Как написать бизнес план самостоятельно и нужен ли он вообще? Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Зачем нужен бизнес-план. В бизнес-план для внешних пользователей нужно включить такие разделы: описание компании, анализ рынка, описание продукта или услуги, производственный план, организационный план, маркетинг и продажи, финансовый план, анализ рисков и резюме. Теперь, когда я раскрыл ключевые задачи для старта, я приготовил для вас шаблон бизнес-плана агентства.
Зачем нужен бизнес-план?
Для чего нужен бизнес-план, как его грамотно составить и какие задачи он решает? Подводя итоги, скажу, что обязательно подробный бизнес-план надо делать в случаях, если вы ворочаете большими деньгами и риски нового проект очень высокие. Это объясняет, почему победители конкурсов бизнес-планов редко основывают компании. Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. Зачем нужен бизнес план? Начинать свое дело без бизнес-плана то же самое, что начать строить дом без чертежей.
Почему вам обязательно нужен бизнес-план
Для стартапов бизнес-план нужен по следующим причинам: Бизнес-план даёт возможность выделить значимые этапы в процессе реализации идеи, такие как прогнозы продаж и расходов, постановку целей и задач. В этой части бизнес-плана нужно показать, кто и что делает в компании, кто отвечает за каждую функцию. По расшифровке для простого гражданина – бизнес план является руководством для создателя/инвесторов с детальным описанием механизмов бизнес-системы в нише развертывания идеи. В статье мы расскажем, зачем нужен бизнес-план и оценим его преимущества. Для стартапов бизнес-план нужен по следующим причинам: Бизнес-план даёт возможность выделить значимые этапы в процессе реализации идеи, такие как прогнозы продаж и расходов, постановку целей и задач.
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
Основные функции бизнес-плана Разработка общей стратегии роста компании Разработка алгоритма выполнения задач Оценка и контроль развития основных направлений деятельности компании Привлечение дополнительных денежных средств Компания, которая направлена в сторону активного роста, понимает, что основная часть успеха связана именно с грамотным планированием производства. План строится на каждом этапе хозяйственной и коммерческой деятельности. Если бизнесмен надеется достичь реальных результатов, открывая собственное дело, первое, что он должен сделать, — это рассчитать все «за» и «против», оценить перспективы, проанализировать собственные возможности, учесть ресурсы и на основе всего этого разработать бизнес-план. При этом бизнес-план не должен ставить конечной целью нечто недостижимое. Каждый его пункт должен быть трудным, но выполнимым. Бизнес-план должен стимулировать работу производства, а не тормозить ее.
А когда его хочет купить женщина 60-65 лет, для нее важно, чтобы оно было безопасно для здоровья. В этом случае для продажи одного и того же продукта разным клиентам необходимы разные каналы продвижения, слоганы и даже упаковка. Чтобы продажи вашего продукта росли, необходимо про ваших потенциальных покупателей понимать: что они покупают; по какой цене они покупают; почему они покупают. Анализ привычек и истинных мотивов покупки, прописанный в бизнес-плане, позволит определить каналы привлечения и сформировать правильное предложение, на которое отреагирует клиент. Совет Если вы понимаете, что ваш товар могут купить люди, непохожие друг на друга, разделите их на разные сегменты по социальным и демографическим признакам. Например, студентки 18-24 лет, домохозяйки 30-35 лет и так далее. По каждому сегменту создайте список привычек этих людей, магазинов, которые они посещают, их увлечений и проблем, которые их беспокоят в жизни. С помощью этой информации вы сможете легко представить, какая именно характеристика вашего продукта важна для каждого сегмента покупателей. Затем в рекламе сделайте акцент на характеристиках товара или услуги, которые соответствуют требованиям клиентов.
Определение внешних целей при планировании направлено на то, чтобы показать, насколько бизнес привлекательный для инвесторов и, как следствие, привлечь их средства. Для этого нужно обосновать, что предприятию действительно нужны инвестиции, продемонстрировать, какой потенциал есть у компании и убедить инвесторов в том, что предложенный проект действительно эффективный. Также такой бизнес-план может применяться для кредитования в банке. Цели и задачи каждого бизнес-плана заключаются в определении основных факторов и проблем, которым обязательно должно быть уделено внимание в ходе проведения маркетинговых и других исследований и последующих расчетах. Основные задачи бизнес-плана Хорошо проработанный в разных направлениях план дает возможность эффективно развивать бизнес, привлекать инвестиции и кредитные деньги, а также партнеров для работы на взаимовыгодных условиях. Бизнес-план позволяет решать ряд задач: Промониторить будущий рынок сбыта его емкость и перспективность развития. Проанализировать затраты производства на выпуск именно того вида продуктов услуг, проектов , которые нужны рынку, сравнить стоимость с ценами конкурентов, чтобы определить, какой потенциал прибыли бизнеса. Определить основные показатели, что дадут возможность вести контроль реализации бизнес-плана. Купить бизнес-план Определить правильность распределения движения ресурсов и их использования во времени. Определить новые направления в финансовой, технической и технологической сферах, применять их в деятельности компании. Выявить все возможные опасности, которые могут возникнуть в процессе реализации плана ведения бизнеса.
Организационный план Описывается структура компании: указывают все подразделения, штатное расписание, заработную плату для каждой должности. Маркетинговый план Схема продвижения товара, ценообразования, формат и стоимость рекламы, методы стимулирования потребителей. Финансовая часть Указывают размер первоначальных вложений и источники финансирования, дают прогноз объёмов реализации. Отражается ожидаемый доход, и на основании этих данных просчитывается срок окупаемости проекта. Для небольшого предприятия разработать бизнес-план можно самостоятельно. Если планируется масштабный проект, может потребоваться помощь специалистов: аналитиков, маркетологов, финансистов.
Как самостоятельно составить бизнес-план
Почему бизнес-план больше не нужен? | Зачем нужен бизнес-план Отвечает бизнес-аналитик с опытом >7 лет. |
Как самостоятельно составить бизнес-план | бизнес-план нужен именно предпринимателю, особенно потенциальному и начинающему. |
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы | Теперь, когда я раскрыл ключевые задачи для старта, я приготовил для вас шаблон бизнес-плана агентства. |
Блог Василия Беляева. Про эффективность, развитие, бизнес, психологию, жизнь | — Да, бизнес-план в его классическом понимании нужен далеко не всем и не всегда, — объясняет директор компании «Инновационный Консалтинг» Александр Шуст. |
Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании | Зачем нужен бизнес-план предпринимателю? Если вы создаете бизнес-план для себя, то вам важно сосредоточиться на деталях и конкретных шагах, которые нужно предпринять. |
Основы составления бизнес-плана
Детальный бизнес-план нужен не только самому владельцу бизнеса, но и его потенциальным партнерам и инвесторам. Для внешних пользователей бизнес-планы составляют в случае, когда предполагается привлечение инвестиций или получение кредита от банка. Бизнес-план позволит управляющей команде более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, использовать внутреннее планирование для грамотного управления, обозначить стратегию развития бизнеса, а также привлечь финансирование. Как написать бизнес план самостоятельно и нужен ли он вообще?
Как самостоятельно составить бизнес-план
Для этого раздела будет удобно использовать таблицы, схемы или диаграммы. Финансовый план Этот раздел очень важен как предпринимателям, так и инвесторам. Посчитайте, какие приблизительные расходы и доходы вы ожидаете, сколько средств необходимо сейчас и в ближайшие несколько лет. Не бойтесь писать большие числа — здесь важна честность. Оценка эффективности проекта Используя свой финансовый план, покажите, через сколько месяцев или лет проект окупится, как будет меняться динамика финансовых показателей, сделайте расчёт точки безубыточности и выявите рентабельность. Гарантии и риски компании Не бойтесь писать о возможных трудностях. Опять же важно быть честным и сразу выявить все возможные риски своего бизнеса. Расскажите, как будете решать проблемы. Приложения Вложите дополнительные материалы — например, разные схемы, рисунки, которые не вошли в конкретные разделы. Также сюда можно добавить фотографии продукции, материалы исследований, юридические документы. Какие могут быть ошибки при составлении бизнес-плана: Размытые данные.
Стоит избегать абстрактных предположений — например, что покупать сырьё будете у поставщика на Урале. Указывайте конкретные названия, цифры, тогда проект будет казаться привлекательным для инвесторов, а проблем с получением финансирования не будет. Отсутствие внимания к раскрутке продукта. Зачастую прогнозы о доходности идут без учёта того, что проекту нужно время и деньги на продвижение. А ведь первые месяцы могут быть не совсем такими, как вы ожидаете. Иногда на пике популярности или успеха одного проекта предприниматель решает создать новый стартап. Он может руководствоваться тем, что уже имеет представление о том, как работает бизнес, и сделать бизнес-план на скорую руку.
Что вы думаете? Черта-с-два простите за моветон. Был один средней руки предприниматель с бизнес-планом, который у него до этого даже в местечковом банке не приняли. Вот хотя бы для таких случаев нужно иметь под подушкой с пяток-десяток БП, отпечатанных при этом с типографским качеством». Из этой истории само собой становится очевидным внешнее предназначение бизнес-плана как визитной карточки проекта. Зачастую именно он может открыть дверь в мир успешного бизнеса. Однако стоит учесть, что иногда целесообразно составление нескольких бизнес-планов, отличающихся сугубо внутренней или внешней направленностью. Зависимость от специфики бизнеса. Разумеется, то, каким будет бизнес-план, зависит от проекта: его характера и целевой направленности, степени риска и др. Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет существенно отличаться от бизнес-плана торговой структуры, отделения банка или предприятия сферы услуг. Если практика детального бизнес-планирования — неотъемлемая черта крупного бизнеса, то в сфере малого и среднего предпринимательства такой чёткой установки на мельчайшие подробности нет. Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объёма информации и уровня её детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит. Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы для всех вариантов представления бизнес-плана — краткого резюме или развернутого и всестороннего варианта.
Как правило, тем, кто привлекает деньги в бизнес — кредит банка, инвестиции или бюджетные средства от субсидий центра занятости до средств инновационного фонда и так далее. Бизнес-план также делают «для себя»: предприятия, чтобы спланировать дальнейшую работу на 1—5 лет, а начинающие предприниматели для того, чтобы понять, будет ли прибыльным бизнес в той или иной сфере. Начинающим предпринимателям Александр советует попробовать самостоятельно разложить бизнес-идею по полочкам, ответив на три главных вопроса. Первый вопрос. Сколько нужно денег и для чего они? При этом он не представляет, на базе какой технологии он это будет делать, сколько теплиц планирует возвести, какая техника ему будет нужна, в течение какого времени будет реализован проект и т. Это самая большая проблема. От оценки объема и видов инвестиционных затрат зависит почти все. Здесь люди иногда ошибаются не процентами, а порядками. Это как с ремонтом, когда ты рассчитываешь на одну сумму, а в результате твой ремонт обходится как половина квартиры. Второй вопрос. На чем и сколько мы будем зарабатывать? Ответы на эти вопросы называются «Программа производства и реализации в натуральном и денежном выражении». Важно четко понимать, что, в каком объеме и по какой цене вы будете производить или покупать и продавать.
В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа. Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Этот образец можно использовать как шаблон бизнес-плана Типичные ошибки при составлении бизнес-плана Вот основные ошибки, которые допускают предприниматели и даже некоторые эксперты, когда составляют бизнес-план. Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Что такое бизнес план: как правильно составить
Часто начинающие предприниматели задают вопрос о том, зачем им писать бизнес-план, если они получают финансирование от друзей, родственников или из собственных сбережений. Бизнес-план нужен в первую очередь самому предпринимателю, так как он позволяет придумать стратегии развития, предусмотреть рыночные риски и лучше понять собственный бизнес. Зачем фирме бизнес-план и как его составить. В этой части бизнес-плана нужно показать, кто и что делает в компании, кто отвечает за каждую функцию. Любому бизнесмену перед открытие проекта нужен бизнес-план, составив который можно оценить шансы на успех и высветить привлекательные стороны для инвесторов.
Бизнес-план: зачем нужен и как правильно его составить
При этом желательно, чтобы инвестор, помимо финансирования, был полезен вашему проекту чем-то еще. Идеально, если ваш проект для такого инвестора станет важной частью его более крупного бизнеса. Венчурные фонды. Большинство из них, чтобы выделить финансирование, также просят предоставить бизнес-план.
Потому его нужно проработать до такой степени, чтобы специалисты с большим опытом могли оценить. При получении кредита на открытие или развитие бизнеса не обойтись без бизнес-плана. При этом часто от его качества зависит, на какой кредит вы сможете в итоге рассчитывать.
Также банки обязательно требуют наличия маркетингового анализа рынка. Маркетинг для банков мы тоже делаем. Анализ концепции вашего бизнеса В процессе составления бизнес-плана анализируется очень большое количество источников.
Без этого просто не обойтись, потому что иначе всей полноты информации получить не удастся. Иногда на этапе работы с исследованиями, сбором и анализом информации оказывается, что концепция не такая жизнеспособная, как изначально казалось.
Удивительно, сколько фирм её умудряются игнорировать, выходя на рынок в полной уверенности, что они лучше потребителя знают, что ему нужно. Недооценка соперников. Если не изучать других бойцов, можно быстро вылететь с ринга.
В вашей нише есть и другие умные, сообразительные люди, торгующие теми же товарами и услугами. Низкая самооценка, когда вся система бизнес-планирования построена на том, что у конкурентов будто бы всё лучше и успешнее. Не игнорируйте свои преимущества, активно используйте их, чтобы привлечь покупателя. Неправильная оценка роли бюджета в бизнес-планировании. Пока вы не сведёте бюджет, не станет ясно, какие суммы и когда надо вкладывать.
Бизнес-план состоит, в основном, из работы, объём которой и определяет бюджет. План помогает принимать грамотные решения, касающиеся финансов. Писать бизнес-план в одиночку. Такой документ, составленный одним человеком, будет слишком однобоким, узким. Привлекайте других специалистов тех, кто авторитетен для вас , обсуждайте разные точки зрения.
Сопротивление переменам. Как правило, люди держатся за привычное и стараются продолжать и дальше делать то, что делают сейчас, а менять что-либо боятся. Для компании непросто сменить направление деятельности или методы управления. Качественный бизнес-план позволит подготовиться, морально и не только, к грядущим изменениям, чтобы они не застали руководство и персонал врасплох. Боязнь рисковать.
Пока одни вкладывают последние деньги в явные аферы, другие колеблются даже перед покупкой лотерейного билета. Каким бы ни было ваше отношение к риску, избежать его на современном рынке, пропитанном духом соперничества, невозможно. Любой бизнес — это уже риск.
Анализ рынка потенциальные потребители продукции; потенциальные конкуренты; размер рынка и его рост; оценочная доля на рынке; конкурентные преимущества SWOT-АНАЛИЗ n это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения внешней среды , что позволяет получить ясную оценку сил вашего предприятия и ситуации на рынке. Как воспользоваться возможностями 2. Что может помешать воспользоваться возможностями 4. Самые большие опасности для фирмы Примерный состав бизнес-плана Разделы бизнес-плана Краткое содержание разделов 4. Существо предлагаемого проекта описание продукции продукция услуги или работы ; технология; лицензии; патентные права Примерный состав бизнес-плана Разделы бизнес-плана Краткое содержание разделов 5. План маркетинга товарная, ценовая политики; каналы сбыта; реклама; прогноз новой продукции план маркетинга доминирует над другими разделами n решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать; n содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на показатели других планов. Примерный состав бизнес-плана Разделы бизнес Краткое содержание разделов -плана 6. Производствен местоположение; -ный план производственный процесс; объем производства; производственные помещения; оборудование; источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров; определение издержек; точка безубыточности Примерный состав бизнес-плана Разделы бизнес Краткое содержание разделов -плана 7. Организацион- форма собственности; сведения о ный план партнерах, владельцах предприятия; сведения о руководящем составе; организационная структура; трудовые соглашения; кадровая политика Примерный состав бизнес-плана Разделы бизнес Краткое содержание разделов -плана 8. Анализ рисков Определение идентификация рисков, определение потенциальной опасности каждого риска; разработка мероприятий по снижению риска Примерный состав бизнес-плана Разделы бизнес Краткое содержание разделов -плана 9.
Вот из каких частей может состоять бизнес-план: сведения о проекте как, где, зачем и т. В плане нужно прописать заранее свои задачи и цели. Например, вы хотите открыть сеть пекарен. Представьте и опишите, сколько магазинов хотите открыть, где они будут находиться, каким будет формат торговли — только офлайн или с доставкой через интернет. Какую информацию собрать для бизнес-плана Составление бизнес-плана предполагает много предварительной работы. Вот с чем нужно определиться: Подсчитать инвестиционные расходы — например, на строительство или аренду здания, ремонт помещений, закупку производственного оборудования или компьютерной и оргтехники для офиса. Определить возможные источники поступления денег — собственные накопления, банковский кредит, частные инвестиции. Плюс просчитать период их возврата. Определить количество сотрудников и рассчитать, сколько будете тратить ежемесячно на оплату их труда.
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
Что такое бизнес-план и зачем он нужен? Многим вопрос покажется прозаичным. Однако, мне часто встречаются уже состоявшиеся предприниматели запускающие новое направление в бизнесе или осознающие наличие сбоев в системе действующего дела. Что такое бизнес-план и для чего он нужен Зачем нужны бизнес-планы Виды бизнес-планов Основные разделы бизнес-плана: заполняем самостоятельно Какие ошибки допускают новички в своих бизнес-планах Советы, как улучшить бизнес-план Что в итоге. Как написать бизнес план самостоятельно и нужен ли он вообще?
Что такое бизнес-план
- Маркетинговые исследования, расчет прибыли и затрат. Разбираемся, как составить бизнес-план
- Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:
- Бизнес-план: зачем нужен и как правильно его составить
- Что такое хороший бизнес план?
Почему закрываются стартапы?
- Шаг первый: для чего вам нужен бизнес-план
- Зачем нужен бизнес-план и как его правильно составить
- Для чего нужен бизнес-план: назначение, цель, задачи
- Зачем нужен бизнес-план предпринимателю | Бизнес-портал об организации бизнеса
Что такое бизнес план: как правильно составить
Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Кому и зачем нужен бизнес-план Как я уже говорил ранее, бизнес-план — это отличный способ минимизировать вероятность прогорания на начальных этапах построения своего дела. Помимо этого, он также может быть полезен: для инвесторов — предприниматель должен предоставить инвесторам бизнес-план своего будущего или уже существующего проекта, чтобы они определили его рентабельность; для получения государственного финансирования — если вы рассчитываете на получение государственных льгот и субсидий, необходимо обосновать причины в бизнес-плане; для банка — при получении кредита на открытие или развитие своего дела в большинстве случаев потребуется предоставить банку бизнес-план. Отсюда вытекают такие задачи, как: определение направления бизнеса; оценка рынка сбыта и его особенностей; разработка стратегии продвижения; определение качества продукта и оценка масштаба производства; оценка рисков и издержек; анализ вариантов маркетинговых мероприятий; анализ экономических показателей и параметров, по которым будет оцениваться каждый этап реализации плана. Подытожив, можно сказать, что бизнес-план — это отличный инструмент, с помощью которого можно реализовать, систематизировать, а также проанализировать новый проект. Принципы бизнес-планирования Удачный бизнес-план — это всегда соблюдение принципов: Единства. Заключается в том, что организация является целостной системой, а ее составные элементы должны развиваться в одном направлении.
Все планы каждого из подразделений должны согласовываться с планами всего предприятия. Каждый сотрудник компании при бизнес-планировании участвует в плановой деятельности, что не зависит от занимаемой должности. Другими словами, процесс планирования привлекает всех, кого затрагивает. Процесс планирования в организации должен характеризоваться постоянством. Это необходимо из-за того, что условия внешней среды отличаются неопределенностью и изменчивостью, поэтому компания должна вносить коррективы и уточнять планы, учитывая все изменения.
Принцип гибкости — наличие возможности изменения направленности планов из-за появления непредвиденных обстоятельств. Принцип точности — каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Обязательности выполнения. Принцип обязательности выполнения — принятый к исполнению план является обязательным для выполнения всеми сотрудниками компании. Виды бизнес-планов Внутренний Данный вид включает в себя следующие подвиды: Управленческий бизнес-план.
В таком документе отображаются основные этапы достижения целей. Здесь указаны конкретные задачи и роли сотрудников, а также взаимодействие между отделами.
Уточнение и пересмотр должны быть методичны и правомерны. Без них бизнес-план может не выполнять свои функции и мешать достижению поставленных целей. Основные функции бизнес-плана Разработка общей стратегии роста компании Разработка алгоритма выполнения задач Оценка и контроль развития основных направлений деятельности компании Привлечение дополнительных денежных средств Компания, которая направлена в сторону активного роста, понимает, что основная часть успеха связана именно с грамотным планированием производства. План строится на каждом этапе хозяйственной и коммерческой деятельности.
Если бизнесмен надеется достичь реальных результатов, открывая собственное дело, первое, что он должен сделать, — это рассчитать все «за» и «против», оценить перспективы, проанализировать собственные возможности, учесть ресурсы и на основе всего этого разработать бизнес-план. При этом бизнес-план не должен ставить конечной целью нечто недостижимое.
Бизнес-план — документ, который описывает основные характеристики будущего проекта.
Он должен отвечать на несколько вопросов: описание проекта, сколько средств и времени потребуется на его реализацию, окупаемость и доходность проекта. Подготовка бизнес-плана позволяет проверить разумность, а главное — реальность идей. Зачем нужен бизнес-план?
Бизнес-план в электронном или бумажном виде делают для внутреннего и внешнего пользования. Он бывает простым одностраничным и подробным многостраничным. Первый чаще используется для утверждения проекта с партнером или как краткое описание идеи.
Второй включает в себя многочисленные расчеты и анализ. Именно о нем и пойдет речь. Основная цель создания бизнес-плана — оценить перспективы проекта и уже на первоначальном этапе обнаружить подводные камни, с которыми предстоит столкнуться и которые могут помешать реализации задуманного.
Внешний бизнес-план необходим для того, чтобы привлекать средства извне. Он нужен для определения срока окупаемости проекта и его потенциальную прибыльность, а также отвечает на главный вопрос: стоит ли вкладываться в проект? Хорошо составленный и всесторонне продуманный бизнес-план — основа для сделки.
Разработка бизнес-плана — процесс, к которому надо подойти со свей ответственностью, а также потратить на него немало времени.
Можно сделать вывод о том, что бизнес-план — это всё о бизнесе, и это всё, что мы знаём о нём. Однако сформируем более детальное представление.
В прикладном смысле бизнес-план — это документ, вырабатываемый новой или действующей компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. К таким аспектам в обязательном порядке относятся: 1 сведения о содержании вашего бизнеса и направлениях его работы; 2 оценка рынка, на который выходит ваша компания и доли, которую вы хотите на нём занять; 3 планируемые объёмы продаж и то, как они будут достигнуты; 4 план приобретения необходимых ресурсов для производства товара или услуги; 5 план по трудовым ресурсам; 6 финансовый план, который обобщает всё перечисленное в денежно-материальном выражении. Содержание бизнес-плана определяет роль, которую он выполняет в бизнесе.
Прежде всего, он даёт ответы на весьма конкретные вопросы, главные из которых: а будет ли предприятие выгодным и устроит ли вас результат его прибыльной работы? Но прежде чем однозначно ответить «да» или «нет» на эти вопросы в бизнес-плане проясняются следующие моменты: — каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги, и как он будет изменяться; — кто основная целевая аудитория проекта и какова стратегия конкурентной борьбы; — какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта; — сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков; — каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках; — какой может быть рыночная цена на данную продукцию, и как на нее повлияют конкуренты; — какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта; — каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить и т. Кому это нужно?
Допустим, вы бы могли обойтись без этих, пусть очень важных, но не жизненно необходимых знаний о вашем бизнесе. В конце концов, есть такие вещи, как предпринимательские жилка, интуиция, заинтересованность. Однако честно ответьте на вопрос: сможете ли вы построить бизнес в гордом одиночестве так, чтобы это одиночество стало ещё и богатым?
Предугадываем, что нет. Тем более, если на первоначальном этапе развития проекта необходимы материальные инвестиции.