Новости советский тыл

Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу. "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Учебное пособие по истории СССР для студентов вузов, обучающихся по специальности История С.А. Байбаков, Н.А. Кирсанов. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1].

Как ковали Великую Победу в глубоком советском тылу

Когда немецкие дивизии рвались к Сталинграду, заводчане работали, перевыполняя новые, уже повышенные обязательства. На завод поступил приказ командировать в соединения штурмовой авиации бригады механиков и работников эксплуатационно-ремонтного отдела. Они трудились рядом с линией фронта. Основной задачей 1943-44 годов был переход на выпуск только форсированных моторов. Сергей Ильюшин, создавая модернизированный штурмовик Ил-10, рассчитывал на новый микулинский АМ-42. Его создание шло сверхвысокими темпами. Все понимали, что война движется к концу, и новый самолет должен успеть попасть на фронт, чтобы поддержать наступление наших войск. И вот мотор передали для испытаний в воздухе.

За 1944 год таких выпустили более 500, плюс 10 330 моторов АМ-38Ф. Война закончилась, и многие эвакуированные фрунзенцы остались в Куйбышеве. Они создали на волжской земле мощное предприятие, которое сейчас работает и на авиацию, и на космос. Эти люди задали нам, потомкам, высокую планку трудовых достижений. Тыл — фронту 22 июля 1941 года было принято решение об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода. Оборудование начали привозить в наш город 8 сентября. Доставляли его по железной дороге и по Волге на баржах.

На новом месте производство развернули на территории Линдовского городка. Срок изготовления первой партии подшипников был назначен на 20 ноября. Она составила почти 10 000 штук. Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод Челябинска из Куйбышева были отправлены первые 3000 подшипников для танков Т-34. В декабре 1941-го собрали уже 62 000 изделий, а к концу 1942-го полностью обеспечивали оборонные предприятия страны не только танковыми, но и авиационными подшипниками. Всего за военные годы на заводе, который стал называться 4 ГПЗ, было выпущено около 50 млн единиц продукции. В марте 1942 года был собран первый танковый подшипник на куйбышевском заводе 9 ГПЗ.

А всего за годы войны здесь изготовили 2 млн подшипников для Т-34. Это обеспечило комплектование 30 тысяч танков ежегодно. Завод также выпустил 630 тысяч авиационных и 260 тысяч автомобильных подшипников. Плюс к этому 70 тысяч минометов, 5 млн артиллерийских снарядов, 500 тысяч гильз для снарядов, 2,5 млн гранат, 45 тысяч тонн литья для мин. На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве вслед за военными расчетами и техникой в колоннах шли и посланцы завода имени Масленникова — предприятия, которое было построено в Самаре в 1911 году как трубочный завод для выпуска взрывателей к артиллерийским снарядам. В июне 1941-го его перевели на казарменное положение. После выпуска в 1920-е и 1930-е годы гражданской продукции в цехах вновь вернулись к военной номенклатуре.

На станках, где еще недавно обрабатывали детали для доильных аппаратов и часов, начали точить мины, изготавливать взрыватели для снарядов и авиабомб и освоили выпуск снарядов для знаменитых «катюш». В нашей области тогда создавался мощнейший куст боеприпасных промплощадок. И немалую их часть — на заводе имени Масленникова. Что касается снарядов для «катюш», их выпуск наш завод освоил первым. В начале 1932 года в Самаре развернулось строительство карбюраторно-арматурного завода. Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были свои комплектующие, а не купленные за рубежом за валюту. К куйбышевской производственной базе присоединили эвакуированных специалистов и станки Ленинградского карбюраторного завода и Московского завода автотракторного электрооборудования.

В декабре 1941 года в Куйбышеве на территории бывшего Центрального механического завода был образован Мехзавод Наркомата авиационной промышленности на базе профильных эвакуированных предприятий — подольского, ижорского, таганрогского и сталинградского. Здесь началось производство бронекорпусов для самолетов.

В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию Наливко В. Фото автора.

Труженики советского тыла в годы войны кратко о них будет рассказано далее работали на нужды страны, не дожидаясь, пока будет возведена крыша над головой. Так ли важен был ленд-лиз? В 1941-1942 годах важную роль сыграла помощь США.

Поставки техники, медицинских препаратов и продовольствия по ленд-лизу не имели решающего значения, но определенным образом помогли советскому тылу в годы войны. Краткая справка: ленд-лиз — государственная программа поставки Соединенными Штатами своим союзникам техники, боеприпасов, сырья, медикаментов и других стратегических товаров. Героизм тружеников тыла Все достижения экономики в военные годы опирались на самоотверженный труд советских людей. Женщины и подростки работали в тяжелых условиях, проявляли необычайные стойкость и упорство, не жалели сил и здоровья. Советские люди массово записывались в ополчение, сдавали кровь, жертвовали деньги и материальные ценности на нужды оборонной промышленности. Девушки, не достигшие совершеннолетия, скрывали свой возраст, чтобы пойти медсестрами на фронт. Все для фронта, все для победы над врагом! В те годы это был не просто лозунг, придуманный властью, а настоящий закон жизни для большинства рабочих и служащих. Советский тыл в годы Отечественной войны представлен был в основном женщинами и подростками, которые становились к станку вместо мужчин, а в 1943 году широко развернулось движение молодежи за выполнение и перевыполнение плана.

Социальная и национальная политика Мобилизацию подлежали миллионы советских граждан, а в тылу развернулось масштабное обучение военному и медицинскому делу. Все предприятия были переведены на военное положение. Установлен одиннадцатичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя, отпуска отменялись, а сверхурочные работы стали обязательными. В годы войны продолжались аресты и репрессии. Солдаты и офицеры, попавшие в плен, объявлялись изменниками, а их семьи лишались гос.

И советский народ проявил небывалый энтузиазм и патриотизм. Люди работали по 12-20 часов в сутки, иногда неделями не выходили с заводов.

Страна превратилась в один боевой и трудовой лагерь, подчиненный единственной цели — победе. Впоследствии, чтобы отметить этот самоотверженный труд, было учреждено почетное звание «Труженик тыла». Вокруг этого призыва объединились люди самых различных взглядов и привычек, военные и сугубо штатские, мужчины и женщины, без различия возраста и происхождения. Во имя высшей патриотической цели - защиты своего Отечества поднялись народы всего нашего многонационального государства, многократно умножив своим единым духовным порывом материальную силу и мощь оружия», - отмечал в своих мемуарах «Воспоминания и размышления» Георгий Жуков. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие.

Советский тыл в Великой Отечественной войне

Медицинское обеспечение осуществляли: в армии — доктор при высших генералах, в дивизиях — доктор и штаб-лекарь, в полках — лекарь , в роте — цирюльник фельдшер. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба. В Первую мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, стали функционировать фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие приём железнодорожного транспорта из тыла страны, а также корпусные выгрузочные станции. С окончанием Гражданской войны Центральное управление снабжения реформируется в Управление снабжения, которое вскоре было ликвидировано. Службы продовольственного и вещевого снабжения были объединены в одном Военно-хозяйственном управлении. То же самое произошло с другими службами снабжения и обслуживания. Кроме того, все они были подчинены непосредственно наркому обороны. Термин «тыл» как система всестороннего обеспечения войск сил был исключён из обихода. В 1935 году вместо Военно-хозяйственного управления создаются управления продовольственного, вещевого и обозно-хозяйственного снабжения, также подчинённые наркому обороны. Управление материально-техническим, медицинским и другими видами обеспечения сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Начальники штабов фронта , армии и дивизии имели штатных заместителей по тылу, в полку — помощника по тылу.

В 1939 году учреждается Управление начальника снабжения Красной армии.

Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей.

Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути.

Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «...

В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным.

И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г.

Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е. Григорьев, начальник службы движения А.

Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд.

Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И. Раковский, А.

Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой.

По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно! На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз. По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства. Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы.

Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля. Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения! В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11. Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В. Мельников, механик Г.

Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины. Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск. А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18.

За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза. Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению. Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры.

Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли. Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г. В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным! В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование. Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест.

И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они. В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30. ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве. Их представители практически не покидали области, где была наибольшая концентрация белорусского населения. Они приезжали с проверками, различными поручениями, контролируя жизнь и условия своего населения. За годы эвакуации в Куйбышевской области побывало с такой инспекцией 17 уполномоченных, в Татарстане — 15, в Саратовской области — 13… Бывший бригадир тракторной бригады совхоза «Путь к социализму» Гомельского района, впоследствии депутат Верховного Совета БССР М. Мормукова, работавшая в годы войны в Пензенской области, вспоминала: «…Паек выделили скудный — 8 кг хлеба на месяц, 2 куска мыла, соль, спички — и живи как знаешь, ни топлива, ни одежды, ни жилья.

Мы, белорусские девчата, трактористки, выехали, в чем стояли — много ли возьмешь с собой в эвакуацию? Работали круглые сутки, часто спали прямо за рулем… И вдруг узнаем, что приехал уполномоченный от нашего белорусского правительства, товарищ Приставка.

Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет. Здесь правильно коллега сказал — 10 лет. И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа.

Разные оценки. И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно. И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу. Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите! Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были. Конечно, были. Дмитрий Лысков: Они существовали?

Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия. И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой. Уже в сентябре началась блокада Ленинграда. Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года. Ей — 27, отцу — 33.

Вот правильно вы сказали — полгода. Вот удержались, потому что были на грани. Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было. Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал. Евгений Спицын: Никакого мирного договора там, конечно, не было бы. Булат Нигматулин: Весь промышленный потенциал, да. Дмитрий Лысков: 70 миллионов населения оказалось на оккупированных территориях. Булат Нигматулин: 70 миллионов населения.

А если бы дальше шли поражения, то потеряли бы и все свои столицы. И конечно, потеря российской цивилизации, своей цивилизации. Дмитрий Лысков: Задача была — выстоять эти полгода. Алексей Ханютин: Никаких планов разработанных и всеобъемлющих по эвакуации, конечно, не было. В архивах есть… Ну, например, конкретно я могу привести коротенький очень документ. Вскоре после первомайского парада 41-го года московские власти решили создать комиссию по эвакуации на случай войны и вывезти примерно миллион москвичей за пределы Москвы. Немедленно последовала верховная очень жесткая реакция, цитирую: "Предложение о частичной эвакуации населения Москвы в военное время считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить". Михаил Мухин: Товарищ Сталин. Алексей Ханютин: Да.

Обращаю внимание, дата — 3 июня 1941 года, 19 дней до начала войны. Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, я слышал о эвакуаплане 37-го года, 39-го года. По-моему, больше таких эвакуапланов действительно не составлялось. Михаил Мухин: Этот вопрос достаточно хорошо был рассмотрен, если не изменяет память, еще в 90-е годы. Мобилизационное планирование в СССР как таковое прекратилось в 1933 году. Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года". При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения.

В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит? Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение. Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли.

Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали. И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение. И всего пять человек, и огромная власть у этих людей. И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела. Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано. Это, кстати, пример сегодняшнему управлению.

Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью. Среди них были воспоминания именно о первых днях войны, о первых распоряжениях об эвакуации? Как она проходила? Как люди принимали вообще? Ведь считали, что будем воевать малой кровью на чужой территории. Как люди воспринимали в западных регионах распоряжение эвакуировать свои предприятия на восток? Алексей Ханютин: В западных регионах воспринимать времени не было. Вот пришел на завод, сказали: "Завтра выезжаем. Или даже сегодня выезжаем.

Берем с собой 20 килограммов вещей". То есть люди хватали, ехали и действительно думали, что едут на несколько месяцев, на полгода. Один говорит: "Я правый ботинок взял, а левый тут оставил". Взяли с собой все, что грязное, в чем на завод ходили, а чистое оставили здесь — в Москве, в Питере. Евгений Спицын: Да не было такого хаоса в эвакуации! Не надо обобщать. Был сначала действительно создан Совет по эвакуации. Затем, после создания ГКО Государственного комитета обороны 30-го числа, 30 июня, этот совет 3 июля был переподчинен Государственному комитету обороны. Его председателем действительно стал Шверник, с двумя замами, первыми замами, зампред руководителя советского правительства, это Косыгин и Первухин. А потом, в октябре, был создан еще один комитет — уже Комитет по эвакуации, который возглавил Анастас Иванович Микоян, зампред Совета народных комиссар и член Политбюро ЦК.

И он саккумулировал вот эти структуры, которые потом полностью отвечали за эвакуацию промышленности. У нас очень часто забывают вот о чем, когда говорят о партийных комитетах: реальной эвакуацией на восток занимались не партийные комитеты, а управления внутренних дел НКВД СССР на местах под руководством Лаврентия Павлович Берии. Михаил Мухин: Вы знаете, мне бы хотелось обратить внимание на два момента… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, паника, наверное, все-таки была вначале? А когда удалось установить порядок? Михаил Мухин: Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие понимали, в каких условиях это проводилось. Я приведу, но я хорошо понимаю, что это, как говорил Ленин, "игра фактов". Можно приводить и такие факты, и такие факты. Ну, вот такой наглядный пример… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, мы как раз собрались, чтобы разобраться. И факты, я думаю, здесь абсолютно не лишние. Так совпало, что хронологически начало эвакуации совпало с прорывом в западные предместья города авангарда группы армий "Юг".

То есть с первого дня эвакуации производственная площадка оказалась в зоне досягаемости не только артиллерийского, но и минометного огня неприятеля. Поэтому часть рабочих с кувалдами наперевес, извините, демонтировали станки и волокли их на вокзал, а другая часть рабочих расхватала винтовки и побежала в предместье останавливать немецких мотоциклистов. И в этой ситуации я не удивлюсь, что они там забыли не только левый сапог, но там много чего можно было забыть. А вообще, когда мы говорим… Понимаете, здесь очень трудно сказать "да" или сказать "нет". Здесь было и то, и другое. Если мы скажем, что управление без системы партийных органов было бы потеряно — это правда, оно было бы потеряно, потому что партийная система являлась главной системой управления Советским Союзом. Он был так устроен. Все вопросы решались не в исполкоме, а в обкоме. Но в то же время, когда мы говорим, что у нас была гениальная система управления, надо учитывать, что она работала очень по-разному. Я приведу конкретный факт.

В материалах Куйбышевского обкома партии до 19 июля вообще не встречается слово "война". Поэтому 19 июля ЦК ВКП б издает специальное постановление, в котором он говорит, что отдельные, скажем так, обкомы до сих пор не осознали, что страна находится в состоянии войны, что над страной нависла угроза, поэтому ведут себя как-то, скажем так, неправильно. То есть этот вопрос решался на уровне ЦК. Скажем так, руководил ли процессом эвакуации и вообще управлением советской промышленностью аппарат партийного управления? Да, руководил. Работал ли он, как часы? Нет, не работал. Это был очень сложный, очень непростой процесс. Но в целом, подводя итог, надо сказать, что, в общем-то, результат был скорее положительный. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, вот чтобы было понятно.

Мы сейчас слышали, как эвакуировался запорожский завод: действительно, часть рабочих с винтовками отбивается, а часть кувалдами разбирает станки. Но ведь, понимаете, многие… Булат Нигматулин: Даже фильм был на основе этих материалов. Евгений Спицын: Да, Матвеев снял фильм "Особо важное задание". Булат Нигматулин: "Особо важное задание", Матвеев. Там генерал-майор. Был главный инженер, а потом директор этого завода. Дмитрий Лысков: Может быть, вы попробуете дать представление и мне, и нашим зрителям, что это с точки зрения технической? Как это? Вот есть завод, к которому подведены все коммуникации, в котором налажено производство.

К таковым можно отнести членов молодежной бригады Василия Гусева, делавших коробки передач для грозных боевых машин - танков "Т-34". Бригада Гусева не раз завоёвывала первенство в областном соревновании фронтовых комсомольско-молодёжных бригад, она стала лидером соревнования среди 9600 молодёжных бригад Наркомата танковой промышленности. За годы войны бригада Василия Гусева внесла 52 рационализаторских предложения, направленных на увеличение выпуска деталей и повышение их качества, в результате чего производительность труда в бригаде увеличилась в восемь раз. На заводе по производству артиллерийский орудий, где главным конструктором был Василий Гаврилович Грабин - генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, Герой Социалистического труда, - с первого дня войны велась борьба за высокую производительность труда и увеличение производственных мощностей. Эта инициатива вылилась в замечательное движение двухсотенников - стахановцев военной поры. Движение двухсотенников было ценно тем, что повышало не только личную выработку рабочего, но и всего завода и в результате выпуск орудий постепенно увеличивался. Заменяя ушедших на фронт, по-ударному работали труженики воронежского тыла. Воронежские промышленные предприятия стали быстро перестраиваться на производство военной продукции. С июля 1941 года её начал выпускать старейший воронежский завод имени Ф. Он же по заданию Государственного Комитета Обороны отремонтировал шесть бронепоездов. Взамен ушедших на фронт рабочих на завод возвратилось более 200 пенсионеров, поступили вновь 500 подростков, более 300 женщин, и завод продолжал работать с полной нагрузкой. На машиностроительном заводе имени В. Ленина цеха также переоборудовались для выпуска продукции для фронта. Со сборочных участков 1-го механического цеха на "Завод имени Коминтерна" потоком пошла важная составная часть реактивных установок - "стреляющий механизм". Завод "Электросигнал" через два дня после общезаводского митинга начал производство военной продукции, организовав для этого специальный цех. Благодаря героическому труду советских людей удалось резко увеличить производство техники и вооружения. Промышленность страны, ставшая на военные рельсы, сумела превзойти промышленность фашистской Германии. При большой помощи со стороны руководителей заводов, профсоюзных организаций ОРСы развернули огромную работу по созданию и развитию подсобных хозяйств, проведению децентрализованных заготовок, организации производства ширпотреба из местного сырья и т. Подсобные хозяйства, ОРСы и коллективы заводов проделали большую работу, чтобы освоить отведённые им земли. В Восточной Сибири подсобное хозяйство одного из заводов на 160 га земли выросло среди тайги за счет раскорчёвки леса и осушения болота. Ещё одно предприятие в горной местности подняло 195 га целины. Закладывались парники и теплицы, скоро они стали давать хороший урожай — около 2000 тонн ранней зелени и овощей. Почти 40 тысяч тонн картофеля и овощей в год собиралось с этих огородов. ОРСы организовали мастерские по пошиву одежды и обуви. Были мастерские, где изготавливались предметы домашнего обихода. Только за 1943-1944 годы ими было сделано 796 тысяч алюминиевых тарелок, почти 5 миллионов ложек, большое число кроватей, железных печек, стаканов, кружек, сотни тысяч других вещей. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали мужские специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны, и их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись Великой Отечественной войны.

Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную

Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом. Фотографии из репортажа РИА Новости 25.04.2024: Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. 4 мая 2023 года в Дальневосточной государственной академии физической культуры проходила работа круглого стола «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл. Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне". В СССР в 1943 году было произведено больше угля, стали, электроэнергии, военной продукции, чем в Германии. •.

Советский тыл в Великой Отечественной войне

С началом войны перед строителями встали труднейшие задачи, которые надо было решать в кратчайшие сроки. Им пришлось демонтировать оборудование предприятий и возводить новые корпуса на востоке страны, восстанавливать разрушенные и строить новые цеха и заводы. Чтобы успешно справиться с этим, необходимо было найти новые мобильные организационные формы в строительстве. И такие формы были найдены.

На базе трестов и других строительных организаций были созданы особые строительно-монтажные части ОСМЧ , на которые возлагалось выполнение срочных заданий по строительству предприятий и оборонительных сооружений, а также восстановление поврежденных в результате военных действий объектов. Всего было создано 100 крупных ОСМЧ, укомплектованных строителями и монтажниками, в общей сложности около 400 тысяч человек. В ходе работ ОСМЧ перемещались, объединялись, или, наоборот, распадались на отдельные подразделения.

Это позволяло осуществлять концентрацию строительства, быстро восстанавливать эвакуированные предприятия, строить новые, а по мере освобождения территории страны от фашистских захватчиков восстанавливать заводы, фабрики и жилье. В июле-августе 1941 года в разгар боев с немецко-фашистскими войсками на рубежах Днепра, Государственным комитетом обороны ГКО было принято решение об эвакуации заводов, расположенных в городе Запорожье. Гитлеровцы в это время мало бомбили промышленные предприятия Запорожья, вероятно, рассчитывая захватить оборудование запорожских заводов, особенно уникальный тонколистовой стан "Запорожстали", купленный в США и смонтированный незадолго до войны.

Чтобы скрыть работы по эвакуации, наши строители демонтировали внутрицеховое оборудование днём, а ночью, старательно маскируясь, грузили его на железнодорожные платформы и отправляли. Лишь когда начали демонтировать металлические конструкции зданий днём, фашисты поняли, что оборудования на "Запорожстали" уже нет. Начался сильнейший обстрел завода.

Практически в фронтовых условиях было демонтировано и вывезено около 320 тысяч тонн оборудования, металлоконструкций и других ценных грузов. Наряду с этим проводилась эвакуация работников завода, строителей, их семей. Это создало предпосылки для быстрейшего возрождения мощностей Запорожского завода на востоке страны.

В последних числах декабря 1941 года перед строителями была поставлена задача на базе эвакуированного из Подмосковья оборудования завода "Электросталь" построить на Урале, в Чебаркуле, крупное предприятие черной металлургии и ввести его в действие не позднее 15 марта 1942 года, то есть построить завод за 75 дней. В пусковой комплекс завода входили 7 основных производственных цехов, 11 вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, водовод с двумя насосными станциями и водозабором, воздухопроводы высокого и низкого давления, паропровод и другие инженерные сооружения и коммуникации. Конечно, по привычным меркам решить такую задачу за 75 дней невозможно.

Но жизнь показала, что даже в крайне сжатом графике строительства можно отыскать резервы и сделать то, что казалось невозможным. Многие строители трудились самоотверженно, перевыполняя нормы в 2-3 раза, что в конечном итоге обеспечило выполнение поставленной задачи в назначенные сроки. Советские строители показали примеры героического труда не только в районах глубокого тыла, но и непосредственно в прифронтовой зоне.

Одним из таких ярких примеров, вошедших в историю строительства, является сооружение подводного трубопровода протяженностью 30 км по дну Ладожского озера. По этой жизненно важной артерии в блокадный Ленинград поступало горючее. Решение о строительстве подводного трубопровода было принято ГКО весной 1942 года.

Проект его был подготовлен с участием представителей Наркомстроя, проектных и других заинтересованных организаций. Строительство трубопровода поручили ОСМЧ-104. Впервые в практике строительства подводных трубопроводов применяли сварку стыков прежде их соединяли муфтами , поэтому была привлечена большая группа высококвалифицированных сварщиков во главе с М.

Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.

Гродекова доклад «Наглядная агитация и пропаганда в годы Великой Отечественной войны. Гродекова доклад «Шкулин.

Маньчжурская операция: опыт каталога выставки» ; — Беленкина Наталья Юрьевна, студентка 1 курса Хабаровского государственного института культуры доклад «Архивная служба Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Женщины и подростки ведь большинство мужчин были мобилизованы обеспечивали воинов всем необходимым: боеприпасами, одеждой и обувью, продовольствием. Все народное хозяйство СССР было в короткое время переориентировано на нужды фронта. Советское общество в начале войны Вероломное нападение захватчиков на следующий день после того, как в школах прошли выпускные вечера, стало большим потрясением для советских людей. В первые месяцы войны народ еще верил в лозунги правительства в кратчайшие сроки устранить агрессора, но оккупированная территория все расширялась, а граждане понимали, что освобождение от фашистов зависит не только от действий власти, но и от них самих. По мере продвижения немецких захватчиков вглубь страны становились более наглядными, чем любая агитация, зверства, которые совершали нацисты на оккупированных территориях. Советский народ перед угрозой смертельной опасности быстро объединился в единую армию, которая всячески сражалась с фашистами не только на линии фронта, но и в тылу. Перевод экономики на военные рельсы В конце июня 1941 года правительство приняло первый военный план, который был попыткой переориентировать экономику на ведение войны.

Программа производства техники, если сравнивать с довоенным планом, была увеличена на четверть. В список ударных строек вошли предприятия химической и металлургической промышленности, электростанции и железные дороги, заводы, выпускающие военную продукцию. Важнейшие в экономическом плане районы страны на тот момент уже были захвачены врагом. В восточные районы, то есть в советский тыл, в годы Великой Отечественной войны в срочном порядке эвакуировались сотни промышленных предприятий. Уже к зиме 1941-го на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию перемещены были более 1500 предприятий и десять миллионов человек. На новом месте нередко разворачивали производства прямо под открытым небом. Труженики советского тыла в годы войны кратко о них будет рассказано далее работали на нужды страны, не дожидаясь, пока будет возведена крыша над головой. Так ли важен был ленд-лиз? В 1941-1942 годах важную роль сыграла помощь США.

Поставки техники, медицинских препаратов и продовольствия по ленд-лизу не имели решающего значения, но определенным образом помогли советскому тылу в годы войны.

Советский тыл в Великой Отечественной войне

Ханыков отличился в бою с 26 на 27 февраля 1944 года за село Золотая Балка Нововоронцовский район Херсонской области. Несмотря на сильный огонь противника, его расчёт уничтожил огнём своего орудия 4 ручных пулемёта, один крупнокалиберный зенитный пулемёт, а также подавил огонь трёх миномётов и двух 105-миллиметровых орудий. Противник трижды контратаковал, потеряв от огня И. Ханыкова 15 солдат.

На следующий день, 28 февраля 1944 года, части дивизии освобождали посёлок Ленинский Николаевской области по другим данным — село Великая Костромка Апостоловского района Днепропетровской области. Но наступлению советских стрелковых частей препятствовал огонь 75-миллиметрового орудия противника. Тогда И.

Ханыков выкатил орудие непосредственно в боевые порядки наступающей пехоты, завязав дуэль с немецким артиллерийским расчётом. Несмотря на ранение, заменил наводчика и, прицелившись, он точным орудийным выстрелом уничтожил орудие противника. После чего советская пехота перешла в наступление и выбила немецкие части из посёлка.

Королёва Михаил Чирков, советник председателя Самарской губернской думы Анна Зайцева, заместитель директора по научно-экспозиционной работе Самарского областного историко-краеведческого музея им. Алабина Ирина Крамарева. Они в кратчайшие сроки совершили невозможное: наладили производство в годы войны и довели его до уровня Германии, а после войны подняли экономику страны на небывалую высоту: создали атомную бомбу, ядерный щит, стали первыми в космосе", — отметил профессор Пётр Кабытов. Особой торжественности церемонии открытия фотовыставки придало выступление военно-патриотического хора "Поющая эскадрилья".

Парни и девушки в военной парадной форме исполнили песни: "Поклонимся великим тем годам", "Катюша", "Смуглянка", "День Победы". Справочно: "Освобождение. Путь к Победе" — это продолжение проекта 2023 года, реализованного в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив. Проект "Освобождение" собрал многомиллионную аудиторию и стал победителем национальных программ "Лучшие социальные проекты России" и "За верность науке".

Фото: Олеся Орина.

Также познакомились с биографией и документами Кузаковой Евдокии Александровны — исследователя фольклора и языка манси, кандидата филологических наук, краеведа, учителя, ветерана труда и труженицы тыла. Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности: электронных копий книжных и периодических изданий; архивных документов; кадров видеохроник и фотографий из фондов национальных библиотек; фильма в формате VR-360.

Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности: электронных копий книжных и периодических изданий; архивных документов; кадров видеохроник и фотографий из фондов национальных библиотек; фильма в формате VR-360.

Подвиг советского тыла

В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. Также судостроители ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Фото предоставлено Музеем «Городская Дума» В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Изготовлены катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий».

Подбили только 14 машин. Катера были маневренные и быстрые. Более 300 сотрудников предприятия удостоены наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Памятник торпедному катеру «Комсомолец».

Церемония открытия состоялась в Тюмени 22 октября 2018 года Памятник торпедному катеру «Комсомолец». Церемония открытия состоялась в Тюмени 22 октября 2018 года Тюменские корабелы построили четыре головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт. В открытом письме тюменцам Герой Советского Союза Борис Ущев писал: «От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе». На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и два эскадренных миноносца.

Через два месяца планерный завод приступил к выпуску планеров «А-7». Фото музея «Городская Дума» На планерах доставляли грузы партизанам в тыл врага, горючее для танков, десантников в районе Ржева и Вязьмы, под Ленинградом. Планеры «А-7» участвовали в форсировании Днепра и во многих других военных операциях. Макет«крылатого танка».

Сталина такие сроки явно не устроили. И он назначил уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозке войск под Курск Берию, а под Осташков Маленкова. На эту операцию Сталин отвел всего две недели. Берия не принял все точно просчитанные возражения Хрулева. В результате авантюра Берии завершилась полным провалом. В марте началась на дорогах распутица, а основная масса войск все еще находилась под Сталинградом. Но, несмотря на это, в марте он получил приказ вывезти войска Рокоссовского из-под Сталинграда в район Курска. Он же разгреб все заторы на железных дорогах. Огромную роль в этом сыграли ранее придуманные и созданные паровозные колонны. Вовремя 75 тыс. Они своевременно создали глубокоэшелонированную оборону. Не случайно писатель Владимир Карпов в своей книге задает вопрос, что если бы тыловики Хрулева не успели обеспечить это сосредоточение? Ответ нетрудно найти. По малочисленным советским войскам ударили бы изготовившиеся, полностью отмобилизованные немецкие дивизии, оснащенные новейшими танками. В этом случае наша страна вполне могла оказаться в положении 1941 г. Так что генерал Хрулев принял самое непосредственное участие в создании эффективной обороны на Курской дуге, где наши войска выиграли одну из величайших и решающих битв Второй мировой войны. БЕЗ НАГРАД А потом были другие бои и сражения, в которых тыловики всесторонне обеспечивали войска - поставляли миллионы тонн боеприпасов, возвращали в строй миллионы раненных, наводили переправы на большие и малые реки и при этом сами гибли от фашистских пуль и снарядов. Ну, а их начальник генерал армии Хрулев, это звание ему было присвоено в 1943 г. Для сравнения: Жуков там за всю войну побывал 127 раз, а Хрулев - 113 раз. И это не считая многочисленных телефонных разговоров и указаний с разносами. Однако у наших прославленных полководцев нет счета самых высших орденов, а у Хрулева лишь несколько. Два ордена Ленина и два ордена Суворова 1-й степени. Остальные за выслугу лет, или еще с Гражданской войны. Вполне справедливо восклицает писатель Владимир Карпов, что "жаден оказался Верховный по отношению к своему интенданту". А ведь наверняка без этого военачальника и мудрого государственного деятеля совсем бы другим оказался путь к победе над фашисткой Германией. Во время войны Сталин опирался на Хрулева, доверял ему, жаль, что не награждал по заслугам. Но отгремели сражения и мирной жизнью стали править совершенно другие законы. В 1947 г. Разве могли эти деятели забыть разносы, которые учинял им сам Сталин, после справедливых докладов Хрулева. Первый удар был нанесен Хрулеву в 1948 г. Среди бела дня в центральном здании военторга возле Кремля исчезла супруга генерала армии Эсфирь. Начальнику Тыла Вооруженных сил даже не сообщили за какие грехи ее осудили на 10 лет лагерей. Только в 1957 г. Только после кончины Хрулева ему действительно были в нашей стране возданы самые высшие почести. Как указывает писатель Владимир Карпов, по требования Анастаса Микояна генерал был захоронен не как ранее предполагалось - на Новодевичьем кладбище столицы, а на Красной площади у Кремлевской стены. На плечи генерала Хрулева легли во время Великой Отечественной войны величайшие трудности. И он их с честью решил. Наверное, не случайно генерал армии Исаков на вопрос "НВО" ответил, что считает Хрулева основателем Тыла наших Вооруженных сил, в том числе и современного. Правда, был период, когда в 1951-1956 гг. Но в 1956 г. Сегодня совершенствуется тыловая организация.

Издание будет интересно не только историкам, политологам и культурологам, но и широкой аудитории, сохраняющей память о войне 1941—1945 гг. Почитать об этом подробнее можно тут Ok Подписка на рассылку Раз в месяц будем присылать вам обзоры книг, промокоды и всякие-разные новости Подписаться Вы успешно подписались!

Главный политический лозунг партии - «Все для фронта, все для победы! Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Многие советские люди записывались в народное ополчение, сдавали свою кровь, участвовали в противовоздушной обороне, жертвовали деньги и драгоценности для фонда обороны. Большую помощь Красной Армии оказали миллионы женщин, направленных на рытье окопов, строительство противотанковых рвов и других оборонительных сооружений. В экономической политике правительства страны выделяются два периода. Первый: 22 июня 1941 г. Второй: 1943-1945 гг. С первых дней войны были предприняты чрезвычайные меры по переводу экономики на военные рельсы: разработан военно-хозяйственный план производства всех видов вооружения и боеприпасов в отличие от предшествующих лет - помесячный и поквартальный. Усилена жесткая система централизованного управления промышленностью, транспортом и сельским хозяйством; созданы специальные наркоматы по выпуску отдельных видов вооружений, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Совет по эвакуации. Развернулась широкая работа по эвакуации промышленных предприятий и людских ресурсов в восточные районы страны. В 1941-1942 гг. Этот процесс особенно интенсивно происходил летом - осенью 1941 г. Одновременно на местах была налажена работа по скорейшему пуску эвакуированных заводов. Начался массовый выпуск современных видов оружия самолетов, танков, артиллерии, автоматического стрелкового , конструкции которых были разработаны еще в предвоенные годы. В 1942 г. Огромные потери в начальном периоде войны понесло сельское хозяйство. Основные зерновые районы были заняты врагом. Посевные площади и поголовье крупного рогатого скота сократились в 2 раза. Поэтому ускорилась работа, начатая еще до войны, по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане и Средней Азии. К концу 1942 г. Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно ценны были транспортные поставки грузовых и легковых машин американского производства. Ленд-лиз - форма военной помощи США союзникам по антигитлеровской коалиции безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на несколько лет. Они предоставили нам помощь на 9,8 млрд.

Поделиться

  • Поставки от союзников
  • «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»
  • Ковали Победу
  • Перестройка экономики
  • Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986: vas_s_al — LiveJournal

Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»

Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу. Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл.

Советский тыл в годы войны

В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне". И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны. Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий