сконцентрировали внимание на ученическом процессе, на взаимоотношениях мастера с учениками», — рассказала директор музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. Выставка состоит из трех залов: это мастерская, куда сразу попадает посетитель, натура и пленэр. Финальная часть — это работы Репина его учеников сквозь года. Увидеть шедевры можно до 28 июля 2024.
Подробности на сайте.
Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин, его ученики и друзья» откроется в Вологде
Всего в экспозицию вошло 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций. Они распределены по трём разделам, соответствующим ключевым принципам Репина: Разделы «Тело так тело» и «Учитесь у природы» посвящены изучению художниками натуры, рабом которой называл себя Репин: от анатомии человеческого тела до окружающей природы. Здесь представлены студийные постановки, пленэрные этюды, законченные пейзажи, автопортреты художников и портреты их ближнего круга. Посетители увидят незаказные портреты кисти Малявина и Кустодиева, незаконченный репинский портрет пианистки и педагога Бенуа, который демонстрирует работу мастера в процессе, и другие редкие экспонаты. Раздел «Идите своим собственным путем» рассказывает об экспериментах с художественной манерой. Обрамляет и дополняет выставку параллельная линия повествования «Эпизоды», которая включает архивные фотографии, сценографические решения и воспоминания учеников Репина.
Дурново , министр иностранных дел В. Ламздорф , оберпрокурор Святейшего Синода К.
Всего на портрете изображен восемьдесят один член Совета, среди них С. Витте , П. Семенов-Тян-Шанский и др. Картине предшествовали написанный во время заседания Государственного совета эскиз , многочисленные этюды и портреты отдельных участников собрания. Они принадлежат к числу высших достижений художника в области портрета. Отдельные этюды членов Государственного совета, такие как портреты графа Алексея Игнатьева , великого князя Владимира Александровича , обер-прокурора Константина Победоносцева , министра финансов Сергея Витте , стали признанными шедеврами живописной техники alla prima. Виртуозное исполнение портретов членов Госсовета давало повод современникам сравнивать творчество Репина с работами великого голландца Франса Хальса.
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения Год создания: 2004 Интерактивная программа Язык: Программа представляет картину И. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» из собрания Русского музея. Программа включает биографические справки о всех лицах - членах Государственного совета, изображенных на полотне. Илья Репин «Торжественное заседание Государственного совета» фильм 1-2 Год создания: 2002-2003 Видеофильм Язык: Продолжительность: 26:00 Фильм рассказывает о работе художника Ильи Ефимовича Репина над масштабной картиной «Заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения».
Из сопровождающих картины воспоминаний, цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый может сам сложить понимание, какой он Мастер Репин. Илья Репин 1844—1930. Государственная Третьяковская галерея. Фото Государственная Третьяковская галерея Первые два раздела посвящены изучению художниками натуры , рабом которой называл себя сам Репин: от анатомии человеческого тела до исследования окружающей природы и человеческого характера. Здесь представлены студийные постановки, пленэрные этюды, законченные пейзажи, автопортреты художников и портреты их ближнего круга. Редкие натурные постановки молодых Серова, Сомова, Кустодиева соседствуют со зрелыми композициями того же Серова, Фешина, Кокеля и самого Репина. Игорь Грабарь. Розовые лучи», 1906. Собрание Владимира Некрасова. Фото пресс-служба выставки Портретный ряд составляют незаказные портреты , где его еще молодые воспитанники — Серов, Малявин, Кустодиев, Браз, Бродский — запечатлели своих сестер, жен, подруг, наполнив картины личным и трепетным отношением к модели. А незаконченный портрет М. Бенуа кисти Репина дает уникальную возможность увидеть работу Мастера в процессе.
О просьбе «не засорять» картину Мусоргским и Бородиным «…Я все-таки обратился к Пороховщикову с просьбой разрешить мне прибавить в группу русских музыкантов Мусоргского и Бородина. Вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список имен музыкантов выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить ни одного имени из списка, данного вам… Одно мне досадно — что он не вписал сюда Чайковского. Ведь мы, вся Москва, обожаем Чайковского. Тут что-то есть… Но что делать? Да вам же легче: скорее! Торопитесь с картиной, ее ждут…» Илья Репин. Славянские композиторы. Глинка в центре, низкого роста , М. Балакирев слева от Глинки, в профиль , В. Одоевский между ними , Н. Римский-Корсаков стоит слева от Балакирева, в форме морского офицера , А. Даргомыжский сидит, облокотись, на стуле, между Римским-Корсаковым и Балакиревым , А. Серов стоит у рояля, заложив руки за спину , П. Турчанинов в глубине, священник , Д. Бортнянский стоит за Турчаниновым, беседуя с ним , А. Львов в придворном мундире, сидит на стуле, глядя на зрителя , А. Верстовский говорит, обращаясь к Львову и наклонившись к нему , А. Варламов стоит правее Турчанинова , А. Рубинштейн сидит у рояля , Н. Рубинштейн стоит правее, облокотившись на рояль , И. Ласковский в военном мундире, стоит сзади Даргомыжского ; польские композиторы: Фредерик Шопен стоит слева от Н. Рубинштейна , Станислав Монюшко, М. Огинский и К-Липинский стоят в правом углу, вокруг Шопена ; чешские композиторы: Э. Направник стоит у левого обреза картины , Б. Сметана сидит на диване, разговаривая с Направником , К. Бендль сидит за Б. Сметаной и Э. Горак сзади К. Бендля Большой зал Московской консерватории Зимой 1871—1872 годов Репин писал картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов» по заказу крупного московского предпринимателя и мецената Александра Пороховщикова. Изначально Пороховщиков обратился с заказом к Константину Маковскому, но тот запросил 25 000 рублей. Тогда работа перешла Репину — он согласился писать картину за 1500. Это были ничтожные для такого масштаба деньги, но художник в те годы очень нуждался в средствах и «только из приличия умалчивал о своей радости от этого богатого заказа». Композиторов для картины выбирал пианист Николай Рубинштейн. Причем, по задумке Рубинштейна, ушедшие из жизни композиторы должны были соседствовать с живыми. Рассказы о русских художниках. Художник обратился к Пороховщикову, но заказчик довольно грубо отказал. Судьба самого полотна складывалась непросто. Через два месяца после начала работы Репин был готов уничтожить картину из-за постоянных расспросов Пороховщикова. Художник писал: «Милостивый государь, Александр Александрович! Сколько крови перепортили Вы мне Вашими понуканиями! После последней Вашей телеграммы я просто работать не могу. Клячу погоняют кнутом, но не рысака… Я лучше уничтожу картину и возвращу Вам деньги. Я даю голову, если кто-нибудь в России пишет скорее меня и работает усерднее» Там же.. Фотография Карла Фишера. За полгода Репин написал огромную картину 198 сантиметров в высоту и 393 в ширину с непростой композицией. При этом с кем-то из изображаемых приходилось встречаться для этюдов лично. На торжественном открытии гостиницы Пороховщиков говорил Репину: «— Где же вы? Ведь вы и не воображаете, какой успех!
КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР
Выставка «Илья Репин и ученики» с 22 февраля по 29 декабря 2024, Ростовский областной музей изобразительных искусств на ул. Пушкинской в Ростове-на-Дону — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. В репортаже из "Нового Иерусалима" сотрудники музея и кураторы из музеев, предоставивших работы Репина и его учеников, раскрыли некоторые подробности проекта. Важную роль в нем занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории наблюдения за Мастером и общения с ним. В одной экспозиции удалось собрать более ста графических и живописных работ самого Репина и четырнадцати его учеников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Константин Сомов, Николай Рерих.
В Екатеринбургском музее ИЗО покажут работы Репина и его учеников
Педагогическая практика Репина менее известна, хотя он был одним из главных реформаторов Императорской Академии конца 19в. Занятия продолжались не больше года, но и Репин, и Поленов всегда считали себя учениками именно Чистякова. Мастер и его ученики, которые пошли собственным путем. В подмосковном музее «Новый Иерусалим» открылась экспозиция, посвященная Илье Репину. Репин считал Серова лучшим из современных художников и ставил рисунки Серова в пример своим ученикам. Поэтому Репину разрешили позвать своих учеников, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова.
Может быть интересно
- На выставке в музее «Новый Иерусалим» впервые вместе собрали работы Ильи Репина и его воспитанников
- Главные новости
- Репин и ученики - Национальный художественный музей Республики Беларусь
- Выставка «Репин. Наследие. Ученики»
- ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ
Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин, его ученики и друзья» откроется в Вологде
В Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева 11 октября откроется выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья», приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. 23 апреля инвалиды МРО Нагорный МГО ВОИ в музее «Новый Иерусалим» посетили выставку «Мастер Репин. Важную роль в нем занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории наблюдения за Мастером и общения с ним. Выставка знакомит посетителей с основными принципами творчества Репина, которые оказали огромное влияние на его учеников. Один из них — Ярославский художественный, где в эти дни проходит выставка «Илья Ефимович Репин и ученики». Именно этих учеников Репин привлек для работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
- На выставке в музее «Новый Иерусалим» впервые вместе собрали работы Ильи Репина и его воспитанников
- 10 цитат из «Далекого близкого» Ильи Репина
{{ data.message }}
- Искусство будущего
- В Екатеринбург привезли картины Репина и его учеников - Российская газета
- Выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в Ярославском художественном музее -
- Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»
- Art Investment