Новости репин и его ученики

В репортаже из "Нового Иерусалима" сотрудники музея и кураторы из музеев, предоставивших работы Репина и его учеников, раскрыли некоторые подробности проекта. Екатеринбуржцы впервые смогут увидеть подлинные произведения русского художника Ильи Репина и его учеников.

Один день Ильи Репина в Академии художеств

Выставка знакомит посетителей с основными принципами творчества Репина, которые оказали огромное влияние на его учеников. Выставка "Илья Ефимович Репин и ученики" в Ярославском художественном музее знакомит зрителей с мало известными работами художника, а также с работами его уч. В экспозиции размещены свыше 100 работ, выполненных Ильей Репиным и его знаменитыми учениками: Валентином Серовым и Борисом Кустодиевым, Константином Сомовым и Игорем Грабарем, Григорием Ге и Филиппом Малявиным. Серов – один из любимых учеников Репина, художественные способности которого Илья Ефимович разглядел очень рано: «Всё с величайшей любовью и невероятной усидчивостью переписывал мальчик Серов. Репин в отличие от своих учеников Фешина и Сомова в эмиграцию не уезжал, он в ней оказался вместе с «Пенатами», которые в 1918 году стали территорией независимой Финляндии. Одним из самых любимых учеников мастерской Репина был Исаак Бродский, который привлек его внимание своим упорством и одержимостью искусством.

На выставке в музее «Новый Иерусалим» впервые вместе собрали работы Ильи Репина и его воспитанников

«Торжественное заседание Госсовета» Репина Один из них — Ярославский художественный, где в эти дни проходит выставка «Илья Ефимович Репин и ученики».
Обида или месть: стали известны подробности конфликта в петербургской академии художеств Многогранность таланта Ильи Репина раскрывает для ярославцев выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в художественном музее.
10 цитат из «Далекого близкого» Ильи Репина • Arzamas Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в казачьей семье.

Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»

Практически с самого начала своего творческого пути художник стал одной из ключевых фигур русского реализма. В своих всемирно известных полотнах «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность. В Ярославском художественном музее с 1 октября по 18 декабря открыта выставка «Илья Ефимович Репин и ученики», представляющая Репина как художника универсальных возможностей и многогранного таланта. Осуществление этого проекта стало возможным благодаря музеям Вологды, Иванова, Ростова, Рыбинска, Твери, Ярославля, предоставившим известные произведения из своих собраний и право первого показа значительной части графических работ.

Масштабная экспозиция - около 300 работ - объединяет и зрелые, и студенческие работы мастеров - учеников Репина разных лет. Многие картины представлены зрителям впервые. В грандиозном проекте Академии принимают участие 20 ведущих музеев и частных коллекций со всей страны, щедро предоставивших произведения первой величины. Напомним, что Ульяновский художественный музей и Академию связывает давнее сотрудничество. Первая выставка «Мастер и ученик» тогда еще Московской школы акварели С.

Часть эскизов была помещена в издание «Древности Российского государства».

За картину «Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием» 1836 удостоен звания академика. В 1836-1849 г. В 1876 году стал профессором. Федор Григорьевич Солнцев скончался 15 марта 1892 года.

Грабаря , при создании полотна "хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками". Дурново , министр иностранных дел В. Ламздорф , оберпрокурор Святейшего Синода К. Всего на портрете изображен восемьдесят один член Совета, среди них С.

Витте , П. Семенов-Тян-Шанский и др. Картине предшествовали написанный во время заседания Государственного совета эскиз , многочисленные этюды и портреты отдельных участников собрания. Они принадлежат к числу высших достижений художника в области портрета. Отдельные этюды членов Государственного совета, такие как портреты графа Алексея Игнатьева , великого князя Владимира Александровича , обер-прокурора Константина Победоносцева , министра финансов Сергея Витте , стали признанными шедеврами живописной техники alla prima. Виртуозное исполнение портретов членов Госсовета давало повод современникам сравнивать творчество Репина с работами великого голландца Франса Хальса. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения Год создания: 2004 Интерактивная программа Язык: Программа представляет картину И. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» из собрания Русского музея. Программа включает биографические справки о всех лицах - членах Государственного совета, изображенных на полотне.

Илья Репин «Торжественное заседание Государственного совета» фильм 1-2 Год создания: 2002-2003 Видеофильм Язык: Продолжительность: 26:00 Фильм рассказывает о работе художника Ильи Ефимовича Репина над масштабной картиной «Заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

Великие ученики великого Репина. Фонды ульяновского музея отправили в Москву

Не дождавшись ответа от Репина, Комашка писал Юрию Ильичу 07. Жалкими и ничтожными остались сплетники-обыватели, а то и просто обнаружили себя вредителями на культурном фронте, как враги всего нового черносотенцы вроде Фёдорова , все те, которые стремились меня скомпрометировать, для какого дела, я знаю, они все усилия приложили привлечь Вас и Илью Ефимовича». Так столкновение двух учеников Репина обернулось конфликтом людей разного социального происхождения и мировоззрения. В заграничную командировку Комашка не поехал, но с энтузиазмом включился в борьбу художественных объединений за лидерство в украинском искусстве.

Эта организация, председателем которой стал Комашка, сразу стала претендовать на лидерство в художественном процессе Украины. Подобно теоретикам РАПХ, Комашка настаивал, что художников следует разделять по их социальному происхождению. В 1931 году был издан его доклад «За пролетарскую гегемонию в пространственном искусстве», где он выступал за создание Всеукраинской федерации художественных объединений.

В Харькове деятельность Антона Комашки получила международный масштаб. Это было время появления художников-интернационалистов, которые считали искусство «оружием в классовой борьбе мирового пролетариата». В течение нескольких последующих лет МБРХ занималось организацией выставок и изданием плакатов, направленных в поддержку мирового пролетариата.

В 1931 году Комашка написал статью для каталога выставки бельгийского графика Франса Мазереля, которая прошла в Харькове, Киеве и Одессе. Творчество этого художника-экспрессиониста, посвященное революционной борьбе пролетариата, на тот момент было близким по духу и по форме «пролетарскому стилю» Антона Комашки. Расцвет творчества Комашки приходится на харьковский период его жизни.

Он теперь - persona grata. У него заискивают. Он делает оценки всем и всему», - писал М.

Фёдоров И. Репину 19. Скрипника и командующего войсками Украинского военного округа И.

Он отправил несколько фотографий своих работ в «Пенаты», например, фотографию портрета юноши 1929 года с дарственной надписью «Дорогому Илье Ефимовичу Репину». Юрию Ильичу он сообщил, что имеет хорошие отзывы в печати о своих работах, а этот портрет приобретен Украинской государственной галереей. Юноша на портрете, романтик и строитель новой жизни, внешне напоминает самого Комашку, а условный пейзаж с заводскими корпусами заимствован с агитационного фарфора.

Несколько лет Комашка работал над полотном «В штабе Первой Конной армии» 1932, местонахождение неизвестно , используя созданные им во время Гражданской войны зарисовки бойцов и командиров. Это групповой портрет, на котором изображены командующий Первой Конной С. Буденный, члены Реввоенсовета К.

Ворошилов, Е. Щаденко и С. Минин, командиры дивизий С.

Тимошено и О. Городовиков, начальник полевого штаба С. Зотов, комбриги Н.

Ракитин и В. На композицию картины повлияла работа В. Шухаева «Полк на позициях» 1917, ГРМ.

Подражая монументальной живописи «бойчукистов», Комашка попытался стилизовать полотно под старую фреску, но обнаружил недостаток академического образования. К этому произведению подходит фраза Чуковского из письма Репину 12. К этому историческому событию Комашка приурочил создание галереи портретов рабочих-ударников строительства завода.

Портреты получили высокую оценку наркома просвещения Украины Н. Скрипника, а также известных художников И. Бродского, В.

Сварога, Е. Лансере, Ф. Кричевского и стали вершиной творчества А.

Комашки, поскольку точно и лаконично отразили эпоху первой пятилетки. Выразительные лица рабочих словно иллюстрировали роман Н. Островского «Как закалялась сталь», написанный примерно в то же время.

Вскоре несколько работ Комашки из серии «ХТЗ» подверглись язвительной критике за их несоответствие новому этапу построения социализма. В газете «Комсомолец Украины» была напечатана статья «Бомбы в Олимп» 16. Это же старый алкоголик и кокаинист, кандидат на Сабурову дачу», «Разве это энтузиаст от строительства?

Это же громила, злодей, с которым страшно встретится в темном переулке». Так официальная критика стала отзываться на прямолинейное без идеализации изображение советского человека. Критически относился к творчеству Антона Комашки и Митрофан Фёдоров.

Репину он писал: «Вы спрашиваете, что он представляет собою в художественном отношении. В 1929 году в письме Юрию Репину Фёдоров выразил надежду на то, что Комашка «может перейти в разряд обыкновенных смертных, то есть будет лишен тех огромных полномочий, какими он по своему положению «партийного» пользуется сейчас». Предположение Митрофана Фёдорова сбылось.

В 1932 году Комашка был отстранен от должности ректора Харьковского института, а в следующем году и от педагогической деятельности. Комашка видел Андреева лишь однажды в Москве, а для работы использовал фотографию. В результате портрет из-за несходства с оригиналом был забракован экспертной комиссией, в состав которой входили известные художники Ф.

Кричевский и А. Но главную роль в отклонении портрета сыграл упомянутый выше Лев Ципман. В 1934 году на Украине вышел альманах «Образотворче мистецтво», где критика в адрес Комашки переросла в настоящий погром.

Его обвинили в том, что украинские художники не приняли участие в грандиозной выставке «15 лет РККА» Москва, Ленинград, 1933. Говорили о том, что Комашка получил письмо из Реввоенсовета СССР, в котором шла речь о готовящейся выставке, но скрыл его от своих коллег, поскольку на эту выставку отказались взять его собственную картину. В довершении всего на страницах альманаха ставилось под сомнение, имеет ли право Комашка вообще называть себя художником.

Комашко дуже погано малюэ i дуже богато про себе думаэ», - писал украинский критик А. Отстранение Комашки от ректорства было связано со знаменитым постановлением ЦК ВКП б от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», вслед за которым последовал роспуск всех художественных объединений и учрежден Союз советских художников, ядром которого стала АХРР. Тогда острой критике подверглись ассоциации пролетарских художников за насаждение грубого администрирования и нигилизм.

В Большой Советской Энциклопедии Т. Комашка и др. Критика в адрес Антона Комашки за «дегенеративный облик» изображенных им ударников продолжалась не одно десятилетие.

Вот текст 1956 года, где упоминается возглавляемая им в прошлом ассоциация ВУАПМИТ: «Антинародная политика руководства этой организации принесла много вреда украинскому изобразительному искусству. Достаточно вспомнить портреты ударников строительства Харьковского тракторного завода работы А. Комашко, извращавшие образы передовых людей и вызвавшие возмущение общественности и прессы».

В мае 1934 года, работая художником на Электромеханическом заводе им. Сталина, он отправил письмо И. Бродскому, который возглавил Всероссийскую Академию художеств.

Комашка поздравил последнего с присвоением высокой правительственной награды — орденом В. Ленина и напомнил о себе: «Верьте, Исаак Израилевич, что мне всегда было очень дорого Ваше внимание ко мне и те оценки, какие Вы давали моим работам, особенно потому, что Вы это начали с «Пенат», когда я, начинающий, ученик делился восхищенно о Ваших работах с чудесным прекрасным нашим Ильей Ефимовичем. Бродский пригласил Комашку на курсы повышения квалификации при Академии художеств.

Оказавшись в положении «гонимого», Комашка принял приглашение с нескрываемой радостью. Харьков он покинул в трагический период в истории Украины. Расцвет украинской культуры 1920-х гг.

В июле того же года после обвинения в националистическом уклоне он покончил жизнь самоубийством. Началась волна репрессий, жертвами которой стали многие видные деятели украинской культуры. С октября 1934 года до июля 1935 года Комашка занимался в Академии на живописном факультете в мастерской И.

После того, как Бродский возглавил Академию, базой художественного образования в СССР стало возвращение к традициям реализма и изучение классического наследия. Классическим представителем соцреализма он так и не стал, но получил диплом о высшем образовании и возможность работать над государственными заказами. До конца жизни он остался верным суровому «пролетарскому стилю», избегал помпезности.

Там он был назначен на почетную и ответственную должность заместителя главного художника ВСХВ и стал жителем столицы.

Как передать мастерство, но не превратить ученика в собственного «клона»? Во-первых , Репин не давил, а давал — свободу самовыражения. Есть мнение учителя и неправильное — это не про Репина. К свободе располагали и обстоятельства — переполненная мастерская. В конце XIX века Репин — звезда, в его мастерской — 90 учеников. Ксения Новохатько, куратор выставки: «Он никогда не учил, как делать.

Он говорил, что нужно делать: смотреть, много работать, выстраивать. То есть он мог говорить какие-то конкретные советы, если он видел, что студент что-то навирает». Во-вторых , Репин с учениками не нянчился.

Помимо этого, художник с 1894 по 1898 год преподавал в частной художественной студии, которую финансировала близкий друг И. Репина известная общественная деятельница, художник-эмальер, меценат и коллекционер М. Тенишева 1858—1928.

Были у мастера и частные ученики. Свою главную задачу как преподавателя И. Репин видел в развитии у начинающего художника только ему присущих способностей и считал, что лучший успех, которого надо добиваться в искусстве это обретение своего пути, своего лица. Именно из репинской мастерской вышли такие яркие таланты как Ф. Малявин и А. Остроумова-Лебедева, Б.

Кустодиев и Н.

Из собрания ГРМ «Заседание государственного совета 7 мая 1901 года», 1903 год После гастролей на ретроспективе в Москве самое «невыездное» полотно Репина вернулось в Русский музей. Еще одна проблема: у Репина почти не работала правая рука. Сначала они занимались лишь техническими задачами вроде грунтовки холста и расчерчивания перспективы , но вскоре мастер доверил им написание интерьера. Кроме того, все вместе они делали наброски с «государственных натурщиков».

Аксессуары все написаны. Стулья так в конце концов навострились писать, что самому нравится. Репин, видимо, доволен, что так хорошо и скоро идет дело», — описывал ход работы подмастерье Кустодиев. Картины не будет на выставке «Чернобыль» HBO : наплевав на фактологию, создатели поместили «Ивана Грозного» в кремлевский коридор, аллегорически намекнув на истинное значение действий советского правительства. Художник И.

Репин в кругу семьи на веранде дачи «Пенаты». В 1899 году художник приобрел там усадьбу, которую назвал «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. С 1908-го Репин круглый год жил в Куоккале, куда петербуржцы обычно приезжали во время дачного сезона. Гостей удивляли необычные порядки в доме, в том числе юного Корнея Чуковского, который оставил о них пространные воспоминания. Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах.

Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое «сено». Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собою в «Пенаты» ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны». За время, обеда все блюда подавались чьими: то невидимыми руками, и гости хозяйничали сами», — вспоминал среды в «Пенатах» писатель и сын «бабушки русской революции» Николай Брешко-Брешковский. Музей в «Пенатах» открыли в 1940 году, там представлены работы Репина в том числе последний автопортрет 1920 года и его учеников, а также мемориальные вещи. Потрет Льва Толстого, 1887 год.

Какая жизнь, энергия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущих поколений! Тексты художника издавались книгой несколько раз, впервые еще в 1901 году. Сборник мемуаров, статей и писем об искусстве «Далекое и близкое», переживший десятки переизданий появился уже после смерти Репина — в 1937 году под редакцией Корнея Чуковского. В автобиографической части он особенно подробно и образно описывает свои детство, отрочество, юность — почти как Толстой.

Например, так художник описывает мастера Персанова — своего чугуевского учителя: «Я копировал большую гуашь английской работы: в тенистом зеленом парке башня замка отражалась в воде. Персанов добродушно смотрел на мои старания скопировать оригинал, потом подвел меня к окну над Донцом, за которым уже начинался лес. Из собрания ГТГ «Не ждали», 1884—1888 годы Самая популярная картина из «народнической» трилогии, которая целиком хранится в Третьяковской галерее. Туда также входят «Арест пропагандиста» и «Перед исповедью». Широко известен итоговый вариант «Не ждали»: в комнату скромной интеллигентской квартиры с портретами Тараса Шевченко и Николая Некрасова на стене входит «блудный сын».

Напомним исторический контекст: уже случилось цареубийство, казнь виновных. Выражение лиц детей, траурный наряд женщины видимо, матери , тревожный взгляд девушки в дверях, сам облик главного героя вызывают вопросы: а что собственно происходит, почему «не ждали»? Если герой возвращается из ссылки, то откуда удивление? Или его считали мертвым? Большинство картин Репина, в том числе «Не ждали» — как будто-то бы концентрированный кинофильм, где все действие — в одном кадре.

В Третьяковской галерее хранится еще одна версия «Не ждали», первоначальная — вместо изможденного юноши там изображена девушка-курсистка.

Выставка «Репин. Наследие. Ученики» экспонируется в Екатеринбурге

Думаю, он высоко ценил их, раз привлек к такому большому госзаказу. Кроме того, по мастерству они были ближе всех к учителю. Куликов продолжил репинскую «народную» линию: на его картинах — ярмарки, бабы в красных платках. У Кустодиева все это выглядело по-другому, у него было собственное стилистическое исполнение. А Куликов в чем-то повторял Репина. Он был родом из Мурома, свой творческий путь начал еще до революции. Писал русскую провинцию: такую, какой она была и тысячу, и сто лет назад, а затем исчезла после революции и Великой Отечественной. Его бабы в платках не гротескны, как у Малявина или Архипова; они настоящие, повседневные. В общем, очень хороший художник, один из моих любимых.

Не так часто цитируемый, но на слуху. Можно сравнить его, наверное, с Алексеем Кориным, но Куликов намного ярче, напряженнее, интереснее. Такого вы больше не увидите ни на одной выставке. Формат моей галереи позволяет показать тонкие кабинетные работы. Здесь есть и мои вещи, но в основном — из частных коллекций. Как воспринимают Репина сегодня?

Помимо этого, художник с 1894 по 1898 год преподавал в частной художественной студии, которую финансировала близкий друг И. Репина известная общественная деятельница, художник-эмальер, меценат и коллекционер М. Тенишева 1858—1928. Были у мастера и частные ученики. Свою главную задачу как преподавателя И. Репин видел в развитии у начинающего художника только ему присущих способностей и считал, что лучший успех, которого надо добиваться в искусстве это обретение своего пути, своего лица. Именно из репинской мастерской вышли такие яркие таланты как Ф. Малявин и А. Остроумова-Лебедева, Б. Кустодиев и Н.

Это позволяет вглядеться в знаменитые композиции Репина, осознать их непреходящую ценность. Репин был педагогом, будучи профессором Академии художеств, он подготовил целую плеяду выдающихся русских художников, в целом у него было более 150 учеников. На выставке будут представлены произведения его любимых учеников - Валентина Серова, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Также вы сможете увидеть портрет Ильи Репина 1902 года кисти Бориса Кустодиева. Помимо этого, в экспозицию выставки войдут портреты или произведения нескольких очень важных для него людей, которым он посвятил главы в своей знаменитой книге «Далекое близкое»: Льва Толстого, скульптора Марка Антокольского, критика Владимира Стасова, идеолога передвижничества Ивана Крамского, живописцев-передвижников Николая Ге и Василия Максимова.

Он сумел выразить свое время, конец 19 века, наиболее полно из всех творцов», — отметила заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Анатольевна Горнунг. Организаторы выставки подчеркивают, что собрать в едином пространстве работы учеников и самого Репина было непросто. Это связано не только с их отдаленностью друг от друга, но и со сложностями перевозок. Она никуда практически не ездит. Но наши коллеги разрешили ее взять. Она попала на обложку каталога, чтобы показать ее огромную ценность. Графику редко перевозят, потому что она при транспортировке может осыпаться.

В Екатеринбургском музее ИЗО покажут работы Репина и его учеников

МАСТЕР ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ Бурлаки, принявшие Репина за Антихриста, усердный ученик Тоня Серов и многолетняя дружба с Толстым.
Учитель и ученики: в Истре открывается выставка к 180-летию Ильи Репина // Новости НТВ Педагогическая практика Репина менее известна, хотя он был одним из главных реформаторов Императорской Академии конца 19в.
Art Investment пал жертвой, попав в беспощадную мясорубку сталинских репрессий 30-х годов.

«Торжественное заседание Госсовета» Репина

Обида или месть: стали известны подробности конфликта в петербургской академии художеств Репин был педагогом, будучи профессором Академии художеств, он подготовил целую плеяду выдающихся русских художников, в целом у него было более 150 учеников.
Новая выставка Репина и его учеников в музее «Новый Иерусалим» около 300 работ - объединяет и зрелые, и студенческие работы мастеров - учеников Репина разных лет.
Великие ученики великого Репина. Фонды ульяновского музея отправили в Москву В Музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» открывается выставка «Учитель — ученик.

Цикл «Учитель-ученик» представит выставку «Репин и Бродский»

Дети и внуки Ильи Репина жили под знаком отца и деда — это не сделало их счастливыми. В экспозиции представлены редко экспонируемые работы Ильи Репина и его знаменитых учеников: Кустодиева, Серова, Малявина, Бродского и многих других. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать.

В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников

Аннотация к книге "Репин и его знаменитые ученики". Еще при жизни реальный Репин превратился в фигуру мифологическую. Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову, о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Илья Репин считал Серова просто "виртуозным рисовальщиком" и очень часто ставил его рисунки в пример другим ученикам. В работах 1890-1900-х годов Юрий Репин передал теплую атмосферу жизни как в Здравневе, так и в «Пенатах», хотя он и не был постоянным участником творческих «сред» И.Е. Репина, устраивавшихся в имении с лета 1904 года. Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья» открылась в эту пятницу в Мемориальной мастерской Пантелеева.

Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?

Эти и другие ученики не копировали стиль Репина, а создавали что-то свое. Во время учебы Илья Ефимович старался развить талант своих студентов, а не навязать свое видение. Но, работая над выставкой, я осознала, что на самом деле он — интересный и удивительный художник. Без пафоса можно сказать, что Репин гениален. Он сумел выразить свое время, конец 19 века, наиболее полно из всех творцов», — отметила заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Анатольевна Горнунг. Организаторы выставки подчеркивают, что собрать в едином пространстве работы учеников и самого Репина было непросто. Это связано не только с их отдаленностью друг от друга, но и со сложностями перевозок.

Источник: Комсомольская правда В музее имени Крамского можно посмотреть выставку из серии «Открывая фонды. Изучение реальной формы было основой репинской школы. Мастер приучал своих воспитанников внимательно относиться к окружающей действительности, требовал проверки сделанного рисунка по натуре.

Работа была начата в 1926 году, потом приостановлена и вновь продолжена в 1928-1929 годах.

Всего через год, в 1930 году, великий русский художник умер. Полотно Репин посвятил своему близкому другу и любимому композитору Модесту Мусоргскому. У Мусоргского была опера, «Сорочинская ярмарка», которой Репин восхищался. Один из отрывков оперы так и называется — «Гопак». Первое, что бросается в глаза зрителю, - это обилие красок и яркая палитра, не свойственная Репину. Здесь и все оттенки красного, синего, зеленого. Заметны четкие и жесткие мазки. Нестандартная композиция — изюминка картины Репина. Удаль, веселье, озорство и яркий оптимизм — основные эмоции, которые должен был ощутить зритель от картины Репина. А с другой стороны, болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР.

Вот слова Репина в период написания картины: «Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал. Но кончить уже не смогу... А жаль. Картина выходит красивая, веселая». Но искусствоведы относятся критично к данной работе, нет в ней той милой простоты и проникновенности художника, той русской прелести, берущей за душу, а присутствует какая-то нездоровая одержимость, картина скорее отталкивает, чем притягивает. Пройдет чуть более десяти лет и придет на землю русскую страшная война с фашизмом, мир узнает о бандеровцах, словно выпрыгнувших из преисподней, со звериной жестокостью глумящихся над человеком. Художник, которого сравнивают по художественному воздействию на величайшего гуманиста писателя Льва Толстого не смог завершить свое произведение, краски расплывались по линолеуму и вышло то, что вышло. Как предупреждение гениального художника потомкам на все времена о защите от бесовщины.

Это была прекрасная школа. По письмам Кустодиева чувствуется, как изменилось его настроение: "Самая картина только началась, и начинается интерес к ней, и работаем мы с удовольствием"; "Над ней работы много и работы интересной... При написании портретов Илья Ефимович категорически отказался пользоваться фотографиями: только с натуры! Исключение сделал для императора и председателя Совета, и то лишь потому, что писал их раньше, мог воспользоваться готовыми портретами и заготовками к ним. Неукоснительно выполнялось и другое требование: позировать не где-нибудь, а в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины. И никто не вздумал возразить. Их сиятельства и высокопревосходительства в парадных мундирах, со всеми регалиями в назначенный день и час аккуратно приезжали в Мариинский дворец, послушно принимали указанную позу и терпеливо ее сохраняли, сколько требовалось. Не сетовали даже те, кому выпало присутствовать на картине только спиной или затылком. Что поделаешь, такова высочайшая воля... Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. Это было важно для точности цветовых соотношений, для выбора более естественных и разнообразных поз. Жиркевичу 7 октября. Спасибо, на этот раз многие из них очень любезны, охотно приезжают позировать в зал Государственного совета, во всем параде. Такой блеск... Помощники мои, Кустодиев и Куликов, молодцы, увлекаются картиной так же, как и я, - делают хорошие этюды. Но скоро настанет тьма, придется забастовать работой - зал очень темный". Репин досадовал, что из-за осенних сумерек дело затягивается, хотя мог работать кистью не более трех часов в день. Правая рука почти не действовала. Писал в основном левой. Палитру, специально изготовленную по его чертежу, подвешивал на ремне к поясу. Молодые подмастерья в 1901-м Куликову было 26, Кустодиев у - 23 года трудились под наблюдением мастера дольше: "Время провожу довольно однообразно. К 10 часам иду в Совет, и там до 4-х работаем" Б. Увлеченность и упорство давали плоды. К лету 1902 года огромный групповой портрет уже был близок к завершению. По крайней мере, так казалось Борису Кустодиеву. Однако ученик, хорошо зная наставника, все же недооценил его требовательности к себе и к помощникам, бескомпромиссного стремления к совершенству. Еще и в следующем году все трое писали портретные этюды. Некоторых членов Государственного совета просили позировать вторично. Эти работы Репин рассматривал как подготовительный материал. По существу же многие из них являются законченными и вполне самостоятельными произведениями. Они обладают всеми достоинствами творчества крупнейшего русского портретиста той эпохи. Искусствоведы отмечают уверенную лепку объема, безукоризненную точность мазка, богатый и гармоничный колорит, мастерскую передачу фактуры одежды и окружающей обстановки, тщательную проработку и умелое выделение светом самых выразительных деталей - лиц и рук. Наконец все портреты написаны и перенесены в общую композицию. Репин в последний раз прошел своей рукой по картине снизу доверху и слева направо. Вспоминая об этой работе, он в январе 1917 года писал Леониду Андрееву: "Правая рука на перевязи - так я левой... Но ведь я левой рукой написал весь "Государственный совет"... Групповой портрет, созданный Репиным, стал ценнейшим историческим памятником своего времени. Публика получила возможность в течение нескольких дней увидеть и оценить "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Квадратный зал, где стояло взятое в раму полотно - одно из самых больших в русской живописи, стал местом паломничества. О картине писали и говорили как о выдающемся явлении художественной и общественной жизни. Эта картина стала последним великим произведением необычайно плодовитого художника, самоотверженная преданность которого искусству привела к неизлечимой болезни: перетруженная рука стала сохнуть. Наступил упадок жизненных и творческих сил, последний период славной биографии, отмеченный лишь редкими удачами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий