Иван Данилович Калита1 (1325-1340) разромил восстание в Твери, получив за это ярлык на великое княжение. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание.
685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар
Назовите московского князя, участвовавшего в подавлении восстания. Приведите две причины его действий по подавлению восстания. Показать разбор Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1.
Надобно было действовать силою, но северные князья не любили действовать силою там, где успех был неверен; они рассуждали: «Псковичи крепко взялись защищать Александра, обещались все умереть за него, а близко их немцы, те подадут им помощь». Придумали другое средство, и придумал его Калита, по свидетельству псковского летописца: уговорили митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра и весь Псков, если они не исполнят требование князей. Средство подействовало, Александр сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои!
Псковичи поцеловали крест и отпустили Александра в Литву, хотя очень горьки были им его проводы: тогда, говорит летописец, была во Пскове туга и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любовию своею пришелся по сердцу псковичам. По отъезде Александра послы псковские отправились к великому князю московскому и сказали ему: «Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети». Услыхав, что Александр уехал изо Пскова, Калита заключил с псковичами мир вечный по старине, по отчине и по дедине, после чего митрополит Феогност с новгородским владыкою благословили посадника и весь Псков 1329 г. Цитата из «История государства Российского» Карамзина Н. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду.
Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. Тогда Князь Тверской мог умереть великодушно, или в славной битве, или предав себя одного в руки Моголов, чтобы спасти подданных; но сын Михаилов не имел добродетели отца.
Военной причиной стала необходимость княжеских дружин участвовать в военных акциях ордынцев, также родственников великих князей силой принуждали служить в дневной охране хана.
Судебной причиной можно назвать то, что высшим считался ханский суд в Золотой Орде. Мне нравится.
Тверской князь Александр бежал сперва в Великий Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как Орда требовала его выдачи. Митрополит всея Руси Феогност даже отлучил Александра от церкви, и заодно под отлучение попал весь Псков, который рискнул ему помочь. Собственно, Александр и бежал в Литву, чтобы отвести угрозу от Пскова. Новгороду за помощь беглому князю тоже досталось, но новгородцы откупились от Орды, выплатив дань в размере 2000 гривен серебра и сопроводив её множеством других даров. Подавление антиордынского восстания в твери Московским князем Иваном Калитой стало ещё одной страницей летописи междоусобиц на Руси.
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
Узбек возил за своей ставкой тверского князя аж 10 месяцев. Всё прикидывал, что с ним делать. Думал, вдруг ещё пригодится? Смотрел на поведение Литвы. Наконец вердикт был вынесен. Вместе с ним казнили князя Александра Новосильского — то ли был другом и сообщником Дмитрия, то ли за другую вину. Выбор пал на Александра. Узбек полагал, что тот после гибели отца и брата будет выслуживаться особенно рьяно. Кроме того, у него появился план разместить сильный ордынский отряд в Тверской земле, вблизи литовских границ. При угрозе на юге, где были размещены основные ордынские войска, этот отряд вместе с русскими дружинами должен был нанести сильный удар по литовским тылам.
Положение Александра с самого начала было плачевным. Он наделал в Орде долгов, беря деньги у ростовщиков, для подкупа ханского окружения, когда боролся за ярлык. В Тверь он вернулся с толпой ростовщиков-кредиторов. Князь, желая расплатиться с этой алчной ордой, отдал им на откуп рынки, пошлины, подати, промыслы. Тверичей обчищали подчистую, а в княжеских селах в счёт долга забирали детей и девушек. Но это было только начало бед Тверской земли. Летом 1327 года в Тверь заявился ордынский отряд во главе с родственником Узбека Чол-ханом в русских источниках, Щелкан. Воинов расквартировали в Твери. Воины Чол-хана с горожанами не считались, сотворили «великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание».
Прошёл даже слух, что ордынцы хотят перебить тверских князей и будут сами управлять Тверью, а население будет обращено в ислам. Атмосфера в городе быстро накалялась. Достаточно было искры, чтобы произошёл взрыв. Краткий пересказ событий Семилетней войны : причины, годы и итоги Поводом к восстанию стала попытка татар из свиты Чол-хана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко. Тот стал звать людей на помощь. Тверичи бросились на ордынцев, упали первые убитые и раненые. К татарам прибежали на помощь товарищи. Ударил набатный колокол. Горожане хватая оружие бросились на площадь.
Бунт возглавили бояре Борисовичи, тысяцкий и его брат. На улицах города закипела кровавая сеча. Князь, видимо, не был организатором восстания, как предполагали некоторые историки, это было бы самоубийством. Но и остановить его не смог. Чол-хан с остатками отряда заперся в княжеской резиденции. Дворец подожгли и все ордынцы погибли. В Твери перебили не только воинов, но и ростовщиков, ордынских купцов. Спаслись лишь пастухи, которые пасли табуны за городом. Они убежали в Москву.
Калита их с охраной отправил в Орду. Осуждать ли Ивана за это? Это не разумно. У всех русских земель были счёты, старые и новые к друг другу. Ненавидели ордынцев многие, но единой силы, способной противостоять Орде не было. Было очевидно, за мигом буйной вольности последует жестокое наказание. Погибать вместе с Тверью смысла не было. Узбек, узнав о гибели родственника с отрядом, «рыкаша аки лев». В Орде прокатилась резня русских, которая затронула многих купцов, ремесленников и невольников.
Убили рязанского князя Ивана Ярославича, который приехал в Орду в этот неподходящий момент. Узнав, что восстала не вся Русь, а только Тверь, ордынский царь несколько поостыл. Он вызвал к себе нескольких князей, включая Ивана Калиту, Александра Суздальского. В Орде шли масштабные военные приготовления, было собрано 5 туменов — 50 тыс. Армию возглавил темник Федорчук. В ордынской армии присоединились и дружины русских князей. Александр мог возглавить подданных и погибнуть в неравном бою, мог, как отец, отправиться к царю с повинной, купить прощение Твери ценой своей жизни. Однако он предпочёл бежать в Новгород, а затем в Псков. А его братья Константин и Василий бежали в Ладогу.
Тверь осталась без защитников. Сражения фактически не было, кто-то разрозненно сопротивлялся, другие пытались спрятаться. Оба города княжества — Тверь и Кашин были разгромлены, а земля опустошена. Тех тверичей, которых не перебили, увели в полон. Участвующие в походе русские полки спасли тысячи людей, которых увели как пленников на свои земли. Надо сказать, что серьёзно пострадали и другие земли, по которым прошли каратели. Сильно досталось нижегородским, костромским, ростовским, новгородским селениям. Был взят Торжок, опустошены его окрестности. Новгородцы заверили, что тверских князей и у них нет, и выплатили ордынцам 2000 гривен серебра и дали множество даров их предводителям.
Надо сказать, что благодаря однобокому освещению этих событий некоторыми историками, Калита выглядит, чуть ли не хуже Узбека. Но не он залез в долги в Орде. Не московский князь, не смог проконтролировать поведение ордынских воинов и собственных подданных. Не Иван Калита бросил своих подданных. Однако он сделал всё, чтобы бунт обречённых не вылился в новое нашествие и кровопролитную войну. В 1328 году Узбек ярлык на Тверь отдал младшему брату бежавшего Александра, Константину. Ярлык на Кашин отдал третьему из братьев, Василию. Главным же политическим последствием разгрома Твери стала реформа власти, которую провел Узбек. Он решил не передавать верховную власть над русскими землями одному князю.
Вместо одного великого князя хан назначил двух. Получил он и половину Ростова. Здешние князья совсем обнищали и не могли платить дань. Узбек посчитал, что московский князь, который хорошо наладил хозяйственно-финансовые дела в своих землях, исправит положение. Калита не стал отказываться и тут же «купил» ещё три княжества — Углицкое, Белозерское и заволжский Галич. Он принял на себя долги местных князей, обязался внести за них недоимки в Орду, за это получил власть. Углицкие, белозерские и галицкие князья стали «подручными» Ивана Калиты. Начался долгий процесс созидания нового ядра Русской державы. Восстание в Твери 1327 года На Руси было много мятежей против ордынского властвования.
Самым крупным народным волнением против монголо-татарского ига стало Тверское восстание 1327 года. Ордынской военной силой оно жестко было подавлено, после чего Москва одержала верх над Тверью в правлении землями северо-востока Руси. Рогожский и Тверской сборник летописей подробно описывает эти события. Предпосылки Тверского восстания После того, как монголо-татары захватили русские земли в начале XIII века, они стали полностью там властвовать. Русские князья стали вассалами ханства Золотой Орды. Зависимость от чужеземцев проявлялась в формах: Политической. Ярлык на княжение в том или ином регионе выдавал хан. Княжества ежегодно выплачивали дань в больших размерах. Хан отправлял для управления специальных ордынских чиновников — баскаков.
Они наблюдали за местными властями, делали перепись и собирали налоги. Воины князя участвовали в военных походах ордынцев, а близкие родственники служили в дневной охране хана. Суд Золотой Орды считался выше местного. Печенеги: кто были, чем занимались, почему воевали с Киевской Русью и роль Ярослава Мудрого в Русские люди не выдерживали условий, в которые их поставили завоеватели. Производство затормозилось, все вело к утрате политической независимости. Восстание в Твери стало закономерностью негодования произволом поработителей правящих кругов и простых людей. Крепло у народа стремление постоять за свои обиды. В сентябре 1326 ордынцы казнили тверского князя Дмитрия Грозные Очи, а ярлык на княжение передали следующему в семействе брату — князю Александру Михайловичу. Около года он смог править относительно благополучно.
Ключевым моментом выступления тверских жителей против монголо-татар в 1327 году стала стычка между ними и ордынским баскаком Щелканом Чолханом. Он приехал в город летом 1327 года и привез с собой большую свиту. Новый ставленник был двоюродным братом хана Узбека. В русских летописях его чаще всего называют Щелканом. Новый наместник разместился в княжеских палатах. Его люди вели себя нагло, занимались грабежом и избиением местного населения. В городе стали говорить, что Щелкан стремится устранить тверского князя, а самостоятельно править городом. Горожане боялись, чтобы их не принуждали к принятию ислама. Безоговорочным толчком для начала восстания стало столкновение татар с дьяконом Дудко, произошедшее 15 августа 1327.
В летописях сказано, что он пошел напоить своего коня на Волгу. Там его подстерег одним из окружения Щелкана, захотевший отобрать у дьякона кобылицу. Дудко позвал на помощь горожан, находившихся поблизости. Стычка дошла до кровопролития. Тверское владение в первой половине XIV века занимало территорию меньшую, чем в настоящее время. Однако там все было густо заселено, благодаря проходящим по нему торговым путям верхней Волги. В 1317 году возле Бортенево местный князь Михаил одержал победу в сражении с московским князем Юрием. Ход событий Жители города хотели удержать правление князя Александра. Целью Тверского антиордынского восстания было освободить город от монголо-татарских поработителей.
События развивались достаточно стремительно. Участники и руководители восстания В Твери стали бунтовать почти все жители города и близлежащих деревень независимо от сословия. На противостояние действительно вышел народ. Чолхан Щелкан До сих пор существуют сомнения по поводу того, кто возглавил это событие: В первой версии указывают князя Александра Михайловича. В некоторых источниках говорится, что он лично руководил поджогом Щелкана в княжеских хоромах. В других летописях указано стихийное возникновение восстания. Многие историки склоняются к тому, что события настолько накалились, что руководители не нужны были. Народ, таким образом, выразил свой гнев и недовольство. Князь Александр знал, что войско Золотой Орды намного превосходит в силах.
Вряд ли он подталкивал людей к бунту. Главные участники в Твери были простые люди. Александр Михайлович симпатизировал повстанцам.
Горели сёла, города, убивались крестьяне. Многих забрали в плен. Почти все поселения были разорены. Александр Михайлович понимал, что ни при каких условиях ему не выстоять против такой армии. Поэтому, стремясь хоть как-то облегчить участь тверичей, бежал со своей свитой из города. Через некоторое время он добрался до Новгорода. Однако ордынцы с москвичами настигли его и там.
Князь новгородский дал большой откуп и дары, чтобы его владения не постигла та же участь. А Александр бежал в Псков. Иван Калита затребовал выдачи мятежника. Действующий по указанию Москвы митрополит Феогност объявил, что отлучает псковичей от церкви. Сами жители очень любили князя. В город прибывали послы и предлагали Александру сдаться в плен. Он был готов пожертвовать собой ради спокойствия других. Однако псковичи заявили, что готовы сражаться и умереть с Александром, если понадобится. Бегство в Литву Понимая опасность положения и зная, какая участь постигнет Псков в случае вторжения, Александр Михайлович всё же не задерживается и здесь. Он отправляется в Литву.
После долгих странствий он всё же заключает перемирие с ханом Узбеком и возвращается в Тверь. Но это не нравится Ивану Калите. Московский князь уже распространил влияние на многие земли и видел новую угрозу в Твери. Александра очень любил народ. Он часто упрекал других князей и бояр в бездействии, предлагая поднять всеобщий мятеж против хана за землю христианскую. Хотя он не имел огромной армии, слово Александра Михайловича было очень авторитетным. Однако после череды заговоров и интриг его снова хватают татары. Через месяц князю Александру Михайловичу выносят смертный приговор. Свою участь он встретил с завидным достоинством и, как говорят летописи, "с высоко поднятой головой он пошёл навстречу своим убийцам". Через многие годы после его смерти церковь канонизирует князя и объявит святым мучеником за веру.
Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре. Соперничая между собой, православные князья не были способны объединиться перед лицом общего врага. Также очень важен именно народный характер восстания. В эти тяжелые годы ковалась русская идентичность и христианское братство. Пример тверичей вдохновит людей на многие последующие восстания. И только через десятки лет Русь окончательно сбросит с себя ярмо Орды и освободится от гнёта.
Но призыв дьякона к тверским «мужам» прозвучал как набат и был ими воспринят как таковой именно потому, что все ждали чего-то такого, что должно поднять народ. Народное терпение было настолько истощено, что скрытый гнев мог прорваться в любой момент наружу. К месту «сечи» подходили все новые люди «сътекошася человеци» , началось было смятение «смятошася людие» , но оно быстро сменилось в какой-то мере организованным народным выступлением. Это произошло потому, что зазвучали приведенные в ход чьими-то руками все имевшиеся в городе колокола «и удариша. И далее, судя по рассказу, действует уже не случайная кучка людей, привлеченная криком ограбленного дьякона, а выступает «град», как организация горожан, принявшая определенное решение на вече, как общенародном собрании «и сташа вечем, и поворотися град весь, и весь народ, в том часе събрася…». Разбираемый текст содержит, во-первых, рельефное противопоставление поведения татар, расцениваемого автором как полнейший произвол «самовластие» , и тверских горожан, дающих этому произволу единодушный отпор. Столь же рельефно показано нарастание событий и переход их в высшее качество. Если дело началось, со столкновения с иноземными насильниками части горожан, заступившихся за своего земляка, и это столкновение грозило перейти в стихийно ширившееся, но беспорядочное побоище, то в ходе движения оно принимает характер общенародного движения, направляемого вечем и проходящего под определенными лозунгами. Эти лозунги, подготовленные, как можно думать, еще раньше, а сейчас выдвинутые на вечевом собрании, призывали к уничтожению всех татар, вплоть до самого Чол-хана. Из приведенных слов ясно, что избиение татар было делом не просто возбужденной, разошедшейся и не знавшей удержу толпы. Автор описания тверских событий 15 августа 1327 г. И производилась расправа, как можно судить по приведенному тексту, не беспорядочно, а в соответствии с каким-то, хотя и в весьма общих чертах, намеченным планом, «по ряду», т. Этот план, конечно, повторяю, лишь в самых грубых контурах определявший линии восстания, предусматривал, чтобы в конце концов не осталось никого из татар, кто мог бы сообщить в Орду о случившемся «не оставиша и вестоноши». И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову». На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г. Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук. Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены. Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский. Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше». Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар». Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель. На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву. В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию. Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог. Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы. Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике. Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г. Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан. Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г. Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен. Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н. Воронин, И. Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г. Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой». Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам». Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу. Откуда взяла песня эти сведения? Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам. Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г. О четырех шуринах Узбека, отправленных им на Русь, говорит и песня о Щелкане. Можно отметить даже некоторые созвучия имен, фигурирующих в летописи и в песне: Тегриберди — Гордей, Алтамырь — Ахрамей. Мне думается, вполне возможно предположить, что песня поэтически обобщила материал русско-ордынских отношений второй четверти XIV и начала XV в. Это предположение подтверждается и некоторыми дальнейшими наблюдениями. Песня указывает, что Щелкан Дюдентевич первоначально не получил в дар от хана города на Руси, так как в тот момент, когда хан распределял города, «его дома не случилося, уезжал то млад Щелкан в дальнюю землю Литовскую, за моря синие[1634], брал он, млад Щелкан, дани, невыходы, царски невыплаты». Итак, Щелкан поехал из Орды собирать дань в Литву в тот момент, когда в Орде шел раздел русских городов между ханскими шурьями. Значит, «царь Азвяк» и его приближенные стремятся поживиться и за счет русских и за счет литовских земель. Конечно, перед нами памятник поэтического творчества, непременным элементом которого является вымысел, фантастика. Но и вымысел обычно возникает на основе сплетения каких-то элементов реальной действительности. И в песне о Щелкане, думается, отразился какой-то период в истории Орды, когда она, наступая на Русь, старалась усилиться и за счет ослабления Литвы. Таким периодом было время Едигея, который, по свидетельству русской летописи, натравливал друг на друга Московское и Литовское княжества «…вражду положи межи има…» [1635]. Картина сбора дани Щелканом в Литве характерна, поскольку она показывает, как в народном сознании запечатлелись те насилия и бесчинства, которые творили татаро-монгольские захватчики на Руси.
В 19 километрах от Твери на реке Тьме и сейчас стоит деревня Дуденево, своим древним названием напоминающая о приходе Дуденя. Тогда монголы не решились взять Тверь, приготовившуюся к осаде. Чолхану, ханскому послу, город сопротивления не оказал. Тверской князь Александр только что получил от хана ярлык на великое княжение. Но Чолхан выставил князя из кремля и занял его двухэтажные деревянные палаты. В песне о Щелкане Дудентьевиче рассказано, как действовал ханский наместник: Он судьей насел.
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы
Почему в 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание против татаро-монгольских захватчиков? Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Таким образом, антиордынское восстание в Твери оказало значительное влияние на историю России, способствуя ослаблению власти ордынцев, формированию национальной идентичности и укреплению позиции Твери в регионе.
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери
Иван Данилович Калита1 (1325-1340) разромил восстание в Твери, получив за это ярлык на великое княжение. Главная» Новости» Антиордынское восстание в твери год. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. С помощью московского князя Ивана Калиты оно было жестоко подавлено, Тверь разорена. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека.
Из истории русской земель XIV века. Антиордынское восстание 1327 года в Твери
Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича. Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327.
Расправа с ордынцами. Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Это произошло зимой 1327-1328.
Этапы восстания в Твери 1327 года Восстание носило крайне жестокий характер. Жители Твери, уставшие от произвола ордынцев, расправлялись не только с приближенными Щелкана, но и любыми лицами монголо-татарского происхождения, в том числе купцами. Успели убежать только ордынские пастухи. Они схватили лучших скакунов, добрались на них до Москвы, а потом до Орды, где рассказали о произошедших трагических событиях.
Щелкан вместе со свитой был заперт в княжеской резиденции и заживо сожжен. Накануне во дворце спрятались остатки перебитой дружины хана. Они сгорели вместе с другими ордынцами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании принимали участие все жители города и окрестностей независимо от сословного статуса.
Это было действительно народное восстание.
К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру.
Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: "Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу". И велел ему царь так и сделать. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть.
В результате антиордынского восстания Тверское княжество смогло сохранить свою независимость, однако Орда продолжала оказывать влияние на регион и дальше. Восстание в Твери исторически стало символом сопротивления монгольскому игу в Руси и оказало значительное влияние на дальнейшую историю страны. Видео:Игра престолов по-русски: борьба Москвы и Твери История ЕГЭ 2022 Умскул Скачать Причины восстания Антиордынское восстание в Твери было вызвано несколькими причинами, которые оказали значительное влияние на настроения и население города. Одной из главных причин были экономические проблемы, с которыми столкнулись жители Твери. В это время восстание происходило при длительном периоде внутреннего и внешнего экономического кризиса, что приводило к инфляции, дефициту товаров и росту безработицы. Многие жители Твери не могли обеспечить себе необходимое пропитание и обувь, что вызывало общее недовольство и гнев на правительство. Политическая обстановка также играла значительную роль в возникновении восстания. Противоречия между правительством и населением накалялись вследствие экономического кризиса и крайне негативного отношения к направлению развития страны. Жители Твери не соглашались с политикой правительства, считая ее коррумпированной и несправедливой. Отсутствие социальной справедливости и равенства также стали одной из причин восстания. Большинство населения Твери жило в нищете и ужасных условиях, тогда как элита страны наслаждалась богатством и привилегиями. Неравенство и беспредел вызывали гнев и недовольство среди населения, что повлияло на восстание. Общая непопулярность и низкая легитимность правительства среди населения Твери также способствовали возникновению восстания. Отсутствие доверия к власти, ее действиям и решениям вызывали недовольство среди людей, что создавало благоприятную обстановку для массовых протестов. Итак, антиордынское восстание в Твери было результатом экономических проблем, политической нестабильности, неравенства и общего недовольства населения. Все эти факторы привели к нарастанию напряженности в городе и возникновению активного сопротивления власти. Экономические проблемы Антиордынское восстание в Твери было вызвано не только политической обстановкой и неудовлетворенностью населения властью, но и серьезными экономическими проблемами. В начале 14 века в Твери произошла значительная демографическая экспансия, связанная с переселением населения из других регионов. В результате этого резко возросло население города, а его ресурсы и инфраструктура стали недостаточными для обеспечения всех потребностей горожан. Вместе с ростом населения возникла жесткая конкуренция за ресурсы и торговые пути.
Тверское восстание в 1327 году
Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери? - | Во время антиордынского восстания в Твери при правлении князя Ивана Калиты были предприняты ряд мер для подавления мятежников и восстановления порядка в городе. |
«Щелканова рать» | В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия. |
Восстание 1327. Антиордынское восстание в твери | Скорее всего, антиордынское восстание в Твери обошлось без активного участия Александра Михайловича. |
Антиордынское восстание в Твери | Статья о безрассудном и самоубийственном антиордынском восстании в Твери, организованном великим Тверским князем Александром Михайловичем. |
Тверское восстание в 1327 году
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери | Иван Данилович Калита1 (1325-1340) разромил восстание в Твери, получив за это ярлык на великое княжение. |
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. | Антиордынское восстание в Твери. 21 ноября 1325 года хану Золотой Орды Узбеку доложили о том, что в его столице, Сарае, творится форменное непотребство — русских князей режут среди бела – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интересно, истории, факты на. |
Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери | Статья о безрассудном и самоубийственном антиордынском восстании в Твери, организованном великим Тверским князем Александром Михайловичем. |
Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги | Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. |
Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери?
После восстания 1327 г. в Твери все княжество было разорено карательным ордынским походом и позиции тверского князя в споре за великокняжеский ярлык оказались ослабленными. Разгром повстанцев и последствия 7 великих просветителей Европы Ханская месть Причины и повод Предпосылки. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером.
Тверское восстание 1327
Антиордынское восстание в Твери было вызвано несколькими причинами, которые оказали значительное влияние на настроения и население города. Месть за гибель Чол-хана и подавление антиордынского восстания в Твери. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды. В августе 1327 г. из-за рядового бытового конфликта в Твери неожиданно вспыхнуло мощное антиордынское восстание, в ходе которого были перебиты все монгольские баскаки во главе с братом Узбека Чолханом.