Так получилось что пленник (Пятница) бежал к жилищу Робинзона Крузо, он сначала испугался, но потом увидел что за пленником бегут два дикаря, и Робинзон Крузо решил помочь пленнику. Думаю, что почти все из вас читали и уж точно смотрели картину «Приключения Робинзона Крузо». Дефо Д. Робинзон Крузо после долгих и опасных приключений оказался на необитаемом острове и пробыл там 28 лет. лохотрон. фантоций робинзон крузо дзинь-дзинь. Вдруг Пятница крикнул мне: О Робин Крузо!
Робинзон Крузо, Шикотан и Пятница с грузинским акцентом
Жизнь Робинзона Крузо в одноименном романе Дефо была более красочной и насыщенной событиями. Борясь за своё выживание, Робинзон освоил множество ремёсел, устроил свой быт и даже обзавёлся другом Пятницей, которого спас от племени дикарей-каннибалов. Пятница один из главных героев Дэниел Дефо Роман 1719 года Робинзон Крузо. Итак, прошу любить и жаловать: памятник Робинзону Крузо (в просторечии — «Робинзон, Пятница и собака Лайка»).
Что стало с пятницей из Робинзона Крузо?
Я оставил свои ружья под лестницей и взобрался на вершину холма. Высовывать голову было опасно. Я спрятался за этой вершиной и стал смотреть в подзорную трубу. Дикари теперь вернулись к своим лодкам. Их было не менее тридцати человек. Они развели на берегу костёр и, очевидно, готовили на огне какую-то пищу. Что они готовят, я не мог рассмотреть, видел только, что они пляшут вокруг костра с неистовыми прыжками и жестами, как обычно пляшут дикари. Продолжая глядеть на них в подзорную трубу, я увидел, что они подбежали к лодкам, вытащили оттуда двух человек и поволокли к костру. Видимо, они намеревались убить их.
Он называет его пятницей после дня недели, когда происходит спасение. Крузо описывает пятницу как Коренной американец , хотя и очень непохожий на Индейцы Бразилии и Вирджиния. Крузо выучил несколько своих родных слов, которые были найдены в испанско-террабском или терибском словаре, так что Пятница, возможно, принадлежала к этому племени, также называемому Насо люди. Пятница каннибалистический также и предлагает съесть людей, убитых Крузо. Крузо учит Пятницу английскому языку и обращает его в христианство. Он убеждает его, что каннибализм ошибочен.
После чего Робинзон пытался показать дикарю, что он не желает ему зла, дикарь доверился своему спасителю, он показал Крузо, что нужно спрятать тела убитых, что бы другие индейцы их не нашли. Крузо пригласил дикаря к себе в жилище, он угощал его всякими вкусностями, дикарю пришлось по нраву его угощения. После чего Крузо предложил дикарю остаться жить у себя, он учил его тому, что умеет сам дал ему имя Пятница. Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Именно благодаря этой комедии, попавшей в советский прокат, граждане СССР и познакомились с этой красавицей. Зеуди Арая снималась в кино, работала моделью, вела передачи на телевидении. В 1974 году актриса попала на обложку Playboy, после чего снялась в эротических фотосессиях еще для нескольких известных журналов, На киностудии Зеуди познакомилась со своим мужем, режиссером Франко Кристальди, с которым связала свою жизнь в 1983 году. Пара прожила вместе всего 9 лет — в 1992 Кристальди умер. Овдовев, Арая оставляет актерскую работу и полностью погружается в бизнес покойного мужа. Женщина стала партнером по бизнесу Массимо Кристальди, своего пасынка. С тех пор Зеуди Арая занимается продюсерской деятельностью в кино и на телевидении.
Настоящие «Робинзон Крузо» и две «Пятницы» в XXI веке
Цитата из книги «Робинзон Крузо». Думаю, что почти все из вас читали и уж точно смотрели картину «Приключения Робинзона Крузо». это яркое и комическое изображение знаменитых литературных персонажей, созданных Даниэлем Дефо. Самой известной ролью актёра навсегда останется абориген Пятница из фильма Станислава Говорухина "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" 1972 года. «Пассажиры» — отличный сюрприз под конец года, высокобюджетное развлечение с необычайно аскетичным сюжетом, удавшаяся попытка сделать космический блокбастер из истории про нового Робинзона Крузо.
Вот какой стала знаменитая «Пятница», из фильма «Робинзон Крузо»
лохотрон - прикол про черная пятница, скидки, Робинзон Крузо, маркетинг на сайте И правда вся эта история напоминает Робинзона Крузо и его повесть о том, как он выживал на острове вместе с Пятницей. лохотрон - прикол про черная пятница, скидки, Робинзон Крузо, маркетинг на сайте Крузо и Пятница освобождают капитана и помогают ему вернуть контроль над судном.
Робинзон Крузо краткое содержание
But I was so embarrassed with my own frightful ideas of the thing, that I formed nothing but dismal imaginations to myself, even though I was now a great way off it. Sometimes I fancied it must be the devil; and reason joined in with me upon this supposition. For how should any other thing in human shape come into the place? Какое игралище судьбы человеческая жизнь! И как странно меняются с переменой обстоятельств тайные пружины, управляющие нашими влечениями! Сегодня мы любим то, что завтра будем ненавидеть; сегодня ищем то, чего завтра будем избегать. Завтра нас будет приводить в трепет одна мысль о том, чего мы жаждем сегодня. How strange a chequer-work of Providence is the life of man!
And by what secret differing springs are the affections hurried about, as differing circumstances present! To-day we love what to-morrow we hate; to-day we seek what to-morrow we shun; to-day we desire what to-morrow we fear; nay, even tremble at the apprehensions of. К каким только нелепым решениям не приходит человек под влиянием страха! Страх отнимает у нас способность распоряжаться теми средствами, какие разум предлагает нам в помощь. Если дикари, рассуждал я, найдут моих коз и увидят мои поля с растущим на них хлебом, они будут постоянно возвращаться на остров за новой добычей; а если они заметят моё жилье, то непременно примутся разыскивать его обитателей и доберутся до меня. Поэтому первой моей мыслью было переломать изгороди всех моих загонов и выпустить весь окот, затем перекопать оба поля и таким образом уничтожить всходы риса и ячменя, наконец, снести свою дачу, чтобы неприятель не мог открыть никаких признаков присутствия на острове человека. It deprives them of the use of those means which reason offers for their relief.
The first thing I proposed to myself was, to throw down my enclosures, and turn all my tame cattle wild into the woods, that the enemy might not find them, and then frequent the island in prospect of the same, or the like booty; then to the simple thing of digging up my two corn fields, that they might not find such a grain there, and still to be prompted to frequent the island; then to demolish my bower and tent, that they might not see any vestiges of my habitation, and be prompted to look farther, in order to find out the persons inhabiting. Пускай они преступны; но коль скоро сам бог в течение стольких веков предоставляет им творить зло безнаказанно, то, значит, на то его воля. Как знать? Во всяком случае, мне эти люди не сделали зла; по какому же праву я хочу вмешаться в их племенные распри? На каком основании я должен отомстить за кровь, которую они так неразборчиво проливают? Я рассуждал следующим образом: «Почём я знаю, осудит ли их господь? Несомненно одно: в глазах каннибалов каннибализм не есть преступление, их разум не находит ничего предосудительного в этом обычае, и совесть не упрекает их за него.
Они грешат по неведению и, совершая свой грех, не бросают этим вызова божественной справедливости, как делаем мы, когда грешим. Для них убить военнопленного — такая же обыкновенная вещь, как для нас зарезать быка, и человеческое мясо они едят так же спокойно, как мы баранину». Эти размышления привели меня к неизбежному выводу, что я был неправ, произнося свой строгий приговор над дикарями-людоедами, как над убийцами. Теперь мне было ясно, что они не более убийцы, чем те христиане , которые убивают военнопленных или, — что случается ещё чаще, — предают мечу, никому не давая пощады, целые армии, даже когда неприятель положил оружие и сдался. А потом ещё мне пришло в голову, что, каких бы зверских обычаев ни придерживались дикари, меня это не касается. Меня они ничем не обидели, так за что же мне было их убивать? С тех времён самое имя испанца внушает ужас всякой человеческой душе, исполненной человеколюбия и христианского сострадания, как будто Испания такая уж страна, которая производит людей, неспособных проникнуться христианскими правилами, чуждых всякому великодушному порыву, не знающих самой обыкновенной жалости к несчастным, свойственной благородным сердцам.
I debated this very often with myself thus: How do I know what God himself judges in this particular case? It is certain these people do not commit this as a crime; it is not against their own consciences reproving, or their light reproaching them. They do not know it to be an offence, and then commit it in defiance of divine justice, as we do in almost all the sins we commit. They think it no more a crime to kill a captive taken in war, than we do to kill an ox; nor to eat human flesh, than we do to eat mutton. When I had considered this a little, it followed necessarily, that I was certainly in the wrong in it; that these people were not murderers in the sense that I had before condemned them in my thoughts, any more than those Christians were murderers, who often put to death the prisoners taken in battle; or more frequently, upon many occasions, put whole troops of men to the sword, without giving quarter, though they threw down their arms and submitted. Что является спасением для одного, губит другого;.. Припав лицом к земле, он опять поставил себе на голову мою ногу, как уже делал это раньше, и вообще всеми доступными ему способами стирался доказать мне свою бесконечную преданность и покорность и дать мне понять, что с этого дня он будет мне слугой на всю жизнь.
Я понял многое из того, что он хотел мне сказать, и в свою очередь постарался объяснять ему, что я им очень доволен. Тут же я начал говорить с ним и учить отвечать мне.
Робинзон — протестант. В тексте романа его точная конфессиональная принадлежность на указана, но поскольку сам Дефо как и его отец был пресвитерианцем, то логично предположить, что и герой его, Робинзон, тоже принадлежит к пресвитерианской церкви. Пресвитерианство — одно из направлений протестантизма, опирающееся на учение Жана Кальвина, фактически — разновидность кальвинизма. Робинзон унаследовал эту веру от отца-немца, эмигранта из Бремена, некогда носившего фамилию Крейцнер. Протестанты настаивают, что для общения с Богом священники в качестве посредников ни к чему. Вот и протестант Робинзон считал, что общается с Богом напрямую. Под общением с Богом он как пресвитерианец подразумевал только молитву, в таинства он не верил. Без мысленного общения с Богом Робинзон быстро сошел бы с ума.
Он каждый день молится и читает Священное Писание. С Богом он не чувствует себя одиноким даже в самых экстремальных обстоятельствах. Это, кстати, хорошо соотносится с историей Александра Селькирка, который, чтобы не сойти с ума от одиночества на острове, каждый день читал вслух Библию и громко пел псалмы. Любопытным выглядит одно из ограничений, которое свято соблюдает Робинзон Дефо специально не останавливается на данном моменте, но из текста он хорошо виден , — это привычка всегда ходить одетым на необитаемым тропическом острове. Видимо, герой не может оголиться перед Богом, постоянно чувствуя его присутствие рядом. В одной сцене — где Робинзон плывет на полузатонувший рядом с островом корабль — он вошел в воду «раздевшись», а затем, будучи на корабле, смог воспользоваться карманами, а значит, разделся все же не до конца. Протестанты — кальвинисты, пресвитерианцы — были уверены, что можно определить, кто из людей любим Богом, а кто — нет. Это видно из знаков, за которыми надо уметь наблюдать. Один из важнейших — удача в делах, что сильно повышает ценность труда и его материальных результатов. Попав на остров, Робинзон пытается понять свое положение с помощью таблицы, в которую аккуратно заносит все «за» и «против».
Их количество равно, но это дает Робинзону надежду. Далее Робинзон много трудится и через результаты своего труда чувствует милость Господа. Столь же важны многочисленные знаки-предостережения, которые не останавливают молодого Робинзона. Затонул первый корабль, на котором он отправился в путь «Совесть, которая в то время еще не успела у меня окончательно очерстветь, — говорит Робинзон, — сурово упрекала меня за пренебрежение к родительским увещаниям и за нарушение моих обязанностей к Богу и отцу», — имеется в виду пренебрежение дарованным жизненным уделом и отцовскими увещеваниями. Другой корабль захватили турецкие пираты. В самое злополучное из своих путешествий Робинзон отправился ровно через восемь лет, день в день после побега от отца, который его предостерегал от неразумных шагов. Уже на острове он видит сон: с неба к нему спускается страшный человек, объятый пламенем, и хочет поразить копьем за нечестие. Дефо настойчиво проводит мысль о том, что не стоит совершать дерзких поступков и круто менять свою жизнь без специальных знаков свыше, то есть, в сущности, постоянно осуждает гордыню притом что колонизаторские замашки Робинзона он, скорее всего, гордыней не считает. Постепенно Робинзон все более склоняется к религиозным размышлениям. В то же время он четко разделяет сферы чудесного и бытового.
Увидев на острове колосья ячменя и риса, он возносит благодарность Богу; затем вспоминает, что сам вытряхнул на этом месте мешочек из-под птичьего корма: «Чудо исчезло, а вместе с открытием, что все это самая естественная вещь, значительно остыла, должен признаться, и моя благодарность Промыслу». Когда на острове появляется Пятница, главный герой пытается привить ему собственные религиозные представления. В тупик его ставит естественный вопрос о происхождении и сущности зла, труднейший для большинства верующих людей: зачем Бог терпит дьявола? Прямого ответа Робинзон не дает; подумав некоторое время, он неожиданно уподобляет дьявола человеку: «А ты лучше спроси, почему Бог не убил тебя или меня, когда мы делали дурные вещи, оскорбляющие Его; нас пощадили, чтобы мы раскаялись и получили прощение». Главный герой и сам остался недоволен своим ответом — другого же ему на ум не пришло. Вообще, Робинзон в конце концов приходит к мысли, что он не слишком успешен в истолковании сложных богословских вопросов.
Своей популярностью фильм во многом обязан именно ей. Обычно в фильмах про Робинзона роль Пятницы достается мужчинам, но в комедии «Синьор Робинзон» режиссера Серджио Корбуччи необычным было все. Кто мог себе представить Паоло Вилладжо , прославившегося своей ролью растяпы Фантоцци, в роли вынужденного отшельника? Девушка в роли Пятницы, да еще и такая прекрасная как Зеуди Арая — еще одно нестандартное решение режиссера, оказавшееся очень удачным. Зеуди Арая родилась 10 февраля 1951 года в городе Асмэра, столице Эритреи, которая в то время была частью Эфиопии. Несмотря на то что родина девушки всегда была одним из беднейших в мире государств, Зеуди никогда не нуждалась, так как ее отец был известным политиком и послом Эфиопии в Италии. Еще в школе Арая начала участвовать в местных конкурсах красоты.
Хотя присутствие в скульптурной композиции Пятницы — чистая фантазия автора, ведь на страницах романа верный спутник Робинзона погиб задолго до того, как его хозяин оказался в Сибири. Автор композиции — скульптор из Перми Алексей Тютнев. Из интернета выудила фотографию, чтобы было видно, как это выглядит летом без снега:. Так что, ждём новых памятников отважному путешественнику.
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Робинзон Крузо - Глава 21 Робинзон спасает дикаря и даёт ему имя Пятница - Wattpad | После чего Робинзон пытался показать дикарю, что он не желает ему зла, дикарь доверился своему спасителю, он показал Крузо, что нужно спрятать тела убитых, что бы другие индейцы их не нашли. |
Как появился Робинзон Крузо — Подкаст «Интересная история» | лохотрон - прикол про черная пятница, скидки, Робинзон Крузо, маркетинг на сайте |
Краткое содержание романа «Робинзон Крузо»
Что вы могли упустить в романе "Робинзон Крузо": masterok — LiveJournal | И еще не совсем свежие новости от Робинзона. За Пятницей приходит суббота, а значит новый игровой день. |
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов | Популярный роман английского писателя Даниэля Дефо об удивительных приключениях Робинзона Крузо, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необи. |
Настоящие "Робинзон Крузо" и две "Пятницы" в XXI веке - Новости Узбекистана сегодня: | Те, кто знаком с оригинальной историей Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», знают, что у Робинзона был помощник по имени Пятница. |
Робинзон Крузо. Даниэль Дефо. 009 - 26 Мая 2023 - Персональный сайт | Итак, прошу любить и жаловать: памятник Робинзону Крузо (в просторечии — «Робинзон, Пятница и собака Лайка»). |
Робинзон Крузо: история, которую мы читали не так - Православный журнал «Фома» | Пятница из Робинзона Крузо. Робинзон Крузо на острове с пятницей. |
Робинзон Крузо
Жизнь Робинзона Крузо в одноименном романе Дефо была более красочной и насыщенной событиями. Жизнь Робинзона Крузо в одноименном романе Дефо была более красочной и насыщенной событиями. Робинзон и Пятница, уже не хуже своего господина управляющийся с ружьем, освобождают их. Крузо и Пятница спасают человека, который оказывается капитаном взбунтовавшегося корабля, матросы которого планируют оставить капитана на острове. Так получилось что пленник (Пятница) бежал к жилищу Робинзона Крузо, он сначала испугался, но потом увидел что за пленником бегут два дикаря, и Робинзон Крузо решил помочь пленнику. Робинзона эта новость вдохновила.
Робинзон и Пятница нашего времени
Пятница один из главных героев Дэниел Дефо Роман 1719 года Робинзон Крузо. Робинзон беседует с Пятницей и поучает его. Вдруг Пятница крикнул мне: О Робин Крузо! Крузо и Пятница спасают человека, который оказывается капитаном взбунтовавшегося корабля, матросы которого планируют оставить капитана на острове.
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Робинзон оснастил ее рулем и парусом, установил мачту. Осталось дождаться хорошей погоды и в добрый путь. Глава 24 Осуществлению планов помешал очередной визит дикарей. На этот раз их пленниками стали три человека в числе которых оказался отец Пятницы и испанец. Робинзон умел обращаться с оружием и успел научить этому делу своего товарища. Они решили использовать огнестрел против людоедов. Выстрелы напугали дикарей, заставив броситься врассыпную. Победа была на стороне наших героев. Водрузив на лодку раненых пленных они едут домой.
Для них им пришлось специально построить отдельное жилище. Им стала парусиновая палатка. Глава 25 Через пару дней испанцу полегчало. Он пришел в себя и рассказал, что в племени Пятницы осталось несколько его товарищей. Они очень хотят вернуться на родину. Робинзона эта новость вдохновила. Ведь если они всей компанией примут участие в строительстве лодки, то смогут быстрее уехать с острова. Только крепкое судно выдержит долгий путь и преодолеет все преграды.
Испанец с отцом Пятницы отправляются за помощниками на материк. Семь дней их не было, а на восьмой к их острову вместо ожидаемых гостей прибилась шлюпка с тремя пленными на борту. Члены экипажа шлюпки были с английского корабля, вставшего неподалеку. Глава 26 Воспользовавшись тем, что разбойники разбрелись кто куда, Робинзон освобождает пленных. Один из них оказался капитаном корабля. Его команда взбунтовалась, объявив себя пиратами. Подстрекателями были два разбойника. Они и сбили их с толку.
Бунтовщики были наказаны. Двое из них были убиты. Оставшиеся в живых перешли на сторону капитана. Глава 27 На корабле остались люди. Их было около двадцати человек. Десять из них отправились по поиски товарищей. Пираты причалили в шлюпке и пошли осматривать окрестности. Пятница увел их поглубже в лес, а Робинзон в это время завладел судном, предварительно разоружив двух человек, оставшихся сторожить лодку.
Поднявший бунт боцман был убит. Остальные разбойники решили сдаться добровольно. Глава 28 Команда Робинзона выросла до 12 человек. В нее вошли раскаявшиеся матросы. Во главе с капитаном они нападают на корабль и захватывают его. Пленников ждала смертная казнь. Робинзон, сжалившись над ними, предлагает остаться на острове, обеспечив всем необходимым. Сам он отправляется на корабле домой спустя 28 лет, проведенных вдали от родины.
Родителей в живых не удалось застать, но его сестры с детьми были неимоверно рады возвращению блудного родственника. Они с нескрываемым интересом слушали удивительную историю о его путешествии, затянувшемся на почти три десятка лет. Автор дает описание Робинзона Крузо. Читатель узнает, что герой был третьим ребенком. Родители лишились двух сыновей, поэтому не хотели никуда отпускать Робинзона, который грезил морскими приключениями. В день, когда ему исполнилось 18 лет, — 1 сентября 1651 года, герой отправился в путь. Судно попадает в шторм, персонаж страдает от морской болезни и жалеет, что покинул отчий дом. После шторма, выпив с моряками, Робинзон решает продолжить путь.
Спустя несколько дней беспечную команду застал шторм, корабль дал течь. Герою удалось спастись благодаря морякам судна, которое оказалось неподалеку. Он добирается до Лондона. В столице Робинзон знакомится с капитаном, который предлагает ему отправиться в Африку. Герой соглашается. Новый знакомый обучил его морскому делу. В Гвинее Робинзон удачно сторговался с туземцами и вернулся на родину с золотом. Здесь капитан умер, и герой принимает решение отправиться на Черный континент вновь.
Путешествие оказывается не столь удачным: Судно берут на абордаж турецкие пираты. Робинзон попадает в рабство. Спустя два года хозяйский надзор ослаб — Робинзону позволяют выйти в море. Его сопровождают мавр и юноша по имени Ксури. Герою удалось погрузить на лодку все нужные для длительного путешествия припасы. Выйдя подальше от берега, он выталкивает мавра в море и предлагает мальчику бежать. Робинзон Крузо встречает капитана корабля, идущего в Бразилию. Тот предлагает взять его с собой, а также продать лодку и Ксури.
Герой колеблется, но капитан обещает, что отпустит парня на свободу через десять лет, если тот примет христианство. Так Робинзон избавляется от мук совести. В Бразилии герой покупает землю, заводит новые знакомства. Но жизнь плантатора его не устраивает. Новые знакомые предлагают Робинзону отправиться в Африку за рабами. Предложение звучит заманчиво, поскольку: собственных средств в экспедицию он не вкладывает; за свой труд приказчика получит столько же рабов, сколько и остальные участники предприятия. Судно отправляется в путь 1 сентября 1659 года. Как и во время первого путешествия, корабль Робинзона попадает в бурю, но на этот раз спастись удалось лишь главному герою.
Он попадает на остров. Далее рассказ о Робинзоне Крузо продолжают его злоключения в одиночестве. После ночи на дереве герой увидел, что к берегу вынесло судно. Ему понадобилось 12 поездок, чтобы на плоту перевезти уцелевшие вещи с разбитого корабля на берег. Затем буря уничтожила остатки судна. Герой решил, что оно должно быть недалеко от моря, чтобы увидеть корабль и подать сигнал бедствия. Одновременно оно должно было находиться на достаточном удалении, чтобы его не смыл прилив. На холме Крузо обустроил пещеру.
Попасть в нее можно было только по лестнице. Пересказывая «Робинзон Крузо» в сокращении, следует упомянуть о том, что герой за несколько лет осваивает те стадии производства, на которые человечеству понадобились тысячелетия. Он начинает с охоты. Выяснив, что козы не могут смотреть наверх, охотиться на них с обрыва. Затем, понимая, что порох не вечен, приручает этих животных.
Один из них — отец Пятницы, другой — испанец. Крузо отправляет испанца с отцом Пятницы обратно на материк, с планом вернуть других испанцев, потерпевших кораблекрушение. Перед их возвращением Крузо замечает в море английский корабль.
Крузо и Пятница спасают человека, который оказывается капитаном взбунтовавшегося корабля, матросы которого планируют оставить капитана на острове. Вместе Крузо и английский капитан разрабатывают план по захвату корабля. Когда им это удаётся, Крузо учит людей, которых он и капитан взяли в плен, как выжить на острове. Крузо возвращается в Англию, а затем интересуется своими экономическими делами в Лиссабоне. Он посещает капитана, который спас Крузо после его побега с Салли. Обнаружив, что его плантация в Бразилии развивается превосходными темпами, Крузо быстро становится преуспевающим человеком. Он отплывает в Индию, работая у своего племянника частным торговцем, и таким образом завершает свой дневник.
Ещё один интересный экономический вопрос Робинзона — изучение всего множества мелочей, необходимых для того, чтобы сделать какую-то очень простую и привычную вещь, о происхождении которой никто обычно даже не задумывается, например, выпечь хлеб. На то, чтобы придумать технологию его приготовления, у Робинзона ушёл весь третий год жизни на острове. О том, какие сложные процессы лежат в основе самых простых вещей, кстати, есть классное эссе Леонарда Рида, которое называется « Я карандаш ». Если с хлебом один Робинзон как-то справился, то для того, чтобы сделать обыкновенный карандаш, нужен труд огромного количества человек — от сборщиков каучука в Индонезии до смотрителей маяков по всему миру — и сложные экономические связи между всей этой толпой. Даниэль Дефо отлично знал, о чём писать Вообще жизнь у Дефо была довольно бурной и интересной. Он торговал всем, что не приколочено: кирпичами, соленьями, винами, табаком, лошадьми и даже пахучими железами циветт это такие звери, которых очень любят парфюмеры. Он считается основоположником экономической журналистики, а его эссе « Совершенный английский торговец » — чуть ли не первым учебником по бизнесу. В общем, когда Дефо писал о том, как Робинзон построил на необитаемом острове собственную микроэкономику, он довольно точно представлял себе, что это такое. К тому же с одним из прототипов Крузо, хирургом Генри Питманом, которому тоже довелось какое-то время выживать на необитаемом острове, Дефо был знаком лично: Питман был соседом его издателя. История об одиноком отшельнике на необитаемом острове быстро стала бестселлером и продолжает оставаться одной из любимых книг всех времён и народов, а имя Робинзона уже давно стало нарицательным.
Собственно, все экономисты, которые объясняют что бы то ни было на примере Крузо, пишут вовсе не про героя Дефо, а про условного одинокого человека на необитаемом острове, с которого не могут уйти в «большой мир» ни товары, ни деньги. То есть Робинзон не доказывает их экономические теории, а иллюстрирует и весьма неплохо. Образ Робинзона — цивилизованного человека, попавшего в сложные обстоятельства, а не, допустим, первобытного охотника — берётся для иллюстраций неспроста. Когда человек анализирует поведение и логику других людей, он всегда поневоле проводит аналогии со своими представлениями о мире. Чем сильнее кто-то от нас отличается, тем сложнее нам его понять. А вот действия Крузо для нас всех довольно логичны. Крузономика уравнивает всех: потребности в воде и пище у всех примерно одинаковые, а нехватка необходимых вещей неизбежно ставит вопрос оптимального распределения рабочего времени между добыванием провианта и других полезных вещей. На примере «экономики Робинзона Крузо» очень удобно объяснять любые теории, потому что состоит она всего из одного человека, не имеет отходов и безработицы, а спрос в ней всегда равен предложению. Если второй кокос не нужен, то Крузо за ним просто не полезет. То есть это такая удобная модель , по которой можно судить о более тонких материях.
Воспроизвести подобную гармонию можно, даже если процесс принятия решений рассредоточен и у потребителей с производителями очень разные мнения благодаря магии гибких цен и заработной платы. И да, несмотря на то, что у Дефо Робинзон — живой человек, который периодически меняет свои решения и противоречит сам себе, в учебниках он последователен, всегда рассчитывает маржинальность и опирается на все психологически обоснованные теории принятия решений. Первым Крузо в качестве методологического приёма использовал Карл Маркс В «Капитале» он противопоставил хозяйство Робинзона рыночным отношениям и сравнил его с крепким патриархальным крестьянским хозяйством «на самообеспечении», внутри которого уже определено необходимое количество каждого товара, все потребности чётко ранжированы, и от каждого берётся по способностям, а даётся по потребностям. Особенно Марксу понравилось, что у Робинзона не было никаких противоречий между частным и общественным, производителем и потребителем, да и сами продукты труда не противостояли друг другу. Затем к образу Робинзона с точки зрения совсем другой теории обратился Карл Менгер , анализируя категорию «ценность». В его определении ценность — это отношение благ к потребностям. И каждое благо тем ценнее для человека, чем важнее для него та потребность, которую оно удовлетворяет. Принцип робинзонады важен для этой теории потому, что позволяет на время отрешиться от проблемы разного соотношения потребностей у разных людей. Лайонел Роббинс потом очень метко заметил , что основной постулат теории ценности заключается в том, что индивиды способны определённым образом проранжировать свои предпочтения, и регулярно это делают. Да и сам Дефо чуть ли не прямым текстом говорит о том же самом.
Джон Бейтс Кларк в « Распределении богатства » переносит принцип максимизации благосостояния индивида на общество. Не потому, что жизнь Робинзона важна сама по себе, а потому, что его принципы управления хозяйством действуют и для экономики современного государства. Например, ВВП целой страны — это с некоторыми допущениями то же самое замкнутое на себе хозяйство, только масштабированное. Альфред Маршалл, приверженец методологического индивидуализма, распространяет робинзонаду на анализ капитала и разбирает на его примере инвестирование в терминах дополнительных выгод и издержек от простых хозяйственных операций. Например, если Робинзону понадобится лестница, чтобы собирать мелкие плоды и ягоды, то он должен взвесить, какую выгоду получит после того, как её сделает, сразу, а какую — в долгосрочной перспективе. Но этот перенос не так удачен, как при анализе меры ценности: в системе, где отсутствует рынок средств производства, невозможен экономический расчёт. Но у Робинзона-то он как раз есть, и проблема решается распределением рабочего времени между выпуском предметов потребления и средств производства. А вот на всё общество экстраполировать этот принцип проблематично, потому что потребности у людей в предметах потребления разные, и отсюда возникает конкурентность в средствах производства. В общем, применение метода робинзонады соответствует принципам методологического индивидуализма и субъективизма и наиболее удачно используется экономистами при анализе меры ценности. Методологический индивидуализм не тождественен методологическому атомицизму и может быть корректно экстраполирован на развитые социальные отношения.
Наличие у людей различной структуры потребностей требует осторожности в применении данного метода для предотвращения «объективизации» понятия «ценность». Например, Уильям Форстер Ллойд стремился показать , что экономика работает даже в отсутствие рынка и обмена. Привычные вещи типа чернил становятся тем ценнее, чем меньше их остаётся: если больше чернила взять неоткуда, то две баночки будут стоить меньше, чем одна. И это — подтверждение теории об убывающей предельной полезности. А вот деньги на необитаемом острове оказываются вообще самой бесполезной вещью из всех бесполезных вещей. Кстати, дефицитные чернила Робинзон в первую очередь использует для того, чтобы расписать все плюсы и минусы своего положения.
Подписаться Ошибка в экранизации «Робинзона Крузо», которая ушла в народ. Те, кто знаком с оригинальной историей Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», знают, что у Робинзона был помощник по имени Пятница. Так застрявший на необитаемом острове главный герой назвал дикаря, которого спас из плена. Это был высокий туземец 26 лет на вид.