Новости отец достоевского

По факту я заменил отца, когда он умер, оставив мне деятельность по созданию музея Достоевского в Ленинграде. Внезапная и якобы насильственная смерть отца произвела на 17-летнего Достоевского неизгладимое впечатление. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге.

Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье

«Отец Иоанн (Крестьянкин)» удостоился Премии им. Ф. М. Достоевского. Сам Достоевский не обмолвился об этом ни словом, ни прямо – в дошедших до нас текстах, ни косвенно – в передаче воспоминаний. крытия убийства. Видимо, из-за того, что он стал отцом довольно поздно, Достоевский по этому поводу испытывал большой душевный подъем.

На могиле отца Достоевского в Подмосковье установят крест

Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день. Вечером толпа почитателей уменьшилась, чтобы явиться на следующий день на отпевание и погребение. Уже рано утром такое огромное количество людей заполнило Александро-Невскую лавру, что постоянно прибывающий поток пришлось контролировать полиции. Дочь Фёдора Достоевского вспоминала, как её вместе с матерью не хотели пропускать за главные ворота — полицейский преградил им путь: — Больше не пропускают! Довольно лжи! Я никого больше не пропущу! К счастью, мать и дочь провели в церковь ожидающие их друзья. Любовь Фёдоровна писала: «Когда мы, наконец, пробрались к месту, оставленному для нас, началось отпевание, которое было прекрасным. Пел митрополичий хор; служили архиепископы...

Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была благоговейная... Анна Григорьевна Достоевская сохранила в памяти, как уже после погребения над открытой могилой произносились речи и читалось множество стихотворений, посвящённых памяти её умершего мужа. Гроб был накрыт принесёнными венками практически до верхней части склепа. От других венков публика отрывала и уносила с собой цветки и листочки на память о любимом писателе... В этот же день он был весь распродан. На следующий день появилось его второе издание: с траурной рамкой вокруг первой страницы. Источники, которые использовались при подготовке статьи: Л. Сараскина «Достоевский», Л.

Достоевский в воспоминаниях современников», А. Павленко «Лекции о Достоевском», «Достоевский и время», И. Волгин «Ничей современник.

Игнатий Лойола — основатель в 1534 г.

Ордена иезуитов — А. И вот эти времена пришли. Впервые в истории католической церкви Римским папой стал человек, не скрывающий своей принадлежности к Ордену иезуитов. Вероятно, и в прежние времена среди римских пап обретались иезуиты, но тайные.

Я не знаю всех причин, побудивших католическую церковь выбрать в качестве Римского папы открытого иезуита. Но одна из них для меня несомненна — вдохнуть новые силы в деятельность самого Ордена Иисуса, переживающего ныне период кризиса. И это не может не настораживать. Орден Иисуса и в прошлом переживал кризисы, но никогда, ни на минуту, не опускал руки и не забывал о своей главной цели — положить весь мир и, особенно, Православие к подножию папского престола.

В обыденном сознании русского человека слово «иезуит» уже давно приобрело нарицательный смысл и стало синонимом таких негативных качеств, как лицемерие, изворотливость, лукавство, хитрость, и т. Подлинное отношение иезуитов к Православной Церкви, в частности, было озвучено еще в 2005 году вице-ректором Папского института восточных исследований, одним из авторитетнейших иезуитов архимандритом Робертом Тафтом: «Многое из того, что предпринимают иерархи Русской Православной Церкви, — следствие их лунатического блуждания; православные не в состоянии воспринимать реальность, не понимают уроков истории; …Не стоит думать, что Патриарх и Синод сохраняют постоянный контроль над иерархами и Церковью в той же мере, что и папа в Католической церкви.

Своим восторженным идеализмом и стремлением к прекрасному писатель больше всего обязан отцу и домашнему воспитанию. По словам Анны Достоевской, Достоевский любил вспоминать о своем «счастливом и безмятежном детстве». В «Дневнике писателя» за 1873 год он отмечал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей». Из письма Достоевского брату Михаилу, 1838 г. Странный характер! Ах, сколько несчастий перенес он!

Горько до слез, что нечем его утешить.

Отец Достоевского, Михаил Андреевич, штаб-лекарь больницы для бедных на Божедомке в Москве, был сыном униатского священника, то есть принадлежал к духовному сословию. И только в 1827 году, когда сыну Федору было 6 лет, он дослужился до чина коллежского асессора, и в следующем, 1828 году был произведен в дворянское достоинство. Дети Достоевские рождены не дворянами, а стали ими, поскольку дворянство заслужил их отец.

Достоевский - дворянин только во втором поколении. Достоевский ничего и никогда не говорил о своих предках, никогда не прибегал к генеалогическим аргументам. РГ: Пушкин в одном стихотворении не без гордости назвал себя "мещанином". Как вы определите социальный статус предков Достоевского?

Сараскина: Ближайшие предки, как со стороны отца, так и со стороны матери, были людьми "среднего, темного круга": бурсаки, семинаристы, сидельцы в лавках, приказчики, купцы, лекари, интеллигенты-разночинцы. Их социальный статус - городские мещане, скромные, небогатые обыватели. Сараскина: Человечество узнало о семействе штаб-лекаря из больницы для бедных исключительно благодаря его второму сыну - остальные шестеро детей, не имей они родственных отношений со своим гениальным братом, не остались бы, наверное, в памяти истории. Как затерялся бы в истории и сам штаб-лекарь, и все его предки.

Достоевский вновь в Кузнецке!

Младший сын, Андрей, и внучка, Любовь, пишут, что из-за вражды с отцом и братьями Андрей Достоевский бросил обучение в семинарии в 15 лет, сбежал из дома и отправился в Москву. Ваш отец, Дмитрий Андреевич, в определенный момент понял, что является «ответственным» за прадеда, — стал консультантом Музея Достоевского. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Роман Достоевского обсуждали критики едва ли не всех изданий (включая даже церковную прессу, не очень-то интересовавшуюся светскими литературными новостями), отзывы о его. Отец будущего писателя, Михаил Достоевский, работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных.

Ссылка Достоевского

Отец Анны Сниткиной был большим поклонником Достоевского, поэтому о его творчестве девушка знала с детства. Отношения Достоевского с отцом — одна из самых изученных тем в достоевсковедении. 200 лет назад родился писатель-пророк — отец Андрей Ткачёв. Отец, Михаил Андреевич Достоевский — лекарь Мариинской больницы для бедных (к моменту рождения Федора исполнилось тридцать два года). «Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне» Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела. Достоевские были православными и от активного окатоличивания ушли на Украину, там продолжили род.

«Писатель, потрясающий душу»

То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества.

Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества. Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла. В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день.

Вечером толпа почитателей уменьшилась, чтобы явиться на следующий день на отпевание и погребение. Уже рано утром такое огромное количество людей заполнило Александро-Невскую лавру, что постоянно прибывающий поток пришлось контролировать полиции. Дочь Фёдора Достоевского вспоминала, как её вместе с матерью не хотели пропускать за главные ворота — полицейский преградил им путь: — Больше не пропускают! Довольно лжи! Я никого больше не пропущу! К счастью, мать и дочь провели в церковь ожидающие их друзья.

Любовь Фёдоровна писала: «Когда мы, наконец, пробрались к месту, оставленному для нас, началось отпевание, которое было прекрасным.

Вот и со школьной программы у многих не меняется представление о писателе. Словно он стал заложником своих литературных образов. Напротив, он любил детей, был человеком ярким, интересным», - рассказала экскурсовод Светлана Селищева. Именно в таких ярких красках известный римский художник Фабрицио Биримбелли видит Достоевского. И называет его «отцом современного романа». Ни намека на его суровость, душевные терзания и поиск истины. Разглядеть за портретом из учебника по литературе живого человека пытаются и в Санкт-Петербурге, которому так много внимания уделял Достоевский в своем творчестве. В музее писателя новая экспозиция: письма, рукописи, дневниковые записи. Многое из этого ранее находилось в архивах и было недоступно широкому зрителю.

На полях его рукописей часто можно увидеть рисунки, какие-то башенки, шпили готических соборов.

Достоевского В Каминном зале Издательского совета Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось итоговое заседание жюри литературного конкурса «Новая библиотека» в номинации печатных изданий имени Ф. Этой наградой отмечаются романы и художественно-документальные биографии. По итогам работы члены жюри литературного конкурса назвали победителем первого премиального сезона Вячеслава Васильевича Бондаренко за книгу «Отец Иоанн Крестьянкин », вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей».

Трамвай — особое животное, мастодонт со своими запахами и ни на что не похожими звуками: громыхание колес, звон монеток, бросаемых в кассовые аппараты, и скрежет ручки при выкручивании билета. Каждый раз, когда я маленькая ехала с бабушкой к прабабушке, трамвай был для меня началом чудесного. Вторым и третьим чудом были прабабушкина горка с фарфоровыми статуэтками, каждая из которых рассказывала свою историю, и мешок с лоскутками, их можно было вываливать на пол и разглядывать, трогать, шуршать ими. Волшебный мир звуков прерывался не менее впечатляющим гулом внезапно включающегося холодильника «ЗиЛ».

Вообще, всё вокруг звучит. Одна сплошная музыка. У нас и семья на музыке завязалась, хотя ничто не предвещало. Думаете музыки для этого мало? О, вот тут я поспорю. Музыка — это всё, ну, пусть почти всё. Музыкальные Достоевские Алексей: В моей семье у меня у единственного нет музыкального образования, что, впрочем, не мешает мне всю жизнь играть. А вообще, тема «музыкальные Достоевские» не нова, хотя сам Фёдор Михайлович не музицировал.

Наталья: Зато маменька Фёдора Михайловича со своим братом играли на гитарах и пели романсы. По воспоминаниям современников, это было хорошо. Алексей: Они, конечно, были любителями, но в роду Достоевских немало профессиональных музыкантов. Дети Андрея, младшего брата Фёдора Михайловича, — сплошная консерватория. Наталья: Интересный факт раскопала культуролог Ирина Тишина. По линии матушки Фёдора Михайловича, которую глубоко никто не копал, нашлись в роду Серебрянниковы и Струнниковы, ремесленники, первые из которых занимались ювелирным делом, а вторые, внимание, делали струны для домр! А наша дочка номер два занимается именно на домре, и эта новость вызвала у нее неподдельную радость. Такое совпадение.

Притом не первое и не последнее. Начиная изучать историю рода, постоянно наталкиваешься на подобные моменты и видишь, что многое передается по наследству. Алексей: Я начал заниматься музыкой в предпоследнем классе школы. У нас, как и во всякой школе того времени, была каморка за актовым залом, где ребята постарше лабали пафосный рокешник. Это была группа «Прайд». Мы с одноклассниками тоже решили играть рок. Сначала я бил в барабан — и успешно его порвал. Пошел покупать гитару, но денег хватило только на бас, почему-то он стоил дешевле.

Так я стал бас-гитаристом. Качество тех наших песен было весьма условно. Школу закончили, разбежались. Но на тот момент я сошелся с Вовкой Беловым из параллельного класса петербургский музыкант и композитор Владимир Белов, виолончелист группы «Птица Си», погиб в 2014 году. Поняли, что мы на одной волне. Это было уже совсем другое качество. Играли психоделию, краут-рок. Из вуза я вылетел, учился на инязе в Герцена.

Безвременье 1990-х, хорошие педагоги ушли, мотивации продолжать обучение не было. Наталья: А я, как ребенок из неблагополучной семьи, училась в худшей школе района, потянуть 10—11 класс не могла, могла только пойти в ПТУ. Окончив музыкальную школу, я пыталась поступить в музыкальное училище. Провалила экзамены и забросила флейту. Пошла учиться на швею. И, как ни странно, там оказался весь преподавательский свет. Наверное, потому, что в училищах на тот момент по какой-то причине зарплаты были выше. Прекрасные педагоги занимались с нами далеко не только своим предметом.

Нас воспитывали, окультуривали, заставляли шевелить мозгами, касаясь различных тем, начиная с истории и политики, заканчивая искусством и вопросами смысла бытия. На тот момент моя семейная обстановка была такова, а мои юношеские стремления всех помирить настолько несостоятельны, что хоть в петлю лезь. Причем я сейчас выражаюсь не фигурально. Мне казалось, что жизнь зашла в тупик, и кроме смерти у меня из него нет выхода. Вот в этот-то момент мне в руки попал Достоевский. Не он улыбаясь, кивает на мужа , а роман «Идиот», который я достала с полки так, как поступала всегда, выбирая книгу, а именно брала, зажмурившись, первое, что попадется. На этот раз мне попалось то, что было необходимо в этот момент. То, как Достоевский описал путь саморазрушения Настасьи Филипповны, меня перевернуло, я увидела множество параллелей, хотя обстоятельства моей жизни были совсем иными, общим был только итог, у нее свершившийся, а у меня возможный.

И мне захотелось жить, будто открылось окно и появилась возможность вдохнуть чистый воздух. Густав Достоевский Наталья: Однажды мой взгляд зацепился за флейту. Я сдула пыль с футляра, достала её и начала играть. Оказалось, надо ремонтировать. Отвезла старому мастеру. На обратном пути увидела уличных музыкантов в переходе метро «Московская». От природы застенчивая, в тот момент пересилила себя, подошла к ним и спросила: «Ребята, вам флейтистка не нужна?

Федор Достоевский рос при больнице для бедных в Марьиной Роще...

Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующим несением воинской службы в звании рядового. В 1850-1854 гг. В начале 1854 г. Семей, Республика Казахстан. Во время службы в этом городе познакомился с Марией Исаевой, которая в 1857 г. В 1855 г. В апреле 1857 г. Федору Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печатать свои произведения. В 1859 г. В том же году в журналах "Русское слово" и "Отечественные записки" были опубликованы повести Достоевского "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели".

В 1861-1864 гг. На их страницах появились роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" 1861 , а также его повести "Записки из Мертвого дома" 1862 и "Записки из подполья" 1864. Летом 1862 г. Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения. В 1864 г.

Мариинская больница была заведением для бедных.

Каждый день Федор наблюдал из окна нищих, бездомных, умалишенных. Они собирались во дворе больницы в ожидании помощи. Сидели, лежали прямо на земле... В больничном дворе проходили и детские игры Фёдора. Нередко будущий писатель общался с беднотой, хотя отец это запрещал. Одно знакомство Федор запомнил на всю жизнь.

Он дружил с девочкой, девятилетней дочкой кучера. Однажды какой-то пьяный мерзавец жестоко избил её. Юный Достоевский побежал за отцом-лекарем. Но было поздно. Истекая кровью, подружка Феди умерла на руках Михаила Андреевича... Неслучайным было и название улицы, где стояла больница, — Божедомка ныне — улица Достоевского.

Сюда со всей округи свозили невостребованные трупы.

Мать Федора Михайловича, Мария Федоровна, была из обедневшего купеческого рода. Таким образом, мальчика назвали в честь дедушки по материнской линии, поскольку его старший брат получил отцовское имя — Михаил. Всего в семье родилось семь детей. Отец Федора Михайловича был личностью незаурядной. Он родился в семье священника и сам собирался стать священником, даже поступил в семинарию.

Но потом перешел в Императорскую медико-хирургическую академию, где получил образование по врачебной части. Во время Отечественной войны 1812 года вчерашний студент лечил раненых, а потом боролся с эпидемией брюшного тифа. После войны он стал ординатором в военном госпитале в Москве, там и познакомился с будущей женой. Когда молодые люди обвенчались, Михаил решил перейти работать в Мариинскую больницу для бедных. Это было спорное решение — жалование там было крайне скудным, и на него было бы трудно кормить семью. Но Михаил верил в то, что у него есть предназначение, и оно заключается в том, чтобы помогать бедным.

Весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство и купил имение. Ну как имение…. Так, глинобитную развалюшку. Но там можно было проводить лето всей большой семьей. Михаил Андреевич и Мария Федоровна Достоевские. Пастель Попова, 1823 г.

Источник Родители стремились вырастить из детей людей передовых, но при этом глубоко религиозных. Юные Достоевские читали — и много — уже с четырех лет, и так же много молились. Семья была глубоко патриархальной, и вся их жизнь подчинялась воле отца семейства. Власть Михаила Андреевича над детьми и женой была велика — весь дом подчинялся его распорядку. Он выбирал, какие книги читать, куда поступать сыновьям, какие молитвы и стихи разучивать. Он учил с сыновьями уроки — и очень злился в процессе.

Михаил Андреевич вообще был вспыльчив, порывист, нетерпелив и требователен. К счастью, при таком нраве он был последовательным противником телесных наказаний — и даже не стал отдавать детей в гимназию, в которой практиковалась порка провинившихся учеников. Не ласка, а указка: история телесных наказаний в отношении детей Мария Федоровна была мягче и ласковее, но тоже очень ценила образование. Чтению, письму и счету детей обучала именно она. У Достоевских была няня, добрая и веселая, которая знала много сказок — Федор Михайлович всегда вспоминал ее с теплом. Вся семья частенько собиралась вечером для совместного чтения и обсуждения книг.

Не сказать, чтобы литературу подбирали по возрасту, зато эти вечера пробудили в юном Федоре любовь к печатному слову. В общем, неудивительно, что Федор Михайлович рос тихим, серьезным мальчиком и проводил большую часть своего свободного времени за книгами. Сначала мальчик учился дома, затем он вместе с братьями поступил в дорогой и престижный Пансион Чермака. Расписание там было жестким, а стандарты обучения — очень высокими. Дети редко бывали дома, но получали отменное образование. Именно в стенах этого пансиона у Федора случился первый в его жизни приступ эпилепсии.

Юноша мечтал стать писателем — он грезил этим с раннего детства. Но его отец, несмотря на всю свою любовь к книгам, настаивал, что труд писателя не сможет его прокормить. Михаил Андреевич желал, чтобы его сыновья поступали в Главное инженерное училище. Михаила туда учиться в результате не взяли, но Федор прошел отбор. Он занимался нехотя, без огонька. Зато много читал и даже организовал литературный кружок.

Несмотря на нелюбовь к инженерному делу, Достоевский доучился, получил диплом и устроился на работу по специальности — в память об отце, который умер в 1839 году. Но немного погодя службу бросил и решил отдаться литературе целиком и полностью. Дальше были первые успехи, известность, кружок петрашевцев, расстрел, замененный ссылкой, годы на каторге и первая большая любовь. Первый брак После освобождения из острога бывшие каторжники не могли сразу вернуться в родные места без полного помилования.

Скоро в лагери, и опять новые нужды. Знаю, что мы бедны.

Но, Бог свидетель, я не требую ничего лишнего. Итак, умоляю Вас, помогите мне скорее, как можно». В ответ на эту просьбу и были присланы 75 рублей, большая часть которых улетучилась в момент. Вопрос, который не может не волновать биографа: действительно ли так сильно нуждался кондуктор Достоевский в лагере на ученье? Когда, усталый и озябший, он мок в полотняной палатке, не имея средств выпить горячего чаю, был ли он такой один на всю роту? Останься он без абонемента во французскую библиотеку, без сундучка для книг и при казенном кивере, потерял бы уважение своих более состоятельных однокашников?

Не преувеличивал ли Ф. Отчасти на эти неизбежные вопросы почти столетие назад дал ответ русский географ П. Семенов-Тян-Шанский , знакомец Достоевского с середины 1840-х. Чуть раньше он учился в военной школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и находился в летних лагерях в Петергофе недалеко от лагерей Инженерного училища. Стало быть, все это было не действительной потребностью, а делалось просто для того, чтобы не отстать от других товарищей, у которых были и свой чай, и свои сапоги, и свой сундук. В нашем более богатом, аристократическом заведении мои товарищи тратили в среднем рублей триста на лагерь, а были и такие, которых траты доходили до 3000 рублей, мне же присылали, и то неаккуратно, 10 рублей на лагерь, и я не тяготился безденежьем» 15 Вывод Семенова однозначен: Достоевский-сын не был пролетарием, он боролся не с действительной нуждой, а с несоответствием средств запросам и желаниям.

Географ высказался и о Достоевском-отце, увидев в нем не деспота, а грамотного воспитателя, давшего гениальному сыну достойный старт. Достоевский знал французский и немецкий языки достаточно для того, чтобы понимать до точности все прочитанное на этих языках. Отец обучал его даже латинскому языку. Вообще воспитание Ф. Но если Достоевский-сын пребывал «в аду» из-за несоразмерности средств и запросов, то Достоевский-отец в момент получения майского письма 1839 года, на которое ответил без промедления, испытывал подлинную, катастрофическую нужду; усмотрев же в письме сына неудовольствие, обращенное к себе, горько сетовал: «Как ты несправедлив ко мне в сем отношении!.. Друг мой!

Роптать на отца за то, что он тебе прислал, сколько позволяли средства, предосудительно и даже грешно». Михаил Андреевич оправдывался — и это были вовсе не дурные предчувствия, не изломы его «странного» характера, а унылая реальность. В 1837 году урожай хлеба был дурной, в 1838-м озимые не уродились совсем. Снег лежал до мая месяца, следовательно, кормить скот чем-нибудь надобно было. Крыши все обнажены для корму. Но это ничто в сравнении с настоящим бедствием.

С начала весны и до сих пор ни одной капли дождя, ни одной росы. Жара, ветры ужасные все погубили. Озимые поля черны, будто и не были сеяны; много нив перепахано и засеяно овсом, но это, по-видимому, не поможет, ибо от сильной засухи, хотя уже конец мая, но всходов еще не видно. Это угрожает не только разорением, но и совершенным голодом! После этого станешь ли ты роптать на отца за то, что тебе посылает мало». Картина выходила ужасающая и вряд ли, прочитав это, Федор мог бы снова написать: «Уважая Вашу нужду, не буду пить чаю» , но и это было еще не всё.

В отчаянии отец открыл неприглядную правду — как он пообносился, если не опустился: старые вещи пришли в ветхость, а купить новых он не мог, так как никогда не имел «собственно для себя ни одной копейки». А ведь обстоятельства его жизни подчинялись тому же правилу, которое вывел Федор в майском письме, — необходимости следовать уставу своего общества и содержать себя соответственно положению. Дворянское звание, чин, статус барина-землевладельца обязывали. Это наблюдение современника, А. Путяты, автора книги «Опытный помещик» СПб. В 1835-м Михаил Андреевич писал жене: «Бедность моя нимало меня не тревожит, я с нею свыкся, как с воздухом, коим дышу».

Но в 1839-м тревожила уже не бедность — страшила неотвратимая нищета, и его жалобы, страхи, просьбы к детям быть аккуратнее в тратах — все это, по словам В. Нечаевой, столетие спустя описавшей трагедию в Даровом, «не притворство скупого, а совершенно правдивая исповедь переживающего разорение мелкопоместного дворянина» 16. Он все же собрал требуемую сумму и 27 мая отослал ее Федору. Посоветуйся с кем-нибудь, нельзя ли в лагерях устроить твои дела повыгоднее. Прощай, мой милый друг, да благословит тебя Господь Бог, что желает тебе нежно любящий отец». Это письмо оказалось последним.

Через десять дней Михаила Андреевича не стало. История смерти Достоевского-отца, запутанная и загадочная, всегда интересовала биографов Достоевского-сына. Обстоятельства его смерти, якобы насильственной, под пером истолкователей творчества Ф. Смерть Михаила Андреевича в воображении иных авторов — едва ли не первопричина становления Достоевского-писателя. Не будь отцеубийства — все бы они рассердились и разошлись злые... Достоевский естественной смертью — писали бы о нем как о деспоте, запойном пьянице, неблагообразием своим "омрачившем детство и отрочество" сына?

Или, быть может, он назван был бы рыцарем долга, ценою разрыва с отцом и семьей ушедшим за тысячи верст учиться медицине? Незаурядным врачом и замечательным отцом, сделавшим много для образования своего сына? Федоров, опубликовавший в 1975 году материалы судебного следствия по делу о смерти М. К риторическому рассуждению Федорова нам хочется добавить только одно: М. Достоевский заслуживает звания рыцаря долга, незаурядного врача и замечательного отца — несмотря на особенности его характера угрюмого, нервного, подозрительного, ревнивого и независимо от того, при каких обстоятельствах его настигла смерть. Итак, 6 июня 1839 года по дороге из Дарового в Черемошну, проезжая полем с потрескавшейся землей и высохшей почвой, при сорокаградусной жаре солнце стояло уже высоко , скоропостижно скончался помещик Достоевский.

Только эти сведения — о времени и факте события — могут быть названы бесспорными. Далее начинаются версии, слухи, толки и домыслы. Утром рокового дня барин ехал на дрожках, и с ним сделался удар. Приступы болезни бывали у него и прежде: немело тело, кружилась голова. Кучер оставил барина в поле и поскакал в Моногарово за священником. Кроме священника к больному привезли из Зарайска доктора И.

Шенрока — значит, была надежда спасти умирающего, и тогда версия насилия теряет смысл? Но спасти не удалось, и, не обнаружив следов насилия, доктор констатировал смерть от апоплексического удара. Будучи служащим Рязанской, а не Тульской губернии, он не имел права выдать официальное заключение о смерти пациента и распорядился оставить тело в поле в «исходном» положении до прибытия властей и судебного расследования. Согласно этой версии, прямых свидетелей случившегося, то есть свидетелей-очевидцев, было трое: безымянный кучер, священник и доктор. Нечаева приводит записанный ею в 1925 году рассказ старика И. Мелихова, крестьянина Черемошны, назвавшего себя внуком Семена Широкого кучера, несколько лет возившего Достоевских из Москвы в имение и обратно.

Внук категорически опровергал рассказы других стариков о событиях 76-летней давности и стойко держался «мирной» версии — о том, как приехавшие следователи «полмесяца жили в деревне, всех поодиночке опрашивали, детям конфеты давали, но ничего подозрительного не нашли» 19. Крестьянская молва назовет имя и другого кучера, Давида Савельева, о котором А. Достоевский вспоминал как о преданном крепостном человеке, возившем папеньку «на практику», а маменьку — по городу с визитами, жившем неотлучно при Михаиле Андреевиче до дня его смерти; в 1855 году Андрей Михайлович встретит старика с седой окладистой бородой в кучерском наряде у подъезда московского дома своей сестры Веры и узнает в нем, к обоюдной радости, «старого кучера отца, крепостного, который ездил с отцом лет 20». Ребенком Андрей запомнил, что «кроме своей четверки лошадей Давид ничего не знал и не имел более никаких занятий... Личность эту папенька особенно любил и уважал против прочей кухонной прислуги». В рассказе сына о смерти отца имя Давида вообще не упоминается, значит, его никто и не называл.

Зато именно на кучера безымянного «покажет» Л. Достоевская : деда Михаила «нашли на полпути, задушенным подушкой из экипажа. Кучер исчез вместе с лошадьми, одновременно исчезли еще некоторые крестьяне из деревни. Во время судебного разбирательства другие крепостные моего деда показали, что это был акт мести». В сведениях, дошедших до Л. Если принять за истину показания внуков тех крестьян, чьи деды были участниками событий, получается, что второй очевидец, священник, находился в «убийственном» сговоре.

Нечаева приводит улику — поданным церковных ведомостей, все мужское взрослое население Черемошны не говело в 1839 году «за нерачением».

Встретились с правнуком Федора Достоевского, который до пенсии работал водителем трамвая

Это было подражание гоголевскому роману, который в свою очередь имитировал французскую литературу этой эпохи — "Отверженные" Виктора Гюго с их знаменитым Жаном Вальжаном — вот символ этого нового литературного движения». В тюрьме против республики Любовь также рассказывает об участии Федора Достоевского в политическом заговоре Петрашевского, в результате которого он оказался в ссылке. Царь помиловал его в последнюю минуту перед казнью вместе с 40 другими осужденными. Дочери писателя сложно объяснить вступление Достоевского в ряды противников царя, так как он плохо знал Россию. Она рассказывает, как годы заключения в Сибири заставили его принять противоположные взгляды, особенно после того, как он предстал перед военным судом и был на волосок от смерти в ходе инсценировки, устроенной Николаем I во время казни. Сначала он убедил заключенных в том, что их действительно казнят, а после, за секунду до стрельбы, помиловал. В шестой главе своей книги «На каторге» она рассказывает, как Достоевский выбрал путь братства во имя Христа и близость к народу и как хорошо к нему относились другие заключенные, хотя это были воры и убийцы. Именно тогда писатель познакомился поближе с русским народом — удивительной смесью славян и монголов, покоривших шестую часть земли.

Так он узнал, что он совершенно отличается от образа дикого народа, который за ним закрепился. На самом деле его окружали хорошие люди, и поэтому каторга спасла Достоевского от безумия и самоубийства. В тюрьме Достоевский отказался от республиканских идей, стал защитником церкви и даже призывал превратить ее в независимую структуру во главе с патриархом. Достоевский понимал, что религия играет важную роль в России, изучал монархизм и, наконец, понял, что для страны царь лучше, чем глава республики, поскольку он пользуется доверием и обладает короной, а к республиканцу будут относиться с подозрением. Таким образом, Достоевский стал монархистом и врагом писательской интеллигенции в Петербурге — противника царского режима. По ее словам, пока на каторге отец изучал русский народ, эти джентльмены продолжали свои дискуссии в петербургских салонах, черпая информацию о России из европейских книг. Став глубоким верующим, тем, кто не отступил от Евангелия за четыре года каторги, Достоевский теперь был готов создавать свои великие произведения, которые не мог написать до ареста.

Он проявил рвение, понимая, что лекарство от отчаяния — тяжелый труд, и видя мудрость в заключении. Любовь процитировала слова Достоевского, мужественно обращавшегося к Богу: «Мучай меня, если это удвоит мое дарование и позволить повлиять на людей. Не жалей меня, я все вынесу ради исполнения миссии, с которой ты послал меня на землю». Ужасная жена Достоевский женится на ужасной женщине, которая завоевала его сердце через несколько месяцев после освобождения. Для вдовы неудачливого таможенника Достоевский был драгоценным уловом — талантливый писатель с богатой тетушкой в Москве. Как рассказывает Любовь Достоевская, этой ужасной женщиной была Мария Дмитриевна, первая жена писателя, не родившая ему детей, но изменявшая ему даже накануне свадьбы. Известно, что за несколько дней до смерти она призналась ему в этом.

По словам дочери писателя, возможно, он презирал себя за наивность и то, что узнал об измене столь поздно и не наказал предателей. Книга Достоевской содержит важные главы, в которых она рассказывает об истории отношений отца с ее матерью Анной.

По словам Анны Достоевской, Достоевский любил вспоминать о своем «счастливом и безмятежном детстве».

В «Дневнике писателя» за 1873 год он отмечал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей». Из письма Достоевского брату Михаилу, 1838 г.

Странный характер! Ах, сколько несчастий перенес он! Горько до слез, что нечем его утешить.

Папенька совершенно не знает света: прожил в нем 50 лет и остался при своем мненье о людях, какое он имел 30 лет назад.

Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть".

Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии.

Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку.

Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет.

Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская.

Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце.

Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я.

Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская.

А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину.

И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти.

Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей.

Это была первая чеченская война, мои знакомые возвращались в цинковых гробах, и идти в армию совсем не хотелось. Как поступить, меня надоумил священник Геннадий Беловолов, знакомый моего отца, бывший научный сотрудник музея Достоевского. Он рассказал, что у Министерства обороны заключен с РПЦ договор, по которому насельники двух монастырей, в Оптиной и на Валааме, проходят службу, если подошел срок, не абы где, а в размещенных там военных частях. Таким образом я отправился на Валаам. На осенний призыв я опоздал, но остался там зимовать — не упускать же такой случай. Я, как естествоиспытатель, таким образом испытывал естество: cначала сплющило, потом проперло. И унесло меня лет на сто пятьдесят назад. До весеннего призыва я был в монастыре трудником. Мыл посуду, водопровода не было, обледенелую воду набирали в девятисотлитровой бочке из-под кваса, стоявшей во дворе, нагревали в тазах, никаких фейри, только горчичный порошок.

Затем был поваренком: растопка печей, чистка овощей. Потом стал трапезником, накрывал на стол. А в итоге попал на конюшню. И там прижился, лошадей не боялся и работы тоже. Лошади на Валааме были рабочие. Гаража как такового не было: две машины, для них запчастей нет, топлива нет, — всё на лошадях. Подошло время весеннего призыва, но к этому моменту у меня уже нашлись болезни, успел полежать в больнице в Сортавале, и меня комиссовали. После этого я вернулся на остров и прожил там еще полтора года, продолжив трудиться на конюшне. Наталья: Кстати, лошади — это тоже у Достоевских семейное.

Сын Фёдора Михайловича, Фёдор Фёдорович, всю жизнь занимался лошадьми, его статьи на эту тему печатались в Императорском коннозаводческом журнале. Щупать эфир и лежать в сторону Бога Алексей: Эти два года, пока я жил на острове, мы с Натальей переписывались. Писали настоящие бумажные письма. Из-за нее прежде всего я и решил вернуться. Родители тоже дали понять через игумена, что им бы хотелось продолжения рода. Все-таки я последний. А вера? Был период неофитства. Но я так уставал, что на службах часто просто спал.

Уходил на хоры, заворачивался в ковер и просыпался, только когда слышал, как запирают двери храма. Остальное происходило как-то помимо меня, хоть и во мне. Вот живешь, ходишь, совершаешь броуновское движение, но какие-то твои приборы всё время щупают эфир, и когда они ловят энергии, о которых ты даже не помышлял, потому что они в принципе неизъяснимы, это бесследно не проходит. Там, на Валааме, я впервые испытал благодать. Это вошло в меня и осталось таким стержнем. Помирая, именно это я себе, наверное, и оставлю. За эти два года я открыл для себя надстройку определенную, понял, что не только трюмная палуба есть, но и главная, и спардек, и твиндек. Наталья: Когда Лёша приехал, мы через какое-то время, никому ничего не сказав, пошли и расписались. А спустя три месяца обвенчались.

Я крестилась еще в подростковом возрасте. Неожиданно появилась такая потребность. Но это было так: я вошла в храм, покрестилась, вышла и долго потом не заходила. Как снова пришла? Думаю, что если в 15 лет ты читаешь Достоевского, то неизбежно будешь двигаться к православию или хотя бы думать, на худой конец лежать в этом направлении, если идти сил нет. Очень мне нравятся строки из стихотворения нашего друга Ивана Андреева: «Над вашей больницей крест красный, над моею — крест золотой». Снова флот, снова Валаам Алексей: Обвенчались у архимандрита Исидора, сейчас он настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Постепенно пришел интерес к изучению творчества Фёдора Михайловича, а еще больше к изучению истории рода. Люблю покопаться в архивах.

Отучились с Натальей на вагоновожатых. Пошли дети. Наталья: Может, мы бы на четверых и не остановились, но уже складывать некуда смеется. Алексей: Когда в городе постепенно стали сокращать трамвайные линии, Наталья вернулась в ателье, а я на Валаам. Но на этот раз во флот. Это не паломнические суда, не регистровый грузовой флот, а обслуживание архипелага островов. Маломерных судов диспетчерское регулирование не касается, все решения принимаешь, как у нас говорят, на выпуклый морской глаз. Это по мне. Вот так с 2003 года и по сию пору, то есть уже почти двадцать лет, как я на валаамском флоте.

Вообще, чем бы я ни занимался и где бы ни был, что-то остается неизменным. Костяк компании наших друзей не меняется десятилетиями. Даже с теми, с кем пересекаемся где-нибудь на концерте после долгого перерыва, такое ощущение возникает, что не расставались. И музыка никуда из моей жизни не делась. И с женой нам не менее интересно вместе, чем было раньше.

«Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного». Достоевский и его включенное отцовство

Отец Достоевского из духовного сословия, кроме того он был садистом, за что был убит своими крестьянами. Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. Достоевский смог вернуться в Петербург в конце 1859 года, хотя еще в течение 15 лет оставался под негласным надзором полиции. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей.

«Душа у него тёмная» Отец Достоевского и его загадочная гибель: за что его загубили крестьяне

Также дочь Достоевского мечтала о такой же литературной славе, что была у её отца. Омский художник реконструировал счастливое детство Федора Достоевского и собирается «дописать» его произведения. Отец Достоевского из духовного сословия, кроме того он был садистом, за что был убит своими крестьянами. Даже музей Достоевского открыть было не просто, хотя адрес последней квартиры писателя в Петербурге был известен. В статье анализируются процессуальные аспекты, связанные с расследованием смерти Михаила Андреевича Достоевского, отца писателя.

Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье

Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости.

В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова...

Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым , Некрасовым , А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского.

С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома».

В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя.

Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях.

В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот». После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни.

Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен.

Литературный критик и один из сотрудников журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» Николай Страхов вспоминал слова жены Фёдора Михайловича о том, что в самые напряжённые и непростые минуты своей жизни её супруг нередко раскрывал наудачу Евангелие, которое читал ещё будучи на каторге.

Так он сделал и в этот раз. Анна Григорьевна зачитала ему строки из Евангелия от Матфея: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду». Это предчувствие совсем скоро оправдалось. Днём его состояние ухудшилось, и в тот же день Достоевсикй смиренно, постепенно слабея от потери крови, скончался, так и не увидев свой «Дневник», которым так дорожил, напечатанным. Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её» Достоевский успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими.

Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда... Он потерял сознание лишь в последний момент. Он видел приближение смерти, не боясь её».

Предыдущая Следующая «Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне» Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону. Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет Достоевского, и, по словам жены усопшего, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Об этом лице умершего писателя говорили очень многие: казалось, будто он спит на своей подушке и легонько улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо!

Его нельзя забыть...

Отец Фёдора Михайловича укрепился в Москве, на службе, его семья росла. В 1821 г. Мария родила Фёдора, будущего русского классика. В 1822 г. Вера и Любовь правда, Любовь умерла вскоре после рождения ; в 1831 г. Николай, и, наконец, в 1835 г. Михаил Андреевич своему сыну Фёдору казался строгим, но справедливым и любящим отцом. Никакие фривольности не допускались.

Одних братьев из дома никуда не отпускали и денег не давали. В то же время от некоторых наказаний для воспитания детей, очень характерных для эпохи, Михаил отказался. Например, он не ставил детей на колени в угол и старался вообще избегать физических наказаний хотя розги на всякий случай были припасены. Обыкновенно день Михаила Андреевича начинался с того, что он вставал в 6 утра, проводил обход в больнице и объезжал пациентов по домам. Домой возвращался к 12 дня, где обедал с семьёй и немного отдыхал, следом вновь возвращался в больницу. В 9 вечера накрывался ужин, семья кушала, читала молитвы и отходила ко сну. Многое о жизни семьи в тот период оставляет нам Андрей Достоевский, младший брат Фёдора. Так, в детстве они часто слушали сказки про «Жар-Птицу», русских богатырей, Синюю Бороду и многие другие.

Поверил ли в эту версию будущий писатель — неизвестно. Напрямую смерть отца никогда им не упоминалась, как подчеркивает Мережковский, в противоположность Л. Толстому, Достоевский не любил говорить о себе 2. Во всяком случае, официальная версия полиции должна была стать известной не ранее как через полтора года после события, когда старший брат Федора Михайловича побывал в имении. Эта версия выглядит следующим образом. В жаркий день 6 июня 1839 года Михаил Андреевич наблюдал за работой крестьян Черемошни, возивших на поле навоз, был ими недоволен, кричал на них и упал замертво прямо на борозде. За 12 верст, из Зарайска, доставили священника и доктора И. Шенрока, который констатировал смерть от апоплексии. Поскольку смерть была внезапной, сообщили в полицию, а труп не трогали. Через двое суток из Каширы приехали: исправник, становой пристав, стряпчий и лекарь, дабы провести «тщательное изыскание».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий