Александр Пономарев (1957 г.р.) – моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году.
Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
Выставка известного российского художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее открылась разбиванием бутылки шампанского об один из объектов экспозиции. Александр Пономарёв Художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве.
«Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке
В экспозиции представлены 16 макетов арт-объектов. Зрители могут увидеть работы Пономарева «Голос в пустыне», «Уроборос», «Подводное небо», «Память воды». На выставке также представлены 40 рисунков художника, некоторые из них выполнены на старых навигационных картах. Александр Пономарев представлял Россию на 52-й Биеннале современного искусства в Венеции в 2007 году.
На пластине в основании новой инсталляции Александра Пономарева изображена такая змея, — она изготовлена галереей Surface Lab Art методом печати на керамограните. Пластина призвана отчасти прокомментировать объект, в том числе — с помощью египетских письмен, текст которых, как сообщает команда проекта, предоставлен руководителем Центра археологии Нильской долины Максимом Лебедевым. Александр Пономарев. Ладьи скреплены центрально-симметрично, а на оси симметрии установлены крупные песочные часы — две стеклянные пирамиды, соединенные вершинами. Кроме того к ладьям прикреплены ложкообразные «весла» — вероятно, с их помощью, или просто от сильного ветра в пустыне на плато Гиза, конструкция способна крутиться сама.
Это был специальный проект 53-й Биеннале современного искусства в Венеции. Осуществил как куратор и участник специальный проект «Один из тысячи способов победить энтропию» в венецианском Арсенале 2011. Является автором идеи и комиссаром Первой биеннале современного искусства в Антарктиде и Первого наднационального павильона Антарктиды в Венеции, за что по версии журнала Foreign Policy удостоен звания «Глобальный мыслитель» 2014. Член Российской академии художеств, офицер Ордена искусства и литературы Франции. Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».
Погружаясь в воду, где он обычно устраивает свои акции и создает проекты, Александр, по собственному определению, «плавает в других пространствах». Несмотря на авангардные методы и авантюрность Александр Пономарев ближе к классикам мирового искусства, чем автор, работающий в академической манере. В процессе творческой эволюции художник не изменил однажды выбранному материалу — его проекты всегда связаны с водой, и восприятие смысла произведения опосредовано ею.
Выставка Александра Пономарева «Без берегов» пройдет в Музее Москвы
Художник, которому подвластны все виды и формы современного искусства, доверяет свои замыслы бумаге. В состав выставки вошли около 40 рисунков, часть из них выполнена на старых навигационных картах. Автор собирает их с капитанских мостиков во время своих океанских рейсов и использует как основу для графических произведений. Выставка будет проходить с 28 сентября 2023г.
За несколько месяцев с момента открытия выставки в Государственной Третьяковской галерее её посетили сотни гостей, а интерес к творчеству современного художника привлёк журналистов и представителей архитектурных СМИ. Экскурсию по выставке в рамках пресс-тура проводил сам автор. Он рассказал о смысле её названия и о представленных в экспозиции макетах, каждый из которых знакомит с проектами, созданными Александром Пономарёвым в разных частях света, такими как «Уроборос» в Египте, «Голос в пустыне» в Марокко, «Подводное небо» в Японии и многих других.
Спирали винтов и турбин имеют общую ось и соединены валом, поэтому визуально сливаются. Между ними вращаются рычаги с ударными элементами, которые периодически извлекают различные звуки, сталкиваясь с лопастями винтов, уподобленным в данном случаи камертонам или корабельным рындам колоколам! Вся конструкция на скале представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий карильон — механический ударный инструмент, распространенный в XVI—XVII веках во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства там морского флота, ставшего для Петра I образцом и стимулом превращения России в великую морскую державу.
Пушкина в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства до 1 ноября. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
Моряк и художник Александр Пономарев — об экспедиции в море Лаптевых 6+
На встрече будут выступать эксперты лаборатории, среди которых философ и писатель Александр Секацкий, а также соучредитель Антарктической биеннале Алёна Иванова-Йохансон.
Произведения художника находятся в крупнейших отечественных и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Музее Изобразительных искусств имени А. Пушкина, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду Париж , Национальном фонде современного искусства Париж и других. Название выставки «Я безумен только в норд-норд-вест» — цитата шекспировского Гамлета. Автор выбрал такое название, помня слова философа Мераба Мамардашвили о том, что Гамлет — поэт и мистик, тот, кто совершает не то действие, которое уже записано сцеплением причинных цепей, а действие, в начало которого он становится сам. Ему не подходит просто автоматически выполнить записанный ход.
Он хочет понять смысл. Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее — это 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, созданный специально для этого проекта.
Центральным произведением проекта «Я безумен только в норд-норд-вест» цитата шекспировского Гамлета стала 15-метровая инсталляция в виде стеклянного корабля, созданного специально для выставки. Большая часть работ художника связана с морем. Некоторые рисунки выполнены на старых навигационных картах.
Это были шестиметровые столбы, которые замораживались.
В Зарядье, правда, наша задача гораздо сложнее. Здесь инсталляция представляет собой пластическую структуру — Теплообменник, где нет ни одной одинаково изогнутой трубы, они все гнулись вручную. Конструкция генерирует и удерживает Лед! А мы должны и безо льда эту конструкцию делаем как скульптуру, саму по себе выразительную. Мы используем 16 километров нержавеющей трубы. Каждый изгиб пещеры нарисован 3 раза.
Сначала нарисован как форма, потом как сечение, а потом как элемент теплообменника Сначала мы сделали макет и заморозили. Над технической стороной с нами работает Борис Алексеевич Кузнецов, выдающийся специалист по льду. Он делал ледовое покрытие нескольких стадионов. Хладагент циркулирует по замкнутому контуру с регулируемой скоростью и температурой. В подвальном помещении находится холодильная установка, а помещение имеет теплоизоляцию, как у термоса. Стены мерцают, а нижний свет создает ощущения тайны!
Общее пространство разделено на две части — холодную и теплую.
Монологи. Александр Пономарев
Этот проект занятно срифмовался с концептуальными практиками ведущих художников постсоветского пространства: Франциско Инфанте, того же Монастырского и даже Ильи Кабакова, в последних инсталляциях которого тоже фигурируют кукольные персонажи, которых надо наблюдать в разные оптические приборы, например подзорную трубу. И отрадно, что, нарушая чистоту жанра, отказываясь быть только концептуалистами или только формалистами, художники предлагают куда более богатую культуру зрения, не зашоренного социальными, политическими установками. Графика Пономарева напоминает дрожащие в океанических бликах узоры, ускользающие от однозначного толкования. Сам художник с удовольствием цитирует Вернадского, считавшего нашу жизнь чем-то вроде тончайшей пелены на поверхности планеты. И саморастворение в природе очень важно. Еще интереснее в данной связи высказывание любимого поэта Александра Пономарева и известного художника, работающего со словом, Эрика Булатова — Всеволода Некрасова. Интригует сам метод работы художника.
А в городе Полярном, где я эту лодку расписывал, мы организовали первый музей — собрали картинки у друзей, РОСИЗО нам выделил работы из своих запасников… Потом я в Баренцевом море острова уничтожал — тоже с флотом в 1997 году Александр Пономарев провел акцию, в ходе которой на время «стер с лица земли» остров Седловатый, — "Культура". Так что там уже привыкли ко мне. Потом стали художником. Но море вас не отпускает. Моряки бывшими не бывают? Единственное место, где чувствую себя спокойно — палуба корабля.
Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты. Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется. Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами? Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них. Знаю, что это такое. У любого моряка, смотрящего на корабельные обломки, сердце сжимается.
Ведь никогда не скажешь про машину, что она «погибла». А моряки о корабле только так говорят — «погиб». Корабль одушевляется, его наделяют человеческими качествами. Здесь я сделал такой культурный жест: переместил погибшие корабли в иное пространство — художественное. Вот приходит бывший моряк на эти палубы и делает их произведениями искусства. И у них начинается другая жизнь.
При этом некоторые Ваши проекты вполне можно счесть за провокацию — та же подводная лодка на Венецианской биеннале. Это действие без гарантии результата. А что такое провокация? Это когда ты вбрасываешь какое-то действие, потом отходишь в сторону и наблюдаешь — как реагирует ваш брат, пресса. В чем у меня провокация? В том, что я на подводной лодке в Венецию приплыл?
Ну, не знаю. Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями. Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание. Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану.
Большая часть работ художника связана с морем.
Некоторые рисунки выполнены на старых навигационных картах. Пономарёв — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году.
Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев? Как принимает современная аудитория подобную форму общения?
Об этом и о многом другом узнаем в программе «Культурное время».
С этим изданием покупают
- Художник — Александр Пономарёв
- С этим изданием покупают
- Культ цикличности
- «Уроборос» в Каире
Партнеры АПКМ
- Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина - ТАСС
- 5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды | myDecor
- Выставка «Без берегов» в Музее Москвы | Вести Москвы
- Ветрувианский человек
От «Икара» до «Уробороса». Гид по выставке Александра Пономарева в Музее Москвы
5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды. "Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл. Проект получил название — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарева». “В плакате я делала упор на свои эмоциональные ощущения от работ художника. "Я безумен только в норд-норд-вест" – название выставки Александра Пономарева, которая открывается в Третьяковской галерее. Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве".
Корневое зрение
"Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл. В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой. МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры.
С искусством на Т
Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида — «прямая». Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне. По словам команды проекта, пока неизвестно, останется ли инсталляция на месте, что сложно или почти невозможно, но уничтожать ее не планируют, возможно, она найдет место в одном из музеев или будет впоследствии «путешествовать» по выставкам. Одна из ее задач — подчеркнуть глобальное влияние Древнего Египта и стать «слиянием древнего наследия и современного искусства в самом старом и последнем из семи чудес древнего мира», выстроить диалог между современным и древним искусством. Инсталляция Александра Пономарева отлично вписывается в обе задачи: тщательно рефлексируя факт соседства самых известных пирамид, она развивает одну из основных тем древнеегипетской культуры — идею цикличности, постоянства повторяемости.
В его рамках Пономарев расписывает старые подводные лодки. Армада «пьяных кораблей» появляется на художественных ярмарках и биеннале , демонстрируя силу искусства в самых различных и неожиданных местах от Баренцова моря до Арктики. В 2002 году Пономарев с помощью четырех военных судов и дымовых шашек заставил исчезнуть остров Седловатый в Баренцевом море с глаз и карт на полчаса. В 2004-м году художник изготовил инсталляцию «Летучий Голландец» — поднял со дна реки Клязьмы огромный ржавый корабль, подвесил его в воздухе и прикрепил к нему крылья с размахом 9 метров и сконструировал специальное устройство, посредством которого можно управлять этим «воздушным судном». Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит.
Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале. Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале.
Как рассказал сам художник Пономарев, проект создан специально для этой выставки.
Пономарев добавил, что эта конструкция имеет большой вес и для того, чтобы занести инсталляцию в выставочный зал, потребовались сложные инженерные решения. Экспозиция получила название «Хрупкость плывущего мира», передает агентство городских новостей « Москва ».
Одна из ее задач — подчеркнуть глобальное влияние Древнего Египта и стать «слиянием древнего наследия и современного искусства в самом старом и последнем из семи чудес древнего мира», выстроить диалог между современным и древним искусством. Инсталляция Александра Пономарева отлично вписывается в обе задачи: тщательно рефлексируя факт соседства самых известных пирамид, она развивает одну из основных тем древнеегипетской культуры — идею цикличности, постоянства повторяемости.
Соединение двух погребальных лодок в мегалопасть или гигантский шампур, а двух пирамид в постоянно обновляемые часы — прекрасно иллюстрирует неизменность вращения, давая шанс и надежду древним темам, которые никогда и никуда не исчезнут. Неудивительно, что внимание автора привлекли именно лодки, также как и неудивительно, что они сложились в конструкцию, похожую на винт, вращаемый ветром пустыни, хранящей прах страшно подумать насколько древней цивилизации.