Новости битва на реке сити юрий всеволодович

Битва на реке Сить. Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском. После вторжения монголов во Владимирское княжество Юрий оставил столицу княжества и ушёл в леса около реки Сити.

Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович

Битва на реке Сити — Википедия Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском. После вторжения монголов во Владимирское княжество Юрий оставил столицу княжества и ушёл в леса около реки Сити.
Где была битва на реке Сить? (Николай Павлов Юрьевский) / Проза.ру Князь Владимирский Юрий Всеволодович оставил в этом городе вместо себя сыновей Всеволода и Мстислава, а сам с небольшой дружиной ушел на реку Сить собирать войска для организации отпора врагу.
Ситская битва (4 марта 1238 г.) Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить объединенных русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года.
Битва на реке Сить В бою погибли великий князь Юрий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, воеводы Дорож и Жирослав.

Княжеский стан на реке Сить Февраль — март 1238 г.

Последний бой князя Юрия Всеволодовича Битва на реке Сити.
Битва на реке Сить: когда судьба страны решалась на берегах небольшой речушки Тайна битвы на реке СитьТайна Ситской битвы существует до сих пор, как в причинах внезапного скрытного окружения войск князя Юрия на протяжении почти всего течения Сити (более 100 километров), так и в средствах и неразгаданных путях темника Бурундая.

Последний прорыв: как стечение обстоятельств спасло Европу от монгольского нашествия

Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды. Ситская битва не была организованным сражением двух войск. Битва на реке Сити – это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками. 4 марта 1238 г. к северу от Владимира на реке Сити часть войска Батыя во главе с темником Бурундаем неожиданно встретила войско князя Юрия Всеволодовича. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сити, или Ситская битва [1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.

21. Последняя битва князя Юрия. Сражение на реке Сити. Леонид Иванов

Битва на реке Сити у реки Сить, притока Мологи, дождаться братьев, Ярослава и Святослава Всеволодовичей.
Последний прорыв: как стечение обстоятельств спасло Европу от монгольского нашествия Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить объединенных русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года.
Битва на реке Сити — Википедия основателя Нижнего Новгорода, павшего в битве с войском Батыя на реке Сить в 1238 г.
Князь северорусский Ярослав Всеволодович и собирание земель Южной Руси - 28.11.2023 Украина.ру Ситская битва (4 марта 1238 г.). Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя.

Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича

Битва на реке Сити 1238 года началась для русских воинов совершенно неожиданно. Битва на реке Сити, или Ситская битва[1], — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Битва на реке Сити, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Поражение русских войск в сражении 4 марта 1238 года стало отправной точкой ордынского владычества на северо-востоке Руси Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или. Битва на реке Сить, где монголо-татары разбили войско владимирского князя Юрия Всеволодовича.

Битва на реке Сить

В историческом романе «Батый» писатель Василий Ян так объясняет план войны князя Юрия с татарами в разговоре с племянником Василько: «Татары как реки в половодье, разливаются по всей русской земле и все больше распадаются на мелкие отряды. Мы же должны собраться в одну великую силу, создать единую грозную рать. А затем надо ударить на один отряд татар и уничтожить его, потом на другой и на третий, не давая им собраться». По всей видимости, князь Юрий поехал из Владимира на реку Волгу через Ярославль. Оно расположено в верховьях Сити на правом берегу. Здесь кругом леса и болота. Есть где скрыться русским дружинам от татар и тайно собирать рати. Одни историки и краеведы считают, что свою рать князь Юрий Всеволодович сосредоточил в Божонке и соседних деревнях, другие, что здесь находился лишь передовой отряд воеводы Дорожи с тремя тысячами конных воинов, чтобы защищать верховья Сити от вторжения татар.

Основной же стан великого князя находился в среднем течении реки Сить. Так это или нет, в настоящее время установить довольно сложно. Основательно подготовиться к битве князь Юрий не успел. Другое войско, которым руководил сам хан Батый, прошло по Волге до Углича, а затем по реке Корожечне до села Кой Сонковский район. Таким образом территория боевых действий в Ситской битве увеличивается еще на два района Тверской области — Бежецкий и Краснохолмский. Захватив и разграбив Красный Холм в то время село с другим названием , завоеватели двинулись в сторону Божонки. Одно из военных столкновений русских с татарами могло быть у д.

Малое Рагозино местечко Типня , раньше оно называлось «Тяпня». Это было укрепленное городище. По преданию здесь сторожевые отряды русских воинов «тяпались» с татарами. Оно располагалось недалеко от села Божонка. Сам он успел оповестить князя Юрия о внезапном нападении врагов: «А уж, княже, обошли суть нас около татарожи» Троицкая летопись. Князь Юрий, собирая войска, не ожидал, что татары так быстро придут на Сить.

По свидетельству же одной из южнорусских летописей, сторожа не были выставлены вовсе. Так или иначе, но застигнутые врасплох превосходящими силами монголо-татар, воины имели не много шансов на конечный успех. В летописи пишется, что Юрий только начал строить полки, как на них обрушились всей силой своего удара татары. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. Брат последнего Василько попал в плен и также затем был убит.

Андрей Боголюбский, немного сзади - мч. Авраамий и блгв. Глеб Владимирский : образы кон. XVIII - нач. ГВСМЗ, частное собрание. Аналогичный подбор святых - на литографии 1857 г. На палехской иконе кон. XIX - нач. Парилова из частного собрания Тарасов О. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. Забелина ГИМ. Необычен тип иконографии святого с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826-1830 гг. Медведева из с. Новгорода , где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н. Новгорода у сев. Салабановым к освящению придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р. Сить Добровольский. Подобный вариант существовал и в монументальном искусстве - роспись 1845 г. Михаила в нижегородском Кремле Храмцовский. НИАМЗ, частное собрание. Икона такого извода кон. В числе избранных патрональных святых Георгий Всеволодович представлен в картуше образа Божией Матери «Прибавление ума» 1833 г. ГРМ вместе с прп. Евдокией; в клейме на правом поле иконы «Преображение Господне» кон. Дикарева частное собрание. В центре иконы св. Новгорода 1869 г. Дионисием Суздальским, с преподобными Сергием Радонежским как «миротворцем князей Нижегородских» , Евфимием Суздальским и Макарием Унженским - местными уроженцами Добровольский. Не исключено, что в изображениях кон. Образ Георгий Всеволодович в молении был введен в состав родословного древа русских государей, начиная с росписи 1689 г. К группе ранних памятников относятся изображения Георгия Всеволодовича в числе рус. Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве ; на нижнем поле иконы блгв. Димитрием Угличским. Он присутствует в серии портретных медалей русских князей и царей 1768-1772 гг. Иванова и в составе барельефов 1774-1775 гг. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С. Скульптурный образ Георгия Всеволодовича 1846-1850 гг. Витали расположен на юж. В храме Христа Спасителя Георгий Всеволодович и другие русские св. Александра Невского Мостовский М. Лебедева и А. Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве композиция генеалогического древа российских государей выполнена в 1883 артелью Ф. Торопова - ростовая фигура Георгия Всеволодовича со скипетром в левой руке, в овале с растительным обрамлением. Владимира в С. Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Георгий Всеволодович представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму членов семьи блгв. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение тела блгв. Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон. Иванова, Х. Рябцова и И. Щедровского, напечатанных по рисункам Б. Чорикова ок. Всеволод назначает наследником блгв.

Стратегически замысел лагеря на Сити был неплох. Великий князь сумел собрать значительное количество войск, которые в противном случае были бы уничтожены монголами по частям в своих городах. Неизвестность места сбора заставила завоевателей распылить свои силы. Бурундай сильно рисковал, выдвигаясь с одним туменом против численно равной ему русской рати, находившейся в укрепленном лагере, да еще в незнакомой и труднодоступной местности. Юрий Всеволодович получил хороший шанс разгромить одну из частей монгольской армии. Как бы много могла дать Руси эта победа! Но этот шанс был упущен из-за слабой в военном отношении организации русских, не сумевших как следует организовать охрану собственного лагеря. Смелость и решительность монгольского командующего обеспечили его войскам тактическую внезапность и определили исход сражения. Русское сторожевое охранение не смогло не только вовремя обнаружить приближение врага, но и предупредить главные силы.

Великая битва на древней реке Сить: о причинах и итогах

Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года в Ярославской области между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и монголо-татарским войском под командованием Бурундая. Битва на реке Сити. Битва на реке Сити – это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками. Где искать место легендарной битвы на реке Сити? Завтра, 4 марта, исполняется 785 лет со дня битвы на реке Сити.

Был ли у русских шанс на победу в битве на реке Сити?

И здесь мы видим очень интересную оговорку летописца — Ярослава Георгий Всеволодович ждет с полками, а Святослава с дружиной, а это в принципе не одно и то же. Но дело в том, что летописи Троицкая и I Софийская изображают ситуацию несколько по-другому: «Ждучи к себе брата своего Ярослава и Святослава с полкы». На мой взгляд, пеший полк князь Святослав все-таки привел — именно сборами ратников со всего княжества, можно объяснить то, что его воины не оказались под Коломной, а также долгое отсутствие в стане на Сити, куда он явился одним из последних. Но если с князем Святославом все более или менее понятно, то есть смысл разобраться в другом вопросе — какие же полки мог привести на Сить Ярослав Всеволодович, который, если исходить из сообщений летописей, должен был находиться в это время в далеком Киеве. Таким образом, мы видим, что ровно через неделю после победы Ярослав отпустил северные полки домой, а сам остался со своей дружиной, и при этом надо учитывать, что часть княжеских гридней находилась в его вотчине, Переславле-Залесском. Получается, что силы, которые Ярослав мог привести из Киева на Сить, были невелики, да и расстояние между двумя точками было просто огромно, и князь явно не успевал.

Татищева есть очень интересная информация: «Тогда Юрий, князь великий, послал в Новгород к брату Ярославу, прося его, чтоб со всеми войсками новгородскими как мог к нему поспешил». Как видим, из текста следует, что брат великого князя в это время находился в Новгороде — соответственно и Киев он покинул давно. А это могло произойти только в одном случае — если Ярослав был сразу извещен о монгольском нашествии и поспешил на север, поскольку именно там находились силы, на которые он мог опереться. В Киеве он был человек пришлый и крепких связей не имел, крупными силами после ухода новгородцев не располагал, а поскольку в половецких степях действовал корпус из пяти туменов, то случиться могло всякое. Но главное, скорее всего, заключалось в том, что, будучи извещен братом о той страшной угрозе, которая нависла над всей Суздальской землей, в состав которой входило и его княжество, Ярослав поспешил туда, где мог найти силы для борьбы с этой напастью, — в Новгород.

Судя по всему, князь Георгий, уже находясь на Сити, знал о том, что его брат в Новгороде, а потому и слал туда гонцов с просьбой о помощи. Но оговорюсь сразу, это не более чем предположение, поскольку в новгородских письменных источниках сведений о присутствии Ярослава в Новгороде в это судьбоносное время нет. И вот здесь хотелось бы сделать небольшое отступление, которое касается Ипатьевского летописного свода и Галицко-Волынской летописи в частности, по поводу того, как они отображали события в Северо-Восточной Руси и насколько им можно доверять. Привожу сообщение дословно, оно того стоит: «Князь Юрий, оставив сына своего и княгиню во Владимире, вышел из города и стал собирать вокруг себя войско; но у него не было сторожевых отрядов, и он был захвачен беззаконным Бурундаем, который напал на город внезапно, и самого князя Юрия убили. Батый стоял у города, город упорно сопротивлялся, и сказал он горожанам насмешливо: «Где князья рязанские, где ваш город, где ваш великий князь Юрий?

Не наша ли рука, схватив, предала его смерти? Мало того что в событиях принимает активное участие давно умерший Кир Михайлович, а князь Всеволод лично рассказывает отцу о разгроме под Коломной: «Когда Всеволод был побежден, рассказал он отцу своему о происшедшей битве с напавшими на его землю и города», — там есть и более серьезные ляпы. Если следовать сообщению летописи буквально, то оказывается, что князь Георгий и рать-то собирал не на Сити, а в некоем «городе», на который Бурундай напал внезапно. Можно с уверенностью утверждать, что никаких городов на пустынных берегах Сити никогда не было, как нет их и по сей день, и что имел в виду автор, сказать затруднительно. Скорее всего, о событиях в Северо-Восточной Руси им было рассказано по принципу — слышу звон, а не знаю, где он, и та каша, которая была у летописца в голове по поводу событий в далеких от него землях, в итоге выплеснулась на страницы летописи.

Поэтому к этим известиям надо относиться очень осторожно, хотя надо отметить, что, когда дело касается южных и юго-западных земель, автор демонстрирует отличное знание темы и прекрасно владеет материалом. Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания. Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе. Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо. Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки.

Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области. Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь. Суздальский Кремль. Рождественский собор построен в 1222 г. Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены.

Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел. Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий. Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года.

Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г. На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского.

Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко. Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например.

Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал.

По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в.

Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников.

В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый».

Князь Святослав Всеволодович успел подойти со своей дружиной. Великий князь «повеле воеводе своему Жирославу Михайловичу совокупляти воинство и окрепляти люди, и готовитися на брань», а также послал трехтысячный отряд Дорожа «пытати Татаръ», но эти меры предосторожности были запоздалыми: «Княз же Юрьи посла Дорожа в просики в трех тысячах мужь и прибежа Дорож, и реч: а оуже, княже, обошли сут нас около Татары». Монголо-татарские основные силы во главе с Бурундаем от Ростова повернули прямо на север, на Углич , видимо, располагая сведениями о месте нахождения русских дружин. Утром 4 марта татарские авангарды подошли к реке Сити [3].

Но сражение, несмотря на численное превосходство татар и внезапность нападения, было упорным: «поидоша противу поганым и сступишася обои, и бысь сеча зла». Яростное сопротивление русских дружин было сломлено излюбленным приёмом татар: рассекая дружины противника на части, они окружали и истребляли врага. Не выдержав нападения, русские полки «побегоша пред иноплеменники». Преследовавшие русских воинов конные татары были беспощадны: «Убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша». Более подробно в русских летописях битва не отражена [3].

Восточные источники более лаконичны. Хронист описывает Коломенскую битву , где ранее участвовало владимирское войско бой с « эмиром Урманом » , как самую значительную за нашествие. Археологические изыскания и исследования Править Дореволюционные исследования курганов в Ярославской области проводились с середины XIX века, но несмотря на значительные успехи археологического изучения Ярославского края, в этот период были найдены только 2 наконечника типичных татаро-монгольских стрел, датируемых не ранее начала XV века [5]. В советской историографии события, связанные с битвой великокняжеских владимирских войск с Батыем на Сити, не были предметом специального исследований, этим вопросом занимались в большинстве случаев краеведы. Лишь в 1932—1933 годах была совершена исследовательская экспедиция в составе Средневолжской археологической экспедиции АИМК под руководством П.

Третьякова, обследовавшая курганы на Сити. Учёные пытались восстановить детали сражения, используя археологические исследования: уточнить место расположения войск и ход боя; проверить сведения, содержащиеся в летописях; соотнести археологические находки и топонимику местности. Несмотря на то, что перед историками были одни и те же свидетельства или их отсутствие , результаты исследований трактовались по-разному. Восстановить события на реке Сить впервые пытался русский историк М. Приехав на предполагаемое место битвы в 1848 году, он обследовал курганы, в которых, по его мнению, могли находиться останки воинов.

На основании расспросов старожилов и обследования курганных групп учёный назвал в качестве места битвы великокняжеских полков с монголо-татарами окрестности село Боженки [6] [7] [8] в верховьях Сити Кашинский уезд, на границе Ярославской и Тверской губерний [9]. Преображенский , обследовавший курганы Сити в 1853 году возле села Покровского, публикует данные о невысоких насыпях, соединённых между собой земляным валом. По свидетельствам местных жителей, они находили в этом месте «человеческие кости и старинное оружие». Учёный счёл насыпи остатками военных укреплений [10]. Никольский обследовал окрестности сражения в 1859 году.

Он описал могильные насыпи и различного рода земляные укрепления на берегах Сити от устья до середины реки. Учёный также опрашивал старожилов и по их рассказам отмечал, что возле села Покровского ему показывали «земляные городки» и «по местному преданию», там был «убит великий князь Юрий Всеволодович» [11].

То есть признал Ярослава главным князем на Руси. Где Ярослав похоронил старшего сына и жену? Ярослав особо известен в истории как отец двух святых благоверных князей Федора и Александра. Старший сын Ярослава Федор поразил современников своей внезапной кончиной в 13-летнем возрасте. Ярослав с малолетства задействовал его в военных походах и политике. Но Федор, которого отец посадил князем в Новгороде, в 1233 году скоропостижно умер прямо в день своей свадьбы с княжной Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского. Феодулии после такого резонансного срыва политически важного брака ничего не оставалось, как уйти в монастырь.

Сегодня она известна как святая Ефросиния Суздальская. Все дети Ярослава, семеро сыновей и две дочери - родились от брака со второй женой Феодосией-Ростиславой, дочерью харизматичного князя Мстислава Удалого Удатного , а первой супругой Ярослава была половчанка, о детях от нее историкам ничего не известно. Феодосия в конце жизни тоже ушла в монастырь и приняла в иночестве имя Ефросиния. В 1244 году она умерла, и, как утверждают летописи, была похоронена в Георгиевском храме Юрьева монастыря, рядом «об едину страну» с сыном Федором. Загадка в том, в каком городе погребены сын и мать, в Новгороде или Владимире? Потому что и в том, и в другом городе были одноименные монастыри и храмы. Более того, захоронения подтверждались надгробными надписями, очень схожими по содержанию в обоих храмах. Эти надписи во владимирском варианте можно увидеть в Георгиевской церкви и сейчас. Ярослав при обстоятельствах кончины сына и жены в летописях не упоминается.

Но без его участия похороны не могли обойтись. Так где же покоятся его близкие? Письменные источники либо не указывают, в каком городе расположен тот самый Юрьев монастырь, либо противоречат друг другу. Отец Михаил опубликовал в трудах Владимирской ученой архивной комиссии в 1902 году большую статью на тему о гробницах своего храма. И все-таки он склонился в пользу Новгорода.

Позднее, когда на Сить приведет свою дружину из Юрьева-Польского князь Святослав, она расположится в районе Лопатино — Красное, в 4 километрах к северу от Станилово. Таким образом, мы видим, что протяженность расположения русских полков в среднем течении Сити была примерно 15—16 км, что в принципе не так уж и много, если считать, что их численность в этом районе достигала от 11 000 до 14 000 ратников. Но тут может возникнуть закономерный вопрос — а куда пропал со своим полком угличский князь Владимир, племянник князя Георгия?

Теперь, на мой взгляд, пришло время рассказать и о нем. Верховья Сити угличский князь знал хорошо, а потому предложил дяде свой план — выдвинуться со своим полком к истокам реки и встать в деревне Божонка, накрепко запечатав все верхнее течение. Поскольку собирались дождаться помощи из Новгорода, то именно эта деревенька становилась тем местом, откуда с Сити до Господина Великого ближе всего, и в случае движения новгородских полков на помощь великому князю им это место было никак не миновать. Божонка приобретала стратегическое значение, а потому было решено, что там встанет угличский полк во главе с князем Владимиром. На это указывал и диакон Н. Тележкин в своей статье «Что спасло Великий Новгород»: «В районе же с. Божонка были разбиты войска князя Владимира Угличского, пришедшие на Сить из Углича». И вот тут все становится на свои места — Владимиру Константиновичу не было нужды тащиться со всей основной ратью на Ярославль, а потом через всю Сить к ее истокам.

Как Иван Стародубский, князь Владимир прежде всего озаботился безопасностью собственной семьи — отправил ее вместе с казной и добром в Новгород и лишь потом занялся ратными делами. Подняв дружину и собрав по всей волости ополчение, князь выступил на Сить по маршруту Углич — Ордино — Кой, откуда свернул в район села Воскресенского, а затем по льду реки к Божонке. Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Для того чтобы оценить все стратегические преимущества этой небольшой деревеньки, нужно просто внимательно изучить карту, и тогда многое станет понятным. Если идти от Коя на Божонку или Станилово, то зимой это можно сделать только по скованному льдом руслу Сити, поскольку вокруг, кроме лесов, раскинулись и непроходимые болота — к югу от села Воскресенского Солодихинское, а к северу Максиха-Зыбинское, откуда вытекает речка с характерным названием Болотея. Впрочем, часто этим словом обозначается весь этот болотистый регион со всеми его топями, лесами и мелкими речушками, где абсолютно невозможно развернуться монгольской коннице для правильного сражения. Мало того, с юга и запада Божонка прикрыта Моховым болотом, и подступиться к ней можно только с севера, но там путь преграждают многочисленные речки и ручьи — правда, сейчас стояла зима, и это делало возможной атаку врага именно с той стороны. А потому вполне вероятно, что, когда до князя Владимира дошли слухи о взятии Твери и осаде Торжка монголами, он мог распорядиться строить там засеки и лесные завалы, чтобы заранее укрепить позиции на случай вражеской атаки.

На это также указал краевед города Углича В. Бородулин: «Для противодействия коннице, а также для обороны нужно было выбрать местность с резко пересеченным рельефом и поросшую лесом, чтобы конники татар вынуждены были вести бой в пешем строю, а это уже давало большое преимущество русским ратям. Таким местом на Сити было ее нижнее течение. Здесь легко было построить и разного рода оборонительные сооружения». Опасаясь появления орды именно со стороны Твери и Торжка, в деревне Шелдомеж была выставлена застава, откуда велось наблюдение за всей прилегающей местностью — как я уже отмечал, об этом рассказывают местные легенды. Таким образом, расположение русских войск на реке Сить прослеживается довольно четко — в деревне Божонка, в верхнем течении, стоял полк Владимира Угличского, и максимум, сколько в нем могло быть ратников, с учетом того, что князь поднял на ноги всю свою волость, так это около 1000 человек. В среднем течении реки, у деревни Роково Раково , стоял ярославский полк Всеволода Константиновича, а за ним в районе Станилово — Игнатово — Рубцово пешая рать Георгия Всеволодовича. Великий князь мог привести на Сить лишь сотни две своих личных гридней, поскольку и владимирская, и суздальская дружина полегли под Коломной, а потому главную силу его полка составляло пешее ополчение, набранное в северных волостях княжества.

Дальше вниз по течению у Лопатино — Красное, расположился князь Святослав с дружиной, и севернее всех, в районе Сить — Покровского и Семеновского, стоял ростовский полк князя Василька. Сразу оговорюсь, это не более чем версия, но, на мой взгляд, она более или менее позволяет увязать между собой все различные аспекты этой битвы. Максимум того, что могли в этот момент выставить северные города и волости княжества, было 12 000—15 000 ратников и ополченцев, но значительное число небольших отрядов так и не успело подойти на Сить до рокового дня 4 марта. Также спешил с дружиной Иван Стародубский, но и он не успел, поскольку велик был риск натолкнуться на монгольскую облаву, а это было очень опасно. Потому и пробирались все лесами по нехоженым тропам, что соответственно сказывалось на сроках прибытия в боевой стан. Но главной надеждой князя Георгия оставался Новгород и брат Ярослав, однако сведений, которые хоть немного бы осветили то, что происходило в этот момент в самом Господине Великом, в письменных источниках нет. И лишь в Никоновской летописи мы встречаем сообщение, которое немного приоткрывает завесу тайны: «И жда брата своего Ярослава, и не бе его, и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Ясно сказано — ждал, а раз ждал, значит, знал чего.

О том же свидетельствует и В. Татищев: «Он же, ожидая брата Ярослава или помощи от него, но видя, что ни известия нет, более опечалился». Но Ярослав почему-то задерживался, и тогда князь принимает решение, которое можно истолковать так, что он решился на битву с монголами без помощи из Новгорода: «и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Другого толкования у фразы просто не может быть, особенно если исходить из того, в каком контексте она дается. Да и воевода этот — Жирослав Михайлович, главный военачальник великого князя который «воеводьство приказа Жирославу Михайловичю» , получает четкий и конкретный приказ, из которого следует, что назревают некие события. И потому, исходя из имеющихся в нашем распоряжении данных, мы можем осторожно предположить, что же планировали великий князь, его родственники и воеводы. Разгромив Тверь и осадив Торжок, орда опасно приблизилась к стану на Сити с запада, и русские военачальники не могли не считаться с этой угрозой. От Торжка до Бежецка, ближайшего городка, к расположению великокняжеских войск в наши дни по трассе 191 км, но дело в том, что дорога эта проходит через Тверь, которая на этот момент была уже захвачена монголами, и на Сити об этом хорошо знали.

От Твери до Бежецка — 130 км, а от Бежецка до Божонки, где стоит полк Владимира Константиновича, будет километров 40, а это не так уж и много. И князья, и воеводы чувствовали ту опасность, которая подползала к ним с юго-запада, и просто были обязаны принять соответствующие меры. И они их приняли. Очевидно, было решено все полки выдвинуть в верхнее течение Сити и именно там ждать встречи с монгольской ордой — место, как мы уже убедились, было выгоднейшее, да и князь Владимир, судя по всему, подготовил позиции для боя. Опять же, если вдруг объявится Ярослав, то идти ему будет гораздо ближе до Божонок, чем до района Игнатово — Станилово, и в этом случае появлялась вероятность либо ударить по монголам с двух сторон, либо объединить войска. Но был еще один момент, и он мог стать одним из важнейших — дело в том, что наступила весна со всеми вытекающими последствиями. Пока погода стояла холодная, и лед на реках был крепок, но именно что пока. Если весна вступит неожиданно в свои права и снег начнет таять, то это могло бы привести к необратимым последствиям для всей русской рати.

Дело в том, что по весне и сегодня в тех местах передвигаться достаточно сложно, даже на внедорожнике это довольно проблематично, ну а что уж говорить про XIII век! Оставаясь в среднем течении Сити, русские полки реально могли там увязнуть в трясинах и чащобах на неопределенный срок без возможностей получать продовольствие и пополнения. Конечно, утопающая в грязи русская рать сразу же стала бы недоступной для монголов, но собирали ее не для того, чтобы отсиживаться по лесам и прятаться от врага! И если бы Ярослав все же выступил из Новгорода на помощь брату, то он запросто рисковал попасть под удар монголов, не имея ни малейшего шанса на помощь со стороны князя Георгия, который со своей ратью барахтался бы в ситских болотах. И потому решили начать выдвигать войска к Божонке, а самым первым должен был выступить пеший трехтысячный полк под командованием воеводы Дорожа Дорофея Семеновича. Скорее всего, первоочередной задачей воеводы было укрепить немногочисленную рать угличского князя и крепко удерживать позиции для подхода главных сил. В главном же расположении войск стали готовиться к предстоящему выступлению — собирали продовольствие и свозили корм для лошадей, поскольку стояла весна и закрома крестьян в окрестностях Божонки уже были опустошены. Что же касается воеводы Дорожа, то совершенно непонятно, почему ему приписывают командование трехтысячным конным полком, поскольку никаких указаний на этот счет в источниках нет.

Вряд ли таким количеством всадников располагали князья и воеводы в районе Станилово — Игнатово, поскольку, как уже отмечалось, сам князь Георгий привел на Сить очень мало владимирских гридней. Это однозначно зафиксировано в летописях: «В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной» Лаврентьевская летопись. Опять же, все эти всадники могли быть только княжескими гриднями, а свои дружины князья водили сами, зачем им доверять над ними командование воеводе, пусть даже и толковому!

Ситская битва

Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить объединенных русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года. Сражения. Битва на реке Лех август 955 г. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Восточную Русь в 1237-1238 годах. Битва на реке Сити. Битва на реке Сить, где монголо-татары разбили войско владимирского князя Юрия Всеволодовича.

Битва на реке Сити

Битва на реке Сить. 4 марта 1238 года корпус монгольского войска под предводительством темника Бурундая внезапно атаковал войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, расположившееся на берегу реки Сити. Великий князь Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки. Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения.

Битва на реке Сить

После получения даров от булгар и заключения с ними мира, с целью закрепления за Русью междуречья Оки и Волги Юрий Всеволодович основал в 1221 году Нижний Новгород. С Нижним Новгородом связано много легенд и преданий. Согласно одной из них первыми нижегородскими поселенцами были ремесленники, бежавшие от боярских податей из Новгорода. Юрий Всеволодович взял их под покровительство и привлек к строительству, благодаря чему первая крепость и была построена за год. Впервые упомянуты город Ржев Ржева и городок Зубцов Зубьчевъ. Мстислав новгородский «пришед на верх Волги Селигером-озером и взяша Ржеву». Впервые летописи упоминается и город Юрьевец, названный его именем Юрия Всеволодовича. Великий князь владимирский Юрий Георгий II Всеволодович повелел на месте явления ему чудотворной иконы Георгия «лес сещи, храм и город Юрьевец срубить».

В Юрьеве-Польском построен Георгиевский собор, считавшийся жемчужиной, «лебединой песней» белокаменного древнерусского зодчества. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до нашествия монголов. Великий князь Юрий Всеволодович в сражении с монголами.

Битва на реке Сити 1238 года началась для русских воинов совершенно неожиданно. Авангард корпуса Бурундая напал на передовой трехтысячный отряд суздальцев под предводительством воеводы Дорожа с запада - совсем не оттуда, откуда его ждали. По свидетельству же одной из южнорусских летописей, сторожа не были выставлены вовсе.

Так или иначе, но застигнутые врасплох превосходящими силами монголо-татар, воины имели не много шансов на конечный успех. В летописи пишется, что Юрий только начал строить полки, как на них обрушились всей силой своего удара татары.

Погиб ярославский князь Всеволод Константинович. Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу. Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович, под прямым контролем которого оказались Владимирское княжество и Переяславль-Залесское княжество.

Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича 4. Погибло почти всё население, которое яростно сопротивлялось, сложили свои головы сыновья князья, Всеволод и Мстислав. Не предполагая столь быстрого падения укрепленной столицы своего княжества, Великий Князь Юрий еще до осады оставил Владимiр и ушёл в леса около реки Сить северо-запад современной Ярославской области , где надеялся собрать объединенное русское войско вместе с соседними княжествами. Там собирались и разрозненные остатки войск из разоренных городов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий