Что ждёт Украину дальше. В Киеве эксперты и политики думают, как сказывается на экономике вынужденный отъезд миллионов граждан, получится ли вернуть их в страну после завершения конфликта. Точкой невозврата будет 30 сентября 2022 года, когда президент Путин должен выступить с посланием Федеральному Собранию РФ по итогам референдумов в четырех бывших областях Украины. Истребители F-16, которые собираются поставить на Украину этим летом, ждут самые опасные бои, пишет РИА Новости со ссылкой на Business Insider.
Останется ли хоть что-нибудь от Украины? И будет ли Украина 2.0?
Но сейчас очевидно, что до 2022 года ни одна страна в мире не представляла, как будет выглядеть война будущего. Скажем, инвестиции в малые беспилотники были недостаточны и у нас, и на Западе. Судя по тому, что пишут и говорят западные специалисты, там тоже были не готовы к такому типу войны. Вероятно даже, что они были еще менее готовы, чем Россия.
То есть наша армия на начало украинского конфликта была не хуже ведущих армий мира. Просто ей выпала настолько тяжелая задача, которую ни одной из них не приходилось решать на протяжении последних десятилетий. Поэтому ранний этап конфликта на Украине был крайне тяжелым.
А дальше начался период болезненной адаптации для противоборствующих сторон. И для России, и для Украины, и для стоявшего за ней Запада. Конечно, с нашей стороны было немало неудач, и они в полной мере использовалось для пропаганды против России.
Но в той ситуации и при том соотношении сил, в котором находилась наша армия, едва ли кто-то справился бы лучше. Еще 60 тысяч — это нацгвардия. Плюс несколько десятков тысяч из пограничной службы, всевозможных силовых подразделений в рамках СБУ, полицейский спецназ тоже регулярно привлекался к участию в боях.
В итоге у Украины выходило сильно за 300 тысяч еще до начала мобилизации. Мы же не могли сильно наращивать численность нашей группировки в силу объективных причин. Например, наши сухопутные войска перед началом конфликта насчитывали около 280 тысяч человек.
Да, было задействовано какое-то количество воздушно-десантных войск, береговых войск флота, Росгвардия. Но при этом решили не использовать призывников, что тоже стало дополнительным ограничителем. К тому же совершенно недостаточную по численности российскую группировку, которая начала военные действия против Украины, пришлось стягивать со всей страны.
Это стало одной из причин проблем в управлении, потому что в разных частях страны войска находились на разных стадиях перевооружения. В части систем связи они не всегда были готовы к взаимодействую друг с другом. Этот один из факторов неразберихи раннего периода войны проистекает из дефицита сил.
Конечно, имел место расчет, что удастся сломить волю противника к сопротивлению, были факторы, связанные с применением специальных методов, которые где-то частично сработали, что привело к быстрому занятию южной части Украины. Но во многих местах это не получилось. В итоге недостаточная численность Российской армии на раннем этапе сыграла ключевую роль.
А у нас оно стало меняться только после начала СВО» — А почему мы не нарастили группировку заранее, если готовились к конфликту? Мы же должны были оценивать численность потенциального противника. Думаю, что это осознание пришло не за несколько лет, а примерно за год.
Мое предположение состоит в том, что вывод о неизбежности крупномасштабного конфликта на Украине был сделан в начале 2021 года. За оставшийся срок в условиях мирного времени радикально нарастить численность войск было невозможно. Конечно, отдельные шаги по подготовке к конфликту предпринимались.
В 2021 году наблюдался рост закупок вооружений, были первые попытки привести в порядок инфраструктуру для мобилизации, проводились сборы. Но раскачаться за такой короткий срок не успевали. В обычной ситуации, если вы не прибегаете к чрезвычайным мерам по мобилизации, которые у нас начали предприниматься лишь в конце 2022 года, создать новые соединения довольно трудно.
Для этого нужно было переводить экономику на другие рельсы и объявлять, что война неизбежна. Этого делать не хотели. Российское руководство избегало шагов, которые привели бы к росту экономических и социальных издержек.
Видимо, рассчитывали обойтись имеющимися силами, потому что для масштабной мобилизации нужно довольно сильно изменить общество. А у нас общество стало меняться только после начала СВО и во многом естественным путем с отъездом значительного числа несогласных и так далее. А в 2021 году Россия вообще была другой страной, у нас была другая внутренняя политика, и все работало по-другому.
Тогда было трудно представить, что торгово-развлекательные центры будут переоборудовать под предприятия ВПК, как это сейчас происходит в некоторых городах РФ. Она также накопила большой опыт за 8 лет войны в Донбассе. Имевшийся у Киева арсенал был вполне актуален, потому что сухопутное оружие и военная техника эпохи холодной войны до сих пор составляют основу вооружения сухопутных войск не только в постсоветских странах, но и во всем мире, кроме, может быть, Китая.
Потом происходила только их модернизация. Главным образом за счет совершенствования средств связи, управления огнем, появления новых типов боеприпасов. Кроме того, Украина унаследовала одну из мощнейших в мире систем ПВО.
Это десятки дивизионов зенитно-ракетных комплексов, выпущенных в СССР в 80-е годы: комплексы С-300, «Бук» и так далее. Плюс сотни боевых машин комплексов малой дальности: «Стрела-10», «Оса», «Тор» с колоссальными запасами ракет. Таким образом, на Украину не нужно было завозить тоннами образцы западных вооружений до войны.
В больших количествах тяжелое западное оружие начало прибывать позднее, для того чтобы заместить потери. В то же время заполнялись слабые места в тех сферах, где техника эпохи холодной войны потеряла свою актуальность. Это системы спутниковой связи, разведки, целеуказания.
До сих пор система Starlink играет ключевую роль в системе управления ВСУ. И мы ничего не можем с этим сделать, потому что не можем поражать американскую спутниковую инфраструктуру без вступления в конфликт с США. Обеспечение системой целеуказания для оружия тоже очень сильно меняло расстановку сил в пользу Украины.
У вас могут быть устаревшие средства поражения, но, если они работают в связке с современными средствами разведки и управления, они будут вполне эффективными, что Украина и доказывала на начальном этапе войны, еще до появления HIMARS. Например, ракетные комплексы «Точка-У» использовались ими с высокой эффективностью так же, как и старые системы реактивного залпового огня. Украинцам была оказана помощь и в боевой подготовке, что также сыграло огромную роль.
Но и они совершили большое количество ошибок. Были просчеты в планировании, управлении войсками, выстраивании обороны, контрразведке. В результате Российская армия смогла занять огромную территорию на раннем этапе конфликта.
Хотя и не такую, какую мы рассчитывали. Но основная масса территориальных приобретений была сделана именно в первые недели. ВСУ тоже вступили в период болезненной адаптации.
Развитие ВСУ и выживание украинского государства в таких условиях возможны благодаря масштабному внешнему финансированию. На протяжении этой войны украинцы получают объем средств, сравнимый с ВВП страны. В 2021-м ВВП Украины составлял около 200 миллиардов долларов.
За два года конфликта на помощь Украине по линии отдельных государств и Евросоюза выделено, по данным Кильского института мировой экономики, 346 миллиардов евро часть этих средств в рамках долгосрочных программ еще не поступила. Вся экономическая динамика страны определяется притоком колоссального количества денег извне, которые обмениваются на национальную валюту и тратятся на приобретение товаров и услуг. Это беспрецедентная ситуация.
С другой стороны, Киев смог пойти на очень высокий уровень мобилизации населения. Это связано с тем, что Запад играет роль тыла для Украины и она может идти на любой ущерб своей экономике, не задумываясь о долгосрочных последствиях. А для России конфликт на Украине — один из эпизодов в большом, очень долгом конфликте с Западом.
Поэтому российские власти крайне опасаются нанести серьезный ущерб своей экономике. И мы видим, что им удалось сохранить стабильность и положительную экономическую динамику. Когда ситуация начала меняться?
Но выделение ресурсов на долгосрочное развитие Вооруженных сил началось только с 2006-го. В 2000—2005 годах расходы росли, но уходили в основном на обеспечение текущей деятельности войск, в том числе на операцию на Северном Кавказе. В 1990-е военный бюджет, и без того небольшой, как правило, вообще не выполнялся либо корректировался в течение года в сторону понижения из-за тяжелого состояния государственных финансов.
Сохранялись институциональные проблемы. Например, очень трудно давалось создание новой системы закупок вооружений и военной техники, выстраивание новых отношений между промышленностью и армией. Очень тяжело шел процесс приспособления Вооруженных сил к новым реалиям.
По-прежнему острой была проблема дедовщины и преступности, которая затрагивала широкие слои населения. Потом начались реформы Сердюкова. Они были очень резкими и нацелены на то, чтобы сломать сопротивление старых военных структур и институтов.
Произошло существенное повышение денежного довольствия. Началось быстрое увеличение числа контрактников. Были оптимизированы многие организационные структуры, повышена боеготовность.
Однако общая идея была связана с созданием армии для мира, который существовал с 1989 года по начало 2010-х. Это была довольно стабильная однополярная система. Сохранялось планирование на случай катастрофического развития ситуации, каковой стала бы ядерная война.
Но вне рамок ядерного конфликта считалось, что надо готовиться только к локальным конфликтам, к дестабилизации того или иного региона, проявлениям терроризма, в крайнем случае — военным конфликтам с небольшими государствами. И под это пытались построить компактную, в основном профессиональную армию, которая могла бы действовать в небольших конфликтах эффективно и с небольшими потерями. В принципе, такая армия была создана, и она показала свою дееспособность в ходе сирийской кампании.
Российские войска, численность которых в Сирии всегда была минимальна считанные тысячи человек , в сочетании с бойцами «Вагнера», сирийскими союзниками выиграли войну и обеспечили выживание правительству Башара Асада. Если американцы все свои военные предприятия на Ближнем Востоке проигрывали и вынуждены были сворачивать там свое присутствие, то мы выиграли. Таким образом, последняя война уходившей эпохи, к которой Российскую армию готовили, была выиграна.
Плодами этого успеха мы пользуемся до сих пор, потому что отношения со странами Ближнего Востока и влияние России в этом регионе после начала СВО приобрели для нас особую ценность. Но к столкновению великих держав по образцу раннего периода холодной войны, а тем более первой половины XX века мы были не готовы. Произошел разрыв между политическим и военным планированием.
Изменение характера условий в мире в целом признавали, но в сферу военного планирования это не транслировалось. Запад был в таком же положении. Мы видим, что у них огромные проблемы с наращиванием производства боеприпасов и большинства видов вооружений, которое не соответствует потребностям такой войны.
Мы видим, что Украина тратит в год больше зенитно-ракетных комплексов Patriot, чем производят США в масштабах всей страны. Надо учесть расстановку приоритетов. У нас был целый ряд крупных программ вооружений, прежде всего связанных с флотом и стратегическими вооружениями, которые съедали больше денег, чем, например, вся программа перевооружения сухопутных войск.
Теперь мы видим, что это было неоправданно. Об этом говорит вся российская история. Войны, которые происходят за пределами этих регионов, являются для нас второстепенной экзотикой.
Следовательно, приоритеты военного планирования России должно определяться этим фактом. Флот играет важную роль в СВО. Но только Черноморский.
Однако по расходам на переоснащение он отставал от других флотов.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Украина не успокоится и не переродится. Обандеренное тотальной русофобией и животной ненавистью, отзомбированное с ног до головы, отмороженное, упоротое, жаждущее мести население с местечковым хуторским озверением кипит жаждой мести. И будет по-прежнему с маниакальным упорством атаковать нас ракетами, дронами, беспилотниками и бесперебойно поставлять в Россию диверсантов, террористов и прочих отморозков всех мастей и калибров. Война не закончится до тех пор, пока не закончатся все способные держать оружие украинцы. Либо не изменится их ментальность.
А ментальность народов формируется тысячелетиями. И она может привести либо к самоуничтожению самого народа, либо к поглощению его другими государствами. История знает массу таких примеров. Целые народы после вызовов истории исчезали с лица планеты, ментально так и не сумев приспособиться к новым реалиям дня. Исчезли или почти исчезли могикане, половцы, убыхи, шапсуги, бритты, гасконцы и так далее. Не исключено, что в отдаленной исторической перспективе исчезнут и украинцы — так же, как фактически на наших глазах исчезает само «государство-недоразумение» Украина. Как исчезла та же Ливия, превратившись из полноценного государства в «территорию интересов» И на этой территории играют свои политические партии все, кому не лень, используя местных аборигенов в качестве расходного материала. Ждет ли что-то аналогичное Украину? Не факт.
Украинцев еще достаточно много. Был бы их один-два миллиона — как тех же чеченцев — можно было бы говорить об «окончательном решении украинского вопроса». Но их более тридцати миллионов. По самым скромным подсчетам, мобилизационный ресурс страны составляет порядка двух миллионов человек. Как их мобилизуют — все видели. Чуть не на пинках заносят на передовую. И с такими «темпами потерь» украинской армии хватит еще лет на десять войны. А закончатся или будут перебиты украинцы, англосаксы найдут массу других наемников — негров, китайцев, малазийцев, афганцев, пакистанцев, чилийцев, мексиканцев, колумбийцев и т. В мире худо-бедно проживают восемь миллиардов человек.
И сотня-другая тысяч желающих повоевать с Россией за круглую сумму в бумажках болотного цвета всегда найдется. Так что война эта будет вечной. И конвейер гробов и инвалидов в обе стороны конфликта, да и по всему земному шару будет действовать бесконечно долго. Родовые травмы российской власти Можно ли его как-то остановить? Боюсь, что нет. Время катастрофически упущено. И уже давно играет против России. Никто в январе 2014-го года не мешал Януковичу или его кремлевским кураторам сделать с майданщиками то, что сделал со своими «протестунами» белорусский Батька. Тогда нашим то ли ума не хватило, то ли духа, то ли дерзости.
Цели России в украинском кризисе Цели российской военной операции были заявлены в самом начале СВО: денацификация Украины и ее демилитаризация. Впоследствии к этому добавились необходимость обеспечения прав русских на исторических российских землях и учета новых геополитических реалий — т. Перечисленные цели нуждаются в детализации. Рассуждая логически, такая детализация могла бы выглядеть следующим образом. Денацификация Украины является ключевой задачей. Речь идет не только о полной смене правящей верхушки страны. Логика диктует необходимость ликвидации нынешнего режима во всем его объеме: госаппарата, силовых структур, а также его политических, общественных, идеологических, пропагандистских и прочих опор и составляющих.
Денацификация означает не только политическое, но и духовное оздоровление населения Украины. Очевидно, что эта задача должна будет решаться поэтапно и вестись последовательно в течение длительного времени. Демилитаризация Украины — важнейшая задача в сфере безопасности. Она означает создание условий, гарантированно исключающих угрозы безопасности России с украинского направления. Такие гарантии включают: нераспространение НАТО восточнее границ Польши, Словакии, Венгрии и Румынии; отсутствие на территории Украины западных военных баз, военных объектов, войск. Будущая украинская государственность имела бы право располагать ограниченными силами безопасности и придерживаться строгого нейтралитета. Военная промышленность страны подлежала бы демонтажу.
На территориях, примыкающих к границам России, создавалась бы широкая зона безопасности, на которой запрещалось бы размещение любых вооружений и любого числа военнослужащих Украины. Обеспечение прав русских на исторических российских землях включало бы прежде всего свободу волеизъявления местного населения относительно статуса своей территории области. В тех случаях, когда на областном референдуме граждане высказывались бы за вхождение в состав Российской Федерации, это решение подлежало бы рассмотрению в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Там, где граждане проголосуют за сохранение территории в составе будущего украинского государства, в таком государственном образовании обеспечивались бы статус русского языка и действительное равноправие русских и русскоязычных граждан с этническими украинцами и всеми прочими гражданами. В территориально-политическом отношении ближайшая задача России — полное освобождение тех частей ДНР, Запорожской и Херсонской областей, которые сейчас находятся под контролем Киева. В дальнейшем в состав РФ могли бы быть приняты — также путем референдумов — ряд областей исторической Новороссии: Николаевская, Одесская, а также Харьковская, Днепропетровская и, возможно, другие. Следует, однако, иметь в виду, что включение всей территории Украины в состав России нецелесообразно.
Очевидно, что западные области Украины не могут быть успешно социализированы в общерусской среде. Ясно также, что центральные области Украины Правобережье Днепра относительно слабо связаны с Россией и в случае принудительного включения в состав РФ будут дестабилизировать страну. Киев за последние десятилетия подвергся серьезной галицизации, следы и особенно корни которой ликвидировать будет трудно. Ряд областей Восточной Украины — Полтавская, Черниговская — исторически были очагом малороссийской культуры; их немедленное присоединение к РФ создаст больше проблем, чем принесет выгод. Учитывая эти обстоятельства, для Москвы целесообразно сохранить на значительной части нынешней Украины центр плюс восток украинскую государственность, политически ориентированную на Москву. В перспективе и при условии серьезной и успешной работы в сфере государственного и культурного развития, а также экономического взаимодействия Новая Украина могла бы — если такова будет воля ее населения — стать кандидатом на вступление в Союзное государство России и Белоруссии, что означало бы восстановление единства трех народов — наследников Древней Руси — и их тесную интеграцию. Западные области Украины, вероятно, войдут в сферу влияния Запада.
Там может быть образовано отдельное государство — «возрожденная Западно-Украинская народная республика» или даже «свободная Украина».
Будущее Украины уже предопределено, но в Киеве это ещё не осознали
Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21. При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.
Может быть, цель в том, чтобы обескровить Россию. Джон Миршаймер в своей знаковой работе "Трагедия политики великой державы" The Tragedy of Great Power Politics высказывает мысль о том, что государство может заманить своего противника в конфликт, а потом затягивать его, истощая ресурсы врага и ослабляя тем самым его позиции.
Миршаймер назвал такую тактику "Заманить и обескровить". Может быть, Соединенные Штаты специально заманивают и обескровливают Москву, затягивая украинский конфликт с целью истощения российских ресурсов? Советский Союз сам себя изнурил до такой степени, что его режим рухнул. Отчасти причиной этого стало вторжение в Афганистан и его оккупация.
Возможно, Соединенные Штаты вдохновились этой аналогией и решили использовать такой же подход в конфликте на Украине. А это важно? Пожалуй, одна из причин, почему Соединенные Штаты не могут дать точное определение победы Киева, заключается в том, что Украина очень мало значит для американских интересов. Если исключить громкие заявления о "защите демократии", то получится, что США почти или совсем ничего не выиграют от исхода этого конфликта.
Безусловно, Америка не хочет допустить российской гегемонии в Европе. Но если Москва одержит победу, это вряд ли проложит ей путь к господству на Старом континенте.
Украина пошла бы на переговоры, но Байдену это не выгодно, а именно он принимает решения.
Ему надо, чтобы СВО в вялотекущем виде продолжалась до его выборов. Чтобы он мог изображать из себя воина, который борется со «злыми силами». Политолог Юрий Баранчик считает, что скорее Украина будет просить проведения мирных переговоров.
Для России же на данный момент переговоры отходят на второй план: «Я думаю, что мирные переговоры и капитуляция украинского режима вполне возможны. Если украинский фронт посыплется в одном месте, то это может ускоренно продолжится и в других местах. Тем более, у них сейчас с военным потенциалом большие проблемы.
Мы видим, кого они набирают в армию. Но сейчас уже нас переговоры не устраивают, потому что если Украина сохранит свои производственные активы, то она сможет начать перевооружаться, а нам это не нужно. Нам необходимо брать территорию Украины по максимуму, особенно ее выходы к морю.
Это Николаев, Одесса. Если мы лишим ее выходов к морю, то сократятся поставки вооружений и ресурсов, да и торговля уйдет в минус. К тому же, мы получим выход к Приднестровью, и тогда угроза вторжения Румынии, Молдавии будет стремиться к нулю».
Что выберет Зеленский: Майдан-3, военный переворот или выборы? Зеленский в конце ноября заявлял, что Россия готовит операцию «Майдан-3» по свержению президента Украины. Как мы видим, Зеленский все еще на своем месте.
Однако за 2023 год у него появилось очень много противников, и они как раз находятся гораздо ближе к Зеленскому. А новости о конфликте между главой Украины и Залужным придают политическому ландшафту Украины еще большую «перчинку». Возможно ли, что в 2024 году ситуация дойдет до своего «пика»?
При этом остро стоит вопрос о выборах. Западные партнеры активно намекают, что пора бы их провести, однако Зеленский исполнять их желание пока не спешит. Продавят ли его на выборы в 2024 году или нет?
По мнению Василия Стоякина, Майдан или военный переворот на Украине маловероятны, поскольку Запад против подобных политических пертурбаций: «Любая неконституционная смена власти на Украине, будь то Майдан или военный переворот, подрывает основы западной идеологемы, касающейся украинского кризиса. То есть Запад не признает, что в 2014 году произошел государственный переворот, и нынешняя власть, в общем-то, нелегитимна. Для них это принципиально важно.
Если проводить еще какой-то переворот, то эта логика ставится под вопрос. Поэтому я особенно рассчитывать на такое развитие событий не стал бы.
Для того чтобы полностью ликвидировать государство Украина, потребуются слишком большие силы, вряд ли это осуществимо. Что реально — это не договориться о каком-то разделе Украины, потому что никто с нами такую договоренность не напишет, а занять как можно больше территорий для того, чтобы потом договориться о прекращении огня.
В мирный договор с оставшейся Украиной или Западом я не верю», - сказал он. Ключ к победе. Взятие Артемовска переломит ход СВО Украина может стать частью нового польского государства после окончания конфликта с Россией. Такое мнение в статье для газеты Rzeczpospolita выразил обозреватель Томаш Гжегож Гроссе.
По его словам, в Польше обсуждают воссоздание Речи Посполитой. Речь идет о расширении сотрудничества с Украиной и другими странами региона, объяснил он. Обозреватель считает, что в случае интеграции Украины в польскую государственность вопрос вступления Киева в НАТО и Евросоюз решится сам собой.
События, которые произойдут на Украине
Украина. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Поддержка Украины США и странами запада зашла в тупик. Доходы бюджета Приморского края выросли на 232 млн рублей, Американский полковник раскрыл цель США на Украине.
«Сокращение оставшейся Украины и железный занавес». Каким будет мир после конфликта
Доходы бюджета Приморского края выросли на 232 млн рублей, Американский полковник раскрыл цель США на Украине. Вопрос, что будет с Украиной в этом году, сейчас волнует всех соседей Незалежной. Поэтому Украина должна не зависеть от внутренней политики других стран, а сделать все, чтобы максимально производить дома то, производить реалистично. «Вернутся в средневековье!»: что ждет Украину после окончания спецоперации в 2023 году — заявление Путина о будущем Украины.
Когда в зоне СВО произойдет "опасная битва", раскрыли СМИ
Президент США Д. Байден констатирует исчерпание у США ресурсов для продолжения политики глобального доминирования во всех уголках мира, и выстраивает модель, в соответствии с которой стремится закрепить за Вашингтоном несколько ключевых вопросов, а остальные отдать на откуп региональным центрам силы. Путин на Петербургском экономическом форуме сказал примерно то же самое: обозначил красные линии, где Россия не отступит и одновременно выразил готовность договариваться в непринципиальных для Москвы вопросах, например, в области экологии. Одновременно стало известно, что встречи Байдена с Зеленским не будет. Из этого следует, что в Вашингтоне предложения Путина нашли приемлемыми и теперь в Женеве будут договариваться о конфигурации сфер влияния Запада и России. И только после этого станут решаться судьбы региональных государств. По аналогии, это можно назвать встречей а ля Тегеран-43 и ожидать условно «новой Ялты» где-то в 2023-м году, когда станет ясно, сохранится ли Евросоюз и в каком виде, или распадётся. Таким образом, в ходе предстоящей встречи в Женеве глобальные игроки теоретически, могут обозначить свои рубежи, договориться их не пересекать и наметить области сотрудничества. Само собой разумеется, позиция Украины их не интересует. Уже сегодня совершенно очевидно, что Украина не будет в составе Евросоюза — или того, что останется от него.
После ухода Англии из ЕС, Германия и Франция пытаются сохранить оставшееся по линии Берлин — Париж, в то время как Лондон стремится эту линию разрушить и взять под свой контроль то, что удастся оторвать. Чем всё это закончится, будем посмотреть. Будущее её, воленс-ноленс — в Евразийском союзе. Отсюда и паника в Киеве: люди, находящиеся на содержании Запада, теряют опору и не знают, что делать дальше. Теперь вернёмся к теме окончания строительства СП-2. Украина опасается для себя последствий, боится, что через её территорию прекратится транзит российского газа. Но, по большому счёту, Киев не понимает, что вообще происходит.
Во-первых, это не Зеленский слабак, не самостоятельный и ничего не решающий, а Путин. Прозвучало по-детски — Путина во многом упрекали, но не в слабости. Во-вторых, на самом деле Россия — агрессор. Ну, это общая мантра, надоевшая своей заунывностью. Для той части мира, которая не ведает, что происходило на Украине 8 лет с 2014г. И в-третьих, опять детская реакция — пусть эти нехорошие уйдут, я их боюсь. А вдруг действительно вмешаются небесные силы, и нехороший Путин со своими отвратными войсками вдруг развернутся и уйдут к себе, в необъятные просторы, где и затеряются. Реакция детская, но слова прозвучали оскорбительно. И в этот же день 223 февраля прозвучал отпор Д. Пескова: украинский президент перестал и давно! Важно и обоснование: Зеленский не собирался выполнять предвыборные обещания, также как не собирался выполнять Минские соглашения, больше того — он всё время готовился к войне. Очередная примерка маски За неделю до годовщины СВО Зеленский дал интервью Би-би-си, в котором не отрицал возможность мирного соглашения, но без каких-либо территориальных потерь в пользу России. Приблизить Россию к такому соглашению может только западное оружие. Это единственный язык, который она понимает. Даже несмотря на слишком медленные поставки оружия, Украина сейчас отбивает российские атаки, а потом начнёт контрнаступление. Как бы уточняя последние слова Пескова о потере Путиным интереса к Зеленскому и встречам с ними и отвечая Зеленскому насчёт языка оружия, замминистра ин. Да, вариант маски утверждён На пресс-конференции, посвящённой годовщине СВО 24. Всем известно, что отношения между лидерами стран лучше отношений между Турцией и Россией. Но Зеленского не вдохновила фигура непростого Эрдогана. Он мыслит сейчас только глобальными категориями. Поэтому Эрдоган объединён украинским президентом в компанию мировых лидеров, которым он Зеленский! Но у них, конечно, не получилось. А в недавнем интервью Би-би-си, как мы помним, Зеленский говорил, что не верит Путину. Читайте также: 26. В последний раз, хотя бы немного, капельку. И на эту капельку начать переговоры. И пусть Эрдоган думает, что сейчас он сможет свести нас с Путиным вместе. Так теперь мы не можем — там же не с кем говорить. Условия России для переговоров В феврале Китай заявил свою позицию по российско-украинскому конфликту. Она проста: стороны должны прекратить огонь и боевые действия. Путин назвал такую позицию взвешенной линией. Но если просто прекратить боевые действия, то что дальше. Это значит — переговоры без предварительных условий? Кто первым будет рукоплескать? Это примерно как анекдот про джентльменство в карточной игре.
Освещение форсайт-форума будет осуществляться с участием ведущих российских средств массовой информации. В преддверии форсайт-форума просим ответить на вопросы от Украина. Скрыть 1. Какая Украина нам нужна?
Стратегия США в украинском конфликте выглядит противоречивой. Официально американцы и их союзники поддерживают «формулу Зеленского». Одновременно Вашингтон сознает нереалистичность как самой этой формулы, так и практики ее силового навязывания. Ключевую роль в этом осознании сыграл провал прошлогоднего контрнаступления ВСУ, на которое Белый дом и Пентагон делали основную ставку. После перехода инициативы на театре военных действий к российской армии США оказались вынуждены скорректировать свою ближайшую цель. Теперь речь идет не о «нанесении стратегического поражения России на Украине», а о том, чтобы «не дать России победить в войне». Есть и другие факторы, влияющие на подходы США к Украине. В условиях президентской предвыборной кампании политика администрации Джо Байдена на украинском направлении подвергается критике со стороны лидера республиканцев Дональда Трампа. У экс-президента свой взгляд на то, как в режиме «блиц-дипломатии» завершить конфликт. Несмотря на устойчивый антироссийский консенсус в американском политическом классе, пакет военной помощи киевскому режиму уже несколько месяцев блокируется в Конгрессе. Скорее всего, этот пакет в конце концов примут средства в основном будут потрачены в США , но важнее другое. На фоне усугубляющегося — несмотря на «дух сан-францисской встречи» Байдена и Си Цзиньпина — противостояния с Китаем, а также в условиях обострения кризиса вокруг Израиля на Ближнем Востоке США уже сейчас приступили к стратегической перегруппировке. Смысл этой перегруппировки в том, чтобы переложить большую часть бремени но не командных функций по противостоянию с Россией в Европе на плечи союзников Вашингтона по НАТО, а собственные усилия сосредоточить на укреплении американской системы военных альянсов в Азии и частичном восстановлении влияния на Ближнем Востоке. В этом контексте прекращение огня и установление перемирия между Россией и Украиной по линии боевого соприкосновения сторон имеет для администрации США как политический смысл, так и стратегическое значение. Такой вариант приостановки боевых действий иногда называется «корейской моделью». В 1953-м, после трех лет войны, США и их союзники, с одной стороны, и силы Китая и КНДР за которыми стоял Советский Союз — с другой заключили перемирие без политического урегулирования. Статус-кво на Корейском полуострове сохраняется уже более 70 лет. В украинском конфликте перемирие позволит США в стратегическом плане эффективнее использовать ресурсы коллективного Запада в борьбе за сохранение американской гегемонии. Европа, которая окажется в состоянии длительного — на десятилетия — противостояния с Россией, должна будет наращивать собственные военные усилия, полагаясь по-прежнему на общее покровительство и прямое руководство со стороны Америки. Украина получит передышку для укрепления киевского режима, восстановления военного и военно-промышленного потенциала. Население Украины будет заряжено на долгосрочный реваншизм в отношении России. Политическая зависимость Украины от США закрепится надолго, а финансовая поддержка Киева ляжет в основном на плечи европейцев. Сами же американцы получат возможность переориентировать часть ресурсов на борьбу с Китаем в Азии. Что будет, если Россия действительно остановится на линии фронта? Гипотетическое согласие Москвы на начало переговоров о перемирии с Киевом которому будет спущен из Вашингтона приказ договариваться будет иметь для России много крайне отрицательных последствий и — в стратегическом плане — никаких положительных. Сам факт новых переговоров «Стамбул-2», «Минск-3» станет серьезнейшим ударом по авторитету высшего руководства страны. У наиболее активной патриотической части граждан переговоры вызовут чувство сильнейшего разочарования. В обществе начнется брожение, сопровождаемое рассуждениями на тему «это глупость или измена? Одновременно воспрянут духом те силы в обществе, которые с самого начала СВО были за мир любой ценой, поскольку война существенно ущемила их финансовые интересы.
То, что останется от Украины: профессор-пророк из США раскрыл, чем закончится СВО
Украину может ждать гражданская война, мятеж отдельных регионов или признание поражения. Об этом также пишет Washington Post со ссылкой на украинского депутата, который пожелал остаться неизвестным. Новости Ростова-на-Дону, страны и мира. Сегодня, 24 февраля, наша страна начала «специальную военную операцию» на Украине. Последняя будет состоять в разделе Украины на три части: западные регионы отойдут Европе, юго-восток – России, а центральная часть останется аграрной страной под контролем России на условиях полной демилитаризации. Новости Ростова-на-Дону, страны и мира.
Деньги, оружие и гарантии безопасности: как Запад будет помогать Украине в 2024 году
А эти в накладе никогда не останутся и за долгами всегда придут. Они же уже приходили к нам в 1991-м. Стоит ли напоминать, что в августе 2000-го Россия перечислила Франции последний транш в 50 миллионов долларов в счет погашения так называемого «царского долга». Долга, за который страна уже оплатила кровью сотен тысяч наших солдат, погибших на фронтах Первой мировой. Много вложили? Это не учитывая те миллиарды, которые вкачивались в киевскую военщину начиная с 2014-го. В феврале, незадолго до своей отставки, «архитектор» украинской трагедии Виктория Нуланд в интервью CNN проговорилась, что большая часть денег, которые США выделяют в качестве помощи Украине, остаются в американской экономике и обеспечивают американцам хорошо оплачиваемые рабочие места. Именно за это стоял организованный Нуланд Майдан — дабы украинцы могли гибнуть в окопах за интересы американской экономики.
Лес, землю, полезные ископаемые, зерно, промышленность? Впрочем, научный и творческий потенциал из Украины они начали сманивать еще в 1991-м — в Советской Украине было очень много крупных научных институтов.
Во-вторых, это уже не играет никакой роли, так как превращается в тактический вопрос на фоне глобальных геополитических сдвигов, в которых Украина настолько невесома, насколько и незаметна.
В-третьих, это Трамп проводил политику в интересах американских сланцевиков, которые стремились продавать в Европу свой газ и поэтому СП-2 им мешал. А у Байдена в фаворе зелёная энергия, ему тема СП-2 не интересна. В настоящее время самая сложная проблема — это судьба Европы.
Сумеют ли Берлин и Париж сохранить ЕС? Сможет ли Лондон оторвать под себя часть Европы, и если да, то какую? От этих вопросов зависит, кто будет доминировать в Западной Европе: Берлин или Лондон — и здесь сейчас сосредоточены усилия политиков.
А судьба Восточной Европы уже определена. Речь идёт о том, что Западу не хватает ресурсов на содержание стран Восточной Европы, попавших в его сферу влияния после 1991 г. Поэтому граница между Западом и Востоком, сдвинувшаяся тогда на восток, теперь отодвинется на запад, со всеми вытекающими для восточноевропейских лимитрофов последствиями.
В некоторых странах это понимают и уже суетятся с целью обеспечения мягкой посадки, или — пересадки. К таковым относится, например, Польша. Но на Украине это до сих пор не понимают.
Что закономерно. Ведь в той же Польше имеется национальная элита, которая, как и в любых других странах, формирует национальные интересы страны. Особенность же Украины заключается в отсутствии своей национальной элиты.
В руководстве страны нет людей, которые связывают с Украиной своё будущее и будущее своих детей.
Как сообщалось ранее сегодня, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отметил , что никаких предпосылок для переговоров с Украиной в настоящий момент нет.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Поляков наказать, а белорусов поощрить: как Россия разделит Украину после окончания СВО
Они включают заморозку конфликта по линии боевого соприкосновения сторон; обязательства провести в 2040 году референдумы о будущей внешнеполитической ориентации Киева, а также о судьбе территорий, недавно вошедших в состав РФ; гарантии внеблокового статуса Украины; возможность ее вступления в Евросоюз, но не в НАТО, а также взаимный отказ России и США от применения ядерного оружия в любых обстоятельствах. О возможности раздела Украины по линии фронта публично говорят различные хорошо информированные эксперты в Америке и Европе. Китай выразил готовность создать условия для российско-украинских переговоров. Позиция официального Киева, тем не менее, остается неизменной: никаких переговоров, «освобождение оккупированных территорий» и выход на границы 1991 года. Правда, как на Западе, так и на Востоке понимают, что киевский режим — игрок несамостоятельный и решения такого уровня за него будут принимать в Вашингтоне.
Президент Владимир Путин на встрече с белорусским коллегой Александром Лукашенко в очередной раз подтвердил стремление Москвы к миру и открытость к переговорам, но обязательно с учетом интересов безопасности России и сложившихся «на земле» реалий. Министр иностранных дел Сергей Лавров заранее отверг любой ультиматум, который может быть предъявлен России по итогам «мирной конференции». При этом Москва продолжает указывать на то, что украинский президент «сам себе запретил» любые переговоры с ней. И все же слухи и домыслы о возможности переговоров по Украине и последующего перемирия активно циркулируют.
Необходимо разбираться. Зачем противнику передышка? Стратегия США в украинском конфликте выглядит противоречивой. Официально американцы и их союзники поддерживают «формулу Зеленского».
Одновременно Вашингтон сознает нереалистичность как самой этой формулы, так и практики ее силового навязывания. Ключевую роль в этом осознании сыграл провал прошлогоднего контрнаступления ВСУ, на которое Белый дом и Пентагон делали основную ставку. После перехода инициативы на театре военных действий к российской армии США оказались вынуждены скорректировать свою ближайшую цель. Теперь речь идет не о «нанесении стратегического поражения России на Украине», а о том, чтобы «не дать России победить в войне».
Есть и другие факторы, влияющие на подходы США к Украине. В условиях президентской предвыборной кампании политика администрации Джо Байдена на украинском направлении подвергается критике со стороны лидера республиканцев Дональда Трампа. У экс-президента свой взгляд на то, как в режиме «блиц-дипломатии» завершить конфликт. Несмотря на устойчивый антироссийский консенсус в американском политическом классе, пакет военной помощи киевскому режиму уже несколько месяцев блокируется в Конгрессе.
Скорее всего, этот пакет в конце концов примут средства в основном будут потрачены в США , но важнее другое. На фоне усугубляющегося — несмотря на «дух сан-францисской встречи» Байдена и Си Цзиньпина — противостояния с Китаем, а также в условиях обострения кризиса вокруг Израиля на Ближнем Востоке США уже сейчас приступили к стратегической перегруппировке. Смысл этой перегруппировки в том, чтобы переложить большую часть бремени но не командных функций по противостоянию с Россией в Европе на плечи союзников Вашингтона по НАТО, а собственные усилия сосредоточить на укреплении американской системы военных альянсов в Азии и частичном восстановлении влияния на Ближнем Востоке. В этом контексте прекращение огня и установление перемирия между Россией и Украиной по линии боевого соприкосновения сторон имеет для администрации США как политический смысл, так и стратегическое значение.
Такой вариант приостановки боевых действий иногда называется «корейской моделью». В 1953-м, после трех лет войны, США и их союзники, с одной стороны, и силы Китая и КНДР за которыми стоял Советский Союз — с другой заключили перемирие без политического урегулирования. Статус-кво на Корейском полуострове сохраняется уже более 70 лет. В украинском конфликте перемирие позволит США в стратегическом плане эффективнее использовать ресурсы коллективного Запада в борьбе за сохранение американской гегемонии.
Казалось бы, Вашингтон должен иметь четкое представление о том, как будет выглядеть победа Киева над Москвой. Однако Соединенные Штаты очень расплывчато и неопределенно говорят о том, что представляет собой триумф Украины в этом конфликте. Возврат к границам, существовавшим до 2014 года? Длительное истощение российских ресурсов?
Крах путинского режима? В основном в официальной риторике на тему американской поддержки Украины фигурируют банальные и наевшие оскомину призывы "отстоять демократию" и "выступить против тирании". Несмотря на американские денежные вливания, выражаемые одиннадцатизначным числом, украинцы вряд ли сумеют одержать военную победу над русскими в традиционном ее понимании. Скорее, помощь со стороны США способствует лишь затягиванию этого вооруженного конфликта.
Может, в этом весь смысл. Заманить и обескровить Россию на Украине? Может быть, идея не в том, чтобы облегчить украинцам достижение победы. Может быть, цель в том, чтобы обескровить Россию.
Тотальная гражданская война, мятеж или жизнь с Россией — три варианта будущего Украины Публицист Борис Мячин назвал три сценария будущего Украины после спецоперации РИА «Новости» Читать 360 в наталиРоссия и Запад заключат сделку, после которой возможны три варианта развития событий. Украину может ждать гражданская война, мятеж отдельных регионов или признание поражения. Но в любом случае в стране будет экономический упадок. Об этом «360» рассказал публицист Борис Мячин. Далее — прямая речь. Со стороны Киева ее будет подписывать не Владимир Зеленский, а кто-то другой.
Байден тоже ничего подписывать не будет, конечно. Условия для Украины зависят от того, как долго будут идти боевые действия. Есть три варианта развития событий.
Но они были намного дороже, сложнее, крупнее, тяжелее, а их защита с других проекций была ослаблена. Между тем на Украине бои танков с танками и в целом бронетехники с бронетехникой противника относительно редки. Угрозы для техники приобрели новый характер. Она может поражаться со всех ракурсов, находится под угрозой применения сразу большого количества видов оружия, включая беспилотники, противотанковые ракеты, высокоточную артиллерию, мины. Максимум до километра. Такие бои, которые были в ближневосточных пустынях, там редки. Отдельные образцы западной высокоточной артиллерии превосходят наши аналоги, притом что выявились и слабые стороны западных артиллерийских систем — это меньший ресурс, более низкая ремонтопригодность, высокая стоимость и дорогостоящие боеприпасы.
Западные средства ПВО с определенного момента стали замещать старые советские средства ПВО, которые использовала Украины и чей боекомплект она уже исчерпала. Мы видим, что применение комплекса «Пэтриот» в отдельных случаях, особенно когда он работает из засады, позволяет наносить чувствительные потери российским ВКС. Но в целом наша ПВО способна неизмеримо лучше прикрыть и свои войска, и свою территорию, чем Украина. Огромный процент украинских ракет и дронов сбивается. Но не хотим его использовать так, как противник» — Но мы все равно не продвигаемся вперед на десятки километров. Мы находимся примерно на тех же территориях, которые были завоеваны в начале конфликта, за небольшим исключением, как, например, недавно взятая Авдеевка. Значит, силы примерно равны? Кроме того, экономическая база Украины находится на территории стран НАТО, и мы не можем на нее никак воздействовать. Это приводит к тому, что мы ведем войну на истощение. И тут возникает вопрос о балансе истощения.
Какие у нас стартовые условия? Мы превосходим Украину по человеческому ресурсу. Но не хотим его использовать так, как противник. У нас была одна волна мобилизации, а на Украине мобилизация происходит перманентно и проводится все более жесткими способами, охватывая новые категории людей, включая женщин и инвалидов. Мы после единственной волны мобилизации, произошедшей на фоне кризиса осени 2022 года, обходимся за счет привлечения контрактников. Производство вооружений. Но за счет централизованного руководства мы способны наращивать производство быстрее, чем западные страны, потому что они не могут выйти за рамки своих стандартных бюджетных процедур. Руководители стран НАТО не могут гарантировать производителям вооружений, которых призывают сейчас вложиться в наращивание производственных мощностей, стабильного сбыта на долгосрочную перспективу. При этом у них трудности, связанные с предыдущим периодом деиндустриализации, который привел к сокращению рабочей силы в промышленности. И теперь возник дефицит кадров.
Поэтому производство на Западе растет не так быстро. При этом у России Украина сейчас главный и единственный конфликт, а странам Запада приходится держать в голове вероятность возникновения конфликтов с Китаем вокруг Тайваня, дестабилизации на Корейском полуострове, уже идущую дестабилизацию на Ближнем Востоке и многое другое. То есть они, имея больше ресурсов, на Украину будут отправлять меньше оружия, чем будет наращивать Россия. Также РФ может дальше продолжать закупать оборудование у Китая, имея высокую собственную обеспеченность ресурсами. Видимо, крупное увеличение закупок планируется на 2024 год. А какая ситуация сейчас? Потом он стал более засекреченным из-за американских санкций против покупателей российского оружия. По некоторым направлениям экспорт ограничен, потому что все производство уходит на нужды СВО. Ясно, что, если какое-то оружие в дефиците, никто не будет занимать производство экспортом. По некоторым направлениям с партнерами заключаются соглашения, чтобы они подождали.
Может быть, выплачивается компенсация. Продукция военного производства, не задействованная в существенном объеме в рамках СВО, экспортируется. То есть экспорт продолжается там, где мы его можем осуществлять без ущерба своей боеспособности. И я предполагаю, что, когда война закончится, произойдет рывок в развитии нашего военно-промышленного комплекса за счет технологического прогресса, полученного опыта, увеличения производственных мощностей. Люди, работающие в ВПК, — это наш золотой фонд» — То есть надо будет куда-то девать продукцию военного производства? Можно вспомнить, что еще до СВО предприниматели в опросах отмечали главной проблемой развития бизнеса дефицит кадров. В промышленности он ощущался очень сильно. А сейчас очень большое количество людей приходят на военно-промышленные предприятия, потому там выросли зарплаты. При этом они получают обучение и опыт. Наша задача в послевоенное время этот потенциал не растерять, а направить этих людей на выпуск чего-то другого.
Тем более что мы все равно будем находиться в осадном положении. Да, Китай нам поставляет какую-то продукцию, но он все не может поставить, и то, что он поставляет, нас зачастую не устраивает. Надо развивать свое производство. И люди, которые сегодня задействованы в ВПК, могут сыграют огромную роль в дальнейшей индустриализации. Но люди, которые получают высокую квалификацию по промышленным специальностям, могут быть задействованы в гражданском производстве с высокой эффективностью. Государство должно обеспечить поддержку для перепрофилирования этих производств и создания для них новых рабочих мест. Мы должны оберегать свой внутренний рынок. Тогда у нас будет рост гражданского производства. По такому пути проходил Китай в начале своих реформ в 80-х годах. Их преимуществом стал построенный с советской помощью пусть устаревший, но огромный ВПК.
Была пара миллионов людей, которые работали по выпуску самолетов, ракет и танков. Наличие готовой промышленной рабочей силы стало причиной того, что КНР стали рассматривать как производственную площадку и перемещать туда производства. Дальше китайцы начали готовить кадры уже на других основах. Вот и мы сейчас приобретаем огромное преимущество. Люди, работающие в ВПК, — это наш золотой фонд. Это большое количество. У них же наверняка будет еще и посттравматический синдром? А мы сейчас имеем дело с необычайно жестоким и крупным конфликтом. Совершенно точно, что мы столкнемся с такой проблемой. Помимо социального обеспечения и льгот, для военнослужащих необходимо будет создавать систему психологической помощи, организовывать структуры их адаптации к мирной жизни.
Посттравматический синдром — это действительно цена, которая бывает после каждой войны. Так было и после Великой Отечественной. Просто тогда не были развиты психологические службы и об этом не говорили в таких терминах. Но проблема адаптации существовала. Проблема адаптации хорошо описывалась в советской художественной литературе. Следствием посттравматического синдрома был и рост употребления алкоголя, и увеличение преступности. Сегодня можно сделать все возможное, чтобы свести эти последствия к минимуму. Воевавшим нужно будет помогать, обеспечивая не только их адаптацию, но и развивать карьеру. Очевидно, что люди, которые прошли войну, должны играть главную роль в политике и системе госуправления, потому что они продемонстрировали свою позицию в кризисный для государства момент. В армии будут и дальше осуществлять замену в зоне СВО за счет контрактников.
Мы должны помнить, что с завершением конфликта на Украине наше противостояние с Западом не закончится и мы продолжим жить с угрозой крупномасштабных военных конфликтов очень долго. Ясно, что мы должны будем пойти на определенную милитаризацию общества и экономики. Уже принято решение об увеличении Вооруженных сил до 1,5 миллиона человек. Вероятно, появятся и другие решения. Думаю, что для России вполне нормальной была бы численность Вооруженных сил ближе к 2 миллионам человек, а сухопутных войск — до миллиона. Какие-то программы, которые не связаны для нас с непосредственными военными угрозами, придется порезать. А на другие обратить больше внимания. Видимо, будет больше уделяться внимания подготовке резерва для Вооруженных сил. Военная политика становится одним из главных приоритетов государства. Российская армия снова возвращается на те позиции, которые играла в первой половине XX века.
Она вновь становится важнейшим государственным институтом, на который в значительной степени работает вся страна. Уровень военных расходов, который демонстрирует Россия на фоне СВО, сегодня примерно такой, с каким западные страны жили в разгар холодной войны. А то и выше. Тогда в странах Европы они составляли 4—6 процентов ВВП. Без каких-либо войн. Но именно эти времена 70-е — начало 80-х годов вспоминаются во всех европейских странах — участницах холодной войны как золотой век. Тогда обеспечивался рост благосостояния людей, увеличивалась численность среднего класса. Это было хорошее время и для экономики, и для людей. Проводилась активная промышленная политика, создавалось большое количество рабочих мест на производстве, где зарплаты, как правило, выше, чем в сфере услуг, большие средства тратились на науку и образование, инфраструктуру, меньше денег и производств выводилось за границу. Если мы возьмем опыт высокомилитаризированных экономик, каковыми являлись экономики стран Европы той эпохи, это было неплохое время для всех.
Жизнь по обеим сторонам от железного занавеса в условиях конфронтации, когда друг на друга были наставлены пушки, была лучше, чем то время, которое наступило после. Я считаю, что это довольно поверхностное объяснение. Советский Союз был уникальным экспериментом, и среди причин его упадка огромную роль сыграли особенности управления советской командно-административной экономической системой, которая окончательно сформировались при Хрущеве. Все вспоминают чрезмерные советские военные расходы. Но можно вспомнить такие грустные истории, как советское сельское хозяйство с его чудовищной неэффективностью и отсутствием стимулов к продуктивному труду, система социалистической торговли и сферы услуг с тотальным воровством, ликвидация при Хрущеве промысловой кооперации, дававшей существенную часть товаров народного потребления, программа строительства городов и поселков в районах Крайнего Севера, первые из которых стали бросать еще при Брежневе. Списывать советскую деградацию и распад на военные расходы довольно примитивно, большинство ее проявлений связано с особенностями советской идеологии и системы управления, которые в современной России не наблюдаются. Наоборот, в периоды максимальной милитаризации Советский Союз мог бодро идти вперед и повышать уровень жизни своего населения. Например, в 50—60-е годы, одновременно с созданием ракетно-ядерного щита, в этом отношении произошел огромный рывок — в то же время ускорилась урбанизация, было развернуто массовое жилищное строительство и в целом уровень жизни и потребление росли высокими темпами. А в 80-е годы ВПК, армия и силы безопасности были единственными жизнеспособными, нормально работающими и непрогнившими структурами в СССР. Но гонка вооружений удерживала советскую систему от окончательного загнивания и расползания.
А сейчас период конфронтации с Западом может быть для нас неплохим шансом для развития. В сложившихся условиях российское руководство не рассматривает солдат, проходящих службу по призыву, для участия в конфликтах уровня украинского. Да, фактически они задействованы в боевых действиях и терпят определенные потери, поскольку несут службу на приграничных с Украиной территориях. Но не в зоне СВО. Таков запрос нашего общества. И такое отношение к военнослужащим по призыву сохранится.