Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей. Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей. Каллиграфическое письмо дисциплинирует человека, учит его усидчивости и спокойствию, а это именно то, чего так не хватает многим детям. Лучший выход из ситуации для родителя: сначала самому заняться каллиграфией, а затем заинтриговать ребенка.
Детская каллиграфия: обучение для начинающих
Когда ребенок владеет навыками каллиграфического письма, его спина выпрямляется, голова находится в правильном положении. У невнимательных детей, а также у детей, которым сложно сконцентрировать свое внимание, каллиграфия может помочь это исправить. уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях: При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы.
Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма. В заключение, могу сделать вывод, что каллиграфия важна для детей школьного возраста и необходима для развития мелкой моторики, психических качеств, возможностей формирования разборчивого почерка. Слайд 11Основная задача каллиграфии заключается в том, чтобы научить детей правильно и.
5 важных вопросов на тему детской каллиграфии
Такое же задание Наталья дает ребятам и в конце курса. Студенты и сами видят изменения, делают коллажи и делятся с подписчиками в Instagram. Именно этому студенты БГПУ в будущем будут учить ребят в начальной школе, а пока сами постигают эту сложную науку. Кроме конспекта, шариковых ручек синего и красного цветов на занятия по каллиграфии они приносят и специальные прописи, точно такие, как у первоклассников: — Не все студенты приходят в университет с красивым почерком, правильно сидят за партой, держат ручку и располагают тетрадь на нужном от глаз расстоянии. Многие приобретают эти умения во время занятий.
С целью формирования навыка каллиграфического письма применяем разные приемы: анализ формы буквы, показ процесса письма на доске и объяснение способов начертания буквы, слогов, слов, обведение буквы по контуру через кальку, письмо в воздухе и другие. В результате у ребят получается оставлять красивые буквы и в тетради, и на доске без подсказок. Поэтому кроме читабельного почерка получаем в дополнение массу бонусов. Методист утверждает: исправить манеру письма можно в любом возрасте.
Некоторые привычки и написание отдельных букв и их соединений останутся, но в целом, если приложить усилия, можно добиться практически идеального начертания: — Слышу много споров о том, нужно ли менять почерк, ведь он отражает индивидуальные черты характера его обладателя, и не стоит всех подстраивать под один шаблон: мол, хочу «хвостик» у буквы «з» делать не округлым, а угловатым и буду! Написание отдельных элементов букв еще куда ни шло, бывает, что человек придумывает свое начертание. В этом случае стоит подумать о том, кто будет читать то, что вы записали, и придерживаться установленных правил. Дайте две После общения с экспертом вдохновилась идеей улучшить и свой почерк.
Купить ее можно в любом детском магазине или сделать самостоятельно игровое поле из картона, нарисовав на нем цветные кружочки и прикрепив крутящуюся стрелку. Также для игры вам понадобятся кубики. Суть игры — выставить пальцы на игровом поле так, как выпало в рулетке. Победит тот, кто сможет правильно расставить и удержать в таком положении пальцы обеих рук. Театр теней Такая увлекательная игра — эффективный способ развития точных и согласованных движений пальцев и кистей рук. Также театр теней улучшает концентрацию внимания и усидчивость.
Для занятия понадобится только торшер или настольная лампа, а саму игру можно проводить вечером. Осветительные приборы поставьте так, чтобы тень падала на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии 3-4 метров от стены, чтобы тени получались нужных размеров. С помощью пальцев и кистей рук можно показывать как отдельных животных, так и целые сценарии увлекательных рассказов. Самые популярные сюжеты среди детей дошкольного и раннего школьного возраста — рождение и полет бабочки, лающая собака, лебедь или гусь. Пространственное мышление В начале обучения письму многие дети сталкиваются с нарушением межбуквенного интервала, зеркальным написанием букв, путают визуально схожие элементы, пишут слишком размашисто или чрезмерно узко.
Такие нарушения указывают, что у ребенка плохо развито зрительно-пространственное мышление. Детский мозг в таком случае неправильно воспринимает положение, формы и размеры как письменных знаков, так и всех предметов в целом. Для формирования красивого почерка выполняйте такие упражнения: «Зеркало» Это задание поможет лучше ориентироваться в пространстве и хорошо владеть своим телом. Попросите ребенка посмотреть на себя в зеркало, а затем провести ладошкой по лицу от носа ко рту и вернуться обратно. На следующем этапе упражнения необходимо повторить движения без зеркала, а потом с закрытыми глазами. Графический диктант Рисование в тетрадях в клетку, которое выполняется под диктовку.
Взрослый говорит, на сколько шагов клеток , ребенку нужно двигаться ручкой в тетради. В результате должен получиться законченный рисунок. Графический диктант помогает ориентироваться в пространстве тетради, а также способствует развитию зрительно-пространственного мышления. Для детей младшего возраста также полезны раскраски и лабиринты. Вы озвучиваете подсказки, куда и как перемещаться в пространстве — дойти до окна, нагнуться, развернуться, пройти вперед. Альтернативой этого развивающего занятия также является игра «Холодно-горячо».
Штриховка Заштриховывать готовые контурные рисунки — одно из любимых занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста. Штриховать рисунок можно разными линиями и в любом направлении — по горизонтали, вертикали, диагонали, волнистыми и даже ломаными. Штриховка способствует развитию терпения, усидчивости, аккуратности и правильного пространственного восприятия. Формируем графический навык у детей Закреплять графические навыки также помогают уроки рисования. Во время рисования происходит развитие левого и правого полушарий мозга, конкретно-образного и абстрактно-логического мышления. Также это занятие полезно тем, что: тренирует координацию движений; выстраивает связь между мышлением и речью; упорядочивает большой объем полученных знаний; закрепляет новую информацию.
Развитие графических навыков способствует формированию красивого почерка, если будут соблюдены следующие правила: Занятия проводятся регулярно и систематически. На уроках используются графические материалы. Дети поэтапно выполняют задания, то есть рисование не должно быть произвольным. Занятия должны проводиться в комнате с благоприятной обстановкой и творческой атмосферой.
Но уже тогда людям было важно, чтобы это было красиво.
В итоге с развитием письма возникло более 15 разных почерков, каждый из которых имеет свои интерпретации. Постепенно каллиграфию стали использовать лишь в исключительных случаях — для грамот или поздравлений, но в книгах ее почти не осталось. Возрождение произошло в начале XX века. Сегодня художественная каллиграфия не имеет границ: ее применяют при расписывании машин, стен, домов, активно используют в дизайне. В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит.
Далее изучают копперплейт, или, по-другому, английский курсив. Его пишут острым пером, сочетая толстые и тонкие линии при помощи разного нажима. На первых порах пишут в основном простые элементы, которые потом соединяются в цельную букву. Для письма используется плотная бумага, тушь и два типа инструментов — ширококонечные и остроконечные перья.
Заниматься каллиграфией могут дети от 7 лет. Есть возможность заниматься вместе с родителями. Чему можно научиться занимаясь каллиграфией В результате обучения школьник сможет научиться: концентрировать свое внимание; правильно списывать печатный текст особенно это актуально для тех, кто склонен к дисграфии ; навыкам прописывания букв и их соединений; правильно строить буквы на занятиях человек получает знания о ритме, пропорциях и элементах букв ; правильно ставить руку при письме. Каллиграфия и современные дети Одной из самых больных тем у детей младшего и среднего школьного возраста является почерк. Пляшущие буквы и цифры часто становятся поводом для насмешек, и даже для снижения баллов.
Каллиграфия для начинающих детей. Прописи, упражнения
Почему отменили каллиграфию в школах | Каллиграфия для детей 6-11 лет в центре «Паллада» преподается не только на отдельных курсах. |
Какую пользу дает каллиграфия детям? | Каллиграфия предназначена не только для выражений мыслей, это лишь наиболее очевидная ее функция. |
«Как курица лапой»: почему важно учить детей писать красиво
Стоит ли обращать внимание на почерк ребенка и уделять внимание такому архаичному занятию, как каллиграфия? Каллиграфия помогает детям успокаиваться: они хотят бегать и прыгать, а каллиграфия приводит в порядок ум и эмоции, помогает сосредоточиться, успокоиться, тренирует внимание и усмиряет характер. Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма. Каллиграфия, как и многие другие развивающие занятия, дает ребенку не только навык чистого и красивого письма сам по себе, но и улучшение некоторых важных когнитивных функций.
Эстетика письма и ясность ума: что такое каллиграфия?
Люди думают не только о содержании, смысле, но и о внешней составляющей. Во время письма люди не просто получают эстетическое удовольствие, но и приобретают новые навыки. Например, учатся дисциплине. На первый взгляд, это кажется незначительным. Но во время самого процесса письма люди задумываются, как красиво расположить слова друг к другу, где выделить абзац, какое соединение букв выбрать. Если в голове все гармонично и упорядоченно, это обязательно отразится на письме. Каллиграфия развивает творческие способности. Когда люди придумывают, как подписаться, какая закорючка украсит букву, ставить над "Й" палочку вверху или нет, все это развитие фантазии. Во время письма мы творим, придумываем завитки. Истина в том, что наш почерк уникален, значит и сам человек — прежде всего личность, причем уникальная.
Исследования в Китае подтвердили, что умение красиво писать помогает от разных болячек. Например, от повышения давления, больной головы, напряжения в мышцах. Китайский ученый Юань Пу из Пекинского института доказывал, что занятия по каллиграфии увеличивают продолжительность жизни. Каллиграфия — это гимнастика для нервов. Даже после первого занятия можно ощутить спокойствие и гармонию. Для того, чтобы научиться красиво писать, нужно только время и желание. Для начала выделите два дня в неделю по тридцать минут. Подготовьте рабочее место для удобства с хорошим освещением. Покупать специальные перья или ручки сначала не надо.
Попробуйте на первом этапе пути скрепить два карандаша, это позволит сделать имитацию широкого пера.
Лучшая работа мозга, ровное дыхание, устойчивая психика, и вообще, недаром великие каллиграфы были сплошь долгожителями, подчеркивалось в работах этого института. Известный каллиграф современности Генри Као собрал все возможные последствия «терапии буквами» - тут и нормализация давления, и профилактика заболеваний мозга, в том числе деменции, да по сути весь букет хворей, подстерегающих дряхлеющего человека — от всего письмо спасает. Он посмотрел на меня и строго сказал: «Молодой человек, пора наводить порядок в своих мозгах! Скажем прямо: жестких научных в западном понимании доказательств, что письмо от руки прямо вот спасает от деменции или инсультов, нет.
Но зайдите в любую российскую клинику, где восстанавливают после тех же инсультов. У большинства пациентов утрачены навыки письма. И как их восстанавливают? Они пишут. Стали писать — вылечились.
Нужны ли еще доказательства? Что же до наших школ, представляется, что в основе забвения письменных традиций лежат два обстоятельства. Учителя отчитываются о своей работе по неким параметрам, в число которых красивый почерк учеников не входит. Параметры заформализованы и состоят из балов, цифр. А красоту почерка цифрой на измерить.
И второе: большинство экзаменов — это процедура проставления галочек, крестиков и прочих фигурок, заменявших неграмотным письмо. Выбери правильный ответ из трех. И как-то сам собой отпадает вопрос, а почему бы ребенку не написать ответ. Вот же, сделал ребенок реферат. На компьютере набрал, ну и что?
Мы же приучаем дитя мыслить, причем тут способ производства букв? Наверное, в самом деле ни причем и, наверное, вопреки всему, скоро мы не будем писать от руки вовсе. Как на это откликнется наш мозг — посмотрим. Китайские медики продвигают тему «каллиграфия и здоровье», тесно связывая это увлечение с нужными энергетическими каналами. Фото: Shutterstock Как начать заниматься каллиграфией Есть четыре способа обучения каллиграфии — в зависимости от места жительства, наличия свободного времени, интернета и денежных средств: 1.
В группе с преподавателем; 2.
Яркий пример такой деградации вследствие нынешнего стиля письма — почерк врачей. Никогда не думали, почему же он неразборчив настолько, что в народе о нём уже и анекдоты складывают? На самом деле, неразборчивость почерка медработников — вовсе не повод для шуток.
В силу профессиональных особенностей они вынуждены писать много и долго, что приводит к самому настоящему профессиональному дефекту — дрожанию рук вследствие хронического перенапряжения мышц. И, как следствие, почерк становится просто неразборчивым скоплением кривых символов, смысл которого известен разве что самому автору, и то не всегда. Упрощение почерка — упрощение разума Каковы же итоги упрощения стиля письма? На первый взгляд весьма позитивные.
Обучить школьника более простому стилю письма намного проще, быстрее и банально менее энергозатратно для самого преподавателя. Да и сам стиль письма без излишних завитков и крючков позволяет писать быстро, не тратя время на письменные «реверансы». Но это лишь поверхностное понимание вопроса. Упрощение письма привело не только к упрощению самого процесса написания текста, но и к «упрощению» разума школьников и, как следствие, к упрощению разума населения.
Отсутствие гармоничного развития мелкой моторики приводит к отсутствию полноценного развития многих отделов головного мозга, что приводит к более низкому уровню интеллекта, отсутствию творческих способностей, нестандартного мышления и так далее. И если сравнить школьников 50—60-х годов и современных школьников, то разница между ними просто очевидна. Разумеется, что здесь не всё зависит от стиля письма, поменялось многое — и культура, и общепринятые ценности, и воспитание, и сама система школьного образования в целом. Но именно изменение стиля письма сыграло свою немаловажную роль в дисгармонии развития личности в процессе школьного образования.
И на фоне этого такие симптомы, как дрожание рук, просто несущественны. Ибо «снявши голову, по волосам не плачут».
В старой России культуру писания букв продвигала церковь. Но после Петра началось засилье печатных книг, а саму церковь приравняли к министерству от руки продолжали переписывать священные книги только старообрядцы , а после революции — какая уж церковь. Советы экспериментировали со шрифтами, и ранние советские книги прям хороши, но потом тоже все уныло унифицировалось. В итоге получается, что буква для традиционных культур — это как бы образ человека. Эта идея может быть облачена в религиозные или в корпоративные, как в Японии, одежды, но — вот такая идея, разделяемая миллиардами людей.
И было бы соблазнительно найти за этой традицией естественнонаучное, медицинское обоснование. Мол, так и есть — работает рука, работают и полушария мозга. Нам ведь все хочется обосновать научно. Написать рукой осмысленный текст даже из пяти слов — для мозга серьезная задача. Каллиграфия противодействует оболваниванию и разрушению личности». Сильное заявление. Есть ли ему основания?
Спросите у китайцев. Именно медики этой страны продвигают тему «каллиграфия и здоровье». Китайская медицина оперирует как традиционными понятиями движение энергий в теле человека , так и современными медицинскими терминами. И обосновывает, что можно лечиться — письмом, как энергиями, так и научными понятиями. В свое время в Пекинском институте графической коммуникации поставили опыты и узнали, что студенты с красивым почерком в целом более здоровы и перспективны. Лучшая работа мозга, ровное дыхание, устойчивая психика, и вообще, недаром великие каллиграфы были сплошь долгожителями, подчеркивалось в работах этого института. Известный каллиграф современности Генри Као собрал все возможные последствия «терапии буквами» - тут и нормализация давления, и профилактика заболеваний мозга, в том числе деменции, да по сути весь букет хворей, подстерегающих дряхлеющего человека — от всего письмо спасает.
Он посмотрел на меня и строго сказал: «Молодой человек, пора наводить порядок в своих мозгах! Скажем прямо: жестких научных в западном понимании доказательств, что письмо от руки прямо вот спасает от деменции или инсультов, нет. Но зайдите в любую российскую клинику, где восстанавливают после тех же инсультов. У большинства пациентов утрачены навыки письма. И как их восстанавливают? Они пишут.
Кому и зачем нужен курс каллиграфии
Лариса Сергеевна рассказала ребятам о том, что каллиграфия заставляет мозг чувствовать правильность линий, симметрию и ритм, развивает внимательность, наблюдательность и воображении. Занятия каллиграфией успокаивают бунтующий организм. А если ребенку понравится и он увлечется, то произойдет улучшение общего эмоционального фона. В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. В данной статье рассматривается роль и значение каллиграфии в младшем школьном возрасте.
Ум на кончиках пальцев: почему важно учить детей каллиграфии
Кое-где даже в органах власти еще есть штатные каллиграфы. Пишут от руки приглашения и поздравления особо дорогим гостям. Но каллиграфию изгнали из школ не везде. А что Россия?
А в России чистописание практикуют в частных школах и гимназиях, где, как уверяют рекламные проспекты этих заведений, «готовят будущую элиту». Интереснее, что каллиграфию в нашей стране кое-где практикуют для развития мозга и как профилактику его заболеваний. И это работает?
В Японии преподавание каллиграфии является обязательным в средней школе. Скажем, листаете вы книгу и вам попадается автограф Гагарина, Менделеева — конечно, в виде репродукции. Мельком посмотрите, и только.
Ну писал человек и писал. В той же Японии не так. Там считается: как ты иероглифы пишешь, такой ты и человек.
Дельный или не очень. При собеседовании придется написать каллиграфический тест. Компании продвигают сотрудника, рассматривая его почерк.
В обеденный перерыв на предприятия приходят учителя каллиграфии. В Японии, Китае, Корее создание иероглифов именно создание — высокое искусство и даже магия. То же самое в восточном мире, где пишут арабскими буквами.
Почерк каждого человека уникален, в нем — наш характер. Фото: Shutterstock Восточный мир — это пиршество каллиграфии. Выписать имя Бога так, чтобы вписать его в орнамент; написать цитату из Корана так, чтобы буквы образовывали, например, фигуру льва — высокое искусство, которым, однако, учат детей на каждом углу.
И историки, наверное, скажут: ну да, там же запрещены изображения к слову, это не совсем так. Изобразили льва буквами — вроде и запрет не нарушили, и себя показали. И отчасти это так.
Вместо кистей и перьев, можно взять все, что может писать: заточенные палочки, пластиковые карточки, поролоновые спонжи для крупных форматов. Один из примеров работ связанный с каллиграфией: 4. Влияние каллиграфии на учебный процесс и дальнейшую жизнь. В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, — начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения.
Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий. Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей сенсеев , которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы — самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это — следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в ещё более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую деятельность. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.
Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришёл к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет. Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведённых исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения.
Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты.
Но он физиологически сделать этого не может, потому что глазомер ещё не развит он к девяти годам формируется только. По-этому дальше овалы оказываются направленными в разные стороны. Педагог Ирина Горячева говорит, что редкие косые — вроде помощника, но такого, до которого ещё нужно дотянуться. Как рука помощи, протянутая мамой ребёнку в расчёте на то, что тот сам дотянется до неё. Частые косые — своего рода подпорки и для рук, и для глаз, но, безусловно, нужные. Поэтому я рекомендую всем: и учителям, и родителям, и тем, кто занимается письмом, — использовать в своей работе тетради с частыми косыми. Ещё один бич современной школы, которому, правда, уже не одно десятилетие, — так называемое безотрывное письмо. Чтобы человек мог быстро писать, поспевая за всем миром. Когда дети пишут безотрывно, в голове не складывается правильная цепочка формирования навыка письма. Отсюда и скверный почерк. У меня четвёртый год занимается девочка, которая пришла первоклассницей. Так в школе она перешла на безотрывное письмо. Но уже после того, как освоила отрывное и у неё сформировался навык. Маркер роскоши — Для меня каллиграфия — это таблетка от плохого настроения, способ заземлиться, замедлиться, подумать, снять тревожность, — признаётся педагог. Потому что каллиграфия — это про эстетику.
Когда человек пишет, то он мыслит. Но думает не только о содержательной стороне, но и о внешнем выражении написанного. Ещё лет 25 назад от учеников начальных классов можно было услышать вопрос: «А между этими буквами верхнее или нижнее соединение? Так происходило и должно происходить формирование внутреннего пространственного восприятия у человека, его миропорядка. Письмо дисциплинирует. Учит порядку и творчеству Когда мы выводим буквы, рука является только инструментом, а пишем мы сердцем, наша душа живёт, мы творим. Наверное, многие замечали, как нравится детям изменять свой почерк, смотреть, что получится, если написать мельче или крупнее, с завитком или росчерком. Как правило, такие эксперименты не вызывают восторга у учителей. А ведь так происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, его видение прекрасного.
Влияние каллиграфии на развитие ребенка
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. Занятия каллиграфией успокаивают бунтующий организм. А если ребенку понравится и он увлечется, то произойдет улучшение общего эмоционального фона. В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит.
Вы точно человек?
5 важных вопросов на тему детской каллиграфии - Журнал «КлеверЛаб» | Особенно здорово, когда каллиграфией занимаются дети. |
Почему отменили каллиграфию в школах | методики обучения каллиграфическому письму. |
Каллиграфия, чистописание, коррекция почерка — в чём разница? | Процесс каллиграфии требует усиленной концентрации, так как чаще всего чернила стереть невозможно и одно неловкое движение может испортить все. |
Польза каллиграфии
- Вы точно человек?
- Эстетика письма и ясность ума: что такое каллиграфия?
- Расскажите друзьям
- Польза каллиграфии
- Ровный почерк лишь у единиц
- Please wait while your request is being verified...
Кому и зачем нужен курс каллиграфии
На первых порах пишут в основном простые элементы, которые потом соединяются в цельную букву. Для письма используется плотная бумага, тушь и два типа инструментов — ширококонечные и остроконечные перья. Острое перо используется в двух классических почерках — копперплейт и спенсериан. Школьные прописи, например, разработаны на их основе. Так дети понимают, как выглядела буква в первозданном виде, а не в том, как ее воспроизводит шариковая ручка. Вообще, все классические почерки — это конструктор: если изучить эти азы, остальное не составит труда. Для каллиграфии достаточно двух лет, чтобы освоить ее на уровне профессионала. Главное — это ежедневная, хотя бы пятнадцатиминутная практика. Это лишь кажется сложным, но на деле приносит огромное удовольствие». Отец Павел и сам занимается каллиграфией: «Для меня каллиграфия в первую очередь — это один из способов духовного делания, духовная практика.
Также многообразие типов письма достигалось использованием различных инструментов.
Например, чтобы получить каллиграфическую линию, использовали такой удивительный инструмент, как «потык» — у него широкий наконечник, которым можно было выводить как широкие, так и узкие линии. Сегодня технический прогресс не стоит на месте, и мы уже перешли на механические перья. Сам я обучался каллиграфии у Петра Чобитько, руководителя и организатора Санкт-Петербургской школы каллиграфии. После этого на базе нашей школы был создан музей каллиграфии, нами подготовлена огромная плеяда учеников и специалистов. В Бийске не раз проводились семинары по этому направлению. Преподавание ведется, основываясь не на учебниках, информация передается в формате «учитель — ученик», таким образом сохраняется духовная направленность. Мы охотно делимся знаниями, сначала обучили своих преподавателей, а потом проводили занятия с учителями начальных классов нашего города. Сегодня у нас даже есть специальный кабинет, где мы организовываем различные занятия и мастер-классы. Совмещая получение знаний с экскурсиями по музею каллиграфии, организацией выставок, показываем наши необычные экспозиции. А потом рассаживаем всех желающих за парты, и часа полтора занимаемся каллиграфией, где новые ученики пробуют работать необычными инструментами.
Они открывают в себе творцов, причем за такое короткое время. И неважно, взрослые это или дети и насколько они далеки в представлении, что такое каллиграфия. Когда заканчиваются занятия — глаза горят у всех! Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия Фото: Сергей Кулыгин, "БР" Больше, чем линия — И все же мы говорим о том, что, развивая способность писать красиво, мы добиваемся не только эстетики? Есть три движущих силы развития человека: интеллект, воля и чувства. И каллиграфия способствует их гармоничному движению в одном направлении. Человек, который занимается каллиграфией, становится более усидчивым. На удивление, каллиграфия развивает даже такое качество как мужество, я уже не говорю про глазомер и прочее. Самое интересное, что мы даже на учениках в своей школе все это прочувствовали — дети, которые активно занимаются каллиграфией, начинают быстро подниматься в духовном и интеллектуальном развитии и, конечно же, в художественном аспекте. Они выбрали Димитрия Донского и полгода писали работу специальными красками, подлинник картины сейчас находится в музее в Москве.
Эта вещь интересна тем, что все линии выполнены микробуквами. Причем с соблюдением всех канонов древнерусской вязи. Например, есть такие моменты, что нужно учитывать межбуквенное расстояние, определенные соотношения ширины и величины. Девчонки придумали и зашифровали в картине фрагмент из жития Димитрия Донского.
О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты.
В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент — основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией.
Результат был очевиден уже к 7—8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие — пластику танца.
Если она взята неправильно, то это существенно усложнит процесс писания. Но как держать ручку правильно? Нужно расположить её на верхней трети ближе к левой стороне, если смотреть на ладонь среднего пальца. Указательным пальцем нужно придерживать предмет сверху.
А большой палец при этом придерживает ручку если его убрать, предмет не должен упасть. Все три пальца должны быть слегка согнуты, но расслаблены излишнее напряжение будет сильно мешать. Другие пальцы тоже можно согнуть к ладони. Ручка перемещается без усилий. Слайд 4 Третья причина — неправильная поза. Если ребёнок сидит не так, как нужно, то и писать ему будет неудобно.
Стол должен располагаться примерно на уровне груди но не сдавливать её! Спина при этом прямая, голова слегка наклонена. Слайд 5 Четвёртая причина — неправильное положение тетрадки или листа бумаги. Для начала разместите тетрадь прямо, затем сдвиньте её так, чтобы левый нижний угол расположился примерно посередине груди ребёнка. Затем слегка поднимите верхний правый угол. Так писать гораздо удобнее.
Слайд 6 И последняя причина — темперамент ребёнка. Если ребёнок активный, подвижный, постоянно бегает, куда-то спешит, а также склонен к переменчивости настроения, то и писать аккуратно ему будут довольно сложно. Буквы будут «прыгать», как и он сам. А занятия каллиграфии для таких деток могут быть буквально мучительными. Слайд 7 Как помочь ребёнку? Так как научить своего ребёнка писать красиво?