Великоморавская держава возникла в IX веке на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии. Великая Моравия (чеш. Velká Morava) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа. в. на территории их проживания было создано государство Великая Моравия (Великоморавская держава).
Что значит великоморавская держава
собирание русских земель и народов, заявил лидер "Справедливой. Богемское княжество), государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии. Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв. в. на территории их проживания было создано государство Великая Моравия (Великоморавская держава).
Великая Моравия - первая в истории держава славян
Еще одним племенем, которое сыграло важную роль в формировании великоморавской державы, были смоляне. Они населяли восточную часть территории и были знамениты своими мастерскими знаниями в области производства и использования смолы. Их экономика основывалась на разработке и продаже смолы, что позволило им стать одними из самых богатых племен в регионе. Формирование великоморавской державы было прежде всего результатом объединения этих коренных племен. Под руководством моравян, которые были признаны главным племенем, племена смолян и чехов согласились объединиться в единую государственную структуру. Это позволило создать сильное и организованное государство, которое смогло выступить в роли великой моравской державы.
Развитие державы и ее распад В этот период времени Великоморавская держава стала культурным и образовательным центром. Были созданы многочисленные храмы и монастыри, а также развито искусство и литература. Известно, что в то время были переведены на славянский язык многие религиозные тексты, что значительно способствовало распространению грамотности у населения. Этот фактор сыграл важную роль в сформироване национальной идентичности великоморавского народа.
Король Франкии думал, что Ростислав станет верным вассалом и будет представлять его интересы в Моравии. Итак, в 846 году Людовик II Немецкий поставил нашего героя на трон Моравии с расчетом на то, что он будет сговорчивее и покорнее Моймира, да и вообще будет благодарен Людовику за данный надел и титул.
Если бы в Средневековье существовал ластик "for really big mistakes", король Восточной Франкии, несомненно, воспользовался бы им. Потому что хрен он угадал. Реконструкция внешнего вида Ростислава В самой Восточной Франкии было все не так стабильно. Для каждого Каролинга идеей фикс было прирезать своих многочисленных августейших родственничков и завладеть территорией той самой Франкии, которую мы потеряли Карла Великого. Людовик II был занят именно этим. Собственные вассалы его мало волновали.
Князь Ростислав на даче вассальной клятвы, фреска костела в Брно, 846 год А Ростислав тем самым времени зря не терял. Пока его сюзерен косплеил "Игру Престолов", князь Моравии усиленно развивал свой надел. Было построено много крепостей на границе с Баварией, собрана боеспоспособная армия, способная оказать достойное сопротивление франкам. К тому, же Ростислав с помощью династических браков заключил союз с Болгарией и Византией. Дабы совсем покачать понты перед Людовиком, князь стал принимать у себя при дворе его противников, в том числе его сыновей: Карломана и Людовика. В 850 году Ростислав сказал Людовику, что Моравия теперь будет независимой и обойдется без франкского покровительства.
А заодно выгнал на мороз баварских миссионеров. Тут наш горе-интриган, наконец, понял, какую ошибку понял, ведь "верный вассал" и "марионетка" постепенно сделал Моравию не только политически, но и духовно независимой. Замок Девин, построенный Ростиславом, наши дни В 855 был организован поход на непокорных славян. Франки осадили крепость Девин, одну из построенных Ростиславом. Гарнизон крепости оказал упорное сопротивление, а затем туда подошла моравская армия, которая застала осаждающих врасплох. Франские цивилизаторы потерпели сокрушительное поражение, а Ростислав со своей армией еще года два разорял немецкие города.
Моравия отстояла свою независимость. Попутно Ростислав еще немного расширил территорию государства. Новые территории он получил от своего союзника, Карломана, сына Людовика. После военных и политических успехов Ростислав принялся развивать культуру в государстве. Необходимо было обучать своих, моравских епископов. Еще и для того, чтобы быть полностью независимым от баварского духовенства.
Ростислав отправил письмо Папе Римскому, чтобы в были присланы епископы, которые вели бы проповедь на славянском языке. Однако глава католической церкви, Папа Николай I был союзником Людовика. У него были сильные боли от усиления Ростислава, посему дважды отказывал князю в просьбе и пытался засылать в Моравию баварских епископов, когда понял, что страна постепенно выходит из сферы влияния. Пока со стороны Рима доносились жалобные крики о том, что князь еретик, в Моравии начали проповедовать священники из Греции и Валахии. Ростислав написал письмо императору Византии Михаилу III: "Мы хотим веру христианскую как следует познать, вот только немчура нам нахрен не вперлась. Поэтому пришли нам, пожалуйста, священников, дабы веру на нашем родном языке обьяснили и грамоте нас научили, а то франки совсем оборзели".
Так началась культурная миссия братьев Кирилла и Мефодия. Кирилл имел блестящее богословское образование, так как учился вместе с сыном императора. Он был хранителем библиотеки храма святой Софии, был приближенным патриарха и имел доступ ко двору императрицы Феодоры которая восстановила иконопоклонничество в Византии. Мефодий же был военачальником в Славинии, оттого хорошо знал славянский язык. Еще до миссии в Моравии братья разработали славянскую азбуку та азбука ныне называется глаголицей, кириллица появилась немного позднее Это событие стало одним из важнейших в истории славянской культуры и письменности.
Правление преемника Моймира Ростислава 846—870 было временем усиления В. Ростислав вёл активную борьбу против немецкой агрессии, заключил союз с Византией 862. В 863 по просьбе Ростислава в В.
Они создали независимую от германского епископата славянскую церковь 869 или 870 , которая способствовала укреплению политической самостоятельности В. В правление Святополка 870—894 , когда к В. По мере укрепления феодального землевладения к концу 9 в. После смерти Святополка В.
В конце 9 века Великоморавская держава столкнулась с политическими и религиозными конфликтами с Венгрией, Восточной Франкией и Византией, которые привели к её разделению и падению. Однако, наследие монархии Великоморавии привнесло важные культурные и религиозные изменения в Европу, включая славянскую письменность и христианство. Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава оказала значительное влияние на Европу в свое время, как политически, так и культурно.
Политическое влияние Великоморавской державы простиралось на значительное количество земель в Средней Европе. Великоморавская держава являлась сильным политическим центром региона и играла важную роль в политической стабильности и развитии Европы. Культурное влияние Великоморавской державы было непрерывным и длительным. В это время развитие и распространение христианства на территории Европы было связано с активностью Великоморавской державы. Она была первым государством в Средней Европе, которое приняло христианство и стало его значимым центром. Это способствовало дальнейшему распространению этой религии в Европе. Великоморавская держава была центром образования и культуры.
ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)
Возникновение дискуссии о Великой Моравии объяснялось, прежде всего, неразработанностью данного вопроса в марксистской историографии и крайней бедностью фактических данных. Отрывочные сведения об этой державе, представленные главным образом в немецких источниках, позволяли осветить с известной полнотой лишь события внешнеполитического характера. Известно, что Великоморавская держава возникла в начале второй четверти IX в. С момента своего возникновения еще при первом князе Моймире молодая держава стала испытывать давление со стороны германских феодалов, усмотревших в ней серьезное препятствие на путях их южной и восточной завоевательной политики.
На 858 г.
Вскоре между Ростиславом и Карломаном установились союзнические отношения. Воспользовавшись внутренними затруднениями Людовика, Ростислав поспешил расправиться с Прибиной. В 861 г. Прибина был убит, и Блатенское княжество перешло к его сыну Коцелу, попавшему впоследствии в зависимость от Ростислава.
Между тем Людовику Немецкому удалось справиться с усобицей в королевстве — Карломан вынужден был прекратить сопротивление. Началась подготовка к новому выступлению немецких феодалов против Великой Моравии. В стране поспешно возводились укрепления. Было достигнуто соглашение с чешскими и сербо- лужицкими княжествами, присоединившимися к Великой Моравии.
Дипломатическим усилиям Людовика Немецкого, заключившего союз с Болгарией, князь Ростислав противопоставил свою, не менее продуманную политику. Понимая, что болгаро-немецкий союз направлен против Великой Моравии, он заключил соглашение с Византией, бывшей в то время противницей Болгарии. С этой целью в 862 г. Оно имело целью не только установить с Византией союзнические отношения, но и скрепить эти отношения путем переговоров о распространении в Великой Моравии христианства по византийскому образцу.
Способствуя распространению в своем государстве христианства, Ростислав укреплял феодальный строй, давал в руки феодалов мощное идеологическое оружие для воздействия на порабощаемое крестьянство, пребывавшее в своей массе в язычестве. Распространение христианства и успех миссии Кирилла и Мефодия являются ярким свидетельством того, что процесс феодализации великоморавского общества к середине IX в. От имени Ростислава посольство заявило в Византии: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке». Византийские дипломаты охотно согласились с предложением князя Ростислава, видя в нем средство расширения своего политического влияния в Центральной Европе.
Особенно заинтересован был в успехе мораво-византийских переговоров константинопольский патриарх. В это время не произошло еще отделение западной католической христианской церкви от восточной православной , но отношения между римскими [54] папами и константинопольскими патриархами были очень напряженными. В Моравию были направлены миссионеры, братья Кирилл Константин и Мефодий, просветительская деятельность которых сыграла большую роль в истории средневековой культуры славянских народов. К IX веку социально-экономическое развитие славянских народов достигло такого уровня, при котором необходимо должна была появиться письменность.
По-видимому, дело обстояло так, что письменность самостоятельно возникла в нескольких центрах славянского мира. Возникшая у славянских народов в силу внутренних потребностей классового общества письменность была первоначально многоалфавитной. В наиболее развитых экономически и культурно областях славяне стали применять для записей буквы латинского и греческого алфавитов. С именами Кирилла и Мефодия связаны такие важные факты, как упорядочение славянского алфавита и начало письменности на старославянском языке.
Создателем славянского алфавита был Кирилл Константин. По единодушному признанию ученых, составление этого алфавита является непревзойденным образцом в истории новых европейских алфавитов. Составитель его был, бесспорно, прекрасным и тонким знатоком фонетического строя старославянского языка. Известно, что Кирилл и Мефодий были уроженцами города Солуни, который в то время был по преимуществу славянским городом.
Славянская речь безраздельно господствовала в нем. Население города говорило на солунском славянском диалекте. Этот знакомый Кириллу и Мефодию с детства диалект и лег в основу их переводов с греческого некоторых богослужебных текстов. Широкая переводческая деятельность братьев началась еще до Моравской миссии.
Братья успешно продолжали ее в Моравии и Паннонии. Язык их переводов — старославянский язык — не был языком местного значения. Это не был ни болгарский, ни македонский язык. Старославянский язык был литературным языком, общим в то время почти для всех славян.
По мере распространения среди славянских народов он быстро обогащался словарным фондом и формами других славянских диалектов, все более отходя от своей солу некой основы. Этот процесс начался еще при Кирилле и Мефодии и их ближайших учениках. Старославянский язык сыграл большую роль не только в культурном развитии Великой Моравии. Громадное значение имел он для развития древне- болгарской, а затем и древнерусской письменности и культуры.
Весьма важные результаты мораво-византийские переговоры имели и в области политики. Уже в 863 г. Византия вела войну с болгарским князем Борисом, союзником короля Людовика. Братья Кирилл и Мефодий прибыли ко двору Ростислава в 863 г.
О первом из братьев, Кирилле, известно, что он был выдающимся ученым своего времени и талантливым дипломатом. Вопросы организации церкви лежали, по-видимому, на втором брате — Мефодии, отличавшемся громадной трудоспособностью, силой воли и качествами прекрасного организатора. В стремлении организовать независимую от германского епископата моравскую церковь князь Ростислав, Кирилл и Мефодий сталкивались с упорным сопротивлением немецко-католического духовенства, значительно укрепившего к этому времени свои позиции на территории Великой Моравии. Зальцбургский и пассауский епископы считали территорию Великой Моравии в церковном отношении подчиненной себе.
Успех религиозной политики князя Ростислава зависел от позиции папского Рима.
Столицей В. Кирилл ок.
С 1918 по 1992 включительно составная часть Чехословакии; до 1918 в течение почти девяти столетий … Энциклопедия Кольера Словакия — Словацкая Республика, гос во на В. Название от этнонима слав, народа словаки. Географические названия мира: Топонимический словарь.
Мужские погребения содержали мечи, дорогие пояса и позолоченные шпоры, женские - серебряные и золотые украшения, детские - также различные драгоценности; в погребениях мальчиков иногда имелись дорогие пояса и шпоры. Раскопки в "предградье", начатые Й. Поуликом в 1958 г. Здесь вскрыт значительный участок городской застройки, включающий остатки нескольких десятков небольших деревянных домов срубной конструкции, с глинобитными полами и печами.
Дома образуют улицу; они близко расположены один к другому и не имеют хозяйственных пристроек, характерных для жилищ населения, занимающегося сельским хозяйством. Обитатели домов были не земледельцами, а, прежде всего ремесленниками. На городище обнаружены следы разнообразных ремесел: кузнечного, ювелирного, бондарного, гончарного, ткацкого. В другом месте в "предградья" открыты фундаменты церкви и обширного кладбища.
В отличие от всех предыдущих, эта церковь оказалась в плане не прямоугольной, а круглой, то есть ротондой. По предварительным данным, ротонда в Микульчицах отнюдь не являлась единственным каменным храмом на территории "предградья". Имеется еще 2 - 3 места с руинами каменных построек, скорее всего церквей, ожидающих исследования. В действительности их было, вероятно, еще больше.
Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с. Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет. Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города.
Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й. Поулик полагает, что город у с. Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с.
Микульчицы представляет собой первоклассный археологический памятник еще и потому, что, кроме основного великоморавского слоя, там имеется более древний культурный слой, относящийся к VII - VIII векам. В то время город, обладавший меньшими стр. Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения.
Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки. В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала.
В середине I тысячелетия н. Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе. Таким образом, на основании археологических данных можно считать установленным, что великоморавские города и их культура возникли отнюдь не на пустом месте и не внезапно, а развивались постепенно, в течение не менее одного-двух столетий. Они явились результатом исторического развития местного славянского общества, порывающего с патриархально-родовым строем и вступающего в классовое общество.
Следует отметить при этом, что таким характерным элементам материальной культуры, какими являются жилища и украшения одежды как из слоев VII - VIII вв. Это относится, в частности, к украшениям одежды и другим бытовым деталям, принадлежащим великоморавской знати. Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г.
Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным. Скорее всего, оно позднего происхождения. Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века.
Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование.
Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города. Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в.
Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров. Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г.
Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г. Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам.
Что значит Великоморавская держава?
Замок Девин, построенный Ростиславом, наши дни В 855 был организован поход на непокорных славян. Франки осадили крепость Девин, одну из построенных Ростиславом. Гарнизон крепости оказал упорное сопротивление, а затем туда подошла моравская армия, которая застала осаждающих врасплох. Франские цивилизаторы потерпели сокрушительное поражение, а Ростислав со своей армией еще года два разорял немецкие города. Моравия отстояла свою независимость. Попутно Ростислав еще немного расширил территорию государства. Новые территории он получил от своего союзника, Карломана, сына Людовика.
После военных и политических успехов Ростислав принялся развивать культуру в государстве. Необходимо было обучать своих, моравских епископов. Еще и для того, чтобы быть полностью независимым от баварского духовенства. Ростислав отправил письмо Папе Римскому, чтобы в были присланы епископы, которые вели бы проповедь на славянском языке. Однако глава католической церкви, Папа Николай I был союзником Людовика. У него были сильные боли от усиления Ростислава, посему дважды отказывал князю в просьбе и пытался засылать в Моравию баварских епископов, когда понял, что страна постепенно выходит из сферы влияния.
Пока со стороны Рима доносились жалобные крики о том, что князь еретик, в Моравии начали проповедовать священники из Греции и Валахии. Ростислав написал письмо императору Византии Михаилу III: "Мы хотим веру христианскую как следует познать, вот только немчура нам нахрен не вперлась. Поэтому пришли нам, пожалуйста, священников, дабы веру на нашем родном языке обьяснили и грамоте нас научили, а то франки совсем оборзели". Так началась культурная миссия братьев Кирилла и Мефодия. Кирилл имел блестящее богословское образование, так как учился вместе с сыном императора. Он был хранителем библиотеки храма святой Софии, был приближенным патриарха и имел доступ ко двору императрицы Феодоры которая восстановила иконопоклонничество в Византии.
Мефодий же был военачальником в Славинии, оттого хорошо знал славянский язык. Еще до миссии в Моравии братья разработали славянскую азбуку та азбука ныне называется глаголицей, кириллица появилась немного позднее Это событие стало одним из важнейших в истории славянской культуры и письменности. Их вы знаете Братья пробыли в Моравии три года, в течении которых переводили на славянский язык Евангелие и жития святых, вели миссионерскую деятельность, обучали славян грамоте и покровительствовали строительству церквей, коих было возведено множество. Миссия братьев имела неоценимый вклад в развитие не только моравской, но и общеславянской культуры. Римское духовенство осудило миссию, так как считало богослужение на славянском языке "варварством". Их вызвали на суд в Рим.
В 869 году было создано моравское архиепископство. Людовик не мог спокойно смотреть на усиление и духовное развитие бывшего вассала. В 864 году начался новый поход, в результате которого Моравии снова был навязан сюзеренитет. Однако через год Ростислав пофиксил это баг и нанес франкам очередное поражение. А потом еще одно. И еще.
Мы смеялись над Людовиком Немецким, который поставил на трон Моравии оказавшегося непокорным Ростислава. А сам князь совершил точно такую же ошибку. В 867 году, когда начался сценарий Crusader Kings, Ростислав подарил Нитранское княжество своему племяннику Святополку. Как благодарный Святополк отблагодарил своего дядю? Заключением союза с Франкией. Такую подлянку от любимого родственника Ростислав не ожидал.
Что будет на пост-Украине? Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи? Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России.
Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов. Эта теория отстаивается теми русинами, которые считают, что они произошли от древнерусской нации. Второй, самой часто оспариваемой, версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировались. В поддержку версии присутствует факт включения части будущей Западной Украины в состав средневекового Венгерского королевства. Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Согласитесь, что вера до недавнего времени значила больше, чем кровь или язык, поэтому я уверен, что эта группа венгров явно происходит от мадьяризированных славян. Главным оспариваемым моментом русофобами всех мастей в истории и древних, и современных русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими. Даже свой родной язык они считают русским. Христианство у русинов появилось ещё во время Великоморавского государства. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов. Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси. Русинская униатская грекокатолическая церковь является самоуправляемой. Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами униатства. Украинские писатели Леся Украинка и Иван Франко, запечатленные в названиях улиц и площадей городов СССР и даже на почтовых марках, не только не скрывали, что они русины, но и гордились этим… Судя по дневниковым записям, Иван Франко обижался, когда его называли украинцем: «Меня сегодня кровно образили оскорбили, — польск. Историк Андрей Марчуков считает, что исчезновение слова «русин» из обихода на Украине объяснимо: «Больше сотни лет воинствующее украинство вело борьбу против русскости и русинства. Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней. С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров. Австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация». Местные «украинцы» ориентировались на Вену и даже намеревались содействовать присоединению к Австро-Венгрии исконно малороссийских земель России». Русинский историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»: «… По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями». Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия… В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками». Русины ждали русскую армию в 1914 году.
Моравские войска обнаружили, что Брно фактически освободили сами местные партизаны, организовав масштабное восстание и прогнав венгров из города. Но и возвращаться обратно в Моравию они не желали. В Брно и окрестностях была провозглашена Южно-Моравская Социалистическая Республика, но вскоре войска Королевства упразднили её, вернув город под свой контроль. Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа. Большинство организаторов восстания в Брно было помиловано, а часть из тех, кто не боролся против моравских войск, была представлена к наградам.
Великоморавская держава.
Здесь развивались литература, стенопись и архитектура. Великоморавская держава притягивала ученых и монахов из разных регионов, которые вносили свой вклад в развитие культуры и научного знания. Политически, великоморавская держава имела сильное централизованное правительство и хорошо организованную армию. Во время своего расцвета, государство смогло установить мирные отношения с соседними государствами и поддерживать стабильность в своих границах.
Были заключены союзы и договоры о взаимодействии с другими государствами, что только укрепило позицию Великоморавии на международной арене. Однако расцвет великоморавской державы был недолгим. Внутренние противоречия, недостаток правительственного регулирования и внешнее воздействие со стороны соседних государств привели к постепенному упадку и, в конечном итоге, к распаду империи.
Но его историческое значение никогда не будет преуменьшено, и века спустя о великоморавской державе будут помнить как о светлом периоде в истории чехов, моравян и словаков. Видео:Почему распалась Австро-Венгрия? Скачать Причины распада великоморавской державы Распад великоморавской державы произошел в IX веке, и на его исторический облик повлияло множество причин.
Внутренние противоречия играли существенную роль в этом процессе. Одной из основных причин была территориальная и этническая фрагментация, которая привела к сложности управления и поддержания внутреннего единства. Существовали различные племенные и этнические группы, каждая со своей историей и интересами, что делало сложным установление общих правил и внедрение единой системы управления.
Племенные столкновения и соперничество между этническими группами приводили к постоянным конфликтам, что ослабляло центральную власть и вызывало недовольство внутри державы. Внешние воздействия также имели важное значение для распада великоморавской державы. В это время в регионе происходили активные политические и военные события, включая вторжение Венгеров и набирающую силу Германию.
Эти внешние факторы создавали новые вызовы и угрозы для великоморавской державы, а также разжигали межэтнические конфликты и оседлость. Другой причиной распада великоморавской державы был своеобразный экономический кризис, вызванный недостатком природных ресурсов и сложностями в сфере торговли.
Тому самому, с которым Ростислав дружил и боролся против Людовика. Карломанн сказал князю: "дружба дружбой, а служба - службой" и Ростислав был заключен в тюрьму, где через несколько месяцев умер. Князем Моравии стал Святополк. Правление Ростислава заложила прочный фундамент для политического развития и независимости Моравии, на который затем опирался будущий князь Святополк.
Было построено множество крепостей, и церквей, от которых, в большинстве своем, остались только руины. Также деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии, приглашенных Ростиславом и покровительство князя миссионерству имела огроиное влияние на дальнейшее развитие славянской культуры. О заслугах Ростислава помнят до сих пор. В 1994 году православная церковь Чехии и Словакии причислила Ростислава за миссионерскую деятельность к лику святых. Икона с князем Ростиславом Деятельность Святополка напоминала искуснейшую катку в Crusader Kings на айронмене. Сначала он отрекся от собственного брата, потом выжил от его убийц, и в итоге, после смерти Ростислава в баварскому плену, Святополк получил восточную Моравию.
Западную часть страны король Франкии отдал западным маркграфам, Вильгельму и Энгельшалку. Дальше начался такой расколбас, от которого Джордж Р. Мартин ощутил собственное ничтожество. Такого король вытерпеть не смог и бросил моравского князя в темницу к Мефодию. Однако затем на западе Моравии, которой правили немчужные маркграфы, началось восстание, которое возглавил отпрыск Моймировичей Славомир. Франкский король освободил из плена Святополка, задарил его подарками и наказал в составе франкской армии карать Славомира во имя Империи.
Святополк как по нотам разыграл многоходовчку. Он убедил Славомира признать над собой сюзеренитет, обьединил под своей властью страну и, командуя обьединенными войсками, нанес франкам сокрушительное поражение. После победы моравской армии, по легенде, во дворце короля Франкии случился сильнейший пожар. Так Святополк стал легитимным королем единой Моравии. Посмотрите на своего франка и снова на меня. Да, я на коне Людовик II пожаловался своим корешам из Лотарингии и Западной Франкии, что его обижает какой-то славянин.
В 871 и 872 году на земли Моравии было предпринято два похода обьединенных франских сил, однако оба были провалены. В 874 году Святополк понял, что франки могут собрать в разы превосходящую армию, а в Татрах косплеить 300 спартанцев не получится. И в 874 году заключается Форххаймский мир, по которому Святополк таки дает вассальную клятву франкскому королю. Ни в коем случае. Это дает не только передышку в борьбе с врагом, но и карт-бланш на расширение собственной территории. Чем, собсна, Святополк и начал заниматься с удвоенной энергией.
В 874 году были присоединены земли на Висле, в 882 Закарпатье, Силезия и Паннония, отнятая у болгар и Каринтийского герцогства; в 890 владения князей Премысловичей в Богемии и Лужица. Таким образом, территория Моравии увеличилась двоекратно. До и после Святополка Святополк проводил активную церковную политику. Было воссоздано моравское архиепископство под управлением Мефодия, основывались первые в стране монастыри. Кроме того, Моравия стало леном римского папы, что сделало легитимным статус королевства. Даже осуществлялось богослужение на моравском языке, однако затем римский маразматик посчитал это варварством и такая привилегия в Моравии была отменена.
Святополк умер в 894 году. На смертном одре он подозвал своих сыновей, Моймира, Светимира и Предслава и сказал им "не ссорьтесь, в общем, иначе жопа" Князь Святополк и сыновья: старший Моймир вовсе был дурак, средний Светимир вовсе был дурак, младший Предслав вовсе был дурак Святополк оставил сыновьям крупную, экономически процветающую страну, которая могла стать серьезным игроком на восточноевропейской арене. Но гребаный равный раздел все испортил.
Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г. Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным. Скорее всего, оно позднего происхождения.
Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века. Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование. Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города.
Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в. Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров. Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г. Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам.
Моравия IX в. Облик великоморавских городов, обрисованных на основании археологических данных, служит, несомненно, веским аргументом в пользу того, что Великая Моравия была государством с довольно развитыми классовыми отношениями. Но ведь главной чертой феодализма являются не города определенного характера, а наличие феодальной земельной собственности и определенные формы зависимости крестьян-земледельцев от собственника-феодала. Большим достижением чехословацкой археологии является то, что она сумела пролить некоторый свет и на эту сторону исследования, обрисовав облик не только великокняжеского города, но и некоторые черты великоморавской деревни. Как известно, наличие княжеской дружины - главной опоры раннефеодальной государственной организации - всегда было связано с формированием ленной системы. Но на основании приведенных выше археологических данных, а именно богатых "дружинных" погребений на великоморавских кладбищах, говорить о ленной системе, конечно, еще нельзя. Имеются, однако, другие, более существенные факты, свидетельствующие о ленной системе и помогающие значительно конкретизировать социальный состав великоморавской знати. Интересные данные об этом получены В.
Грубым - исследователем Старого Места. Не ограничившись раскопками в городе, он произвел широкие исследования в его окрестностях. При этом были обнаружены следы нескольких десятков небольших сельских поселений великоморавского времени и, что особенно интересно, два населенных пункта, которые правильнее всего рассматривать в качестве феодальных поместий. Таким образом, великоморавскому времени были свойственны три типа поселений: город, деревня и помещичья усадьба, что характерно для феодализма. В 3 - 4 км от Старого Места, на возвышенном урочище Дорфле, не имеющем следов какого-либо укрепления, были обнаружены остатки поселения великоморавского времени, а также руины церкви, окруженной кладбищем. Церковь отличалась своеобразным планом: она была как бы трехнефной, абсида у нее имела прямоугольную форму стр. Внутри церкви обнаружено несколько богатых захоронений в больших гробницах, принадлежавших взрослым и детям. Самая большая каменная гробница занимала центральное положение в отдельном помещении с абсидой.
Несомненно, что это помещение являлось усыпальницей какого-то знатного светского лица. Второе погребение в усыпальнице, как бы соподчиненное первому, принадлежало, вероятно, близкому родственнику умершего. Маленькое прямоугольное помещение между усыпальницей и церковью являлось второй усыпальницей, содержащей одно захоронение. Возможно, что усыпальницей являлась также часть притвора, ограниченная абсидой. Вокруг церкви и в основной части ее притвора обнаружено более 200 могил, в большинстве случаев "рядовых", не содержащих никакого имущества. Усыпальницы светской знати при церкви, расположенной в сельской местности, могли принадлежать лишь местным властителям. Никакого другого объяснения этот факт получить не может. Мы имеем, следовательно, хотя и косвенное, но, во всяком случае, весьма убедительное доказательство существования в Великой Моравии землевладельческих поместий, что, в свою очередь, позволяет выдвинуть предположение о существовании ленной системы.
Раскопки в Дорфле, произведенные В. Грубым в 1959 - 1960 гг. Правда, весьма возможно, что церковь в Модре принадлежала монастырю, который был известен здесь по данным более позднего времени. Но это не меняет существа дела. Судя по обилию храмов, церковная организация в Великоморавском государстве являлась большой силой. Как и в соседних, с Моравией странах, она уже владела в то время, несомненно, большими землями, на которых работали зависимые крестьяне. Следы земледельческих поселений великоморавского времени известны не только в окрестностях Старого Места, но и во многих других областях Моравии. Моравская земля была не только страной городов; прежде всего это была густонаселенная страна с весьма высокой для своего времени земледельческой культурой.
Земля обрабатывалась плугом с асимметричным железным лемехом; населению были известны виноградарство и садоводство. В заключение остановимся еще на одном вопросе - на гибели Великоморавского государства.
Всего в нескольких километрах — Работино. Самая горячая точка. И там съемочная группа Первого канала.
Как уберечься от кассетных боеприпасов — подсказывают бойцы.
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии - Всемирный Русский Народный Собор | Политическая организация Великоморавской державы Великоморавская держава, возникшая в IX веке на территории современной Чехии, Словакии и Моравии. |
Что значит Великоморавская держава? | Великоморавская держава была одной из первых славянских государств и имела большое влияние на формирование национальной идентичности этих народов. |
В каком году распалась великоморавская держава исторический обзор и последствия (7 видео) | Предпосылками возникновения Великоморавской державы явились усиливавшийся процесс феодализации и необходимость обороны от германской экспансии. |
Великоморавская Держава | 532. Издано: (1971). Читать онлайн. Адрес библиотеки с ближайшим печатным изданием |
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы
Что значит великоморавская держава | Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа. |
История славянских земель Порусья. Государство Великая Моравия. | Великоморавская держава — (Великоморавское, Богемское княжество), государство западных славян в IX X вв. на юге Моравии. |
Социальные сети
Великоморавская держава процветала под руководством князя Ростислава, который смог объединить различные славянские племена под своим владычеством. Быстрая гибель Великоморавского государства и утверждение немецкого и римо-католического влияния на родине святого князя на долгие столетия отсрочили прославление его святых трудов. Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв. «Великая Моравия (или Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае.
ВЕЛИКОМОРА́ВСКАЯ ДЕРЖА́ВА
Крупнейшие ядерные державы, пусть и опосредованно, но уже фактически воюют на ее территории. Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв. Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии. Великоморавская держава прекратила своё существование в 902-908 годах в результате сокрушительных набегов венгров. Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Ростиславе, который правил с 846 по 870 годы. Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Святоплуке, который активно развивал культуру и дипломатические связи со соседними государствами.
Силы России продвинулись у Вербового и Работино
Великоморавская держава. Поделиться статьей В первой половине IX в. В это время славянам приходилось отстаивать свою независимость в борьбе с Восточно-Франкским Германским государством. Моравский князь Моймир 818—846 объединил под своей властью большую территорию от Влтавы на северо-западе до Дравы на юге. Он подчинил Нитранское княжество и изгнал правившего там князя Прибину. Лишенная власти славянская племенная знать подняла восстание против Моймира.
Этим воспользовался король Людовик, который в 846 г. В правление Ростислава территория Великоморавского государства была расширена, оно достигло значительного внешнеполитического могущества. Ростислав освободился от зависимости Восточно-Франкского государства и энергично противостоял немецкому проникновению. В поисках союзников он обратился к Византии, с которой хотел установить церковно-политический союз. По просьбе Ростислава в 863 г.
Их стараниями в Великоморавском государстве было введено богослужение на славянском языке. Кирилл создал алфавит, который заменил существовавшие ранее знаки примитивной славянской письменности. Были переведены на славянский язык богослужебные книги. Тем самым Кирилл и Мефодий сыграли большую роль в развитии славянской письменности и образования. Создание славянской церкви укрепило политическую самостоятельность Великоморавского государства.
В 870 г.
Сейчас на данный момент он контролируется нашими подразделениями», — подчеркнул Пушилин в эфире программы «Соловьев Live». По словам Пушилина, важные позиции в операции занимали в том числе чеченские подразделения.
После первых неудач контрнаступления противник перегруппировался и активизировался, отмечают эксперты Официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков 20 июня на брифинге заявил, что бойцы Российской армии за сутки успешно отразили 10 атак украинских боевиков в районе населенных пунктов Марьинки , Красногоровки и Авдеевки в ДНР, а также еще четыре на южнодонецком и запорожском направлениях.
Однако, Славомир признал Святополка I законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк I перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено.
В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии. И, как гласит «Житие Мефодия»: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань.
Замирение с немцами позволило Святополку I заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил Блатенское княжество, земли в верхнем течении Висоы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам.
Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Святополк I разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. Святополк I умер в 894 году.
Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. Возможно, что у Святополка I был ещё один сын — Предслав.
Венгерское нашествие и упадок Великой Моравии Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским, восстал против своего старшего брата. Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от неё стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация.
Моймир II сумел консолидировать силы. В 898 году он попросил римского папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии. Баварцы, недовольные этим требованием, послали в Великую Моравию войска.
Моймир II разбил их и, более того, сумел изловить бунтующего брата. Впрочем, баварцы выручили Святополка II и забрали с собой. Новая опасность возникла, когда пришли венгры мадьяры.
В 896 году они расселились на малонаселённых землях Великой Моравии вдоль верхнего и среднего течения Тисы, а в 900—901 годах стали переходить Дунай и селиться на правой его стороне. Когда в 901 году венгры стали совершать набеги на земли Восточно-франкского королевства, германская знать заключила мир с Великой Моравией, а Моймир II помирился с братом, который вернулся на родину. Этот мирный договор также положил конец войне между Великой Моравией и франкским вассалом Богемией, шедшей с 895 года.
В период с 902 по 906 годы Моймир II несколько раз отбивал нападки венгров иногда с помощью баварских войск. Найденные в гнёздовских курганах луннические височные кольца «нитранского типа» свидетельствуют о знакомстве гнёздовских мастеров с великоморавской ювелирной традицией. Находки в Гнёздове колец с гроздевидной подвеской, лучевых височных колеца рубеж IX—X вв.
Великоморавские предгородские агломерации-эмпории — Микульчице, Старе Место близ Угерске-Градиште, Поганско под Бржеславом, процветавшие на обслуживании Империи каролингов в IX—X веках, практически мгновенно исчезли после изменения экономической ситуации, вызванного вторжением венгров в Х веке, хотя сами они и не были затронуты боевыми действиями. Культура Великой Моравии развивалась под сильным влиянием Византии. После того, как папа Римский признал за славянским языком статус литургического и разрешил чтение Евангелие по-славянски во время богослужения, стала активно развиваться литература на этом языке, сначала переводы проповедей, затем и оригинальные сочинения, например, «Проглас» святого Кирилла.
Земледельческая техника славян обеспечивала жизнь и некоторый рост населения. Славяне выращивали пшеницу и просо, а также рожь, горох, чечевицу, коноплю, овощи, собирали дикорастущие плоды. Они разводили в основном рогатый скот, знали обработку дерева, глины, кости и рога, элементарное текстильное производство. Довольно высокого уровня достигла обработка металла. Славяне жили, в основном, в селениях деревенского типа, но по мере истощения почвы, что происходило через 15—20 лет, перемещались на другие участки [11]. В это время славяне переживали период перехода от родовой организации к военной демократии. Основой ячейки общества являлась община, состоявшая из нескольких семей и насчитывающая 50—60 человек [11]. Археологические исследования показали, что в Моравии жило 6 племён, что подтверждается и письменными источниками.
Одно племя жило в Ганацкой области с центром там, где теперь находится Оломоуц. Крупное сосредоточение племён находилось в области Павловских гор с главным центром при слиянии рек Срватки и Дыи , в тех местах, где находится старославянский могильник у Дольни-Вестонице и городище Страхотин [cs]. По течению верхней Дыи находился центр одного из племён в Градиште над Зноймом [cs]. Во второй половине столетия они заняли римскую провинцию Паннонию , откуда начали нападения на франков, Византию и славян, с которых брали дань — определённые суммы денег за сохранение мира. Также авары вынуждали славян принимать участие в своих походах. В 623—624 годах славяне восстали. В восстании принял участие франкский купец из Сенонской области Само. Единственный источник об этих событиях — хроника Фредегара , датируемая приблизительно 660 годом — повествует о поражении авар и избрании Само вождём славян.
В 631 году начался конфликт между Само и франкским королём Дагобертом I. Славяне нанесли поражение франкам и их союзникам лангобардам и алеманнам , вторглись во франкские владения и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Дервана [14]. Государство Само располагалось частично на территории Чехии и лужицких сербов. Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии [14]. После разгрома Аварского каганата на Средний Дунай стали возвращаться бежавшие оттуда ранее славяне и, судя по археологическим материалам Моравии и Словакии, Нижней Австрии и округа Балатон, бассейнов Дравы и Савы, стали основным населением Среднедунайского региона [15]. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи.
Округа с центром в Микульчицах стала княжеским центром. Большое значение также приобрела Нитра в Словакии. Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель. В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. Согласно данным археологии, в VII—IX веках высокого уровня достигло земледелие славян, что обеспечивалось и развитием ремесла столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и других , которое к тому времени вышло на высокий уровень. Во время раскопок археологами были обнаружены 24 печи для выплавки стали.
В градах развивались кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого также строились жилища. Получили распространение бондарное и гончарное производство.