Уезд, областное деление в удельной Руси, Московском государстве и Российской империи. адм.-терр. единица в России с XIII в. Управлялся княжескими наместниками (кормленщиками), с нач. Значение слова «Уезд» в Историческом словаре. Уезд в истории — это территориально-административная единица, которая использовалась в России с древних времен и сохраняла свою значимость до начала 20 века.
АТД Русской России - 12. Про уезды
Что такое Уезд? Значение слова uezd, исторический словарь | Уезды в истории России существовали с XVI века и продолжали функционировать до реформ 1864 года, когда были введены земские уезды. |
Что такое Уезд? Значение слова Уезд в историческом словаре | Уезд это в истории России. |
Что такое уезд
Для этого было образовано 6 новых городов. Уже по ходу решения различных организационных вопросов в конце марта 1782 г. В XVIII веке под словом «посад» понимался безуездный город, или, иначе говоря, город без подчинённой ему сельской округи. В мае того же года был учреждён 15-й уезд, административным центром которого стал город Верея. На карте Московской губернии 1787 г. В декабре 1796 г. В декабре 1802 г. Она была проведена по южной трети средневековых волостей Бели, Корзенев и Воря территория современных Пушкинского и Щёлковского муниципальных районов. Таким образом, вся южная треть территории современного Сергиево-Посадского района вошла в состав Дмитровского уезда. В марте 1778 г.
В западные части этих уездов полностью вошли бывшие средневековые переславские станы Серебож, Шуромский, Рождественский, Верхдубенский, Мишутин и Кинельский. Подобное административное деление территории современного Сергиево-Посадского района просуществовало почти до конца 1919 г. Некое новшество в этот вопрос внесло освобождение крестьян от крепостной неволи в 1861 г. Крестьяне распределялись на сельские общества. За основу его создания были положены отдельное поселение и владельческая принадлежность крестьян. Общества управлялись сходом в определённой степени законодательной властью и сельским старостой - исполнительной властью. Сход облагал членов общины местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу - волость. Её особенностью являлось объединение без каких-либо территориальных границ определённого числа сельских поселений без городов по вопросам, относящимся к проблемам самоуправления.
По этой причине в состав волости могли входить не только группы близлежащих сёл и деревень, но и отдельные поселения, расположенные далеко в стороне от волостного центра. Лица других состояний и земли, этим лицам принадлежавшие, также государственные земли и земли различных учреждений, например, монастырей и приходских церквей, в состав волостей не входили и волостных повинностей не несли. В состав волости входили от 300 до 2000 душ мужского пола. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Власть волостного правления распространялась только на крестьянское население и на приписанных к волостям лиц городских податных состояний. Земства всему голова В январе 1864 г. По нему земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Все землевладельцы, промышленники и торговцы, которые обладали недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды сроком на 3 года представителей они назывались по-тогдашнему «гласными» в уездные земские собрания. В последних председательствовал уездный предводитель дворянства.
Собрания созывались ежегодно на короткий срок для решения местных хозяйственных дел. Уездное собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоявшую из председателя и нескольких членов. Управа являлась постоянно действующим административным учреждением. Подобный порядок управления был установлен и для губерний. Земства должны были играть роль своеобразного посредника между высшими этажами государственной власти и населением. В основе реформы лежали две идеи. Первая - выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности.
В XIX в. В компетенцию земских учреждений входило решение всех местных хозяйственных дел в рамках губерний и уездов. Часть дел, таких как содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников и полиции, являлись обязательными для земских учреждений. Другая часть, в виде страхования от пожаров, ремонт местных мостов и дорог, продовольственная и медицинская помощь населению, организация народного образования и т. Земские учреждения содержались за счёт обложения специальным налогом местного населения. Реформа местного самоуправления позволила, прежде всего, наладить медицинское обслуживание населения уездов и губерний, повысить уровень агрокультуры, приобщить рядовых жителей сельских поселений и городов к основам культуры и грамотности. Революция местного самоуправления В советское время - с 1917 по 1924 гг. В ходе этой территориально-административной перестройки были уничтожены все старые границы губерний и уездов. Территория последних была разделены на сельсоветы.
В течение 1921-1921 гг. В июне 1922 г. К нему были присоединены Хребтовская и Федорцовская волости Переславль-Залесского уезда. Из части Ботовской и Булаковской и Рогачёвской волостей была образована Шараповская волость. Таким образом, в состав новообразованного Сергиевского уезда входили 11 волостей: Ерёминская, Константиновская, Озерецкая, Путиловская, Рогачёвская, Сергиевская, Софринская, Федорцовская, Хотьковская, Хребтовская и Шараповская. Органами административного управления были уездный исполком, 11 волостных исполкомов на 472 села, деревень, погостов, хуторов, фабрик, железнодорожных станций и платформ. В начале 1929 г. Летом этого же года она была переименована в Московскую область. В её состав вошли 10 округов, которые были разделены на 144 района.
Спустя 7 лет её разделили на Московскую, Рязанскую и Тульскую области, а ранее 27 её районов были переданы в новообразованную Калининскую область. Загорском, убитом левыми эсерами в 1919 г. В документах город с новым названием стал упоминаться с 1930 г. Тогда же, в 1929 г. В середине 1950-х гг. В 1957 г. Константиновский район был упразднён, его территория отошла к Загорскому бывшему Сергиевскому району. Северная граница района стала проходить по рубежам второй половины 1920-х гг. Загорск - центр городского округа В 1962-1963 гг.
Подмосковные города областного подчинения, в их числе Загорск, были переданы в подчинение Московского областного промышленного Совета депутатов трудящихся. Городским властям, в свою очередь, подчинялись Хотьково, Краснозаводск и рабочие посёлки. Загорский район как отдельная территориальная единица был ликвидирован, став частью Мытищинского района. В начале 1965 г. В объяснении очередной административно-территориальной перестройки указывалось, что она делается на основе экономического районирования для блага трудящихся и с целью максимального укрепления госаппарата и сближения его с народом. В Загорском районе отсутствовал районный Совет. Входившие в состав района поселковые и сельские Советы подчинялись городскому Совету депутатов. Осенью 1991 г. Загорск был переименован в Сергиев Посад.
Выделение города из У. Правительство не спешило закрепить его, и только в Соборном Уложении, по челобитьям "всей земли", юридическое положение дифференцировавшихся сословий было ясно и резко определено. Эти законодательные распоряжения привились не скоро; борьба между посадом и У. Особенно упорна была борьба на севере, где существовали так назыв. В настоящее время У.
Установление его относится к 1775—1780 гг. При определении У. В настоящее время в губерниях Европейской России в У. О числе У. В строе общегосударственной администрации У.
Правительственные уездные учреждения, за исключением уездного казначейства, имеющего свой постоянный личный состав, имеют характер комиссий, собирающихся по мере надобности под председательством уездного предводителя дворянства см. Дворянство или исправника и слагающихся из различных единоличных органов местной администрации. Таковы уездные воинское присутствие, присутствие по питейным делам см. Питейная торговля , распорядительный комитет см. Земств финансы , училищный совет см.
Вторая функция уездов связана с торговым и экономическим развитием. Уезды были важными торговыми и ремесленными центрами, где происходило обмен товарами, проводились ярмарки и ярмарки. Уезды также имели свою специфическую промышленность и ремесленное производство. Например, один уезд мог славиться своими кустарными мастерскими, а другой — производством металлических изделий или тканей. Третья функция уездов связана с военными и оборонительными задачами. Уезды были важными военными центрами, где формировались и поддерживались специальные военные отряды, которые должны были защищать территорию от вторжений других народов или враждебных войск. Воеводы и наместники уездов были ответственными за военную безопасность своей территории и за способность реагировать на угрозы национальной безопасности. Итак, уезды играли важную роль в средневековой Руси. Они были не только административными, но и экономическими и военными центрами, что способствовало развитию государства и территориальному устройству страны.
Местное управление на Руси. Уезды станы волости. Уезды Нижегородской губернии в 19 веке. Волости Нижегородского уезда. Уезды Нижегородского наместничества.
Уезды Московской губернии. Карта Московской области 17 век. Карта Московской губернии 18 века. Борисовский уезд Курская Губерния. Курская Губерния уезды и волости.
Курская Губерния уезды. Борисовский уезд Курская Губерния на карте. Стан это в истории. Уезд это кратко. Приведите в соответствие.
Волость это в древней Руси. Уезды волости станы схема. Уезды станы волости таблица. Губерния уезд волость таблица. Губерния это кратко.
Губерния это в истории. Губерния это в истории России. Термин уезд. Интересные термины. Уезд это в истории.
Старооскольский уезд Курская Губерния. Курский уезд Курской губернии. Карта Старооскольского уезда Курской губернии. Прикамская Губерния. Карта губерний.
Губерния это. Губерния это определение. Губернии уезды волости. Уезд волость Губерния отличие. Волость уезд Губерния структура.
Земство, Губерния, уезд, волость. Карта Иваново-Вознесенской губернии 1918 года. Карта Иваново Вознесенской губернии. Иваново-Вознесенская Губерния карта. Кинешемский уезд карта.
Воронежская Губерния в начале 20. Карта Воронежской губернии 19 века. Карта Воронежской губернии 17 века. Уезды Воронежской губернии. Административно-территориальное деление уезды станы волости.
Станы и волости это. Александровский уезд Владимирская Губерния. Карта Александровского уезда Владимирской губернии 1808 г. Карта Переславского уезда Владимирской губернии. Александровский уезд Владимирская Губерния карта.
Административное деление России в 17 веке. Административное деление России на уезды и волости. Карта уездов Московской губернии. Карта Московской губернии 1900 года. Карта Московской губернии 1812 года.
Карта Московской губернии до 1917 года. Управление губернии и уезда.
Уезды России
Уезд и Каменный Уезд в Чехословакии. Термин обычен в именах н.п. Чехословакии, южной Польши и Западной Украины. УЕЗД — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Делегаты уезд. съезда советов избирали уисполком, к-рым руководил председатель. Делегаты уезд. съезда советов избирали уисполком, к-рым руководил председатель. Административно-территориальная единица в РумынииУезд.
Уезды России
Что такое уезд в истории 7 класс? | Уезд – это административно-территориальная единица в истории, которая использовалась во многих государствах в разные исторические периоды. |
Какие были уезды? | Уезды были важной административно-территориальной единицей в истории России. |
История уезда | Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях: Википедия уезд I пность волостей, тяготевших к городу (в Российском. |
Что такое уезды в истории России 7
Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях: Википедия уезд I пность волостей, тяготевших к городу (в Российском. Термин «уезд» в истории: источники появления и функции История человечества богата разнообразными терминами и понятиями, которые применялись для описания разных аспектов жизни общества. По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси. Тогда как в истории нашей страны с XV по XX века, уезд являлся основным административно-территориальным звеном Русского государства, известия об уезде появляются в письменных памятниках еще с XIII века. УЕЗД — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру.
Что такое уезд?
Этот принцип сохранен был и Учреждением о губерниях 1775 года. По Учреждению о губерниях У. XVII, 315. Позднейшие наиболее существенные перемены в судебно-административном устройстве У. XIX в. С Положением о земских учреждениях 1864 г. Судебная реформа 1864 г. Реформа 19 февраля 1861 г.
По Положению о Государственной Думе и избирательным законам 11 декабря 1905 г.
Самоуправление волости привело к появлению демократических начал в русском обществе. Таким образом, волость была одним из важных административных и социально-экономических звеньев в истории России, обладая значимым влиянием на развитие общества и формирование его структур.
Роль в административной системе В общем, уезд играет важную роль в обеспечении управления территорией. Он выполняет функции контроля, регулирования и организации различных сфер деятельности. Уезд является административным центром для окружающих населенных пунктов, выполняя задачи по обеспечению безопасности, судебной системы, налогообложения, обороны и содержанию общественного порядка.
Кроме того, уезд играет важную роль в развитии экономики и инфраструктуры. Он выполняет функции по организации промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли. Уезд обеспечивает выполнение социальных программ, заботится о социальной защите и благополучии населения.
Также он осуществляет контроль за выполнением законов, регламентирующих пользование природными ресурсами и охрану окружающей среды. Таким образом, уезд является неотъемлемой частью административной системы и играет важную роль в обеспечении управления, развития и благополучия на территории. Он выполняет множество функций, обеспечивая эффективную работу различных секторов жизни общества и развивая экономику и инфраструктуру.
Уезд является ключевым звеном в организации государственной структуры и необходим для эффективного функционирования общества в русской истории. Отличия и сходства Давайте рассмотрим сходства и различия между уездом и волостью в русском административном устройстве. Подобно волостям, уезды являлись одним из основных административных делений в Российской империи и других русских государствах.
И они имели схожие функции — обеспечение местного самоуправления и управление территорией. Однако, несмотря на эти сходства, уезды и волости также имели свои различия.
В условиях разрастания государства и роста численности населения, области, наместничества перестали справляться со сложившейся ситуацией. Именно поэтому введение уездов с их ясными границами и центром администрирования лишило наместников какой-либо значимости. Уезды подразделялись на волости, а волости на приходы. Они исполняли различные административные и налоговые функции.
С помощью уездных формирований государство осуществляло контроль над населением, а также собирало налоги и взносы. Уезды также играли важную роль в управлении земельными угодьями, администрировании юридических процессов и поддержании общественного порядка. В дальнейшем уезды продолжали существовать в Российской империи и СССР в рамках других административно-территориальных единиц. Сейчас уезды в России не используются. Уезды были важной частью истории России и играли ключевую роль в управлении и контроле над территорией и населением. Их создание было необходимым шагом для более эффективного управления страной и сокращения проблем, связанных с управлением административных единиц.
Система управления уездами Уезды в истории России представляли собой административно-территориальные единицы, созданные для более удобного управления государством. В системе управления уездами основную роль играли две структуры: уездное земство и уездное правление. Уездное земство было выборным органом самоуправления, представлявшим интересы населения уезда. Оно избиралось на определенный срок среди крестьян, дворян и горожан уезда. Уездное земство занималось решением бытовых и экономических вопросов уезда, таких как управление городами и селами, землепользование, распределение налогов и т.
Один из основных элементов старинной русской административной системы, волость представляла собой территориальную единицу, где осуществлялось самоуправление населения. Волость являлась промежуточным звеном между городом и деревней, объединяя соседние села и хутора. Историческая роль волости была тесно связана с развитием феодальной системы управления. Великая Княжеская власть разделяла территории на уезды, а последние — на волости. В каждой волости формировалось самоуправление, которое решало вопросы административно-хозяйственного и финансового характера. Значение волости в русской истории было значительным. Она являлась основной единицей управления на местном уровне, обеспечивая сбор налогов, поддержку общественной безопасности, разрешение споров и урегулирование конфликтов. Волости также играли важную роль в формировании общественной и политической жизни России. Волость внесла значительный вклад в развитие сельского хозяйства и ремесленного производства. Волость была основой для формирования крестьянской общины, где люди объединялись для решения бытовых и социальных вопросов. Самоуправление волости привело к появлению демократических начал в русском обществе. Таким образом, волость была одним из важных административных и социально-экономических звеньев в истории России, обладая значимым влиянием на развитие общества и формирование его структур. Роль в административной системе В общем, уезд играет важную роль в обеспечении управления территорией. Он выполняет функции контроля, регулирования и организации различных сфер деятельности. Уезд является административным центром для окружающих населенных пунктов, выполняя задачи по обеспечению безопасности, судебной системы, налогообложения, обороны и содержанию общественного порядка. Кроме того, уезд играет важную роль в развитии экономики и инфраструктуры.
Что такое уезд в истории 7 класс
- административно - территориальная единица в России до 1929 г. Несколько уездов составляли волость. «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд». ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте История уездов в России В России долгое время существовала особая административно-территориальная единица, известная как «уезд».
Что такое уезд? история 6 класс
Уездные власти контролировали деятельность полиции и усиливали меры по борьбе с преступностью. Они также занимались обеспечением общественного порядка и разрешением конфликтов на территории уезда. Кроме того, уезды играли важную роль в организации социальной сферы. Они отвечали за организацию здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Уездные власти заботились о предоставлении медицинской помощи, строительстве школ и приютов для нуждающихся.
Таким образом, уезды выполняли множество функций, важных для организации жизни на территории России. Они обеспечивали финансовое благополучие государства, поддерживали порядок и безопасность, и заботились о социальном благополучии населения. Управление и структура уездов В истории России уезды были административно-территориальными единицами, которые функционировали в разные периоды времени. Управление уездами осуществлялось уездной думой, которая была избираемым органом власти.
Уездная дума состояла из двух сословий: дворянства и городской грамоты. Каждое сословие выбирало своих представителей для участия в уездной думе. Дворянство выбирало дворянские маршалки, а городская грамота — городских предводителей. Управление уездом было местным и позволяло жителям участвовать в решении дел, касающихся их конкретной территории.
Узаконение уездных управленческих структур произошло во время правления императоров Петра Великого и Екатерины II. Вскоре после учреждения уездных дум была создана особая должность — уездного наместника, который руководил управлением уезда и представлял его интересы перед центральной властью. Каждый уезд состоял из нескольких волостей, а волость, в свою очередь, включала несколько посадов и деревень. Основной функцией уездов было управление хозяйственной и фискальной деятельностью на своей территории.
Уезды имели свои суды, производили налоговые сборы и контролировали торговлю. Уезды были важной частью административной системы России и существовали до реформ правительства Александра II во второй половине XIX века. В результате реформ уничтожились уезды и были заменены губерниями, которые в свою очередь были подчинены центральной власти.
С начала XIX века стан — административно-полицейская единица в составе уезда.
Стан управлялся становым приставом, с 1878 года делился на уряднические участки. В становых сёлах располагались также призывные участки. Что такое стан человек? Стан — центральная часть тела человека , туловище.
Что значит слово стан? Место расположения, стоянки; лагерь книжн.
Последующие реформы в структуре административного деления создали предпосылки для образования губерний, которые окончательно были оформлены в 1775 году с принятием Учреждения о губерниях. По этому положению уезд — это местная территориальная единица, имеющая населения от 20 до 30 тысяч душ.
Центр уезда — уездный город, в котором находится исправник и является начальником уездной полиции, и административные органы. Постоянными в уезде являются только финансовые органы - казначейства. Все остальные имеют вид комиссий и собираются по мере надобности под руководством уездного предводителя дворянства, а если такого не имеется, то под руководством исправника. Comments 3 Очень сложное деление на административные единицы 17 Sept 2019.
Несколько уездов составляли волость. Управлялся княжескими наместниками кормленщиками , с нач. XVII в.
С нач. XVIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник, с н.
Что такое Уезды простыми словами
УЕЗД, административно-территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Уезд и Каменный Уезд в Чехословакии. Термин обычен в именах н.п. Чехословакии, южной Польши и Западной Украины. Административно-территориальная единица в РумынииУезд. По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси. Таким образом деление на уезды складывалось исторически, чем и объясняется крайнее неравенство размеров уездов в Московской Руси. Рачинский уезд занимал северо-восточный угол Кутаисской губернии, граничил на севере и северо-востоке с Терской областью.
Что такое уезд в истории
История уездов в России В России долгое время существовала особая административно-территориальная единица, известная как «уезд». ﹀ Что такое стан и уезд? Что такое волость история 6 класс? Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с. В 1914 в Рос. империи насчитывалось 769 уездов, из них 83 – в Царстве Польском, 51 – в Вел. кн-ве Финляндском.
Административно - территориальное деление России в конце XVII - начале XVIII века века.
В составлении энциклопедии принимали участие ведущие ученые и научные коллективы Советского Союза. Несмотря на достаточную давность, издание до сих пор не утратило своей актуальности и широко используется, переведено на многие языки мира. Адресовано самому широкому кругу читателей. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона уезд — административный округ, существовавший в Древней Руси, существующий и в настоящее время.
В древности У. Название У. Соловьева, происходит от способа размежевания, именуемого разъездом; межевщик назывался разъезжиком или заездником, а для самого межевания существовал термин разъезжать.
По этому термину все количество земли, примежеванное к известному пункту, было уехано к нему, или заехано, являлось его уездом. Наоборот, все то, что было отписано, отмежевано от него, было отъехано, составило отъездные волости. Иногда У.
В правительственном отношении У. Населенные единицы У. На севере, в Новгородской земле, встречались и другие термины.
До XVII в. Началась дифференциация городского и сельского населения, что не могло не отразиться на их взаимных отношениях. В административном отношении город уже давно выделился из У.
Выделение города из У. Правительство не спешило закрепить его, и только в Соборном Уложении, по челобитьям "всей земли", юридическое положение дифференцировавшихся сословий было ясно и резко определено. Эти законодательные распоряжения привились не скоро; борьба между посадом и У.
Особенно упорна была борьба на севере, где существовали так назыв. В настоящее время У. Установление его относится к 1775—1780 гг.
При определении У. В настоящее время в губерниях Европейской России в У. О числе У.
В строе общегосударственной администрации У. Правительственные уездные учреждения, за исключением уездного казначейства, имеющего свой постоянный личный состав, имеют характер комиссий, собирающихся по мере надобности под председательством уездного предводителя дворянства см. Дворянство или исправника и слагающихся из различных единоличных органов местной администрации.
Таковы уездные воинское присутствие, присутствие по питейным делам см. Питейная торговля , распорядительный комитет см.
Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с нач. С нач. УЕЗД, уезда, муж. В древней Руси совокупность волостей, тяготевших к городу.
В ряде уездов существовали другие единицы: Новгородский уезд делился на 5 пятин, а те, в свою очередь, — на погосты. Псковский и некоторые другие уезды делились на губы, Казанский — на дороги и т. Всего в к. XVII в. В некоторых уездах кроме городов-центров были и другие города, называвшиеся «пригородами» в тексте выделены курсивом.
Совершенно расстроенное управление этих автономных от Порты княжеств генерал за пять лет привел в удовлетворительное состояние. С полного одобрения Николая Павловича под руководством Киселёва были приняты первые конституции — органические регламенты Валахия — 1831, Молдавское княжество — 1832 , остававшиеся в силе до 1859 года. Регламенты давали личную свободу крестьянам и возможность перехода от одного землевладельца к другому, помещикам было запрещено выселять крестьян в том случае, если последние выполняли лежавшие на них обязанности, безземельные батраки должны были наделяться землёй. Было учреждено парламентское правление, при котором власть Господаря ограничивалась Общественным собранием Адунаря Обштяскэ , наделённым большими законодательными функциями. Господарь был главой только исполнительной власти. Судебные органы, согласно Регламенту, были отделены от административных, имея собственную организацию. Натуральные повинности были заменены единым денежным налогом. Валашское издание регламента, 1832 г. Для нас это интересно вот почему. Вроде бы Николай Павлович после Польского восстания разочаровался в представительных учреждениях и наслаждался тем, что он абсолютный государь. Но это упрощённый взгляд. В Румынии он создавал именно представительное государство, которого там до этого не было. Парламентаризм в Румынии был насаждён именно русской оккупационной властью в 1829-1834 годах, и благодарные румыны этого не забыли. До сих пор один из проспектов в Бухаресте, который во многом Киселёв, находясь во главе княжеств, и обустроил, носит его имя. К стыду нашего собственного государства, в Бухаресте улица имени Киселёва есть, а в России нет. Шоссе Киселёва в Бухаресте В результате, когда господарь Гика за полную бездеятельность был смещен боярами в 1834 г. Император Николай тоже был не прочь увидеть своего генерал-адъютанта на престоле в Бухаресте. Но Киселев от престола отказался, сославшись на могущие возникнуть международные проблемы и на некоторые формальные препятствия. Но в действительности дипломатические напряженности несложно было урегулировать, а формальные препятствия легко преодолевались. Киселев был вызван в Петербург, где настоял на своем. Спустя несколько дней после «отречения», Императрица Александра Федоровна шутя спросила генерала на маленьком вечере во дворце «Итак, Вы не захотели царствовать? Киселев изящно ушел от ответа, но Государю наедине он сказал правду. Дела княжеств оставались запущенными и для их приведения в порядок требовались многие годы полного самопожертвования и самоотвержения. Иначе решать дела Киселев не умел, но он хотел бы жертвовать собой ради русского народа, нищего, безграмотного и несвободного, чтобы помочь ему прийти к свободе и достатку, а не ради народа чужого и, к тому же более свободного и зажиточного, несмотря на иноверную и иноплеменную власть, чем народ русский. По возвращению в Россию, 3 июня 1834 года, Киселёв обедал с Вяземским, Давыдовым, Жуковским и Пушкиным, с которым давно уже был знаком. Александр Сергеевич в тот же день записал в своём дневнике: «Много говорили об его [Киселёва] правлении в Валахии. Он, может, самый замечательный из наших государственных людей, не исключая Ермолова, великого шарлатана». Дневник 1833-35 гг. Поэт, Россия и цари. Однако будучи молодым, поэт, уже знавший Киселёва и по Бессарабии, и по его службе на юге России, относился к нему более скептически. Хотя это был всё же и скепсис, и вместе с тем похвала. В 1819 году в послании к Орлову Пушкин писал: На генерала Киселева Он очень мил, о том ни слова, Он враг коварства и невежд; За шумным, медленным обедом Я рад сидеть его соседом, До ночи слушать рад его; Но он придворный: обещанья Ему не стоят ничего. Александр Сергеевич хотел служить в армии и просил Киселёва походатайствовать перед Императором о том, чтобы ему дали офицерский чин. Киселёв, видимо, обещал, что всё устроит, но Александр I просьбу не удовлетворил. Отсюда — разочарование поэта. Но вернемся к нашей теме. Освобождение крестьян было постоянной мыслью Павла Дмитриевича Киселева, его «идеей фикс». Как вы помните, 27 августа 1816 года он подал императору Александру свою записку "О постепенном уничтожении рабства в России". В этой записке двадцативосьмилетний полковник-кавалергард, герой Бородинской битвы, предлагал Государю «распространить законную независимость на крепостных земледельцев, неправильно лишенных оной». Он считал, что крепостное состояние отвратительно и невозможно, и находил в Александре своего полного единомышленника. И в 1826 году, находясь в полуопале у Николая Павловича по подозрению в соучастии в мятеже, Киселёв составил записку по поводу крестьянских волнений, произошедших в Киевской губернии. Дело в том, что как раз в Киевской губернии находились имения его жены Софьи. Супруги разъехались, но Киселёв помогал жене, управлял этими имениями и имел опыт отношений с крестьянами Украины, который и использовал при составлении записки. Он предлагает ввести инвентари, в которых определялись бы обязанности крестьян по отношению к помещикам: количество дней работы, соответствия её «силам и возможности человека» и качеству земельного надела. Подушное обложение он предлагал сменить на поземельное. Эта записка, а может быть и записка 1816 г. Произвел на него впечатление и разговор с Киселёвым после отказа его от «царского венца» в Дунайских княжествах. Император произвёл его в 1834 году в генералы от инфантерии, то есть дал ему высшее генеральское звание, и 6 декабря 1834 года назначил членом Государственного Совета по Департаменту Государственной экономии именно по работе по крестьянскому вопросу. После беседы с Императором Киселёв был включен «для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» в любимое детище Николая — Секретный комитет, который работал под председательством графа Иллариона Васильевича Васильчикова, вскоре ставшего председателем Комитета Министров и председателем Госсовета Империи. В то время, как я уже говорил, государственные крестьяне находились в ведении Министерства финансов. Министр Георг Людвиг Егор Францевич Канкрин получил указание Императора разработать проект преобразований, который обеспечил бы прекращение обеднения государственных крестьян. Министерство финансов представило свой проект, но он был отвергнут Сперанским и Киселёвым, а по их совету и Императором. Основа проекта Канкрина — повышение экономической эффективности за счет создания крупных коллективных хозяйств. Фактически Канкрин исходил из идеи создания колхоза, то есть переведения государственных крестьян на состояние, пусть менее задавленных, более свободных, но частновладельческих крепостных. Канкрин, Военная энциклопедия И. Сытина, 1913 г. Канкрин не хотел торопиться, он был уже человеком немолодым и считал, что преобразования надо делать медленно, а сорокалетний Николай I желал быстрого результата, которого можно было добиться именно в деле с казёнными, а не с помещичьими крестьянами. Сперанский и Киселёв предлагали перенести главный акцент реформы государственных крестьян с доходности для казны самой по себе, на человека-крестьянина и на обеспечение его благосостояния. Доход казны, объясняли они, будет результатом. Император согласился. Преобразование казённой деревни мыслилось как начало решения «общекрестьянского вопроса», «проблемы ликвидации рабства» Н. Дружинин , как пример для помещиков и их крестьян. Мы с вами, дорогие друзья, до конца не понимаем всей важности этого решения. А это решение 1836 года было воистину историческим и судьбоносным. Хотя этого, наверное, не понимал тогда и Киселёв, и думаю, даже гениальный Сперанский. Дело в том, что Россия формировалась с ещё домонгольских времён как завоёванная страна. Славяне платят дань хазарам, миниатюра из Радзивилловской летописи, XV в. Призвание варягов, миниатюра из Радзивилловской летописи, XV в. Варяги отвоевали Россию у хазар и держали славянский народ как податное сословие. Крестьяне могли быть в их прямом владении, могли быть — и большей частью были — вольными земледельцами, но их облагали налогом жадные до прибыли завоеватели. Ведь ещё Иван Грозный гордо называл себя в беседах с иноземцами немцем… Да и для немецких правителей России XVIII века и значительной части немецкой аристократии России русские крестьяне были лишь экономическими единицами. К ним можно было относиться хуже или лучше, здесь всё зависело от личного человеколюбия, религиозных взглядов того или иного помещика, но это состояние ума, возникшее ещё в варяжское время, что они — не сограждане, а источник благосостояния, наподобие природных богатств, пушнины и всего прочего, сохранялся. Отсюда, в конечном счёте, и подушная подать. И именно потому, что крестьяне были лишь источником дохода, они были в ведении Министерства финансов, а до этого — экономического департамента. Они не были гуманитарной ценностью, они были ценностью фискальной, налоговой. Это повелось ещё с эпохи Рюрика и князя Владимира Святого. И в этом было различие между дворянами и податными сословиями. Конечно, дворяне тоже служили, и их служба была в некотором роде тяглом, но ведь на самом деле дворяне не платили налогов, да и от службы были освобождены Петром III, что позже было подтверждено и Екатериной. А крестьяне и платили и служили солдатчину. Это были два разных мира — мир подневольный и мир свободных людей. Понятно, что эти два разных мира воспринимали жизнь по-разному. И помещики, и государство, и дворцовое ведомство воспринимали крестьян исключительно как источник дохода. А теперь, с 1836 г. Конечно, здесь надо отдать дань романтической эпохе — появился этнический национализм, помещики и крестьяне увидели себя русскими людьми. Это изменение — и политическое, и нравственное, и культурное — носилось в воздухе. Стало понятно: крестьяне и дворяне — это один народ. И поэтому Николай доверяет новое решение крестьянского вопроса, решение гражданское, людям, знающим русскую деревню и ощущавшим кровное родство с русским народом, — Сперанскому и Киселёву. Его начальником и был назначен Павел Дмитриевич Киселёв. Он получил право личного еженедельного доклада Государю. Преобразования предполагалось начать осторожно, с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казённых имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии. Этим докладом завершилась работа Комитета Васильчикова. Но Киселёв не ограничивается Санкт-Петербургской губернией. Он добился права провести ревизию казённой деревни силами своих чиновников в четырёх губерниях: Московской, Тульской, Тамбовской и Псковской. Он сам лично знакомится с положением на местах, побывав сначала в Санкт-Петербургской, а затем в Московской, Тульской и Псковской губерниях в конце лета — начале осени 1836 года. Одновременно он даёт указания своим чиновникам разведывать неофициально и положение частновладельческих крепостных. Результатом этого «разведывания» явилась замечательная записка «О крепостном состоянии в России», написанная для его ведомства Андреем Парфёновичем Заблоцким-Десятовским, верным соратником и сотрудником. В результате ревизии были выявлены многочисленные злоупотребления чиновников Министерства финансов и общее «плохое управление», а директор департамента государственных имуществ Министерства финансов, которому непосредственно подчинялись казённые крестьяне, сенатор Николай Порфирьевич Дубенской 1779 г. Об этом в ряде своих работ очень хорошо пишет и современный наш историк царствования Николая и проблем казённых крестьян Ирина Владимировна Ружицкая, работающая в Институте российской истории. В своей книге «Просвещённая бюрократия 1800—1860-е гг. Здание, в котором с самого начала размещалось министерство, сохранилось. Оно находится в Петербурге на Исаакиевской площади, дом 4. Ныне в нём располагается Всероссийский институт растениеводства, и это неслучайно. Дело в том, что это Министерство государственных имуществ под разными названиями — Министерство сельского хозяйства и государственных имуществ, Министерство сельского хозяйства, Министерство сельского хозяйства и землепользования — существовало вплоть до 1917 года. И ему принадлежит главная роль великих крестьянских реформ, как шестидесятых годов, так и столыпинских. Всероссийский институт растениеводства, вид на здание со стороны реки Мойки В 1839 г. Киселев был возведен в графское достоинство. Деятельность его в качестве министра продолжалась 18 лет, до 1856 года. В 1856 году уже немолодым человеком он был назначен императором Александром Николаевичем послом во Францию. Это было очень важное назначение. Только что закончилась Крымская война, надо было восстанавливать отношения с Францией. Киселёв был сторонником теснейшего политического союза с Францией. Он оставался послом до 1862 года и в 1860 году даже отклонил предложение Императора возглавить Государственный совет. В 1862 году он ушёл с поста посла, жил в основном за границей, во Франции и в Швейцарии, и умер 14 ноября 1872 года в Париже. На его отпевание в русский храм на Дарю пришла вся русская община во Франции. Похоронен Павел Дмитриевич в Донском монастыре, и могила его, хотя и сохранилась, но, увы, находится далеко не в том состоянии, которое заслужил человек таких достоинств, как Киселёв. Но вернёмся к Министерству государственных имуществ. Его главные функции в Указе о создании Министерства формулировались так: «Управление государственными имуществами, попечительство над свободными сельскими обывателями, заведование сельским хозяйством». Итак, крестьяне здесь названы «свободными сельскими обывателями», и это очень важно. Мы привыкли говорить о Николае Павловиче как о Николае Палкине, и где-то это совершенно правильно, но всё, дорогие друзья, намного сложнее. Факт свободы сельского обывателя — важнейший факт. И поэтому на первый план Министерство выставляет задачу не повышения доходов с души государственного крестьянина, а организацию местного самоуправления, то есть упорядочение и упрочение гражданской свободы крестьянина — того самого сельского обывателя. Михаил Михайлович Богословский, живший в Москве до 1929 года и успевший умереть до репрессий он уже был в списках подлежавших аресту НКВД по делу академиков, но, слава Богу, умер в 1929 году , писал в своей статье «Государственные крестьяне при Николае I», изданной в очень интересной книге «История России в ХIХ веке»: «Теперь фискальная сторона отступала на задний план и новая администрация должна была удовлетворять крестьянские интересы независимо от их отношения к казначейству. Благосостояние государственных крестьян должно было стать самоцелью во взглядах и деятельности новой администрации. Самый план административного устройства отличался стройностью, напоминающей работы Сперанского». История России… Т. Павел Дмитриевич продолжал его дело, и чёткость его работы была действительно чёткостью Сперанского. Академик М. Богословский 1863-1929 Во всех губерниях, где были государственные крестьяне, а были они практически во всех губерниях России, были созданы Палаты государственных имуществ во главе с управляющим. Ниже стояли окружные управления во главе с окружным начальником, тоже чиновником. Округ — это уезд или, если в уезде мало государственных крестьян, несколько уездов. Окружной начальник должен был быть носителем попечительской власти, покровителем и защитником подведомственных ему крестьян. Об окружном начальнике в Положении так и говорилось: «окружной начальник должен выслушивать терпеливо и с особую внимательностью все жалобы, приносимые ему государственными крестьянами» и «обязан охранять и защищать подведомственные ему волости, сельские общества и принадлежащих к ним крестьян от всяких притязаний, притеснений и злоупотреблений». Специально указывалось, что он должен надзирать за законностью действий органов крестьянского самоуправления, но не должен командовать сельскими сходами. В 31 статье Положения о сельском управлении было написано: «Чиновникам палаты государственных имуществ и окружного начальства не дозволяется участвовать в совещаниях государственных крестьян на сельском сходе». То есть та картина советской деревни во время коллективизации, когда «десятитысячники» врывались на сельский сход, стучали кулаком, пугали крестьян, часто арестовывали, заставляя их вступать в колхоз, была немыслима. Да и до революции, уже при Александре III, уездные и волостные начальники из дворян вмешивались в жизнь крестьянского схода. Киселёвское же министерство требовало невмешательства, уважения к воле крестьян. Окружной начальник должен был заботиться и об улучшении нравственности подведомственных крестьян, о заведении приходских училищ, о «врачебном благоустройстве», об обеспечении продовольствием и семенным материалом в неурожайные годы, о местных путях сообщения, об улучшении крестьянского хозяйства. А также, конечно, и о государственных нуждах — распределении рекрутской повинности, сборе податей и исполнении натуральных повинностей. Но самое главное — сам человек. Ниже окружного находилось волостное правление. Волостное правление формируется уже не назначением, а избранием самими крестьянами. Оно образуется путём соединения нескольких сельских обществ с населением до шести тысяч ревизских душ. Волостное правление состоит из головы и двух заседателей. Волостной голова избирается на три года волостным сходом. Волостной сход составляется из выборных от сельских обществ по одному от каждых двадцати дворов и утверждается палатой госимуществ по представлению окружного начальника. Волостной голова может переизбираться и увольняться по жалобе крестьян. Заседатели также избираются на три года волостным сходом и утверждаются палатой. Волостной писарь назначается окружным начальником. Волостной писарь, секретарь палаты — это глаз министерства, но с него много и требуется. Он не может давить, он может только фиксировать и доносить до начальства о решениях волостного схода. Кроме волостного правления создаётся так называемая «волостная расправа». Слово «расправа» для нас сейчас звучит плохо. Но вспомним, раньше было такое определение — «суд и расправа». Расправа — это орган для принятия правовых решений, то есть суд. Волостная расправа формируется из двух, избираемых сходом «добросовестных» так называли судебных заседателей , под председательством волостного головы. Она является второй инстанцией для «сельской расправы». А сельское управление администрации и суда в деревне избирается сельским сходом или прямым голосованием, или выборщиками по два от каждых десяти дворов.