Новости что такое сатирическое произведение

В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах. Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.

Что означает сатирическое произведение

Роль сатирического произведения Сатирическое произведение играет важную роль в обществе по нескольким причинам: Критика и ирония: Сатира предоставляет возможность автору высмеивать негативные аспекты в обществе или власти. Она позволяет поднять актуальные вопросы и раскрыть их через сатирическую призму. Развлечение: Сатирические произведения часто направлены на развлечение читателей. Юмор и сатирический подтекст вызывают смех и вызволяют отрицательные эмоции. Осмысление и поиск истины: С помощью сатиры авторы стремятся представить определенные факты и события с новой иронической или саркастической перспективы. Это помогает читателю размышлять и искать истину за маской юмора. Общественное воздействие: Сатира может повлиять на мнение или поведение общества, особенно если она проникает в широкую публику. Сатирические произведения могут вызвать общественную реакцию и заставить людей задуматься над проблемами общества или предлагаемыми решениями.

В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности. Смысл и назначение сатиры Одной из основных целей сатиры является критика общественных и политических явлений, а также выявление и разоблачение недостатков и противоречий в различных сферах жизни. Сатира помогает обществу видеть и осознавать эти проблемы, а также способствует изменениям и улучшению существующей действительности. Кроме того, сатира помогает развивать критическое мышление и чувство юмора у читателей, позволяя им видеть скрытые стороны историй и событий, а также относиться к ним с иронией и самоиронией. Это способствует расширению общекультурного кругозора и развитию креативности. Сатирические произведения также могут выполнять роль высших искусств, создавая неповторимую и остроумную атмосферу, наполняя текст смыслом и значением, и достигая художественного совершенства.

XIII, вып. Л, 1925, стлб. В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках. Автор иронически изображает состояние Сигизмунда, нетерпеливо ожидающего осуществления своих замыслов: «... Он, как жених, которому невеста не дает согласия, стремится подкупить «сродников и доброхотов невестиных», т. Однако современникам и не было необходимости называть их имена: предателей-«земледержцев» знали хорошо. Есть основание предполагать, что Сигизмунд, против замыслов которого направлена «Новая повесть», знал ее и пытался оправдаться в тех обвинениях, которые здесь были высказаны против него. Отвечая боярам на известия о том, что в Москве много толков против поляков, Сигизмунд упоминал не только об устных толках, но и о том, что «о нас пишут», и утверждал, что «то все за злосердие и неправду делают» Собрание Государственных грамот договоров, т. Следовательно, с воздействием на читателя таких произведений нельзя было не считаться. Ценность такого рода обличений не только в том, что они раскрывали предательство представителей господствующего класса — «начального губителя» М. Салтыкова и Ф. Андронова, но прежде всего в том, что они на путь открытой борьбы с врагами, «здешними и тамошними», требовали «единодушия» против врагов, будили национальное самосознание. Из «Новой повести» видно, что изменники боялись народного мнения: поссорившись с Гермогеном, Салтыков «побояся множественного християнского народа: такое слово об этой ссоре, — В. Такая же ирония, издевка над богатыми, которые своим поведением довели народ до восстания, над «перелетами», пытавшимися сохранить связи и с московским правительством, и с тушинским лагерем, окрашивает их характеристики в «Сказании киих ради грех попусти... В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках Презрительной иронией проникнуты в этом «Сказании» описания жадности, лицемерия, корыстолюбия «имущих», т. Ни в малой мере не сочувствуя антифеодальному движению, автор возлагает вину за него на богатых, которые гонят от своих дверей бедных, отказывают в «судилищах», в «правосудии». Мастерски описаны, например, различные оттенки внимания к гостям, определяемые ценностью подарков, которые эти гости несут хозяину, степенью знатности и влиятельности гостя. Им же входящим в домы, давно уже стрегомым и изо окон назиряемым почасту, от коих стогн кто придет и кто что несет, и иже мало вечного томления приносящаго — худейшими рыбы стретают, а иже болши — того первыми, иного же и сынове. Внове же кто в честь вшед, или в судии, или в болярство и хотяще в мире сем добрым имянем ославитися и дабы честну были от всех, паче же бы наполнити лицемерным обычаем дом всякаго блага тленнаго, и той и сам наскачет яко орел лехко... С такой же осуждающей иронией раскрывает автор психологию «перелетов», которые из «царских палат» в «Тушинские таборы прескакаху». Эти люди «мысляще лукавые о себе: аще убо взята будет мати градов Москва, то тамо отци наши и братия, и род и друзи, тии нас соблюдут. Аще ли мы соодолеем, то такожде им заступницы будем» 402. Преследования властей не дали возможности такой литературе получить широкое распространение, она осталась чем-то вроде «тайных сказов», какие слагал народ и какие он хранил лишь в памяти, передавая тем, кому доверял. Не случайно «Новая повесть» сохранилась лишь в одном списке, «Сказание киих грех ради... В конце того же второго десятилетия XVII в. Авраамий Палицин, перерабатывая текст «Сказания» для своего повествования о «смуте», исключил или сгладил самые острые обличительные эпизоды, направленные против господствующего класса. Блестящий сатирический талант угадывается в литературной манере протопопа Аввакума Цит. I, вып. Русская историческая библиотека, т. K, 1927. Этот талант развертывается во всю мощь, когда Аввакум рисует ненавистное ему никонианское духовенство. Говоря о самом патриархе Никоне, Аввакум лишь иронизирует над поведением его в Москве перед избранием, когда он старался угодить всем — «яко лис: челом да здорово». Но давая сатирические портреты никониан духовного звания, которых Аввакум называет «губителями, а не целителями душам нашим» 311 , «ворами, пьяницами, блудниками», — он применяет разнообразные художественные средства: черты, выхваченные прямо из жизни, заостряются с помощью постоянного сравнения даже высших церковных чинов то с «чреватой женкой», то с «девкой», их пышных одежд — с «подклейками женскими»; гиперболически, с явной издевкой Аввакум описывает толщину своих врагов, которые «вид весь имеют от главы и до yог корпуса своего насыщенной, и дебелой, и упитанной в толстоте плоти их сыростной... Обличая никонианское духовенство за новшества, Аввакум рисует никонианина, переменившего «ризы священные и простые» а «камилавки-подклейки женские и клобуки рогатые»: «Богом преданное скидали з голов, и волосы расчесали, чтобы бабы блудницы любили их; выставя рожу свою да подпояшется по титкам, воздевши на себя широкий жюпан!... Всегда пиян и блуден, прости, не то тебе на ум идет, как душу спасти... На женскую подклейку платишко наложил, да и я-де-су инок, Христовым страстем сообщник!... Чему быть! И в твоем брюхе том не меньше робенка бабья накладено беды тоя — ягод миндалных, и ренсково, и романеи, и водок различных с вином процеженным налил: как и подпоясать. Невозможное дело: ядаемое извредит в нем! Никонианское духовенство, в изображении Аввакума, предано мирским делам, а не церковным: «... Посмотри-тко на рожу-то, на брюхо-то, никониян окоянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь! Аввакум напоминает архиепископу рязанскому, что библейский Мельхиседек «прямой был священник: не искал ренских, и романиеи, и водок, и вин процеженных, и пива с кордомоном, и медов малиновых и вишневых, и белых всяких крепких... На вороных и в каретах не тешился ездя. Да еще был и царские породы! А ты кто? Воспомяни о себе, Яковлевич, попенок! В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу на площаде, чтобы черницы-ворухиннянки любили» 303. А вот митрополит Павел еще попенком «по боярским дворам научился блюды лизать» 304. Язвительной иронией проникнуты эти характеристики представителей высшей церковной власти. Вместе с антиклерикальными сатирами второй половины XVII в. В ином тоне иронизирует Аввакум, описывая свою горестную судьбу. То он горько вспоминает, как его «жаловали-подчивали» никониане 41 , то — как в Москве — «зело употшивали палками по бокам и кнутом по спине 72 удара» 248 ; то иронически наставляет сам себя: «Любил протопоп со славными знатца: люби же и терпеть, горемыка, до конца» 28 ; то подсмеивается над тем, как он в Андроньевом монастыре, в «темной палатке» сидя «на чепи», «во тме», «кланялся» — «не знаю на восток, не знаю — на запад» 16. В этих сценках Аввакум особенно близко подходит к свойственной народной поэзии иронии бедняка над своей судьбой. В другом направлении развивались сатирические элементы литературы «европеизирующегося» дворянства второй половины XVII в. Абстрактная морализирующая критика в сочинениях, например, одного из крупнейших представителей этой литературы Симеона Полоцкого обращена на осуждение пороков «вообще». Если подобная литература попутно и затрагивает господствующий класс, то делает она это, стремясь «исправлением» недостатков укрепить его положение, а не расшатать, что открыто преследует антифеодальная демократическая сатира. Сатирическое направление в литературе XVII в. Уже в первой половине века сатирическая тенденция в демократической, преимущественно посадской, писательской среде стала определяющей в целой группе произведений, которые и своими темами, и художественным их выражением особенно сблизились с народной сатирой. Появление в литературе демократических слоев посада антифеодальной в своем основном направлении сатиры именно в XVII в. Восстания в Москве в 1584 и 1587 гг. Политическая активность его еще резче обнаружилась в годы первой крестьянской войны и борьбы с польско-шведской интервенцией, когда именно города взяли на себя инициативу объединить и организовать народные силы для защиты независимости Родины. С середины XVII в. Вместе с тем внутри самого посадского населения в течение всего XVII в. В обстановке резкого обострения классовой борьбы посада, то принимавшей форму открытых восстаний, то выражавшейся в подаче коллективных челобитных жалоб правительству, в выступлениях на земских соборах, слагались навыки своеобразных приемов описания тех «неустройств» феодально-крепостнического строя, против которых были направлены все виды народного протеста. Во время восстаний распространялись «воровские письма» — агитационные воззвания, которые называли главных виновников, описывали их злоупотребления или прямые измены. Челобитные, пытавшиеся мирным путем отстоять права жалобщиков, с большой выразительностью, с характерными подробностями быта изображали тяжелое положение челобитчиков. Изложенные ярким живым языком, соблюдавшие обязательные нормы деловой документальной речи, эти челобитные нередко обнаруживают незаурядное литературное мастерство их составителей. Документы XVII в. Здесь были группы профессионалов, которые получали от властей разрешение «кормиться письмом». Есть все основания полагать, что именно эта профессиональная среда и выдвинула новый тип писателей, создателей своеобразной демократической светской литературы XVII в. Демократическая сатира XVII в. Демократическая, по преимуществу посадская, сатира XVII в. Порожденная самой жизнью, назначенная воздействовать на нее в определенном направлении, эта демократическая посадская сатира представляется качественно новым явлением, подготовленным и традициями сатирического изображения, складывавшимися в русской литературе всего предшествующего периода, и бурным расцветом сатирической поэзии в тех слоях трудового народа, которые активно участвовали в антифеодальных движениях XVII в. Демократическая часть посадского населения в этих движениях была на стороне противоправительственной; народная сатира, сопровождавшая восстания, была особенно близка этой части населения по самому своему духу, поэтому закономерно, что и литературная сатира начала формироваться именно здесь, в непосредственном соседстве и органическом родстве с сатирической народной поэзией. Однако у творцов посадской сатиры были и свои, нередко профессиональные навыки, которые определяли особые, отличные от народно-поэтических, способы художественного воплощения сатирических тем. Юмор и сатира в народном творчестве и в старинной литературе представляют их своеобразные национальные черты, порожденные исторической действительностью и сформировавшимся в ее условиях русским народным характером. Во второй половине XVII в. Поэтому историю русской сатиры как особого вида литературы есть все основания начинать именно с той группы произведений, которые созданы преимущественно посадской, демократически настроенной средой в XVII — начале XVIII в. Разумеется, в литературе XVII в. И в том и в другом случае авторская оценка передается читателю с помощью настолько яркого изображения определенных сторон действительности, что объекты сатиры узнаются без труда; сквозь своеобразную форму сатиры, закономерно нарушающую иногда обычные реальные свойства явлений, суровая действительность XVII в. Вот почему так тесно сближаются факты исторической жизни, документально отраженные в целых группах «деловой» письменности, с художественным воплощением их в сюжетах сатир. Сопоставление сатирических произведений с этой документальной письменностью подтверждает и то, что сатира XVII в. Темы наиболее значительных сатир XVII в. Пристрастность судопроизводства, находившегося в руках взяточников-судей, тяжбы феодалов, насильственно захватывавших крестьянские земли, обращали на себя внимание публицистики уже в XVI в. Остроту этой борьбы отлично характеризует самая лексика челобитных, в которых притесняемые духовными феодалами крестьяне и посадские именуют поступки своих обидчиков, не считаясь с высотой их духовного сана, «озорничеством», «насильством», «грабежом», жалуются, что их «разоряют», «морят голодом», «оболгав ложным челобитьем», «стакався воровски» со светскими властями и т. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века, т. В условиях этой борьбы вырастали ненависть и презрение к духовенству и равнодушие к церковной обрядности, поддерживавшиеся пренебрежительным отношением самого духовенства к религии. Обе эти антеклерикальные темы были подхвачены сатирой. То, что Белинский в письме к Гоголю назвал «образцовым индифферентизмом в деле веры», свойственным русскому духовенству «Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством» В. Сомнение в признанных церковых авторитетах выразилось в насмешливой «Повести о бражнике»; формальное благочестие, за которым кроются корыстные цели, осуждено «Сказанием о куре и лисице»; отсутствие традиционного почтения к самой церковной обрядности породило смелую форму «Службы кабаку», «Повести о крестьянском сыне». Засилье «богатых мужиков» в посадах и на селе, против которого во второй половине XVII в. Сатира отразила эту борьбу в гневных репликах «голого и небогатого человека» — героя «Азбуки о голом», в насмешке над «малоумием» сельского богача, принимавшего вора за «ангела господня», в ироническом «Послании дворительном» к взяточнику. В обстановке все усиливающейся эксплуатации господствующим классом трудового народа были созданы сатирические портреты «дворянских детей»—Фомы и Еремы «Повесть о Фоме и Ереме» , неспособных ни к какому труду, и ироническое описание пожалованного дворянину «поместейца малого», где с народа за проезд берут всякие пошлины, а хозяева и их гости живут в сказочном, гротескно изображенном изобилии «Сказание о роскошном житии и веселии». Одним из способов пополнения оскудевшей за годы «смуты» царской казны была усиленная организация кабаков «кружечных дворов», в которых целовальники грабили народ и в пользу казны, и в собственных интересах; брали в заклад, несмотря на официальные запрещения, всякое имущество посетителей; стремились, по царскому наказу, «искать перед прежним прибыли». Челобитные «меньших и середних» людей обращались с просьбами «свести» кабаки — закрыть их, чтобы не разорялся народ. Сатира подхватывает и эту тему, гневно изображая «обнажение велие» посетителей кабака, показывая кабак как воплощение всякого зла, как виновника бедствий, постигающих пьяницу. Не миновала сатира XVII в. Недоверие, а иногда и прямая вражда к иностранным специалистам разного рода, приезжавшим по вызову правительства, объяснялись неуважительным отношением их к людям и обычаям новой родины; тем , что под видом мастеров проникали всевозможные авантюристы, шпионы, наносившие немалый вред; что способы торговли, практиковавшиеся иноземными купцами, были убыточны и для русских купцов, и для покупателей. На этой почве вырастало враждебное отношение к иноземцам вообще, крайним выражением которого является сатирический «Лечебник... Литературная сатира, как и устная, народная, касалась иногда и более узких тем «бытового» характера: язвительно насмешливо изображала ревнивого мужа с его подозрительностью «Слово о мужах ревнивых» , высмеивала тех, кто тянется за богачами, не имея на то средств, в частности била по обычаю «меньшего» свадебного чина вписывать напоказ в список приданого и то, чего на самом деле семья дать не могла пародийная «Роспись о приданом». Как видим, наиболее яркие сатиры XVII в. В этой литературе нет того отвлеченного морализирования по поводу человеческих пороков «вообще», которое характерно для сатирических элементов дворянской литературы XVIII в. Сатира в ряду этих способов занимала свое немаловажное место. В сюжетах сатирических произведений XVII в. В отличие от современных им «гисторий» и «сказаний», бытовавших также и среди демократических читателей, сатиры избирают своим сюжетом простейшие и обычные случаи из повседневного быта. Но эти случаи выбраны так, что они дают возможность обнаружить те стороны феодально-крепостнической действительности, обличение которых составляет задачу писателя. Сатира XVII в. Произведения сатирической литературы XVII в. На этом старшем этапе своего развития сатира пользуется уже готовыми литературными формами, всегда точно и обоснованно отбирая их из устоявшейся традиции. Выбирая средства для выражения сатирического замысла, демократические писатели имели перед собой полноценный образец в виде народной сатиры, также жанров о неоднородной. Сатирическая сказка и пословица, прибаутка и небылица сих своеобразным методом создания сатирических характеристик, обобщений нашли себе в литературе применение и в целом, и в отдельных своих элементах.

Обязательное следствие сатирического творчества — смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается — наряду с обличением — основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и сущностью, формой и содержанием. Этим художественная сатира отличается от прямых видов критики личных и общественных недостатков. От юмора сатира принципиально отличается природой и смыслом смеха. Для юмора смех — самоцель, задача писателя-юмориста — развеселить читателя. Для сатиры смех — средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. В отличие от юмора, сатире свойственны суровость и тенденциозная страстность. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к своему предмету — в осмеиваемом вполне может заключаться положительно прекрасное к примеру, благородный идеализм Дон Кихота, патриархальная доброта и душевная чистота старосветских помещиков из одноименной повести Н. Гоголя и др. Поэтому юмор снисходителен, умиротворен. Сатира же отличается безоговорочным неприятием своего предмета. При этом ее эстетическая сверхзадача — обличая, возбуждать воспоминания о прекрасном добре, истине, красоте , оскорбляемом пошлостью, пороком, глупостью. Двойственную сущность сатирического творчества точно определил в трактате 1796 О наивной и сентиментальной поэзии Ф. Шиллер : «Действительность как недостаточность противопоставляется в сатире идеалу как высшей реальности. Действительность, таким образом, обязательно становится в ней объектом неприятия». Салтыкова-Щедрина , «в царство теней все отживающее», и тем самым выражает положительное, восславляет подлинно живое. Идеал сатирика выражен негативно, обнаруживает себя через «антиидеал», через свое возмутительное и смехотворное отсутствие в конкретном предмете обличения. И в юмористических, и в сатирических произведениях нескрываемо присутствует авторская индивидуальность, но формы ее проявления также различны. В юморе смех тяготеет к универсальной «усмешке», часто он распространяется и на самого смеющегося например, на героя-«энтузиаста» новелл Э. Гофмана , на лирического героя цикла Г. Гейне Романсеро и стихов Саши Черного и др. В сатирических произведениях авторская субъективность проявляется по-иному — прежде всего в их откровенной тенденциозности и публицистичности, которые указывают на непреодолимую границу между моральным миром художника и обличаемым предметом. Эти особенности заставляют некоторых авторов говорить о художественной ограниченности сатиры. Так, Гегель утверждал в трактате Эстетика, что в сатире «находит свое выражение не чувство души, а всеобщее представление о добре,.. Достаточно часто критика пытается показать, что шедевры сатирического искусства не ограничиваются решением лишь собственно сатирических задач. Так, В. Белинский , размышляя об одном из вершинных достижений русской сатирической литературы, полемически замечает: «Нельзя ошибочнее смотреть на Мертвые души и грубее понимать их, как видя в них сатиру». Белинский расширительно трактует характер гоголевского смеха, аттестуя его не как «сатиру», а как «юмор», находит в нем, помимо «субъективности» и «социально-обличительного пафоса», «известную полноту изображения» и «слитность смеха с грустной любовью». Наиболее последовательно в современном литературоведении взгляд на чистую сатиру как на искусство «голое и прямолинейное», как на смех сугубо «отрицательный, риторический, несмеющийся, односторонне серьезный» выразил М. Такого рода сатире Бахтин противопоставляет собственную концепцию «амбивалентного», двойственного «карнавального» смеха — одновременно отрицающего и утверждающего, издевательского и веселого. Этот смех, по Бахтину, имеет культовое, фольклорно-мифологическое происхождение: осмеяние и срамословие обладали искони магическим значением, были связаны с категорией обновления, расставания со старым годом, укладом жизни и т. Смех как бы фиксирует этот момент смерти старого и рождения нового. Здесь имеет место далеко не голая насмешка, отрицание старого неразрывно слито в этом типе смеха с утверждением нового и лучшего. Бахтин считает такой смех принадлежностью т. Образцы карнавального смеха в изобилии дают европейское средневековье фасцении, фаблио, шванки и др. При широком толковании сатиры «антиидеал», подразумевающий «идеал» бахтинские характеристики двойственного, амбивалентного карнавального смеха приложимы и к ней. В сочинениях Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского сатира не менее двойственна: смеясь, она в то же время скрывает «невидимые миру слезы». Посмеявшись, читатель как бы переходит от конкретных впечатлений к итоговому размышлению: частное предстает перед ним крупицей всеобщего, и тогда в сатире обнаруживается трагическое, ощущение надлома в законах самого бытия. Салтыкова-Щедрина, герои Сентиментальных повестей М. Зощенко вызывают комический эффект, пока читатель воспринимает их как индивидуальные характеры, но стоит их осмыслить как типы, они предстают «прорехой на человечестве», раскрывается трагический аспект самого бытия. Поскольку сатирический пафос может пронизывать собой любые жанры, в советском и российском литературоведении периодически возникали попытки представить сатиру самостоятельным родом художественной литературы Л. Тимофеев, Ю. Основания к тому исследователи видят в особых принципах сатирической типизации и в специфике сатирического образа. Сатирический образ — результат сознательного «искажения», благодаря которому в предмете выявляется доселе скрытая комическая сторона и его внутренняя неприглядность. Сатира как бы пародирует жизненный объект. Она то приближается к нему вплотную, то в своих преувеличениях и обобщениях настолько далеко отходит от жизненного материала, что реальные признаки получают в образе воплощение фантастическое, подчеркнуто условное. Такое отклонение сатирического образа от «обычного» достигается за счет заострения, гиперболизации, преувеличения, гротеска. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет Путешествия Гулливера Дж. Свифта , Хромой бес А. Лесажа , История одного города М. Салтыкова-Щедрина, Клоп В. Маяковского , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена , И. Крылова , пародийное преувеличение Житейские воззрения кота Мура Э. В области языка гротеск опирается на остроту — минимальный элемент простейших сатирических жанров: каламбура, афоризма, анекдота. Гротеск, шарж в сатире обычно раскрывает комическое в той стороне личности, которой она походит на неодушевленную вещь, механическую деталь, косный, безжизненный автомат рассказ А. Чехова Унтер Пришибеев, государственные чиновники в романе Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка и др. Философ-литератор А. Бергсон так комментирует эту сторону гротеска: «Комично вставлять себя в готовые рамки. И всего комичнее перейти самому в состояние рамки, в которую другие будут бегло вставлять себя, то есть окаменеть в известном характере. Пути сатирической типизации различны. Рационалистическая сатира сконцентрирована на изображении явлений общественной жизни. Обрисовка индивидуальных черт здесь ограничена, широко применяется фантастическое допущение. Сатира такого типа приобретает зачастую памфлетное звучание, исследование жизни идет в формах «доказательства от противного». Образ-персонаж в произведениях такого рода склонен превращаться в символ и немыслим вне художественного гротеска Органчик из Истории одного города М. Композиционно произведения этого типа строятся нередко как диалоги, посредством которых сталкиваются враждующие идеи или качества. Так противоборствуют человеческие свойства под масками животных в баснях. Но в жанрах сатирического романа, утопии или памфлета противостоять друг другу могут и философские системы, общественные идеологии. В таких произведениях чаще всего присутствует герой-наблюдатель, чье внимание перемещается с предмета на предмет и формирует сюжет — как правило, иллюзорный, почти сказочный, утопический. Герой может посещать несуществующие края, чтобы сторонним взглядом окинуть привычные земные условия и неожиданно уловить их несуразность Микромегас в одноименной повести Вольтера , герой романа Иной свет С. В плутовском эпосе странствия связаны с поисками бытовых комических сцен на реальных дорогах Англии , Франции , Испании Приключения Тома Джонса, Найденыша Г. Филдинга и т. Чем более универсальные вопросы ставит в произведении автор, тем фантастичнее оказываются маршруты героя-наблюдателя. В гротескных сочинениях такого рода с широкой философской проблематикой порой он свободно обращается с пространством и — особенно — со временем. Здесь часты анахронизмы, осовременивание древности или архаизация современности Остров пингвинов А. Франса , переносы героя из настоящего в прошлое или будущее Янки из Коннектикута при дворе короля Артура М.

Гневная с. Бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. Сатира — плеть, ударом обожжет. Не любит узнавать никто себя в сатире. Там в театре в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы. Насмешка, обличение. Сатира и мораль смысл этого всего? Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: чердачный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Сатира от латинского satira — всякая всячина — вид комического, используемый в произведениях для критики общественных и человеческих проблем. Так, что такое сатира в литературе, и каково ее главное предназначение? Сатира: определение и общая характеристика Произведения, проникнутые комическим пафосом, затрагивают острые проблемы общества, беспощадно высмеивая недостатки и пороки. Оружием сатиры являются гипербола, гротеск, аллегория и другие средства. Сатира популярна и в поэтических произведениях и в прозе. Популярным видом этого жанра является политическая сатира, в которой высмеиваются политики, правители государств, их превышение своих полномочий и злоупотребление властью. К сатире относятся анекдот, фельетон, шутка, сатирические стихотворения, пародии. Разновидностями комического являются: ирония, сатира, сарказм, юмор. Портрет писателя Сервантеса. Сатирический пафос присутствует в произведениях М. Свифта и во многих других произведениях. Прекрасными сатириками были римские писатели — Гораций, Персий, Ювенал. Что мы узнали?

Сатира как жанр

В средние века сатира также существовала, но была выражена в форме моралистической сказки или аллегории. Однако сатиры такого периода отличались более сдержанным тонально-стилевым характером. Смена тонуса произошла в эпоху Возрождения, когда сатирические произведения стали более острыми и непосредственными. Такие писатели, как Франсуа Рабле и Антонио Франческо Гразиано, использовали сатиру для критики социальных проблем и моральных иллюзий. В XIX веке сатира приобретает не только литературное, но и политическое значение. Она становится оружием в борьбе за права и свободу народа. Сатирическая литература, писавшаяся в этот период, отличалась жёсткой критикой царского режима и социальных неравенств.

В XX веке сатира становится ещё более разнообразной и обретает новые формы. Самыми заметными жанрами стали пародия и абсурд.

Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь.

В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни. Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е.

Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество.

Яркий пример тому — М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений - «Собачье сердце» - увидело свет только после смерти автора. Новое время Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора.

В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира. Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах. Да и формат самого произволения стал более емким, конкретным и адресным.

А вот роль писателя-сатирика в обществе осталась прежней — поднимать на смех пороки общества и провозглашать истинные идеалы. Сегодня существует другая проблема — объем информации и текстов в этом направление просто огромен, пишут и выступают кто попало и не всегда на высоком уровне. Потому не так просто среди этого мусора отыскать действительно ценное наблюдение, достойное называться сатирой.

Выводы Человечество никогда не станет идеальным, не исчезнут пороки, зло или зависть. Это уже выбор каждого человека, по какому пути ему идти по жизни.

В литературе этот приём используется, чтобы пробудить воображение читателя. Особого мастерства в гротескном изображении действительности достиг М. Салтыков-Щедрин в сказках, «Истории одного города». Аллегория Это способ передачи понятия на основе конкретного образа, иносказание. Автор использует не прямое наименование, а намёк, систему скрытых представлений. Аллегория — это слово фраза , использованное в переносном смысле для обозначения каких-либо общепринятых явлений, понятий. Например, смерть — фигура с косой, Фемида — правосудие. Аллюзия Это намёк.

В литературе этим словом называют приём, указывающий на какой-либо общеизвестный факт, явление, событие. Писатели и обычные люди используют фразы, содержащие имена собственные или лексемы, связанные с историческими, мифологическими, др. Например, очень сильного человека могут назвать Гераклом, ассоциируя его с древнегреческим героем. Это аллюзия. Эзопов язык Данный фразеологизм в литературе обозначает иносказание. Связан он с именем древнегреческого баснописца Эзопа, который использовал особую форму высказывания, обличающего пороки общества и человека.

Гоголь, Тарас Бульба. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. Сатиры Кантемира. Шутливая с. Гневная с. Бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. Сатира — плеть, ударом обожжет. Не любит узнавать никто себя в сатире. Там в театре в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы. Насмешка, обличение. Сатира и мораль смысл этого всего? Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: чердачный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Сатира от латинского satira — всякая всячина — вид комического, используемый в произведениях для критики общественных и человеческих проблем. Так, что такое сатира в литературе, и каково ее главное предназначение? Сатира: определение и общая характеристика Произведения, проникнутые комическим пафосом, затрагивают острые проблемы общества, беспощадно высмеивая недостатки и пороки. Оружием сатиры являются гипербола, гротеск, аллегория и другие средства. Сатира популярна и в поэтических произведениях и в прозе. Популярным видом этого жанра является политическая сатира, в которой высмеиваются политики, правители государств, их превышение своих полномочий и злоупотребление властью.

Что значит сатира в литературе?

Что еще более важно, сатирическое произведение обладает способностью разоблачать глупости и пороки в обществе, развлекая аудиторию. Одна из главных ролей сатирического произведения — «срывание всех и всяческих масок» и обнажение сути явлений, которые можно увидеть если вы решили купить картину на холсте передающую всю тонкость идеи. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике.

Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?

Однако в России XVIII века сатирическая стихия охватила множество жанров – это и собственно стихотворные сатиры, и басни, и эпиграммы, и прозаические произведения, и пародии. Сатирическое стихотворение – это стихотворение, которое высмеивает какой-либо пример порока, глупости, несправедливости или морального падения. Сатирическое произведение — это литературный жанр, который использует сатирические приемы и стили для исмеивания негативных явлений в обществе.

Что означает сатирическое произведение

В сатирических произведениях автор высмеивает человеческие недостатки, используя обличение и смех. Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм. Что такое сатирическое произведение в литературе.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • Познавательная роль сатиры в произведениях
  • Что такое сатира вообще и в литературе в частности
  • Что такое сатира?
  • Что такое сатира в литературе?
  • Основные понятия теории литературы: сатира, юмор, ирония, сарказм
  • Сатирические приемы и их особенности

История и развитие

  • Московские новости
  • Что такое сатира вообще и в литературе в частности
  • Что такое сатирическое произведение
  • Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
  • История зарождения сатиры

Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя

сатира — сатира ж. 1. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток (в литературе классицизма). К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Признаки сатирических произведений. В России сатиру принято противопоставлять юмору.

Значение слова «сатира»

Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий. «Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки. Сатирические произведения также играют ключевую роль в поддержании социального диалога, предоставляя платформу для обсуждения и рефлексии. Что же касается до междужанровой сатиры, т.е. до сатирического отношения к действительности, реализующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий