Музей-заповедник «Херсонес Таврический» проводит масштабные раскопки на территории военной части (СЮЖЕТ). Россияне разрушают музей-заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе, пишут украинские Telegram-каналы. Директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова подтвердила, что новый музей значительно увеличит пространство для экспозиции.
Ночные экскурсии по музею-заповеднику «Херсонес Таврический» продолжатся в июле
Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» и Севастопольское благочиние будут работать вместе на благо жителей и гостей Севастополя. На территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» давно уже все эти «морские купания» с «пикниками» из бездуховного и раздираемого страстями конца ХХ века запрещены. Музей-заповедник «Херсонес Таврический» в сотрудничестве с Институтом классической археологии города Остин (штат Техас, США) реализовал в 2009 году масштабный проект по оцифровке хранящихся в нем документальных материалов. Для желающих посетить храм Семи священномучеников херсонесских вход в музей-заповедник открыт в соответствии с расписанием богослужений с 7:20 до 20:00. Первые объекты историко-археологического парка «Херсонес Таврический» запустил лично глава государства. Выставка «Херсонес эпохи князя Владимира» работает в малом зале Византийской экспозиции Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Археологи из Петербурга нашли уникальное сооружение в Севастополе
Характерно, что Иннокентий создал в Херсонесе киновию — то есть тот тип монастыря, который предполагает небольшие размеры и замкнутый образ жизни для монахов. И хотя в дальнейшем, в 1860-е годы, возрожденный после Крымской войны монастырь был причислен к монастырям первого ранга, а его руководитель иеромонах, а затем архимандрит Евгений настоял на строительстве большой двухэтажной церкви — Владимирского собора, вместо небольшого деревянного храма, имевшегося в киновии ранее, ощущение свободы и уединения от пространства древнего городища не исчезало. Важно обратить внимание, что у церкви как института длительное время отсутствовал интерес к Херсонесу, и то, что делал Иннокентий, а затем и Евгений, по отношению к древнему городищу в целом — было, по сути, их личной инициативой. А сделали они многое. Архиепископ Иннокентий имел в планах не только проводить раскопки Херсонеса, но и создать при монастыре небольшой музей, чтобы сохранить на этой земле память о ее древней истории. Причем этот подход противоречил позиции частного археологического общества, возникшего в 1839 году и получившего разрешение от правительства проводить раскопки по всему Крыму, — Одесского общества истории и древностей, которое настаивало на том, чтобы вывозить находки либо в Одессу, либо отправлять в Эрмитаж. Архиепископ Евгений, будучи сам членом Одесского общества, добился самостоятельности в проведении раскопок древнего городища, чем и занимался на протяжении практически 15 лет вместе с монахами, сохраняя находки, в том числе и от расхищения. О том, что представлял собой неофициальный музей Херсонесского монастыря, созданный таким способом, говорит описание московской Политехнической выставки 1872 года — выставки, с которой находки в Херсонес не вернулись. Старый сайт музея «Херсонес Таврический» так пишет о коллекции, присланной в Москву из Херсонесского монастыря: «Среди них были, вероятно, и находки графа Уварова.
Было передано 143 экспоната, описанных очень кратко, например: капителей мраморных и известняковых — 13, надписей и надгробных памятников — 16, статуй обломков и барельефов — 4 … и т. Вещи из Москвы не возвратились, часть из них попала в коллекцию Исторического музея, основанного в том же 1872 году. Архимандрит Евгений жаловался в одном из писем, что музей, который посещался августейшими особами из многих стран, стоит теперь пустой». Именно в это время — 1870-е — 1880-е годы — окончательно оформляется альтернативная концепция трактовки Херсонеса: как «русских Помпей». Обращает на себя внимание и подход, выбранный центральной властью, — проводить изучение городища силами местных энтузиастов. Именно к числу таких энтузиастов и относился Карл Косцюшко-Валюжинич, начавший систематические раскопки в 1888 году и основавший в 1892 году из многочисленных находок так называемый «Склад древностей». Карл Казимирович мечтал, конечно, о музее, причем желательно двухэтажном, но сама история как будто противилась этому. Только в годы Гражданской войны, спустя 11 лет после смерти Косцюшко-Валюжинича «Склад древностей» превратился в «музей», а «заведующий раскопками» — в его директора.
Сама идея «Склада древностей» — а не музея — кажется не случайной. В том, что делал на протяжении почти 20 лет Косцюшко-Валюжинич, будто бы отражалась всё та же суть Херсонеса, которую увидел в свое время архиепископ Иннокентий. Да, сам основатель «Склада древностей» находился в очень напряженных отношениях с монастырем, но важно то, что и для светских археологов-ученых либо энтузиастов, и для священнослужителей общим было восприятие Херсонеса как места уединенного, требующего к себе трепетного отношения, не принимающего по сути своей суеты и кардинального преобразования собственного пространства.
В этом году разработали для них специальную экскурсионную программу, в дальнейшем планируем добавить к ней мастер-классы.
На протяжении нескольких дней в учреждении культуры звучали звонкие голоса артековцев. Ребята с интересом осматривали оборонительные стены древнего города, фотографировались в Античном театре и в Византийском дворике музея-заповедника, делились полученными впечатлениями.
Как пишет Поддубный, после уничтожения первого «Леопарда» в зоне СВО акции немецких военных концернов заметно упали, а выставка в Москве не добавит им роста. Поддубный также считает, что западные эксперты могут переживать из-за того, что «передовые технологии» иностранных ВПК теперь в руках российских инженеров.
Полянский сравнил поведение литовского дипломата, разместившего фотоколлаж, намекающий на возможность ракетного удара по Крымскому мосту, с поведением «раболепных американских болонок» и напомнил о твите главы МИД Польши Радослава Сикорского, в котором тот намекнул на причастность США к диверсии на «Северных потоках». Российский дипломат предупредил, что авторы подобных угроз пожалеют о своих словах. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью. Макрон напомнил, что французская военная доктрина допускает применение ядерного оружия в тех случаях, когда существуют угрозы жизненно важным интересам страны.
При этом он подчеркнул, что оценка этих интересов происходит с точки зрения обороны всей Европы, поэтому нужно обсудить противоракетную оборону, оружие большой дальности и ядерное оружие для стран, которые «им обладают или имеют на своей территории американские ядерные вооружения». По информации издания, Берлин стал одним из самых яростных противников возглавляемых США попыток конфисковать часть примерно 300 млрд долларов активов российского Центробанка, которые были заморожены в начале конфликта, передает РИА «Новости». Как заявили в немецком правительстве, конфискация, а не заморозка средств может создать прецедент для новых исков к ним за преступления Второй мировой войны. Кроме того, немецкие чиновники опасаются, что нарушение этого принципа в отношении России может подорвать давнюю правовую позицию страны.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил , что решение изъять российские активы станет «солидным гвоздем» в гроб западной экономики. Ему необходимо покинуть страну в течение трех дней, передает РИА «Новости».
Отмечается, что в 2023 году музей-заповедник посетили почти 400 тысяч человек.
Создание масштабного парка курирует председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон. Телеканал КРЫМ24.
Музей "Каменная могила" передадут "Херсонесу Таврическому" во втором полугодии 2023 года
Этим же документом "Херсонес Таврический" переименовывается из национального заповедника в государственный историко-археологический музей-заповедник. В ближайшие пять лет в заповеднике «Херсонес Таврический» появится международный археологический центр, а также Музей истории и христианства, который хотели создать еще 100 лет назад. Начинали эти работы несколько раз, но пока результата, как мы видим, нет", – рассказала заместитель директора музея-заповедника "Херсонес Таврический" по научной работе Лариса Седикова. 20 августа 2021 года председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил чин освящения закладного камня на месте будущего строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» в Крыму. Выставка «Херсонес эпохи князя Владимира» работает в малом зале Византийской экспозиции Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Митрополит Тихон показал Путину строящийся музей христианства в Крыму
Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» является крупнейшим археологическим музеем-заповедником Российской Федерации, одним из немногих в мире. это территория бывших воинских частей за пределами существующих границ музея-заповедника «Херсонес Таврический». ЮНЕСКО отказалась признать заповедник «Херсонес Таврический» российским.
В Севастополе в музее-заповеднике "Херсонес Таврический" открылась конференция "АРХОНТ-2023"
Значительная часть монахов и послушников состояла из людей высокообразованных: офицеров, интеллигенции, детей купцов, священно- и церковнослужителей. Обитель неоднократно посещал император Николай II с членами царской семьи. В Свято-Владимирском соборе молились и осматривали раскопки Херсонеса великие князья. В 1888 году в Херсонесской обители проходили торжества по случаю 900-летия Крещения Руси. Во время Первой мировой войны в соборном храме совершались молебны о даровании победы над врагами. В 1919 году состав монастырского штата был следующим: архимандрит в роли настоятеля, наместник, игумен, восемь иеромонахов, четыре иеродьякона, протодиакон, трое монахов, девять послушников и епископ Иннокентий Солодчин , который находился в отставке. Общее число составляло более 40 человек. Территорию музея-заповедника будет по-прежнему открыта для севастопольцев и гостей города.
Фото: Юлия Блоцкая Гражданская война Осенью 1920 года в Севастополе развернулся один из последних этапов Гражданской войны. Взятием Севастополя и Феодосии 15 ноября Красная армия сумела прорвать укрепления на Перекопском перешейке, в результате чего началась Крымская эвакуация. Более 146 тысяч человек были вынуждены покинуть Севастополь и другие города Крыма на 126 кораблях и судах. Эти события получили название «Русский исход». В начале 1921 года на территории монастыря создали временный концентрационный лагерь ОГПУ, просуществовавший около 7 месяцев. Весь сельскохозяйственный инвентарь монастыря, включая скотину, реквизировали. На территории разместили дом инвалидов, городскую богадельню и стрелковый полк.
Сад вырубили, беседки и купальню сожгли, монастырские постройки разобрали. Большинство монахов и священнослужителей выселили из монастыря, последним настоятелем Херсонесской обители был архимандрит Дионисий Чудновец , управлявший ею до июля 1923 года. В начале 1924 года решением Крымского Центрального исполнительного комитета монастырь упразднили. Последняя Божественная литургия в храме во имя Семи священномучеников прошла 28 июля 1925 года. Собор был закрыт, его преобразовали в лапидарий. В здании бывшей трапезной после ремонта на втором этаже разместились экспозиция античной истории Херсонеса и научная лаборатория, в западной половине - столовая для рабочих.
Деньги на реконструкцию выделил Минкульт, работы согласованы с Росгосэкспертизой. В музее отметили, что здание никогда не имело статус объекта культурного наследия. Работы, которые проводятся сейчас, имеют статус противоаварийных», — прокомментировала замдиректора по музеефикации и охране объектов культурного наследия музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Сарапулкина. Фасадный камень, поражённый грибком и плесенью от некачественного водостока, должны очистить и покрыть гидрофобным составом.
Обитель неоднократно посещал император Николай II с членами царской семьи. В Свято-Владимирском соборе молились и осматривали раскопки Херсонеса великие князья. В 1888 году в Херсонесской обители проходили торжества по случаю 900-летия Крещения Руси. Во время Первой мировой войны в соборном храме совершались молебны о даровании победы над врагами.
В 1919 году состав монастырского штата был следующим: архимандрит в роли настоятеля, наместник, игумен, восемь иеромонахов, четыре иеродьякона, протодиакон, трое монахов, девять послушников и епископ Иннокентий Солодчин , который находился в отставке. Общее число составляло более 40 человек. Территорию музея-заповедника будет по-прежнему открыта для севастопольцев и гостей города. Фото: Юлия Блоцкая Гражданская война Осенью 1920 года в Севастополе развернулся один из последних этапов Гражданской войны.
Взятием Севастополя и Феодосии 15 ноября Красная армия сумела прорвать укрепления на Перекопском перешейке, в результате чего началась Крымская эвакуация. Более 146 тысяч человек были вынуждены покинуть Севастополь и другие города Крыма на 126 кораблях и судах. Эти события получили название «Русский исход». В начале 1921 года на территории монастыря создали временный концентрационный лагерь ОГПУ, просуществовавший около 7 месяцев.
Весь сельскохозяйственный инвентарь монастыря, включая скотину, реквизировали. На территории разместили дом инвалидов, городскую богадельню и стрелковый полк. Сад вырубили, беседки и купальню сожгли, монастырские постройки разобрали. Большинство монахов и священнослужителей выселили из монастыря, последним настоятелем Херсонесской обители был архимандрит Дионисий Чудновец , управлявший ею до июля 1923 года.
В начале 1924 года решением Крымского Центрального исполнительного комитета монастырь упразднили. Последняя Божественная литургия в храме во имя Семи священномучеников прошла 28 июля 1925 года. Собор был закрыт, его преобразовали в лапидарий. В здании бывшей трапезной после ремонта на втором этаже разместились экспозиция античной истории Херсонеса и научная лаборатория, в западной половине - столовая для рабочих.
Первый этаж занимала коллекция находок из раскопок.
Ярких ждут и эмоций от тех, кто займет зрительские места. Достичь результата, уверены, получится, ведь смысл постановки, ее настроение и, конечно, герои остались прежними. А удачу принесет даже реквизит — кораблик с алыми парусами, уже ставший талисманом. Данил Высоцкий и Екатерина Скрибцова , актеры Севастопольского театра юного зрителя: — Кораблик — неотъемлемая часть этого спектакля. Не можно, а нужно.
Эта репетиция по счету уже вторая. Впереди еще две, затем генеральный прогон. Увидеть «Алые паруса» в новом формате севастопольцы и гости города смогут 24 июля. В течение лета феерию Грина в Античном театре планируют показать еще несколько раз.
Археологи из Петербурга нашли уникальное сооружение в Севастополе
Напоминаем, что билеты в музей-заповедник «Херсонес Таврический» можно приобрести в режиме онлайн, перейдя по ссылке. Для желающих посетить храм Семи священномучеников Херсонесских вход в музей-заповедник открыт в соответствии с расписанием богослужений с 7:20 до 20:00. Пропуск на территорию осуществляется через Восточную входную группу музея-заповедника до 19:30.
Поэтому нужно спокойно, без конфликтов постепенно идти к пониманию того, что Богу нужно вернуть Богово, а Кесарю вернуть кесарево. Мы обязаны исполнять закон. Наше обращение, может быть, поможет сегодня и Министерству культуры Российской Федерации, и дирекции заповедника начать процесс подлинного развития Национального заповедник". В следующем месяце трудовой коллектив заявил , что не будет работать под руководством протоиерея, так как у него отсутствует квалификация для такой работы. В итоге Халюта покинул этот пост. Сейчас заповедником руководит бывший директор государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. Она выступает против передачи "Херсонеса" РПЦ.
Первая выставка знакомит посетителей с гончарным ремеслом и национальными узорами. На выставке «Рождество в Византии. Из Константинополя в Херсонес» представлена миниатюрная икона Рождество Христово, вырезанная на стеатитовой пластинке.
На встрече так же присутствовали епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской епархии, секретарь Крымской митрополии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора г. С имферополя протоиерей Александр Якушечкин, эконом Симферопольской и Крымской епархии, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены и Свято-Екатерининского храма г. Симферополя протоиерей Игорь Зубкович, благочинный Севастопольского церковного округа протоиерей Сергий Халюта. Принимая во внимание, что «Древний город Херсонес Таврический и его Xopa» внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, христианское значение Херсонеса Таврического — места Крещения Руси, значимость Свято-Владимирского кафедрального собора в Xepcoнece как центра христианского паломничества, необходимость уважения чувств верующих, многолетнее сотрудничество в области популяризации Православия и договорные отношения в области охраны культурного наследия, стороны пришли к соглашению о сотрудничестве и оказании взаимопомощи в ряде вопросов, в частности, популяризации культурного и православного наследия, связанного с объектом «Древний город Херсонес Таврический и его Xopа».
Стартовал проект к 130-летию музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Ошибка в тексте?
И по красоте, и по возможностям, - прокомментировал Тихон. Строительство историко-археологического парка при музее заповеднике "Херсонес Таврический" ведут военные специалисты.
Ранее на этой территории были воинские части, проектирование началось три года назад. Всего музейно-просветительский комплекс будет включать порядка 70 зданий. Херсонес - древнее городище, средневековые крепости и участки уникальной сельскохозяйственной округи, так называемой хоры.
Здесь, согласно наиболее распространенной версии, в 988 году крестился князь Владимир. На территории музея-заповедника археологи находят следы многих народов, живших тут в разные эпохи.
Там будет расположено все, что необходимо для паломников и туристов", - сказал он. По его словам, реконструкция будет меньше реального Херсонеса, но по ней можно будет составить впечатление об укладе жизни того времени. Там будут воссозданы мастерские, таверны, термы. Уже строится амфитеатр, где будут проходить современные художественные представления и реконструкции. На территории парка будет несколько музеев, в частности, Новороссии и Крыма, античности и Византии.
В экспозиции войдет в том числе часть из 3 млн артефактов, обнаруженных на раскопках перед строительством. Также будет создан первый в России музей христианства, который был задуман еще в 1913 году.
Представьте мне заключение и как можно скорее, чтобы спасти все, что можно спасти». Учитывая, что через Корсунь стали проникать в Северное Причерноморье первые христианские миссионеры, в числе которых — будущий создатель славянской письменности Св. Кирилл, это заявление нельзя объяснить лишь риторическим преувеличением. Здесь же, в Херсонесе, принимает крещение равноапостольный князь Владимир, предваривший эту акцию долгой осадой города.
Отсюда родом и знаменитая «Присяга граждан Херсонеса» - эпиграфический памятник античной политической мысли, где сказано прямо: «не нарушу демократии и желающему предать или нарушить, не дозволю». Раскинувшийся под открытым небом археологический парк воплощает в себе память о многочисленных страницах древнейшей и средневековой истории Причерноморья. На тридцати охраняемых участках рассыпались более 120 объектов историко-культурного наследия, соотносимых с полудюжиной различных культур — от зерновых ям тавров до древнегреческих руин, отразивших архитектурные идеи Гипподама Милетского. Помимо особого правового статуса, это решение, в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, позволяет музею-заповеднику претендовать на международную защиту и всестороннюю поддержку своей деятельности. Смена юрисдикции памятника распоряжением Правительства РФ Национальный заповедник «Херсонес Таврический», чьим учредителем являлась Украина, был реорганизован в Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», учредителем которого теперь выступает Российская Федерация оказалась непризнанной, равно как и позднейшее включение Херсонеса в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Формализм, проявившийся в отношении к археологическим памятникам Херсонеса, к сожалению, повлек за собой отнюдь не только статусные потери.
Согласно 6 ст. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, оказывать содействие признанию, охране, сохранению и популяризации объектов следует лишь «если об этом попросят государства, на территории которых они находится». Другими словами, отказ от признания российской юрисдикции над Херсонесом является основанием для одностороннего и полного прекращения сотрудничества ЮНЕСКО с новым руководством музея-заповедника. Слухи о возможном исключении Херсонеса из списка объектов Всемирного наследия впервые просочились в СМИ ровно год назад, на волне неоднозначного решения Севастопольских властей о кадровых перестановках в руководстве музея-заповедника «Херсонес Таврический». Вмешательство широкой общественности, в том числе и Российского исторического общества, выступившего с резонансным публичным обращением , на тот момент поспособствовало разрешению назревавшего кризиса. По словам Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина пришла пора «признать, что если крымские ученые, археологи сумели сохранить эти уникальные памятники при украинской власти, то теперь созданы гораздо более благоприятные условия для совместной научной работы».
Важно помнить, что на всем протяжении изучения античного Херсонеса, этот памятник был теснейшим образом связан с российской наукой, активно способствующей его международному признанию. Честь открытия первой страницы в истории музея-заповедника принадлежит командующему Черноморским флотом адмиралу Алексею Самуиловичу Грейгу — соратнику Григория Орлова и известному меценату екатерининской эпохи. По его частной инициативе в 1827 году были произведены первые научные раскопки на территории Херсонеса, принесшие неожиданно значительные результаты. В 1888 году к исследованиям Херсонеса приступила Императорская Археологическая комиссия, чью работу на этом объекте непосредственно возглавил член Императорского Одесского общества истории и древностей Карл Каземирович Косцюшко-Валюжинич. Именно он в 1892 году стал основателем первого музея истории Херсонеса — «Склада местных древностей». Четыре года спустя из коллекции «Склада местных древностей» были сформированы полноценная экспозиции античной и средневековой истории Херсонеса.
"Херсонес Таврический" стал федеральным музеем-заповедником
Строительство историко-археологического парка при музее заповеднике "Херсонес Таврический" ведут военные специалисты. Строительство историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический» находится на начальном этапе, финансирование работ будет продолжаться, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. это территория бывших воинских частей за пределами существующих границ музея-заповедника «Херсонес Таврический». Официальный канал музея-заповедника "Херсонес Таврический". Херсонесский заповедник сегодня – это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение, вла. Первые объекты историко-археологического парка «Херсонес Таврический» запустил лично глава государства. Музей-заповедник «Херсонес Таврический» совместно с Новгородским музеем-заповедником представляют выставку «Золото Византии», которая познакомит посетителей с наследием великой византийской культуры.
Херсонес вывез золото Византии на выставку в Новгород
В Международный день музеев в "Херсонесе Таврическом" открылась новая временная экспозиция. Раскопки проводятся специалистами из Института истории материальной культуры РАН в рамках проектируемого историко-археологического парка «Херсонес Таврический». Как восстанавливали Херсонес Таврический после Великой Отечественной войны, откуда в Византийском дворике колонны древних храмов и какие задачи стояли перед советскими археологами?
Херсонес Таврический – древний полис в Севастополе
Был и специфический товар — рабы. Их в Херсонес поставляли во множестве — Крым в античные времена был регионом неспокойным, а рабы были главной военной добычей. Жителям полиса и самим постоянно приходилось отбиваться от недружелюбных соседей. Главную проблему долгое время составляли скифы — народ, уверенный в том, что любое оседлое население создано для того, чтобы их грабили и угоняли в рабство.
Этому их занятию не мешали и регулярные торговые сделки с греками. Дошло до того, что Херсонесу пришлось запросить помощи против скифов у понтийского царя Митридата Евпатора. Тот помощь оказал — но взамен Херсонес попал под его протекторат это было в конце II века до н.
Впрочем, Боспорское царство тоже основали греки, так что жизнь города изменилась не слишком сильно. Скорей положительно сказалось на Херсонесе и римское владычество. Гай Юлий Цезарь в трех словах отчитался о своей победе над сыном Митридата Евпатора — Фарнаком да, это про него знаменитый римлянин сказал «пришел, увидел, победил» , и Херсонес предпочел немедленно принять покровительство столь достойного военного, представляющего к тому же столь сильное и развитое государство.
Римские правители относились к городу по-разному, и его политическое положение было нестабильным. Но они все использовали Херсонес в качестве удобного военного форпоста, и потому следили за безопасностью и благоустройством. Римляне реконструировали в нем театр, построили свои традиционные бани и даже провели водопровод.
Серьезно изменило облик города распространение в Риме христианства — христиане без раздумий разрушали прекрасные древние храмы и театры, чтобы построить на их месте свои часовни. К тому времени уже не было и единой Римской империи, она раскололась на две части. И Херсонес по географическим причинам оказался в сфере интересов Восточной империи со столицей в Константинополе.
Позже это государство было названо Византией. Второй Рим За могущество и размеры Византию прозвали «вторым Римом». А Херсонес пользовался многими преимуществами принадлежности такому государству.
Ему удалось устоять перед натиском кочевников о время Великого переселения народов. Он сохранил статус важного военного и торгового порта. В Византии говорили преимущественно по-гречески, так что и некоторая культурная преемственность сохранялась.
Административно Херсонес был фемой — областью империи с правами самоуправления. Именно тогда у него появилось славянское название — на Руси город называли Корсунем с современным городом Корсунь-Шевченковским, что на Украине, ничего общего! Жилось ему по-прежнему неспокойно.
Донимали хазары, печенеги, затем половцы, да и средневековые славяне особым миролюбием не отличались. Даже князь Владимир Великий сперва захватил Херсонес силой и только потом договорился о своем переходе в христианство. Впрочем, крещение князя помогло хернонесцам взяться за торговлю еще и русскими товарами.
Упадок Византии после разгрома крестоносцами в 1204 г. В 1299 г. Затем в окрестностях появились генуэзские колонизаторы.
Во второй половине XIV века сюда доходили даже литовские князья — тоже не с мирными намерениями. Древний город постепенно превратился в небольшое селение рыбаков, а в середине XV века опустел вовсе. Только в XIX столетии нашлись люди, вознамерившиеся вернуть его к жизни.
Возвращение к людям Все-таки на то, чтобы крупный город полностью исчез с лица земли, надо довольно много времени. Развалины его находились фактически на поверхности и память о Херсонесе сохранилась. Следовательно, когда на берега Севастопольской бухты пришли русские военные в XVIII веке , они знали, что за руины видят.
История Херсонеса Таврического была известна — точнее, было известно о принятии Владимиром в этом городе христианства. Поэтому к руинам города отнеслись с относительным благоговением — во всяком случае, не пытались снести. А в 1827 г.
Грейг дал распоряжение о проведении раскопок в городе. Ими занялся флотский лейтенант К. Методы «исследователей» XIX века способны вызвать у современного археолога инфаркт, но тут уж ничего не поделаешь — археология в то время еще не имела своих продуманных научных методик.
Так что на протяжении XIX века в Херсонесе ковырялись как попало, перемешивали исторические слои, отрывали от комплексов отдельные фрагменты, произвольно извлекали отдельные находки. Велась на территории памятника и хозяйственная деятельность.
Первый камень в его основание заложили в 1861 году императорская чета — Александр Второй Освободитель и Мария Александровна Романовы.
В 1891-м году был освящен главный предел храма, построенного на добровольные пожертвования россиян. Отметим, что в 1888 году в Херсонесской обители проходили торжества по случаю 900-летия Крещения Руси. Что же представлял собой монастырь?
Историки государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Тврический» в феврале 2024-го : «Помимо собора в центре усадьбы располагалось двухэтажное каменное здание — архиерейский дом с церковью и монастырским общежитием, построенный в 1860—1863 годах по проекту поручика К. Вяткина, состоявшего в качестве архитектора при монастыре. Напротив архиерейского дома возвышалось небольшое строение — церковь Семи священномучеников херсонесских, построенная в середине XIX в.
В начале 1924 года решением Крымского Центрального исполнительного комитета монастырь упразднили. Последняя Божественная литургия в храме во имя Семи священномучеников прошла 28 июля 1925 года. Далее помещения монастыря не слишком-то приспособленные для музейного дела перешли к археологам, научным-работникам… И вот через 100 лет после закрытия монастыря было принято историческое решение о возрождении Свято-Владимирской обители.
Знаменательное событие, благое дело! И снова скептики… Не они ли или их «родители» вещали на эту же тему в 1994-м, когда Владимирской собор Херсонеса вернули Церкви и здесь начались богослужения, в 2001-м, когда завершилась реконструкция храма. Тогда тоже звучало: «оттяпали у нас Херсонес», «все попам, а что народу»… Хм, а вот как раз священнослужители и народ неразделимы, дышат одним воздухом, живут по Совести.
В трудные годины для Родины такое единение только крепче. И духовность, молитва, вера всегда побеждают зло. Скептики могут сколько угодно «гуглить» и «выискивать блох» в домыслах и теориях про «конфликт музея и епархии», «перечень монастырских помещений в ведении заповедника».
Правда — намного проще. Секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в июле 2017-го : "Сама ситуация конфликта между представителями Русской православной церкви и музейным сообществом аномальна, поскольку не так давно мы говорили, откуда на Руси появились музеи… Первые музеи назывались древлехранилищами, открывались они при храмах и монастырях. И уже это должно напоминать нам о том, что именно церковь начинала первую заботу об истории, музейных экспонатах, хрониках и летописях".
В конце июня 2023 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственным историко-археологическим музеем-заповедником «Херсонес Таврический» и религиозной организацией «Симферопольская и Крымская епархия Русской Православной Церкви Московский Патриархат ». Стороны договорились о взаимопомощи в ряде вопросов, в частности, популяризации культурного и православного наследия Херсонеса. Пресс-служба Крымской митрополии в июне 2023-го : "По итогам подписания Соглашения о сотрудничестве стороны взяли на себя обязательства по приобщению граждан включая детей и молодежь к сокровищам многовековой Православной культуры посредством проведения совместных мероприятий и образовательных проектов, а также телевизионных и радиовещательных программ и осуществлению их информационного обеспечения.
Важным пунктом договоренности является подготовка и проведение торжественных мероприятий, посвященных значимым датам в истории Российского государства, Русской Православной Церкви".
Иннокентий Борисов Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса… Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви. Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.
День археолога в России отмечается ежегодно 15 августа. Это профессиональный праздник учёных, которые занимаются раскопками и изучением вещественных исторических источников — артефактов. По словам учёных «Херсонеса Таврического», в последние годы археология заметно шагнула вперёд. При раскопках используются современные приборы, к работе привлекается широкий круг специалистов. И от того, насколько профессионально, насколько добросовестно археолог читает книгу древности, а раскопки — это чтение книги, он слой за слоем переворачивает страницы, воссоздаёт картину прошлой жизни. И если он ошибётся, что-то не увидит, что-то пропустит, то картина будет неправильная».
В праздничный для археологов день юные и взрослые посетители Херсонеса имели возможность побывать на уникальных экскурсиях, во время которых узнали в чём заключается суть удивительной профессии тех, кто читает книгу древности, делая новые открытия и исследуя особенности жизни, которая была на земле множество лет назад.