В новой статье рассказываем, что такое параллельный импорт, какие товары входят в его список, а также разбираем, как продавать маркированную продукцию, ввезённую через параллельный импорт. В отношении товаров из перечня, ввозимых в нашу страну в рамках параллельного импорта, будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Минпромторг РФ включил в список параллельного импорта автомобили 12 иностранных марок: Renault, Ford, Kia, Mazda, Hyundai, Genesis, Dacia, Citroen, Opel, Peugeot, Isuzu и Hino. Также в перечень включено некоторое оборудование 84 и 85 групп ТН ВЭД торговых марок ACER, APPLE, ASROCK, ASUS, DELL, HEWLETT PACKARD (HP), Intel, KINGSTON, Logitech, Microsoft, MSI, PALIT, PANASONIC, SAMSUNG, SONY.
Минпромторг опубликовал список товаров для параллельного импорта в Россию
Как читать список? Предположим, предприниматель хочет ввезти в Россию моторное масло Shell Helix. Чтобы понять, разрешен ли параллельный импорт этого товара, нужно найти в приказе Минпромторга соответствующий код ТН ВЭД — 2710. Под кодом в списке есть название бренда Shell Helix, значит, ввозить его в рамках параллельного импорта можно. Если товара в списке нет, его незаконно ввозить в страну без разрешения правообладателя.
Как это устроено юридически?
Список товаров будет корректироваться в зависимости от решений компаний о возобновлении или же прекращении поставок своей продукции на территорию России. Развернуть 05 октября 2022, 02:27 Напомним, параллельный импорт был легализован в России весной 2022 года. Такое решение было принято на фоне отказа зарубежных компаний поставлять свою продукцию в РФ. В ФАС посчитали, что параллельный импорт поможет решить проблемы "ценовой, качественной и ассортиментной дискриминации".
Параллельный импорт предполагает ввоз в Россию оригинальных товаров брендов других стран без разрешения правообладателя. Продукция поступает альтернативными способами, а не через дистрибьютора. При этом параллельный импорт не означает разрешения на ввоз и оборот в РФ контрафакта. Тем не менее параллельный импорт вызвал "цунами контрафакта" , хлынувшее в страну. Так, по данным ФТС, с мая 2022 года заведено уже 164 дела.
Основной контрафакт, который пытаются провести под видом параллельного импорта, это детские игрушки, одежда, обувь, парфюмерия и электроника.
Конечно, производитель может отследить, кому продают технически сложные товары, и принять меры. Но пока этого никто не делает. Скорее всего, корпорации будут закрывать глаза на схемы параллельного импорта, потому что их основная цель — увеличение прибыли и стоимости акций. Контроль серого ввоза Контроль контрафакта со стороны государства предположительно станет жестче.
Сейчас схемы ввоза небольших партий товара в обход таможни сильно усложнились, с рынка уходят крупные налогоплательщики в виде официальных представителей брендов. Значит, игроки параллельного импорта должны будут компенсировать потери. Я не ожидаю роста числа контрафакта, когда за известный бренд выдается очевидная подделка. Сейчас потребитель привык к сервису, к тому, что смартфон обновляется, что можно обратиться в техническую поддержку. Если товар будет контрафактным, сделанным в подвале, то он будет плохо работать и спустя какое-то время сломается.
Потребитель принесет его продавцу, починить его будет нельзя, и продавец будет вынужден компенсировать брак. То есть продавцу все равно придется нести за это ответственность. Что будет с ценами. Крупные торговые сети уже начали ввозить технику через Беларусь, Казахстан и другие дружественные страны. Логистика усложнилась, и из-за этого цены будут повышаться.
С другой стороны, почти вся техника закупается за доллары, только часть китайских поставщиков принимают юани. В марте поставщики установили заградительный курс в 120—150 Р за доллар и требовали полной предоплаты, то есть, по сути, остановили торговлю. На что стоит обращать внимание при покупке Несколько советов для тех, кто переживает за оригинальность товаров при параллельном импорте.
Чтобы сориентироваться, сначала найдите по названию или коду товар, который вас интересует. Если указан только код — бренд не имеет значения, можно ввозить любую продукцию, которая относится к этому коду. В некоторых случаях Минпромторг, наоборот, перечисляет исключения следом за кодом — тогда это надо понимать как разрешение на ввоз любой продукции, кроме перечисленных брендов. Почему параллельный импорт не разрешали раньше В Гражданском кодексе пока остаётся национальный принцип исчерпания прав на товарные знаки, патенты и иные объекты интеллектуальной собственности. Это означает, что правообладатель вправе контролировать поставки товаров вплоть до первой продажи товара в стране. Споры о том, чтобы сменить этот принцип на международный, при котором разрешён параллельный импорт, шли больше 10 лет. За снятие запрета активно боролась Федеральная антимонопольная служба, но не могла настоять на своём, поскольку у такого решения есть и минусы. С одной стороны, параллельный импорт в России развивает конкуренцию и стимулирует снижение цен.
Актуализирован перечень товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт
Минпромторг включил в список параллельного импорта автомобили 12 иностранных марок: Renault, Ford, Kia, Mazda, Hyundai, Genesis, Dacia, Citroen, Mazda, Opel, Peugeot, Isuzu, документ направлен на утверждение в Минюст РФ, сообщил РИА Новости источник в отрасли. 19 апреля Минпромторг, наконец, выпустил давно ожидавшийся перечень товарных групп и товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт. С 1 апреля 2024 года вступили новые правило ввоза по параллельному импорту автомобилей в Россию из стран ЕАЭС. Минпромторг составил список товаров и брендов, которые попадут под параллельный импорт, сообщают «Известия» со ссылкой на приказ ведомства, подписанный министром Денисом Мантуровым.
Список товаров для параллельного импорта утверждён
Другой вариант — вставить в смартфон сим-карту страны, где устройство было куплено официально подходят и туристические сим-карты ; в теории разблокировать смартфон можно в официальном сервисном центре. Это потребует заплатить 5000 рублей и подождать две недели, пока компания пришлет в сервисный центр региональный код разблокировки. Возможно, проблема связана с тем, что Samsung не принимал решения об уходе из России — компания продолжает поставки и не останавливала сертификацию новых устройств. Однозначного решения этой проблемы нет — купить такой «серый» гаджет сейчас можно и в официальном розничном магазине. Поэтому лучше проверять покупку прямо в магазине, не терять чек и сразу просить заполнить гарантийный талон. Что касается гарантии, то за нее в случае параллельного импорта будет отвечать продавец — торговая сеть.
Что об этом думает бизнес Параллельный импорт нужен, в первую очередь, бизнесу — автодилерам, строительным компаниям, розничной торговле, и т. За счет этого механизма будут пытаться, в том числе, компенсировать нехватку критического импорта — технологий. Например, директор по развитию компании «Спортивный сервис» Николай Галдин рассказал нам, что на одном из объектов компании нужно специальное оборудование, которое невозможно купить где-либо, кроме как в Финляндии. Решать вопрос планируется, купив его частным образом и ввезя в Россию — но параллельный импорт мог бы это упростить. Также он будет актуален и для закупки спортивного оборудования, говорит эксперт: Параллельный импорт целесообразно использовать с точки зрения удовлетворения разовых потребностей в приобретении оборудования и профессионального инвентаря для занятий большим спортом.
Например, есть потребность в уникальных ракетках, клюшках, аналогичные в России не производятся и в ближайшее время производиться не будут. Для этого необходимо новое оборудование и технологии. Но нецелесообразен параллельный импорт спортивного инвентаря в массовом сегменте — все заменяется, все уже производится в России. Позволит ли параллельный импорт сэкономить? Нет, системно не позволит даже в целом по отрасли, поскольку многое дешевле произвести в России.
Но в каких-то индивидуальных случаях, о которых уже говорилось выше, — удается сэкономить значительные деньги.
Защита от санкций, которую хотят сломать Под «параллельным импортом» подразумевается классический «серый» импорт, когда продукция того или иного производителя ввозится в Россию без его на то согласия. Разница лишь в том, что параллельный импорт полностью легализован государством. При этом отечественных заменителей их продукции, как программной, так и «железной», в зависимости от конкретного их вида и назначения, или вовсе нет, или их совсем не так много. Отсутствие ответных мер со стороны властей могло бы привести к резкому роста дефицита оборудования — параллельный импорт помог избежать этого. К тому же в России неразвито производство современной электроники — например, отечественные заводы пока что могут выпускать процессоры лишь по древнему 65-нанометровому техпроцессу 20-летней давности. К слову, продукция чипмейкеров Intel и AMD к изгнанию из списка для параллельного импорта не предлагается — на их процессорах до сих пор собирается подавляющее большинство российских серверов, СХД, компьютеров и ноутбуков.
Все подтверждается Ведомства и компании, стремящиеся сократить список брендов для параллельного импорта, не отрицают, что работают в этом направлении.
В него попали автобренды, которые или ушли из России, или приостановили деятельность. Есть в списке и марки, которые не были представлены в России до начала спецоперации, например, Rover и Seat, а также производители грузовой техники DAF, Kenworth, Freightliner. При этом «параллельно» везут не только марки из списка выше, но и, например, кроссовер Mazda CX-4, хотя японская марка формально не попадает под послабления Минпромторга. Mazda CX-4 сделана специально для Китая, откуда и импортируется в Россию. Технически автомобиль очень близок к популярной у нас Mazda CX-5, но имеет более приземистый кузов Источник: Mazda Парадоксально, но за счет параллельного импорта ассортимент автомобилей в каком-то смысле расширился, потому что в Россию повезли машины, никогда у нас не представленные: мы уже писали, например, про Chevrolet Tracker и Groove. Проблемой является разве что стоимость, например, за Volkswagen Bora китайской сборки просят от 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, соплатформенная ему Skoda Octavia IV в момент дебюта в России два года назад стоила на миллион дешевле. Ниже — еще шесть необычных моделей, которые ввозят сейчас по схеме параллельного импорта.
Hyundai Bayon — компактный кроссовер А-класса на размер меньше Creta. Он производится в Казахстане и Турции, ввозится в Россию серым импортом и стоит от 2 миллионов рублей Источник: Hyundai Импортированный из Китая или Индии Suzuki Ciaz заполняет нишу «бюджетных» седанов, хотя с ценой 1,9 миллиона рублей за автомобиль с 1,5-литровым двигателем народным его уже не назовешь. Технически модель близка к привычному нам Suzuki SX4. Это помесь кроссовера и минивэна, которая при длине кузова 4,5 м имеет 7 посадочных мест. Клиренс в зависимости от версии 205—225 мм, но полного привода нет даже за доплату. Цена начинается от 2,5 млн рублей Источник: Mitsubishi Toyota Corolla Cross — это не просто обычная «Королла» с увеличенным просветом, а кроссовер, чуть более компактный, чем RAV4. Автомобиль ввозят из Китая или Таиланда, а цена начинается от 3,5 млн рублей за переднеприводную версию. Ru Nissan XTerra — это своего рода подсластитель пилюли взамен так и несостоявшегося выхода нового Pathfinder: модели близки по размерному классу, но радикально отличаются по концепции. При цене от 3,5 до 4,5 млн рублей он выглядит даже конкурентоспособно.
Правда, автомобиль ввозят из ОАЭ в «теплолюбивых» комплектациях и только с бензиновым мотором 2,5 л 165 л.
В этом перечне указано, товары по каким кодам товарной номенклатуры ВЭД каких брендов можно ввозить в Россию по механизму параллельного импорта: часть товаров привязана к брендам. Например, разрешен параллельный импорт «умных» часов только брендов Apple, Acer, Samsung, Motorola, Sony — часы других брендов легально завезти уже не получится; часть товаров можно ввозить под любыми брендами за указанными в списке исключениями. Это нужно, чтобы в Россию не попадала продукция, выпущенная по требованиям к другим странам где процедуры сертификации и требования по качеству и безопасности отличаются от российских ; часть товаров можно ввозить под любыми брендами без исключений — там, например, упоминается одежда, обувь и некоторые другие категории. А уже в июне Госдума приняла законопроект, который защищает российские компании, которые ввозят товары без разрешения от правообладателя, от ответственности за это гражданской, административной, уголовной. Следующая инициатива пока не принятая — обязать маркетплейсы, которые продают ввезенные через параллельный импорт товары, делать такую отметку в карточке товара. То есть, Ozon, Wildberries или «Яндекс. Маркет» могут заставить писать, был товар ввезен официальным дистрибьютором или без его одобрения. Как оказалось, это не лишено смысла — параллельный импорт может принести неприятности конечному потребителю.
Что можно купить в России и каковы риски Параллельный импорт окончательно легализовали только в 20-х числах июня, но торговые сети объявили о начале поставок товаров в обход разрешений правообладателей еще раньше. На данный момент несколько компаний заявили, что купить продукцию из категории «серого» импорта можно будет у них: «Связной» будет ввозить так смартфоны от Samsung и Apple, а также игровые приставки PlayStation, Xbox и Nintendo; в «М. Видео-Эльдорадо» пока рассматривают варианты с такими поставками; маркетплейс «Яндекс. Маркет» планирует самостоятельно ввозить продукцию иностранных брендов — в том числе технику для кухни и компьютерную технику но об этом заявлялось неофициально ; компания Ozon тоже будет организовывать параллельный импорт собственными силами — в том числе в категории «тяжелого люкса»; в Wildberries пока официально не объявляли о старте закупок по механизму параллельного импорта, но могут начать это делать при возникновении дефицита в конкретных категориях но основной объем и так ввезут сторонние продавцы площадки. То есть, российские компании будут использовать механизм — но официально об этом пока говорят немногие возможно, компании просто опасаются попасть под санкции или получить претензии от правообладателей вне российской юрисдикции. И уже в июне 2022-го стало известно о первых проблемах у покупателей «серых» гаджетов. Проблема достаточно серьезная: Samsung может блокировать все устройства, выпущенные для рынков Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая поставленные в страны ЕАЭС смартфоны в России работают без проблем ; служба поддержки компании предлагает активировать устройство в той стране, в которой он был приобретен. Другой вариант — вставить в смартфон сим-карту страны, где устройство было куплено официально подходят и туристические сим-карты ; в теории разблокировать смартфон можно в официальном сервисном центре. Это потребует заплатить 5000 рублей и подождать две недели, пока компания пришлет в сервисный центр региональный код разблокировки.
Минпромторг включил в список параллельного импорта машины Renault, Ford и еще десяти марок
Можно заметить, что большая часть автомобилей, которые пригодны для параллельного импорта, являются британскими и американскими марками, в том числе и те, под которыми выпускается грузовой транспорт. Присутствуют также и «псевдобританские» компании, например, Bentley, которая на деле принадлежит немецкому концерну Volkswagen AG. Стоит отметить, что в данном перечне отсутствуют корейские и китайские автомобили. Данные автопроизводители пока что не ограничивали ввоз своих машин на территорию Российской Федерации.
Поскольку линзы Acuvue продолжают поступать в официальную продажу, Минпромторг отказался вносить данный бренд в указанный список [17]. Официальные российские оценки[ править править код ] Федеральная антимонопольная служба России, подготовившая проект нормативных актов о параллельном импорте, заявила, что мера «разовьёт конкуренцию между брендами за счёт увеличения числа предприятий, ввозящих товары в Россию, что приведёт к снижению цены на эти товары» [18]. Пресс-служба Министерства промышленности и торговли Российской Федерации 28 марта 2022 года сообщила, что легализация параллельного импорта не означает легализацию контрафактной продукции, речь идёт о налаживании альтернативных каналов поставки [19]. Глава Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин заявил 23 апреля 2022 года, что легализация параллельного импорта не откроет границы для контрафактных товаров, а принятые нововведения направлены на разрешение ввоза только оригинальной качественной продукции [20].
Из-за этого был скорректирован в большую сторону прогноз по году — ведомство ожидало ввоза товаров на сумму не менее 20 млрд долларов [21]. По информации Минпромторга перечень иностранных товаров допущенных к параллельному импорту сужается по мере насыщения рынка аналогичными товарами. К июлю 2023 года количество позиций в этом механизме сократилось с 1300 до 300. По словам главы Минпромторга Дениса Мантуров данный перечень продолжит сокращаться по мере появления отечественных аналогов [22]. Независимые эксперты[ править править код ] Легализация параллельного импорта была неоднозначно встречена российскими экспертами. Некоторые из них посчитали, что без параллельного импорта россиян ожидало столкновение с беспрецедентным дефицитом, другая часть спрогнозировала возможный рекордный наплыв контрафакта в России, третья часть отметила, что данная инициатива может принести выгоду части производителей [23]. Оценки участниками российского рынка[ править править код ] Крупнейший российский маркетплейс Wildberries поддержал инициативу легализации параллельного импорта.
Список зарубежных товаров и производителей формирует министерство промышленности и торговли. По оценке Таможенной службы ФТС , с момента введения этого режима объем ввозимой продукции превысил 20 миллиардов долларов. Как уточняли в министерстве, для включения или исключения бренда из перечня существуют четкие критерии.
В него попали автобренды, которые или ушли из России, или приостановили деятельность. Есть в списке и марки, которые не были представлены в России до начала спецоперации, например, Rover и Seat, а также производители грузовой техники DAF, Kenworth, Freightliner. При этом «параллельно» везут не только марки из списка выше, но и, например, кроссовер Mazda CX-4, хотя японская марка формально не попадает под послабления Минпромторга. Mazda CX-4 сделана специально для Китая, откуда и импортируется в Россию. Технически автомобиль очень близок к популярной у нас Mazda CX-5, но имеет более приземистый кузов Источник: Mazda Парадоксально, но за счет параллельного импорта ассортимент автомобилей в каком-то смысле расширился, потому что в Россию повезли машины, никогда у нас не представленные: мы уже писали, например, про Chevrolet Tracker и Groove. Проблемой является разве что стоимость, например, за Volkswagen Bora китайской сборки просят от 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, соплатформенная ему Skoda Octavia IV в момент дебюта в России два года назад стоила на миллион дешевле. Ниже — еще шесть необычных моделей, которые ввозят сейчас по схеме параллельного импорта. Hyundai Bayon — компактный кроссовер А-класса на размер меньше Creta. Он производится в Казахстане и Турции, ввозится в Россию серым импортом и стоит от 2 миллионов рублей Источник: Hyundai Импортированный из Китая или Индии Suzuki Ciaz заполняет нишу «бюджетных» седанов, хотя с ценой 1,9 миллиона рублей за автомобиль с 1,5-литровым двигателем народным его уже не назовешь. Технически модель близка к привычному нам Suzuki SX4. Это помесь кроссовера и минивэна, которая при длине кузова 4,5 м имеет 7 посадочных мест. Клиренс в зависимости от версии 205—225 мм, но полного привода нет даже за доплату. Цена начинается от 2,5 млн рублей Источник: Mitsubishi Toyota Corolla Cross — это не просто обычная «Королла» с увеличенным просветом, а кроссовер, чуть более компактный, чем RAV4. Автомобиль ввозят из Китая или Таиланда, а цена начинается от 3,5 млн рублей за переднеприводную версию. Ru Nissan XTerra — это своего рода подсластитель пилюли взамен так и несостоявшегося выхода нового Pathfinder: модели близки по размерному классу, но радикально отличаются по концепции. При цене от 3,5 до 4,5 млн рублей он выглядит даже конкурентоспособно. Правда, автомобиль ввозят из ОАЭ в «теплолюбивых» комплектациях и только с бензиновым мотором 2,5 л 165 л.
Опубликован список товаров для параллельного импорта и другие новости бизнеса
Новости учебного центра _. Обновляется список товаров для параллельного импорта. приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 3042 "О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса. 19 апреля Минпромторг, наконец, выпустил давно ожидавшийся перечень товарных групп и товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт. Список товаров, для которых будет разрешен параллельный импорт, то есть ввоз в Россию без разрешения правообладателей, оказался максимально широким.
Список товаров для параллельного импорта утверждён
Весной прошлого года правительство легализовало параллельный импорт в условиях западных санкций. Минпромторг в марте расширил перечень параллельного импорта еще на 12 автомобильных марок. Власти РФ определили перечень товаров, разрешенных с 7 мая к параллельному импорту.