Ниже вы найдете правильный ответ на Сосуд для горящих углей; жаровня 9 букв, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда, продолжайте навигацию и воспользуйтесь нашей функцией поиска. Металлический сосуд на ножках для раскаленных углей или спирта, замещавший печку; жаровня. Стартер для быстрого розжига углей MANKO металл 1.5 мм. Металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении. Металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан.
Сосуд для горячего древесного угля.
В этом видео расскажу об очень классном девайсе, который придётся по нраву всем любителям мангалов и шашлыков. Речь пойдет о чаше для роозжига угля. Раскаленные угли. Раскаленные угли.
Словарь музейных вещей
устар. металлический сосуд на ножках для раскалённых углей или спирта, замещавший печку; жаровня Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Мы нашли 1 решения для ящик, полный раскалённых углей., которые вы можете использовать для решения своего кроссворда. Для розжига лучше использовать горячие угли, но можно и лучины, шишки или древесные щепы.
Как пишется конфорка для плиты
Конфорка ожила трепещущим голубым пламенем, отбросившим слабые тени на стене. Три повести, Андрей Кокоулин Она недоуменно посмотрела на плиту, потом на свои руки — все было на месте, как обычно, только конфорка не зажигалась. Дороги любви, Лиля Подгайская, 2020г. Вираж судьбы, Юлия Знаменская, 2020г. Семьдесят шестое море Павла и Маши П. Четыре миллиона сборник , О. Генри, 1906г.
Она прикрыла золой жар в очаге, поставила на конфорку кастрюлю с остатками супа, чтобы дед, возвратившись в седьмом часу утра, поел горячего. Жерминаль, Эмиль Золя, 1885г. Она смотрит на хозяйку — та гремит чугунными конфорками и ожесточенно, с маху, по-мужски набивает дровами топку. Свет в августе, Уильям Фолкнер, 1932г. На грани катастрофы сборник , Артур Хейли, 1968, 1958г. В открытом море, Пенелопа Фицджеральд, 1979г.
Мать никогда ими не пользовалась и обходилась малой варочной конфоркой посредине, которая накрывалась чугунным кружком. Свободное падение, Уильям Голдинг, 1959г. В доме звякнули конфоркой на плите, послышался детский плач. Гроздья гнева, Джон Стейнбек, 1939г. На другую конфорку я поставил кастрюльку Таинственное послание, Неустановленный автор Белеет парус одинокий, Валентин Катаев, 1936г. На войне как на войне, Виктор Курочкин, 1961, 1965, 1968г.
Почему, насчет конфорки все убедительно, — не согласилась Стелла. Грандиозное приключение, Берил Бейнбридж, 1989г. Попытка реанимировать отсыревшие спички и поджечь конфорку успехом не увенчалась. Мальчишка резал сладкие перцы и помидоры для омлетов и подогревал на свободной конфорке большую кастрюлю с кленовым сиропом. Последняя ночь у Извилистой реки, Джон Ирвинг, 2010г.
Форма церковного атрибута достаточно сложная: вверху восьмигранное, круглое в нижней части, с низкой ножкой, гладким квадратным основанием, оно приподнято на ножках-шарах. Тулово — основная часть кадила — богато декорировано чеканными и резными узорами: по граням разделано чередующимся орнаментом круглых розеток и ромбов с растительным орнаментом по сторонам. Крышку кадила украшают фигурные прорези в виде цветочного и геометрического орнамента.
Навершие представляет из себя четырехконечный крест.
Наводнение, посланное на землю - по библейскому преданию - в наказание за грехи людей и приведшее к гибели человечества. Сильный разлив воды; наводнение. УТОК м. Поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными, составляющими основу.
КНЕЛИ мн. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша, напоминающее фрикадельки. Ограниченное скопление крови в тканях, образующееся при кровоизлиянии. КУКАН м. Бечева, на которую нанизывают пойманную рыбу у рыболовов.
Кто его открывает, тот всё понимает.
Вкус фруктовый обожаю. Они разные бывают: С вишней и с клубникой, С персиком, черникой...
предложение со словом конфорка
Кузнец, нагревающий металлическую деталь в горящем угле | Кадило — это специальный металлический сосуд на цепочке, чаша, в которой на раскаленных углях лежит ладан. |
Металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан 6 букв | Сосуд для горящих углей; жаровня. |
Сосуд для горящих углей, заменяющий печку
Черный уголь в костре, крупный план горячий угольный огонь на квадратной плате. Детализируйте работаться металла работая на кузнице кузнеца. Впадина, размытая водой. Современная хамовница. Металлический сосуд на ножках для раскаленных углей. металлический сосуд для раскаленных углей, жаровня.
Сосуд для горящих углей, заменяющий печку
Есть версия, что кадило также означает утробу Богородицы, а горящие угли — Иисуса Христа. Во время службы священник раскачивает кадило, распространяя благовония. Такое сжигание ладана называется каждение. Оно бывает полным когда священнослужитель обходит весь храм или малым когда кадят алтарь и иконостас. В общехристианской традиции кадило появилось не ранее IV века.
Грамотно и удобно разработанный интерфейс тестов позволяет отлично подготовится и успешно сдать экзамены. Птичка синичка села на ветку, ветка упала птичка пропала. Частная охрана ЧОП.
Часть словарных статей посвящена современному состоянию православной церкви в России. Также в словаре рассказывается о главных православных святынях, приведены тексты важнейших молитв. Словарь церковных терминов кадило металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. О словаре Словарь церковных терминов представляет собой интернет-издание, второе по счету, одноименной книги. В словарных статьях рассказывается о таинстве Русской православной церкви, об особенностях и порядке церковного служения, об элементах одежды священнослужителей. Термины даны в их современном виде с указанием, если таковое имелось, прежнего значения. Имеются перекрестные ссылки, облегчающие поиск нужного термина. Словарные статьи написаны простым языком, рассчитаны на читателя, только-только начинающего знакомиться с православием. Православная энциклопедия кадило подвешенный на цепочках металлический сосуд, в котором на углях плавится воскуряется ладан. Каждение обычно совершает дьякон в особо торжественных моментах богослужений. О словаре Православная энциклопедия — специализированный справочник, подготовленный церковно-научным центром «Православная энциклопедия». Энциклопедия издается с 2000 года и по настоящее время. В издании рассказывается об истории христианской церкви и православии как религиозном учении, даются основные сведения о других христианских церквях, религиях, не входящих в христианство. Также в словарь вошли статьи о науке, философии, искусстве и политике в контексте явлений, связанных с православным христианством. Энциклопедия будет полезна как уже имеющим знания о православии, так и тем, кто только знакомится с этим течением. В нем курится ладан; во время богослужения священник слегка раскачивает кадило, чтобы появлялся ароматный дым. О словаре Вестминстерский словарь теологических терминов, впервые переведенный на русский язык в 2004 году, содержит более 5,5 тысяч словарных статей, посвященных таким дисциплинам, как история церкви, христианская этика, философия, социальные учения, христианское церковное богослужение, феминистская теология, либеральная теология и другие. В словаре представлены важнейшие направления учения о боге, рассказано о практике богослужения и толковании библейских текстов, дано представление о новейших конфессиях, не относящихся к христианскому учению сайентология. Словарь будет интересен всем увлекающимся изучением христианской религии и верующим.
Ему 60 лет, он женат, у него двое сыновей. Сейчас он является руководителем общества ветеранов СВО: помогает ребятам жить мирной жизнью, защищает их права, участвует с ними в различных мероприятиях. Замечательный человек, друг, наставник». Такое сообщение пришло на мою почту в начале апреля. С 1982 года Карзанов служил в силовых структурах. Будучи пограничником, принял участие в первой чеченской войне. Служил в налоговой полиции и в управлении по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области. В 2009 году Владимир Петрович ушёл на пенсию с должности заместителя начальника управления. В марте 2022 года, почти сразу после начала специальной военной операции, написал рапорт о восстановлении на службе на имя министра обороны РФ. Получил отказ по возрасту — тогда ему было 58 лет. Но так как под Ростовом формировались добровольческие отряды «Барс», Владимир Петрович решил, что пойдёт туда. На грани жизни — Я родился на Украине. Мы жили там до 1975 года. Двоюродные братья, сёстры, родственники остались там. Сейчас они боятся общаться с нами, всё контролируется с той стороны… Поэтому и пошёл на СВО — внести свой вклад в изменение Украины, чтобы она стала нормальной страной, где люди смогут спокойно жить. В апреле 2022 года в Мариуполе и Запорожье люди очень тепло к нам отнеслись. А когда начались вынужденные отходы, возвраты территорий в рамках мирного соглашения, эти люди попали под пресс со стороны Украины. Они просто старались не общаться и не говорить лишнего… Я был командиром штурмового отряда «Барс-8», который стоит на «передке». У меня было 400 ребят-добровольцев, среди которых были и 19-летние парнишки, и 59-летние бойцы. Это и рядовые, и сержанты, и офицеры… Часто офицеры соглашались идти на рядовые должности, да и я не планировал стать командиром. Предложили, выхода не было… По словам Владимира Петровича, количество применяемого сейчас вооружения сравнимо с Великой Отечественной войной. Только оно стало страшнее и разнообразнее. Под его управлением было много ребят, которые морально не выдерживали, ломались. Говорит, бывало, смотришь на человека, а у него руки трясутся. В таких ситуациях главное, чтобы рядом с растерявшимся воином находился сильный духом боевой товарищ, который сможет поддержать морально.
Сосуд для горячих углей
металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. емкость для горячего древесного угля (см. емкость 7 букв). устар. металлический сосуд на ножках для раскалённых углей или спирта, замещавший печку; жаровня Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Как пишется слово жаровня
Свою самоварную фабрику он открыл в 1885 году, на углу улиц Протопоповской и Логачевской ныне Плеханова и Степанова. Фабрика Капырзина была небольшой, в 1890 году здесь работали около двадцати человек и выпускали около ста видов самоваров. Среди них — разнообразные вазы «рококо», «ренессанс», самовары варительные, разборные дорожные , магазинные и других типов. Выпускали рукомойники, кофейники, резервуары для воды. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, белого металла, мельхиора, серебра, иногда золотили.
Ручки и самоварные шишки хватки на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати, царских особ — из слоновой кости. На фабрике были устроены токарный, чистильный цех, лудильное отделение, сарай с соломой, чтобы укладывать самовары в ящики для транспортировки и продажи. В начале XX века почти на каждой фабрике происходили волнения рабочих. Из-за этого в 1903—1905 годах фабрика понесла большие убытки, но в 1907 году самоварному королю Капырзину удалось поднять оборот фабрики до 60 тысяч рублей в год.
Вершиной карьеры Капырзина стало избрание его в 1909 году членом Городской думы. К 1912 году фабрика представляла собой хорошо оснащённое производство. На ней работало 98 человек и выпускалось 60 тысяч самоваров в год. У Капырзина было четыре сына и четыре дочери.
Сыновья Павел, Иван, Сергей и Николай очень рано стали помогать отцу. В 1913 году, после смерти Ивана Фёдоровича, фабрика перешла к ним. Наследники решили не дробить производство и заключили союз. Так появилось товарищество «Самоварная фабрика наследников И.
Капырзина», во главе которой стояли старшие сыновья Павел Иванович и Иван Иванович. После смерти отца семейства на голову потомков посыпались несчастья. Тело его привезли в Тулу и захоронили на Дмитровском кладбище в Чулкове. Сохранилось надгробие с эпитафией: «Родился, учился, а жить не пришлось».
А в 1917 году был арестован и расстрелян 34-летний Иван Капырзин. В годы войны фабрика выпускала военное оборудование: проволоку, лопаты, противогазы и коробки к ним, другое снаряжение. А с 1917 года фабрика становится Торговым домом под названием «Товарищество фабрики наследников И. Капырзина и Ко в Туле».
Ещё через четыре года фабрику национализировали и по постановлению общего собрания рабочих дали ей название «Первая самоварная фабрика имени В. Ленина», 13 января 1923 года газета «Коммунар» писала: «На днях самоварная фабрика им. По тем временам для фабрики это была огромная честь. Портрет Владимира Ильича изготовлял один из лучших тульских гравёров.
Тогда производством чудо-самовара заинтересовались за рубежом. Тулу посетил представитель германских торговых кругов, занявшийся вопросом экспорта самоваров в Германию. В 1870 году он открыл небольшую самоварную фабрику. В 1874 году фабрика стала паровой, через пять лет на фабрике уже были два паровых двигателя, в 24 и 36 лошадиных сил.
Основной продукт фабрики — самоварные детали, запчасти.
Затем его нужно натереть чистой сухой тканью. Первую закипевшую воду надо слить, поскольку она не будет чистой. Использовать для заваривания чая можно вторую и последующие порции. Подготовить топливо.
Для розжига лучше использовать горячие угли, но можно и лучины, шишки или древесные щепы. Труба топливом наполняется до середины. Вверху трубы располагается конфорка, которая ставится на крышку или заварной чайничек. У каждого изделия предусмотрены ручки по бокам и краник в нижней части тулова. Иногда необходимо использовать сапог.
После того, как в топливо в трубе разогреется, она начнет нагревать воду. Зачем нужен сапог — спросите вы. Иногда вода очень быстро закипает или греется медленно. Для быстрого нагрева воды можно применить сапог. Он служит в качестве нагнетателя воздуха.
Необходим для быстрого возгорания топлива, даже влажные щепы высыхают и быстро горят, если сапог надеть на отверстие трубы. Позднесоветская эпоха В позднесоветсвую эпоху самовары стали менее востребованы, поскольку был создан удобный электрочайник. После окончания Великой Отечественной Войны советская фабрика «Штамп» стала единственным предприятием, выпускающим металлические сосуды в Туле. А в 1956 году фабрика начала выпускать электрические самовары, выместившие угольные. Бытует мнение, что электрические модели загубили самобытность жаровых изделий, и теперь они стали обычными кипятильниками.
На закате 20-го столетия самовары прекратили производить. Интересные факты Мало кто знает, что самовары раньше начищали кирпичом для блеска. Протирали сухой тряпкой, но натирают кирпичом. Раньше для чистки использовали абразивные материалы — мелкий мокрый песок или золу, даже терли кирпичи. На чистку уходит немало времени, поэтому занимались этим в основном в предпраздничные дни.
Раньше цена изделий зависела от веса и материала изготовления. Первый металл, из которого они создавались — медь. Но медные сосуды быстро портились после чистки. Поэтому мастера начали изготавливать их из латуни, мельхиора и томпака. Сегодня объект популярен в искусстве.
Утварь притягивает современных ценителей антикваривата.
Часть футбольного, хоккейного и т. Штрафная часть, штрафная рота. ИГРЕК - 1. Название буквы латинского алфавита. Неизвестная величина, обозначаемая такой буквой в математике. Список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.
Систематизированный перечень объектов изучения какой-л. БАКЕН - Разновидность буя - сигнальный знак, укрепленный на якоре обычно на реках и озерах , для указания фарватера, обозначения мелей, подводных камней и т. То же, что: бакенбарда. КОШКА - 1. Домашнее животное, ловящее мышей и крыс. Мех, шкурка такого животного. Изделия из меха, шкурки такого животного.
Якорь с несколькими лапами. Название особых крюков, скребков и т. КОШКА - местн. Песчаная или каменистая отмель, коса. АНЧАР - Высокое тропическое дерево или кустарник семейства тутовых, один из видов которого - упас дерево - содержит ядовитый млечный сок. РЕЛЕ ср. Элемент автоматического устройства, замыкающий и размыкающий электрические цепи при определенных условиях, на которые он должен реагировать.
Ваше хобби? С детства люблю читать книги, остальное — времяпровождение. Мой идеальный день — это… Когда ты, встав утром, видишь, что сегодня прекрасный день, ощущаешь, что у тебя хватит сил на всё.
А вечером понимаешь, что ты успешно смог выполнить всё задуманное и помочь конкретному человеку. Кем вы восхищались в детстве? Опишите свой характер пятью словами.
Уверенность, принципиальность, ответственность, настойчивость и оптимизм. Какие три книги вы бы посоветовали прочитать каждому человеку? Давать совет в отношении книг — неблагодарное дело, на каждом жизненном этапе разные книги.
Но одну порекомендовал бы — Джордж Оруэлл «1984». Выбирая из всех в мире, кого бы вы пригласили в гости на обед? Обед раздели с другом, поэтому нет смысла выбирать из всех в мире.
Что даёт вам энергию двигаться дальше, когда ваши силы на исходе? Если я не сделаю это сам и сейчас, то потом может быть поздно и не нужно. Если бы вы имели возможность встретиться с собой маленьким, что бы вы себе сказали?
Как сказал классик, верной дорогой идёшь, товарищ. Ваш жизненный девиз? Каждый прожитый день и каждый поступок должны стать той самой песчинкой прочного фундамента нашего будущего.
На самом деле народ неполный без каждого из нас, без каждого из вас, наши дорогие читатели. Мы хотим рассказать о людях, которые с любовью делают своё дело, честно живут и тем самым делают лучше этот мир, наш город, нашу жизнь. Если вы хотите рассказать о таком человеке, предложить нам своего народного героя — присылайте заявку на почту elenaivanova.
Ждём героев! Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене».
Весельчак заводила в компании 7 букв
Конфорка 4) Металлический сосуд на ножках, в который кладут раскаленные угли или наливают спирт для разогревания или варения чего-либо; жаровня. Ответ на вопрос сканворда сосуд для горячего древесного угля, а так же железная печка, нагреваемая углем, слово из 7 букв. В 17-18-м веках металлический обогреватель для горячих углей был обычным решением для тех, кто мог себе это позволить.
Емкость для горячего древесного угля - слово из 7 букв
Как называется специальный... | Quizzland Ответы на вопросы | 1. Металлический обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него котелок с едой. |
Стальной сосуд | Скачай это бесплатное Фото на тему Кузнец, нагревающий металлическую деталь в горящем угле и открой для себя более 1 миллионов профессиональных стоковых фото на Freepik. |
«Совок для угля»: объявления в Новосибирске | В этом видео расскажу об очень классном девайсе, который придётся по нраву всем любителям мангалов и шашлыков. Речь пойдет о чаше для роозжига угля. |
Емкость для горячего древесного угля - слово из 7 букв
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 20776 | Конфорка 4) Металлический сосуд на ножках, в который кладут раскаленные угли или наливают спирт для разогревания или варения чего-либо; жаровня. |
Весельчак заводила в компании 7 букв | — Устройство голландской жаровни — Классическая жаровня dutch oven состоит из двух частей: Верхняя часть: крышка с бортиком и углублениями для раскаленных углей. |
«У меня было полторы минуты, чтобы остаться в живых» | Металлическая коробка с углями для приготовления пищи. |
Сосуд для горящих углей; жаровня
Переносные грелки и печи с горячими углями. В более ранних вариантах в грелках для ног использовали горячие угли. Голландцы использовали печи для ног в 1600-х годах.
Многие словарные статьи иллюстрированы, имеются диаграммы, таблицы. Часть статей, имеющихся в словаре Вихлянцева, но не относящихся напрямую к Библии, из настоящего словаря исключена. Словарь будет полезен всем интересующимся Библией. Православный энциклопедический словарь кадило металлический сосуд на цепочках, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола, дающая при сгорании благовонный дым. О словаре Православный энциклопедический словарь представляет собой справочник, посвященный православной вере и русской духовой жизни. В словарь включено толкование самых широко известных православных символов и обрядов, рассказано об истории и приведен список важнейших православных праздников, описания жизни самых известных святых, церковных деятелей и глав Русской православной церкви.
Часть словарных статей посвящена современному состоянию православной церкви в России. Также в словаре рассказывается о главных православных святынях, приведены тексты важнейших молитв. Словарь церковных терминов кадило металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. О словаре Словарь церковных терминов представляет собой интернет-издание, второе по счету, одноименной книги. В словарных статьях рассказывается о таинстве Русской православной церкви, об особенностях и порядке церковного служения, об элементах одежды священнослужителей. Термины даны в их современном виде с указанием, если таковое имелось, прежнего значения. Имеются перекрестные ссылки, облегчающие поиск нужного термина.
Словарные статьи написаны простым языком, рассчитаны на читателя, только-только начинающего знакомиться с православием. Православная энциклопедия кадило подвешенный на цепочках металлический сосуд, в котором на углях плавится воскуряется ладан. Каждение обычно совершает дьякон в особо торжественных моментах богослужений. О словаре Православная энциклопедия — специализированный справочник, подготовленный церковно-научным центром «Православная энциклопедия». Энциклопедия издается с 2000 года и по настоящее время. В издании рассказывается об истории христианской церкви и православии как религиозном учении, даются основные сведения о других христианских церквях, религиях, не входящих в христианство.
Кроме того, с его помощью можно сжигать садовый мусор и собирать золу для удобрения растений.
При его использовании необходимо строго соблюдать правила разведения костров. Название очага-жаровни «Неандерталь» — отсыл к образу жизни первобытных людей, не представлявших свое существование без огня и костровых ям. Костровая яма выполняла две основные задачи: не позволяла огню бесконтрольно распространяться и сохраняла жар углей для приготовления горячей пищи. В очаге-жаровне «Неандерталь» сохранились эти две ключевые особенности. Разведение костра всегда сопряжено с определённой опасностью возникновения пожара, а использование очага-жаровни позволяет уменьшить этот риск. Не нужно окапывать костер или искать камни, чтобы его обложить. Ограждение очага-жаровни по внешнему виду напоминает контуры природных камней.
Эта теплота знаменует благодать Духа Святого, излившуюся на Церковь после вознесения Христа на небо и изливающуюся теперь постоянно, а также теплоту веры самого церковного народа, который соединяется со Христом через Причастие так же нераздельно, как теплая вода с Кровью Христовой в чаше. В последнем обстоятельстве тоже проявляется действие Святого Духа, так как вера — это Его дар. Дух Святой является и именуется в молитве Царем Небесным. По этой причине рукоять церковного ковшика делается в виде царской короны с крестиком в середине. По окружности ковшика часто идет надпись «Теплота веры исполнь Духа Святаго». Это те слова, которыми сопровождает священник вливание теплоты в чашу.
Ковшик употребляется далее для омовения чаши после потребления Святых Даров по окончании Литургии. В ковшик вливается вода и вино и из него выливается в чашу для омовения ее от остатков Крови Христовой и частиц Тела Его. Все случаи употребления ковшика обнаруживают его символическое значение как сосуда благодати Духа Святого, производящего различные благодатные действия. Для отирания чаши после ее омовения используется губа губка , которая называется в книгах истиральная губа в отличие от антиминсной губы. Антиминсная губа служит для ссыпания в чашу частиц Христова Тела с тарелочки, на которой часть его разрезалась на мелкие частицы для причащения мирян. После причащения мирян антиминсной губой счищают с дискоса в чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала богослужения.
Эта губа оставляется в антиминсе и постоянно находится в нем. Истиральная губа находится на жертвеннике и после стирания чаши оставляется на нем. Губа изображает собою губку, которую, напитав уксусом, поднесли на трости к устам Распятого на Кресте Спасителя. В настоящее время вместо истиральной губы чаще стали употребляться платки из красной материи. Губки и платки, которыми отираются священные сосуды и уста причастившихся священнослужителей и мирян, отображают собою вообще особые действия благодати Божией, предохраняющие людей от невольного осквернения святынь по немощи человеческой природы. Этими действиями от присутствия Божественного как бы совершенно освобождается то, что может подвергнуться осквернению.
Ибо внешние предметы и люди, хотя и благословенные Богом для отображения Божественных и небесных вещей и для величайших священнодействий, все же остаются внешними, земными. Дискос и потир после совершения проскомидии и поставления на дискос развернутой крестообразно звездицы покрываются последовательно сначала малыми покровцами, каждый сосуд в отдельности, а затем оба вместе покрываются общим покровом. Эти покровы имеют в богослужебных книгах и общее название — покров, воздух, и отдельные наименования: для малых — покровец малый покров, малый воздух , для большого — большой воздух большой покров. В молитве на освящение воздухов читается: «Господи Боже Вседержителю, одеяйся светом, яко ризою, облагаяй небо облаки и покрываяй водами превыспренняя Своя... Молитва содержит в себе ясное представление о таинственных одеяниях непостижимого Божественного величия, о Божественном Свете, который, подобно ризе, облекает Божество, и о том, что отображением этих риз Божественной славы в вещественном мире являются облака и воды, которые над твердью видимого мира Быт. На проскомидии при покровении дискоса первым малым покровцем читаются стихи из псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася...
При покровении чаши произносится: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля». При покровении сосудов общим воздухом священник молится: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата... Символически этими действиями, по толкованию святых отцов, изображаются обстоятельства Рождества Христова, когда Богомладенец повивался пеленами, и покровы означают в этом смысле именно младенческие пелены Спасителя. Но молитвы, сопровождающие эти действия, говорят о небесных одеяниях Христа Вседержителя как Царя Славы и содержат прошение покрыть людей покровом невещественных крыл Божией защиты и милосердия, ибо сама плоть человеческая, которую в Рождестве Своем принял на Себя Сын Божий, явилась одеждой Его великолепия и царственной силы, так как через нее совершилось искупление мира. В связи с этим и младенческие пелены Бога, благоволившего прийти в мир во плоти, суть сами в себе одежды неизреченной славы Божией, открывающейся в высоте Его смирения и унижения. При переносе сосудов с жертвенника на престол на великом входе за Литургией изображается шествие Христа на вольную казнь, смерть Его и погребение тела Спасителя во гробе.
В это время покровец на дискосе означает сударь, которым повязали главу Христа при положении во гроб, покровец над потиром означает плащаницу, обвившую тело Его. Когда сосуды ставятся на престол, малые покровцы снимаются с них, и они покрываются одним общим воздухом, который в данном случае означает прежде всего плащаницу, принесенную Иосифом, в которую обернули тело Спасителя, и все вообще погребальные пелены, а также камень, приваленный к дверям гроба. Это побуждало иногда в старину помещать на большом воздухе образ положения Христа во гроб. Однако это не содержит в себе всех значений воздуха, поэтому теперь, как правило, на большом воздухе нет этого изображения. При пении Символа веры открывается завеса царских врат и большой воздух снимается с сосудов. Священник, читая сам Символ веры , неспешно колеблет этим воздухом над дискосом и чашей.
Эти действия знаменуют собою Воскресение Христово, когда Ангел отвалил камень от дверей гроба и произошло землетрясение, изображаемое колебанием воздуха. В то же время это колебание при чтении и пении Символа веры означает веяние, то есть участие и наитие благодатной силы Духа Святого и всех Ангельских Небесных сил в тайнах Домостроительства Божия о спасении мира, в деле распространения веры в Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа. После этого большой воздух складывается и сосуды остаются открытыми до причащения священнослужителей включительно. При выносе чаши для причащения мирян она покрывается малым покровцем, который снимается перед самым причащением, означая тем самым, что смерть и Воскресение Христа всем людям открыли возможность общения с Богом в наследие Царства Небесного. При переносе чаши с престола на жертвенник, который изображает Вознесение Христа на небо, она вновь покрывается покровцем, знаменующим то облако, которое сокрыло от глаз апостолов возносящегося Господа, и в широком смысле вообще окончание деяний Христа на земле в Его Первом Пришествии и сокрытие Его в пренебесных сферах. Во всех этих символических действиях, включая воспоминание о смерти и погребении Господа, содержится понятие о величии славы Христа Вседержителя, подвигом Своим искупившего грехи мира.
Поэтому воздухи, даже тогда, когда они изображают смертные пелены, остаются особо украшенными в соответствии с понятием о Божественных ризах Христа как Царя славы. Малые покровцы представляют собою матерчатые кресты, квадратная середина которых, обычно с твердой прокладкой, покрывает верх дискоса и потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая все боковые стороны сосудов. Большой воздух имеет вид матерчатого мягкого прямоугольника. Покровы делаются из парчи, шелка или других дорогих материалов, украшаются по краям золотой, серебряной или иной красивой каймой. В концах крестов на покровцах вышиваются или нашиваются образы Херувимов. Эти же изображения помещаются в углах большого воздуха.
В середине всех покровов изображается Крест. Покровы могут украшаться орнаментальными вышивками. Происхождение покровов древнее. Ранее всего вошли в употребление малые покровцы, которые вместе с символическим значением исполняли и практическую задачу — предохранение Святых Даров в сосудах от мух, пыли, чего особенно много в жарких странах Востока. Большой воздух был введен в церковное употребление позднее, в V веке, уже преимущественно из символических соображений. Его изобретение приписывается преподобному Савве Освященному.
Особое место в богослужении Православной Церкви занимает каждение, совершаемое с апостольских времен на вечерне, утрене, Литургии и других службах и требах диаконами, священниками, епископами. Каждение осуществляется с помощью кадила кадильницы — особого сосуда, подвешенного на цепочках, за которые священнослужители держат его. Сосуд содержит в себе раскаленные древесные угли, на которые полагается ладан, выделяющий при сгорании благовонный фимиам. Этим фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам в алтаре, иконам в иконостасе, в храме, другим святыням и людям: и священнослужителям, и мирянам. В древности кадило несколько отличалось от современного, не имело цепочек, представляя собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без нее. Лишь к Х-ХI векам распространение получили кадильницы на цепочках, которые употребляются и по сей день.
Кадильница без цепочек, с рукоятью — кация, или кацея греч. После грехопадения, в богоотчужденной жизни, люди стали приносить Богу жертвы от плода трудов своих и сожигать эти приношения с молитвой. Известна приятная Богу жертва Авеля. Сожжение жертвы для благоухания дыма, возносящегося к небесам, — это каждение. Эти жертвы призваны были прообразовать собой будущую истинную жертву — Иисуса Христа. Этим и определяется символический смысл каждения.
Каждение, впрочем, вскоре обособилось от прочих жертв и стало состоять в сожжении ароматических веществ. Благовонное курение фимиама божеству известно с глубочайшей древности. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других приношений истинному Богу приносить и ароматы для благовонного курения Исх. Волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Христу, принесли Ему в дар золото как Царю , ладан как Богу , смирну как Страдальцу. Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме золотые фиалы в руках старцев, восседающих пред Богом, фимиам которых есть молитвы святых Откр. Кадило состоит из двух сферических половин.
Верхняя половина покоится на нижней в виде крышки, которая поднимается и опускается на нижнюю половину с помощью цепочки. Нижняя половина имеет образ чаши фиалы. В нее полагаются раскаленные угли. Верхняя половина изображает собою кровлю храма с одним или пятью куполами, которые венчаются крестами. Если куполов несколько, на центральном кресте или на кресте единственного купола имеется кольцо, к которому прикрепляется цепочка, поднимающая и опускающая верхнюю часть кадила. Эта цепочка проходит свободно в отверстие круглой или сферической бляшки с широким неподвижным кольцом в середине, за которое держится и подвешивается кадило.
С трех сторон на бляшке укреплены концы трех цепочек, сходящих вниз, к самой кадильнице. Цепочки свободно проходят в кольца, соответственно сделанные по бокам верхней, подвижной половины кадила, так что эта половина, поднимаясь и опускаясь, скользит своими кольцами по цепочкам. Эти три цепочки укреплены нижними концами на нижней половине кадила. Под основанием нижней половины, то есть под подставкой чаши, иногда укрепляются три шарика с металлическими ядрами, вложенными в них, — звонцы. Во время каждения они мелодично звенят. Звонцы, особенно на архиерейских кадилах, часто подвешиваются и в других местах — в кольцах соединения цепочек с нижней половиной, на самих цепочках.
Кадильницы делаются из золота, серебра, бронзы. Каждение и кадило имеют таинственный смысл и значение. Тело и Кровь Христовы уподобляются в молитвах углю горящему и в древних видениях были прообразованы углем с Небесного алтаря. По толкованию святых отцов, огонь, как вещество сожигающее очищающее , освящающее и согревающее, изображает собою Божество, ибо говорится: «Бог наш есть огнь поядаяй» и «Бог есть свет». Поэтому самый огонь кадильных углей знаменует собою Божественное естество Иисуса Христа, вещество углей — его земную, человеческую природу, а ладан знаменует собою молитвы людей, приносимые Богу. Приемлемые Христом человеческие молитвы превращаются в благоухающий фимиам, означающий самую сокровенную сущность молитв: их искренность, чистоту, проистекающую от добрых дел, совершаемых по воле Божией и из чистой любви к Нему.
Ибо «мы Христово благоухание Богу» 2Кор. В молитве, с которой иерей или архиерей благословляет кадило, сказано: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Прося принять аромат кадила в знамение духовного благоухания людей и их молитв пред Богом, священник просит ниспослать в ответ благодать Святого Духа на людей. Поэтому благовонный дым кадила есть также видимый образ, заключающий в себе невидимое присутствие этой благодати Духа Святого, наполняющей храм, духовно радующей верующих. Каждение как прообразовавшее собой благоухание подвига Христова столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание Чис. Вместе с кадильным дымом, услаждающим внешние чувства людей, благодать Духа Святого услаждает духовные чувства молящихся.
Духовная радость, веселие, утешение глубоко соответствуют евангельскому учению о Святом Духе, представлению всей Церкви о Нем как об Утешителе, сокровище благих и подателе жизни. В то же время благодатная сила Духа Святого очищает и освящает верующих и весь храм. Каждение поэтому, по толкованию святых отцов, имеет целью очищать собравшихся людей от нечистот мира к достойному слушанию и созерцанию богослужения; прогонять духов тьмы, старающихся нарушить молитвы верующих суетными помыслами. Когда каждение совершается священным предметам — иконам, храму, — оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и славу, свидетельствует о благоухании верующих во Христа душ человеческих. Когда каждение совершается людям, оно служит к их очищению и освящению, свидетельствует о том, что благодать Святого Духа Божия изливается благодаря подвигу Христову на всех верных как носящих в себе образ Божий. В данном случае люди являются как бы одушевленными иконами.
Главное в каждении — это символическое значение горячих углей как двуединой природы Иисуса Христа, через Которого молитвы людей благоуханием духовным возносятся к Отцу Небесному, а на людей, в свою очередь, низводится благодать Святого Духа. Благоуханием духовным является здесь прежде всего Сам Господь Иисус Христос как жертва умилостивления за грехи человечества, и потому в Нем и через Него проистекает благоухание Духа Божия к людям и благоухание людей во Христе к Богу. Кадильница, как и потир, знаменует собою также вместилище Невместимого, то есть Богородицу и Приснодеву Марию, от Которой вознеслось миру Христово благоухание. Во многих молитвословиях Божия Матерь поэтому называется кадилом благовонным, произведшей истинное благоухание — Христа. Неустанное движение кадила — образ неустанных молитв Богородицы о всем мире и людях.