Чем это аукнется, особенно когда полностью уйдут педагоги советской и постсоветской закалки? Российские школы страдают от дефицита учителей, и это является серьезной угрозой для будущего образования и общества.
Змеиный клубок, зарплата, дети. Почему учителя уходят из школы
Почему я ушла из школы? Пять исповедей молодых казанских учителей | Вопрос о деньгах: в 2023 году в СМИ не раз проходили новости о «повышении зарплат бюджетников». |
Депутат Госдумы попросила кабмин изучить причины увольнения учителей из школ | В 2023 году из российских школ уволились 193 тысячи учителей. Это максимум за 7 лет. |
Территория страха: монолог учителя, который решил уйти из школы | За год из школы ушло 11 педагогов, все нашли себя в репетиторство, талантливый учитель не пропадёт. |
Учитель рассказал, почему уволился из школы - 21 июля 2023 - V1.ру | Рассказ учителя школы, откуда из-за директора со скандалом ушли педагоги. |
Почему учителя увольняются из школ: реальные истории российских педагогов - 5 сентября 2023 - 43.ру | Работники среднестатистических школ уверены: чиновники от образования «далеки от педагогической реальности», а все вышеназванные шаги Минпросвещения «не способны остановить бегство учителей из школы». |
Почему учителя уходят из профессии
Учителя массово увольняются из школ? Минпрос не согласен : Аналитика | В статистику попадет и зарплата учителя из какой-нибудь Международной школы, и преподавателя из обычной средней школы. |
«Угрожала отправить на СВО». Из петербургской школы уволилось сразу 17 учителей | Учителя массово уходят из школ, зачастую даже не желая возвращаться. |
Учитель: опять май и я опять увольняюсь из школы | Во-первых, вынужденное нахождение учителя в школе не лучшим образом скажется на качестве его преподавания, во-вторых, «оттрубив» положенный срок, он все равно уйдёт из школы. |
Депутат Госдумы попросила кабмин изучить причины увольнения учителей из школ | По последним данным, более трети российских учителей являются пенсионерами или людьми предпенсионного возраста, только 5,9% педагогов в школах РФ младше 29 лет. |
Почему я ушла из школы? Пять исповедей молодых казанских учителей
Чаще всего уходят из школ учителя начальных классов — среди них в 2023 году уволилось больше 36 тысяч человек. сказала парламентарий. Будто бы только в 2023 году уволились почти 200 тыс. педагогов. Новость так всех взбудоражила, что Минпрос даже выступил с официальным опровержением.
Учителя бегут из школ. Как власти собираются решать проблему?
Плюс есть надбавка за квалификационную категорию. Категория нужна, во-первых, чтобы получать зарплату выше, а во-вторых, чтобы слушать от администрации: «Вы же учитель высшей квалификационной категории, как это научить не можете? За нагрузку — 2,5 ставки плюс классное руководство — зарплата молодого педагога составляла в среднем 70 тысяч рублей. Александр признается, что никогда не стремился брать больше нагрузки — она просто постепенно росла. В итоге у меня забрали большую часть нагрузки, и мне пришлось работать по совместительству в другой школе, — говорит он. По словам Александра, о добровольности работы в школе говорить сложно: руководство сначала «втрамбовывает» дополнительные часы, а потом за них спрашивает. А классное руководство спускается на педагогов в принудительном порядке: — Подавляющая часть учителей отказалась бы от него напрочь. Ибо тут действует принцип «спрашивают как с умного, платят как дебилу». Я всегда шутил: «На одну ставку есть нечего, а на две — некогда». Хотя, несмотря на всё, получал неплохие деньги и были серьезные результаты работы как детей, так и мои личные, — говорит он.
С такой нагрузкой это стало каторгой. А дети всё видят и чувствуют, не могу обманывать ни себя, ни их» Александр, учитель — Также от моего нежелания работать напрямую страдают знания детей, заниматься вредительством не могу, — продолжает он. За время работы было, кажется, всё, что может выпасть на долю молодого и талантливого педагога. Один ковид чего стоит. Как признается учитель, лично для него, когда всех перевели на удаленку, работать стало даже проще. Отношения с детьми, говорит педагог, обычно складываются хорошие, особенно когда ребятишки становятся более сознательными. Ученики помладше считали Александра злым, потому что он много от них требовал. А старшие уже понимали, что всё справедливо: «как и что сделал — то и получил».
Администрация по этому вопросу старается с мамами и папами не спорить. Вот и получается по их общему мнению, что если ученик плохо себя ведет — виноват учитель.
Ведь он не смог найти подход. Если ребенок получает двойку, тоже виноват учитель — скучно рассказывает. И так далее. Статус школьного педагога в России вообще крайне низок. Сейчас он болтается где-то на уровне плинтуса. Учителей считают неудачниками. Иногда, правда, чиновники вспоминают о «педагогическом призвании». Но, вероятно, под этим подразумевается умение много работать и мало получать. Наши педагоги должны работать много, иначе никак. В школьной среде ходит даже поговорка: «С одной ставкой учителю нечего будет есть, с двумя — некогда спать».
У меня было полторы ставки, что равнялось 27 часам занятий в классе в неделю. Казалось бы, это немного. Но на подготовку каждого урока нужно время: надо написать конспект, составить план занятия, составить проверочные задания. Всё это учителя могут попросить показать на бумаге. Еще нужно время на проверку тетрадей и контрольных, написание отчетов. К этому добавляется время на подготовку детей к конкурсам и олимпиадам. Такая загруженность педагога не лучшим образом сказывается на качестве обучения. Если ребенок пропустил урок, отдельно с ним, скорее всего, никто заниматься не будет. У учителя нет на это времени. В качестве альтернативы родители выбирают репетитора.
В них часто идут бывшие учителя, осознавшие, что так заработать можно больше. Репетитор и объяснит материал, и подготовит к контрольной, и по ЕГЭ натаскает. При этом сделает это лучше школы. Естественно, на хорошего репетитора нужны деньги, которые не все семьи готовы выложить. Да, образование всё сильнее начинает зависеть от кошелька папы или мамы.
Можно было бы предположить, что к этому возрасту педагоги уже нарабатывают стаж и перестают считаться начинающими.
Увы, данные о стаже показывают, что спустя пару лет работы молодые учителя уходят из школы. Источник данных: МГПУ. Инфографика: Skillbox Media Распределение практически не изменилось с 2020-го. Больше всего увольнений пришлось именно на 2022-й — более 1600. При этом, как отметила на презентации исследования заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая, в данных по Москве практически нет случаев, когда учителем становится человек тридцати или более лет с опытом работы в другой профессии. О том, что способов входа в профессию педагога становится меньше, говорят и данные об уровне образования молодых учителей Москвы.
Год от года среди них снижается доля специалистов с дипломом магистра педагогического или непедагогического вуза, а также выпускников бакалавриата непрофильных вузов. Какие причины ухода из школы называют педагоги Может быть, молодые учителя изначально мало ориентированы на профессию? Например, поступают в педагогический, потому что там низкие проходные баллы, и идут в школы, потому что там всегда есть вакансии, а как только у них появляется другой вариант для карьеры, уходят.
Тушканов много раз пытался вернуться в школу, но везде натыкался на отказы. Слышит часто одно и то же: «Нам не дадут тебя взять». С грустью он отмечает: «Хотя кто им не даст меня взять?! Не знаю... Преподаватель так интересно вел уроки, что Миррор решил пойти по его стопам. Миррор работал в Московской центральной художественной школе при Российской академии художеств. Пришел устраиваться туда лишь в конце сентября — до этого администрация не могла найти учителя математики.
Однако проработал Миррор в школе недолго: пришлось уволиться из-за личных публикаций в социальных сетях. Этот факт возмутил родителей-активистов. Они обратились к руководству школы с просьбой отстранить Миррора от работы с восприимчивыми подростками. По мнению активистов, такое поведение аморально и неприемлемо для педагога. Несмотря на бурное недовольство родителей, администрация школы на Георгия не давила. Однако учителю все же пришлось уволиться после звонка из полиции. Неизвестные написали на него заявление. Это легко проверить, но что они заявят в следующий раз, одному Богу известно», — говорит Миррор. Он подчеркивает, что причиной увольнения стал не конфликт с руководством школы, а личный мотив: «Так что я ушел из опасений за свою свободу и жизнь». Сейчас Георгий Миррор оканчивает курсы программирования.
При этом бывший преподаватель не отказывается от своих пристрастий и по-прежнему увлекается БДСМ-сессиями, играет в компьютерные игры и ходит на парные танцы.
Территория страха: монолог учителя, который решил уйти из школы
Стараются, конечно, переводить записи в электронный формат, но в каких-то школах записи дублируется. Учителя часто занимаются лишней работой: ходят на демонстрации, митинги, участвуют в собраниях, педсоветах, семинарах. Если человек хочет развиваться как педагог, он сам найдет себе этот семинар. Если не хочет развиваться - значит, он не педагог.
Я в это время мог бы готовиться к урокам. Бумажки, отчеты, планерки - очень много никому ненужной канители. Я считаю, что детей не всегда нужно учить по программе, поскольку в них есть свои плюсы и минусы.
Некоторые пропускаются, другие дублируются. Программа нужна для отчетности. У тебя есть план, по которому ты работаешь.
Быть учителем - равно импровизировать. А всякие отчеты и бумажки нужны только бюрократам. Работа с детьми не подразумевает шаблоны в принципе.
Ребенок - не робот, и ты доносишь до него информацию любыми методами и способами. О потраченном времени на учебу в педагогическом институте я ни капли не жалею. С учениками было много классных моментов.
Теперь я знаю, как работать с детьми, и когда у меня появятся свои, я буду эти знания применять. Главный минус работы - это финансовая нестабильность учителя. Ты постоянно получаешь маленькую зарплату, и повысить её очень трудно.
Если работаешь учителем всю жизнь, то уходить тебе больше некуда. Приходится соглашаться на эти условия. Наверное, поэтому в школе сейчас не происходит смена персонала.
Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме как этой школы, не возьмут. Они работают и держат места, которые могли бы занимать более перспективные молодые люди. Я не говорю, что всех надо поголовно увольнять и набирать молодых.
Нет, мэтров надо оставлять, они должны следить за работой и быть наставниками молодым. Но если бы в школе платили больше, если бы было меньше работы с бумажками, больше рабочих мест, в школу бы ещё и молодые ребята с охотой шли. Из школы я ушёл из-за маленькой зарплаты.
Со всем остальным, в принципе, можно мириться. Но я не могу жить на 15-20 тысяч, мне трудно. А ещё надо содержать семью.
Меня пытались удержать. Родители ходили к директору и просили, чтобы я остался в школе. Директор тоже предлагала остаться, но без энтузиазма, так как понимала, что причина - финансы, и помочь она ничем не может.
Родители детей предлагали наличными добавку, предлагали квартиру к школе поближе снять и даже жить у кого-то из них дома. Это, конечно, всё несерьёзно. Сейчас я работаю менеджером в строительной компании.
Работа не настолько интересная, но приносит в три раза больше денег. Что будет, если все учителя вдруг уйдут в бизнес, как советовал Дмитрий Медведев? Кто станет учить детей?
Я не считаю, что работа учителя менее ответственная, чем работа президента. Мы воспитываем новое поколение! Возможно, вся эта странная ситуация в сфере образования изменится, когда старые учителя уже просто в силу возраста уйдут на пенсию.
Тогда появится вопрос, как привлечь молодых специалистов в школу. Придется улучшать систему, поднимать зарплаты. Хочется, чтобы в школе работали перспективные молодые идейные люди.
Но они пока работать не пойдут, потому что денег нет. Кирилл, работает учителем начальных классов 5 лет. Ему 24 года.
Выиграл конкурс "Молодой учитель года", сейчас трудится в Москве С учениками у меня всегда были хорошие отношения, без проблем. Получалось быстро найти общий язык. Профессия учителя невероятно интересная.
Ты можешь учить, творить, вытворять. Это чистое творчество. От детей получаешь колоссальный заряд энергии, особенно когда видишь отдачу, когда они тебя понимают и применяют знания в жизни и учебе.
Ещё я люблю другую активную деятельность помимо учёбы. Когда я работал в предыдущей школе, мы с классом постоянно ходили и в музеи, и в театры, каждую четверть ездили куда-то. Я всегда за поездки, походы.
Несколько месяцев назад я перебрался в Москву. Меня пригласили работать в одну из столичных школ. В конце этого учебного года я буду увольняться, вернусь к себе обратно.
Честно - переехал по глупости и очень скучаю по старой школе и своим детям. Переехал из-за того, что хотел развития, перспектив и карьерного роста, мотивировала высокая зарплата. Если учитель активный, ему реально получать около ста тысяч рублей.
Но в Москве всё оказалось не так. Раньше я шёл на работу с большим желанием и удовольствием, а сейчас хожу, потому что надо. В школе, где я работаю, нет коллективизма вообще.
Если ещё в подмосковных школах учителя дружат, помогают друг другу, то здесь каждый сам за себя. Учителя нацелены на зарабатывание денег, думают, как бы им ещё что-то сделать и получить премию. При любой удобной ситуации тебя подставят, по тебе пройдут и не заметят.
Родителей больше неадекватных в Москве, чем в подмосковных школах. Все знают свои права, но никто не знает обязанностей. Учителя принимают за "рабочий материал".
Отдали ребенка в школу и только требуют. В Москве всё сурово - по учителям ездят как хотят. В классе у меня 25 человек.
Если дети мотивированы на учёбу, родители мотивированы, то можно хоть сорок человек учить. А если дети не очень хотят учиться, семьи неблагополучные, то там и с десятью будет тяжело. У нас есть такое выражение - "московская школа".
Это значит, что в каждом среднем учебном заведении свои порядки и требования. Даже если ты собираешься устроить праздник внутри класса, нужно в письменном виде подать заявление. Если директор согласует проведение праздника, ты его проводишь, нет - так нет.
По каждому поводу надо спрашивать разрешение и письменно кого-то уведомлять. Это было для меня шоком, потому что в областных школах всё намного проще. Родители тоже подливают масла в огонь.
Такого отношения к учителям я не видел больше нигде. В моей старой школе, где я работал, была одна дотошная мамочка на класс, а тут все с претензиями через одного: "За что два, за что то, за что это? В любой момент тебе может кто-то позвонить, наехать на тебя, наорать, что-то от тебя потребовать, обвинить тебя и так далее.
Энтузиазм из-за этого пропадает. Если бы я изначально пришел работать в московскую школу, я бы себя, наверное, перестроил, а так мне есть, с чем сравнить. К счастью, у меня никогда особых проблем с родителями не было.
Учитель в моём понимании - призвание. Ты знаешь, на что ты идешь, потому что все держится на голом энтузиазме. Если хочется зарабатывать много денег и занимать важный пост, то школа всё-таки не то место, где это нужно делать.
Мне повезло ещё потому, что в моей жизни не стоит остро финансовый вопрос. В Москве к учителям относятся очень пренебрежительно, безо всякой доли сожаления. Директор школы говорит, что незаменимых нет.
Уйдешь - и тебе через неделю найдут замену. Здесь в течение учебного года учителя увольняются и постоянно приходят новые. У младших классов может быть четыре разных классных руководителя, потому что молодые девчонки, которые приходят работать, просто не выдерживают.
Их сжирают, убивают в них весь энтузиазм, поэтому они убегают в другую школу, ищут что-то получше. Снисхождения никакого нет. Ты пришел и должен быть идеальным.
Не дай бог пропустишь ошибку в тетради! У нас в области нехватка молодых учителей, и когда ты приходишь из колледжа или института, тебе помогают, направляют, подсказывают. А тут такого нет.
В системе образования стоит поменять вообще всё.
Но и таких учителей не хватает, поскольку многие из них тоже не задерживаются в школе. Остаётся третья категория учителей — пенсионного и предпенсионного возраста, которые в силу ухудшающегося здоровья уже не могут возлагать на себя большую нагрузку. Как показывает сама жизнь, именно благодаря учителям 50—70 лет наши дети ещё проходят обучение. Проблема очевидна: скоро просто некому будет преподавать в наших общеобразовательных учреждениях, и речь уже идёт не о качестве преподавания. Причина первая — заработная плата педагогов. Она нищенская, чтобы педагог имел возможность существовать. Для этой цели учитель вынужден искать подработку, чтобы как-то выжить.
Кто считает, что педагог обязательно хорошо зарабатывает, тот ошибается. Зарплата учителя подразделяется на оклад и стимулирующие выплаты. Оклад мизерный, несоразмерен требованиям и ответственности педагога. Стимулирующие выплаты можно сравнить с премией в компаниях: всё на усмотрение начальства. О действительных премиях учителя ничего не знают. Причина вторая — нагрузка. Не все педагоги могут брать классное руководство и две ставки в неделю 36 часов. Но ситуация в школах, где не хватает педагогов, вынуждает распределять нагрузку между учителями, которые едва тянут этот груз.
Не зря в Советском Союзе разработали ставку — 18 часов. Педагог должен работать качественно, а не количественно.
А чуть что, то моя заенька не виновата ни в чем, а виноват учитель. Вот и выжили мужиков из школы мизерные зарплаты и сумасшедшие мамаши. Не верите? Думаете это чушь? Тогда ответьте на вопрос, куда делить педиатры мужчины?
А я Вам сейчас покажу куда обсуждали в чате педиатра - мужчину Думаете это не имеет отношения к теме? Очень даже имеет! А что у нас происходит с тренерами? Засадить мужика за решетку может сейчас любая мамаша, которая науськает своего ребенка. Случаев просто вагон и маленькая тележка. Мужиков просто уничтожили и смешали с дерьмом, вот и не идут они в школы, педиатрию, тренерами и так далее и дело не только в деньгах. Даже женщины не хотят работать педиатрами, если уж на то пошло, ибо ментальное здоровье современных мамочек оставляет желать лучшего, а почему?
Да потому что отцов в семьях нет, зато есть пособие, за которое можно жить и плодить нищету. А что, у женщин - учителей ситуация лучше? Эти же самые больные на голову мамаши жалуются во все инстанции, когда видят учительницу в купальнике на пляже. Учитель по их мнению не человек и не имеет права на личную жизнь, ведь у самих мамаш ее нет, не так ли? Ну что, перейдем ко второй причине, почему учителя бегут из школ?
Когда обернулся, то увидел бомжа, которому он недавно дал милостыню. Увидев его, мужчина сказал: - Извините, я больше не могу дать. Нам учителям 2-й месяц зарплату не дали.
Бомж ответил: - Нет, нет, ради Всевышнего мне от Вас ничего не нужно. Вы были в школе моим учителем, поэтому в знак уважения возьмите эти три тысячи рублей. Люди стали жадными, очень плохо подают в последнее время. К сожалению, больше за последние 2 часа не заработал. Возражений не принимаю, я до вечера ещё столько же заработаю. Бомж ушёл, а Учитель остался стоять и у него из глаз шли слезы. Эти слезы были слезами радости, что учил хорошего человека, который его отблагодарил за это? Или слезами отчаяния и обиды за наше государство, которое плюнуло ему в душу с этой мизерной зарплатой?
У людей снижается зрение, особенно у возрастных! Многие уходят из-за электронного беспредела! Выдавливают тех, кто не согласны с администрацией, их лишают стимулирующих, составляют расписание с окнами и проч.. Вот это надо понять руководителям государства, а не вмешиваться в учебный процесс. По 6-8 уроков каждый день проводить 5 дней в неделю, потом заполнять документы и подготавливаться к следующему дню -после этого воспитывать уже никого не хочется, а хочется от этого уйти навсегда. У учителя только обязанности и никаких прав. При этом учитель всегда и во всем виноват. Поэтому молодёжь и не задерживается в школе.
Часто думаю, а что будет, когда уйдут стажисты, наученные работать ответственно в советское время и терпящие пренебрежение вплоть до унижения со стороны учеников, их родителей и администрации. Мысли о будущем в образовании оптимизма не вселяют. Надеяться приходится на себя и своих детей образовывать самим. И вообще создал бы в рамках МВД подразделения школьной полиции. Учителя реально бессильны перед беспределом нынешних кровиночек и их неадекватных родителей.
«В школах не задерживаются»: учитель из Архангельска объясняет, почему молодежь бежит из профессии
Школы России страдают, учителя отказываются работать | сказала парламентарий. |
Почему учителя увольняются из школы | "Считаю, что ежегодное увеличение увольняющихся из школ учителей грозит катастрофой, когда школьники из-за отсутствия отдельных предметников в школах попросту не получают качественного образования. |
Учителя бегут из школ... | Среди причин, по которым молодые учителя уходят из школы, Елена Казакова назвала низкую зарплату, нерациональный менеджмент, колоссальную бюрократическую нагрузку, а также неопределенность и проблемы личностного роста. |
Почему учителя увольняются из школ: реальные истории российских педагогов - 5 сентября 2023 - 74.ру | Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: тюменские педагоги назвали причины побега из школ. |
Причина-следствие дефицита учителей
- Учителя-пенсионеры стали массово уходить из школ - Аргументы Недели
- Учителя массово увольняются из школ? Минпрос не согласен : Аналитика
- Причина-следствие дефицита учителей
- Форма поиска
Из школы массово уволились учителя: теперь вместо русского языка — физкультура
Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме как этой школы, не возьмут. Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: педагоги назвали истинные причины побега из школ. это заблуждение. У учителей такая дополнительная обязаловка висит камнем на душе, – призналась учитель начальных классов одной из воронежских школ Елена Е. (фамилию педагог попросила не указывать).
Из школы массово уволились учителя: теперь вместо русского языка — физкультура
В начальной школе не осталось квалифицированных учителей, учителя уходят, а точнее — их выживает новый директор, детей учить некому», — привело издание «Фонтанка» слова одного из родителей учащихся. В Екатеринбурге 12 учителей почти одновременно уволились из школы № 22. В городской мэрии сообщили, что педагоги ушли с работы «по личным причинам». Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме как этой школы, не возьмут. "Считаю, что ежегодное увеличение увольняющихся из школ учителей грозит катастрофой, когда школьники из-за отсутствия отдельных предметников в школах попросту не получают качественного образования.