Сразу после этого Лебедев был переназначен Советом Федерации еще на один шестилетний срок. Вячеслав Лебедев был отмечен многими правительственными и государственными наградами. Сенатор от правительства Нижегородской области Владимир Лебедев умер на 61-м году жизни. 28 февраля 2024 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание председател. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область), лидеры фракций и депутаты ГД приняли участие в церемонии прощания с Председателем Верховного Суда РФ Вячеславом Лебедевым, которая прошла в Москве, в Колонном зале Дома Союзов.
Умер сенатор от Нижегородской области Владимир Лебедев
Умер сенатор Владимир Альбертович Лебедев — НАУЧНЫЙ СОВЕТ ПО ЛЕСУ | 24 февраля в Москве скончался председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. |
Биография сенатора Владимира Лебедева | Лебедев умер 23 февраля, ему было 80 лет, и большую часть жизни он посвятил работе в судейской мантии. |
Умер Николай Лебедев | В воскресенье, 21 августа, ушел из жизни народный артист России Николай Лебедев. |
Названа причина смерти Вячеслава Лебедева | Ушёл из жизни Николай Сергеевич Лебедев – человек непростой судьбы, беззаветно преданный искусству, талантливый артист и профессионал своего. |
Дольше Путина: как Лебедеву удалось усидеть в кресле 30 лет
Артемий Лебедев | Лебедев говорил, что его родители умерли в голодном 1921 году, а сам втайне от всех встречался с матерью. |
В Москве попрощались с председателем Верховного суда России Вячеславом Лебедевым | Информацию о смерти Артемия Лебедева подтвердила его супруга, Елена Лебедева. Лебедев умер у себя дома. |
Артемий Лебедев | Лебедев обсуждает текущие новости в свойственной ему манере: не стесняется мата, юмора на грани фола и резких оценок. Выражение «ну умер и умер» Артемий произносит каждый раз, когда комментирует смерть известного человека. |
Умер сенатор от правительства Нижегородской области Владимир Лебедев | Лебедев говорил, что его родители умерли в голодном 1921 году, а сам втайне от всех встречался с матерью. |
Ушел из жизни близкий друг Игоря Крутого, председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев | Фотографии из репортажа РИА Новости 28.02.2024: Прощание с председателем Верховного суда РФ В. Лебедевым | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». |
Биография сенатора Владимира Лебедева
На 62-м году жизни скончался член Совета Федерации от правительства Нижегородской области Владимир Лебедев. Вячеслав Лебедев скончался в больнице после продолжительной борьбы с онкологией. О смерти народного артиста России Николая Лебедева сообщили в Театре имени Моссовета. В Москве 24 февраля скончался Вячеслав Лебедев на 81-м году жизни. В 1911 году Лебедев принял решение оставить Императорский Московский университет вместе со многими прогрессивными преподавателями в знак протеста против реакционных действий министра Кассо.
Сенатор от правительства Нижегородской области Владимир Лебедев ушел из жизни
Ехал с рыбалки. Озвучены подробности смерти нижегородского сенатора | Лебедев скончался сегодня в возрасте 80 лет. |
Ушел из жизни близкий друг Игоря Крутого, председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев | Председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев скончался в возрасте 81 года Фото: EPA. |
Названа причина смерти сенатора Владимира Лебедева | Добро пожаловать на канал Артемий Лебедев (18010012) на RUTUBE. |
Сенатор от Нижегородской области Владимир Лебедев умер от инфаркта | Лебедев Сергей Алексеевич (1902–1974), российский учёный в области электротехники и вычислительной техники, академик АН СССР (1953) и АН УССР. |
Умер старейший актер Театра им. Моссовета Николай Лебедев. Ему было 100 лет
Стала известна причина смерти сенатора от нижегородского правительства Владимира Лебедева, о которой стало известно 30 ноября. В возрасте 100 лет умер народный артист России Николай Лебедев, информирует сообщество «ВКонтакте» «Театр имени Моссовета». Вячеслав Лебедев скончался в больнице после продолжительной борьбы с онкологией. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев скончался в Москве после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Народный артист России, актер театра имени Моссовета Николай Лебедев умер на 101-м году жизни, сообщил Театр имени Моссовета в соцсетях. фото 1. 1945 год.
Названа причина смерти члена Совфеда Лебедева
Я считаю, что он останется в истории судебной системы", — сказала председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко. Нововведения Вячеслава Лебедева В качестве председателя Верховного суда Лебедев участвовал в написании текста Конституции в 1993 году, а затем и в разработке федерального закона "О судебной системе Российской Федерации". Новые юридические новеллы позволили судьям стать по-настоящему независимыми, а сама система превратилась в точный, современный и главное — открытый механизм. Среди новаторских предложений Лебедева было введение апелляционных инстанций. Обвиняемые отныне могли обжаловать арест и продление содержания под стражей. Возродил мировые суды, которые успешно работали до революции, но были ликвидированы советской властью. Он настаивал на гуманизации правосудия. В последние 20 лет ряд статей перестали быть криминальными: речь о деяниях, которые не представляют большой общественной опасности.
Сражался до конца. Участвовал в работе Верховного суда буквально до последнего дня", — рассказал собеседник "Коммерсанта". Вячеслав Лебедев родился 14 августа 1943 года в Москве. Окончил юридический факультет Московского государственного университета им.
РАН учредила премию имени С. Лебедева, присуждаемую за выдающиеся работы в области разработок вычислительных систем. Награжден: Сталинской премией третьей степени 1950 , Ленинской премией 1966 , Государственной премией СССР 1969 , 2 орденами Трудового красного знамени 1947, 1957 , 4 орденами Ленина 1954, 1956, 1962,1972 , Орденом Октябрьской Революции 1971 , международной медалью «Пионер компьютерной техники» 1996. Редакция технологий и техники Опубликовано 24 сентября 2022 г. Последнее обновление 24 сентября 2022 г.
Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии: mirtesen , smi2.
Сенатор Лебедев умер от инфаркта
28 февраля 2024 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание председател. Лебедев Сергей Алексеевич (1902–1974), российский учёный в области электротехники и вычислительной техники, академик АН СССР (1953) и АН УССР. О смерти народного артиста России Николая Лебедева сообщили в Театре имени Моссовета.
Скончался автор музыки к фильмам про гардемаринов Виктор Лебедев
Лебедев Владимир Альбертович навсегда останется в нашей памяти как выдающийся государственный деятель в сфере сохранения и приумножения природных богатств нашей страны, и как замечательный светлый человек. Умер сенатор Владимир Альбертович Лебедев.
В последние дни Лебедев находился в больнице Вячеслав Лебедев. В медицинских службах уточнили ТАСС , что причиной смерти стала болезнь. В последние дни Лебедев находился в больнице.
Глава региона назвал Лебедева легендой, очень хорошим человеком и созидателем. Лебедев занимал пост первого зампредседателя комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, перед этим — различные руководящие посты.
В 1991 году - Верховного суда России. На протяжении своей работы выступал за расширение компетенций суда присяжных. Вячеслав Лебедев — судья, юрист, ученый-правовед, доктор юридических наук, профессор, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», заслуженный юрист РФ, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Автор более 50 научных работ по юриспруденции. Кандидатская диссертация называлась «Судебная власть на защите конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность в уголовном процессе», докторская - «Проблемы становления и развития судебной власти в Российской Федерации».
26 лет назад, 9 июня 1997 года, ушел из жизни народный артист СССР Евгений Алексеевич Лебедев.
Причиной смерти сенатора от Нижегородской области Владимира Лебедева стал инфаркт. В возрасте 80 лет скончался Вячеслав Лебедев, с 1991 года занимавший должность председателя Верховного суда России. Владимир Лебедев работал в Нижегородской области на руководящих должностях в "Нижновэнерго", "Лукойле", заместителем губернатора Нижегородской области. Вячеслав Лебедев умер на 81-м году жизни.
«Коммерсантъ» сообщил о смерти главы Верховного суда России Вячеслава Лебедева
В возрасте 100 лет умер старейший актер Театра имени Моссовета, народный артист России Николай Лебедев. в ушёл из жизни 23 февраля в возрасте 80 лет. Вячеслав Лебедев в 1968 году окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. замминистра природных ресурсов и глава Федерального агентства лесного хозяйства. Умер Евгений Алексеевич Лебедев в Санкт-Петербурге 9 июня 1997 года. Умер Евгений Алексеевич Лебедев в Санкт-Петербурге 9 июня 1997 года.
Лебедев Сергей Алексеевич
И актер готовил Лира для себя, работая так, словно его ждет премьера. Роль была готова, но никто ее, к несчастью, так и не увидел. По гамбургскому счету. У многих творческих личностей рано или поздно наступает творческий кризис. Евгения Лебедева чаша сия миновала: «Кризис самоповторения возникает у художника тогда, когда он становится слепым и глухим по отношению к окружающей действительности, то есть жизни. Когда его покидают новые впечатления, новые мысли, новые интересы. Со мной этого не случалось. Если почему-либо трудно становилось в театре, я переключался на другое — писал, занимался деревянной скульптурой или изделиями из камня». Артистическую карьеру Лебедева не остановил даже тяжелейший, с потерей речи инсульт. Актер смог вернуться и к жизни, и к профессии, заново научившись двигаться и говорить.
Он снова играл и Серебрякова, и Холстомера, участвовал в постановках Додина. Да потому, что принадлежность к национальности русской, да и еще столь определенная и ярко выраженная, делала его великим и неповторимым, как велик был грузин Хорава, как велик англичанин Оливье, как прекрасен в своей национальной неповторимости француз Жан Габен. По духу, по крови, по темпераменту, по вере, по одержимости, по работоспособности, по добросовестности и по одаренности Евгений Лебедев — великий русский актер». Похожего мнения придерживается и Михаил Ульянов: «Если говорить по гамбургскому счету, он был народным артистом по сути, потому что в своем творчестве выражал черты именно русского характера: биография, восприятие жизни. В него, как в большого художника, природа и Бог вложили все российское. Ничего ни английского, ни испанского, ни шведского, только русское. Он был русский артист и русский человек. Со всей присущей нам безалаберностью и ерундистикой. Скомороший ряд был в нем очень силен.
Он настоящий скоморох! Вроде тех, кого головой о стенку били во времена царя Алексея Тишайшего». Смерть артиста стала шоком, неожиданностью, вдвойне страшной, потому что ее могло и не быть. Так по крайней мере считает жена: «Он был очень сильным человеком даже в свои восемьдесят… Если бы его не уговорили на абсолютно не нужную ему операцию, которую к тому же не сумели сделать, он бы и сейчас еще играл в театре». Евгений Лебедев скончался 9 июня 1997 года в Петербурге, а 19 июня 1998 года родился внук. Евгений Лебедев-младший. Именно он вручил в 2004 году первому лауреату Лебедевской премии фигурку Холстомера. И лауреатом этим стала Татьяна Доронина. Вера Камша Кравчук З.
Прошел вечер, посвященный памяти великого лицедея двадцатого века - народного артиста СССР Евгения Лебедева Олег Басилашвили сказал о Евгении Лебедеве удивительные слова: "Евгений Лебедев - это рыцарь счастья, бог юмора, страж совести". Образы, созданные им на сцене БДТ, - абсолютные шедевры актерского перевоплощения. Он был страшен и невероятно похож на Гитлера в "Карьере Артуро Уи", его Вожак в "Оптимистической трагедии" потрясал подлинностью могучего характера. Великий надрыв и гибельный накал звучали в речах старика Бессеменова и в горьковских "Мещанах"... Виталий Вульф, приехавший на вечер, признал, что и для него Евгений Лебедев был человеком-цирком, человеком-театром. Евгений Лебедев - это моя сильнейшая ностальгия по БДТ. Спектакль "Мещане" с его участием - высшее достижение театрального искусства. Его роль в горьковских "Варварах" до сих пор остается непревзойденной, с горечью говорю об этом, ибо только что смотрел новую постановку в Москве... Художественный руководитель МХАТа им.
Горького Татьяна Доронина, также приехавшая из Москвы, пыталась донести до зрителей свое понимание личности актера, бывшего три десятилетия назад ее партнером по сцене: - Евгений Лебедев, мне кажется, верил в театр, как в жизнь, - сказала актриса, - он в театре жил как будто дома, а домой приходил, как в театр. Дом и театр были для него единым целым. И, как мне кажется, он не всегда понимал разницу между ними. Помню, меня поразило внезапное открытие - почему Евгений Алексеевич стал на меня коситься после "Варваров"? Оказывается, потому, что там я играла не любящую его жену, и он был уверен, что и в жизни я его не люблю... Смешно, трогательно, удивительно... Другую грань актерского гения Лебедева отметил режиссер Александр Белинский. Он назвал артиста гениальным бутафором, который с фантастической изобретательностью лепил из вещей и предметов характер любого героя. Для Евгения Алексеевича характером живого существа обладал даже рукав пиджака или карман.
В "Энергичных людях" полотенце, которым он пытался взять стакан с водкой, было его настоящим партнером. Однажды полотенце оказалось другим, не тем, с которым обычно он творил чудеса. Так актер сначала "укротил" это полотенце, а уж потом заставил его "работать". О подобных случаях лучше всего рассказывают костюмеры и гримеры. Впрочем, гримерам было почти нечего делать в его спектаклях. Он сам всегда придумывал себе грим и, конечно, гримировал себя перед выходом на сцену. Его Пегой в "Истории лошади" поражал именно лошадиной похожестью, а пятно на "морде", из-за которого жеребенок и получил кличку, было так натурально и живописно, как будто артист и родился с ним... Заграничные гастроли выливались порой в триумф одного спектакля при огромном успехе других. Отклики на "Холстомер" до сих пор занимают немало места и в театре, и дома, где их бережно хранит его жена, его муза, его подруга жизни Нателла Товстоногова.
Западная публика никогда ранее не видела такого гения и сходила с ума от невероятного Лебедева. Завершился вечер вручением премии имени Евгения Лебедева. Лауреатом этой премии стала Татьяна Доронина. Поздравить актрису вышел на сцену... Евгений Лебедев. Внук артиста, маленькая копия дедушки, пятилетний Женя вручил Татьяне Дорониной миниатюрную статуэтку Холстомера-Лебедева. И еще мальчик подарил актрисе деревянную скульптурку из домашней коллекции: в доме Лебедевых-Товстоноговых на Петровской набережной до сих пор бережно хранятся лесные коряги, сучья, камешки, превращенные гениальными руками артиста в леших, кикимор, домовых... Зоя Кравчук Мельниченко Л. Оно прозвучало в Международный день театра но радио ЛОМО этот трудовой коллектив и БДТ связывает вот уже тридцатилетняя дружба и частично оно прозвучало в этот же день на Петербургском городском радио.
Мы печатаем его без всякой «литературной» обработки — только «живая» речь, «живые» интонации Евгения Алексеевича. Моя жизнь — вся - была в театре. Даже не я выбирал профессию, а меня в ы т а щ и л и в эту профессию. И я поверил, что я должен работать здесь, в театре! Я думаю, что идет это от моего отца. Отец у меня был просто священнослужитель, но он был художником: духовный мир его был богат. И он был рад, что я иду в театр, что я буду актером. И я думаю, что играя на сцене, я продолжаю профессию своего отца. Хотя он был священник, а я — артист, но я, как и он, пробуждаю в людях духовное… Мне повезло еще, знаете, в жизни в том, что я встретил своего режиссера.
Это произошло еще, когда он был никому не известный, начинающий режиссер: мы учились вместе. И я поверил, что мне не хватает вот такого человека, у которого такой ум, такие знания, как у Георгия Александровича! Потому что я жизнь хорошо знаю — просто по самой жизни — испытал ее, а Георгий Александрович — он очень много читал, воспитание его было другое. И это сыграло очень большую роль в моей жизни. Если бы мне попался другой режиссер — он бы меня уничтожил моими не-знаниями, а Товстоногов… он брал от меня то, что как будто ему самому не хватало, а я у него брал! Вот это и соединяло нас. Мне кажется, и результат поэтому такой был. Я ведь считаю себя актером театра. Я снялся очень во многих фильмах — более чем в пятидесяти.
Но могу назвать всего несколько ролей, которые, с моей точки зрения, могут существовать. В театре же у меня все складывалось иначе. Вот одно время говорили, что театр умрет, а кино — будет. Нет, театр никогда не умрет, потому что это очень живое, непосредственное общение со зрителем. Это настолько сильное и эмоциональное восприятие если сделано хорошо , что зритель уходит из театра обогащенный: затронули его душу. Человек немножечко преображается, что ли… — Вы как зритель бываете сейчас в каких театрах? И мне становится неинтересно и я думаю: «Я бы лучше почитал эту пьесу или этого автора, чем я смотрю то, что мне преподносится». А вот когда на спектакле я «теряю» свою профессию, перестаю анализировать и становлюсь просто зрителем — вот тогда я получаю удовольствие! И второй его спектакль — «Пиковая дама» — это тоже очень интересно.
Додин делает то, что мне близко. Для меня Додин есть продолжение Товстоногова и поэтому у меня с ним контакт, а с другими режиссерами у меня контакта не получается. Вот, видите, сколько спектаклей! Не знаю, как дальше будет, но пока — справляюсь. Хотя у меня были и инсульт, и инфаркт, и почку мне удалили — я борюсь! Мне кажется, можно себя расслабить, сесть и сидеть. И тогда трудно будет встать. Если 10 спектаклей в месяц, после каждого -как выжатый лимон… Да еще репетиции. Что радость-то Вам дает?
Жизнь сама! Мое беспокойство. Покой превращается в болото. Болото потом зеленеет, потому что оно стоячее. И человек так же. А река или море: ветер, буря, волны ходят, перемешивается все, галька обрабатывается — вот жизнь! И, мне кажется, и у человека такое должно быть состояние… У меня сегодня давление 225 на 100, а вчера 235. А я думаю: лежать? Вот сегодня я с утра роль учил не ту над которой сейчас работаю, а впрок потом вот кино смотрел с вами, «Два капитана», теперь вот с вами беседуем Надо сказать, что интервью у нас затянулось и плавно перешло в разговор на всякие другие темы.
В любом случае, Е. Сейчас вот отдохну чуть-чуть и на репетицию. А вечером — спектакль в Малом Драматическом — там я должен быть, в основном, сильным, нерасслабленным. Я читаю много. Сейчас вот, к примеру, «Дуэли и дуэлянты» Гордина читаю и думаю о Пушкине. Для меня эта книга — открытие. Я знаю, что Пушкин, допустим, озорной был и все-такое, но сейчас он передо мной в другом качестве предстает. Сейчас, читая его произведения — через эту призму — я бы все иначе понимал. Нужно, чтобы в детстве да и взрослыми мы бы читали книги хорошие, умные, а не сюсюкающие, не улюлюкающие.
Книг много — надо не упустить главные. Вообще, если бы начать жизнь сначала… я бы себя лучше образовал бы. Мы не грамотные были люди.
В Доме Союзов простились с главой Верховного суда На церемонию прощания с председателем ВС пришел Владимир Путин и другие известные российские чиновники. Вячеслав Лебедев умер 23 февраля в возрасте 80 лет. Источник «Коммерсанта» сообщил , что причиной смерти председателя Верховного суда стало онкологическое заболевание. Церемония прощания прошла в Колонном зале Дома союзов. В зале установили большой экран с портретом Лебедева, а рядом с гробом — отличительные знаки, которыми был награжден председатель при жизни. Во время прощания службу нес почетный караул.
В критическую минуту поисков Леонид Григорьевич Мурса, бывший в ту пору директором киностудии, хорошо понимавший творческую природу актеров, вдруг сказал: — А почему бы вам самим не проехать по Молдавии, не поискать подходящей шапки? Садитесь в машину и вперед. Любая точка республики — полдня езды. Найдете нужную вам шапку, сторгуйте, а студия оплатит. Боже, что это была за поездка! Мы проездили почти сутки, с рассвета до глубокой ночи, и где мы только за тот день не перебывали, с кем только не встречались! Евгений Алексеевич вошел в раж, все ему было не то. А обнаружили мы искомую кушму за триста верст от Кишинева, в какой-то деревушке под Окницей, у местного тракториста, у которого дом был полон гостей. Подвыпивший хозяин дома, узнав, в чем дело, тут же вынес свою поношенную шапку, запросив за нее как за две новые. Ни фасона, ни вида особого та шапка не имела, но была хорошо обжита. Она явно на голову Евгения Алексеевича не налезала, но, выпив стаканчик свекольного самогона в доме хозяина, уже успев подружиться с трактористом, Лебедев заявил, что это та самая шапка, которая ему нужна. Потом долгую, дождливую осень шли съемки в Буковине. К моему великому удивлению, когда Евгений Алексеевич выходил на съемочную площадку в дешевом, хлопчатобумажном костюме, стоптанных сапогах и с серой шапкой на макушке, крестьяне из массовки окружали его и начинали с ним длинный, свойский разговор. Поначалу Евгений Алексеевич, приличия ради, кивал, поддакивал, но, когда начинали доминировать вопросительные интонации, отсаживался от массовки по дальше, ждал, пока осветители заменят перегоревшую лампу. Эти неожиданные демарши озадачивали, обижали мужиков из массовки, они шли ко мне за разъяснениями такого странного поведения этого человека. В конце концов мне пришлось открыть им, что их новый приятель на самом деле никакой не колхозник, а знаменитый, народный артист СССР, Евгений Алексеевич Лебедев из Ленинграда. Приехал он к нам нарочно для этих съемок, а отсаживается по той простой причине, что, хоть он человек широко образованный, молдавского языка, увы... Он родом из соседнего села, мы не одну бочку вина распили, гуляя друг у друга, но такой смурной, заносчивый характер у него — вдруг, ни с того ни с сего, на полуслове умолкает, отсаживается и думу свою великую думает... При озвучивании ленты возникла проблема. Дело в том, что одно из действующих лиц фильма, один из сыновей Отца, который ни разу не показывается в кадре, комментирует происходящее на экране. Он как бы создает свой образ, рассказом, своим голосом. В кино это называется «текст от автора». Поначалу вызвался прочитать текст от автора сам Георгий Александрович Товстоногов, хозяин и руководитель знаменитого театра на Фонтанке, но Дербенев, надо отдать ему должное, мягко отказал. У Товстоногова был мощный, кавказский, рыкающий бас, а для фильма нужен был скромный, мягкий, степной баритон. Выбрали Иннокентия Смоктуновского, гремевшего тогда на весь мир после сыгранного им князя Мышкина в спектакле «Идиот» по Достоевскому. Не могу забыть пасмурный, весенний день в Ленинграде, когда шло озвучивание нашего фильма. Иннокентий Михайлович был полубольной, давление 90 на 50, пришел с большим термосом черного кофе, залез в будку наверху и две или три смены за один день отмахали. Мы его больше не видели, один голос да бесконечные дискуссии по рации. У Смоктуновского был очень тонкий литературный вкус. Вдруг в реплике сына об Отце «.. Сохранилась в газетах фотография премьеры фильма в Кишиневе, в кинотеатре «Патрия». Трое растерянных авторов. Я что-то объясняю Дербеневу, а Евгений Алексеевич смотрит куда-то в потолок, делая вид, что происходящее его не касается... А дело было в том, что накануне грянул гром. Фильм вызвал бурное негодование у руководства республики, он был объявлен кулацким, вражеским и Бог знает еще каким. Но премьеру отменить было невозможно. К тому же последнее слово в кинематографии принадлежало Москве, это была ее вотчина, она заказывала музыку, то есть финансировала. Голос руководства Молдавии мог быть только совещательным. Переполненный зал сидел окаменевший. Бешенство нашего незыблемого марксиста было всем известно. Судя по всему, фильм зрителям понравился, лирическая, трогательно-печальная история разлетевшейся, распадающейся семьи, но, с другой стороны, пренебречь позицией всемогущего партийного босса было смерти подобно... Гошей он называл Георгия Александровича Товстоногова, с которым состоял в близком родстве. Как сделать, чтобы получилось хорошо. И знаете, что он мне сказал? Чем лучше сделаете, тем хуже будет. Как в воду глядел. Окаменевший зал терпеливо ждал, что скажут авторы в свое оправдание. Чтобы как-то разрядить обстановку, я принялся им рассказывать, какое это большое и редкое дарование, Евгений Алексеевич Лебедев, и какое это счастье для всей нашей культуры, что он согласился приехать к нам и сыграть роль Отца. Меня слушали благожелательно, изредка похлопывали, но не верили. Не может быть, читалось на их лицах, чтобы этот избалованный славой россиянин, знаменитый актер, лауреат Ленинской премии, переодетый в хлопчатобумажный костюм, в поношенной серой шапке на затылке и истоптанных сапогах, сыграл роль нашего Отца, Отца семьи, Отца народа, если хотите... Мне думается, национальная гордость не позволяла им признать в нем исполнителя роли Отца. Не может же, в самом деле, сын священника, родившийся на Волге, не знающий ни нашей истории, ни нашего языка, живущий в Ленинграде, приехать в Кишинев, походить по базару, купить под Окницей поношенную шапку и с ходу проникнуть в наше святая святых!! Работники киностудии долго гадали, что бы такое подарить Евгению Алексеевичу на память. Прослышав об их муках, Евгений Алексеевич попросил ту неказистую шапку, в которой он сыграл главную роль. Должно быть, она и теперь валяется где-то там, в Санкт-Петербурге, если только моль ее не доконала. Карьера той крестьянской шапки из-под Окницы была воистину ошеломительной. После года съемок она объехала вместе с пленкой почти весь мир. Запретить фильм Кишиневу не удалось. Москва стала на защиту «Последнего месяца осени». Фильм получил несколько международных премий, один из членов швейцарского парламента пытался даже провести законопроект, обязывающий все молодое поколение просмотреть эту ленту, дабы они знали, сколь многим они обязаны своим старикам. Законопроект не был принят по той причине, что просмотр фильмов есть дело сугубо добровольное. Хочет человек — смотрит, не хочет — не смотрит. И все-таки было что-то таинственное, что-то загадочное, что-то провидческое, если хотите, в той нашей работе. Почти полвека минуло с тех пор. Распад семьи как ячейки общества охватил сегодня не только Молдавию. Это проблема мировая. Сама наша культура, театр, кинематограф в глубочайшем кризисе. Пора великих актеров, кажется, канула в лету. Нет более Евгения Алексеевича. Общепризнано, что «Последний месяц осени» — это его лучшая роль в кино. Слава Богу, пленка сохранилась. Изредка, когда на экране возникает до боли знакомая, сутулая фигура, полная достоинства, я замираю. Меня завораживает усталая поступь человека, немало потрудившегося на своем веку, медленный поворот головы крестьянина, знающего, что в мире нету вещей, ради которых стоит быстро, резко оглядываться, и в каждом движении этого человека я узнаю своего покойного отца. Это тем более удивительно, что я их не знакомил. Фильм снимался в одном краю, моя родная деревня находилась в другом, но, не видя Отца, Евгений Алексеевич угадал его через сына, и это самое великое, самое загадочное, что есть в человеческой жизни. И, разумеется, в искусстве. Портрет этого великого актера будет неполным, если не сказать хотя бы несколько слов о его сценических работах. Репертуар Евгения Алексеевича был чрезвычайно широк и разнообразен. Им сыграно около 400 ролей мужских, около десяти женских, несколько сказочных, в числе которых знаменитая Баба-яга. Но всего этого было мало для его бурной натуры. Из лесных коряг он создал огромную галерею сказочных персонажей, а к концу жизни написал и несколько интересных книг. Говорить о сценических образах, созданных Лебедевым, нет никакой возможности, тем более что я, в силу разных обстоятельств, не смог увидеть даже главнейшие из них, включая ставшую уже классикой роль Бессеменова в «Мещанах» Горького. Но об одной из последних работ Евгения Алексеевича невозможно не сказать. Речь идет, разумеется, об «Истории лошади», спектакле, поставленном по рассказу Толстого «Холстомер». Это была вершина творческой жизни Лебедева, спектакль бесконечно глубокий, смелый, я бы даже сказал — дерзкий. Для того чтобы оценить всю сложность этой работы театра на Фонтанке, как обычно называли театр Товстоногова, заглянем ненадолго к яснополянскому старцу. За прозой Толстого давно установилась слава герметически закрытой прозы. Ершистый, настоянный на внутренней полемике, усложненный ритм толстовских повествований, придя в соприкосновение с научно-техническими реалиями нашего века, оказывает яростное сопротивление. Задумчивые, красочные толстовские пейзажи не дают себя втиснуть в рамки кино и тем более телеэкрана. Грубая холщовая ткань толстовской прозы топорщится на тонких талиях современных актрис. Может, поэтому, при всех относительных удачах, истинного Толстого все еще ждут и в театре, и в кино, и на телевидении. А если зритель ждет, если в этом все еще есть потребность, не следует удивляться, что изредка, то тот, то другой коллектив начинает робко посматривать в ту сторону России, где расположена Тульская область. Воинственный по своей натуре, вечно ищущий новые пути, театр на Фонтанке предпринял на редкость смелую и, я бы сказал, парадоксальную попытку проникнуть в мир Толстого. Театр решил идти от обратного. Из всего толстовского наследия было выбрано самое не театральное произведение — повесть о лошади по кличке Холстомер. Идея принадлежала молодому тогда режиссеру Марку Розовскому. Это он принес в театр инсценировку и с благословения Товстоногова принялся организовать на сцене необычный для театра мир. Художник Эдуард Кочергин создал на сцене удивительно уютную, похожую на морскую раковину, несущую в себе все элементы земной округлости конюшню. Все действие спектакля в этой самой конюшне и происходит. Стены ее сделаны из натянутого холста, и сами лошади тоже в холст одеты. В длинных холщовых рубахах ходят конюшие. И халат, и мундир князя из того же холста. Грубоватая, холщовая ткань несла еще и ту мысль, что мир един и неделим — от князя до последней клячи. Вот с этого холста, думается, началось истинное проникновение театра в мир Толстого. Самое сложное, конечно, было достижение единства. Нужно было эту массу людей и лошадей организовать в единый ансамбль, в единое зрелище. И это театру удалось. Глубоко чувствуя социальную потребность застоявшегося общества, то, что, как говорится, висело в воздухе, он создал зрелищный, убедительный, прочный спектакль. От первого появления Холстомера, от его первой жалобы на невыносимую чесотку, и до красной шелковой ленты, символизировавшей кровь убитой лошади, зрительный зал сидел не шелохнувшись, окутанный сиянием толстовского мира и толстовских истин. В странной, необычной роли пришлось мне увидеть в тот вечер Отца из «Последнего месяца осени». Евгений Алексеевич стал лошадью. Он играл не просто образ какой-то там лошади — играл конкретную судьбу одной из многих миллионов кляч, проживших свой век на этой грешной земле. Они шли вереницами поколений на протяжении многих веков — пахали землю, возили груз, носили всадников в походах и боях, затем, отжив свое, обессилев, тихо погибали. Но вот одну из этих кляч заприметил глаз великого художника, ее судьба взволновала его, и стала та кляча звездой, блуждая по всему миру под именем Холстомер. Играл Евгений Алексеевич взапой. То он жеребенок, готовый подружиться со всем миром, то он раздираем чувством любви к своей единственной. Лошадиная судьба, как и вся иная жизнь, шла полосами — когда лучше, когда хуже. Но вот он, свет в конце тоннеля! Горизонты расширяются, ярко светит солнце, и Евгений Алексеевич прямо сияет от счастья. Два года прожил я у него — и ах, что это была за жизнь! У него была любовница, и по вечерам мы ее навещали...
Получив контузию, он был захвачен в плен. За всё время своего нахождения в плену Николай Лебедев прошёл шесть различных концлагерей, трижды бежал и в конце концов был освобождён советскими войсками. Параллельно с работой он обучался в школе студии МХАТ, а затем пытался поступить в этот театр. Однако военное прошлое актёра, а именно тот факт, что он провёл несколько лет в плену, не позволили осуществиться этим планам. Тем не менее, это не помешало актёру играть на сцене. Один раз выбрав театральную стезю, он оставался ей верен до конца жизни.