Александр Невский был канонизирован Церковью в лике благоверных на Московском Соборе 1547 года. По мнению церковного историка Антона Карташева, митрополит Макарий созвал эти Соборы (1547 и 1549 гг.) с целью канонизации русских святых, исходя из понимания "особого. В честь канонизации Святителя Иоасафа в Белгород привезут две святыни — Годеновский чудотворный крест и мощи святого князя Александра Невского.
ПЦУ исключила Александра Невского из числа святых, пишут украинские СМИ
Во время Крымской войны Пирогов принимал участие в обороне Севастополя работал с группой молодых хирургов на перевязочных пунктах и в госпиталях , когда "возможность умереть возрастает... По опыту Крымской войны 1853-56 Пирогов создал учение об общих принципах военно-полевой хирургии, явившееся вкладом в отечественную и мировую военную медицину. Ученый придавал большое значение управлению медицинской службой; считал необходимым в ходе боя оказание помощи, настаивал на обеспечении личного состава индивидуальными перевязочными пакетами, обучении его приёмам наложения первичной повязки и остановки кровотечения. Много внимания уделял организации выноса раненых с поля боя и транспортировке их на перевязочные пункты.
По его настоянию в штаты войсковых частей в 1869 были введены специальные носильщики. После войны Пирогов служил попечителем Одесского, затем Киевского учебного округа. В 1862 - 1866 гг.
С 1866 г. В 1879-1881 гг. Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского флотоводца Адмирала Флота, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, скончавшегося в 1974 году.
Кузнецов родился 11 июля 1902 г. Свою службу во флоте начал в 1919 г. В 1926 г.
В 1934-36 гг. Кузнецов командовал крейсером «Червона Украина », в 1936-37 гг. В 1939-1946 гг.
Кузнецов был назначен наркомом ВМФ СССР , а с началом Великой Отечественной войны - главнокомандующим Отечественную войну полностью боеготовым и не потерял в первый роковой день войны ни одного боевого корабля. Под руководством Кузнецова флот победоносно прошел всю войну, а после войны флотоводец заложил основы нового ракетно-ядерного океанского флота. Кузнецов оказывал самое действенное влияние на ход боевых действий.
С 1944 года флоты и флотилии были непосредственно подчинены наркому ВМФ. Адмирал блестяще справился со сложнейшими боевыми задачами стратегического уровня, стоящими перед сражающимся Военно-морским флотом страны. По окончании войны Кузнецов последовательно служил начальником Управления военно-морских учебных заведений, заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам 1948 , командующим Тихоокеанским флотом 1950 , военно-морским министром 1950 , 1-м заместителем министра обороны СССР, главнокомандующим ВМФ 1953.
В 1948 г. С февраля 1956г. Мне довелось пережить необычное колебание в званиях: быть дважды контр-адмиралом, три раза ходить в звании вице-адмирала, дважды подниматься до звания адмирала и Адмирала Флота Советского Союза.
Такого в истории, пожалуй, не бывало», - писал о крутых поворотах своей судьбы Н. Сегодня мы также вспоминаем: художника, директора Петербургской Академии художеств Антона Павловича Лосенко 1737-1773 ; историка, славянофила Дмитрия Александровича Валуева 1820-1845 ; одного из первых воздухоплавателей лейтенанта Михаила Ивановича Лаврова, смертельно раненного при отражении штурма Порт-Артура 1873-1904 ; историка литературы и общественной мысли, археографа, библиографа и издателя Николая Платоновича Барсукова 1838-1906 ; художника-передвижника Сергея Васильевича Малютина 1859-1937 ; композитора, народного артиста СССР Георгия Илларионовича Майбороду 1913-1992. Заметили ошибку?
Напомним, на круглом столе прозвучали также доклады сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области. В заключение слушателям и участникам представили выпуск программы «Истфакт» «В поисках Вороньего камня».
Действительно, после 1453 года не осталось ни одного независимого православного государства, кроме Руси. В этой ситуации религиозная принципиальность святого Александра Невского оказалась востребованной как никогда. При Петре Великом на первый план выходит значение образа Александра Невского как блестящего полководца. В этот период мощи святого переносят из Владимира в Санкт-Петербург — таким образом благоверный князь становится святым покровителем Российской империи. В годы Великой Отечественной войны образ святого князя оказался актуален и сыграл важную роль в укреплении боевого и патриотического духа русского народа. Тем не менее, многим кажется, что слава полководца и сурового правителя не вяжется с классическим определением святости.
Дело в том, что святость не есть безгрешность, но покорность воле Божией. Святой являет Бога миру, но Бог проявляет себя в мире и истории многообразно.
Реального человека, известного своей активной новгородской и общерусской политикой со своими амбициями и претензиями, и его идеализированный образ, которому даже сам хан Батый, по тексту "Повести о житии", говорит: "Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему". Почитание Невского как заступника Русской земли определило распространение его культа и формирование образа князя-воителя. В XVI веке его статус подтверждается на Поместном соборе, а сама фигура Александра обрастает дополнительными смыслами. Например, тот факт, что Иван IV вел род напрямую от Александра Ярославича, добавлял первому немало "плюсиков", поскольку его далекий предок был "лицом как Иосиф, мудростью как Соломон, храбростью как Веспасиан". А что уж он там с Ордой делал - не так уж и важно.
Канонизация князя Александра Невского
Орден Александра Невского, учрежденный Екатериной II Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной сохранилось 15 редакций. В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника ныне Александро-Невская лавра и повелел перевезти туда останки князя.
Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. Он изготовлен из золота, серебра, алмазов, рубинового стекла и эмали.
Таким образом, Александр сам стал сыном хана.
Тогда же он привел на русскую землю мощный воинский корпус татар во главе с опытным нойоном Неврюем. Так называемая Неврюева рать была выдвинута против княжеского брата Андрея Ярославича, бежавшего после поражения в Швецию. Воевавший с ним брат Ярослав укрепился в Пскове.
Причисление к лику святых новгородского князя вызывает недоумение, если учитывать, с какой жестокостью он подавлял восстания против Золотой Орды в русских княжествах. Тем не менее, православные почитают его святым, а патриарх несколько лет назад объявил его покровителем Сухопутных войск России. Александр, сын новгородского князя Ярослава Всеволодовича, прославился своими победами в двух сражениях — Невской битве и Ледовом побоище.
О последнем в советское время даже был снят фильм. Примечательно, что первые упоминания в русских летописях про эти вооруженные столкновения появились через двести лет. Ряд русских историков подвергали сомнению значение Ледового побоища, дескать, особой угрозы выступление тевтонского ордена не несло, тем не менее, победа двадцатиоднолетнего сына князя до сих пор считает выдающейся среди патриотических историков.
К тому же, вызывает вопросы то, что ни Александр, ни его отец никак не отреагировали на оккупацию монголами всех русских княжеств за несколько лет до этих битв. Почему они не пришли на помощь остальным князьям, а, молча и сложа руки, наблюдали, как захватывается Русская земля? Через пять лет после Ледового побоища умер отец Александра, и тот стал княжить в Великом Новгороде.
И если нападение происходило, Александр Невский отражал его с мастерством великого полководца. За свою жизнь князь не проиграл ни одной битвы, хотя случаи бывали разные. Князя нельзя упрекнуть в чрезмерной осторожности. Об этом свидетельствует блестящая победа в Невской битве. Когда в июле 1240 года шведы во главе со своим ярлом и несколькими епископами вошли в Неву, над Ладогой нависла реальная угроза захвата. Александр Невский узнал о происходящем от старейшин. Он сразу понял, что времени на подготовку к битве нет. Полный сбор ополчения был уже невозможен, поэтому князь со своей дружиной и небольшими отрядами из местных воинов решительно атаковал шведский лагерь.
После победы над западными агрессорами русичи еще больше уверились в том, что их князь — истинный Божий посланник. Ответ Римскому престолу Кроме вооруженных нападений, католическая Европа предпринимала многочисленные попытки католизации Руси путем хитрости и уговоров. Дважды папа Иннокентий IV обращался с посланиями, в которых предлагал князю следовать по пути отца, якобы согласившегося на подчинение Риму. Одновременно осуществлялось папское давление на Александра Невского с целью объединения усилий с тевтонцами для отражения татаро-монгольских нападений. Во втором папском послании говорится о якобы имевшем место согласии князя на присоединение к католической церкви. Папа цитировал Александра Невского следующим образом: «Ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание». Также было упомянуто желание князя возвести католическую церковь в Пскове. Одновременно папа просил принять в качестве своего посланника архиепископа Прусского.
Наконец, в 1251 году в Новгород пожаловало двое католических кардиналов с буллой. В это же время во Владимире брат Александра Невского Андрей венчался с будущей женой. Обряд проводил митрополит Кирилл — приближенный князя Данила Галицкого, которому папа обещал королевскую власть еще в 1246-1247 годах.
Александра Невского с житием. Государственный Исторический музей, Москва.
Конец XVI в. У святого Александра Невского имеется богатая посмертная «биография». С обретением его мощей связывают великую победу в Куликовской битве, одержанную его правнуком, Дмитрием Донским. Благоверный князь неоднократно являлся русским воинам и полководцам в преддверии великих сражений. Его образ многочисленные свидетели видели над Владимиром, когда монголо-татарское иго было сброшено окончательно.
Перед гробницей Александра молился его великий потомок Иоанн Грозный перед тем, как идти войной на Казанское ханство. Кстати, именно взятие им Казани при покровительстве Невского и привело к канонизации Александра в 1547 году. При первом российском императоре, Петре I, почитание Александра Невского возродилось с новой силой. Государь весьма ценил его таланты военачальника и дипломата, не забывая и о благочестии. А императрица Екатерина I учредила орден Святого Николая Невского, которым награждали выдающихся деятелей государства.
Прорубив окно в Европу и основав на Неве новый город, Петр I отдал его под покровительство своего духовного предшественника. Император повелел построить в Санкт-Петербурге монастырь Александро-Невскую Лавру и перенести туда мощи святого. Почитание Александра Невского не прекращалось даже в советское время, однако вспоминали его преимущественно не как святого, а как великого воина и стратега, благодаря которому русские земли обрели целостность и устояли перед захватчиками. В частности, в 1938 году вышла в прокат одна из лучших работ С. Эйзенштейна — художественный фильм «Александр Невский» с Н.
Черкасовым в главной роли. Центральным событием сюжета стало легендарное Ледовое побоище. Патриотический фильм, имевший грандиозный успех, вернули в прокат в первые годы войны. Тогда же был учрежден и советский орден Александра Невского, правда, уже без слова «святой». Позже это слово появилось уже в одноименной награде Российской Федерации.
В наши дни Александр Невский считается покровителем дипломатической службы, морской пехоты и всех сухопутных войск Российской Федерации. Помимо этого, он покровительствует и ряду городов, в том числе Петрозаводску и Санкт-Петербургу. В честь святого князя освящены десятки храмов, названо множество улиц, установлено бесчисленное количество памятников. Икона конца XVI в. Большинством голосов «Именем России» был избран Александр Невский — великий правитель, воин и дипломат, ярый защитник православной веры.
Иконография Самая древняя икона св.
«История — не церковное житие»: в Казани ученые обсудили судьбу Александра Невского
Канонизация в датах. Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце по дороге из Золотой Орды на Русь. Икона Невского Александра, присутствующая в домашнем иконостасе, защитит все семейство от напастей, болезней и происков врагов. Тема: "Канонизация Александра Невского: к 475-летнему юбилею"Лектор: Тимошенкова Зоя Александровна, кандидат исторических наук, доцент Псков ГУНапоминаем: Ст.
«Александр Невский: от рождения до канонизации»
Захарова предсказала ПЦУ канонизацию Бандеры вместо Александра Невского. Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в 1263 г. Причисленный к лику святых, он стал символом победы для народа. Тема: "Канонизация Александра Невского: к 475-летнему юбилею"Лектор: Тимошенкова Зоя Александровна, кандидат исторических наук, доцент Псков ГУНапоминаем: Ст. В 15.00 от Николо-Иоасафовского собора к Троицкой площади верующие пройдут Крестным ходом с нетленными мощами святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Годеновским Крестом и мощами Александра Невского.
Борьба с монголо-татарами
- Почему Александра Невского причислили к святым
- Канонизация князя Александра Невского
- Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь? - Узнай Россию
- Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь?
Почему Александра Невского причислили к лику святых? Примеры кратких ответов
Евгений Одиноков/РИА Новости. Исключение князя Александра Невского из списка святых на Украине — это политический заказ, выполненный «так называемой Православной церковью Украины (ПЦУ)». Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. В 15.00 от Николо-Иоасафовского собора к Троицкой площади верующие пройдут Крестным ходом с нетленными мощами святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Годеновским Крестом и мощами Александра Невского. Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя решение раскольнической ПЦУ исключить причисленного к лику святых в XVI веке Благоверного Князя Александра Невского из церковного календаря, отметила, что это лишь начало. Канонизация и почитание Александра Невского.
Исторический экскурс «Александр Невский: только факты»
Князь распространял христианские проповеди на север и на восток, способствовал приобщению поморов к христианству и создал православную епархию в Золотой Орде. Князь вёл переговоры с с папским престолом и отверг чужую веру. По дороге из Золотой Орды, князь заболел смертельно и приняв монашество, скончался, став схимником. Донесли его тело до Владимира, собрался народ в Боголюбове.
Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Александр Невский в Орде.
Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Усыпение Александра Невского Слайд 13 Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Нестеров Слайд 14 Канонизация Александра Невского Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно.
Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества». В 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну».
Он же самъ, акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита. И приять же я ужасть, и едва отступиша от ракы его». Примечательно, что первоиерарх не стал держать произошедшее втайне, сообщив о случившемся пастве: «Се же бысть слышано всемъ от господина митрополита и от иконома его Савастияна» Житие, 1995, 195. Кстати, цитированное выше Житие само по себе также является важным подтверждением мысли о подготовке будущего прославления князя, ведь первая редакция этого памятника была составлена спустя небольшое время после кончины князя.
По этому поводу были высказаны три основные точки зрения: В. Кучкин датировал создание памятника периодом начиная с первых лет по кончине Александра [Кучкин, 1990, 36-39], Ю. Бегунов предполагал, что это произошло в 1280-х гг. Янин определил возможный диапазон более широко — второй половиной XIII в. Как бы то ни было, Житие было составлено спустя небольшой промежуток времени по кончине его главного героя, и появление текста само по себе весьма показательно, ведь, как справедливо замечал Е. Голубин-ский, «для празднования памяти святого нужна была служба ему, а равно требовалось, чтобы написано было существовало и его житие» [Голубинский, 1998, 41].
Недавно была сделана крайне слабо аргументированная попытка поставить под сомнение датировку создания Жития, и она не заслуживала бы внимания, если бы свои страницы для автора, столь топорно ее обосновывавшего, не предоставил ведущий исторический журнал. Сомневающийся выдвинул идею, что Житие было составлено после битвы на Куликовом поле 1380 и тогда же оно было включено в Лав-рентьевскую летопись, которая, как он справедливо считает, была создана «как раз в эти годы». Вне рассмотрения скептика остался, к сожалению, один существенный нюанс: «мних» Лаврентий и правда окончил работу «как раз в эти годы», но не после Мамаева побоища, а до него — в 1377 г. Вернемся, впрочем, «на прежнее» и, подводя некоторые промежуточные итоги, подчеркнем, что ни выбор места для похорон Ярославича, ни другие рассмотренные 4 Разбор данной статьи см. Более того, культ Успения Богородицы и в последующие века по-прежнему оставался на очень высоком уровне, и не случайно, что даже в конце XV в. С другой стороны, организация церемонии прощания с привлечением большого количества иерархов, а также составление Жития вскоре после смерти князя, в котором что важно!
Однако и митр. Кирилл, и все остальные прекрасно понимали, что это был очень длительный процесс, и для его завершения было необходимо соблюсти ряд условий, и из них наиболее важными были чудеса [Голубинский, 1998, 40-42]. Акту прославления на уровне всей Русской Церкви а в ту эпоху это оставалось событием исключительным должно было предшествовать местное почитание. В классической работе Е. Голубинского имеется определение ступеней канонизации, которое в настоящее время может считаться хрестоматийным: «В отношении к обширности территории чествования причитавшиеся к лику святых подвижники разделялись на три класса: на местных в теснейшем смысле слова, на местных в обширнейшем смысле слова и на общих или общецерковных, т. Относительно князя Александра все три этапа, о которых писал Е.
Голубинский, прослеживаются довольно четко. Местным святым «в теснейшем смысле слова» его почитали сразу после погребения. Этому способствовало то, что имя князя еще при жизни стало легендарным, ведь он проявил себя и как полководец, и как дипломат, и как выдающаяся государственная личность, которая и после «смерти привлекала внимание потомков, рождая в их сердцах возвышенные чувства» [Хорошев, 1986, 79]. Этому еще больше способствовало составление Жития, содержащее рассказ о доблести князя военные победы , его добродетельной жизни и посмертном чуде с грамотой. Тем не менее, останки князя в продолжении долгого времени оставались под спудом. Новый этап почитания связан с Куликовской битвой — сражением, победа в котором стала следствием небывалого единения и небывалого напряжения всех сил Руси.
Исход противостояния с Мамаем изначально был, конечно, не ясен, а его благоприятный результат виделся современникам результатом не только их собственных усилий, но и помощи высших сил, среди которых определенное значение имело и заступничество князя Александра Невского. В Житие вошло сообщение, описавшее связанное с этим чудо. Незадолго до Куликовской битвы пономарь Рождественского собора, в котором покоилось тело князя Александра, уснул на паперти церкви. Внезапно он проснулся и увидел с изумлением, что в соборе сами собой загораются свечи, а из алтаря выходят два старца — святые Борис и Глеб. Они подошли к погребению князя Александра и стали обращаться к нему с призывами поспешить на помощь «сроднику» — великому князю Дмитрию. Тогда-то и было решено вскрыть гробницу.
Извлеченные из-под спуда мощи были обнаружены в нетленном состоянии, митр. Киприан в марте 1381 г. К открытым мощам стали стекаться верующие, у них стали происходить все новые и новые чудеса, связанные прежде всего с исцелениями больных [Мансикка, 1913, 27]. То есть, применяя предложенную Е. Голубинским терминологию, можно сказать, что произошла местная канонизация «в обширнейшем смысле слова». В 1491 г.
Пострадали и останки князя Александра Невского: «Згоре град Володимерь весь и с посады, и церковь Пречистые Рожество в монастрые внтури града выгоре, и тело курсив наш. Остановимся на этом сообщении чуть подробнее. Как можно было убедиться, в нем упомянуто «тело» князя. На этот нюанс обратил внимание А. Ученый подчеркнул, что в данном случае речь идет не о мощах обретения которых в XIV в. Представляется, что в данном случае необходимо сделать одно уточнение, основанное на выводах общего характера, ранее приведенных Е.
Согласно его данным, под словом «мощи» в XV в. Причем и в первом, и во втором случаях речь могла идти о святыне, т. Среди приведенных историком доказательств наиболее характерным выглядит следующая летописная цитата 1472 г. Таким образом, упоминание сгоревшего «тела» князя Александра Невского могло означать, что останки князя находились до пожара в состоянии удовлетворительной сохранности. Во всяком случае, это точно не противоречит его тогдашнему статусу местночтимого святого. Еще один момент, о котором хотелось бы сказать, связан со способом погребения князя в 1263 г.
Сиренов привел важный аргумент в пользу второго варианта изначального выбора последнего пристанища для останков князя: в XVI в. Тем менее, представляется, что и в этом случае требуются некоторые уточнения. Во-первых, сам А. Сиренов справедливо указывал на то, что преемственность заложенной похоронами князя Александра традиции прослеживается в похоронах его младшего сына — Даниила Московского [Sirenov, 2016, 101], местом упокоения которого, возможно, также стал монастырь. Как именно был погребен этот князь, точной информации нет, но если доверять сообщению о его похоронах непосредственно в обители, то следует обратить внимание на то, что это было захоронение в прямом смысле слова: «Конечьного ради смирения не изволив въ церкви положенъ быти, но на монастыри, идеже и прочую братию погребаху» ПСРЛ-21, 1908, 298 , то есть речь идет о братском кладбище. Во-вторых, имеется информация и еще об одном вероятном месте упокоения князя Даниила — Архангельском соборе: «Положенъ быть въ церкви святого Михаила на Москвь» Приселков, 1950, 351, прим.
Вероятность обеих версий далеко не полная [Кучкин, 1995, 102], но совершенно ясно, что для князей Московского Дома характерной стала традиция, если можно так выразиться, «подземного захоронения», поскольку погребения и Успенского собора место упокоения Юрия Даниловича , и Архангельского Иван Калита и далее проводились под уровнем пола [Панова, 2002, 7, 9]. Наконец, наличие трех безымянных саркофагов в Рождественском соборе XVI в.
Для Петра Великого святой Александр Невский — великий предшественник в деле борьбы со шведами. В этой связи становится вполне понятно и почему царь-реформатор, основав новую столицу на северо-восточной окраине своего государства, выбрал в качестве покровителя города именно святого Александра Невского. Петр I основал монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года он лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского».
6 декабря - день празднования благоверного князя Александра Невского
Эксперт отметил, что этот выбор по-разному оценивался в историографии. Если подавляющее большинство отечественных историков выносили Александру Невскому «оправдательный вердикт», то британский исследователь Джон Феннел назвал князя национальным предателем, поскольку Александр Ярославич занял позицию коллаборанта по отношению к Золотой Орде и сорвал планы антитатарского восстания, вынашивавшиеся его братом Андреем и Галицко-Волынским князем Даниилом. Некоторые основания для столь критических оценок, конечно, есть, и даже намеки на них содержатся в летописи. Однако, высказывая оценки деяний того или иного исторического героя, историк должен уважать мнение его современников. А они восприняли смерть Александра Ярославича с великой скорбью. Очевидно, они считали его политику в тех катастрофических обстоятельствах единственно возможной», — пояснил Андрей Кореневский. Когда 14 ноября 1263 года князь скончался, на его отпевании митрополит Киевский всея Руси Кирилл сказал: «Зашло солнце земли суздальской», и, как следует из летописи, ответом ему был общий стон, плач и слова «Уже погибаем». Сохранил жизни Александра Невского обвиняли еще и в том, что он заставил Новгород платить дань Орде, а также частично способствовал окончательному установлению ордынского ига.
Но при этом политика Александра Ярославича воспринималась как более реалистичная по сравнению с политикой его брата, чью идею восстания против татар считали безрассудной и даже убийственной. Счет жертв шел на десятки, если не сотни тысяч. После взятия каждого города монголы осуществляли так называемую облаву, охоту за людьми и грабеж примерно в радиусе 100 верст 106, 68 км вокруг города. Археологические данные показывают, что даже на тех территориях, до которых монголы не дошли, в частности в Смоленской земле, в культурном слое конца 30-х годов, обнаруживают огромное число заброшенных сельских поселений. Огромная волна беженцев, которым удалось спастись от смерти, двигалась на запад по свидетельству английского хрониста Матвея Парижского, она докатилась до Саксонии , и эти люди, покинувшие свои города и села, бросившие свои дома, передавали рассказы об ужасах, творимых монголами», — отметил историк.
Таким образом, канонизация имела в первую очередь политический характер, а затем религиозный. Настоящий пример для подражания в современных реалиях. Сегодня мы имеем порядка 20-ти памятников в честь Александра Невского, Ледового побоища и Невской битвы на территории России, Белоруссии и Украины. Эти территории подпадают под юрисдикцию РПЦ.
Отсюда снимают абсолютно дурацкие фильмы, типа "Викинг", где четко показано, что до христианства Русь жила в грязи, а после - все стали мыться в речке и солнце всех озарило.
Общерусская канонизация Александра Невского произошла в 1547 г. В связи с этим событием было составлено новое житие князя, церковная служба и начал складываться его иконографический образ в виде монаха-схимника. Александр Невский стал символом борьбы императора Петра I за северо-западные земли и одним из покровителей Санкт-Петербурга. В 1723 г.
В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника сохранились уникальные экспонаты, связанные с погребением князя.
Дети смогли узнать что-то новое о таких известных исторических личностях как Дмитрий Донской, Даниил Московский, Александр Невский и др. Для многих было открытием узнать почему эти святые были канонизированы церковью.