Именно искусственно порожденный комплекс обусловил резкое сокращение численности татароязычных башкир к 1989 году с последующим переходом их в татарский этнос.
Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты
Татары Этот народ моложе башкир. Его формирование началось в эпоху Волжской Булгарии, продолжалось в период Золотой Орды и приняло законченный вид после завоевания Московским царством. При этом, поволжские, сибирские и крымские татары не имеют общих предков. Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными. Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар. Общая численность — свыше 2 млн. Подобно башкирам, они обладают разными антропологическими признаками. Однако здесь куда больше прослеживаются европейские черты, чем монголоидные.
Хреновая мода пошла, делить людей по национальности, когда надо делить на тех у кого есть "заводы, газеты, пароходы", и тех у кого кроме рук нет ничего. Janvar787 Спасибо! Очень динамично рассказано, научно и одновременно дружелюбно.
Ну, например - "Помнишь фильм вчера смотрели? Как это все было связано - никто не знал. И почему он не мог попросить о чем-то сразу и напрямую, тоже все терялись в догадках. Иногда его на эту тему подкалывали, типа - "Пацаны! Марат спросил у Сани "сколько времени? Сейчас будет хитрый татарский развод! Но такое бывало достаточно редко и всегда по дружески.
Это был, какбы мем такой. Не принято у нас было стебаться над человеком только по национальному признаку. И все были уверены - Марат - татарин. Это была такая же аксиома, как и то, что дважды два равно четыре. Однако на пятом курсе лично меня ждал сюрприз.
Жители башкирских деревень при переписи могли отнести себя к сословию башкир, при этом обозначив национальность как «татарин». Границы взаимопроникновения языков сильно отличаются от современных административных границ между республиками. Так, в языке жителей восточного Татарстана можно услышать характерные признаки, присущие башкирскому языку. В свою очередь, и сегодня велика доля татароязычных башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана. Интересно мнение некоторых ученых о том, что нет таких слов, каких бы не понял носитель башкирского, а вот в башкирском литературном найдется несколько десятков слов, непонятных татарину. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким.
Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов
— И люди с татарской и башкирской идентичностью видят некоторые различия в языке, культуре, но в целом склонны к осознанию общей истории, этнического происхождения и пространства развития. Почему в Башкирии татар больше, чем башкир. Именно искусственно порожденный комплекс обусловил резкое сокращение численности татароязычных башкир к 1989 году с последующим переходом их в татарский этнос.
#народымира
Но в эпоху средневековья и те и другие растворили в себе иные кочевые и оседлые племена и народы. В случае одних — это аланские и мадьярские племена, а в ордынское время еще и ногайцы; в случае других — именьковские славяне, финно-угорские народы, а также степное кипчакское население Золотой Орды. Из-за своей бурной истории, в этом плане те и другие являются в высшей степени разнообразными народами. Тем не менее, в среднем, татары тяготеют к европеоидам, тогда как башкиры, опять же, в среднем, относятся к переходной расе — промежуточной между европеоидами и монголоидами. Что не меняет одного факта: есть много темноволосых татар с восточным разрезом глаз, равно как и немало башкир — голубоглазых блондинов.
Все остальные отличия также вытекают из первого, то есть, являются его следствиями. До сих пор сохраняется родовое деление у башкир, характерное для всех народов-кочевников — в древности каждый тюрок был обязан знать своих предков до двенадцатого колена. Тогда как волжские татары, которые исторически были оседлым народом, хотя и с сильной степной культурой, такое деление давно забыли. Как это уже было сказано, татары более тысячелетия являются хлеборобами — еще их предки волжские булгары стали отказываться от кочевничества и осели на землю.
Тогда как башкиры придерживались кочевого и полукочевого скотоводства до самого недавнего времени, и это сказалось на всем: от менталитета до народного быта. Благодаря связям с востоком, они приняли ислам еще в 920-х годах. Во времена Русского царства и Российской империи они обеспечивали товарооборот со Средней Азией и Китаем.
Тогда как волжские татары, которые исторически были оседлым народом, хотя и с сильной степной культурой, такое деление давно забыли. Как это уже было сказано, татары более тысячелетия являются хлеборобами — еще их предки волжские булгары стали отказываться от кочевничества и осели на землю. Тогда как башкиры придерживались кочевого и полукочевого скотоводства до самого недавнего времени, и это сказалось на всем: от менталитета до народного быта. Благодаря связям с востоком, они приняли ислам еще в 920-х годах. Во времена Русского царства и Российской империи они обеспечивали товарооборот со Средней Азией и Китаем. По этой причине у них очень развита и социально одобряется коммерческая жилка.
Да и сам народ более энергичный и подвижный. Тогда как башкиры домоседы и более консервативные. Сама Казань всегда являлась одним из общероссийских культурных и экономических центров, тогда как Уфа, которая, хоть и почти не уступает ей по численности населения, долгое время представляла из себя тихий провинциальный город. Поэтому между татарами и башкирами такие же отличия, как между любыми столичными жителями и жителями регионов: одни — деловые, современные и активные, другие — добродушные и спокойные. Башкиры и татары являются разными народами, поскольку они всегда были такими. У татар были Волжская Булгария и Казанское ханство, у башкир — свободная конфедерация степных племен, которые избирали общее руководство только в ходе войны, а в остальное время жили практически автономной жизнью.
Похоже на очередной западный проект... Хреновая мода пошла, делить людей по национальности, когда надо делить на тех у кого есть "заводы, газеты, пароходы", и тех у кого кроме рук нет ничего.
Janvar787 Спасибо!
У них практически одинаковая культура, похожий язык и одна религия. Несмотря на историческую общность, татары и башкиры резко выделяют своих соплеменников друг от друга. Но в чём между ними разница? Башкиры Башкиры — коренное население современного Башкорторстана. Их предки переселились на Южный Урал примерно 1500 лет назад и занимали также территории современных Оренбургской и Челябинской областей, а также части соседних областей. При этом, как часто бывает с кочевниками, этногенез башкирских племен неоднороден.
Некоторые племена обладают тюркским происхождением, другие — финно-угорским, третьи — индоиранским. Среди представителей могут встречаться индивидуумы как с европейской внешностью, так и ярко выраженные монголоиды.
Башкиры и татары: отличия во внешности и характере
Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые. отличается национальная одежда — у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый язык схож, несмотря на то, что отличается алфавит. башкирский народ гораздо древней татарского и с первобытных времен находится на своем месте. Например, по данным переписи 1926 года, татароязычные башкиры в Башкирской республике составляли 45% от общей численности башкир. Именно искусственно порожденный комплекс обусловил резкое сокращение численности татароязычных башкир к 1989 году с последующим переходом их в татарский этнос. Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству.
Интервью: уфимский публицист о «соперничестве» между Татарстаном и Башкирией
Такие вещи к этносу имеют мало отношения. Каждый случай требует перепроверки. Но он прав на самом деле. Потому что я всегда привожу пример: мой далекий предок жил 35 тысяч лет тому назад, ближайшие сородичи внимание! Ну какое отношение к этому имеют татары? Это же какой-то древний субстрат, масса, так сказать. Татары сложились значительно позже. И ученые должны такие вещи вытаскивать, показать, что это вообще-то, ребята, не совсем этнические, а биологические дела. Это совершенно разные разрезы. Но когда хотят создать этнос искусственно, а у башкир есть прямое желание северо-западную часть республики полностью к себе присобачить, то в ход идут такие методы. На северо-западе Башкортостстана, во-первых, есть собственно татары, а те, которые не татары и до сих пор считают себя башкирами, давно переженились и перемешались с татарами.
Их невозможно отделить. Это одна и та же группа, массив. Я еще в начале 1990-х годов в своей книге написал, что эта северо-западная группа — ассоциированная часть татарской нации. Кстати, Риза Фахретдин такого же мнения. У него есть письмо 1925 года, где он говорит, что в состав татар милляте татарской нации — прим. Заки Валиди был такого же мнения. Если вы возьмете работу Заки Валиди, то увидите, что он ни в коем случае не хотел тех, кто остался в Уфимской губернии, включать в малую Башкирию. Потому что тогда, когда республика была создана, вся основная часть настоящих башкир оказалась в составе малой Башкирии. Когда говорят, что Уфимскую губернию присоединили к Башкортостану, на самом деле было наоборот — Башкортостан присоединили к Уфимской губернии. И тем самым сейчас башкиры получили большие проблемы.
Интересы различаются». Фото: president. Марджани у нас этим не занимался. Но в Башкортостане же нет отдельного института истории, он объединен с институтом языка и литературы. Шежере и прочие праздники проводятся там на уровне министерства культуры. Минкульт у них занимается «реализацией государственной политики в сфере культуры и межнациональных отношений». В отличие от Татарстана там смогли создать некоторые политтехнологические институты. В Уфе есть институт стратегических исследований — отдельное учреждение в академии наук Башкортостана. Они создавали многотомную историю племен башкирских родов. Они работают как раз как политтехнологи.
Недавно же был скандал по поводу Салавата Хамидуллина ведущий исторических программ на телеканале БСТ, в частности, доказывающий, что Уфе 1,5 тыс. Оказалось, что Хабиров его не просто принял в свою команду, а возложил на него новые обязанности, как раз заниматься переписью. По моей информации, он как раз будут ездить по деревням и уговаривать всех записаться башкирами. А сделать это легко, потому что на наш народ как удав или как кобра действует письменный текст, и башкиры их предоставляют. Но при этом башкиры никогда не объясняют, что в ревизских сказках, откуда они исходят, не национальность фиксируется, а сословная принадлежность. Если начинаешь смотреть друг за другом, сразу видно, что так называемые башкиры во многих случаях вовсе не башкиры. Это просто отношение к земле — вотчинники, зафиксированные башкирами. Это старая классификация. Кто несет историю, должен все это объяснять, писать об этом труды. Но этого нет.
У меня была одна статья, но она очень давняя, вышла в 1985 году. Я в свое время все эти вещи объяснял, и по переписям татар занимался. Я с удивлением смотрю, в институте истории Марджани сейчас работает около 100 человек, а дискуссии с башкирскими историками ведет узкий круг людей типа меня, а они вообще не участвуют. Ни в одном средстве массовой информации их нет. После этого начинают возникать вопросы, вообще, чем они занимаются? То есть, пока мы в РТ говорим, они уже делают. Получается, в этом вопросе мы опять аутсайдеры. Есть подозрение, что по количеству убитых на войне татары занимают второе место после русских. Но, к сожалению, эта работа тоже не была сделана. Сейчас реализуется проект «100 великих мусульманских деятелей среди татар», им занимается Альфрид Бустанов.
Но та работа, о которой вы говорите, да, не делается. Хотя можно было бы. Это что, они объединили сословие с национальностью? То есть башкир — это сословие. Но по земельным делам он проходит как «башкир» и таких примеров полно. Это то же самое, что татаро-башкир? Он прекрасно знал, кем является на самом деле, поэтому такой проблемы нет. Соответствующие языковые курсы открылись в Москве и в Уфе. Все громче начали говорить, что никакого татарского языка не было, был поволжский тюрки, от которого в том числе образовался и башкирский. Речь идет о литературном языке Золотой Орды.
Он формировался, в том числе, и при помощи разных внешних влияний, потому что среднеазиатский, чагатайский язык тоже повлиял на этот язык. Но я рассуждаю таким образом — в старые времена во времена Советского Союза этот язык как татарский маркировать было нельзя, потому что получается, что золотоордынцы — татары. Нельзя этого допустить. Поэтому сами татары придумали термин «поволжский тюрки». Миркасым Усманов в свое время написал, что мы были вынуждены пользоваться таким термином, но на самом деле это был татарский. У башкир такого языка быть не могло, потому что речь идет о татарской элите, которая осталась со времен Золотой Орды, которая продолжала говорить на этом языке. Потому что образованные башкирские круги, во многих случаях обучавшиеся у татар, начали использовать этот язык. И пришлось выбирать определенные диалекты башкирского языка. Были сторонники выбора татарского диалекта, но тогда литературный язык у нас оказался бы общий. Галимжан Ибрагимов, бедный, рассчитывал, что литературный язык останется общим для двух республик.
И если бы так произошло, то сегодня мы имели бы очень интересную ситуацию. Они верили в эту идею. Но взамен того вклада, что внесли, они все стали башкирами. Нужно иметь ввиду, что до Рахимова Башкортостаном фактически все время правили татары, или западные башкиры. То есть татароязычные башкиры. Большой проблемы не было. Хотя уже в 1959 году при Зии Нуриеве началась фальсификация переписных данных. И потом это все время продолжалось.
Татары же не так любят гостей — у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей — любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак — отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый — в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон.
Языком, обычаями. До Революции - отношением к земельной собственности.
История такая. Со мной учился парень из Татарстана. У него была вполне себе татарская фамилия, татарское имя пусть будет Марат и татарская внешность.
И татарская хитрожопость. Хотя его хитрожопость мы раскусили еще на первом курсе и все знали, что если этот хитрый татарин, подошёл и начал разговор на отвлечённую тему, то ему что-то надо и сейчас будет о чем-то просить. Ну, например - "Помнишь фильм вчера смотрели? Как это все было связано - никто не знал. И почему он не мог попросить о чем-то сразу и напрямую, тоже все терялись в догадках.
Иногда его на эту тему подкалывали, типа - "Пацаны! Марат спросил у Сани "сколько времени? Сейчас будет хитрый татарский развод! Но такое бывало достаточно редко и всегда по дружески.
Москве Заки Валиди считал Гаяза Исхаки нечестным человеком, ведущим политическую борьбу закулисными, нечестными методами. Вот как он описывает свои впечатления о Гаязе Исхаки: "Только из Башкортостана прибыло около 50 делегатов. Были представлены и многие другие регионы. Ахмет Цаликов, Шакир Мухаммедьяров, Гаяз Исхаки постарались вызвать из Казани людей сверх нормы представительства и надеялись, что они выступят против федерализма. Сообразив, что казанцы, как и туркестанцы, представители Азербайджана и крымских татар, будут также отстаивать идею федерализма, Гаяз Исхаки и его сторонники затеяли встречи с делегациями регионов по группам, попытались дискредитировать Мухаммад-Амина Расул-заде, меня и других противников унитаризма" [3, с. Гаяз Исхаки же считал, что Заки Валиди — очень амбициозный человек и в то же время очень недалек в своей политике: "Заки Валиди, сформировавшийся благодаря материальной и духовной поддержке Гумера Терегулова, ставший человеком, которому уже не стыдно появиться на людях, вместе с провокатором Шарифом Манатовым, обидевшись на то, что их не избрали в Центральный комитет I-го Всероссийского съезда, подбрасывает на политическую арену "башкирский вопрос". Чтобы воспитать в башкирах вражду к татарам и разрушить не только национальное единство, но и даже религиозное единство, он Заки Валиди — Р. Чтобы получить поддержку русских в этом начинании, он, заключив договор с казачьим атаманом Дутовым, начинает действовать вместе с ним. Гумер в этом вопросе очень твердо стоял на позициях сохранения национального единства. Гумер своей твердой позицией вызвал к себе ненависть Заки Валиди и Маннатова. Хотя Гумер получал от этих остолопов жюлярляр множество писем с угрозами убийства, тем не менее, он не отказался от своей позиции" [4, с. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир Так как татары были колонизованы уже 365 лет и их земли занимали стратегическое торговое и военное положение на пересечении больших рек и дорог, отторжение их земель было более длительным и массовым. Было две волны массового захвата земель: после 1552 года татары были вытеснены с земель, граничащих с большими реками и дорогами, и в самом начале XVIII века по указу Петра I были ликвидированы феодалы как социальный класс, а их земли были переданы русским переселенцам и царской казне. Татары с тех пор всегда страдали от безземелья. У башкир же ситуация складывалась по-другому: "У башкир, обладавших в течение всего периода нахождения в составе царской России вотчинным правом, выработался свой идеал национального и социального освобождения, который ассоциировался в народном сознании с возвращением к условиям присоединения Башкирии к Русскому государству, когда им со стороны царизма было гарантировано полное невмешательство в дела внутреннего самоуправления и право распоряжаться землей по своему усмотрению. Стремление башкир сохранить и защитить национальные земли, опираясь на историческое вотчинное право, на протяжении веков сталкивалось с интересами феодально-бюрократического государства, русских помещиков и капиталистов, а также с интересами многонационального крестьянства, переселявшегося в Башкирию особенно интенсивно в пореформенную эпоху и в период столыпинской аграрной реформы. Все это делало земельный вопрос в крае остро-политическим вопросом, превращало его в существенный фактор формирования идеологии национального движения" [5, с. Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель Татарские земли находились в глубине Империи, и они не граничили ни с одним национальным окраинным регионом, тем самым татарам было трудно чисто географически объединиться с каким-либо пограничным тюркским народом. Башкирские же земли располагались очень близко 50 км. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи Известно, что татары даже на своих коренных землях не составляли подавляющего большинства населения, а в других губерниях они составляли незначительное меньшинство. Другими словами, татары в основном жили дисперсно. Башкиры же на территории Малой Башкирии составляли подавляющее большинство населения. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что широкие слои татарской интеллигенции в годы буржуазной и особенно, октябрьской революций считали, что при равенстве в законе с русской интеллигенцией они, в общественной и культурной жизни будут с ней на равных. При дисперсном расселении главным оружием татар был интеллект, организованность и высокие моральные качества конечно, они не могли предположить, что уже в 30-годы тысячи людей из татарской элиты будут физически уничтожены по приказу Москвы. В 1917 году они думали иначе. Джамалетдин Валиди пишет о татарской интеллигенции того периода: "Эту часть средней и низшей — Р. Ведь фактическое уравнение их с русской интеллигенцией совершилось только после Октября. И потому большинство средней и низшей интеллигенции из татар не симпатизировало чехословацкому перевороту" [6, с. Сила же башкир была не в их медресе и интеллигенции, а в их обладании землей, в большинстве башкирского населения на своей исконной земле, в военной организованности и готовности башкирской элиты военным путем добиться независимости. На мой взгляд, самыми важными факторами, лежащими в основе противостояния татар и башкир, были 4-й и 5-й факторы. Анализ развернувшихся исторических событий с 1905 года, с первых съездов "Союза мусульман" до начала 1918 года, показывает, что в 1905—1907 годы татары были явными гегемонами в национально-демократическом движении. Но затем, после 1907 года и до 1918 года прошли Балканская война, I-ая Мировая война, осуществлялась переселенческая политика Столыпина, произошло восстание казахов в 1916 году. Все эти события повысили национальное самосознание тюрок Туркестана и Башкурдистана, но татарские лидеры и в 1917 году по инерции продолжали считать себя непререкаемыми лидерами и не учитывали произошедших изменений.
Статья «Татары и башкиры. Сходства и различия»
Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами? В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика. Мне башкиры говорили, что они вообще-то татары и неизвестно зачем их назвали башкирами. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Кто богаче – башкиры или татары?
Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?
Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. «По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно». Их культура и обычаи отличаются от татар-мусульман, речь отличается диалектными особенностями, но всё это – социальные признаки. Башкиры и татары продолжают сохранять свою культурную самобытность и национальное наследие, несмотря на различия в их истории и традициях. Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день. Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия.