С 4 августа 2023 года в случае принятия решения о введении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций Правительством РФ может быть установлено специальное регулирование. Обновленный законопроект стоит рассматривать в совокупности с ранее внесенным законопроектом об экспериментальных правовых режимах (ЭПР), считает Федор Иванов. Правительство России запустило экспериментальный правовой режим (ЭПР) по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей в 38 регионах страны, говорится в сообщении на сайте Минэкономразвития.
Что такое экспериментальный правовой режим цифровых инноваций с 2021 года
Для этого клиентам необходимо будет подать заявления через сайты госуслуг. За один только прошлый год вкладчикам лопнувших банков Агентство по страхованию перечислило 1,7 млрд рублей.
Минэкономразвития представило новый проект, устанавливающий экспериментально-правовой режим развития телемедицины — его разместили 7 февраля на портале нормативных правовых актов.
Чем отличается новый документ от прежнего, раскритикованного ранее Минздравом, разбиралась «Парламентская газета». Первичный прием — только очно Осенью прошлого года Минэкономразвития выступило с инициативой ввести в России трёхлетний экспериментальный правовой режим для развития телемедицины. Ведомство предложило разрешить нескольким медицинским учреждениям оказывать дистанционные медицинские услуги, в том числе постановку диагноза без обязательной очной консультации.
Но в Минздраве эту идею не поддержали. Там сочли, что риски превалируют над пользой, ведь не всегда дистанционный опрос пациента позволяет получить объективную картину заболевания. А значит, первичный приём и осмотр врач должен провести очно.
Ранее заслуженный врач России, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый сказал «Парламентской газете, что полностью поддерживает позицию Минздрава: «Если говорить о телемедицинской консультации в формате «пациент — доктор», то первичный осмотр обязательно должен быть очным.
В свою очередь, цифровые инновации — это: новые или существенно улучшенные продукт товар, работа, услуга, охраняемый результат интеллектуальной деятельности или процесс; новый метод продаж; новый организационный метод в деловой практике; новый метод организации рабочих мест; новый метод во внешних связях. Они должны быть введенные в употребление, созданы или использоваться с применением технологий, перечень которых утверждает Правительство РФ. Условия и сроки экспериментального правового режима, прекращение статуса участника определяет программа, которую утверждает Правительство РФ. Основная идея таких режимов — создание правовых условий для ускоренного появления и внедрения новых продуктов и услуг в сферах применения цифровых инноваций с использованием таких цифровых технологий, как искусственный интеллект, распределенный реестр, нейротехнологии, квантовые технологии и прочих.
Отсутствие подтверждения заполнения заявителем в мобильном приложении "iХантер" сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве при проверке государственным охотничьим инспектором является нарушением правил охоты и влечет риск привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8. Оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и или безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям 22. Риски причинения вреда жизни и здоровью человека при реализации экспериментального правового режима отсутствуют. Меры, направленные на минимизацию рисков, являющиеся обязательными для субъекта экспериментального правового режима 24. В целях минимизации рисков, указанных в разделе X настоящей Программы, субъект экспериментального правового режима обязан принять следующие меры: а осуществить интеграцию подсистемы "Охота" с системой-агрегатором с целью обеспечения принятия заявлений в случаях сбоя в работе единого портала государственных и муниципальных услуг. В случае сбоя в работе единого портала государственных и муниципальных услуг субъект экспериментального правового режима незамедлительно осуществляет информирование граждан путем размещения на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима информационного сообщения о возможности подачи заявлений через систему-агрегатор до восстановления работы единого портала государственных и муниципальных услуг; б обеспечить поддержание подсистемы "Охота" в рабочем состоянии, актуализацию сведений, содержащихся в подсистеме "Охота", создание резервных копий, проведение профилактических и восстановительных работ подсистемы "Охота" с целью недопущения сбоев в ее работе. Перечень субъектов экспериментального правового режима 25. Субъектом экспериментального правового режима является министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, ОГРН 1105406000798. Требования, которым субъект экспериментального правового режима должен соответствовать 26. Субъект экспериментального правового режима должен соответствовать требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. N 1978 "Об установлении особенностей применения положений Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" к правоотношениям, возникающим в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению "предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля надзора и муниципального контроля, осуществление иных полномочий и функций государственными органами и органами местного самоуправления". Возможность присоединения новых субъектов к экспериментальному правовому режиму, порядок такого присоединения 27. Присоединение новых субъектов к экспериментальному правовому режиму невозможно. Основания и сроки приостановления статуса субъекта экспериментального правового режима в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона 28. Статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается в следующих случаях: а непредставление субъектом экспериментального правового режима отчета о деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима и или отчета об итогах деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима, предусмотренных разделами XXV и XXIX настоящей Программы, а также представление неполных или недостоверных сведений в таких отчетах. В этом случае статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается до момента представления отчета о деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима и отчета об итогах деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима или представления уточненных отчетов; б выявление одного нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 4 раздела II и разделами IX - XI настоящей Программы, если это нарушение соответствует критерию, установленному пунктом 32 настоящей Программы. В этом случае статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается до устранения выявленного нарушения субъектом экспериментального правового режима; в установление факта несоответствия субъекта экспериментального правового режима требованиям, установленным пунктом 3 особенностей применения положений Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" к правоотношениям, возникающим в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению "предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля надзора и муниципального контроля, осуществление иных полномочий и функций государственными органами и органами местного самоуправления", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. В этом случае статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается до устранения выявленных нарушений субъектом экспериментального правового режима. Основания возобновления статуса субъекта экспериментального правового режима 29. Основания и сроки прекращения статуса субъекта экспериментального правового режима в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона 30. Статус субъекта экспериментального правового режима прекращается по следующим основаниям: а по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 12 Федерального закона, а также в случае упразднения министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области; б при поступлении в Министерство экономического развития Российской Федерации документального подтверждения ненадлежащего качества работы мобильного приложения "iХантер", в том числе сбоя в работе, не позволяющего установить мобильное приложение "iХантер", внести и или сохранить информацию в мобильном приложении "iХантер", использовать мобильное приложение "iХантер" по прямому назначению для целей, заявленных субъектом экспериментального правового режима, а также сбоя в работе, приводящего к самопроизвольной блокировке мобильного приложения "iХантер" и аналогичным ошибкам в работе мобильного приложения "iХантер". Прекращение статуса субъекта экспериментального правового режима осуществляется в сроки, установленные в Положении о принятии Министерством экономического развития Российской Федерации решения о приостановлении или прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в экспериментальном правовом режиме в сфере цифровых инноваций и об уведомлении субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций о принятии такого решения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2020 г.
Владимир Волошин (Минэкономразвития) об экспериментальных правовых режимах
Один из пунктов это применение криптовалюты только допущенным лицам по спецдопуску. Это и снизит инфляцию, которая напрямую действует на кошельки россиян.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие по поводу внедрения цифровых инноваций. Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта: — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в рамках экспериментальных правовых режимов, а также лица, вступившие с ними в правоотношения в рамках этих режимов; — государственные органы, органы местного самоуправления, которые могут выступать как сторона, участвующая в установлении экспериментального правового режима, так и участник, осуществляющий деятельность в рамках экспериментального правового режима; —организация организации предпринимательского сообщества.
Правительство РФ устанавливает экспериментальный правовой режим на основании позиций трех сторон ни одна из них не обладает правом вето при внесении предложения об установлении экспериментального правового режима , разногласия между которыми предлагается рассматривать координационному органу, определяемому правительством РФ: — регулирующие органы федеральные органы исполнительной власти , которые оценивают экспериментальный правовой режим на предмет рисков охраняемым законом ценностей; — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области экспериментальных правовых режимов, который обеспечивает координацию реализации и мониторинг экспериментального правового режима; — организации предпринимательского сообщества, которые формируют позицию предпринимательского сообщества в отношении экспериментального правового режима.
Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема осмотра, консультации , в том числе врачом, не проводившим очного приема осмотра, консультации данного пациента, по итогам проведения консультации с применением телемедицинских технологий. При этом врач, осуществляющий консультацию с применением указанных технологий, должен являться работником той же медицинской организации, в которой проводился очный прием осмотр, консультация. Договор в рамках экспериментального правового режима может заключаться посредством акцепта пациентом оферты медицинской организации, размещенной на ее сайте. Акцепт о принятии оферты медицинской организации подписывается пациентом с использованием простой электронной подписи.
В середине апреля правительство внесло в Думу законопроект о регуляторных песочницах — «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Термин «песочница» пришел из IT-индустрии, из программирования. Этим термином обозначается изолированная среда для создания и тестирования новых программных продуктов. Регуляторные песочницы используются для создания среды со специальным режимом регулирования, который позволяет работать игрокам, чья деятельность не совсем вписывается в существующее регулирование или не может действовать в условиях отсутствия определенных правовых норм. Механизм регуляторных песочниц активно применяется во многих зарубежных странах. Первая регуляторная песочница была создана в Великобритании в 2016 году. Изначально экспериментальные правовые режимы устанавливались в области цифровых инноваций в финансовой сфере. Однако позже эксперименты стали проводиться и в других сферах: транспорт, медицина. В Российской Федерации сегодня нет общего механизма установления экспериментальных правовых режимов. А поскольку необходимость в подобных экспериментах присутствует, то различные отрасли и регионы разрабатывают собственные механизмы проведения таких правовых экспериментов. Порядок проведения некоторых из них определяется федеральными законами например, Федеральный закон от 27. Есть случаи регулирования экспериментов актами Правительства Российской Федерации например, Постановление Правительства Российской Федерации от 25. В свою очередь, Банк России для проведения соответствующих экспериментов создал регуляторную песочницу, в которой осуществляется моделирование процессов применения инновационных финансовых услуг, продуктов и технологий для проверки гипотез о положительных эффектах от их внедрения без привлечения реальных клиентов. Неудивительно, что именно Банк России предлагается наделить полномочиями по установлению экспериментальных правовых режимов в сфере финансовых технологий с учетом особенностей, учитывающих специфику правового статуса Банка России, предлагаемых законопроектом к установлению Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев при подготовке к соответствующим экспериментам и мониторинге их реализации нормативно не закреплены возможности экспертного и общественного контроля. Также в законодательстве не определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию экспериментов, что создает трудности как в управлении ими, так и в мониторинге их проведения и последующей оценке результатов.
Минэкономразвития расширяет сферы, в которых потенциально может быть запущен ЭПР
28 января 2021 года вступает в силу закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций — регуляторных песочницах. Частным клиникам разрешили лечить пациентов онлайн в рамках экспериментального правового режима. Правительство РФ запустило новый экспериментальный правовой режим использования беспилотного транспорта в городах и пригородах на территории 38 регионов России, говорится на сайте Минэкономразвития. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года. Правительство России запустило экспериментальный правовой режим (ЭПР) по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей в 38 регионах страны, говорится в сообщении на сайте Минэкономразвития. Срок действия экспериментального правового режима не может превышать трех лет, если Правительством Российской Федерации не принято решение о продлении указанного срока на один год.
Шпаковская районная больница
Направление разработки,апробации и внедрения цифровых инноваций 1. Направлением разработки,апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" далее - Федеральный закон является медицинская деятельность,в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан.
Законопроектом предлагается институционализировать проведение экспериментов в сфере цифровых инноваций путём создания общего механизма установления экспериментальных правовых режимов в этой сфере: законопроектом предлагается урегулировать порядок инициирования, установления, реализации, мониторинга реализации, определения результатов реализации экспериментальных правовых режимов, установить требования к участникам экспериментального правового режима, принципы и критерии допустимости установления экспериментальных правовых режимов в восьми сферах, в которых предлагается применять цифровые инновации: медицинская и фармацевтическая деятельность, транспорт в том числе беспилотный , электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, финансовый рынок, дистанционная торговля, строительство, государственные и муниципальные услуги и государственный контроль надзор , промышленность. Как поясняют авторы законопроекта, в РФ на данный момент отсутствует общий механизм установления экспериментальных правовых режимов. В отсутствие такого механизма складывается разнообразная практика проведения правовых экспериментов.
Формирование по результатам реализации ЭПР новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности. Расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг. Совершенствование общего регулирования по результатам реализации ЭПР. Обеспечение развития науки и социальной сферы. Привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации.
Федеральный координатор проекта «Цифровая Россия», член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин пояснил, что введение специального правового режима принципиально необходимо, чтобы на практике протестировать беспилотные системы для выполнения коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. По словам депутата, апробация системы управления опытным районом, включающей цифровую платформу «Небосвод» и цифровой сервис обеспечения безопасности полетов RunAvia, позволит оценить возможность последующего запуска таких работ на всей территории страны. Однако еще не все направления получили законодательное решение, как, например, коммерческое применение современных беспилотных авиационных систем. Учитывая, что это направление постоянно развивается и уже дошло до того этапа, когда можно не просто обсуждать далекие возможности его применения, но оперативно внедрять в промышленную эксплуатацию, введение экспериментального правового режима позволит спрогнозировать, как грузовые беспилотники будут работать в масштабах всей страны», - подчеркнул Антон Немкин. Он также отметил, что использование в отдельных случаях экспериментального правового режима для внедрения цифровых инноваций не означает отказ от работы с системными инструментами. Он отметил, что Самарская область — один из немногих регионов России, для которого авиационно-космическая деятельность стала системообразующей: авиакластер в регионе работает с сороковых годов прошлого века.
Цифровая медицина
О том, как идет развитие экспериментальных правовых режимов по беспилотной авиации и автомобилей с автономным управлением в России, какие возникают трудности с персональными медицинскими помощниками, а также в каких сферах уже работает электронный документооборот эксперт рассказал «Телеспутнику» в кулуарах «Российского интернет форума» РИФ-2023. Показать больше.
Если вступят в силу федеральные НПА, которые сильно затрудняют или делают невозможной реализацию ЭПР, такие акты запретят применять к отношениям, связанным с экспериментом. Исключения — акты РФ в сфере обороны и безопасности страны и т. Есть и другие изменения.
Сегодня сектор телемедицинских услуг быстро растет: по данным Smart Ranking, в первом квартале 2023 года выручка от телемедицинских услуг выросла в полтора раза по сравнению с предыдущим кварталом, рассказал "РГ" председатель Академического совета программы "Управление бизнесом" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, председатель совета директоров компании "Доктор рядом" Максим Чернин. Однако эта технология все еще играет гораздо меньшую роль, чем могла бы. Международный опыт показывает, что дистанционное оказание медицинской помощи быстрее развивалось как раз в странах с большой территорией и наличием большого числа удаленных населенных пунктов. Федеральный закон о телемедицине вступил в действие 1 января 2018 года.
Он узаконил общение врачей и пациентов в дистанционном формате, однако по закону врач не мог ставить диагноз по видеосвязи, первичный прием все равно обязательно должен был проходить очно. Тем не менее по телефону либо интернету можно было получить медицинскую консультацию: врач мог заранее собрать жалобы пациента и составить анамнез, а окончательный диагноз поставить при очной встрече с ним, и в дальнейшем корректировать лечение - тоже только очно. Онлайн-консультации проводились также в формате "врач-врач". Рамочный закон об экспериментальном правовом режиме, который допускал введение особого регулирования в телемедицине на определенный период, вступил в силу в январе 2021 года в связи с пандемией COVID-19. В то время значительно возросла нагрузка на амбулаторно-поликлиническое звено, поэтому врачам фактически разрешили дистанционно подтверждать диагнозы пациентам с симптомами ОРВИ и COVID-19. В июле того же года были опубликованы поправки в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", позволяющие применять ЭПР в телемедицине. И вот теперь решение перешло в реальную практику. Все рекомендации и назначения, сделанные на дистанционных сеансах, приобретают правовую силу и могут стать предметом судебных рассмотрений при возникновении конфликтных ситуаций.
Скорейшее определение и масштабирование производства наиболее удачных моделей, с подтверждённой эффективностью — одна из ключевых задач национального проекта "Беспилотные авиационные системы", — отметил директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин. Участники получают приз за реально работающие продукты с высоким уровнем соответствия функциональным и техническим требованиям. Кроме того, конкурс эффективно отделяет громкий пиар от действительной способности компаний к выходу в рынок", — заявил идейный вдохновитель технологических испытаний "Аэрологистика" и генеральный директор Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев. Согласно программе ЭПР участникам испытаний предстоит преодолеть комплексный технологический барьер, открывающий возможности массового применения БВС для перевозки грузов. Подробнее о важности разработки и внедрения технологий DAA мы писали в этой публикации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Экспериментальный правовой режим для сельскохозяйственных БВС начал работу в 12 субъектах РФ
- Экспериментальный правовой режим расширит возможности телемедицины
- Экспериментальный правовой режим в РФ с 2022 года | Экстремальная психология | Дзен
- — И что, кто угодно может придумать какие угодно законы, и они начнут действовать?
- Наши проекты
- Минэкономразвития расширяет сферы, в которых потенциально может быть запущен ЭПР - CNews
Материалы по теме
- Минэкономразвития разработало экспериментальный правовой режим для телемедицины
- Экспериментальный правовой режим в России вступит в действие в 2022 году. Что это значит?
- В регионах РФ запустили экспериментальный правовой режим для беспилотного транспорта
- Регуляторика
- ЭПР для сельскохозяйственных БВС в 12 субъектах РФ
- Постановление Правительства РФ от 18.07.2023 N 1164 (ред. от 18.07.2023)
Минэкономразвития предлагает скорректировать Закон об экспериментальных правовых режимах
Правительство России утвердило программу экспериментально-правового режима (ЭПР) по эксплуатации беспилотного транспорта, сообщается на интернет-портале российского кабмина. Частным клиникам разрешили лечить пациентов онлайн в рамках экспериментального правового режима. Экспериментальный правовой режим состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории.
Минэкономразвития предлагает скорректировать Закон об экспериментальных правовых режимах
Срок действия экспериментального правового режима не может превышать трех лет, если Правительством Российской Федерации не принято решение о продлении указанного срока на один год. "Данный экспериментальный правовой режим необходим для тестирования, в том числе в формате соревнований, отечественных моделей беспилотников и отдельных технологических решений. Минэкономразвития расширяет сферы, в которых потенциально может быть запущен экспериментальный правовой режим (ЭПР).