Второй кризис в Тайваньском проливе, также называемый кризисом в Тайваньском проливе 1958 года, был конфликтом между Китайской Народной Республикой (КНР) и Китайской Республикой (КНР). Кризис в Тайваньском проливе поставил в первый ряд потенциальных конфликтов 2023 года Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations, CFR) в своем докладе от 4 января, опубликованном на сайте организации. Все прошлые кризисы в Тайваньском проливе (1954–1955, 1958 и 1995–1996 годов) были достаточно затяжными – от трех до более чем восьми месяцев. Как и многие его коллеги, он особенно обеспокоен влиянием, которое СВО России в Украине оказывает на отношения между двумя сторонами Тайваньского пролива, поскольку Запад как никогда намерен оказывать дипломатическую и военную поддержку Тайваню.
ЧЕТВЁРТЫЙ КРИЗИС В ТАЙВАНЬСКОМ ПРОЛИВЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
Выдержав паузу после прилета на Тайвань Пелоси, США снова направили в Тайваньский пролив два ракетных крейсера. Оценки вероятности, сроков и сценариев военных действий в Тайваньском проливе в случае перехода конфликта в горячую фазу звучат в СМИ регулярно. Вооруженные силы Тайваня зафиксировали за сутки приближение к острову 22 летальных аппаратов и 4 кораблей Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Второй кризис Тайваньского пролива - Second Taiwan Strait Crisis
Эти же сценарии привели сначала к разделу, а потом к войнам в Корее, Вьетнаме, кризисам в Тайваньском проливе и не только. Блинкен отвечает, что США «привержены принципу одного Китая и считают важной стабильность в Тайваньском проливе», а также они «призывают Китай использовать свое влияние на международной арене, чтобы предотвратить эскалацию на Ближнем Востоке». Второй кризис тайваньского пролива — конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп, Кинмен (кит. 金门, Jīnmén, Цзиньмень; англ. Обычно американское присутствие в Тайваньском проливе ограничивается одним крейсером с необходимым сопровождением. «Тайвань и Китай могут сосуществовать как братья и процветать вместе через Тайваньский пролив», — заявил 23 апреля вице-президент Тайваня Лай Цинде, который будет представлять ДПП на президентских выборах 2024 года.
Пекин обвинил США в подготовке нового кризиса в Тайваньском проливе
При этом попытки перейти полностью на комплектование вооруженных сил по контракту также оказались неудачными. Несмотря на демонстрируемое социологическими опросами быстрое укрепление тайваньской идентичности и нарастание сепаратистских настроений, тайваньское общество не демонстрирует готовности идти на серьезные жертвы и лишения для того, чтобы обеспечить оборону острова. Израиль, имеющий примерно в два с половиной раза меньшее население, чем Тайвань, тратит на оборону 22 млрд долл. В результате у некоторых экспертов возникают вопросы о готовности Тайваня к сопротивлению КНР в принципе [12]. Вместе с тем, несмотря на проблемы тайваньских вооруженных сил, нет никаких оснований ожидать реализации на острове «крымского сценария». Тайвань по-прежнему обладает мощными и дееспособными специальными службами, ориентированными на борьбу с китайской агентурой. При общем падении качества тайваньской армии в последние десятилетия, тайваньские силы специальных операций сохранили относительно высокий потенциал и заметную численность. И, что особенно важно, на острове, в отличие от Крыма, отсутствуют сколько-нибудь массовые настроения в пользу «воссоединения родины».
Насколько можно понять, именно на раннем этапе конфликта должны вступить в бой и отвлечь на себя значительные силы противника крупные надводные корабли тайваньского флота и истребительная авиация ВВС, что ослабит удар по остальным компонентам тайваньских сил и даст время на рассредоточение. На последующих этапах операции важной роли для них, насколько можно понять, не предусматривается. Очевидно, что в более отдаленной перспективе важную роль в прибрежном сражении будут играть перспективные тайваньские дизель-электрические подводные лодки, строительство которых ведется сейчас при технической помощи США, — всего планируется построить восемь кораблей [13]. При этом ставится задача осуществить разгром противника в зоне в пределах 40 км от точки высадки [14]. Одновременно Тайвань стремится наращивать собственный потенциал неядерного стратегического сдерживания КНР. В настоящее время он представлен некоторым количеством крылатых ракет «Сюн Фэн-2E» HS-2E нескольких модификаций дальностью до 1200 км [15] , при этом постоянно ведутся работы над увеличением дальности крылатых ракет. Тайвань имел собственную программу создания баллистических ракет малой дальности в 1970—1980 гг.
Имеются лишь фрагментарные данные о возобновлении работ по данной тематике, их статус неясен. Попытки создания на острове ядерного оружия были прекращены под давлением США еще в 1970-е гг. Таким образом, в военно-технической политике Тайваня акцент сейчас делается на современных системах разведки, связи и управления, наземных системах ПВО, береговых противокорабельных ракетных комплексах и легких силах флота, дизель-электрических подводных лодках, минном оружии флота и сухопутных войск, современной ствольной и реактивной артиллерии включая высокоточные боеприпасы, средства разведки и управления , армейской авиации, противотанковых средствах. Наряду с активизацией собственных военно-технических программ и закупками вооружений в США, Тайвань пытается преодолеть накопившиеся за период с начала демократических реформ организационные проблемы в вооруженных силах, повысить уровень боевой подготовки, усовершенствовать систему комплектования и реорганизовать резервные компоненты вооруженных сил, создав силы территориальной обороны. С учетом географии Тайваня и специфики задач тайваньских вооруженных сил, при наличии политической воли Тайвань способен развернуть нежелательные для себя тенденции в военной сфере и поставить под вопрос возможность проведения китайской десантной операции. Несмотря на декларируемую готовность обороняться самостоятельно, тайваньским вооруженным силам требуется лишь продержаться считанные недели а возможно — даже дни , за которые США могут стянуть в регион необходимые силы и нанести по китайцам эффективный контрудар. Перспективы конфликта отличаются значительной неопределенностью, особенно если учесть, что НОАК не участвовала в сколько-либо масштабных боевых действиях с конца 1980-х гг.
Возможные даты принятия китайцами решения об атаке на Тайвань, вероятнее всего, будут связаны с выборами в муниципальные органы власти острова в конце 2022 г. По итогам этих событий китайцы могут прийти к выводу о полной утрате возможностей для «мирного воссоединения», что приведет к давлению на руководство КПК со стороны военных и политических кругов, заинтересованных в военном решении проблемы. Конфликт будет представлять собой, вероятно, самый опасный военно-политический кризис со времен Карибского 1962 г. Последствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества Поскольку вероятность конфликта будет оставаться крайне высокой, а ставки в нем велики, Китай будет склонен к активному расходованию средств на ускоренное перевооружение по направлениям, важным для тайваньской операции. Китайское военно-политическое руководство будет менее склонно прислушиваться к мнению отечественной промышленности, обещающей создать нужные системы вооружений и образцы техники «завтра». Подписанный в конце 2018 г. По некоторым из этих направлений например, системы ПВО, противорадиолокационные ракеты, авиационное высокоточное оружие Россия уже имеет длительный опыт сотрудничества с китайцами, которое могло бы быть расширено.
Вероятно, могли бы появиться новые направления в виде поставок в КНР современных боевых вертолетов, таких как Ка-52К, систем активной защиты бронетанковой техники и т. По направлениям, связанным с развитием амфибийных сил флота, Россия демонстрирует явное отставание от китайцев с точки зрения производственных возможностей и, отчасти, технологий.
Воздействие их сильных но обычный артиллерийские орудия принудили некоторых членов PLA полагать, что американские артиллеристы начали использовать ядерное оружие против них. Многочисленные MiGs были подстрелены Ударами сбоку, первые «убийства», которые будут выиграны ракетами класса воздух-воздух в бою. Красное китайское правительство объявило о значительном сокращении на уровнях бомбардировки 6 октября. Последствие Впоследствии, обе стороны продолжали бомбардировать друг друга раковинами, содержащими пропагандистские листовки через день недели. Кеннеди в том, что он не желающий передать использование ядерного оружия, если Китайская Народная Республика вторглась в националистические заставы.
Кризис в конечном итоге деэскалировался 2 декабря, когда США незаметно вывели свои дополнительные военно-морские силы из Тайваньского пролива, позволив ВМС Китайской Республики возобновить свои боевые и эскортные обязанности.
Хотя кризис считался результатом статус-кво, он привел государственного секретаря США Джона Фостера Даллеса к выводу, что нельзя допустить повторения такой ситуации. За этим конфликтом последовал еще один кризис в Тайваньском проливе только в 1995-1996 годах, но с 1958 года в регионе не происходило ни одного кризиса с участием США.
В августе Китай инициировал крупнейшие военные учения в районе Тайваня , и с тех пор напряженность в регионе только нарастает. В субботу Пентагон представил новый стратегический малозаметный бомбардировщик B-21 Raider в качестве одной из трех составляющих ядерной триады, включающей ядерные баллистические ракеты шахтного базирования и боеголовки, запускаемые с подводных лодок. Цель программы - ускорить подготовку к потенциальной войне с "китайской угрозой", которая уже давно не дает покоя Соединенным Штатам.
Тайваньский кризис - полная история конфликта с Китаем.
Далее, в силу исторических и геополитических причин у стран Восточной Азии есть те или иные разногласия с Китаем. Почувствовав себя "под угрозой", они вынуждены "звать к себе" американцев в надежде получить от них поддержку в деле урегулирования отношений с Китаем. В-третьих, лидеры восточноазиатских государств преимущественно получают американское образование, а значит, перенимают западные ценности. Четвертый фактор связан с экономическими рассуждениями глав указанных государств в отношении Китая.
В прошедшие несколько десятилетий большая часть восточноазиатских стран придерживалась курса "проведения двух политик одновременно": развивая отношения в области безопасности с Соединенными Штатами, одновременно они поощряли активизацию экономических контактов с Китаем. В связи с этим, будучи между Вашингтоном и Пекином, они отказывались выбирать стороны. Однако со времен Трампа США стали склоняться к экономическому национализму и торговому протекционизму, то есть их экономика политизировалась.
В подобной ситуации страны Восточной Азии стали вынуждены выбирать Соединенные Штаты и в экономическом плане. США равно "всезнание и всемогущество"? Но вот в чем суть проблемы: остаются ли Соединенные Штаты сегодня столь же "всезнающими и всемогущими", каковыми их представляет Восточная Азия?
Способны ли они удовлетворить требования стран региона? Хотя США тоже уже осознали, что далеки от тех "всезнания и всемогущества", которыми обладали в период после Второй мировой войны, в Восточной Азии они по-прежнему строят из себя "Бога". После окончания холодной войны, когда Соединенные Штаты стали однополярной гегемонией, они долгое время находились "в свободном полете".
Но как минимум начиная с Обамы американцы стали понимать, что в расширении "границ своей империи" они зашли слишком далеко и им следует сократить территории. На самом деле, в этом отношении верно суждение Трампа: у Соединенных Штатов нет возможностей — да и обязанностей — в неограниченных масштабах раздавать союзникам общественные блага, то есть защиту. Безапелляционный "отказ" Трампа оказал роковое влияние на государственную дипломатию, потому-то Байден с момента своего прихода и пытается восстановить и даже расширить политику альянсов.
Хотя и это только видимость — если приглядеться внимательнее, несложно заметить, что на реальном уровне американская стратегия сужается, то есть Вашингтон пытается ослабить свой стратегический фокус на Европе и Ближнем Востоке и сделать упор на Индо-Тихоокеанском регионе, — специально, чтобы реагировать на действия Пекина. Но это нелегкая, скорее даже невыполнимая миссия. После Второй мировой войны американские интересы закрепились в самых разных регионах.
На международном уровне США можно рассматривать как "легиста", который посредством глубокого вмешательства устранял "спонтанный порядок", что мог сформироваться в каком-либо государстве и распространиться "снизу вверх", а потом "сверху вниз" навязывал порядок, определенный самими Соединенными Штатами. Итак, сейчас Вашингтон хочет освободиться от этого всего. Сказать проще, чем сделать.
В момент, когда США сокращают вложения в некий регион или стратегическое внимание к нему, там вскоре может возникнуть вакуум власти или начаться конфликт. И украинский кризис, и израильско-палестинская война — отражения этого явления. Что касается Старого континента, трудности во внутреннем развитии ЕС, противоречия между странами-членами будь то в отношениях между крупными державами наподобие Франции или Германии или в связях между государствами Старой и Новой Европы , возрождение России и подъем Китая стали факторами, которые усилили потребность региона в Соединенных Штатах.
И когда американцы не смогли удовлетворить требования Европы, некоторые государства континента обернулись к Китаю. То же самое происходит на Ближнем Востоке, разве что там имеют место иные факторы. Таким образом, хотя США по-прежнему "собирают группировки" для противостояния Китаю, на самом деле их приверженность ослабляется даже на содержательном уровне.
Прежде всего, в недавнем совместном заявлении США, Японии и Филиппин на первое место поставлено укрепление экономического сотрудничества между тремя странами, а вопросы безопасности вынесены на второй план. Первый же пункт документа — о содействии инклюзивному экономическому росту и устойчивости экономики — в основном содержит формулировки программного типа, например, о поддержке сторонами Индо-Тихоокеанской экономической структуры IPEF, ИТЭС. Со второго по четвертый пункты документа говорится об американо-японских инвестициях в филиппинскую инфраструктуру, вложениях в филиппинское производство чипов и цепочку ценностей, а также инвестициях в переход к зеленой энергетике соответственно.
Суть этих трех разделов заключается в поддержке индустриализации Филиппин и превращения этого островного государства в важного торгово-промышленного партнера американцев в процессе его перехода к "зеленой" экономике под руководством США. Вопросы безопасности затрагиваются только в пятом пункте заявления. Во время своего выступления на саммите Байден подчеркнул, что союз между Вашингтоном и Манилой "тверд, как скала" и что любая атака на суда, самолеты и территории Филиппин приведет в действие подписанный двумя сторонами договор о взаимной обороне.
Хотя в заявлении в резкой форме выражалась тревога по поводу действий Пекина по защите своего суверенитета в Южно-Китайском море, а также говорилось о поддержке решения в рамках арбитражного дела 2016 года, формулировки не выходили за пределы и ранее использовавшихся Соединенными Штатами и их союзниками в отношении Поднебесной слов. Более того, в заявлении по итогам саммита не было и слова насчет фактической реализации трехстороннего военного альянса. В случае конфликта с Китаем Филиппины могут сослаться на договор о взаимной обороне и потребовать вмешательства со стороны США, но это никак не привлечет участие других военных сил.
В теории, при создании системы коллективной обороны Соединенных Штатов, Японии и Филиппин Вашингтону и Токио придется усовершенствовать свой договор о безопасности, чтобы распространить его действие на территории за пределами Страны восходящего солнца. Тогда нападение на Филиппины будет рассматриваться и как удар по американо-японскому альянсу. Но на прошедшем саммите не прозвучало никаких предложений о расширении сферы действия соглашения между США и Японией.
На встрече Токио пообещал передать Маниле пять катеров береговой охраны, но, за исключением этого, в совместном заявлении участников саммита не было ничего об увеличении или открытии трехстороннего союза. Отсюда следует, что саммит трех стран олицетворял скорее акцент на индо-тихоокеанской стратегии США, чем выход ее на новый уровень. Ни на самой встрече, ни в совместной заявлении почти не затрагивались реальные меры по модернизации трехстороннего альянса.
Даже экономическая помощь Филиппинам обговаривалась в ограниченных масштабах. Да, государства-участники подчеркнули поддержку ИТЭС, но значимость этой рамочной инициативы с самого начала была лимитированной. Привлекательность Соединенных Штатов в глазах их сторонников обуславливается открытостью американского рынка и инвестициями Вашингтона в союзников.
Корейская война разрушила все надежды американцев. В этих условиях чаша весов качнулась в сторону Тайваня. Новый лидер США президент Эйзенхауэр отдал приказ флоту впредь не защищать материковый Китай от нападок го-миньдановских войск. С 1950 года Тайвань в полной мере почувствовал дружескую поддержку Америки. Она заключалась в регулярной финансовой помощи в виде грантов и низкопроцентных кредитов. Заокеанские специалисты помогали проводить аграрную реформу, поставляли Тайваню вооружение. Следует подчеркнуть, что в тот период Тайвань получал помощи больше, чем любой другой союзник США. Забегая вперёд, можно сказать, что США и по сей день оказывают серьёзное, иногда определяющее влияние на развитие отношений между КНР и Тайванем.
Спор о суверенитете Тайваня приобрёл внешнеполитический масштаб, когда во внутрикитайское противостояние вмешались США. Тайваньский кризис 1954-1955 годов Американские власти стремились сохранить защитный барьер, мешающий распространению коммунизма в Юго-Восточной Азии. Дипломатические отношения стран осложнялись принципиальностью КНР. Правительство этой республики ввело понятие «принцип одного Китая». Это требование означало, что страна, которая готова установить дипломатические отношения с КНР, должна одновременно разорвать дипломатические отношения с Китайской Республикой на Тайване. В 1950-е гг. Первый тайваньский кризис был связан с только что окончившейся корейской войной. Военное давление со стороны Тайваня и подконтрольных ему островов у побережья КНР было болезненным для правительства Пекина.
После подписания перемирия в июле 1953 года части народно-освободительной армии Китая стали массово передислоцироваться с севера страны на юг. В такой накаленной обстановке правительство Тайваня незамедлительно отреагировало, отправив им навстречу свои войска. Пекин намеревался прощупать тайваньскую и американскую оборону. Уже 3 сентября Народно-освободительная армия Китая из артиллерийских орудий обстреляла острова Цзиньмэнь, а в ноябре — острова Дачэн, расположенные в 200 километрах от Шанхая. Обстрелы продолжались с разной интенсивностью несколько месяцев.
Пекинское правительство рассматривает Тайвань как неотъемлемую часть Китая, в то время как на Тайване сильны сепаратистские настроения. К середине 1990-х гг. С 1990 г.
Тайвань проводит «гибкую политику» в отношении КНР, исходя из того, что «содержательные отношения» сторон важнее официальных. Но тайваньская сторона стремится повысить свой престиж за рубежом и расширить сферу контактов. В 1995 г. Хотя американская сторона заранее уведомила КНР о своем намерении выдать визу Ли Дэнхуэю, власти КНР выступили с энергичным осуждением позиции госдепартамента. Инцидент В 1995—1996 гг. Основной целью этих военных демонстраций было оказание давления на действующего президента Ли Дэнхуэя, поддерживающего политическую дискуссию о независимости Тайваня, и выдвинувшего свою кандидатуру на следующий срок, и тайваньских избирателей в преддверии президентских выборов.
Поделиться: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
«Последние китайские предупреждения»: пять случаев, когда Пекин сдал назад
США стали главным зачинщиком нынешнего кризиса в Тайваньском проливе, Вашингтон должен незамедлительно исправить свои ошибки вместо провоцирования дальнейшей. После визита на Тайвань Нэнси Пелоси китайские власти сообщили, что теперь намерены регулярно проводить учения в Тайваньском проливе. На переднем плане фото — 155-миллиметровая полевая пушка М1 («Долговязый Том»), использовавшаяся в ходе Второго кризиса в Тайваньском проливе (военного конфликта между КНР и Тайванем) в 1958 году. США стали главным зачинщиком нынешнего кризиса в Тайваньском проливе, Вашингтон должен незамедлительно исправить свои ошибки вместо провоцирования дальнейшей.
Тайвань после Олимпиады
Вооруженные силы Тайваня зафиксировали за сутки приближение к острову 22 летальных аппаратов и 4 кораблей Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Во вторник на конференции The Wall Street Journal госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил, что кризис в Тайваньском проливе будет иметь "разрушительные" последствия для мировой экономики, которая и так находится в тяжелом положении. Второй кризис тайваньского пролива (Война пушек) — военный конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за д.