Согласно историческим источникам, одним из решений Султана Мехмета II в 1453 году после завоевания Стамбула, стало превращение Айя-Софьи в мечеть.
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
По его словам, процесс реставрации займет много времени, консультации будут проводиться относительно каждой детали Айя-Софии. Ихсан Сары отметил, что власти уже объявили тендер на проведение работ. Возраст Айя-Софии составляет 1486 лет, последний раз комплексная реставрация проводилась в 1848-1850 годах.
Дело в том, что Эрдоган опубликовал два твита об Айя-Софии — на английском и арабском языках, и эти тексты различались по содержанию. В первом сообщении — на английском — отмечается, что двери собора Святой Софии будут открыты для всех иностранцев, местных жителей, мусульман или немусульман. Собор Святой Софии является универсальным всемирным наследием, достоянием человечества. Айя-София — исторический объект мирового масштаба, часть общечеловеческого культурного наследия. Во втором твит е, написанном по-арабски, упоминается мечеть Аль-Акса в качестве «известной цели всего мусульманского мира»: «Возрождение Святой Софии — это хорошее начинание для освобождения мечети Аль-Аксы. Возрождение Святой Софии — новое начало для мусульман, выход из темных веков в открытый мир». Мнения обычных людей Чтобы дать понять российскому читателю, как преломляются все эти аргументы в умах обычных людей, «Репортер» перевел видеоопрос турецких граждан, выложенный на YouTube. Что вы думаете по этому поводу?
Ататюрк превратил собор в музей, а сегодня это снова мечеть. Я этого не одобряю, в этом нет никакой необходимости — у нас и так полно мечетей, куда ни глянь, всюду одни мечети! Пусть лучше учат молодежь. У меня, конечно, есть уважение к религии, но до какого-то предела. Нельзя же только строить мечети. Что вы думаете о превращении музея в мечеть? Молодой человек в футболке с надписью: Правительство все места превратило в мечети. Кроме того чтобы превращать все в мечети, они, кажется, вообще ничего не умеют. Хотят показать, что они могут делать все что угодно и никто не сможет вмешиваться в их дела. И так вы знаете, в какой мы сейчас экономической ситуации находимся, — это будет только дополнительная трата денег.
Так и должно быть. Церковь должна быть церковью, мечеть — мечетью. Как мечеть может быть музеем? Разве в святом месте может быть музей? В общем, я считаю, пусть открывают как мечеть. Это самый лучший вариант. Самое красивое в турецкой истории то, что когда мы захватывали какую-то территорию, мы превращали священные места в мечети. Даже неизвестно доподлинно, сам ли Ататюрк принял это решение… Поэтому я рад. Так что хорошо, что ее переделают в мечеть.
Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке. Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91]. Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей. Мозаика датируется 1118 годом. Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния. Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Император Иоанн держит в руках мешочек с золотом для церкви, императрица Ирина — пергаментный свиток, который символизирует пожертвования для церкви. В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея Комнина соправителем, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея [92]. Лицо Богоматери выполнено с глубокой теневой проработкой и насыщенным цветом, лица Иоанна и Ирины выполнены в лёгкой графической манере. Лицо Алексея, задумчивое и строгое, имеет печать семейного сходства [91]. Мозаика датируется около 1261 годом. От первоначальной композиции сохранились лишь верхние части фигур. Ярко выраженные характеристики образов в сочетании с тончайшей разработкой цвета и приёмами свето-теневой моделировки являются признаками сложившегося палеологовского стиля [91]. Лазарев так характеризовал мозаику [92] : Лица, полные глубочайшей духовности, обработаны с редкой тщательностью: легкие зеленоватые тени обладают удивительной прозрачностью, переходы от света к тени почти неуловимы, в наиболее освещенных частях широко используются розовые и белые кубики нежнейших оттенков. Мозаики парусов[ править править код ] Мозаика серафима На парусах собора были изображены четыре неодинаковые фигуры ангелов- серафимов. Ангелы, изображённые на восточных парусах, выполнены из мозаики, тогда как ангелы на западных парусах были повреждены ещё до 1453 года и были обновлены как фрески. Ангелы-серафимы на восточных парусах были выполнены в 1347 году [93]. В период Османской империи лики ангелов, изображённые на парусах, были закрыты металлическими крышками в форме звёзд. В 2009 году во время реконструкции мозаики были открыты [94]. Исламские элементы архитектуры и убранства[ править править код ] После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-восточный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде , северо-восточный — в правление Баязида II , два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III [95] :58. При султане Махмуде I в 1739—1742 годах была проведена перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб [96] :28. Современный михраб относится к XIX веку и был отреставрирован архитектором Густавом Фоссати в 1847—1849 годах [95] :58. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезённые в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды [96] :29. В апреле 2022 года при соборе отреставрировано и открыто медресе Фатиха, действовавшее в качестве медресе с 1453 года. C 1924 года помещение медресе использовалось в качестве дома для сирот [97]. Исламские элементы Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати Минбар , откуда имам читает проповеди Славянские граффити[ править править код ] Практически все выявленные средневековые славянские надписи-граффити в Софии Константинопольской имеют восточнославянское происхождение и сделаны выходцами из Киевской Руси. Около половины надписей относится к домонгольской эпохе. Более 70 славянских надписей оставлены на стенах, колоннах и балюстрадах. Высок процент граффити, включающих указание на происхождение писавшего. Возможно, что одним из тех, кто оставил свой автограф в Софии Константинопольской, был новгородский иконописец, грек по происхождению, Олисей Гречин.
Глава турецкого государства подчеркнул недопустимость игнорирования исторических и культурных ценностей турецкого народа. Эрдоган заявил, что медресе в исторической части Стамбула внесет вклад в формирование новых поколений ученых-богословов. Глава турецкого государства выразил надежду на то, что священный для мусульман месяц Рамадан станет предвестником мира и роста благосостояния для всего человечества.
В Турции решили сделать платным вход в Айя-Софию для иностранцев
Комментирует историк Павел Котляр: Павел Котляр историк «Превращение в мечеть началось с введения определенных элементов, связанных именно со зданием, где отправляется исламский культ. А именно: полы все застелили коврами. В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети. В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает. И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики». В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт. Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция.
Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе.
При помощи QR-кода его можно скачать на мобильные устройства и прослушать при помощи наушников если нет своих, при входе можно будет получить одноразовые. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. В 1453 году, после захвата Константинополя Османской империей, он был преобразован в мечеть и в таком виде просуществовал до 1934 года, когда по инициативе основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка из него сделали музей. В 1985 году архитектурный комплекс вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь туристы по туннелю смогут попасть на второй ярус прежде он был закрыт , где расположена галерея, и осмотреть оттуда фактически всю мечеть, при этом не помешав богослужениям. Согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг. В итоге в июле 2020 года госсовет Высший административный суд Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. А президент республики Реджеп Тайип Эрдоган распорядился начать там богослужения первый намаз был совершен 24 июля 2020 года.
С этого момента вход в мечеть стал бесплатным. Смена статуса собора вызвала большое возмущение в православном мире. Однако власти Турции заверили, что его превращение в действующую мечеть не изменит его статуса как одного из объектов мирового культурного наследия. Мы подписываем протокол, в котором указано, что она будет охраняться как объект всемирного наследия в соответствии с международными стандартами", - заявил тогда Эрсой. А Эрдоган пообещал, что Собор Святой Софии будут 24 часа в сутки охранять 500 сотрудников службы безопасности.
В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть.
Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя. При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год.
При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной.
Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские.
Со Святой Софией можно сделать аналогично». Новый виток дискуссии развернулся, после того как 29 мая этого года, в годовщину падения Константинополя, вновь состоялось чтение Корана в здании Айя-Софии.
Президент Эрдоган заявлял, что ждет решения Госсовета по возможности изменения статуса собора и поступит в зависимости от него. Против превращения Софии в мечеть высказывались представители Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран мира. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил со специальным заявлением, в котором призвал турецкие власти сохранить собор Святой Софии в статусе музея. Сохранение нынешнего, нейтрального статуса Святой Софии, одного из величайших шедевров христианской культуры, храма-символа для миллионов христиан по всему миру, послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия», — подчеркнул Патриарх Кирилл.
Но, несмотря на реакцию мирового сообщества, 10 июля стало известно решение Госсовета и президента Эрдогана: собор станет мечетью. Фотографии Юлии Маковейчук.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
С 15 января 2024 года посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. С момента завоевания Константинополя до решения Ататюрка принятого в 1934 Айя София уже была мечетью. История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Айя София в Стамбуле, с 1934 года сохранявший статус музея, стал мечетью, сообщает Anadolu. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле будет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой.
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Храм Святой Софии Айя-София был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. Собор около тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Названы курорты Турции, где можно снять дешевое жилье.
Фото: Depositphotos. В отличие от них Россия заявила, что это - внутреннее дело Турции. И правильно сделала. Анкара нам нужна как союзник. При этом ничего экстраординарного не случилось. Собор Святой Софии уже пять столетий - мечеть. С тех пор как тюркские кочевники захватили Константинополь. Хотя впоследствии оккупанты сами стали наследниками Византийской цивилизации.
В крови нынешних османов тюркской крови не больше пяти процентов. Остальное - кровь ассимилированных греков, армян, славян, грузин, итальянцев и других народов. Этот разноплеменный союз, сварившийся в плавильном котле, всегда объединяла религия.
А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
Рассмотреть этот вопрос 5 июня просил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Первую церковь на месте нынешнего собора Святой Софии построили еще в середине 300-х годов нашей эры во времена императора Константина I, при котором христианство стало основной религией Римской империи, а Константинополь его столицей. Вскоре церковь расширили, но в 532 году она сгорела во время крупнейшего в истории города восстания. Правивший в то время император Юстиниан I решил построить на месте церкви новый храм, который должен был свидетельствовать о величии империи. В его строительстве участвовали десятки тысяч человек и лучшие архитекторы того времени. До появления храма Святого Петра в Риме Софийский собор был самой большой христианской церковью. В ночь с 28 на 29 мая в соборе прошло последнее христианское богослужение. После этого храм обратили в мечеть и пристроили к нему четыре минарета. Тогда же он начал называться Айя-София.
От Константина до Эрдогана. История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью
Кроме того, Эрсой подчеркнул, что с 15 января туристы и желающие совершить молитву будут входить в Айя-София через разные входы. Это будет делаться для того, чтобы избежать путаницы. Читайте нас в.
Сегодняшнее решение, несомненно, принято под влиянием радикальных исламистов, которые набирают силу в современной Турции. Полагаю, мы не должны входить в дискуссию относительно внутреннего положения этой страны, однако очевидно, что сегодняшнее решение скажется негативным образом и на отношении нашего народа к турецкому народу, и на межрелигиозных отношениях. На протяжении уже целого ряда лет у нас существует диалог с Управлением по делам религий Турции, а именно в ведение этого учреждения Госсовет Турецкой Республики передал сейчас храм Святой Софии.
Конечно, мы будем поднимать имеющиеся у нас вопросы в диалоге с Управлением по делам религий Турции, однако судя по атмосфере, в которой принималось сегодняшнее решение и велась его подготовка, судя по звучавшим при этом высказываниям, турецкие власти к диалогу не готовы и на него не настроены. Конечно, мы будем продолжать попытки возвратить храм Святой Софии к тому статусу, в котором он находился в последние десятилетия. Этот нейтральный статус в большей или меньшей степени всех устраивал как некий компромисс, и то, что сейчас компромисс оказался нарушен, воспринимается как возвращение ко временам Средневековья, как напоминание о тех бедствиях, которые пережили православные народы под турецким владычеством. Еще раз повторю: в православном и в целом христианском мире это решение турецких властей воспринимается с большой скорбью. Но печально, что были проигнорированы позиции других государств, мнения политических лидеров, что этим решением была нанесена рана христианско-мусульманским отношениям, что вновь вызывает большое беспокойство будущее храма Святой Софии.
Например, мы знаем, что в мечетях запрещены всякие изображения — так что же произойдет с бесценными мозаиками, которые там сохранились? На них изображены Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, кроме того, там имеются изображения некоторых представителей византийской истории.
Оксана Головко Что думают об этом эксперты Фото: unsplash. Чем обоснован этот шаг президента Реджепа Тайипа Эрдогана и как новый статус памятника скажется на его доступности для посетителей со всего мира, «Правмиру» рассказали византолог Алексей Лидов и востоковед Александр Васильев. Собор Святой Софии — бывший патриарший православный храм, построенный в VI веке нашей эры. До завоевания Константинополя собор был центром православного христианства. После покорения города османами в 1453 году собор был превращен в мечеть. В 1935 году решением основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка храм преобразовали в музей. Но в начале июня 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть.
Предложение поддержали министр юстиции Абдулхамит Гюль и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Против уже высказались представители Константинопольской и Греческой Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран. Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган. Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней. Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию.
Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог.
Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ. В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея.
Это был символический жест, определяющий дальнейшую политику государства. В 2018 году в турецком суде рассматривалось ходатайство о возвращении Айя-Софии статуса мечети, но судьи его отклонили. В 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил превратить собор в мечеть в надеждах, что это поможет сплотить электорат страны вокруг его Партии справедливости и развития. Согласно соцопросам, рейтинг ПСР заметно упал во время эпидемии коронавируса.
Для многих сторонников президента собор Софии являлся символом завоевания Константинополя османами. Возвращение статуса мечети служило бы им примером превосходства ислама над христианством. Судебные разбирательства начались в июне и прошли практически молниеносно. Архитектура и интерьер По форме напоминает вытянутый четырехугольник с тремя нефами: широким центральным и двумя более узкими по бокам, большим куполом диаметром 31 м и высотой 51 м.
Храм — базилика со средокрестием, то есть основной зал и дополнительные перекрещиваются Чтобы строение было крепким, в строительный раствор добавляли экстракт листьев ясеня. Внутренняя отделка поражает своей роскошью. Как уверены историки, именно с целью продемонстрировать величие Византийской империи, храм вымощен дорогими материалами. Собор Св.
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
Но уже в марте 2019 года президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус Святой Софии может быть изменен с музея на мечеть, объяснив это возможность бесплатного входа: «Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично». Новый виток дискуссии развернулся, после того как 29 мая этого года, в годовщину падения Константинополя, вновь состоялось чтение Корана в здании Айя-Софии. Президент Эрдоган заявлял, что ждет решения Госсовета по возможности изменения статуса собора и поступит в зависимости от него.
Против превращения Софии в мечеть высказывались представители Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран мира. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил со специальным заявлением, в котором призвал турецкие власти сохранить собор Святой Софии в статусе музея. Сохранение нынешнего, нейтрального статуса Святой Софии, одного из величайших шедевров христианской культуры, храма-символа для миллионов христиан по всему миру, послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия», — подчеркнул Патриарх Кирилл.
Но, несмотря на реакцию мирового сообщества, 10 июля стало известно решение Госсовета и президента Эрдогана: собор станет мечетью.
После падения Византийской империи в 1453 году он был превращен в мечеть. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному основателем современного турецкого государства Мустафой Кемалем Ататюрком, собор стал музеем. В 1985 году архитектурный комплекс вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в июле 2020 года подписал указ, согласно которому собор Святой Софии стал мечетью и в ней возобновились мусульманские службы.
А Эрдоган пообещал, что Собор Святой Софии будут 24 часа в сутки охранять 500 сотрудников службы безопасности. В 2022 году храм посетили 13,6 миллиона человек. Данные за прошлый год пока не обнародованы.
В прошлом году в Айя-Софии начались реставрационные работы. Внутри были установлены камеры видеонаблюдения, противопожарная система и система оповещения о чрезвычайных ситуациях. Специалисты провели работы по очистке и консервации мраморных покрытий и деревянных перил галерейного этажа, того самого, что теперь открыт для туристов. Кроме того, ведутся работы по укреплению здания с целью защиты от возможного мощного землетрясения.
Планируется очистка внешнего фасада, минаретов. Как ожидается, реставрация продлится три года. Власти Турции рассчитывают, чтоплата за вход в Айя-Софию решитпроблему длинных очередей. Возможно, это стало одной из причин, по которой власти Турции решили сделать вход в храм-музей платным.
Впрочем, идея эта не нова, к такому способу получения финансирования прибегают во многих странах мира. Так, вход в собор Святого Петра в Риме Ватикане , в общем-то, является бесплатным, но для того, чтобы попасть внутрь, необходимо отстоять огромную очередь.
Правивший в то время император Юстиниан I решил построить на месте церкви новый храм, который должен был свидетельствовать о величии империи.
В его строительстве участвовали десятки тысяч человек и лучшие архитекторы того времени. До появления храма Святого Петра в Риме Софийский собор был самой большой христианской церковью. В ночь с 28 на 29 мая в соборе прошло последнее христианское богослужение.
После этого храм обратили в мечеть и пристроили к нему четыре минарета. Тогда же он начал называться Айя-София. Спустя почти 500 лет, в 1935 году, собор вновь сменил свой статус.
Благодаря этому доступ к храму получили ученые. Они, в частности, сняли штукатурку, под которой сохранились византийские фрески и мозаики.
В другом статусе
- Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
- Был «командующим» крестового похода
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Легендарный музей Айя-София в Стамбуле снова стал мечетью - Qazpulse
- Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения | Новости
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
СТАМБУЛ, 12 сен — РИА Новости. Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула. С момента завоевания Константинополя до решения Ататюрка принятого в 1934 Айя София уже была мечетью.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. Власти Турции будут взимать плату с иностранных туристов за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле, правило начнет действовать с 15 января следующего года, заявил глава Минкультуры и туризма республики Мехмет Нури Эрсой. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев.