Новости восстание в твери против щелкана

Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды.

Что, если бы не было Тверского восстания

Расправа с ордынцами. Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Это произошло зимой 1327-1328. Этапы восстания в Твери 1327 года Восстание носило крайне жестокий характер. Жители Твери, уставшие от произвола ордынцев, расправлялись не только с приближенными Щелкана, но и любыми лицами монголо-татарского происхождения, в том числе купцами. Успели убежать только ордынские пастухи. Они схватили лучших скакунов, добрались на них до Москвы, а потом до Орды, где рассказали о произошедших трагических событиях. Щелкан вместе со свитой был заперт в княжеской резиденции и заживо сожжен. Накануне во дворце спрятались остатки перебитой дружины хана.

Они сгорели вместе с другими ордынцами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании принимали участие все жители города и окрестностей независимо от сословного статуса. Это было действительно народное восстание. По поводу того, кто возглавил восстание, существуют 2 противоположных точки зрения: Князь Александр Михайлович. Согласно этой версии, сам тверской князь из династии Рюриковичей встал во главе повстанческого движения. В некоторых летописных источниках указывается, что он лично поджигал Щелкана в княжеской резиденции. Стихийный характер восстания. Многие историки полагают, что у восстания не было руководителей.

Избиения тверитя-нами Щелкана «сотоварищи» в Орде не могли скоро забыть. Тем временем Узбек потребовал к себе Александра, послал русских князей найти его.

Как мы помним, Александр Михайлович был в Пскове, однако митрополит Феогност потребовал от псковитян расстаться с бывшим тверским князем, находившимся в немилости у хана. В итоге князья, в том числе младшие Михайловичи, Константин и Василий, послали сказать Узбеку, что Александр ушёл в Литву. Что до Константина, то он и не пробовал искать ярлыка на великое княжение «под Калитой». Наоборот, тверскому князю приходилось подчиняться Ивану Даниловичу, в частности, ходить с ним опустошать новгородские волости. Видимо, только так, выполняя волю Калиты, Константин мог уберечь свои земли от новых ударов. Надо сказать, это ему удавалось. И вот в 1337 г. Ещё в 1335 г. Узбек же ждал самого Александра. А в 1337 г.

Там волею Узбека он вернул-таки себе право княжить в Твери. Не исключено, что на хана подействовали щедрые дары Александра, долго жившего в богатом Пскове. А может быть, Узбек желал иметь в лице тверского князя серьёзный противовес Калите и получать с московского князя ещё больше денег. Так или иначе, противостояние Твери и Москвы возобновилось. Александр вернулся в своё княжество с татарскими послами Киндяком и Авгулом, приехавшими то ли для поддержки князя, то ли для получения «выхода» дани. Вместе с тем некоторые тверские бояре немедленно уехали в Москву, полагая, что в начавшейся борьбе Александра и Ивана Калиты лучше встать на сторону считавшегося более сильным московского князя.

Автор склонен отнести к этому времени возникновение и "Песни о Щелкане"6. Тем самым он положил конец попытке истолковать "Песню о Щелкане" как сатирическое произведение скоморохов Москвы XVI в. Лурье дополнительно отметил, что отношение "Песни" к татарам, которые представлены в ней без издевки и насмешки, как реальная и грозная власть, не позволяет 1 Любопытно, что в Симеоньевской летописи, отразившей свод 1327 г. Летописные своды Тверского княжества, стр. В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом". Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в. С конца XIV в. В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов. Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери. Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в. Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту. Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М. Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3. Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу. По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод. Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем". Ногай послал карательный отряд в землю Олега; князь бежал к своему хану Телебуге, а Святослав скрылся а Воронежских лесах; татары, ограбив землю, восстановили разбитые Олегом слободы, куда свели полон и награбленное добро. Приведённые к Ахмату бояре были казнены; их одежды были отданы находившимся тут "гостям-паломникам", с тем чтобы они ходили по землям и разносили молву, что такая же казнь ждёт всякого, кто будет противиться баскакам. Трупы обезглавленных бояр были повешены на деревьях, а их отрубленные головы и правые руки татары собирались послать для устрашения "по землям", но так как округа была опустошена и устрашать было некого, бросили "псам на снедь". Многие люди, ограбленные донага, замёрзли; "Се же великое зло сътворися грех ради наших; Бог бо казнить человека человеком, тако сего бесерменина навёл злаго за нашу неправду, мню же, - поясняет сводчик, - и князей ради, понеже живяху в которе. Много имам писати, но то оставим". Далее под 1284 г. Братья Ахмата, оставленные им в слободах, бежали к нему в Курск. Олег потребовал, чтобы Святослав шёл Орду держать ответ перед ханом, но тот отказался. Олег привёл татар "и уби князя Святослава по царёву слову, и потом брат Святославль князь Александр уби князя Олега и Давида сына его, на едином месте, и сътворил радость диаволу и его поспешнику бесерменину Ахмату"4. Политическая мораль этого повествования совершенно недвусмысленно подчёркнута автором и более ярко и сильно была выражена столетием раньше в "Слове о полку Игореве". Это-гибельность для Руси княжеских "котор", которые к тому же осложнялись устанавливавшимся двоевластием в самой Орде. Оттенённые в конце повествования взаимное истребление князей я роль в этом татар как бы дополняли курской иллюстрацией те кровавые раздоры, которые происходили в среднерусских княжествах. Рассказ о баскаке Ахмате ярко иллюстрирует отмеченную К. Марксом политику, которая состояла в сталкиваний княжеских интересов и в истощении русской силы в бесплодных "которах". Лаврентьевская летопись история текста. Симеоньевская летопись 1283 - 1284 гг. Описываемые события относятся к 1287 - 1293 гг. По политическим соображениям, автор рассказа об Ахмате умолчал о своих дальнейших умозаключениях "много имам писати, но то оставим" 2. Ой, видимо, рассчитывал на возможность объединения усилий князей в борьбе против татар. Смысл повести заключается не в устрашении читателя рассказом о расправе Ахмата, а в возбуждении ненависти к баскакам и укреплении у читателя мысли о реальной возможности борьбы с ними при условии, если будут ликвидированы княжеские "которы". Реальный выход указывала сама "жизнь - усиление великокняжеской власти, за которое и шла борьба между Москвой и Тверью. Характерно, что это повествование, тематически не связанное с содержанием летописного свода, вошло в его состав наряду с официальными летописными источниками. Несомненно, введение в изложение великокняжеского свода народного рассказа о баскаке Ахмате не было личной инициативой сводчика и, во всяком случае, было согласовано с заказчиком свода Михаилом Ярославичем. Отсюда можно заключить о политической преднамеренности занесения данного сюжета в официальный свод тверского князя3. Народное возмущение против татар накапливалось в Твери ещё задолго до восстания 1327 г. Сообщение летописи о Дюденевой рати 1293 г. Тогда велика бысть печаль Тферичем, понежь князя их Михаила не бяше в земли их, но в Орде, и Тферичи целоваша крест, бояре к черным людем, такоже и черныя люди к бояром, что стати с единого, битися с Татары; бяше бося умножило людей и прибеглых в Тфери и из иных княженей и волостей перед ратью". Тем временем подоспел князь Михаил, и татары, узнав об его прибытии, "не поидыша ратью к Тфери", свернув на Волок. Однако зимой того же 1293 г. Тверь не избежала расправы карательного отряда "царя Токтомеря" хана Тохты за попытку князя Михаила завязать связь с ордой хана Ногзя4. Текст подчёркивает единство низов и боярских кругов города в стремлении сопротивляться татарам; это находит отклик в "Песне о Щелкане", где Борисовичи - тысяцкий Михайло Шетнев вместе с братом - являются участниками расправы над Шевкалом. Приведённые факты показывают, что в этой напряжённой обстановке в Твери особенно внимательно следили за деятельностью татар. В народных массах слагались рассказы на эту тему. Одно из таких народных сказаний - о баскаке Ахмате - было лаже внесено в великокняжеский свод 1305 г. Естественно, что взрыв народного гнева - восстание 1327 г. По своей форме и стилю "Песня о Щелкане", бесспорно, стоит в начале развития данного жанра русской устной словесности: при краткости и собранности изложения она носит характерные зля былинного эпоса черты повторения, общие места, былинная ритмика, эпический характер повествования об убийстве Шевкала Но вместе с этим её "зачин" уже носит облик исторического ввеления к конкретной тверской теме "Песни" - в обобщённых формулах дано верное определение "старой, богатой Твери" и любовно сохранено родовое отчество героев 1327 г. Борисовичей - тысяцкого Михаила Фёдоровича с братом. Примечательными и характерными чертами "Песни" являются выраженные в ней глубокий оптимизм и вера в конечную победу над угнетателями.

После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных действий двух княжеств и татар по подавлению антиордынского мятежа политика мирного отношения к Орде привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского 1360-63 гг. Другим случаем совместного выступления древнерусских княжеств против соперника с привлечением на свою сторону татар стало подавление восстания в Смоленске в 1340 году. В литературе.

Восстание в Твери в 1327 г.

Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Ярлык на Костромское княжение и титул князя Новгородского стали наградой от хана Узбека для Ивана I Даниловича за то, что он помог ордынцам подавить восстание против татар в Твери. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. Это антиордынское восстание в Твери повлияло на перестроение сил в пользу Москвы и подвело итог в соперничестве Москвы с Тверью за власть в Северо-Восточной Руси.

Восстание в твери против щелкана

В 1293 году он разорил 14 русских городов и подошёл к Твери. В 19 километрах от Твери на реке Тьме и сейчас стоит деревня Дуденево, своим древним названием напоминающая о приходе Дуденя. Тогда монголы не решились взять Тверь, приготовившуюся к осаде. Чолхану, ханскому послу, город сопротивления не оказал. Тверской князь Александр только что получил от хана ярлык на великое княжение. Но Чолхан выставил князя из кремля и занял его двухэтажные деревянные палаты.

Александр Тверской Своего князя в Твери любили.

Почитали и его отца. Поддержка горожан и радость в Твери были велики: многие годы город соперничал с нахально выскочкой - Москвой. Поэтому посольство во главе с Чол-ханом, князь принял ласково и с почетом: царевич потребовал освободить княжеский терем для себя и своей свиты. Это было целенаправленное унижение для Александра, но князь стерпел. Кобыла дьякона Дудко А гости наглели с каждым днем. Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть.

Люди начали роптать. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам. Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана.

Он давно вёл соперничество с Тверью за главенство. Поэтому решил нанести удар и изменить распределение влияния в свою пользу. За короткое время он собрал войско. Ему в помощь хан Узбек выделил пятьдесят тысяч человек и своих подданных. Начался поход на юг. Через короткое время объединённые московские и татарские войска вторглись в княжество. Карательный отряд действовал очень жестоко. Горели сёла, города, убивались крестьяне. Многих забрали в плен. Почти все поселения были разорены. Александр Михайлович понимал, что ни при каких условиях ему не выстоять против такой армии. Поэтому, стремясь хоть как-то облегчить участь тверичей, бежал со своей свитой из города. Через некоторое время он добрался до Новгорода. Однако ордынцы с москвичами настигли его и там. Князь новгородский дал большой откуп и дары, чтобы его владения не постигла та же участь. А Александр бежал в Псков. Иван Калита затребовал выдачи мятежника. Действующий по указанию Москвы митрополит Феогност объявил, что отлучает псковичей от церкви. Сами жители очень любили князя. В город прибывали послы и предлагали Александру сдаться в плен. Он был готов пожертвовать собой ради спокойствия других. Однако псковичи заявили, что готовы сражаться и умереть с Александром, если понадобится. Бегство в Литву Понимая опасность положения и зная, какая участь постигнет Псков в случае вторжения, Александр Михайлович всё же не задерживается и здесь. Он отправляется в Литву. После долгих странствий он всё же заключает перемирие с ханом Узбеком и возвращается в Тверь. Но это не нравится Ивану Калите. Московский князь уже распространил влияние на многие земли и видел новую угрозу в Твери. Александра очень любил народ. Он часто упрекал других князей и бояр в бездействии, предлагая поднять всеобщий мятеж против хана за землю христианскую. Хотя он не имел огромной армии, слово Александра Михайловича было очень авторитетным. Однако после череды заговоров и интриг его снова хватают татары. Через месяц князю Александру Михайловичу выносят смертный приговор. Свою участь он встретил с завидным достоинством и, как говорят летописи, "с высоко поднятой головой он пошёл навстречу своим убийцам". Через многие годы после его смерти церковь канонизирует князя и объявит святым мучеником за веру.

Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать[ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского.

Восстание в Твери

Город был сожжён, а население перебито или уведено в рабство. От этого удара Тверское княжество не смогло оправиться больше никогда. За свою преданность Москва получила право сбора дани на Руси.

Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства. Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы.

Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий. Форма выполнения повинности барщина: что это такое Восстание «Взрыв» произошел спонтанно ранним утром 15 августа 1327 года по ничтожному поводу. Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко. Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь.

Стремительно собралось народное вече, появились предводители и повели толпу на притеснителей. Уничтожали всех ордынцев подряд. Первой жертвой стал сам Чолхан, сгоревший вместе с теремом, где попытался укрыться и отбиваться. Среди части современных историков бытует мнение, что от слов к делу тверитяне перешли если не по прямому указанию, то с молчаливого согласия Александра Михайловича.

Об этом косвенно свидетельствуют летописи не Тверские. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Были перебиты не только знатные монголы из ближайшего окружения ордынского вельможи, но и рядовые участники посольства, а также все татары и купцы «бесермены», постоянно жившие в городе. Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать.

Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва: кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей. Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным.

Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука.

Историк Н. Борисов считает. Узбек решил сурово наказать тверичей и привлек к карательной акции русских князей. Московский князь Иван Данилович Калита 1325-1340 пришел в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Таким образом, он способствовал возвышению своего собственного княжества за счет жизни населения другой русской страны. В то же время поражение Твери предотвратило удар с остальных русских территорий, и не было возможности отказаться от совместного участия в походе с татарами.

Даже самые молодые союзники Твери отказались ей помочь. Тверитяне сопротивлялись, но они были обречены, и в начале 1328 года город был разрушен и уже никогда не вернул себе былой славы. До сих пор спорят, кто был морально прав: москвичи, которые берегли свои силы для борьбы с врагом, или тиверцы, которые противостояли захватчикам? В русских летописях это событие называлось Туралыкс Зуг или Федорчукс Зуг по именам главных темников военачальников золотоордынского ханства. Цели восстания В 1327 году в Тверь прибыл его посол хан Чолкан Шелкан. Он изгнал тверского князя Александра Михайловича из дворца и поселился на его месте. После этого начались большие гонения на христиан. Цели тверской антиорды.

Возвращение Тверского престола князю Александру. Участники восстания В восстании Против ханских корзин, большая часть тверских жители. Поводом послужила попытка татар отобрать лошадь у дьяка. Он начал сопротивляться и позвонил вечером. Народ собрался очень быстро. Вскоре в толпе появились лидеры. Разъяренная толпа без разбора уничтожила все полчища. Историки расходятся во мнениях относительно роли князя Александра Михайловича.

По словам Карамзина, губернатор собрал вооруженное ополчение и повел его в резиденцию хана Стены. Современные историки считают, что восстание произошло без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия.

Далее «показания» летописей разнятся, но в общем виде картина выглядит следующей. Во исполнении ханского «циркуляра» Иван Калита, созвал всех князей, в том числе и младших братьев беглеца Константина и Василия! Из Новгорода в Псков было отправлено посольство с требованием выдать Александра, однако псковичи наотрез отказываются выдать изгнанника. Весьма красочно этот момент описан у М. Карамзина: «Так народ действует иногда по внушению чувствительности, забывая свою пользу, и стремится на опасность, плененный славой великодушия. Чем реже бывают сии случаи, тем они достопамятнее в летописях»13.

Впрочем, если псковичами и в самом деле была проявлена «чувствительность» и «великодушие», то хватило этого душевного порыва ненадолго. Неизвестно, что образумило горожан, проклятие митрополита Феогноста или угрожавшее городу войско Калиты, но они предпочли «выпроводить князя Александра от себя, а к князю Ивану и новгородцев прислать послов с поклоном... Похоже, таким исходом остались довольны все стороны. Калита доказал свою преданность хану да и псковские просьбы о мире, наверняка, были подкреплены весомыми финансовыми аргументами , новгородцы избежали совершенно не нужной им войны со своим пригородом, псковичи сохранили город от неизбежного разгрома. Что же касается Александра, то пересидев грозу в соседней Литве, он спокойно вернулся в Псков, где и продолжил княжить. Возможно, на берегах реки Великой и закончил бы свои дни тверской князь, но он принимает решение попытаться вернуться на родину. Скорее всего, им двигала не ностальгия, а лествичное право — «Если умру здесь, то что будет с детьми моими? Все знают, что я выбежал из княжения моего и умер на чужбине: так дети мои будут лишены своего княжества»15.

Рискнем также предположить, что Александра не устраивало его положение в Пскове, где, в отличие от Твери, он был всего лишь «свадебным генералом», «данью традиции», а настоящая власть полностью принадлежала городскому вече. Доказать это на основании летописей, оставивших нам слишком мало подробностей о псковском княжении Александра, невозможно, но если провести аналогии с Новгородом, то такое предположение выглядит вполне резонным. В Новгороде даже великие князья отнюдь не были абсолютными властителями, что уж говорить о «политическом эмигранте», не имеющем за своей спиной какой-либо реальной военной силы. Реализовывать свои планы Александр начал в 1336, совершив кратковременный разведывательный визит в Тверь, после чего вернулся в Псков и отправил своих бояр в Москву к митрополиту Феогносту «для благословения и прося его молитвы, и получил благословение и молитву от него и от всех святителей... Эти шаги Александра сильно напоминают «политический зондаж». Сначала он выяснил умонастроения в Твери, а через Феогноста, тесно связанного с Калитой, отношение к своему возвращению великого князя. Кроме того, через православную епархию в Орде митрополит мог прояснить позицию Узбека. Далее «показания» летописей несколько разнятся, но в целом картина дальнейших событий выглядит следующим образом.

В том же году Орду поехал сын Александра Федор вероятно, зондаж дал надежду на успешный исход "реэмиграции" с просьбой о помиловании, а на следующий год и сам опальный князь. И хотя В. Татищев говорит о том, что Узбек простил Александра, удивившись "сладости слов его и смирению"17, но мы снова будем настаивать на политической целесообразности — каким бы верным вассалом ни зарекомендовал себя Иван Калита, хан предпочел не казнить Александра, а создать в его лице противовес московскому князю. Что же расчеты Узбека полностью оправдались — его «месседж» был услышан и правильно расценен недовольными чрезмерным усилением Калиты в 1331 году ему удалось объединить под своей властью Владимирское княжества Рюриковичами. Поэтому, вернувшись в сопровождении ордынских послов в Тверь и сместив безропотно отдавшему старшему брату престол Константина, Александр вольно или невольно стал центром притяжения всех сил, враждебных московским князю18. Почувствовав угрозу, Калита в ответ прибег к хорошо проверенным средствам — клевете и подкупу. Зимой 1338—1339 годов он вместе с двумя старшими сыновьями отправляется в Орду, после чего последовало резкое изменение отношения Узбека к Александру19, который вместе с другими князьями был вызван в ханскую ставку. Убоявшись ханского гнева, правитель Твери вместо себя отправил в Орду Федора, но Узбек, как сообщает тверская летопись, по-прежнему «убедительно настаивал» на личном визите: «Все сделаю, как хочешь, и, взяв сына своего Федора, пойдешь на Русь»20.

В итоге, несмотря на все дурные предзнаменования и предчувствия при отплытии «начался сильный ветер, так что гребли, а судно назад шло» , Александр отправляется в Орду и по прибытии сразу же оказывается в подвешенном состоянии: «И пробыв месяц в Орде, слышал от беззаконных татар много коварства. Одни говорили: «Княжение великое даст тебе царь», а другие говорили: «Убиту тебе быть»21. Надо ли говорить, что этот месяц прошел в закулисных переговорах, взаимных обвинениях, подкупах, но повторное прибытие в Орду сыновей Калиты положило конец сомнениям хана: «Узбек, подвинутый ими или друзьями хитрого их отца, без всяких исследований объявил, что мятежный неблагодарный князь Тверской должен умереть»22. Интересно, что Тверская летопись ни словом не упоминает о каком-либо подстрекательстве московских князей, хотя по некоторым деталям можно предположить, что ее составную часть, «Повесть об убиении князя Александра Михайловича и сына его Федора», писал человек входящий в свиту князя и являвшийся непосредственным свидетелем событий. Об чем свидетельствует следующая фраза: «А слуга его от царицы с вестью пришел, чтобы оставили мы выделено А. На этом спор двух династий за первенство во Владимиро-Суздальской земле закончился. Повторно ставший тверским князем, третий сын Михаила Константин был вынужден практически полностью подчиниться Москве. Спустя некоторое время борьба двух престолов возобновится, и будет продолжаться вплоть до самого конца XV века.

Но главной темой этого противостояния будет лишь степень независимости Твери от Москвы. В завершении рассказа о драматическом и кровавом противоборстве московских и тверских князей внесем в него немного...

Восстание татар

То есть, начались крестьянские волнения, и на места вызывались карательные войска: проводились порки, экзекуции. А помещики только и вопиют о том, чтобы барщина выполнялась с помощью штыков", - вот что пишет об этом Салтыков-Щедрин. И это, конечно, говорит о том, что не все были настроены либерально. Крестьяне бунтовали против непосильной барщины, и их жестоко наказывали. Не уверен, что была стрельба, но пороли точно. В этот момент в Тверской губернии собирается дворянский съезд.

Это уже февраль 1862 года. По результатам съезда вынесли постановление, что необходимо собрание выборных от всего народа, от всех сословий. То есть, тверское дворянство высказалось за созыв представительного органа — земского собора. Это был самый настоящий бунт. Далее шли подписи тверских дворян.

А следом их поддержали те самые 13 мировых посредников. Александр II это не потерпел. В Тверь послали генерала Анненкова, который арестовал подписавших петицию. Они провели пять месяцев в Петропавловской крепости, еще два года после этого отбывали наказание в исправительном доме с лишением права занимать общественные должности. Правда, некоторые из них потом пошли на попятную и написали прошение царю, за что и получили прощение.

Но не все подписали это прошение, братья Бакунины, например, отказались. Дворянский съезд 1862 года, продолжает Ярослав Леонтьев, составил программу дальнейших реформ, они расписали то, что потом назовут "земством". Заявили, что нужны органы самоуправления, полная гласность. То есть, помимо требований, касающихся созыва земского собора и освобождения крестьян, в документе были требования гражданских прав и судебных реформ. Тверские дворяне были не только теоретиками, предлагаемые реформы они уже активно применяли на своих землях.

Алексей Унковский своих дворовых освободил ещё до отмены крепостного права. С крепостными крестьянами всё было сложнее.

Восставшие отбили татар, а последние бойцы чалканских войск, прятавшиеся во дворце князя, были сожжены вместе со зданием.

Историк Н. Борисов считает. Узбек решил сурово наказать тверичей и привлек к карательной акции русских князей.

Московский князь Иван Данилович Калита 1325-1340 пришел в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Таким образом, он способствовал возвышению своего собственного княжества за счет жизни населения другой русской страны. В то же время поражение Твери предотвратило удар с остальных русских территорий, и не было возможности отказаться от совместного участия в походе с татарами.

Даже самые молодые союзники Твери отказались ей помочь. Тверитяне сопротивлялись, но они были обречены, и в начале 1328 года город был разрушен и уже никогда не вернул себе былой славы. До сих пор спорят, кто был морально прав: москвичи, которые берегли свои силы для борьбы с врагом, или тиверцы, которые противостояли захватчикам?

В русских летописях это событие называлось Туралыкс Зуг или Федорчукс Зуг по именам главных темников военачальников золотоордынского ханства. Цели восстания В 1327 году в Тверь прибыл его посол хан Чолкан Шелкан. Он изгнал тверского князя Александра Михайловича из дворца и поселился на его месте.

После этого начались большие гонения на христиан. Цели тверской антиорды. Возвращение Тверского престола князю Александру.

Участники восстания В восстании Против ханских корзин, большая часть тверских жители. Поводом послужила попытка татар отобрать лошадь у дьяка. Он начал сопротивляться и позвонил вечером.

Народ собрался очень быстро. Вскоре в толпе появились лидеры. Разъяренная толпа без разбора уничтожила все полчища.

Историки расходятся во мнениях относительно роли князя Александра Михайловича. По словам Карамзина, губернатор собрал вооруженное ополчение и повел его в резиденцию хана Стены.

Восстание спровоцировало мелкое происшествие — ордынцы попытались отнять кобылу у дьякона Дудко. Это стало последней каплей — избиение ордынцев началось по всему городу.

Чолхан и его остатки его отряда были сожжены в княжеском дворце. Александр Михайлович даже не пытался организовать оборону княжества. Сначала он бежал в Новгород, потом в Псков, затем в Литву. На чужбине он провел более десяти лет, затем вернулся в Тверь, но спустя несколько месяцев был вызван в Орду и там погиб вместе с сыном Федором.

Что же касается Твери, то поход против нее возглавил Федорчук, христианин по вероисповеданию. К нему присоединились Иван Калита и суздальский князь Александр Васильевич.

Хан выделил Калите 50-тысячное войско, к которому присоединились силы Александра Васильевича Суздальского. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества , Александр бежал сначала в Новгород, потом во Псков и оттуда — в Литву. Иван получил ханский ярлык на Великий Новгород и Кострому 691 год назад, 26 марта 1328 года Владимир и Поволжье достались Александру Васильевичу. Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси.

Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги

Народное восстание против татар в Твери. Народное восстание в Твери вспыхнуло из-за недовольства населения монгольским засильем, подавлено войсками хана и московского князя. Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. 1327 Восстание в Твери против золотоордынцев. Реальная основа-восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала 15 авг. 1327 (см. Восстание в Твери 1327).

Москва против Твери. Неотснятый блокбастер

Восстание в Твери стало закономерностью негодования произволом поработителей правящих кругов и простых людей. В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды. Восстание против монголо-татар в Твери 1327 г. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. 15 августа 1327 года состоялось первое крупное антиордынское восстание в Твери. Летом 1327 года из Орды в Тверь прибыл посол Чолхан (Щелкан, Шевкал).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий