Стахий Колотвин: Ну конечно нужно просто понимать между действиями совести, которые даже та же самая психология определяет. Главная → Номера → №6 (999) → Священник Стахий Колотвин. Mы делаем выбор: молимся – вместо ругани, уповаем на Господа – вместо раздражения в сердце. Священник Стахий Колотвин: Для нас поднять крест и идти за Господом – это великое благо. В Духовно-просветительском центре «Сретение» состоялась встреча со священником Стахием Колотвиным. Главная» Новости» Стахий колотвин священник.
Иерей Стахий Колотвин: Сегодня общая боль и общая тревога должны объединить нас в молитве
Понятно, что существует целый ряд мифов о психиатрии, о психиатрах, о психических болезнях, что это некое клеймо на всю жизнь, что человеку будут закрыты все дороги в жизни, что психические заболевания не лечатся. Священники — служители истины, они могут помочь эти мифы рассеять, а для этого они сами должны знать, что многие люди с психиатрическими диагнозами благополучно идут по жизни при помощи врачей, получают образование, делают достаточно успешно карьеру в своей профессии, кто в бизнесе, кто в науке, у многих из них благополучно складываются семьи. Более того, «закрыть» человека в лечебнице далеко не просто, должны быть очень жесткие показания, которые оговариваются законом о психиатрической помощи. Психиатрическая наука за последние десятилетия сильно продвинулась в плане понимания фундаментальных основ психических болезней. В любом случае, есть некие биологические основы их возникновения, это процесс биологический, он движется, он прогрессирует. Чем быстрее мы сможем вмешаться в этот процесс, тем благоприятнее будет течение заболевания и его общий исход. Они из бесноватых бесов изгоняли, других постом и молитвой лечили, почему нам нельзя по старинке? И эти описания на самом деле совершенно потрясающие. Например, у святых отцов описание греха печали и уныния — это классическое описание депрессии. Описывается вся симптоматика депрессии: у человека не только настроение упавшее, у него нет сил, у него упадок духа, он не получает удовольствия от выполнения привычных действий, от которых обычно его получает, у него отягчение тела, пропадает аппетит, у него возникает состояние, когда он уже готов наложить на себя руки.
Это классическое описание всех элементов классической депрессии, которые зафиксированы в современной науке. Для меня удивительны слова, написанные более полутора тысяч лет назад преподобным Иоанном Кассианом Римлянином, в которых он анализирует, что причиной печали бывает утрата желаемого в широком смысле слова, то есть некое психогенное состояние. Преподобный видит, что печаль бывает и от гнева, и от воздействия бесов, печаль бывает и беспричинная, когда нет видимой причины печали, а человек печалится. Это совершенно потрясающее для нас, психиатров, описание. Дело в том, что есть эндогенная депрессия, когда причина идет чисто на биологическом уровне и никаких внешних факторов мы не находим. У человека в жизни все благополучно, в жизни все хорошо, замечательно, и вдруг возникает такая беспричинная печаль-депрессия. Такая парадоксальная ситуация. В книге Иисуса сына Сирахова есть потрясающие слова: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание…» Апостол Лука, целитель Пантелеймон были врачами. Было и четкое понимание, что эти люди больные, больные психически, что они нуждаются в совершенно особом подходе.
Так, в Патерике Киево-Печерского монастыря есть удивительное описания монаха Исаакия, которого почти тысячу лет назад лечил врач — преподобный Агапит. У этого монаха кататоническая форма шизофрении, описано ее течение на протяжении нескольких лет, это классическое описание, аналоги которого существуют во всех современных учебниках психиатрии.
И наша задача - не отвергнуть дружбу с Самим Творцом Неба и Земли! А, ведь, каждым своим грехом мы эту спасительную дружбу вновь и вновь предаем! Еще опаснее эту дружбу имитировать, чтобы только просить у Бога "по дружбе" откликнуться на наши просьбы!
Психиатрическая наука за последние десятилетия сильно продвинулась в плане понимания фундаментальных основ психических болезней. В любом случае, есть некие биологические основы их возникновения, это процесс биологический, он движется, он прогрессирует. Чем быстрее мы сможем вмешаться в этот процесс, тем благоприятнее будет течение заболевания и его общий исход. Они из бесноватых бесов изгоняли, других постом и молитвой лечили, почему нам нельзя по старинке?
И эти описания на самом деле совершенно потрясающие. Например, у святых отцов описание греха печали и уныния — это классическое описание депрессии. Описывается вся симптоматика депрессии: у человека не только настроение упавшее, у него нет сил, у него упадок духа, он не получает удовольствия от выполнения привычных действий, от которых обычно его получает, у него отягчение тела, пропадает аппетит, у него возникает состояние, когда он уже готов наложить на себя руки. Это классическое описание всех элементов классической депрессии, которые зафиксированы в современной науке. Для меня удивительны слова, написанные более полутора тысяч лет назад преподобным Иоанном Кассианом Римлянином, в которых он анализирует, что причиной печали бывает утрата желаемого в широком смысле слова, то есть некое психогенное состояние. Преподобный видит, что печаль бывает и от гнева, и от воздействия бесов, печаль бывает и беспричинная, когда нет видимой причины печали, а человек печалится. Это совершенно потрясающее для нас, психиатров, описание. Дело в том, что есть эндогенная депрессия, когда причина идет чисто на биологическом уровне и никаких внешних факторов мы не находим. У человека в жизни все благополучно, в жизни все хорошо, замечательно, и вдруг возникает такая беспричинная печаль-депрессия.
Такая парадоксальная ситуация. В книге Иисуса сына Сирахова есть потрясающие слова: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание…» Апостол Лука, целитель Пантелеймон были врачами. Было и четкое понимание, что эти люди больные, больные психически, что они нуждаются в совершенно особом подходе. Так, в Патерике Киево-Печерского монастыря есть удивительное описания монаха Исаакия, которого почти тысячу лет назад лечил врач — преподобный Агапит. У этого монаха кататоническая форма шизофрении, описано ее течение на протяжении нескольких лет, это классическое описание, аналоги которого существуют во всех современных учебниках психиатрии. Мне близка личность старца Данилова монастыря Георгия Лаврова , который стал исповедником веры в советские годы и прославлен сейчас в лике святых. Он четко дифференцировал, какого рода проблемы у приходящего к нему человека, поэтому кого-то оставлял под своим духовным окормлением, а кого-то, конечно, не отказывая в духовном окормлении, сразу направлял к психиатрам. Если взять двух наиболее известных в Центральной России ныне здравствующих старцев, то один из них полностью отрицает психиатрию, другой всячески поддерживает.
Понадобиться ехать в другой район — буду искать и такую возможность, либо просить о помощи священников других храмов. На Страстной неделе я не планирую прерывать эти визиты. Наоборот, после утренней службы и до вечерней будет время, которое можно потратить с большой пользой. После Пасхи мы с батюшками также продолжим навещать наших прихожан. Кстати, это давняя, еще дореволюционная традиция. Тогда и без всяких трудностей и эпидемий, священники приходили в гости к людям, обычно после Крещения, чтобы вместе отслужить молебен и окропить жилище святой водой, случалось, что и на Светлой седмице. Мы можем сегодня возродить эту традицию», — говорит отец Стахий. Он признается, что очень рад такому послушанию: будучи натурой активной, деятельной, батюшка, что называется, «рвется в бой», потому что так, с помощью конкретных поступков и зримой помощи ему проще справляться с трудностями. Но все же есть то, о чем я Господа сейчас очень прошу. Главное — чтобы никто из наших священников не заразился, чтобы не прекратились службы в нашем храме Воздвижения Креста Господня в Митине. Мне очень важно сохранить, уберечь сейчас нашу приходскую жизнь. Приход у нас юный — пятилетний младенец. Он возрастал и укреплялся на моих глазах, и мы все очень беспокоимся — и за священников, и за прихожан. Пусть все будут здоровы и пусть сохранится то, что у нас в храме уже есть. Потому что для многих это то место, куда приходишь — и сердце радуется». Беседовала Елена Симанкова.
Стахий Колотвин: биография, личная жизнь, жена, дети
Можно попросить об этом Бога. Порой думаешь: зачем Господь послал мне дело, которое так тяжело дается? Но все равно работаешь. Тогда помолись, чтоб сердце приблизилось. Другой человек, может, даже тебе будет завидовать. Он занимается любимым делом, но при этом не приносит никакой пользы. Пробивается, а зарплаты нет. И он бы с радостью поменялся с тобой местами. Увы, мы часто не ценим того, что имеем. Господь раздает нам таланты, причем зачастую не очень очевидные.
Есть сказка «Кот в сапогах». Конечно, кажется, тут какое-то мошенничество, тщеславие, обман, не очень понятные действия отца. Он раздает дары. Кому-то дает мельницу, кому-то ослика, а кому-то кота. Почему так нечестно? Но мы видим, что кот проводит героя в принцы, в будущие короли. Это осмысление притчи о талантах. Да, было дано чуть-чуть, но из этого можно многое произрастить, и не каким-то обманом или сказочными силами, а тем, чтоб не осуждать отца, а ценить то, что есть. Бывает, что человек двадцать лет занимается профессиональным спортом, а потом вдруг травма.
На образовании уже не сосредоточишься, а спорт перекрыт. Что делать? Господь тебя от чего-то уберег, дал тебе что-то другое. Мы видим, как люди стремятся стать знаменитыми актерами, а я вспоминаю Свято-Софийский социальный дом, как Церковь помогает детям с тяжелой инвалидностью. Директор этого дома актриса, которая оставила свою карьеру и занимается больными детьми. Да, она могла бы сиять на сцене, но, может, там пустота? Господь дал возможность проявить любовь. Да, тяжелый крест, но нужно воспринимать каждый свой талант как крест и уметь его нести. Это уберет ненужное мечтание, которое мешает.
Если хочешь чего-то добиться, пожалуйста — ставь себе цель. Но мечта — это то, что уводит тебя от спасения, от Христа. Нужно применять свой талант и просить Господа: «Помоги мне здесь чуть-чуть, и я еще больше разовью свой талант». Конечно, иногда переоцениваешь свои силы, расслабляешься, относишься к чему-то спустя рукава. Все это непременно сказывается. Надо ценить те условия, которые Господь дал тебе для реализации твоего таланта. Я был настоятелем храма, проповедовал, у меня была приходская община и некое единомыслие с людьми, с клириками, был подходящий богослужебный график, чтобы ездить на православные телеканалы и радиостанции, светские телеканалы. Но меня перевели в другой храм, и там уже тяжелее, надо заново выстраивать взаимопонимание, договариваться, чтобы выбраться на сьемки. У Вас талант находить себя в обществе.
Раз Господь дарует нам талант, Он может Сам решить, где мы будем его применять. Если родители дают ребенку деньги и говорят, что можно купить пирожок или мороженое, а он пойдет и купит себе алкоголь или какие-то вредные продукты, то это отнюдь не будет исполнением воли родителей. Или ему дали на обеды, а он купил чипсы и газировку. Наелся, напился, и теперь у него болит живот. Так тоже не пойдет. Когда Отец Небесный дает какие-то таланты, нам хочется применить их для себя. Но Господь говорит, что нужно применить их для ближнего. Когда у нас есть стремление применять эти таланты для ближнего, тогда мы на одной волне с Божиим Промыслом о нас, и все получается гармонично. Если же мы отходим от Его Промысла, то начинаются какие-то мелкие и крупные проблемы.
Это повод задуматься: не зарыли ли мы свой талант? В притче раб говорит, что не подвел Господа, взял талант и не растратил его. Но Бог говорит, что надо было его приумножить. Если ты будешь, несмотря на все трудности, несмотря на какие-то препятствия, приумножать свой талант для служения людям, то он обязательно откроется, расцветет. И даже если никто из людей не оценит, то оценит Господь на Страшном суде. И пусть кто-то будет знаменитой рок-звездой, которая скончалась в зените славы из-за приема запрещенных веществ. Вроде такой талант, но человек придет ко Господу, а Он скажет: «Не знаю тебя, иди во тьму кромешную». А бывает, о человеке никто не слышал и не знает, просто обычный труженик, но Господь возьмет его и скажет: «Войди в радость Господа Своего». Это зарывание таланта или выживание?
Господь дал нам нелюбимую работу и возможность получать за нее соответствующую зарплату. В принципе, это тоже дарование Божие. Господь говорит: даже через нелюбимое дело Я даю тебе средства к существованию твоей семьи. Но надо воспринимать это как крест, как некоторое служение. Но отменило ли это страдания Господа? Просто по-человечески дало Ему какую-то передышку. Конечно, перед смертью не надышишься, но все равно эта невольная поддержка в прямом и переносном смысле была важна для Него. Надо помнить, что Господь наш Иисус Христос во всем подобен нам по человечеству, кроме греха. Точно так же и мы несем крест какого-то нелюбимого занятия, а Господь подбадривает нас через высокую зарплату.
Бывает и наоборот: дело любимое, а зарплата печальная. Батюшки в основном находятся во второй ситуации. Конечно, по субъективному мнению, лучше служения священника ничего нет, это настоящее счастье: служить, проповедовать, нести людям весть о Христе, разделять их скорби и радости. Но от тебя не зависит, пожертвуют люди что-то или нет. Конечно, ждешь, что проявится людское милосердие. И к любимому делу, когда ты не можешь спокойно выдохнуть, думая о завтрашнем дне, и к нелюбимому, но хорошо оплачиваемому нужно относиться как к дарованию Божию. Надо помнить, что есть крест, в обеих ситуациях разный, но впереди все равно награда и возвышение. Голгофа — это прообраз Елеона, вознесения на небеса. И в той, и в другой ситуации нам от Господа есть награда и поддержка в течение всей жизни.
Может ли он мешать вере в Бога? Люди ищут себя даже в сорок пять лет. Не поздно и в 60 лет начинать себя искать. Важно, чтобы ты искал в себе образ Божий. Ты суетный и грешный человек, ты заглядываешь в себя — и видишь страшного грешника, видишь суету этого мира, но ты не сдаешься и, опираясь на молитвы, на богообщение, находишь в себе образ Божий. Как мы помним, в Библии сказано, что человек сотворен по образу и подобию Божьему.
Конечно, туда присылают все что угодно. Поэтому потихонечку мы сделали более строгие правила, попросили писать только то, что связано с жизнью прихода.
В итоге мы создали отдельный чат для тех, кто хотят обмениваться картиночками, сообщениями, просто так о чём-то поговорить на не связанные с приходом темы. Если у нас в основном чате около 210 человек, то в чате для общения — 60. Еще у нас есть отдельный общеприходской чат с просьбами о молитве: если кто-то из близких родственников заболел, или тяжёлый экзамен, или совещание на работе. Кто-то в ответ обязательно напишет слово поддержки, а остальные просто прочтут и помолятся. Кроме того, поскольку на приходе до карантина была активная паломническая деятельность, то, когда выпадает тот или иной праздник, та или иная память святого и мы были в месте, связанном с жизнью этого святого, или в храме, ему посвящённом, — выкладываются памятные фотографии, обмениваемся воспоминаниями. Так немного раздвигаются границы квартиры, вспоминаем, что мир, сотворённый Господом, большой, и это помогает легче справляться с унынием. Там нельзя оставлять посторонние комментарии. Вы же не будете писать что-то на записке или рисовать смайлик и солнышко.
Это работает, и все наши постоянные прихожане подают так записки. Понятное дело, финансовая ответственность за свой приход требует некоторой сознательности. Когда стало можно подавать записки через «WhatsApp», то людям стало легче об этом вспомнить.
Конечно, туда присылают все что угодно.
Поэтому потихонечку мы сделали более строгие правила, попросили писать только то, что связано с жизнью прихода. В итоге мы создали отдельный чат для тех, кто хотят обмениваться картиночками, сообщениями, просто так о чём-то поговорить на не связанные с приходом темы. Если у нас в основном чате около 210 человек, то в чате для общения — 60. Еще у нас есть отдельный общеприходской чат с просьбами о молитве: если кто-то из близких родственников заболел, или тяжёлый экзамен, или совещание на работе.
Кто-то в ответ обязательно напишет слово поддержки, а остальные просто прочтут и помолятся. Кроме того, поскольку на приходе до карантина была активная паломническая деятельность, то, когда выпадает тот или иной праздник, та или иная память святого и мы были в месте, связанном с жизнью этого святого, или в храме, ему посвящённом, — выкладываются памятные фотографии, обмениваемся воспоминаниями. Так немного раздвигаются границы квартиры, вспоминаем, что мир, сотворённый Господом, большой, и это помогает легче справляться с унынием. Там нельзя оставлять посторонние комментарии.
Вы же не будете писать что-то на записке или рисовать смайлик и солнышко. Это работает, и все наши постоянные прихожане подают так записки. Понятное дело, финансовая ответственность за свой приход требует некоторой сознательности. Когда стало можно подавать записки через «WhatsApp», то людям стало легче об этом вспомнить.
Еще опаснее эту дружбу имитировать, чтобы только просить у Бога "по дружбе" откликнуться на наши просьбы! Опаснее, потому что Господь на наши молитвы откликается и мы, регулярно заглядывая в храм привыкаем к этому, как к должному, при этом отказываясь от усилий со своей стороны исполнить Волю Божию. Но печальнее всего приходится душам усопших, которые уже осознают, как отступили в течение земной жизни от Бога, но больше не имеют возможности послужить ему!
Отвечают священники
Просмотрите доску «Священник Стахий Колотвин» в Pinterest пользователя Ксения Андрусенко, на которую подписаны 1 761 человек. Главная → Номера → №6 (999) → Священник Стахий Колотвин. Mы делаем выбор: молимся – вместо ругани, уповаем на Господа – вместо раздражения в сердце. И почему в самой непростой Церкви лучше, чем в миру «Мои прихожане знают, что их батюшка — бомж», — говорит отец Стахий Колотвин.
Отвечают священники
До сих пор не лишенный сана священник-модернист также исповедует католическую ересь о «неизгладимости священства». — В это непростое коронавирусное время мы попросили священника Стахия Колотвина рассказать нам о своем опыте перевода приходской жизни в онлайн. Протоиерей Алексей Батаногов и иерей Стахий Колотвин. Авторы - КОЛОТВИН Стахий, иерей. КОЛОТВИН Стахий, иерей. Настоятель и ответственный за строительство храма Воздвижения Креста Господня в Митине. — В это непростое коронавирусное время мы попросили священника Стахия Колотвина рассказать нам о своем опыте перевода приходской жизни в онлайн.
Комментарии
- Нужна ли пастырям психиатрия? — на вопросы отвечает профессор ПСТГУ В. Г. Каледа
- Священник Стахий Колотвин | VK
- Стахий колотвин биография
- Священник Стахий Колотвин
- Стахий колотвин биография
Стахий Колотвин: биография, личная жизнь, жена, дети
У нас в студии был клирик храма святителя Николая в Тушине священник Стахий Колотвин. Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. Протоиерей Стахий был неоднократно награжден за свое бескорыстное служение людям.
КОЛОТВИН Стахий, иерей
Следующий соперник «Локо» — «Урал» 6 ноября. Новости по теме.
Редакция сайта попросила Василия Глебовича рассказать о своей книге, которая явилась плодом многолетнего преподавания курса основ психиатрии студентам богословского факультета ПСТГУ. Где тонкая грань между душой и нервной системой? Мешает ли психическое расстройство спасению души? Как относятся к психиатрии святые отцы и современные старцы? На эти и другие вопросы отвечает В. Каледа в первой части нашего интервью. В годы моей учебы складывалось впечатление, что наиболее популярным и посещаемым был курс «Пастырской психиатрии», который уже на протяжении многих лет ведете Вы. Я тогда выбрал суровые дисциплины по догматике, поэтому теперь так хочется восполнить пробелы в знаниях и начать с основного вопроса: чему может научить будущего священника человек, который занимается медициной?
Сюда входят достаточно распространенные различные депрессии, пограничные психические расстройства, так называемые эндогенные заболевания биполярное аффективное расстройство, шизофрения и др. На мой взгляд, эти цифры излишне завышены. Но в любом случае, цифры говорят о том, что расстройства встречаются очень часто. Помимо этого, мы нередко встречаемся с людьми, у которых отмечается депрессивное состояние — им не просто тоскливо «что-то грустинка меня посетила», как говорят некоторые , у них есть суицидальные мысли. Депрессия в нашей стране отмечается примерно у 8 миллионов человек, а в мире насчитывается 350 миллионов человек, страдающих депрессией. Учитывая эти цифры и то, что священник в своем пастырском служении должен быть готов встретить в Церкви каждого человека, приходящего к нему за духовной поддержкой, врач-психиатр может помочь будущему пастырю получить базовые знания, связанные со спецификой общения с этой категорией людей, ищущих помощи. У меня не было задачи изложить весь курс психиатрии, изложить его классическим образом, фундаментально и обстоятельно, как это делается в учебниках и руководствах для студентов медицинских вузов и врачей-психиатров. Главная задача, которую я перед собой ставил в этой книге, — изложить основы психиатрии максимально доступным и понятным языком, с минимальным использованием медицинских терминов для священнослужителей и студентов православных богословских учреждений, для церковных служителей и для всех, кто интересуется данной проблемой. И поэтому священник является одним из первых, к кому люди приходят со своей бедой, он должен уметь дифференцировать, где психологическая, а где духовная проблема, которая нуждается в помощи именно священника, где сфера именно его компетенции и где сфера чисто медицинская, в которой священник один не справится. Об этом недавно на епархиальном собрании Московской епархии говорил Святейший Патриарх Кирилл.
Священник не может брать на себя ответственность за такие случаи и обязательно должен обращаться за помощью к психиатру и направлять к нему людей, которые нуждаются именно в медицинской помощи. При этом люди с психическими расстройствами, как никто другой, нуждаются в помощи и поддержке священника и церковной общины. И будет ли легче спасать свою душу, если психическое заболевание преодолеваешь?
Я понял, что как-то надо поддерживать людей, с которыми я вместе болею за один клуб. Вот так и попал в "Викинги". Но вообще, конечно, околофутбол — тема, о которой не хочется говорить подробно. Это затрагивает многих людей, которые вряд ли хотели бы афишировать свои былые подвиги.
Кто знает, тот знает. Пусть люди дальше живут с миром. На фанатскую трибуну, самую дешёвую, чаще попадают подростки — и многим сложно избежать соблазна сотворить ложного кумира. Вот дядька с флагом, вот дядька с барабаном, рядом — накачанный и весь в татуировках мужик... Волей-неволей захочешь быть таким же... Но с возрастом, конечно, с улыбкой вспоминаешь подобные мысли. Вам доводилось принимать участие в драках?
А изнутри? Более того, одно из качеств фанатов я бы очень хотел воспитать в своих прихожанах — говорю о взаимовыручке. Это настоящее братство. Фаны не бросают своих, в любой ситуации готовы помочь, объединяются в горе и радости. А вот среди людей, регулярно посещающих церковь, хватает тех, кто забывает о самых простых вещах. Не надо быть другом каждому. Но помогать тому, кто объединён с тобой общей молитвой, надо всегда.
Человек, ещё не достигнув ничего в жизни, порой ложно отождествляет себя с успехами команды. Ну, и ненависть, конечно. Причём на пустом месте. Врага нет, а его изобретают. В лице команды соперника, её фанатов. Ссор в нашей жизни и так хватает, а тут добавляются искусственные. Руки Лёлика чисты!
Теннисные корты в Черкизове забиты до отказа. Руководство и игроки столичного "Локомотива" выходят к своим фанатам на прямой разговор. Не отворачиваясь и не отделяя себя от болельщиков, они на протяжении трёх часов отвечают на острые вопросы о трансферах, турнирных неудачах и тревожном будущем, которое после смены руководства покрыто туманом и тенью, оставленной экс-президентом клуба Ольгой Смородской. На фоне красно-зелёных цветов, в которые окрашена временная трибуна, выделяется молодой человек в чёрном одеянии священнослужителя. Он берёт микрофон и задаёт острый вопрос — вопрос, который имеет большое значение для него лично. Я сейчас говорю об Алексее Ерунове это известный в фанатском мире как Лёлик директор по работе с болельщиками "Локомотива" и многолетний лидер "Викингов", которого после марсельской бойни на Евро-2016 французские власти осудили на два года, недавно этот срок был сокращён на шесть месяцев.
Если ты крадешь, значит, ты патриот? Колотвин —... То есть здесь, на самом деле, для нас образ человека, который сделал уже где-то там раньше ошибку, окружающие обстоятельства так сгустились, что вот как ты ни поступи, ты сделаешь либо плохо, либо очень плохо. И сам человек из этого выбраться не может, если, действительно, как в античном театре, ну, в V веке до Рождества Христова, в расцвете афинской демократии и культуры, конечно, вот deus ex machinа, то есть вот этот бог, который приземлялся на лебедке и разрешал все противоречия между героями трагедии, он, конечно...
Казалось, это вещи абсолютно искусственные. Но здесь, конечно, в момент, когда уже Господь приходит в мир и проповедует, мы видим, что вот то, что в Ветхом Завете было разрешить невозможно, Господь дает — дает этому дорогу в Новом Завете, потому что Он Сам вмешивается в этот процесс. Ананьев — Подробнее об этом изначально нехорошем человеке — мытаре Закхее, а также о том смысле, который вложен во всю эту историю, о которой мы говорим всю эту неделю, мы продолжим разговор здесь, на радио «Вера», ровно через минуту. Не отходите далеко. Добрый вечер, отец Стахий! Колотвин — Добрый вечер! Ананьев — Я — Александр Ананьев. И правильно ли я Вас понимаю, отец Стахий, что вот ну уж если давать такую оценку человеку, чего делать, наверное, не стоит, надо осуждать его поступки, но не его самого, но, образно говоря, хуже этого человека придумать себе было довольно сложно. И если бы надо было себе придумать самого отрицательного персонажа из всех жителей Иерихона, то вот этот низкорослый, некрасивый, никому не симпатичный мытарь Закхей был бы, наверное, первый в списке плохих людей. Колотвин — Ну, тут, опять же, тоже, что он такой низкорослый и правда некрасивый, нелюбимый...
То есть мы видим, что меньше дано — меньше спросится. То есть если у тебя действительно детская психологическая травма, тебя как-то там затравили, то, конечно, с тебя спросит все равно Господь, но какое-то прощение будет, поэтому всегда надо со снисхождением относиться, потому что очень часто люди, которым как-то вот тяжелее, может быть. И если не принимать во внимание, а сатана же на нас шоры одевает, и нам кажется, что вот нет человека, который настолько плох. А ты, действительно, если чуть-чуть оглянешь и видишь вот этого ребенка несчастного, который маленького роста, и над ним как-то издеваются... Может быть, он отнюдь был не из мытарской семьи, то есть не из богатой, может быть, наоборот, он был... И уже, если это людям и сложно разглядеть, и никто, конечно, там... Как мы знаем, потом Господа осуждали, что Он-то к Закхею пошел. Но, в принципе, Господь как Совершенство — Он видит в этом завистливом, в этом злобном, в этом человеке, упивающемся своей властью и безнаказанностью, все равно видит образ Самого Себя, Образ Божий. Как вот, ну, действительно, поется в богослужебных песнопениях, «подобное подобным бы призвать». И поэтому Господь призывает его подобным — не в смысле, что «вот Я такой властитель мира, и ты тоже властитель, будем знакомы»...
Как все-таки сейчас как-то там с чиновничеством взаимодействуют, что так проще это, конечно, сказать: «О, какой-то у меня статус есть, давайте»... Нет, а Он призывает, наоборот, обращается к другой части души человека — как раз к той светлой, такой, которая чувствует, что может быть боль, что может быть чего-то... Потому что самое важное здесь — мы видим, что Закхей, несмотря на все негативные характеристики, которые мы про него собрали, поступил отнюдь не то, что, там, телохранители растолкали и его в первые ряды поставили. Вот сейчас представить, что у нас какой-то чиновник, если решит принять участие в Крестном ходе, что он будет куда-то там на такое... Нет, в первый ряд встать, чтобы сфотографировали красиво, — это пожалуйста. А Закхей уже, можно сказать, даже своим залезанием на вот эту ягодичину, на такой, ну, чуть ли не на куст... Нельзя сказать, что это... Может быть, он бы на большой дуб какой-то не залез, да? Что он уже показал, что он сам не знает, чего он хочет, он сам ничего даже не просит. Ему просто, вот его душа стремится, потому что он видит что-то такое, что не может понять и объять, а грешная душа, душа, скованная грехом, правда не может.
Вот Свет видит — она не понимает, что это именно такое. Но все равно душа по природе христианка, она ко Христу стремится. Ананьев — Получается, что как у него не было особенного выбора, совершать или не совершать грех, у него там все равно шаг влево, шаг вправо — все равно ты страшный грешник, так и здесь, получается, у него не было выбора, потому что им же руководило не стремление стать лучше, вот как я себе это вижу, не понимание того, какой он грешник, а, по сути, это было такое детское, светлое, может быть, хорошее ну потому что чистое , но все равно любопытство. Колотвин — Любопытство — да, но все-таки, как Вы совсем чуть ли не в сторону кальвинизма завернули, такого предопределения ко спасению или к осуждению, все-таки наш такой святоотеческий взгляд на взаимодействие с Богом — это соработничество. То есть человек все равно делает какое-то усилие сам, а не просто под влиянием обстоятельств, но, в том числе... А Господь ему помогает, в том числе, некоторые обстоятельства, которые как-то модерируют жизнь, откликается. Поэтому тоже Закхей... Вот я, может быть, не очень четко сказал — уже в этот момент, когда Закхей уже стал старшим мытарем Иерихона, у него, правда, какой бы он шаг ни сделал, все это была бы ошибка, но... За исключением того, что ему Господь, в итоге, посоветует. Хотя это тоже, в итоге, болезненно, может быть, и сказалось на ком-то из окружающих.
Но вот ошибка была сделана раньше — когда ты заходишь в темный переулок и проходишь куда-то, и, в итоге, видишь, что и за тобой какая-то странная компания, и с каким-то одним акцентом, а перед тобой компания тоже странная и совсем без акцента, но чего-то отнюдь не хочется туда больше идти. Как-то вот тут что с акцентом, что нет... То ошибка твоя — не когда ты повернешь направо или налево, а когда ты вообще, в принципе, уже за полночь в этот переулочек свернул, вместо того, чтобы пойти более длинным путем, но зато под фонарями. Поэтому Закхей — он заложник ситуации в том плане, в каком каждый из нас, согрешивший, находится, что исправлять всегда тяжелее, чем сразу делать правильно. Чем ты больше ошибаешься, тем ты дальше запутываешься, тем тебе сложнее распутаться, но это не значит, что ты распутаться не можешь — просто для этого тебе больше усилий и зачастую каких-то жертв надо будет принести. Ананьев — Я вчера потерял полчаса — или не потерял, приобрел. Я сидел, рассматривал фотографии... Я же никогда не был на Святой Земле... Я рассматривал фотографии, если верить подписи, той самой смоковницы, на которую забирался Закхей. Она реально существует сейчас?
Колотвин — Ну, смоковницы — они все-таки не такие долговечные деревья, как маслины, но, в принципе, как мы знаем из ситуации и с маврийским дубом, дают побеги. Побеги прорастают, и, можно сказать, такой круговорот. Поэтому, в принципе, могла вот та смоковница, которая в Иерихоне почитается, быть, можно сказать, прямой наследницей, плоть от плоти в прямом смысле слова, причем, той самой смоковницы, на которую забирался Закхей. Для нас, поскольку... Поскольку мы почитаем... Ну, это у нас догмат иконопочитания. Мы почитаем не доски, не краски, мы почитаем именно вот этот первообраз, который стоит за иконой. И поэтому мы тоже почитаем не то, что вот оригинальное дерево или не совсем оригинальное, или вообще перепутали — соседнее почитают. Нет, а мы почитаем именно то событие, которое Христос здесь в отношении человека совершил. Ананьев — Ну вот здесь, конечно, я, признаюсь честно, немножко язычник.
Мне стало страшно важно оказаться там, возле этого дерева, и постоять возле него. Хотя оно ведь почитается все равно там, оно как-то ограждено, там какие-то таблички, туда нельзя заступить, нельзя его потрогать, отломить кусочек коры, как бы я, например, очень захотел сделать. Все равно туда никого не пускают. А тот факт, что бедняга Закхей забрался на это дерево — смоковница ведь, да, это, инжир, по большому счету? Колотвин — Ну, ягодное дерево... Я сейчас не вспомню, что в греческом тексте говорится, потому что вот церковнославянский сидит, а греческий — увы, память уже подводит, прямо так, не заглядывая в текст, сложно сказать. Ананьев — Ну, я так понимаю. Я для себя решил, что это инжирное дерево вот это вот, с такими светло... Вот тот факт, что он забрался на это дерево, в частности, трактуется так, что Закхей смог подняться, в буквальном смысле над своей грешной природой. Правильна ли эта трактовка?
Колотвин — На самом деле, да, очень хорошая трактовка, символическая. Потому что Закхей — он, по своей гордости, несмотря на свой маленький рост, так над всеми возвышался. Он над всеми... Ну, правда, он был всех главней в городе. То есть даже какой-то религиозный лидер, местный раввин, учитель, кто в синагоге собирал на чтения и пользовался действительно очень важным авторитетом, все равно он, по сравнению с мытарем, таких возможностей не имел и такого влияния — ну, не говоря уж о богатстве. И хотя, в принципе, в иудейской среде и в те века, в отличие от нашей богоспасаемой державы, служители культа — они все-таки не бедствовали. А тут Закхей — правда, он берет, вроде, возвышается, но на самом деле это возвышение в смирении. Потому что чем выше он забирается, тем больше он может стать объектом для насмешек. Поэтому он возвышается над своим грехом. Поэтому и тоже для нас вот некоторый символический пример — что тоже мы должны возвыситься, стать лучше, но стать лучше не чтобы этим погордиться, а, наоборот, как Христос.
Христос берет и смиряется. И вот мы как раз Христа так любим и больше любовь к Богу чувствуем — к Богу воплотившемуся, Который пришел к нам. Мы вот просто видим Ветхий Завет. Любят ветхозаветные люди Бога? Но так, как мы любим Христа, у них не было такой возможности. Вот Бог где-то на небесах, непознаваем, далек инаковому нашему грешному человечеству. А тут Бог рядом с нами. Поэтому тоже, конечно, пока мы приближаемся ко Христу, Который все-таки по своей личности един и в Божестве, и в человечестве, был подобен нам, конечно, во всем, кроме греха, нам очень важны и вот такие примеры — примеры реальных людей, которые, в отличие от Христа, греху были подвержены, но делали попытки его победить. Ананьев — Сейчас будет сложный вопрос, отец Стахий: где та смоковница, на которую вот я, конкретно я, в моем конкретном времени, в моем конкретном окружении, теоретически, мог бы взобраться? Потому что я очень хочу.
Я понимаю, что вот тот пример с Закхеем — это пример для меня. И я очень хочу увидеть — а где там... Чтобы мы были... Чтобы было понятнее — конкретный пример вот этого образа, который нам приведен в этой истории? Колотвин — На самом деле, этот шаг не такой сложный и не такой мучительный, потому что, на самом деле, куда более важен финальный шаг всей истории о Закхее.
Бразильский батюшка служит в московском храме
Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин. 13 июня 2023 | Видео | Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. |
Стахий Колотвин: биография, личная жизнь, жена, дети | Священник Стахий Колотвин Скачать Могут ли усопшие видеть и слышать нас? |