Главная» Новости» Политика» Путиловский завод начал забастовки.
К годовщине январской путиловской забастовки 1905 года
По рассказам, цель рабочих в эту минуту — испортить водопровод и электричество, оставить город без воды и света и начать поджоги», — записала 8 января в своём дневнике супруга генерала Александра Богданович. Начальник петербургского охранного отделения Александр Герасимов вспоминал: «До позднего вечера в окружении Государя не знали, как поступить. Мне передавали, что Государь хотел выйти к рабочим, но этому решительно воспротивились его родственники во главе с Великим князем Владимиром Александровичем. По их настоянию Царь не поехал в Петербург из Царского Села, предоставив распоряжаться Великому князю Владимиру Александровичу, который тогда был командующим войсками Петербургского военного округа. Именно Владимир Александрович руководил действиями войск в день красного воскресенья». Ранним утром 9 января, в 6:30, из Колпина двинулись по направлению к Петербургу работники Ижорского завода, которым предстоял самый долгий путь. К ним постепенно присоединялись и коллективы других предприятий.
По некоторым оценкам, толпа достигала численности в 50 тысяч человек. В руках у протестующих рабочих были хоругви, иконы и царские портреты. Военные перегородили путь манифестантам у Нарвских ворот. Там-то и началась первая стычка, которая переросла в бои по всему городу. Дворцовая площади 9 января 1905 года. Никольский рассказывает: «На Невском проспекте и по обеим сторонам реки Мойки стали появляться группы людей — мужчин и женщин.
Правительство внесло ряд изменений в законодательство, чтобы подавить забастовки и усилить контроль над рабочими. Были введены военные суды, которые имели право выносить смертные приговоры за участие в забастовках. Кроме того, были ужесточены правила организации профсоюзов и проведения стачек. Власти начали активно пропагандировать идею «социального мира», пытаясь убедить рабочих в необходимости прекращения забастовок и возвращения к нормальной работе. Были проведены несколько крупных международных конференций с участием представителей рабочих и промышленников в попытке найти компромисс и улучшить социально-экономическую ситуацию. Однако, эти попытки не привели к успеху. Забастовки продолжались, рабочие требовали все новые и новые права. В 1917 году было проведено несколько крупных забастовок на Путиловском заводе, которые сопровождались жесткими протестами и столкновениями с полицией. Реакция властей на забастовку была жесткой. Были приняты репрессивные меры в отношении активистов и организаторов забастовки.
Многие рабочие были уволены, а некоторых арестовали и отправили в тюрьму. Однако, это только еще больше усилило недовольство рабочих и привело к дальнейшему росту протестов. Таким образом, реакция властей на забастовку на Путиловском заводе была отрицательной, оставив след на истории в России и сыграв значительную роль в дальнейшем усилении революционных настроений. Последствия забастовки на Путиловском заводе Забастовка на Путиловском заводе в Петрограде в 1917 году оказала огромное влияние на события того времени и имела далеко идущие последствия для России. Во-первых, забастовка привлекла внимание широкой общественности к проблемам рабочих и их неудовлетворенности условиями работы. Она стала символом борьбы за социальные права и стимулировала другие рабочие предприятия к протестам и забастовкам. Это сильно дестабилизировало политическую ситуацию в стране. Во-вторых, забастовка на Путиловском заводе привела к ухудшению экономической ситуации и обострению проблем снабжения во время Первой мировой войны. Простой рабочих на заводе привел к снижению производства и ухудшению поставок товаров и продовольствия на фронт и население Петрограда. Это стало одной из причин голода и недовольства населения, что резко повлияло на доверие к правительству и способствовало усилению революционных настроений.
В-третьих, забастовка на Путиловском заводе послужила катализатором для последующих революционных событий.
Протестующие составили рабочую петицию, в которой изложили свои требования. Её они намеревались «всем миром» вручить царю. Основными требованиями петиции было создание народного представительства в форме Учредительного собрания, свобода печати и равенство всех перед законом. Все хорошо знали, что рабочих расстреляют, а потому, может быть, мы брали на свою душу большой грех», — вспоминал один из лидеров российского рабочего движения Алексей Карелин. Солдаты у Нарвских ворот утром 9 декабря. По рассказам, цель рабочих в эту минуту — испортить водопровод и электричество, оставить город без воды и света и начать поджоги», — записала 8 января в своём дневнике супруга генерала Александра Богданович. Начальник петербургского охранного отделения Александр Герасимов вспоминал: «До позднего вечера в окружении Государя не знали, как поступить. Мне передавали, что Государь хотел выйти к рабочим, но этому решительно воспротивились его родственники во главе с Великим князем Владимиром Александровичем. По их настоянию Царь не поехал в Петербург из Царского Села, предоставив распоряжаться Великому князю Владимиру Александровичу, который тогда был командующим войсками Петербургского военного округа.
Именно Владимир Александрович руководил действиями войск в день красного воскресенья». Ранним утром 9 января, в 6:30, из Колпина двинулись по направлению к Петербургу работники Ижорского завода, которым предстоял самый долгий путь. К ним постепенно присоединялись и коллективы других предприятий. По некоторым оценкам, толпа достигала численности в 50 тысяч человек.
Как писал затем в 1920 году фактический руководитель Русского бюро ЦК большевиков А. Шляпников «для многих, особенно для руководителей революционной работой в Петрограде, для членов Петроградского комитета, становилось ясно, что эта стачка крупнейшего завода не только Петрограда, но и всей России будет иметь громадные последствия»... Читайте об этом и других значимых событиях 4 февраля 1917 года в проекте "1917-2017. Хроника революции.
9. Маленькая победоносная забастовка
17 февраля 1917 года начались забастовки на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге — крупнейшем артиллерийском предприятии Российской империи. 4 января забастовка на Путиловском заводе продолжалась. Забастовка на Путиловском заводе, которая произошла в 1917 году, была одним из. Затворённый с 22 февраля администрацией (локаут), Путиловский завод не мог стать местом организации рабочих и, тем не менее, выступление путиловских пролетариев состоялось.
Что такое «итальянская забастовка»?
Через месяц на Путиловском заводе, являющемся одним из крупнейших центров российского машиностроения, вновь вспыхнула забастовка. Забастовка на Путиловском заводе в Петрограде началась 18 февраля (3 марта по новому стилю) 1917 года. «Точкой отсчета» для событий конца зимы 1917 года ныне считается забастовка рабочих Путиловского завода, которая началась 18 февраля по старому стилю. и, что главное, не признали права организации такие требования предъявлять. Забастовка на Путиловском заводе в Петрограде в 1917 году стала значимым этапом в борьбе рабочего класса за свои права и свободу.
Путиловская забастовка 1917 года - Putilov strike of 1917
После революции Путиловский завод не раз менял название. А в 1934 году после убийства руководителя ленинградской партийной организации Сергея Кирова завод стал носить его имя. 4 января забастовка на Путиловском заводе продолжалась. Главная» Новости» Политика» Путиловский завод начал забастовки. 16 февраля началась вторая стачка на Путиловском заводе, которая с 22 февраля стала всеобщей. Особенности протеста на Путиловском заводе Забастовка на Путиловском заводе, начавшаяся 18 февраля 1917 года, стала одним из ключевых событий русской революции, предшествующих Февральской революции.
23 февраля 1917 года - интересные исторические факты
Дата начала забастовки и ее последствия Забастовка на Путиловском заводе началась 18 февраля 1917 года. Последствия забастовки были значительными, она привлекла внимание общественности и усилила движение рабочего класса в борьбе за свои права.
Почему он покинул Россию? После Октябрьской революции Русско-Балтийский вагонный завод, в авиаотделе которого Сикорский работал, остановился. Конструктор пришел к "коллективному директору" в заводской комитет , спросил, что ему делать. Рабочие посоветовали идти на все четыре стороны. Чуть позже другие рабочие предупредили, что его скоро арестуют. За что? Да было бы за что - сразу бы шлепнули. Ну а так...
Да хотя бы за то, что его ценил Николай II. Лично осматривал его "Ильи Муромцы", наградил орденом, выдал премию - 75 тысяч рублей. Часть этих денег рабочие тут же выпросили в долг у доброго инженера. А отдавать не все хотели... На поезде Игорь Сикорский доехал до Мурманска, оттуда через Лондон и Париж - в Америку, где в состоянии хронического безденежья участвовал во всех конкурсах. Строил гидросамолеты, гоночные аэропланы, потом вертолеты... И все, за что он брался, получалось лучшим в мире. Первое время на чужбине Сикорский надеялся вернуться домой, строить самолеты для Родины - когда там все образумится... Умер в США в 1972 году.
И это еще не самая грустная история рабочего контроля. В Нижегородской губернии в 1918 году владелец небольшого завода не дал революционерам ввести рабочий контроль. Был арестован. Строптивца обещали выпустить, если выплатит чрезвычайный революционный налог. Осенью опять арестовали. Потребовали еще раз заплатить, но уже неподъемные деньги: 200 000 рублей. Из тюрьмы писал письма своим рабочим, умолял сжалиться - пять малолетних детей, саботажем не занимался, да и сам из рабочих, предприятие создавал с нуля. Не сжалились. За что боролись Страна огромная, нужно было как-то управлять экономикой.
Для этого создали Всероссийский совет рабочего контроля и Всероссийский совет урегулирования промышленности. А для оперативного управления отраслями - Высший совет народного хозяйства. С момента создания вертикали экономической власти реальными хозяевами заводов и фабрик стали чиновники. Хотя справедливости ради: часть из них пришли как раз из рабочего контроля. Чтобы пролетариат не воспринимал отъем фабрик болезненно, сначала контроль над производством передавали профсоюзам. С их последующим огосударствлением и усилением партконтроля. Это был конец революционной романтики. Да, рабочих обманули. Фабрики им дали ненадолго, и лишь для того, чтобы старый менеджмент и буржуи-капиталисты не остановили производство.
Но давайте поднимемся над эмоциями: а что если бы рабочий контроль и "коллективные директора" подержались подольше? Хорошего мало. Талантливых инженеров пролетарии стали изводить еще раньше, чем советская власть. Того же Сикорского рабочие выставили из страны еще в 1918-м, а "философские теплоходы" по решению партии и правительства отчалили лишь осенью 1922-го. Да и расстреливать хозяев заводов начали задолго до 1937-го.
Умные понимали, что от настроения пролетариев Путиловского завода зависит власть в столице, а следовательно - во всей империи. В 1915 году завод посетил Николай II, а в 1917-м - Ленин, причем неоднократно. Есть картина кисти Исаака Бродского под названием "Выступление В. Ленина на Путиловском заводе". Полотно эпохальное.
Знаете, о чем говорил Ильич с рабочими? Объяснял, почему он ехал в Петроград через Германию Ленина травили как германского шпиона, и он постоянно оправдывался , рассказывал, как кончить войну терминология той эпохи и как передать землю в руки крестьян... Вы не ослышались. Рабочим Ленин рассказывал о том, что передача земли крестьянам улучшит жизнь всех. А вот о передаче завода рабочим в собственность речь не шла. А рабочие этого и не просили. Там работали трезвомыслящие люди. Понимали, что на одном предприятии не может быть 36 тысяч хозяев. Именно столько их тогда трудилось на Путиловском если брать не только головное предприятие, но и филиалы. Тогда чего же они хотели?
А вот их требования: "Хлеба! Хлеб в России был, дефицит в лавках был создан искусственно. С войной и царем - это да, решить вопрос было не просто. А в плане экономических требований - да не так уж и много хотели наши рабочие. Если бы власть адекватно реагировала на запросы народа, революционерам было бы нечего обещать электорату. Наверное, об этом стоить помнить и нынешним владельцам заводов и пароходов. После бала Итак, рабочие у организаторов революции просили достойных условий жизни, а отнюдь не право быть хозяином на своей фабрике. Но фабрики им все-таки дали. Нет, конечно, не в собственность - построение коммунизма не предполагало частной собственности на средства производства. Рабочие стали "коллективными директорами".
С реальной властью - в соответствии с положением Совета народных комиссаров "О рабочем контроле". Тотальный рабочий контроль был введен на всех предприятиях с числом рабочих не менее 5 лиц. Первое время владельцев и директоров с заводов не выгоняли. Напротив, их не отпускали. За сокрытие запасов и подделку отчетов - конфискация имущества и 5 лет тюрьмы. Если капиталиста уличали в недостаточной охране имущества - 30 дней в арестном доме. Правда, никто толком не мог объяснить, как совету рабочего контроля управлять этим самым заводом фабрикой. Власть осторожно рекомендовала "разрешать все спорные вопросы и конфликты сообразно с особенностями производства и местными условиями". Вот они и разрешали. Как умели.
Вам о чем-нибудь говорит фамилия Сикорский? Да, тот самый: один из гениев мирового авиастроения. Известен и в качестве отца вертолетной авиации США. До того как стать легендой американского вертолетостроения, Игорь Сикорский вывел Россию в мировые лидеры по тяжелым самолетам. В начале XX века только у одной страны в мире был реально летающий пассажирский авиалайнер и единственный на планете тяжелый бомбардировщик.
Одним из ключевых требований рабочих было формирование армии доверия, состоящей из представителей завода, которая бы имела право контроля над деятельностью администрации и участия в принятии решений. Также рабочие требовали повышения заработной платы и сокращения рабочего дня до 8 часов. Они также выступали против несправедливых условий работы и произвола администрации завода. Администрация Путиловского завода, опасаясь утратить свои привилегии и привычный порядок управления, отказывалась удовлетворить требования рабочих. Это привело к острому конфликту и неизбежной забастовке, которая началась 22 февраля 1917 года. Забастовка на Путиловском заводе стала первым значительным протестом в послереволюционной России и поспособствовала массовому присоединению других заводов и фабрик к движению, требующему рабочих прав и социальной справедливости. Началась бурная эра социальных протестов и укрепления рабочего класса в новой политической реальности. Начало забастовки на Путиловском заводе В начале 1917 года, в условиях острой социально-экономической кризиса и недовольства среди рабочего класса, возникла необходимость в более радикальных действиях. Одним из первых центров протеста стал Путиловский завод, один из крупнейших промышленных предприятий Петрограда. Забастовка на Путиловском заводе началась 18 февраля 1917 года при поддержке большинства рабочих. Главной причиной протеста стало низкое качество питания и ухудшение условий труда. Рабочие требовали не только улучшения своего материального положения, но и более широких социальных преобразований в стране. Руководство завода попыталось подавить забастовку с помощью полиции и военных, но силовые методы не смогли прекратить протест. Рабочие заблокировали завод и создали Совет народных депутатов, который стал координирующим органом во время забастовки. Они также начали активно взаимодействовать с другими заводами и сформировали общий Совет рабочих депутатов. Начало забастовки на Путиловском заводе стало поворотным моментом в истории российской революции 1917 года. Она стала первым шагом к свержению царского режима и возникновению демократической власти. Забастовка на Путиловском заводе в Петрограде также вдохновила рабочих по всей стране присоединиться к протестам и требовать изменений в общественном устройстве. После недели забастовки правительство вынуждено было удовлетворить основные требования рабочих. Было принято постановление о замене авторитарной полиции народной милицией и улучшении условий труда. Этот успех вдохновил другие слои населения на активное участие в революционных событиях и укрепил доверие рабочих к силе массовых протестов.
Забастовка на Путиловском заводе в Петрограде — история возникновения и последствия
3 января 1905 года в Петербурге началась забастовка рабочих Путиловского завода, которая послужила поводом к событиям Кровавого воскресенья и, как следствие, к началу Первой русской революции 1905–1907 годов. В начале 1917 года на Путиловском заводе в Петрограде началась массовая забастовка, которая стала одним из первых и наиболее значимых шагов в революционном процессе. Путиловский завод и Петроградская сторона. В прошлой статье мы рассказали о забастовке заводов Выборгской стороны, стихийно начавшейся с утра 23 февраля. Забастовка на Путиловском заводе в Петрограде в 1917 году была одним из ключевых событий революции. На Путиловском заводе в Санкт-петербурге 3 января 1905 года началась забастовка, в которой приняли участие все 12600 работников предприятия. расстрел мирной демонстрации рабочих царскими войсками, но кто спровоцировал это событие, с этом вопросом не все так очевидно.
Путиловская стачка
Дата начала забастовки и ее последствия Забастовка на Путиловском заводе началась 18 февраля 1917 года. Последствия забастовки были значительными, она привлекла внимание общественности и усилила движение рабочего класса в борьбе за свои права.
Рабочие требовали не только улучшения своего материального положения, но и более широких социальных преобразований в стране. Руководство завода попыталось подавить забастовку с помощью полиции и военных, но силовые методы не смогли прекратить протест. Рабочие заблокировали завод и создали Совет народных депутатов, который стал координирующим органом во время забастовки. Они также начали активно взаимодействовать с другими заводами и сформировали общий Совет рабочих депутатов. Начало забастовки на Путиловском заводе стало поворотным моментом в истории российской революции 1917 года. Она стала первым шагом к свержению царского режима и возникновению демократической власти. Забастовка на Путиловском заводе в Петрограде также вдохновила рабочих по всей стране присоединиться к протестам и требовать изменений в общественном устройстве. После недели забастовки правительство вынуждено было удовлетворить основные требования рабочих.
Было принято постановление о замене авторитарной полиции народной милицией и улучшении условий труда. Этот успех вдохновил другие слои населения на активное участие в революционных событиях и укрепил доверие рабочих к силе массовых протестов. Распространение забастовки на другие заводы Забастовка на Путиловском заводе, которая началась 18 февраля 1917 года, была первым крупным проявлением несогласия с курсом правительства и стала инициатором массового движения рабочих по всей стране. Большинство заводов и фабрик в Петрограде присоединились к забастовке, которая быстро стала общенациональным явлением. Сотни тысяч рабочих вышли на улицы и требовали ликвидации самодержавия, свободы слова и прессы, а также улучшения жизненных условий и рабочих прав. Забастовка на Путиловском заводе быстро перекинулась на другие крупные предприятия, такие как Невский завод, Печатный двор, Володарский мостостроительный завод, Обувная фабрика Никольского и многие другие. Организация и координация забастовок была обеспечена с помощью рабочих комитетов, которые были созданы на каждом заводе. Рабочие комитеты определяли требования рабочих, обсуждали стратегию протеста и координировали дальнейшие действия. Они также поддерживали связь с другими заводами и информировали рабочих о развитии событий.
Распространение забастовки на другие заводы сыграло ключевую роль в достижении целей рабочих. Стремление к переменам было общим для всех рабочих, и их солидарность привела к тому, что правительство было вынуждено удовлетворить некоторые из требований рабочих, включая 8-часовой рабочий день и улучшение жизненных условий. Распространение забастовки на другие заводы усилило настроение протеста в обществе и показало, что население не согласно со сложившимся положением дел. Это стало одной из причин, почему события на Путиловском заводе и последующие забастовки были началом Февральской революции 1917 года, которая привела к падению царской власти и установлению временного правительства.
Из сообщений Охранного отделения видно, что там воспринимали рабочие выступления просто как очередные забастовки. Забастовки в Петрограде не были редкостью и им большого значения власти не предали.
На это и рассчитывали, те, кто организовал эти забастовки. Толпа требующая хлеба, не вызывала ни тревоги у властей, ни неприязни у войск. Более того, вид «голодных» женщин и детей вызывал сочувствие. Забастовки стали носить тревожные характер тогда, когда стало ясно, что главная их цель нанести удар по объектам военной промышленности. Также стало ясно, что требования о хлебе, выдвигаемые бастующими, являются демагогическими. Так, бастующими была сорвана работа завода «Айваз», где осуществлялась выпечка хлеба именно для рабочих.
Причём работа по выпечке была поставлена на этом заводе очень хорошо [3]. В процессе «мирной» забастовки появились первые жертвы Февральского переворота. Как и 9-го января 1905 года ими стали полицейские: помощники пристава Каргельс, Гротгус и надзиратель Вишев, которые получили тяжёлые ранения от рук бунтовщиков. Во второй половине дня главный удар бастующих пришёлся на военные заводы: Патронный, Снарядный цех морского ведомства, Орудийный, Завод «По Воздухоплаванию». Особую роль в февральских событиях сыграла ситуация на Путиловском заводе. Причём, выдвигая такое непомерное требование, рабочие бастующего цеха не посоветовались со своими товарищами из других цехов [4].
Когда же директор завода наотрез отказался выполнять это требование, рабочие устроили сидячую забастовку. Эта крайне неумная, с точки зрения интересов администрации, мера привела к распространению забастовки на другие цеха. Катков, — что тридцать тысяч хорошо организованных рабочих, в большинстве высококвалифицированных, были буквально выброшены на улицу» [5]. Не вызывает никаких сомнений, что действия администрации Путиловского завода способствовали успеху революции. Точно также не вызывает сомнений, что вся эта забастовка 23-го февраля была тщательно спланирована. Как опять-таки справедливо пишет Г.
Катков «причины забастовок всё ещё совершенно темны. Невозможно было массовое движение такого масштаба и размаха без какой-то направляющей силы» [6]. Давайте попробуем разобраться, кто же представлял эту направляющую силу в феврале 1917 года. Керенскому, явилась на приём группа рабочих Путиловского завода. Делегация сообщила Керенскому, что на заводе, подвергнутом в этот день локауту, затевается событие, которое может иметь далеко идущие последствия. Начинается какое-то большое политическое движение.
Пришедшие на прием рабочие заявили, что считают своим долгом предупредить депутата об этом, так как они не знают, чем это движение кончится, но для них, по настроению окружающих их рабочих, ясно, что должно произойти что-то очень серьезное [7]. Интересно, что «рабочие» пришли не к Гучкову, общепризнанному лидеру оппозиции, не к Родзянко, председателю Государственной Думы, не к Милюкову лидеру «Прогрессивного блока» — а к Керенскому. Здесь следует пояснить то, что сообщили Керенскому путиловские рабочие. В феврале 1916 года на ряде военных заводов было введено временное государственное управление, ограничившее права пользования частных владельцев заводов, так называемый секвестр. На Путиловских заводах было выработано новое правление. Его председателем стал флота генерал-лейтенант А.
И ничего - о ситуации на Путиловском заводе. А официальная причина приезда Ленина в Петроград - похороны члена Народного комиссариата торговли и промышленности Марка Елизарова. Как следует из справки Петроградской ГубЧК, задержано около 200 человек, в том числе 35 левых эсеров, трое интеллигентов, 15 правых эсеров и центристов. Среди задержанных и "десяток шатавшихся по заводам мазуриков без определенных занятий". Но большинство арестантов - рабочие крупнейших заводов. В ГубЧК охарактеризовали их так: "Означенные арестованные либо мешочники, либо работающие на одном заводе лет по 20-25 и успевшие превратиться из пролетариев в мелких буржуа"12. А Петроградский губернский Совет профсоюзов выпускает резолюцию с осуждением забастовки на предприятии. Ранее аналогичные документы были приняты на многих заводах и фабриках и напечатаны в советских газетах.
Инициаторы забастовки названы шайкой черносотенцев, которая ранее устраивала поджоги в мастерских. Путем обмана, подделок, угроз, всем этим людям удалось нарушить ход работы на Путиловском заводе на пару дней, но громадное большинство рабочих и работниц стало на работу и помогло очистить завод от кулаков, каторжников, шпионов и левых эсеров. Наша вина заключается в том, что мы слишком долго терпели лево-эсерскую шайку. Знайте, товарищи, что Путиловский завод по-прежнему грудью стоит за Советскую власть", - говорится в воззвании11. Главный из них: участники акций протеста были бессудно расстреляны в Шлиссельбургской крепости15.
Забастовка на Путиловском заводе: дата и подробности события
По мнению командующего Петроградским военным округом Хабалова С. Солженицын писал: «…агитаторы камнями и угрозами насильственно гнали в забастовку рабочих оборонных заводов это во время войны! Доклад начальника департамента полиции Васильева, что в ночь на 26-е он успешно арестовал 140 зачинщиков, — чиновная ложь, только революция потом раздувала это донесение. Арестовали — 5 большевиков, петербургский комитет». Хлебный бунт Подробная хронология введения карточной системы распределения продуктов в России во время Первой мировой войны описана в 1923 г. С июня 1917 г. Аналогичную картину наблюдаем мы в Петрограде и в других городах. До мая 1917 г. Трудности со снабжением хлебом в Петрограде в последней декаде февраля 1917 года вызванные в эти дни из-за снежных заносов срывом графика грузовых перевозок , слухи о скором введении карточек на хлеб привели к исчезновению хлеба, что раньше никогда в столице Империи не случалось, его население, включая низшие классы, привыкло к отлично налаженному продовольственному снабжению Петрограда.
У хлебных лавок выстроились длинные очереди — «хвосты», как тогда говорили. Так на почве возникшего дефицита одного продукта — хлеба, вспыхнули локальные беспорядки неполитического характера. По воспоминаниям начальника Петроградского охранного отделения К. Глобачева: «…забастовало до 200 тысяч рабочих… через ЦВПК [центральный военно-промышленный комитет] в рабочие массы были брошены политические лозунги и был пущен слух о надвигающемся якобы голоде и отсутствии хлеба в столице. Нужно сказать, что в Петрограде с некоторого времени при булочных и хлебопекарнях появились очереди за покупкой хлеба.
Путиловские стачки Путиловские стачки 1905, 1916, произошли на крупнейшем в Петрограде Путиловском заводе ныне «Кировский завод» , Поводом к Путиловской стачке 1905 послужили незаконное увольнение 4 рабочих члены Нарвского отдела гапоновского «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» и отказ администрации восстановить их на работе. Забастовщики создали выборную комиссию от рабочих для совместного с администрацией разбора претензий работающих. Были выработаны требования: ввести 8 часовой рабочий день, отменить обязательные сверхурочные работы, установить минимум зарплаты, не подвергать наказанию участников забастовки и др. Путиловские стачки 1916 вызваны резко ухудшившимся положением пролетариата Петрограда в годы 1 й мировой войны.
В паровозном депо, среди черных туш огромных, словно киты, локомотивов, собрался митинг. Изба не могла вместить всю организацию, поэтому пришли представители цехов и мастерских. Путиловцы Степан Афанасьев и Иван Иванов обошли днем все окрестные заводы и пригласили заводил-большевиков с заводов «Анчар», «Тильмас», химического, из автомастерских гаража «Транспорт», с Екатерингофской мануфактуры. На обсуждении стоял один вопрос: как использовать воскресенье, 19 февраля, чтобы с понедельника поднять весь Путиловский завод и приобщить к его забастовке все предприятия района. Фактически собрался районный комитет, и он решил, что назавтра все партийцы развернут агитацию по Нарвской заставе — в хвостах у хлебных и продовольственных лавок, по рабочим квартирам, во дворах, на улицах. Утром же надлежало сообщить в комитет о результатах агитации и настроениях рабочих, их жен. Быстро обсудили, быстро разошлись, пока какой-нибудь агент охранки не навел полицию.
Это были уже представители всех цехов. Едва делегаты переступили порог, как генерал Дубницкий вскочил со своего огромного кресла и закричал визгливым бабьим голосом: — Я хозяин на заводе!.. Он весь трясся от злобы, голос его дрожал, срывался на петуха. Старец вообразил, что он может командовать, словно перед строем солдат: — Приказываю приступить к работе! Делегаты невозмутимо молчали. Они ждали, когда у директора пройдет пароксизм злобной горячки. Неожиданно Дубницкий перешел на мирный тон и уселся в глубину своего кресла.
Злой карлик никогда не служил в войсках, он был генерал-майором лишь в силу своего служебного положения во главе военных заводов. До Путиловского он директорствовал на Ижорском. Его поставили на директорство здесь как неплохого специалиста после секвестра казной этого военного завода.
Глебов, А. Ульянский История Путиловского завода.
Три Февраля 1917 года. Вопросы истории. Очерк экономической борьбы рабочих в России. Из истории волнений и забастовок. Путиловский завод в 1917 году.
Красная летопись. Рабочие массы и политические партии в феврале 1917 года.