6 декабря 2023 г. в Научном архиве Академии художеств прошла научно-практическая конференция «Блокада Ленинграда. Профессорский и преподавательский состав, а также студенты Академии художеств Санкт-Петербурга написали открытое письмо на имя ректора Академии и директора Научно-исследовательского института при учебном заведении. Новосибирский художественный музей совместно с Российской академией художеств представляют персональную выставку произведений известного живописца, академика и первого вице-президента Российской академии художеств.
«Сегодня Академия наук становится главным интеллектуальным штабом по формированию исследований»
В свою очередь Владимир Шамахов выступил перед собравшимися с программной речью, в которой обозначил основные направления деятельности по активизации потенциала Петровской академии наук и искусств. В парадных залах Санкт-петербургской академии художеств имени Ильи Репина открылась выставка дипломных работ выпускников вуза. Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром I ещё в конце 1690-х годов. Состоится в 307 аудитории (2 этаж, факультет теории и истории искусств) Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина 23-24 апреля. Новосибирский художественный музей совместно с Российской академией художеств представляют персональную выставку произведений известного живописца, академика и первого вице-президента Российской академии художеств. 1724 — Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге [1724 — Проект Положения об учреждении Академии, 1726 — Указ о создании Академии].
Российской кузнице кадров в области изящных искусств — 264 года
Завтра, 25 апреля, в Российской академии художеств состоится церемония открытия выставки произведений заслуженного художника РФ и члена-корреспондента РАХ, кандидата исторических наук и профессора Лейлы Хасьяновой. В парадных залах Санкт-петербургской академии художеств имени Ильи Репина открылась выставка дипломных работ выпускников вуза. Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром I ещё в конце 1690-х годов. Выставка студенческих художественных работ открылась в Итальянском зале Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. "Санкт-Петербургская Академия современного искусства Бессмертных отмечает юбилей". 30-летию ее создания посвящена выставка, которая открылась в культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске. Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина.
Четыре академии наук собрались в Москве к 300-летию РАН
Она является преемницей традиций Академии художеств и наук, образованной на основании указа Петра I от 1724 года. В парадных залах Санкт-петербургской академии художеств имени Ильи Репина открылась выставка дипломных работ выпускников вуза. Она преемница Императорской академии художеств, обеспечившей великие достижения русского искусства XVIII–XX веков и создавшей свою художественную школу, которая дала образование классикам отечественного искусства. Академия художеств — все самые свежие новости по теме. Новосибирский государственный художественный музей совместно с Российской академией художеств представляют персональную выставку произведений известного живописца, академика и первого вице-президента Российской академии художеств. Авторы «реформы» Академии наук так и не были озвучены властью, поэтому я даю им обобщенное название – кукловоды.
Академия наук и курьёзных художеств, или день российской науки
Дмитрий Олегович рассказал участникам заседания об истории создания Российских академий наук и художеств, о наследии ВХУТЕМАСа, о роли Российской академии архитектуры и строительных наук, об известных членах РААСН – архитекторах. Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. При этом непосредственно Ломоносов занимался различными вопросами слушателей Академии художеств, существовавшей при Академии наук, в том числе он составил программу обучения будущих академистов. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Умер народный художник СССР Таир Салахов Умер народный художник России Михаил Переяславец. Главная» Новости» Выставки в академии художеств в санкт петербурге афиша. Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
Еще по теме:
- Студенты Академии художеств покажут красоту Чеченской республики
- Академия художеств: история создания, строительства, чему учили, известные выпускники.
- Владимир Шамахов избран президентом Петровской академии наук и искусств — РАНХиГС Санкт-Петербург
- Анна Микушева избрана в Американскую академию искусств и наук
Анна Микушева избрана в Американскую академию искусств и наук
Друзья, пополнение в наших сувенирных магазинах: детская раскраска «Музейная ботаника», которая знакомит с редкими образцами ботанической иллюстрации из собрания Музея Академии художеств. Актуальные новости образования и мероприятий в Интерколледже. "Санкт-Петербургская Академия современного искусства Бессмертных отмечает юбилей". 30-летию ее создания посвящена выставка, которая открылась в культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске. "Санкт-Петербургская Академия современного искусства Бессмертных отмечает юбилей". 30-летию ее создания посвящена выставка, которая открылась в культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске. Друзья, пополнение в наших сувенирных магазинах: детская раскраска «Музейная ботаника», которая знакомит с редкими образцами ботанической иллюстрации из собрания Музея Академии художеств. Императорская академия художеств сыграла важную роль в художественной жизни страны и обеспечила великие достижения русского искусства XYIII – XIX вв.
Анна Микушева избрана в Американскую академию искусств и наук
Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами».
Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений.
Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность.
Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников.
Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж.
Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой».
В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея.
В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С.
Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы.
По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А.
Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И.
Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В.
Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков. Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений.
Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры. В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. Марии Павловне с представлением следующего содержания: «...
Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А. Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале. Президент ИАХ вел.
Мария Павловна 1854-1920 в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств». Через два года Академии был передан участок земли, примыкавший к Михайловскому дворцу со стороны набережной Екатерининского канала. Проект здания разработал ректор архитектуры Академии художеств Л. Бенуа, но на его осуществление требовалась огромная сумма - более миллиона рублей. В феврале 1913 года петербургские и московские банкиры собрали миллион рублей для увековечения 300-летнего юбилея Дома Романовых.
Дарители просили Николая II «предначертать цель и назначение» этой суммы. И хотя императору предлагали использовать эти деньги по-разному, он отдал предпочтение предложению вел. Марии Павловны. Уже летом император и великая княгиня заложили первые кирпичи в основание будущей постройки. Здание было впоследствии передано Русскому музею, сохранив до сих пор свое название «корпус Бенуа».
Портрет художника И. ГРМ Великий художник академик И. Айвазовский 1817-1900 много сделал для родного города Феодосии. Трогательно звучат слова его духовного завещания: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу Феодосии, моему родному городу... Так, академик В.
Поленов 1844-1927 в своем имении устроил даже небольшой художественный музей, так как считал необходимым поднимать культуру сельских жителей. ГТГ 4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И. Репина"»[16] Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». Фото С.
Архив З. Церетели После октябрьских событий Совнарком декретом от 12 апреля 1918 года упразднил Императорскую Академию художеств. Ее деятельность, в том числе и по созданию художественных училищ и музеев, была приостановлена, академическое сообщество распущено, однако лишь немногие академики покинули Россию, закончив свою жизнь во Франции, Италии или Латвии. Среди тех, кто разделил свою судьбу с судьбой родины и кто продолжал плодотворно трудиться на пользу русского искусства, можно назвать известные имена. За творческие успехи ряд из них получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов или артистов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами.
Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше других заслуженных наград. Несмотря на упразднение Императорской Академии, моральные принципы, по которым жило до революции академическое сообщество, сохранялись в советское время. Так, академик живописи И. Куликов 18751941 , с 1930 года преподававший в художественной студии в городе Муроме, основал краеведческие музеи в Муроме и селе Павлово. Академик И.
Бродский 1883-1939 , известный художник, любимый ученик И. Репина, в 1939 году завещал устроить музей в своей квартире-мастерской, где он жил последние 15 лет - с 1924 по 1939 год. Бродский был страстным коллекционером. В его доме находились произведения И. Айвазовского, В.
Маковского, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, И. Левитана, В.
Серова, К.
Неоценим вклад Академии в организации первого государственного музея «Кунсткамера», а в настоящее время в ведении Академии наук 55 функционирующих музеев. Это исторические, литературные, мемориальные музеи. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и многих других.
Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. В марте 1917 года академики предложили новое название - Российская академия наук РАН, которое впоследствии было утверждено Временным правительством и вступило в силу в октябре 1917 года.
Это воплощенная молитва — здесь заключена большая область мирового искусства, которая называется русской живописью». Слова благодарности в адрес организаторов выставки высказал заместитель министра культуры Новосибирской области Владимир Деев. Он также пожелал «хороших и ярких впечатлений от погружения в произведения такого выдающегося мастера». Начальник управления культуры мэрии Новосибирска Ирина Соловьева отметила: «В последние годы стал очевиден новый тренд — возвращение очередей в Художественный музей.
Мы — настоящая культурная столица именно благодаря таким великим выставкам, как «Отсветы» Виктора Калинина». Академик, член президиума РАХ, народный художник РФ Константин Петров подчеркнул, что «планируется продолжиться совместные проекты Новосибирского художественного музея и Российской академии художеств» и поздравил гостей с открытием выставки.
Лаврентьев и А. Инновационная площадка художественно-промышленного образования XXI века в контексте цифровой трансформации Симакова Екатерина Михайловна. Сколтех, Сколково; Институт бизнеса и дизайна, Москва.
Цифровые технологии в междисциплинарной коллаборации научно-технологических и творческих вузов Жердев Евгений Васильевич, Лаврентьев Александр Николаевич. От базовых принципов аналогового дизайна — к цифровому дизайну Заева-Бурдонская Елена Анатольевна. Дизайн в диалоге объекта и предмета проектирования. Проблемы онлайн образования Орешкин Павел Владимирович. Вектор развития современного дизайна: от цифрового проекта до цифрового прототипирования Шафрай Екатерина Сергеевна.
Университет Ханнам, Даеджон, Южная Корея. Современные технологии для архитектурного проектирования в образовании: сочетание 3d моделирования и 3d печати для работы над проектом Шаталов Александр Анатольевич. Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, Ростов-на-Дону. Графический редактор Adobe Illustrator в аспекте преподавания дисциплины информационные компьютерные технологии на кафедре дизайна текстиля МГХПА им. Разработка концепта экзоскелета для лиц с ограниченными возможностями в рамках образовательного процесса студентов кафедры «дизайна и художественной обработки материалов» Рыбина Ирина Николаевна, Емельяненко Сергей Константинович.
Эволюционная диджитализация «рудимента» системы образования Удальцова Мария Борисовна. Скетчинг в цифровом мире: цифровая трансформация рисунка Быкова Екатерина Валентиновна. Использование технологий дистанционного обучения в преподавании дисциплины «История дизайна, науки и техники» Шаталов Александр Анатольевич. Новые возможности дистанционных, цифровых технологий в проектировании Акгюн Надежда Эркановна, Лаврентьева Екатерина Александровна. Поисковые системы в сфере культуры и образования Секция 4.
ИжГТУ имени М. Калашникова, Ижевск. Влияние идей «космистов» на оптико-кинетическое движение в русском дизайне ХХ века Панкратова Александра Владимировна. Московский энергетический институт. Римский университет Sapienza, Италия.
Эволюция форм. Переосмысление концепций с помощью современных цифровых технологий Турлюн Любовь Николаевна. Алтайский государственный университет, Барнаул. Проблема творческой индивидуальности в компьютерном изобразительном искусстве Савинкин Владислав Владимирович. Институт бизнеса и дизайна, Москва.
Косыгина Технологии. Роль цифровых и мультимедийных технологий в процессе создания современной таписсерии Йейтс Стив. Стипендиат Фулбрайта, США.
Российской академии художеств имени Репина исполнилось 265 лет
Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Опубликовано: Академия наук и художеств08.
Виктор Калинин владеет неповторимым живописным языком, на выставках его письмо узнаешь издалека. На картинах художника разыгрывается мятеж красок и рассекающих их линий, живописное изобилие и подвижная композиция создают певучесть его картин, ощущение визуальной напряженности и упругой динамики холста. Виктор Калинин родился в 1946 году в большой старообрядческой семье в алтайском селе Залесово. Многовековая традиционная культура и сама русская почва легли в основу его мировосприятия. Как живописец Калинин сформировался благодаря особой творческой атмосфере 1960-х годов. Он учился в Московском высшем художественно-промышленном училище ныне университет Строганова , в мастерской великого Гелия Коржева.
Отображается последний отзыв. Попросим работодателя открыть отзывы","employerReviews. Возможно, сама компания рассказала о них в вакансии — посмотрите описание.
Теперь соискатели видят 1 отзыв. Вы получили статус «Открытый работодатель»","employerReviews. Кандидаты увидят ответы на hh. Воспользуйтесь шаблоном — его можно редактировать. Что это даст?
Возникает вопрос: кто же этой подготовительной работой управляет? Такое впечатление, что есть некая небольшая группа доверенных людей, которая является, по существу, неформальным центром, определяющим научную политику страны, не неся при этом никакой ответственности, выставляя на свет мелких функционеров в виде постоянно меняющихся министров. Из всей этой череды назначенцев только бывшего главу ФАНО Михаила Котюкова можно назвать профессиональным управленцем. Он, кажется, все-таки понимал, что ему в управление досталось национальное достояние и задача заключается в том, чтобы очистить это достояние от многих несуразностей и сохранить для страны. Остается лишь сожалеть, что перед ним не была поставлена более глобальная задача перенастройки научного комплекса страны в новых условиях. Мы приближаемся к 10-летней годовщине начала активной фазы реформы РАН. Напомню, 27 июня 2013 года на заседании правительства РФ тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о начале процедуры внесения в Госдуму РФ проекта закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук…» ФЗ-253. Согласно первому варианту этого законопроекта, РАН подлежала фактической ликвидации упразднению. Сегодня уже можно подводить промежуточные итоги и попытаться понять логику действия сторон. Стартовым выстрелом к началу реформы, по мнению многих, послужило то, что Отделение физических наук РАН в мае 2013 года не переизбрало в качестве директора Института кристаллографии РАН члена-корреспондента РАН Михаила Ковальчука, до этого — многолетнего и достаточно успешного руководителя. Это было обидно. Обратим внимание на то, что при явной несправедливости результата все формальности были соблюдены. В общем, издержки демократии. Авторы «реформы» Академии наук так и не были озвучены властью, поэтому я даю им обобщенное название — кукловоды. Невидимые нити в надежных руках обеспечивают удивительную синхронность в управлении «куклами», расставленными по ключевым постам. А «куклы» работают не за совесть, а за страх оказаться «вне игры», на полке истории. В другой логике В шахматных терминах руководство страны, вместо того чтобы перевернуть доску и сказать, что партия окончена, сделало ход — предупреждающий. Слово «ликвидация», витавшее в воздухе, было заменено на слово «реформа», которое, видимо, все же надо заключить в кавычки, настолько она оказалась неэффективной. Ответ Академии наук был чем-то вроде рокировки в шахматах. В качестве президента выбрали самого яркого и заслуженного на тот момент ученого с мировым именем, академика Владимира Евгеньевича Фортова, который, казалось бы, должен найти общий язык с властями и вернуть лояльность власти. Он совершил большую ошибку, занявшись минимизацией потерь и выстраиванием отношений с новым органом управления академическими институтами — ФАНО. Менее всего мне хотелось бы обвинять большого ученого в неумении. Просто он действовал в другой логике, в другой системе координат, исходя из того, что Академия наук — важнейший инструмент развития страны. И Фортов мыслил и работал над сохранением ее важнейшего инструментария — академических институтов. А вот ждали от него совершенно другого — создания нового формата работы РАН. К сожалению, он не сумел создать вокруг себя аналитический центр, который подсказал бы ему верные решения. Легко понять состояние Александра Сергеева в центре, сидит : уже третий подряд президент РАН уходит, признаваясь в испытанном чудовищном административном давлении. Академия на протяжении даже советского периода постоянно подвергалась критике, «встряскам» и неудовольствию со стороны властей. От нее всегда хотели большей отдачи, и она всегда отвечала на критику повышением этой отдачи. Выбрав Владимира Евгеньевича Фортова, Академия не использовала свой шанс подстроиться под изменившиеся условия и задействовать сохраняющиеся у нее инструменты влияния, управления и самоорганизации. И как же жалко было смотреть на него в ходе заседания Президентского совета, когда он мужественно сказал, что Академии наук «Стратегия научно-технологического развития» страны, в существовавшем на тот момент виде, не нравится и что если ему дадут два месяца, то РАН подготовит свой правильный вариант программы. Эти слова повисли в воздухе. Академическая стратегия нужна была здесь и сейчас. Поле для маневра на шахматной доске сжалось еще сильнее. И вновь Академия борется на выборах в 2017 году со ставленниками кукловодов и вновь выбирает ученого, физика Александра Михайловича Сергеева. И вновь ему со всех сторон кричат: надо реформироваться, надо встраиваться в механизм принятия решений. Но Александр Михайлович запуган, ведь с той стороны играют кукловоды, у которых есть право перевернуть доску и объявить о своей победе. Поэтому Академия вновь дрейфует по ветру, пытаясь решать вопросы из тех, которые можно решить, а не те, которые нужно решить. Экспертиза, журналы — все это важно и нужно, но это не главное. Это единственный, но очень мощный инструмент влияния Академии на процесс научно-технологического развития страны. Вот когда можно было внести исправления в стратегию НТР, наполнить ее истинными смыслами. Но это вновь — малопонятный руководству набор направлений, на решение которых может уйти много лет. И к тому же он непонятен никому, кроме участников процесса. Мы много говорим о потере компетенций.