10 апреля 2010 года при заходе на посадку на военный аэродром Северный Смоленской области потерпел крушение крушение самолет Ту-154, выполнявший рейс из Варшавы в Смоленск.
Смерть в тумане. Кто виноват в гибели президента Польши под Смоленском?
Польские эксперты не подтвердили взрыв на борту Ту-154 Качиньского // Новости НТВ | Ранее министр иностранных дел страны Радослав Сикорский сообщил, что Варшава передумала подавать иск в ЕСПЧ к России по поводу авиакатастрофы, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский. |
Крупнейшие авиакатастрофы, в которых погибли известные политики | По мнению Ярослава Качиньского, под Смоленском произошла не авиакатастрофа, а убийство. |
Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский | Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik. В Иркутской области проводится доследственная проверка по факту авиационного происшествия с самолетом Airbus A330-343X. ↑ В авиакатастрофе в Тверской области погиб хозяин т.н. |
«Авиакатастрофа под Смоленском» | Видео | Пятый канал | Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с польскими оценками двустороннего взаимодействия при расследовании «смоленской» авиакатастрофы (Москва, 25 мая 2018 года). |
Признание спустя 13 лет: Польша откажется от версий о вине России в катастрофе Ту-154 | По мнению Ярослава Качиньского, под Смоленском произошла не авиакатастрофа, а убийство. |
Политолог объяснил отказ Польши от обвинений России в крушении Ту-154 под Смоленском
Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский | Подборка свежих новостей по теме «авиакатастрофа под смоленском». |
Польша: экспертиза опровергла версию о взрыве на борту Ту-154 с Качиньским | Подробнее об этом читайте в материале Общественной службы новостей. |
«Он не такой, как мы»: как живет единственный выживший в авиакатастрофе с «Локомотивом»
Посмотрев десятую серию программы “Расследование авиакатастроф”, вы узнаете о страшной авиакатастрофе, которая произошла под Смоленском в 2010 году. Место событий, локальный ориентир Место падения самолёта Ту-154М с президентом Польши Лехом Качиньским на борту, Смоленск, фото. На месте крушения самолета Ту-154 под Смоленском обнаружено тело президента Польши Леха Качиньского, сообщают информагентства со ссылкой на источник в правоохранительных органах Смоленской области, работающий на месте происшествия. Польские эксперты не обнаружили следов взрыва на борту президентского самолета Ту-154, который в 2010 году потерпел крушение в Смоленской области. 14 лет авиакатастрофы польского Ту-154 под Смоленском.
Эксперты опровергли версию о взрыве польского президентского самолета Ту-154
Смоленская авиакатастрофа: в Польше придумывают за что еще ненавидеть Россию 13 лет спустя | Катастрофа под Смоленском стала крупнейшей по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства [7] [8]. |
Расследование авиакатастроф 12 сезон 10 серия «Гибель Президента» | Среди бутафории, изображающей части самолета Ту-154М польских ВВС, бортовой номер 101, якобы разбившегося под Смоленском, есть вот эта деталь. |
Катастрофа под Смоленском: о чем говорили диспетчеры
Согласно результатам расследования МАК, основной причиной авиакатастрофы стали ошибочные действия лётчиков, принявших решение о посадке в плохих метеоусловиях. Мы скорбим вместе с вами, мы переживаем вместе с вами», — заявил на следующий день после катастрофы занимавший тогда пост премьер-министра России Владимир Путин.
Польские представители будто бы не слышали и не видели всех записей бортовых самописцев, а официальный отчет содержал неправдивые и сфальсифицированные элементы. Он обвинил Россию в ограничении доступа к доказательным материалам. И это при том, что польские прокуроры более десяти раз приезжали к российским коллегам, которые предоставляли им не только всякого рода материалы и записи регистраторов, но и возможности непосредственного обследования обломков самолета. Инженер Мачей Лясек, бывший заместитель председателя в «комиссии Миллера», опровергает утверждения Мачеревича, что в левом крыле самолета, еще во время его ремонта в Самаре, почти годом ранее был смонтирован ремень со взрывчаткой. Ведь потом еще несколько месяцев этот самолет летал, и никто на многочисленных аэродромах и во время пиротехнических проверок перед полетами с президентом этого не обнаружил. В интервью Dziennik Gazeta Prawna Лясек говорит, что подкомиссия Мачеревича не проводила никаких исследований, все, что делалось с 2016 года, было только имитацией. Это при том, что на нее ушло из бюджета 22 млн злотых более 5 млн долл. В состав комиссии не были включены никакие специалисты, которые когда-либо расследовали авиакатастрофы, члены подкомиссии не были на месте аварии в Смоленске и не проводили осмотра обломков.
Несмотря на приглашение, они не поехали в Москву, чтобы сделать собственные копии записей «черных ящиков».
В российском МИД отмечали, что Генпрокуратура России не получила от Польши ответа на запрос о стенограмме разговора президента Леха Качиньского перед крушением самолета под Смоленском в 2010 году. О факте разговора писали польские СМИ: по их данным, Качиньский говорил со своим братом по спутниковому телефону незадолго до гибели, причем "затрагивался один из аспектов осуществления полета". Запись разговора включена в материалы польского уголовного дела. Информацию о наличии стенограммы РИА Новости подтвердил один из участников расследования авиакатастрофы, проходившего в Польше. Он уточнил, что разговор состоялся "незадолго до того, как самолет разбился при посадке в Смоленске". При этом собеседник агентства отказался обсуждать содержание разговора.
Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов. Сообщение отправлено.
«Он не такой, как мы»: как живет единственный выживший в авиакатастрофе с «Локомотивом»
Более того, члены подкомиссии за всё время своей работы ни разу не посетили место падения Ту-154 и не изучали хранящиеся в России обломки самолета, на что прямо указывал действующий замминистра национальной обороны Цезари Томчик. В польском обществе также дают достаточно резкие оценки работе упраздненной подкомиссии: «Есть два основополагающих документа — от МАК и с польской стороны, результаты которых почти одинаковые. Единственно, что отличает: МАК всю вину возлагает на пилотов, а поляки говорят, что есть доля вины диспетчеров. Расследование, предпринятое Мачеревичем, не имеет даже юридического статуса. Это просто «дискуссионный клуб», который распиливал бюджет», — сказал в разговоре с «Известиями» польский журналист Сергей Гречушкин.
Прекращено ли расследование крушения польского Ту-154 Упразднение «смоленской» подкомиссии вовсе не означает, что Варшава отказывается от расследования этого дела: следствие продолжает Национальная прокуратура Польши, срок ее работы по этому вопросу продлен до конца 2024 года. За это время специалисты должны в очередной раз изучить обломки самолета, чтобы выявить на них наличие взрывчатых веществ, после чего итоговые материалы должны быть переведены на польский язык документы поступят не раньше августа. Всё это указывает, что расследование может затянуться и дольше, чем до конца года. Фактически подкомиссия Мачеревича на протяжении нескольких лет пыталась политизировать процесс с целью обвинения России и собственных политических оппонентов.
РФ неоднократно заявляла, что только завершение расследования может стать свидетельством реального намерения польских властей прекратить инсинуировать на этой теме для обострения и без того непростых двусторонних отношений. Однако пойти на этот шаг Туск не может исходя из политического цикла, в котором сейчас функционирует его правительство, указывает Дмитрий Офицеров-Бельский. Обусловлено это и политическим календарем на ближайшее время. Помимо президентских выборов, которые должны пройти в Польше в 2025 году, уже ближайшим летом состоится голосование в Европарламент, который хоть и остается достаточно «проходной» организацией в Евросоюзе, но всё же служит маркером социальных и политических настроений в каждом из обществ ЕС, считает Офицеров-Бельский.
Руководитель полётов дал команду экипажу о переводе самолета в горизонтальный полёт и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром. Тем не менее экипаж продолжал снижаться. К сожалению, это закончилось трагически. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Ликвидация последствий крушения Пожары, возникшие на месте катастрофы, были потушены в течение 10 минут. В 17:15 и 17:25 в Смоленске приземлились ещё два вертолёта со спасателями на борту [37].
Всего к ликвидации последствий крушения привлечены более 800 человек и 124 единицы техники, в том числе от МЧС России — 275 человек и 68 единиц техники, в том числе 3 воздушных судна [38]. Расследование причин 10 апреля 2010 года распоряжением Президента России Дмитрия Медведева [39] создана правительственная комиссия во главе с Председателем Правительства Владимиром Путиным , которая будет заниматься расследованием всех обстоятельств катастрофы. В тот же день министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский сообщил, что Польша проведёт своё собственное независимое расследование [40]. Генеральные прокуроры РФ и Польши договорились о тесном сотрудничестве при расследовании крушения [41]. По факту гибели самолета под Смоленском прокуратурами РФ и Польши возбуждены уголовные дела [41] , российской прокуратурой по статье «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Генеральный прокурор Юрий Чайка взял расследование под личный контроль [42].
Для проведения технического расследования обстоятельств авиакатастрофы образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны Российской Федерации [44]. На месте авиакатастрофы обнаружены два « чёрных ящика ». Позднее был найден третий «чёрный ящик» [46]. Около 22:00 по московскому времени 10 апреля в Смоленск прибыли польские следователи [47]. На месте гибели самолета работали 37 следователей из Следственного комитета при прокуратуре России и более 40 судебных медиков, также в следственных действиях участие принимали 11 следователей и прокуроров из Польши [48]. Вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов на заседании госкомиссии по установлению причин катастрофы самолета Ту-154 заявил — «Предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев показал, что взрыва и пожара на борту самолета не было».
Со слов вице-премьера, крушению самолета не предшествовал взрыв или пожар. Эта работа требует времени и продлится ориентировочно до конца недели», — сказал Сергей Иванов [49]. Эдмунд Клих, руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиакатастроф, заявил: «Российские специалисты сотрудничают с нами образцовым образом» [50].
Согласно результатам расследования МАК, основной причиной авиакатастрофы стали ошибочные действия лётчиков, принявших решение о посадке в плохих метеоусловиях. Мы скорбим вместе с вами, мы переживаем вместе с вами», — заявил на следующий день после катастрофы занимавший тогда пост премьер-министра России Владимир Путин.
Заявление было сделано на встрече с семьями погибших, которым были переданы результаты целого ряда экспертиз, включая и физико-химических исследования. Напомним, ранее министр национальной обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш признал крушение Ту-154 с Качиньским трагическим происшествием.
Признание спустя 13 лет: Польша откажется от версий о вине России в катастрофе Ту-154
Вторая же комиссия, которой руководил экс-министр обороны Антони Мачеревич, обвиняла в катастрофе Москву и говорила, что на борту самолета произошел взрыв. Позднее в Варшаве признали, что доказательств этому нет, и заявили, что откажутся от версий о причастности РФ к крушению самолета.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
В мире Фото: Unsplash Экспертизы не подтвердили факта взрыва на борту польского самолета Ту-154, который разбился под Смоленском в 2010 году. Об этом сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Польши Пшемыслав Новак. По его словам, на предметах, которые подверглись тщательному обследованию, не было обнаружено следов, указывающих на взрыв.
При этом одна из родственниц тех, кто находился на борту потерпевшего катастрофу самолета, обратила внимание, что прокуратура так и не смогла однозначно назвать причину аварии, передает РИА Новости.
Я вместе со многими смолянами несла гвоздики к Костелу и отвечала на звонки коллег из федеральных и международных изданий… Смоляне скорбели вместе с польским народом. А у отеля «Новый» в Смоленске и у ленты заграждений у аэродрома «Северный» дежурили наши корреспонденты, которые вели репортаж о работе МЧС и других служб на месте крушения. Расследование велось тщательно, были опубликованы без купюр переговоры диспетчеров и предложение из-за тумана посадить самолет на запасном аэродроме в Минске или в Витебске. А чуть позже обнародованы записи бортового самописца… 10 апреля 2023 года российский политолог Корнилов, вспоминая события 13-летней давности, резюмирует : «Такая вот она, русофобия — делает из бедных поляков глухих и слепых». Самолет прибыл на «Авиакор» для выполнения капитального ремонта 29 мая 2009 года. В 2023-м годовщину смоленской катастрофы перенесли на воскресенье, 16 апреля, так как 10 апреля выпало в Польше на Пасхальный понедельник.
Польша спустя 13 лет откажется от версии о вине России в катастрофе Ту-154 под Смоленском
Трагедия произошла под Смоленском. На борту находилось 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Была там и жена президента — Мария Качиньская.
Напомним, ранее министр национальной обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш признал крушение Ту-154 с Качиньским трагическим происшествием. Расследование авиакатастрофы под Смоленском обошлось бюджету Польши в 25 миллионов долларов.
Косиняк-Камыш подписал решение о ликвидации комиссии и отозвал полномочия у ее членов. Руководитель канцелярии премьер-министра Польши Дональда Туска Ян Грабец позже отметил, что комиссия фальсифицировала экспертизы американских и европейских специалистов. В итоге Польша официально отказалась от подачи иска против РФ в Европейский суд по правам человека по делу об авиакатастрофе.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отметил, что причина крушения давно известна и данную страницу «стоит перевернуть». Комиссия была создана после того, как в 2011 году были опубликованы доклады Межгосударственного авиационного комитета МАК и правительственной комиссии под руководством экс-главы польского МВД Ежи Миллера.
Возможно, виноват он только в том, что 7 апреля спокойно и безопасно прилетел на тот же аэродром в Смоленске для встречи с Владимиром Путиным. Со слов политика про Сикорского: «Он сообщил сразу после крушения ложную информацию о том, что пилоты врезались в деревья и что это говорят авиадиспетчеры. Это неправда — никто из авиадиспетчеров такого текста не передает». Чем больше времени проходит с момента трагедии, тем больше возможностей придумать заново прошлое? Журналисты, дежурившие в Катыни перед началом церемонии, посвященной 70-й годовщине расстрела польских офицеров, и ожидавшие визита Качинского, в прямом эфире передавали, как восприняли новость об авиакатастрофе представители Польши. Я вместе со многими смолянами несла гвоздики к Костелу и отвечала на звонки коллег из федеральных и международных изданий… Смоляне скорбели вместе с польским народом.
Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский
На месте авиакатастрофы под Смоленском. По мнению Ярослава Качиньского, под Смоленском произошла не авиакатастрофа, а убийство. Экспертизы не подтвердили факта взрыва на борту польского президентского самолёта Ту-154, разбившегося под Смоленском в 2010 году. Новый поворот в расследовании дела о смоленской авиакатастрофе произошел уже в марте 2015 года, за две недели до пятой годовщины трагедии. На борту разбившегося под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского не было взрыва, заявил официальный представитель генпрокуратуры республики Пшемыслав Новак со ссылкой на результаты экспертизы. По мнению экспертов МАК, непосредственной причиной авиакатастрофы 10 апреля 2010 года под Смоленском стало то, что экипаж воздушного судна не принял решения совершить посадку на запасном аэродроме.
Представитель Генпрокуратуры Польши: экспертизы не подтвердили взрыв в самолете Ту-154
Катастрофа под Смоленском стала крупнейшей по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства. 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на военный аэродром Северный Смоленской области потерпел крушение крушение самолет Ту-154, выполнявший рейс из Варшавы в Смоленск. Польские эксперты не обнаружили следов взрыва на борту президентского самолета Ту-154, который в 2010 году потерпел крушение в Смоленской области.
Власти Польши признали фальсификацию экспертизы по смоленской катастрофе
Это произошло после смены власти в республике. С тех пор польские следователи и криминалисты уже восемь раз приезжали на «дополнительные осмотры», но каждый раз сосредотачивались лишь на одном — поиске следов внешнего воздействия. По следам мародеров Еще летом 2010 года стало известно, что уже после катастрофы и гибели всех пассажиров Ту-154М с телефона одного из них, ученого секретаря Института военной истории Польши Анджея Пжевозника, было совершено три звонка. Чуть позже выяснилось, что с его банковской карты снята крупная сумма. Изначально это преподнесли как версию о внутреннем заговоре — но ее быстро исключили, так как тело Пжевозника было однозначно опознано, в том числе — генетически. При этом выступления и жизненная позиция погибшего полностью исключали версию ненависти к Качиньским.
Тайна раскрылась вскоре после того, как информация была передана российской стороне: оперативники смогли быстро вычислить и задержать четверых мародеров — солдат срочной службы Сергея Сырова, Игоря Путовара, Юрия Санькова и Артура Панкратова, причем к моменту задержания они уже демобилизовались. Срочники в первые минуты после трагедии были поставлены в оцепление. Уже 8 июня им были предъявлены обвинения в краже и покушении на кражу в особо крупном размере: обнаружив на месте трагедии бумажник польского ученого, они похитили из него банковские карты с записанными прямо на них PIN. Через некоторое время сообщники сняли 60,3 тысячи рублей, которые потратили в смоленских кафе. При этом выяснилось, что Сыров был ранее судим за грабеж, Саньков — за кражу, а Панкратов — за попытку расплатиться фальшивыми купюрами.
Однако приговор им вынесли только в декабре 2013 года — из-за проволочек с польской стороны, которая длительное время не могла передать необходимые следствию бумаги. Реальный срок получил только Сергей Сыров — именно он и похитил бумажник, за что получил два года колонии общего режима. Остальные отделались условным наказанием. Тогда же стало известно, что с телефона Леха Качиньского были совершены три звонка уже после его гибели — в том числе на следующий день после катастрофы Ту-154М. Вскоре вскрылась и пропажа находившегося на борту спутникового телефона.
Однако их судьба так и осталась неизвестной. От родственников погибших на борту президентского самолета в течение 2010 года поступали заявления о хищении ценных вещей — дорогих часов, ювелирных изделий и бумажников с деньгами: на фотографиях с мест гибели они различимы, но родным так и не были возвращены. Но, как рассказал «Ленте. А информация об обнаружении других не подтвердилась: на фото этих предметов просто нет. Уже в первые часы о теракте стали сообщать некоторые желтые издания.
Эта версия проверялась одной из первых и главных. В них делается вывод: на смывах с частей самолета тротила, гексогена, октогена и прочих взрывчатых веществ не обнаружено. Расположение обломков также свидетельствует, что все разрушения были вызваны исключительно столкновениями с деревьями и с землей. Но Ярослав Качиньский , брат погибшего президента, убежден, что перед самой катастрофой в левом крыле самолета произошли три взрыва. Версия о теракте вновь всплыла 30 октября 2012 года — в тот день газета Rzeczpospolita опубликовала материал, в котором ссылалась на генерального прокурора республики Анджея Серемета.
Как говорилось в материале, «следы тротила и нитроглицерина были обнаружены на 30 пассажирских сиденьях, в местах соединения крыльев с фюзеляжем самолета, а также на земле, среди обломков. Таковы результаты экспертизы, которую провел польский криминалист, так как заключения российского эксперта не удовлетворили польскую сторону». При этом уточнялось, что для выявления следов было использовано самое современное оборудование, которого в 2010 году у польских криминалистов еще не было. При этом однозначного вывода о происхождении этих следов еще нет — не исключено, что они могли остаться со времен Второй мировой войны. Однако в тот же день прокуратура Польши на специально созванной пресс-конференции опровергла эти факты, а опубликованный материал, по словам официального представителя польской военной прокуратуры Иренеуша Шелонка, содержит ложные и непроверенные факты.
По сути, правдой было только одно — повторные криминалистические исследования на месте трагедии польские следователи действительно проводили, но результаты их еще не получены. От редакции потребовали доказательств, но она не смогла их предъявить. Он, кстати, утверждал, что написал правду, а увольнение — результат интриг. В итоге газета выступила с извинениями. Однако версия о теракте на борту Ту-154М жива до сих пор — и по сути является единственным препятствием для завершения уголовного дела.
Обломки польского Ту-154М на месте катастрофы Фото: Reuters В 2016 году в Польше вдруг сообщили, что на записях бортовых регистраторов обнаружен звук взрыва. При этом утверждалось, что представленные Россией расшифровки подверглись изменениям: с одного прибора исчезли 4,5 секунды, а со второго — пять. Кроме того, якобы российская сторона вынудила польских экспертов внести аналогичные изменения в переданные официально копии. Именно на этих секундах и зафиксирован взрыв. Для подтверждения этой версии осенью 2018 года в Смоленск прибыла группа криминалистов польской прокуратуры.
Они семь дней исследовали обломки, но ничего найти так и не смогли. С тех пор и до сегодняшнего дня такие визиты стали постоянными — и с одним результатом. Но пока от версии о теракте в Польше не отказались, хотя объективных данных при всем желании так найти и не удалось. По словам военного прокурора республики, они виновны в создании ситуации, приведшей к возникновению непосредственной опасности, и в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве. В марте 2017 года польская прокуратура вновь заявила, что российским диспетчерам будут предъявлены обвинения — на этот раз двоих из них заподозрили в создании аварийной ситуации, а третьего по некоторым данным, Николая Краснокукотского — в пособничестве.
При этом основными причинами трагедии польское следствие по-прежнему официально считает недостаточную квалификацию членов экипажа разбившегося Ту-154М и их ошибки при оценке ситуации. Экипаж неоднократно нарушал инструкции, пилоты игнорировали сообщения о густом тумане в районе аэропорта Иренеуш Шелонгвоенный прокурор Польши При этом Шелонг уточнил, что одним из доказательств являются показания двух свидетелей — членов экипажа польского Як-40, который первым приземлился в Смоленске. Они, находясь на вышке, слышали, что диспетчеры передавали неверные данные экипажу Ту-154: разрешили снижение до высоты 50 метров, хотя в стенограмме расшифровок фигурирует другая цифра — до ста метров. Разночтения военный прокурор объяснил фальсификацией и записи, и стенограммы. Правда, один из свидетелей, бортинженер Ремигиуш Мусь, был найден мертвым в подвале собственного дома в пригороде Варшавы еще 27 октября 2012 года.
По официальной версии, он покончил с собой. Личность второго свидетеля не раскрывается. Но Шелонг тем не менее отмечал, что непосредственной причиной катастрофы стали действия экипажа, который был недостаточно подготовлен, — однако, мол, это не снимает вины с диспетчеров.
Через год после трагедии МАК объявил по итогам расследования, что непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром в условиях тумана, а системными причинами - недостатки в подготовке летчиков президентского отряда. Первая польская комиссия под руководством экс-главы МВД Ежи Миллера пришла к аналогичным выводам, назвав причиной катастрофы снижение самолета ниже дозволенного минимума в условиях тумана. Тогдашнее правительство Польши не согласилось с отчетом МАК и выводами комиссии Миллера и решило создать вторую комиссию, которая несколько лет не могла завершить работу. Однако комиссия по повторному расследованию катастрофы под руководством экс-министра национальной обороны Антони Мачеревича обвиняла в произошедшем российские власти и утверждала, что на борту якобы произошел взрыв.
Кроме того, на основании промежуточных выводов этой комиссии в Польше возбудили уголовные дела в отношении трех российских авиационных диспетчеров. В декабре прошлого года министр национальной обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш распорядился ликвидировать комиссию по повторному расследованию смоленской авиакатастрофы.
Стали известны результаты экспертизы крушения самолета президента Польши. Как сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Польши Пшемыслав Новак, экспертизы не подтвердили сообщения о том, что на борту самолета Ту-154 , разбившегося под Смоленском в 2010 году, прогремел взрыв. По словам Новака, на обследованных предметах «не было обнаружено следов, указывающих на взрыв».
В течение первых дней циркулировали также утверждения, что самолёт разбился при четвёртом заходе на посадку [32]. Также российский министр Шойгу по горячим следам якобы заявил о том, что катастрофа случилась при втором заходе. Представитель министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии сообщил, что «никаких запросов от экипажа самолёта по поводу посадки белорусской стороне не поступало» [34]. По его словам, в период транзитного прохождения самолёта «никаких замечаний не было, борт шёл на установленной высоте, по установленному маршруту» [34]. Первый заместитель начальника главного штаба Военно-воздушных сил России генерал-лейтенант Александр Алёшин 10 апреля 2010 года заявил, что экипаж самолёта несколько раз не выполнил указаний руководителя полётов смоленского аэродрома [35] : На удалении 1,5 километра группа руководства полётов обнаружила, что экипаж увеличил вертикальную скорость снижения и начал снижаться ниже глиссады. Руководитель полётов дал команду экипажу о переводе самолета в горизонтальный полёт и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром. Тем не менее экипаж продолжал снижаться. К сожалению, это закончилось трагически. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Ликвидация последствий крушения Пожары, возникшие на месте катастрофы, были потушены в течение 10 минут. В 17:15 и 17:25 в Смоленске приземлились ещё два вертолёта со спасателями на борту [37]. Всего к ликвидации последствий крушения привлечены более 800 человек и 124 единицы техники, в том числе от МЧС России — 275 человек и 68 единиц техники, в том числе 3 воздушных судна [38]. Расследование причин 10 апреля 2010 года распоряжением Президента России Дмитрия Медведева [39] создана правительственная комиссия во главе с Председателем Правительства Владимиром Путиным , которая будет заниматься расследованием всех обстоятельств катастрофы. В тот же день министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский сообщил, что Польша проведёт своё собственное независимое расследование [40]. Генеральные прокуроры РФ и Польши договорились о тесном сотрудничестве при расследовании крушения [41]. По факту гибели самолета под Смоленском прокуратурами РФ и Польши возбуждены уголовные дела [41] , российской прокуратурой по статье «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Генеральный прокурор Юрий Чайка взял расследование под личный контроль [42]. Для проведения технического расследования обстоятельств авиакатастрофы образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны Российской Федерации [44]. На месте авиакатастрофы обнаружены два « чёрных ящика ». Позднее был найден третий «чёрный ящик» [46]. Около 22:00 по московскому времени 10 апреля в Смоленск прибыли польские следователи [47].