Новости блокада ленинграда эвакуация

Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. Оказалось, что городское руководство взвалило на плечи оставшихся в блокадном Ленинграде родителей плату за содержание их эвакуированных детей на так называемой Большой земле. Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». В мемуарах переживших блокаду Ленинграда неоднократно приходилось встречать что-то вроде "предложили эвакуировать ребенка, родители отказались". В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек.

Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения

Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права. Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”». Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер.

Вы точно человек?

Первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, пока немецкие войска не перерезали дороги, связывающие Ленинград с восточными областями. Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел. После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде.

Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

Это было так необыкновенно, так прекрасно, что казалось сном. Но это была правда" — так запомнил эти эмоции ленинградцев писатель Николай Тихонов. За месяцы блокады Ленинград изменился почти до неузнаваемости, его жизнь была полностью переустроена под задачи обороны, ключевую роль в которой играли сами жители. Внутри блокадного кольца Границы Ленинграда осенью 1941 года приобрели невероятно жесткие очертания, причем не на карте, а на земле.

На юге враг оказался где-то в 5 км от Кировского завода. Из пригородов были заняты Пушкин, Павловск тогда Слуцк , Гатчина. Немцы занимали всю линию по Финскому заливу, где не занятым оказался только маленький Ораниенбаумский плацдарм.

С севера от Финского залива и до Ладожского озера занимали позиции финские войска", — рассказал специалист научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни С самого начала войны пришлось решать множество вопросов, связанных с эвакуацией населения, спасением культурных ценностей, снабжением, коммунальным хозяйством.

Но главной задачей была оборона, и на это были мобилизованы все силы города. С первых чисел сентября 1941 года по постановлению Военного совета Ленинградского фронта силами горожан началось строительство оборонительной полосы на территории города. Строились блиндажи, окопы, укрытия, противотанковые препятствия.

На них работали сотрудники милиции. Они проверяли документы у всех проходивших или проезжавших. Такой режим безопасности сохранялся до конца вражеской осады.

Только в феврале 1944 года были допущены послабления: начали убирать баррикады — их было около ста. Оставили только шесть из них. Самые крупные находились на проспекте Стачек, на Ивановской, на проспекте Обуховской Обороны — это были укрепления внешнего периметра, где все еще сохранялась опасность атаки со стороны вражеских войск", — рассказал один из ведущих исследователей истории блокады Ленинграда, начальник научного отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин.

Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда Из работников предприятий и учреждений города — мужчин от 18 до 45 лет — с августа 1941 года формировались батальоны народного ополчения. На добровольных началах в состав батальонов могли войти женщины. Военсовет поручил также организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой и прочим.

Это в большинстве своем неподготовленные люди, увидевшие оружие первый раз в жизни. Это студенты, профессора. И они, выполняя свой гражданский и человеческий долг, на часы, на дни сдерживали немецкое наступление, но, к сожалению, в итоге кольцо все-таки замкнулось", — отметил историк Борис Ковалев, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории СПбИИ РАН.

Внимание, воздух! Наземные рубежи обороны не могли защитить город от артиллерийских ударов, и в этом отношении ключевым вопросом было — кто занимает стратегические высоты. С Пулковских высот, как и с Вороньей горы, Ленинград был виден как на ладони.

Оттуда было удобно корректировать огонь.

Стратегических запасов продовольствия в Ленинграде хватало только на месяц. И по истечении этого срока специальным самолётом в Новую Ладогу вылетела группа партийных работников Ленгорисполкома. На месте они доступно объяснили, что в Ленинграде закончилась еда и голод неминуем. Они потребовали сделать всё, чтобы увеличить снабжение города. Тут же выяснилось, что несколько барж просто-напросто простаивает из-за недостатка экипажей. А ещё несколько находится в неисправном состоянии, но могут быть отремонтированы.

При поддержке Ладожской речной флотилии их удалось вернуть в строй. Теперь оставался только месяц до наступления холодов и замерзания озера. За это время город надо было обеспечить продовольствием на зиму. Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней. Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было. На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы.

Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова.

Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое. К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы?

Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте. В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным".

Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом.

База данных эвакуированных граждан». На данный момент она составляет 342711 биографических записей, что даёт новые возможности статистической обработки и изучения состава эвакуированных граждан, их национальной, образовательной, профессиональной характеристики [9]. Спасаясь от войны, ленинградцы приезжали в истощённом состоянии, они не могли вывезти достаточного количества вещей, уже с первых часов по прибытии нуждались в обеспечении жильём, топливом, продуктами питания. В условиях дефицита жилых площадей и действующей карточной системы решение задачи приема большого количества эвакуированных потребовало от руководства Челябинской области принятия чрезвычайных мер. Уже 30 августа 1941 года облисполком принял план размещения 183,6 тысяч человек. Из них 115,7 тысяч ожидали из Ленинградской области [10].

В октябре 1941 года Челябинский обком ВКП б принял особое решение о ремонте здания и предоставления топлива на зиму для дома, в котором разместились «семьи руководящих работников Москвы и Ленинграда» [12]. Тогда же была принята большая программа пошива обуви и одежды для эвакуированного населения. Предполагался пошив зимних пальто и ватных телогреек — 1300 детских и 18 тыс. Для пошива одежды эвакуированным из торговых фондов было выделено 409 тысяч метров ткани [13]. Для единовременной раздачи денежных средств особо нуждающимся эвакуированным гражданам в декабре 1941 года из бюджета области было выделено 870 тыс. Выдачи эти были невелики, и лишь в особых случаях они достигали 300 рублей [14]. В дальнейшем в Челябинской области была продолжена практика разовых денежных выдач эвакуированным [15]. Эвакуированные испытывали нужду в зимней обуви, поэтому в феврале 1942 года облисполком выделил необходимую шерсть и поручил кооперативным артелям изготовить 20 тыс.

В июне 1942 года областные власти обратили внимание, что многие эвакуированные граждане не нашли работу, в особенности учителя и медики. Их трудоустройство, обеспечение жильем и топливом было возложено на председателей местных поселковых и сельских советов; местным исполкомам советов депутатов трудящихся предлагалось провести учет безработных специалистов учителей, врачей, инженеров и техников , и всех их в месячный срок устроить на работу. Для самостоятельной заготовки дров в ближайших лесосеках эвакуированным следовало организоваться в бригады. Областные власти осознавали, что труднее всего приходится «вновь прибывшим ленинградцам», поэтому эту категорию эвакуированных граждан предписывалось в первую очередь снабжать продовольствием и промышленными товарами [17]. В условиях военной повседневности невозможно было избыть проблему тесноты и плохого качества жилья, но на эту проблему также обращалось внимание. Так, в постановлении Челябинского облисполкома от 1 июня 1943 года «О мероприятиях по улучшению обслуживания эвакуированного населения» отмечалось, что «эвакуированное население ещё во многих случаях живет крайне скученно, в непригодных и малоприспособленных к зиме квартирах». Потому председателям городских и районных исполкомов предлагалось в 1943 году ремонт жилых домов рекомендовалось проводить в первую очередь у эвакуированных, и им же в первую очередь давать освободившиеся квартиры [18]. В октябре 1943 года облисполком заметил недостатки продовольственного обеспечения эвакуированных, в числе прочих мер распорядился обеспечить выдачу им не менее 400 граммов хлеба в день [19].

На основании только распорядительных документов трудно сделать выводы о реальном положении эвакуированных ленинградцев на территории Челябинской области, как они решали возникающие трудности и какую помощь в действительности могли получить.

За дни блокады более половины населения города погибло. До сих пор специалисты спорят, можно ли было избежать голода в осаждённом городе и какие ошибки были допущены в организации снабжения. Более того, в Ленинград стекались беженцы из Прибалтики и других регионов, уже оккупированных немцами. Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация.

В первую очередь были эвакуированы сотрудники предприятий, которые демонтировали и вывозили в тыл. Вместе с рабочими уезжали и члены их семей. Также эвакуировали детей, однако их в основном вывозили в Ленинградскую область, которая вскоре была захвачена наступавшими частями вермахта, и детей пришлось возвращать обратно в город. Общее количество эвакуированных до начала блокады составило 488 тысяч человек. Ещё 175 тысяч эвакуированных пришлось вернуть в город из-за наступления немцев в области.

Летом 1941 года многие ленинградцы не желали покидать город. Ехать им было некуда и не на что, в сберкассах разрешалось снимать со счёта не более 200 рублей, а на эти деньги нельзя было организовать эвакуацию для всей семьи. Многие не были готовы к трудностям, которые ожидают беженцев: отсутствие жилья, плохое питание и так далее. Конечно, если бы горожане знали, что произойдёт через несколько недель, они бы приложили все усилия, чтобы выехать из города. Но тогда многие верили, что немцы не дойдут до Ленинграда.

С этого момента многие ленинградцы приняли запоздалое решение покинуть город. Толпы людей устремились к порту Осиновец, который специально был построен на берегу Ладожского озера для приёма грузов в условиях блокады. Они рассчитывали эвакуироваться на баржах, на которых привозили продовольствие и другие грузы. Многие из них были беженцами, приехавшими в Ленинград из западных регионов, и не имели в городе ни родственников, ни друзей. Под предлогом того, что их появление мешает работе персонала, всем частным лицам было строжайше запрещено появление в районе гавани.

Эвакуироваться теперь можно было, только добившись специального разрешения. За два месяца навигации по озеру, до наступления холодов, было эвакуировано всего 33,5 тысячи человек. Примерно столько же было вывезено по воздуху. В отличие от ленинградцев, их положение уже было отчаянным, они не имели жилья, работы, друзей и родственников. Коммуникации между осаждённым городом и остальной частью СССР могли осуществляться через Ладожское озеро.

Казалось бы, в этих условиях проблема голода не должна была возникнуть даже с учётом того, что немцы периодически устраивали авианалёты на баржи. Но всё оказалось не так просто. Пригодных для плавания по весьма специфическому Ладожскому озеру там очень часто случаются штормы судов не оказалось в достаточном количестве, а речные баржи для него не годились. Достаточно большой флот Северо-западного речного пароходства растаял в первые месяцы войны. Большую часть судов передали военным для их нужд.

По воспоминаниям уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Дмитрия Павлова, в его распоряжении было только "несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как непригодные к плаванию по нормам регистра". Была ещё Ладожская военная флотилия, но она действовала в первую очередь по своему военному профилю, участвуя в высадке морских десантов. Военные корабли могли оказать только вспомогательную поддержку озёрным баржам в перевозке грузов. Но даже имевшиеся в наличии средства доставки поначалу использовались недостаточно эффективно. Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады.

Содержимое трюмов разгружали прямо на берег. Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм.

Непредвиденная блокада

  • Воюя с природой
  • Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР - Республиканский Музей Боевой Славы
  • За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
  • Привилегированные
  • «Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда

Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения

В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. 27 января 2024 исполняется 80 лет. День снятия блокады с Ленинграда: какого числа, как это было. В этот день начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек.

Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников

Жилья для них катастрофически не хватало, ленинградцев селили на чердаках, в мансардах. Уплотнялись сами уралмашевцы. В комнату к одному из них и подселили отца Валерия Акутина. Жили, вспоминает, тесно, зато дружно. Валерий Акутин, бывший начальник конструкторского бюро по литейной оснастке Уралмашзавода: «Потом дали большую комнату. Двухэтажные были бараки — бывшая больница. Там расселили и сделали бараки, специально, одни только ленинградцы там жили, потому что их надо было как-то устроить. Мы жили на кухне, громадная плита на бывшей кухне — я на ней спал. У них была койка, тумбочка и две табуретки». Без поблажек, не жалея себя — ленинградцы трудились на заводе, как все, по 12 часов в сутки, а то и больше.

Общие сложности — общие победы, вспоминает Владимир Герцберг. Он тогда, в свои 15, стоял у токарного станка. Ленинградцы, по его словам, выделялись среди уральских рабочих разве что манерами — как-никак из культурной столицы. Владимир Герцберг, бывший заместитель начальника отдела труда и зарплаты Уралмашзавода: «Вот он идет в столовую — тщательно моет руки. Мы вообще не понимали, зачем их мыть.

В город доставили тысячи тонн продовольствия. За героизм и мужество более 20 работников ленинградских автопарков — водителей, механиков, руководителей эшелонов — наградили орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», — напомнили в комитете. Ранее «Петербургский дневник» писал , что в Петербурге была развернута 300-метровая георгиевская лента в память о блокаде.

На рабочие чертежи у конструкторов всего восемь дней. Руководит проектом эвакуированный из Ленинграда Лев Горлицкий. Его бригаде удалось, кажется, невозможное — уже в декабре 1942-го СУ-122 успешно прошла госиспытания. Никита Крутаков, научный сотрудник музея военной техники УГМК: «Пороховой заряд больше, калибр больше, осколков существенно будет больше и полетит он, может, больше. Причем полетит не так, как стреляет танк, соответственно, стрельба с открытых позиций — то, что доктор прописал, потому что можно вести, например, контрбатарейную стрельбу». В одной колонне с самоходками и легендарный Т-34. Пушки для него тоже начали выпускать с приходом на Уралмаш ленинградцев. Первые рабочие из Северной столицы прибыли на Урал летом 1941-го, еще до того, как замкнулось кольцо блокады. С собой везли часть оборудования, но главное — технологии. Сергей Агеев, научный сотрудник музея истории Уралмашзавода: «Специфические технологии по производству брони, танков. Эти технологии на Уралмаше отсутствовали. В этом плане ленинградцы, конечно, дали большой толчок развитию на Урале современного производства, особенно оборонного». Только на Уралмаш эвакуировали больше 18 тысяч человек. Это работники Ленинградского, Кировского и Ижорского заводов. Жилья для них катастрофически не хватало, ленинградцев селили на чердаках, в мансардах.

Ребят обеспечивали кровом, питанием, определяли в школы и даже на внеклассные занятия. Возвращать детей в Ленинград начали в конце 44-го. Сначала тех, у кого родители вернулись с фронта. Потом подростков, которые успели получить рабочие профессии.

В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее

Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации[21].

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел.
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации.
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города В Лычково поезд подвергся бесчеловечной бомбардировке Первая волна эвакуации жителей Ленинграда началась 29 июня 1941 года.
Сплоченные войной - Архивы Санкт-Петербурга "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. «Эвакуация детей Ленинграда в Ленинградскую область (1941)». Как я пережила блокаду, эвакуацию и вернулась в Ленинград.

2. Возвращение домой

  • Проблемы эвакуации жителей
  • Проблемы эвакуации жителей
  • Ладожское озеро
  • Просмотр трансляции
  • Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
  • За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал

Предпосылки блокады

  • Главная навигация
  • Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР - Республиканский Музей Боевой Славы
  • За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
  • Но ведь блокаду можно было снять раньше?

Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде

Президент родился в Ленинграде и постоянно участвует в памятных мероприятиях, связанных с блокадой. В Башкортостане 103 жителя награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Два ветерана удостоены медали «За оборону Ленинграда».

По разным оценкам, за это время погибли от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Мужество и стойкость ленинградцев стали символом непобедимости советского народа. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны города посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ. Вокруг города, вдоль бывшей линии фронта, растянулся «Зеленый пояс Славы». В 2020 году Главархив Москвы реализовал несколько важных проектов. В преддверии 9 Мая совместно с центрами госуслуг «Мои документы» был открыт виртуальный музей «Москва — с заботой об истории». Это первый онлайн-музей, который практически полностью собран из документов и предметов, переданных горожанами.

Ко дню воинской славы России в музее начали публиковать имена москвичей, которые совершили трудовой подвиг в тылу во время битвы за Москву. Уже размещено более семи тысяч имен жителей столицы, все они были награждены медалью «За оборону Москвы».

Ведь тогда никто не знал когда кончится война и чем закончится блокада. Но 1-2 млн жителей можно было всё же спасти. Дополнен 7 лет назад Освободить город от жителей во втором дополнении опечатка. Дополнен 7 лет назад Да всем мы знаем про блокаду.

В коллекции собраны кадры производства военной продукции на Сестрорецком инструментальном заводе имени С. Немецкие войска окружили Ленинград 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе находились более 2,5 миллиона жителей, в числе которых 400 тысяч детей. Блокада длилась 872 дня, до 27 января 1944 года. По разным оценкам, за это время погибли от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Мужество и стойкость ленинградцев стали символом непобедимости советского народа. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны города посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ. Вокруг города, вдоль бывшей линии фронта, растянулся «Зеленый пояс Славы». В 2020 году Главархив Москвы реализовал несколько важных проектов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий